и о датировке событий его жизни (см., напр.: Vie des Saints. 1854. P. 271; Beno î t. 1890. Vol. 1. P. 248-254). Эти гипотезы свидетельствуют о доверии к сведениям Жития К., в к-ром, однако, содержатся анахронизмы. В описаниях жизни соборных каноников и деятельности К. на епископской кафедре присутствуют косвенные указания на реформу, осуществленную в Безансоне архиеп. Гуго I из Салена (1031-1066) (см.: Les diocèses de Besançon. 1977. P. 27-35). Согласно Житию, избрание епископа и аббата требовало санкции Папского престола, но утверждение папой Римским результатов выборов в архиеп-стве Безансон и в аббатстве Сен-Уайан-де-Жу стало актуальным только после схизмы XII в. (см.: Ibid. P. 47-62; Locatelli et al. 1987. S. 130-147). В этот период архиепископскую кафедру в Безансоне занимал Герберт (1163-1170), ставленник имп. Фридриха I Барбароссы , на стороне императора выступал также Адон II, настоятель аббатства Сент-Уайан-де-Жу, смещенный за это папскими легатами. Т. о., Житие К. не может рассматриваться как достоверный источник сведений о событиях VI-VII вв. В наст. время большинство исследователей придерживаются гипотезы Б. де Врежия, согласно к-рой К. стал аббатом мон-ря Кондат между 648 и 657 гг. и скончался между 703 и 713 гг. К. занимал должность настоятеля при кор. Хлодвиге II и при папе Римском Иоанне, скорее всего Иоанне V (685-686) или Иоанне VI (701-705). К 698 или 699 г. относится соглашение о десятине, к-рое он заключил с еп. Вульфином. На протяжении 7 лет К. исполнял обязанности монастырского епископа. Существование в мон-ре Кондат должности епископа без определенной кафедры было обусловлено значением обители, большим размером братии, обширными земельными владениями и удаленностью монастыря, расположенного в гористой обл. Юра, от городов, в которых существовали епископские кафедры ( Moyse. 1973. P. 477). В Хронике монастыря Сен-Уайан-де-Жу упоминается, что кроме К. епископский сан носили аббаты Ипполит и Ритберт. Аббат Ипполит присутствовал на Соборе в Аттиньи (762), под актами к-рого он подписался как «епископ из монастыря Евгенда» (MGH.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

1878), «Памятники древнерусского канонического права до 15 в.» (Русск. Истор. библиот. т. 6, 1880. СПБ.), «Книги законные, содержащие в себе, древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные» (СПБ. 1885), «50 глава Кормчей книги, как исторический источник русского брачного права» (М. 1887 г.) и «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права» (М. 1892). Кроме этих обширных и капитальных исследований, из коих некоторые удостоились премий и золотых медалей со стороны Академии Наук, покойный напечатал несколько мелких, но весьма ценных в научном отношении, статей, относящихся также к изучению источников русско-византийского права, каковы напр., «О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию» (Прав. Обозр. 1881, т.1), «Неизданный памятник церковного права 12 в.» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1890, «Кому принадлежат канонические ответы, автором которых считался Иоанн, еп. Китрский» (Визант. Времен. 1894, в. 3–4), «Синодальное постановление патриарха Сисиния о не венчании второбрачных» (там же 1895, в. 1 –2), «Канонические ответы Никиты, митрополита ираклийского (11–12 в.), в их первоначальном виде и в позднейшей переработке Матвея Властаря» (там же), «Канонические ответы Никиты, митрополита солунскаго» (там же т. 1, в. 3), «Синодальный акт константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171 г. О приводе архиереев к присяге на верность императору Михаилу Комнину и его новорожденному сыну Алексею, с формою самой присяги» (там же), «Синодальное постановление константинопольского патриарха Харитона (1177 – 1178) о третьем браке, редактированное Феодором Вальсамоном» (там же в. 4), «Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе» (там же 1896, т. 3, в. 1) и др. Живой по темпераменту и весьма отзывчивый сердцем, Алексей Степанович не мог оставаться равнодушным и к вопросам, которые ставила на очередь текущая жизнь или злоба дня, и разрешения, которых искало современное ему общество у людей компетентных, стоящих во всеоружии знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

О мощах св. Климента в месяцеслове греческого императора Василия X века (Menologium Graecorum, ed. Urbini, 1727) сказано: „его драгоценные мощи, как говорят, будучи взяты верными, перенесены в Херсонес из Анкира (т. е. Инкермана? – архиеп. Серий, op. cit. ч. II, стр. 484) и, брошенные в море идолопоклонниками, творят бесчисленные чудеса до сего дня“ (т. е. до конца X века). Обретению мощей св. Климента, как о том свидетельствуете Анастасий библиотекарь, содействовал св. Кирилл, просветитель славян, который вместе с братом своим Мефодием проходил через Херсонес во время путешествия на проповедь слова Божия Хозарам. Св. братья перенесли мощи св. Климента в Рим в дар папе Адриану (867 г.); но это должно разуметь лишь о незначительной части мощей (архиеп. Сергий, Полный Месяцеслов Востока, II, стр. 484). Большая часть мощей (тело и глава) св. Климента римского , вместе с мощами ученика его Фивы, была перенесена князем Владимиром, после его крещения, в Киев и положены в Десятинную церковь , где они и хранились до нашествия татар (1240 г.). В 1147 г., как повествует летопись, собор русских епископов главой св. Климента поставил в митрополиты Климента Смолятича (митр. Макарий, История Русской Церкви I, С.-Петербург 1857, стр. 58–59). Где пребывают мощи св. Климента после нашествия татар на Киев (1240 г.), о том неизвестно. В настоящее время можно встретить только частицы этих мощей, напр. в одном напрестольном серебряном кресте С.-Петербургской Александро-Невской Лавры, сооруженном в 1688 г. и пожертвованном от ключаря Благовещенского собора Иосифа, находятся в числе других мощей и мощи св. Климента, папы римского (митр. Макарий ibid., стр. 227). Латинская церковь празднует память св. Климента 23 ноября, Православная – 25 ноября. В греческих Минеях служба Клименту перенесена с 25 числа на 24 ноября по просьбе синаитов, чтобы торжественнее праздновать день великомученицы Екатерины (архиеп. Сергий II, стр. 484). Свящ. Н. В. П-в. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 11: Клавда — Книги апокрифические Новаго Завета. — 1910. — XI с., 470 стб. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Кардиналы римско-католические Кардиналы римско-католические . Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово cardinalis, происходя от cardo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь . Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя episcopus ordinarius cordinalis ponmifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому cardo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и presbymeri ет diaconi cardinis nostri или cardinales. Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно. Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) pamres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЙ († 423), антипапа (29 дек. 418 - апр. 419). Сведений о Е. до его избрания на Римский престол не сохранилось. События евлалианской схизмы в Римской Церкви подробно представлены в офиц. донесениях рим. префекта Квинта Аврелия Симмаха имп. Гонорию и комиту Констанцию, в ответных посланиях императора к Симмаху, а также в письмах Гонория к папе Бонифацию I , к проконсулу Африки Ларгу и в письмах Ларга к Карфагенскому еп. Аврелию, вошедших в сборник папской корреспонденции «Авелланово собрание» (Collectio Avellana, сер. VI в.). Сведения, изложенные в жизнеописании Бонифация I в составе Liber Pontificalis , имеют второстепенное значение в силу субъективности источника и ошибочной интерпретации нек-рых фактов (напр., при изложении событий понтификата Бонифация I приводятся факты из жизни Бонифация II , избрание к-рого также сопровождалось схизмой). Недостоверной является и краткая заметка об осуждении Е. Собором 52 епископов в Каталоге Феликса IV (III) (сер. VI в.). После кончины папы Зосима (26 дек. 418) в Риме начались беспорядки. В день погребения папы, 27 дек., часть рим. клириков собралась в базилике Спасителя в Латеране и избрала папой архидиак. Е., грека по происхождению. В воскресенье 29 дек. там же состоялось посвящение Е. в епископский сан, которое совершил субурбикарный епископ Остии. В Liber Pontificalis ошибочно сообщается, что в тот же день во епископа был рукоположен и Бонифаций I. Из донесения Симмаха Гонорию следует, что 29 дек. Бонифаций был только избран: узнав о поставлении Е., несогласное с его избранием большинство рим. пресвитеров собралось в базилике Феодоры (местонахождение неизвестно) и избрало епископом Бонифация, рукоположение которого в соответствии с каноническими нормами было отложено до следующего воскресного дня (Coll. Avel. N 14; Symmachus. Ep. X 71). Сведения из донесения Симмаха подтверждаются сообщением Liber Pontificalis о том, что после кончины папы Зосима кафедра оставалась вакантной 10 (или 11) дней, т. о., возведение в сан Бонифация могло состояться не ранее 5 янв. 419 г.

http://pravenc.ru/text/187150.html

издательство П.П. Сойкина Австрия Австрия или Австро-Венгрия – большое европейское государство, в состав которого входит целый ряд издревле-христианских областей, с значительным в некоторых православным населением (напр. в Буковине, Далмации и др.). Господствующей религией является католическая, которую исповедует более 3/4 населения; римская церковь , кроме того, насчитывает здесь до 4 миллионов униатов (в Галиции), все более и более окатоличиваемых. Всегда предоставляя католицизму широкую свободу пропаганды и покровительствуя ему, австрийское правительство, однако, до 1855 г. держало себя по отношению к папе свободно и независимо, а в XVIII в. влияние римского престола в А. было совсем ничтожно и католическое духовенство испытывало даже некоторые стеснения. В целях получения от римской церкви политической поддержки, император  Францъ-Иосиф I в 1855 г. заключил с папой конкордат, который и упрочил в А.-В. первенствующую роль и значение и громадное влияние католицизма, стремящегося теперь подавить и искоренить здесь протестантство и православие. – Реформация в пределах А. первоначально имела успех, но в XVI в. протестанты подверглись преследованию со стороны правительства и римского духовенства и насильственному обращению в католичество, чем вызван был даже крестьянский мятеж. В настоящее время протестантов (лютеран и кальвинистов) насчитывается до 4 миллилнов и они испытывают ограничения и стеснения не только в пропаганде своих учений, но и в удовлетворении своих религиозных потребностей. В некоторых местностях, напр., им не позволяется иметь церкви с колоколами и органами, а только часовни, без входов с улицы и т. п. При содействии Германского императора и путем личного обращения к Австрийскому монарху они добиваются все-таки некоторых прав. – Православная церковь иметь своих последователей в различных областях А., с преимущественным славянским населением, и состоит из одной митрополии-патриархии (в Сремских Карловцах), нескольких архиепископий-митрополий и епископий. До 1781 г. православная церковь была здесь совершенно бесправной, переживала всевозможные притеснения воинствуюшего католицизма и паства её часто силой принуждалась к переходу , в католичество. Последовавшие в 1781 и 1867 г.г. акты веротерпимости, провозгласившие в А. свободу вероисповедания, фактически не улучшили положения православной церкви, и теперь ей приходится много переживать от произвола католических властей и происков римского духовенства. При полном содействии правительственных властей, среди православного населения ведется самая широкая пропаганда католицизма. Между тем, переход в православие, даже из близкой к нему унии, сопряжен с большими затруднениями, чем в иудейство и магометанство. Бывали случаи, что таким переходам придавалась политическая окраска и против принимающих православие возбуждались уголовные процессы по обвинению в государственной измене в пользу России.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦИЙ II Луций II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 199 (РГБ) Луций II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 199 (РГБ) († 15.02.1145, Рим; до избрания папой - Джерардо (Герард)), папа Римский (с 12 марта 1144). Род. в Болонье. Согласно источникам XII в., его отца звали Орсо (Урс), хотя более поздние авторы называют Джерардо сыном Альберто. Исходя из этих сведений сложилась традиция, согласно к-рой буд. понтифик принадлежал к роду Орсо; это предположение нашло отражение в ряде исследований (см., напр.: Wandruszka. 1993), хотя убедительные основания для этого отсутствуют. Причисление Л. к роду Каччанемичи даль Орсо также весьма условно, поскольку свидетельства о связи 2 итал. родов можно датировать периодом не ранее нач. XIII в. Джерардо был регулярным каноником ц. Санта-Мария-ди-Рено в Болонье ( Segni. 1601. P. 66) или, по др. данным, базилики Сан-Фредиано в Лукке (упом. в дипломе герм. кор. Лотаря II от 1126 г.). В 1123 г. папа Римский Каллист II (1119-1124) возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. базилики Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. При папе Гонории II (1124-1130) Джерардо выполнял различные дипломатические поручения, в т. ч. в Германии (в частности, содействовал избранию Норберта из Ксантена на кафедру Магдебурга в 1126). Во время церковной схизмы, начавшейся после смерти Гонория II, Джерардо поддержал папу Римского Иннокентия II (1130-1143), к-рому противостоял антипапа Анаклет II (1130-1138). Одним из поручений Иннокентия II была организация посольства к архиепископу Равенны с целью добиться от него послушания законному папе. В 1130 г. Джерардо присутствовал на выборах епископа Болоньи. Вскоре Иннокентий II, стремившийся заручиться поддержкой со стороны герм. кор. Лотаря III (1125-1137, с 1133 император) и епископов Свящ. Римской империи, назначил Джерардо своим легатом в Германии. Миссия Джерардо способствовала укреплению позиций понтифика; на Соборе в Вюрцбурге король и представители герм. знати заявили о своем переходе на сторону Иннокентия II. В канун Рождества 1130 г. кардинал организовал встречу Иннокентия II с Лотарем III и германскими прелатами. Впосл. Джерардо совершил еще 2 поездки в Германию (окт. 1133 и июль 1134), в ходе к-рых он встретился с наиболее влиятельными представителями германского епископата, а также попытался убедить короля выступить с походом в Италию (к тому времени папа Иннокентий II и члены курии были вынуждены переехать в Тоскану).

http://pravenc.ru/text/2110924.html

Иоанн Аргиропул Иоанн Аргиропул – писатель-гуманист, родился в начале XV в. в Константинополе в аристократической семье, учился на родине и в Италии, незадолго до завоевания Константинополя турками в 1453 г. возвратился в Византию, был свидетелем ее падения, а потом, вместе со многими византийцами, бежал во Флоренцию. Здесь, как человек образованный, И. примкнул к группе греческих ученых, пользовавшихся покровительством Медичисов, и стал во главе гуманитарного просветительного движения, возникшего и развившегося в западной Европе под воздействием византинизма. И. занимался преподаванием греческого языка, комментировал греческих философов, знакомил учившуюся у него латинскую молодежь с богословскими произведениями византийской литературы. В свою очередь, И. прекрасно изучил латинский язык, писал и переводил на этот язык сочинения греческих философов и творения св. отцов. За обширные познания и ученость И. А. пользовался особенным покровительством Космы и Петра Медичисов и имел большое влияние на воспитание Лаврентия М. А ученики говорили об И., что в его преподавании воскресали времена древних философов. Когда во Флоренции появилась чума, И. А. удалился в Рим (1471 г.) и преподавал здесь философию Аристотеля. В Риме он и скончался около 1486 г. И. А. написал очень много сочинений разнообразного характера. Из философских трудов ему принадлежат: введение и схолии к Порфирию и ργανον " у Аристотеля, трактат о силлогизме, о философии Аристотеля, философско-врачебные рассуждения, адресованные на Кипр. К богословским произведениям И. относятся: трактат об исхождении Св. Духа, написанный на основании творений отцов западной церкви и по просьбе Луки Нотара (издал на греческом и латинском языке Лев Алляций в Craecia ormhodoxa I, 400–418, откуда перепечатал Migne, gr., t. речь о флорентийском соборе, церковно-религиозные стихотворения. Из ораторских произведений И. А. известны: речь к византийскому императору Константину XI (1448–1453 г.) в утешение по поводу смерти его матери, подобная же речь Кантакузину, по случаю кончины его сына, монодия на смерть императора Иоанна Палеолога († 1448 г.) и в утешение императора Константина, речь к императору Константину XI о царстве. Кроме того, сохранились письма И. к римскому папе Николаю V, Виссариону никейскому и к некоторым кардиналам. И. перевел на латинский язык шестоднев св. Василия в. (Basileae 1565), многие сочинения Аристотеля, напр. его этику Никомахову. На латинском языке он написал и комментарий к Аристотелевой этике Никомаховой (напечатан во Флоренции и Париже в 1541 г.), а равно и некоторые письма. И. И. Соколов Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕНТИН († ок. 270), мч. Римский (пам. зап. 14 февр.). Согласно мученическим Актам (BHL, N 8463), к-рые А. Аморе относит к VI в. (по CPL позже сер. VIII в.), В. был пресвитером в Риме и пострадал при рим. имп. Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христ. веры, к-рое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал В. в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда В. исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, имп. Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. В. казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. На этом месте он был похоронен знатной матроной христианкой Сабиниллой (Савиниллой) (PL. 94. Col. 841, nota a). По сведениям из рим. Хронографа (354 г.), папа Юлий I (337-352) построил на Фламиниевой дороге базилику, «которая называлась Валентина» (PL. 13. Col. 464 sqq.); в VII в. папами Гонорием I (625-638) и Теодором I (642-649) (LP. Vol. 1. P. 332-333) велись работы по ее перестройке. В рим. итинерариях VII в. (Айнзидельнский, Малмсберийский и др.) есть упоминания об этой базилике и находящихся в ней мощах В. Совр. исследователи, не соглашаясь с мнением болландистов ( Sollerius J. -P. Observationes//PL. 123. Col. 759-761), отрицают историческое существование В. и видят в нем либо одно лицо с Валентином , еп. Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I ( Amore, Saxer), поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов (напр., Евсебия, Сабины и т. п.). Первые сведения о почитании В. относятся ко времени не ранее нач. VII в., его память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного. Мученические Акты В., носящие легендарный характер, оказываются во многом сходными с Актами Валентина, еп. Интерамнского. Ист.: BHL, N 5543, 8465; ActaSS. Febr. T. 2. P. 751-754; MartRom. P. 62; LP. Vol. 1. P. 332-333. Лит.: Amore A. Valentin//LTK. Bd. 10. Sp. 598-599; idem. Valentino di Roma o di Terni?//Antonianum. 1966. T. 41. P. 260-277; Saxer V. Valentinus//EEC. P. 859. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153927.html

И греческие названия митры – κορωνα и στεφανος, безразлично применяемые и к царской короне и к епископской митре, также говорят нам за то, что епископская митра и царский венец по природе своей однородны. Не удивительно поэтому, что в вопросе о форме епископской греческой митры мы стоим на почве более твердой, и решение его не представляет для нас больших трудностей. Не останавливаясь на апокрифическом хрисовуле или дарственной грамоте папе Сильвестру Императора Константина Великого относительно права ношения им при богослужениях митры 23 , достаточно для нашей цели иметь в виду факт позднейшего времени – пожалование Императором византийским Василием Багрянородным иерусалимскому патриарху Феофилу «во церкви украшаются» диадемою. Факт этот следует рассматривать как исключительное благоволение к чтимому Императором Иерусалимскому патриарху Феофилу, выразившееся в передаче ему отличия своего царского сана наподобие того, как это допуска­лось другими Императорами при пожаловании патриархам с своих царских плеч саккоса, поручей, большого омофора или лора и кундур или башмаков с вышитыми на них золотом византийскими орлами 24 . Поэтому-то и омофор большой, и саккос, и митра не делаются сразу принадлежностью высшего в ду­ховной иерархии сана, а остаются долгое время отличием некоторых выдающихся своими нравственными и служебными достоинствами духовных сановников-патриархов и митрополитов и притом лишь в особо светлые и великие празд­ники церкви – на Пасху и в Рождество Христово. И только, с течением времени, мало-помалу эти высокие отличия царского сана уже переходят в постоянное богослужебное одеяние патриархов, а от них и к заслуженнейшим митрополитам и в конце концов ко «многим» архиереям, но далеко, однако же, не ко всем. Ношение митры, напр., по словам Симеона Солунского , в его время все же не считалось еще «законнейшим», хотя и признавалось «древним преданием». В XV веке, и именно после падения Константинополя в 1453 году, «корона» или «венец» делается неотъемлемым достоянием вселенского патриарха, как главного и единственного блюстителя интересов православия и самой греческой национальности на всем мусульманском Востоке, и от него уже передается и подчиненным ему митрополитам, архиепископам и епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010