Часть II § 69. Содержание сей части Бог, покланяемый в единстве существа своего и прославляемый в трех лицах, есть Царь, Господь и Владыка своих тварей. Ибо, по словам святого Григория Богослова , – «для благодати Его не довольно было наслаждаться только созерцанием Себя, а надлежало сему благу разлиться и распространиться, дабы весьма многих облагодетельствовать». 39 Посему, после созерцания бесконечных совершенств триипостасного существа Божия, следует обратиться к Божественному домостроительству, или изложить учение о целой совокупности существ, видимых и невидимых, имеющих бытие кроме Бога и вне Его Божественной сущности, сотворенных Богом и направляемых к великой цели, указанной Его святой волею. § 70. Разделение В составе существ видимых и невидимых заключаются: 1) вселенная вообще, в особенности 2) Ангелы, 3) человек. Посему вторая часть Богословия Догматического состоит из следующих трех отделений: 1)          Учение о вселенной вообще; 2)          Учение об Ангелах; 3)          Учение о человеке. Отделение первое. Учение о вселенной вообще. § 71. Содержание и разделение В рассуждении о вселенной вообще представляются два вопроса: А) Как произошла вселенная? Б) Как продолжает существовать? На первый вопрос Богословие Догматическое отвечает учением о творении, на второй – учением о промысле Божием. А) О творении вселенной § 72. Предметы учения Священное Писание открывает нам истинное понятие о происхождении вселенной, когда учит, что она а) получила начало свое от триипостасного Бога; б) получила начало чрез творение, т. е. приведена в бытие из ничего; в) получила начало во времени; г) единым действием воли и словом Божиим; д) в известном порядке и постепенности; е) по побуждению высочайшей любви Божией и для откровения славы триипостасного Бога; наконец ж) вышла из рук Творца совершенной и чуждой всякого зла. § 73. Творец вселенной Что вся вселенная действительно получила бытие от Бога, по всеблагой Его воле, сие с одной стороны явствует из самого понятия о вселенной: ибо она, конечно, не могла произойти сама собою, или по слепому случаю; а с другой стороны эта истина утверждается повсюду в священном Писании. Самые первые слова оного таковы: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ). Псалмопевец говорит: вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли ( Пс. 134:6 ), и в псалме 103 представляет величественную картину творения и промышления. Апостол Павел говорит: Тем создана дыша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая ( Кол. 4:16, 17 ). § 74. Участие трех Лиц Пресвятой Троицы в творении

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Четвертая глава Апокалипсиса содержит в себе начало нового – второго видения святого Иоанна Богослова: пред святым тайновидцем Нового За­вета является Господь, подобный «иаспису и сардинови»; Господь восседает на престоле, от которого исходит гром и молния и пред которым горят семь светильников и простирается море, подобное кристаллу ( Апок. 4:1–5 ). Двадцать четыре старца и четыре животных ( ζωα) окружают Сидящего на престо­ле, воздавая непрестанно поклонение Ему ( Апок. 4:6–11 ). Изображение этого величественного зрелища, открывшегося пред взо­ром Иоанна, начинается повелением ему, чтобы он взошел в отверстую дверь неба и смотрел на то, чему надлежит быть «по сих». Апок. 4:1   " По сих, – пишет св. Иоанн, – видех: и се двери отверсты на небеси, и глас первый, его же слышах яко трубу глаголющ со мною, глаголя: взыди семо, и покажу ти, ему же подобает быти по сих». Форма выражения «по сих видех» (  μετ τατα εδον ), указывая на первое видение Иоанна Богослова ( Апок. 1:10–3:21 ), во время коего Господь Бог повелевает ему написать послания к семи Церквам ( Апок. 1:1–7, 2:12–16 ), в то же время указывает и на то, что второе видение святого тайновидца, изобра­жение которого начинается у него с 4-й гл., отлично от этого первого ви­дения. Нельзя, однако же, думать, будто между первым и вторым видениями святой тайновидец находился в обыкновенном, не пророческом состоянии духа или будто второе видение св. Иоанна происходило в со­вершенно другое время, в другие дни сравнительно с первым. Слова 2-го ст.: «и абие бых в дусе» ( Апок. 4:2 ) вовсе не доказывают того, будто в данном 2 ст. 4-й гл. Апокалипсиса говорится о переходе святого тайновидца из обыкно­венного, земного состояния в высшее пророческое, будто между первым и вторым видениями был такой промежуток времени, когда св. Иоанн не был в духе. Слова эти скорее всего указывают на возвышение того прежне­го пророческого состояния, которое было присуще Иоанну во время пер­вого видения, на переход из прежнего пророческого состояния к состоя­нию более высшему, более духовному. Такого возвышения духовного состояния Иоанна требовало само второе видение, более высшее сравни­тельно с первым по своему содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 18. Падение Вавилона Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела , т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба , но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его . Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела. Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался – жилищем бесов – и пристанищем всякому нечистому духу, – пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благоговеть пред тайной 2. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 29.08.2022 1179 Время на чтение 12 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/ Часть 1                              Монашеская жизнь  -  тайна. Мы, люди обычной жизни,  видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших.  Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он  всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за  лекарством для души и тела.  Мироточение было обильным,  и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал своему учителю: " Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла " . И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ  жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат, более того, настоятельно избегают, известности. Например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира, и не хотят возвращаться в него даже своим  изображением. Именно афонцам хочется, чтобы флагманский корабль монашества шел по морю современности необремененным мирской, отягчающей, славой.       Пишущие об Афоне сходятся во мнении, что нет точной даты заселения  полуострова. Гора упоминается даже в «Илиаде» Гомера. В первые века Новозаветного времени, после того, как сюда   ступила Божия Матерь, здесь селились монахи-одиночки, отшельники, пещеры которых обнаруживали  в последующие времена, изумляясь их многочисленности. Несомненно, тут были и палестинские, и синайские, и египетские молитвенники, ученики  великих Антония, Павла, Макария, других духоносных старцев первых веков.     Добавим, что нашествия диких язычников, самоуверенных мусульман, образованных папистов уничтожили многие документы афонской древности, и только с десятого века есть письменные источники, отчего одни говорят, что начало монашеской жизни на Афоне началось лишь со времен Константина Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

23. Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Сплошная седмица. Иверской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября) . Мц. царицы Александры. Пасхальная служба Триоди совершается в соединении со службой вмч. Георгия Победоносца (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели») . Примечание. Всенощного бдения накануне празднования памяти вмч. Георгия Победоносца на Светлой седмице не полагается. Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах – в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах) . Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...». Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке: 1-й стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 2-й стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 3-й стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 4-й стих: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 5-й стих: «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пленных свободитель...». 6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла...» (но не по гласу «Славы») . В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-06/

Пятидесятница В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков ( Деян.2,1–4 ). Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому что он праздновался уже в Ветхозаветной Церкви, во-вторых, – этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Дух Святой в День Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати. В День Пятидесятницы на общество учеников, как собирательное лицо и начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова получила воз­можность расти через усвоение и присоединение к себе других душ. Чрезвычайное и благодатное действие произвел сошедший Дух Святой на учеников Христовых и апостолов, они совершенно переменились, стали как бы другими людьми, они почувствовали в себе такую любовь к Богу, людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать на служение славе Божией и спасению людей. Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь, в Нем все живет и движется, «вся бо созданная яко Бог сый укрепляет, со­блюдает во Отце Сыном же» (Октоих, воскрес, степей 3 гл. 1, 2 антифон, 2 гл. 2 антифон). Святым Духом подается глубина дарования, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость (Октоих, воскрес, степен. 6 гл. 3 антифон, 7 гл. 1,3 антифон, 4 гл. 3 антифон; 3 гл. 2 антифон; 1 гл. 2 анти­фон, 5 гл. 2 антифон). «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священ­ники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» (Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира «Господи, воззвах», Срав. Октоих воскрес. Степен. 2 гл. 3 антифон: «Святым Духом точится всяка премудрость отсюда благодать апостолам, страдальчества венчаются муче­ницы и пророцы зрят»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Скачать epub pdf Июль–Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна (Кн. 6: гл. 1 (Ин.9:39–10:17)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 2. 7/8. С. 465–501 (2-я пагин.) (Окончание) —465— поведать слепым прозрение, то, как же здесь говорит: „на суда я в мир сей пришел, чтобы не видящие видели и видящие слепцами стали?“ Неужели, скажет кто, Христос греха служитель ( Гал.2:17 ), по слову Павла? Да не будет. Он пришел затем, чтобы совершить предложенную по милосердию к нам цель, то есть осветить всех светочем Духа. Но Иудеи, бывшие склонными к неверию, не приняли осиявавшей их благодати, как бы самозванную призывая на самих себя Тьму. Так именно и написано о них в пророческих указаниях: „когда они ожидали света, явился им мрак, – ожидая сияния, ходили во темноте“ ( Ис.59:9 ). Что касается до проповеди закона, Иудеи ожидали сияния и света, то есть Христа, ибо они признавали, что Он придет, и ожидали Его. Но казавшиеся в этом отношении благочестивыми, они ходили в темноте, то есть в глубоком мраке, причем причиною этой подверженности их тьме был не другой кто, но сами они своим неверием навлекали на себя это бедствие. Итак, Я пришел, говорит, чтобы сообщить слепцам зрение посредством веры, но бесчувственное настроение неруководственных и непослушных, направленное более к неверию, обратило им в осуждение пришествие Просветителя; так как не веруют, то подвергаются осуждению. Это яснее высказал тебе Спаситель и в других словах: „верно, верно говорю вам, верующий в Сына не судится, а неверующий Сыну уже осужден, потому что не уверовал во имя Сына Божия“ ( Ин.3:18 ср. 36). Таким образом весьма искусно начало рассуждения ведет от данного и находящегося под руками предмета и совершенное над прежним слепцом чудо делает как бы корнем для своей речи, ибо —466— утверждает, что он прозрел не по телу только, но и по уму, так как принял веру. В противоположном состоянии находились фарисеи, ибо не узрели славы Его, хотя и весьма ясно блиставшей в этом величайшем и новом чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служба преподобному Серафиму Саровскому Святая Церковь празднует память Святого Серафима, Саровского Чудотворца два раза в год: в день его блаженной кончины 2/15 января, и 19 июля/1 августа, в день его прославления. 31 июля, 2008 Святая Церковь празднует память Святого Серафима, Саровского Чудотворца два раза в год: в день его блаженной кончины 2/15 января, и 19 июля/1 августа, в день его прославления. НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, самогласны, глас 4: Сошедшеся днесь, христоименитии людие,/похвальными песньми венчаим/земнаго Ангела и небеснаго человека/и к нему тепле возопиим:/о блаженне отче Серафиме,/постников преславная похвале,/о нас молися ко Господу/помиловатися душам нашим. Целомудрие и кротость/от юности возлюбив, отче Серафиме,/чистотою ума и сердца/любовь Христову стяжал еси,/еюже Богови приблизился еси./Того убо ныне моли/от бед избавити верою творящия честную память твою. Днесь сошедшеся христоименитых людей множества/в прославление честных мощей твоих,/преподобне отче Серафиме,/радости и веселия вси исполнишася:/явил бо ся есй болящим исцеление/и хромым хождение,/с верою притекающим к раце мощей твоих. Слава, глас 6: Веселися и радуйся о Господе,/обитель Саровская:/в тебе бо возсия светильник новый Российския земли./Красуйся и ликуй, Церковь Божия,/и иноков множества, сорадуйтеся./Празднолюбцев собери, взыграйте/и, венец от духовных цветов сплетше,/с Давидом воспойте:/честна пред Господом смерть преподобных Его./Сия бо преподобному Серафиму начало славы полагает,/еяже общники и нас сотвори/твоими молитвами, блаженне. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 2: Изшед от отечествия твоего,/преподобие отче Серафиме,/и града Киева дошед,/тамо у мощей чудотворец/на путь спасительнаго подвига благословение приял еси,/сие убо и нам низпосли,/творящим всесвятую и пречестную память твою. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Велий искус в послушании иноческих подвигов,/преподобне отче Серафиме,/с любовию приял еси/и братию твоим терпением и любовию удивил еси./Моли спастися душам нашим.

http://pravmir.ru/sluzhba-prepodobnomu-s...

I. Отношение Бога Промыслителя к духам добрым § 40. Сохранение и управление Божие миром ангельским Промышление Божие об ангелах, как и о всех сотворенных существах, состоит в сохранении их бытия и в управлении ими, или направлении их к цели их бытия. Что ангелы сохраняются в бытии Богом, это понятно само собою. Хотя они духовны по своей природе, но как не имеющее живота в себе ( Ин.5:26 ), а получившие бытие от Источника жизни ( Пс.35:10 ), необходимо нуждаются в помощи всесохраняющей силы Божией для продолжения своей жизни и, подобно всем тварям, от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу ( Пс.103:27 ). Бог держа все, следовательно и ангелов, словом силы Своей ( Евр.1:3 ), все животворящим ( 1Тим.6:13 ), в Его руке душа всего живущего ( Иов.12:10 ), значит и ангелов. Бессмертие их есть бессмертие не по естеству, а по благодати, ибо все имеющее начало по естеству имеет и конец. Посему они одинаково со всеми прочими созданиями призываются к прославлению Бога Вседержителя: хвалите Его, все Ангелы Его ( Пс.148:2 ). В зависимости же от Бога находится и такое нравственное состояние оставшихся верными Ему ангелов, что они не могут отпасть от Него и вообще грешить. Бог есть производящий все во всех ( 1Кор.12:6 ), а посему не по естеству, а по благодати Божией ангелы пребывают и будут пребывать в неизменно добром нравственном состоянии (Прав. Испов. 20 вопр.). Управление Божие миром ангельским состоит в том, что Бог направляет и содействует ангелам в достижения цели их бытия – совершенства и блаженства. Откровение в подробных чертах изображает действия управления Божия миром ангельским. Оно учит, что они премудростью Божьею ведутся к достижению цели их бытия прямыми и косвенными путями: прямо – чрез употребление их Богом соответственно их назначению на непосредственное служение Самому Себе, и косвенно – чрез употребление их на служение людям и природе, в качестве орудий промышления Божия о вселенной и о человеческом роде. § 41. Служение ангелов Богу Ангелы служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, покланяются Ему и прославляют Его. Так, пр. Исаии видел, что вокруг Него стояли Серафимы… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:2, 3 ; сн. Иез.3:12 ). Св. Иоанн Богослов свидетельствует о горних силах, что они ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр.4:8; 7:11–12 ). Пр. Даниил так же удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, и тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан.7:10 ). И по словам Спасителя, ангелы всегда (δι παντς) видят лице Отца Моего Небесного и исполняют на небесах Его волю ( Мф.18:10; 6:10 ). Они служат и Сыну Божию, пребывающему одесную Бога Отца ( 1Пет.3:12 ; Еф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» Феофана Затворника. День за днем святитель толкует места Писания, которые Церковь вспоминает в этот день. Святитель Феофан Затворник — великий наставник в духовной жизни, великий толкователь Писания. С помощью этой книги вы можете питаться мыслями Феофана Затворника каждый день на протяжении всего года. Более того, перед каждой «мыслью» дана ссылка на Библию: так читатель может перемежать чтение Писания и чтение его великого толкователя. Вот пример мыслей Феофана Затворника: «(Деян., 1, 1–8; Ин., 1, 1–17). Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это “ангелы поют на небеси”, увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!». Группа Вконтакте Facebook группа Мысли на каждый день года Новый год. Обрезание Господне. Св. Василия Великого. (Кол.2, 8–12; Лк.2, 20–21,40–52). Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010