В этом же акте указывается, что эта обитель передается русскому игумену Лаврентию и его братии на все последующие времена, чтобы они владе ли ею подлинно и по существу... Взамен этого русские должны были уплатить долг Центрального Управления в 30 золотых перперах, что и было исполнено. Такое приобретение монастыря Святого Вели комученика и Целителя Пантелеймона русскими было абсолютно законно. И странно, что в наши дни порой возни кают недоразумения относительно прав русских на Солунскую обитель святого Пантелеймона.     По этому поводу в сен тября 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на правил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфо ломею письмо 5045, в котором есть и такое важное для рассматриваемой темы замечание:   " Возвращаясь к приведенным в Нашем предыдущем письме данным из истории Свято-Пантелеимонова монастыря, обратим внимание Вашего Святейшества на то, что речь там шла о двух совер шенно разных свидетельствах. Первое из них взято из описания святогорских обителей, составленного Есфигменским игуменом Феодоритом, и объясняет происхождение официального названия Свято-Пантелеимонова монастыря — " Руссик " ...     В нем хотя и упоминается об обращении русских иноков к императо ру Алексию, но не содержится указания на время окончательной передачи им монастыря святого Пантелеймона. Точ ная же дата - этого события содержится во втором упомянутом Нами докумен те, подлинность которого не вызывает никакого сомнения, - деянии Прота Святой Горы от 15 августа 1169 года о передаче монастыря русским инокам, подписанном игуменами всех 25 быв ших тогда на Афоне обителей. Как из вестно, в 1873 году этот документ, бережно хранимый в монастырской сокровищнице, был опубликован в сбор нике официальных актов Свято-Пантелеимонова монастыря. В том же изда нии приведен текст хрисовула императо ра Андроника от 1312 года, подтвержда ющего непри косновенность прав и достоя ний Свято-Пан телеимонова монастыря, запечатленных в прежних актах и хрисовулах " .

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

552 Тарасий был возведен на патриарший престол в декабре 784 г. (в греческом тексте: ede cheirotonethentos tou makariou Tarasiou). 553 Храм Двенадцати Апостолов, или Апостолейон, одна из самых известных византийских церквей. Находилась в самой высокой точке города внутри стен Константина, вблизи Адрианопольских ворот. Первая церковь св. Апостолов (agiois Apostolois) была построена при жизни Константина I (306–337) как его мавзолей, перестроена при Констанции II и его преемниках в 356–370 гг. и заменена второй, полностью переделанной церковью св. Апостолов при Юстиниане I в 536–550 гг. До XI в. служила усыпальницей императоров Византии (последнее погребение состоялось в 1028 г.). Турки- османы снесли Апостолейон и в 1469 г. построили на его месте мечеть султана Мехмета II, Фатих Джамию, которая доныне возвышается над Стамбулом. Существует не менее трех версий реконструкции облика раннего христианского храма, в котором находились мощи апостолов Тимофея, Андрея и Луки, но, похоже, что в VIII в., как и много столетий спустя, сооружение представляло собой большую крестовидную в плане пятикупольную «базилику». Ее восточную ветвь завершал круглый мавзолей императо- ра Константина I, а с севера стоял мавзолей Юстиниана I (подр. см.: Брунов Н. И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры. – Л.; M., 1966. – Т. 3. – Рис. 28; Беляев Л. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. – M., 1998. – С. 267–269, 271; Высоцкий A. M., Осминская H. A., Шелое-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников//ВВ. – 2000. – Т. 59 (84). – С. 198–221). 555 ... толпа схоларие (е ton Scholarion plethus). Здесь, очевидно, имеется в виду не кавалерийский корпус или соответствующая тагма императорского войска (схола), a вообще всякие воинские отряды. 557 Синод был разогнан воинами, верными памяти Константина V – талантливого полководца и «солдатского» императора. Содеянное было приравнено к одному из самых серьезных преступлений – «оскоблению величества» (ybrisantes kai ten basileian).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, это был лишь нарочитый дипломатический «слух». Но в целом подобная перспектива вполне вписывается в контекст средиземноморской политики Николая Павловича – с посещением Римского папы и собора Святого Петра в Риме в 1845 г., с идеей возвращения (если добиться согласия папы) мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Миры Ликийские, наконец, с ультиматумом 1853 г. и последовавшей Крымской войной в защиту попранных прав Православной церкви в Палестине. Любопытно, что в конце 1840-х-начале 1850-х гг. многие верили в наступление почти апокалиптических перемен на Востоке, связывая неумеренные надежды с именем императо- pa Николая. «И своды древние Софии/В возобновленной Византии/Вновь осенят Христов алтарь», – предсказывал Ф.И. Тютчев. Порфирий сообщал в одном из писем из Иерусалима: «Образ мира сего преходит. Господь Саваоф сотрясает землю и живущих на ней. На Синае, Сионе и Афоне чают весьма близкого торжества православия в Святой Софии» 78 . Несмотря на то, что Крымская война, являвшаяся также и войной за права православных в Святой Земле 79 , кончилась для России поражением, русские дипломаты сумели добиться того, чтобы тяжкие для Черноморского флота условия мира не отразились на перспективах русского проникновения на Ближний Восток. Даже напротив. Было открыто Российское консульство в Иерусалиме, повышен иерархический статус РДМ и, наконец, состоялось первое августейшее паломничество в Святую Землю. В мае 1859 г. Иерусалим посетил брат Александра II вел. кн. Константин Николаевич -генерал-адмирал, т.е. глава Военно-Морского ведомства, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем 80 . Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с приобретением недвижимости в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. Великий князь осмотрел и одобрил первые российские приобретения в Иерусалиме – близ храма Гроба Господня, где Палестинским обществом будет впоследствии построено Александровское подворье, и вне городских стен, на Мейдамской площади, где воздвигнуты были «Русские постройки» с Троицким собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

380 Breviarium – римский, галликанский, миланский, толедский, французские и разных монашеских орденов. В них помещаются: а) последования суточного богослужения (вечерни, утрени, повечерия, полуношницы и часов: первого, третьего, шестого и девятого, б) устав, как отправлять службы эти чрез весь год, и – в) вся псалтирь и все паремии. 382 Pontificale romanum. В состав его входят, частию такие чинопоследования, совершение которых усвоено на Западе исключительно епископам, каковы: миропомазание, рукоположения, разстрижения, крещение иноверцев, миропомазание и венчание государей, освящение храмов, свящ. сосудов, кладбищ, свящ. облачений и т. п., а частию такие службы, которые епископ совершает с другими обрядами, нежели священник, наприм. чин погребения, крещения, бракосочетания и т. п. 384 Из последних преимущественное внимание заслуживают богословские чтения (Praelectienes Theologiae) иезуита Перроне, отличающегося любовию к заблуждениям своего вероисповедания и крайнею неприязнию к Церкви православной. Они издавались в полном виде и в сокращенном. 385 Кроме сего, латины насчитывают осьмнадцать вселенских соборов. Первое место между ними занимают те седьмь соборов, которые и православная Церковь приемлет и чтит, как соборы вселенские. За тем следуют собрания пастырей, бывшие – а) в Константинополе (869 г.) при императоре Василии македонянине на святейшего патриарха Фотия, в папство Адриана II, б) в Латеране (1123 г.) при импер. Генрихе V и папе Каллисте II, в) в Латеране – в другой раз (1139 г.) при импер. Лотарие и папе Иннокентии II, г) в Латеране – в третий раз (1180 г.) при импер. Фридерике I и папе Александре III, д) в Латеране – в четвертый раз (1215 г.) при импер. Фридерике II и папе Иннокентии III, е) в Лионе (1245 г.) при том же Фридерике и Иннокентии IV, ж) в Лионе – в другой раз (1274 г.) при импер. Рудольфе и папе Григории X, з) в Вене (1311 г.) при импер. Генрихе VII и папе Клименте V, и) во Флоренции (1439 г.) при импер. Алберте и папе Евгении IV, и) в Латеране – в пятый раз (1512–1517 г.) при импер. Максимилиане и папе Льве X, и – к) в Триденте (1545–1564 г.) при импер. Карле V и Фердинанде и при папах: Павле III, Юлии III и Пие IV. Беллярмин. Преп. прот. соврем. еретик. т. 2, стр. 2–5. Прага, 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Преп. Симеон, Новый Богослов около 1120 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) — 325 г., по поводу ереси Ария — при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов — 318. Второй (Константинопольский 1-й) — 381 г., по поводу ереси Македония — при архиеп. Константинопольском Григории Богослове, папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов — 150. Третий (Ефесский) — 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском, папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов — 200. Четвертый (Халкидонский) — 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, Константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов — 630. Пятый (Константиноп. 2-й) — 553 г., по вопросу «о трех главах», связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов — 165. Шестой (Константиноп. 3-й) — 680 г., по поводу ереси монофизитов; при патр. Константиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов — 170. Седьмой (Никейский второй) — 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константин. Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов — 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие (1-3 вв.) Даже самый краткий обзор еретических движений в христианстве (от первых дней бытия Церкви) полезен тем, что он показывает, насколько разнообразны, рядом с общецерковным кафолическим учением и с «правилом веры» отклонения от истины, принимавшие очень часто резко наступательный характер и вызывавшие тяжелую борьбу внутри Церкви. В первые три века христианства ереси распространяли свое влияние на сравнительно небольшие территории; но с 4-го века некоторые из них захватили около половины империи и вызвали огромное напряжение сил Церкви, вовлекая ее на борьбу с ними; притом, когда постепенно одни ереси угасали, на их место возникали другие. И если бы Церковь оставалась равнодушной к этим отклонениям, то, что стало бы (рассуждая по-человечески) с христианской истиной? Но Церковь, при помощи посланий епископов, увещаний, отлучений, поместных и областных соборов, а с 4-го века — Вселенских соборов, иногда при содействии, иногда при противодействии государственной власти вынесла из борьбы непоколебимым «правило веры», сохранила неповрежденным Православие. Так было в первом тысячелетии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

165– принадлежавшие папе, запрещал обращаться к папе с жалобами и оставлял без внимания угрозы Николая, заявив, что он не обязан являться пред папский трибунал. Николай, завидовавший, между прочим, влиянию Иоанна на императора Людовика II 2746 , решил покончить с равеннской автономией и, когда Иоанн не явился на суд по приглашению папы, предал его отлучению и принудил, в ноябре 861 г., к подчинению. Иоанн смирился, но не надолго. Уже в марте 862 г. папе пришлось прибегнуть ко второму отлучению, что не помешало Иоанну в следующем 863 г. поддерживать врагов папы. Столкновение Николая с Гинкмаром возникло по апелляции в Рим низложенного в 862 г. Гинкмаром, на соборе в Pistes руанского диоцеза, епископа суасонского Ротада. Свою первую апелляцию папе Ротад взял обратно, изъявив согласие на пересмотр его дела поместным собором франкских епископов. Собор подтвердил приговор Гинкмара. Тогда Ротад, вопреки своим прежним намерениям и обещаниям, снова аппеллировал в Рим. Гинкмар, с полным правом, признал эту вторичную апелляцию, уже рассмотренную на соборе, недействительной. Николай однако ее принял, и в результате создались продолжительные пререкания между архиепископом и папой, при чем последний, в духе лжеисидоровых декреталий, настаивал на том, что если бы даже первая апелляция Ротада была им взята, всё равно дело подлежит суду папы, по принципу, что все causae majores остаются в компетенции римской кафедры 2747 . В конце концов, победа всё же осталась на стороне папы. Но всего более хлопот причинило папе выступление немецкого епископата с Гунтером и Титгудом во главе. Поводом послужил развод короля лотарингского Лотаря II с его женой Теутбергой и новый брак с любовницей Вальдрадой. Собор, дважды собиравшийся в Аахене в 860 г., признал Теутбергу виновной, до выхода ее замуж, в крово- —166— смешении и ее брак подлежащим разводу; третий аахенский собор 862 г. дал королю разрешение вступить в новый брак с Вальдрадой, что тот и поспешил сделать. Теутберга обратилась к папе Николаю с просьбой о защите. С своей стороны Лотарь II искал у папы признания его нового брака 2748 . Николай назначил для пересмотра дела собор в Меце (июнь 863 г.), куда послал легатами уже известного Родоальда Портуенского и Иоанна Фикоклейского. Лотарь богатыми подарками сумел склонить на свою сторону легатов, оказал давление на своих епископов, и собор решил дело в его пользу. Горячие сторонники короля, Гунтер и Титгуд были выбраны депутатами собора с докладом к папе. Родоальд, вернувшись в Рим, узнал, что папа уже осудил Захарию за поведение его в К-поле, и ожидая себе подобной же участи, счел за лучшее скрыться от папского гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

522 Письмо Вулкана к папе от 2 января 1199 г. (Theiner A. Monumenta vetera Slavorum meridionalium. Romae, 1863). 523 В 1202 г. папа поздравлял короля Венгерского с покорением Сербии и упоминал о том, что Венгерский король передал права свои на Сербию Вулкану (Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. T. 1–6. R., 1755–1757. T. V (далее – Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. -Ред.)). 524 Папа в 1204 г. писал к Венгерскому королю: «не надобно забывать, что благородный Стефан, мегаложупан Сербии, чрез посланников, смиренно просил нас, дабы легат наш, явясь в Сербию, привел ее в повиновение Римской церкви (лукавое двумыслие!) и подал царству его корону. Мы с собором соизволили на прошение и поручили посольство пречестному брату нашему Албанскому епископу (т. е. in exteris). Но узнав, что это неприятно вашей светлости, за любовь твою, не без смущения, отложили свое намерение» (Raynaldus. Annales Ecclesiasticï in 37 vol. Vol. 20). Верить папе на слово, будто Стефан просил привести Сербию в религиозное «повиновение Римской Церкви», может только тот, кто не знает языка тогдашней дипломатики папизма, намеренно мешавшего политическую учтивость с религиозною. Если бы папе дано было обещание папизма со стороны Стефана, он не был бы так учтив пред Венгерским королем, прислал бы и венец Стефану и под угрозою анафемы запретил бы Венгерскому называться королем Сербии. Венгерский король точно дал обещание папе привести Сербию в повиновение папе (письмо см. в: Адам Черниговский (Zernikaw). De processione Spiritus Sancti a suo Patre); но с одной стороны увидал, что сербский народ повторяет анафему папе, с другой ссора Андрея с братом Мирком и венецианцами заставила Андрея хлопотать о себе, а не о папе. По этим-то причинам и папа, собравшийся по надеждам на короля Венгерского наложить властную руку на Сербию, вынужден был расстаться с мечтами. 526 Св. Савва в житии Немани (Там же); Дометианово житие св. Саввы (Домети/ан. Живот светога Симеуна и светога Савве/Публ. Ъ. Даничич.Београд, 1865). Басня Грека Никиты об отношении Стефана к гречанке Евдокии, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Книга Евангельских чтений, писанная при Волке, сыне самодержавного Стефана Немани, великом жупане Зетском и Поморском (Христианские древности и археология. Тетр. II), писана не позже 1208 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Lib. 2. ep. 176. 178. 51) Письмо Вулкана к папе от 2 янв. 1199 г. in monum. Slavorum p. 7. Romae 1863. 52) В 1202 г. папа поздравлял короля венгерского с покорением Сербии и упоминал о том, что венгерский король передал права свои на Сербию Вулкану. Assemani calend. V, 26. 53) Папа в 1204 г. писал к венгерскому королю: «не надобно забывать, что благородный Стефан, мегаложупам Сербии, чрез посланников смиренно просил нас, дабы легат наш, явясь в Сербию, привел ее в повиновение римской церкви (лукавое двусмыслие!) и подал царству его корону. Мы с собором соизволили на прошение и поручили посольство пречестному брату нашему албанскому епископу (т.е. in exteris). Но узнав, что это неприятно вашей светлости, за любовь твою, не без смущения, отложили свое намерение». Raynald 1, 190. Верить папе на слово, будто Стефан просил привесть Сербию в религиозное «повиновение римской церкви», может только тот, кто не знает языка тогдашней дипломатики папизма, намеренно мешавшего политическую учтивость с религиозною. Если бы папе дано было обещание папизма со стороны Стефана, он не был бы так учтив пред венгерским королем, прислал бы и венец Стефану и под угрозою анафемы запретил бы венгерскому называться королем Сербии. Венгерский король точно дал обещание папе привесть Сербию в повиновение папе (письмо у Зерникава De Spiritu s. p. 957); но с одной стороны увидал, что сербский народ повторяет анафему папе, с другой ссора Андрея с братом Мирком и Венецианцами заставила Андрея хлопотать о себе, а не о папе. По этим-то причинам и папа, собравшийся по надеждам на короля венгерского наложить властную руку на Сербию, вынужден был расстаться с мечтами. Хорошо понимал Папизм. Он ограждал себя другими, более надежными мерами, чем власть князя земного. Он с сокрушением сердечным молил небо и его друзей о помощи, - просил брата, преп. Савву для спасения Сербии перенесть мощи преподобного отца их в Сербию. «Брат мой, писал он, пренебрег завещанием отца и господина своего, - привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Папа Александр Ш находился в то время в таком же положения, в каком некогда при Алексее Комнине был Пасхалий II; на папу Александра шел теперь войною император Фридрих I Барбаросса, угрожая папе низвержением с престола 59 . Время было удобное. Итак, не смотря на то, что римляне, по словам Никиты Хониата 60 «осыпали его (Мануила) насмешками за то, что по самолюбию он питает несбыточные желания, простирает взоры на края земли, делает то, на что может отважиться только горячая голова», не смотря на все это Мануил посылает в Рим послов сказать папе, что он «хочет соединить свою церковь , как было в древности с матерью всех церквей римскою, чтобы тот и другой народ и клир латинской и греческой объединялись в повиновении одному Божественному закону и одной главе», но что вместе с тем он требует, чтобы римская императорская корона была возложена на него, так как теперь есть достаточный к тому повод и время благоприятствует, при том же и по праву корона принадлежит ему (Мануилу), а не Фридриху немецкому», и что наконец на этот предмет он обещает выставить такое количество сумм и войска, какое достаточно для получения императорской короны. «Слова эти, говорится у Барония, «хотя показались папе не совсем-то вероятными, и нуждающимися в тщательном обсуждении, однако папе после совета с своими приближенными показалось полезным послать для переговоров об этом деле епископа Остийского и кардинала св. Иоанна и Павла 61 . Посольство это ограничило все свои действия несколькими прениями при дворе 62 . Мало того, через 4 года (в 1170) после первого посольства шлет к папе второе с такими же точно предложениями и требованиями 63 . Чрез своего посла Апокрисиария император снова высказывает папе свое намерение соединить греческую церковь с римской в том виде, как было это в древности, выражает свое желание, чтобы в его время исполнились евангельские слова: и будет едино стадо и един пастырь, но в тоже время требует от папы восстановления своих правь, как римского императора. На этот раз Мануилу ответили уже прямо отказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010