На земле царствует диавол, который и по 4 Евангелию является князем мира сего и который в Апокалипсисе представляется под образом большого красного дракона с семью, украшенными диадемами, головами и десятью рогами ( Откр.12:3 ). Этот дракон называется, – очевидно, с намеком на историю грехопадения прародителей, – φις ρχαος, καλομενος Διβολος κα Σατανς πλανν τν οκουμνην λην ( Откр.12:9 ), что вполне соответствует прилагаемым к нему в 4 Евангелии эпитетам: νθρωποκτνος π ρχς, а также „лжец и отец лжи“. Земной владыка мира – первый зверь, вызывающий удивление и поклонение со стороны живущих на земле, получил силу, престол и великую власть от дракона, и живущие на земле кланяются дракону, который дал власть зверю ( Откр.13:2:3 ). Соответственно противоположности неба и земли, в Апокалипсисе идет речь о живущих на небе ( Откр.12:12; 13:6 ) и о живущих на земле ( Откр.6:10; 13:8, 12:14 ). Но этот контраст смягчается тем, что писатель Апокалипсиса не мог не признать противоположности в среде самих живущих на земле. В точном соответствии учению других писаний Иоанна, различающих между верующей общиной и миром, Апокалипсис противопоставляет сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа – всему остальному человечеству, как враждебному Богу и Агнцу. При этом замечательно следующее. Как Христос в 4 Евангелии ( Ин.17:14–16 ) противополагает небольшое общество Своих учеников миру и как в Первом послании Иоанн различает две величины: христианскую общину и мир, причем и Христос и Апостол высказывают о мире общие суждения, рисующие его во всем этическом безобразии, так и Апокалипсис, упоминая иногда о сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа ( Откр.12:17 ), – тех, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою ( Откр.20:4 ), – говорит часто о земле и живущих на ней с точки зрения общей противоположности неба и земли, объединяя, по-видимому, под этим именем все небожественное ( Откр.6:10; 13:3:4 ). Подобно тому, как в Ин. 17 быстро чередуются этическое и антропологическое понимание космоса, в Откр. 13 быстро чередуются те же понимания земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Мессианский идеал у евреев сохраняется до сих пор. Они не считают, что это будет обязательно иудей, но это будет тот, кто даст власть над всем миром (стремление к политическому господству). Может быть, это будет кто-то, кого сразу примут (об этом говорит и Спаситель: его-то примут сразу). Но то, что будет особое гонение на православных, – в этом сомневаться не приходится. Откр.13:15 говорит, что особые гонения будут на христиан , “иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут”. Здесь можно говорить о том, что у него действительно такая власть будет. 3. Мы не должны забывать, что Церковь Христова будет стоять до конца, врата адовы не одолеют Ее ( Мф.16:18 ). Принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ), в Церкви присутствуют и Христос Спаситель до конца, и Дух Святой. Произойдет и противостояние власти антихриста. Более того: гонения на людей будут непродолжительными. В разных местах называется срок примерно три с половиной года ( Дан. 7:25 ), или сорок два месяца, или 1260 дней ( Откр. 11:3 ), или “мало время” ( Откр. 12:12 ). Для укрепления верующих и противостояния антихристу будут два свидетеля, которые будут свидетельствовать истину ( Откр.11:7 ). Что касается верующих, то вероятно, здесь оттенки будут такими: нельзя будет пользоваться гражданскими правами ( Откр.13:16–17 – о тех, кто не принял начертание зверя), многие будут скрываться в пустыне ( Откр.12 ). Царство антихриста это внешнее царство, противоположное Святому граду ( Откр.20 ). Конечно, антихрист будет столь силен, что никакими человеческими силами одолеть его будет нельзя. Это сделает только Сам Господь Иисус Христос, Который убиет антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2:8 ). В Откр. описывается, как Господь со Своим воинством сразится со зверем, и зверь и лжепророк будут схвачены и брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его (то есть орудием слова) – Откр.19:19–21 . Второе пришествие Христово

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Самое сильное выражение, аналогичное нашему «навсегда», – это eis tous aionan ton aionon, «в эоны эонов», множество эонов, каждый из которых огромен, взятое много раз, и мы переводим это выражение словами «во веки веков». Для описания того, что находится за пределами времени, человеческий язык может использовать лишь временные понятия. Из греческого языка выбирается слово, обозначающее самый огромный отрезок времени, эон, умножается во много раз, а затем еще раз умножается, и при этом используются определенные артикли, то есть совершенно понятно, о каких эонах идет речь 764 . Та же усилительная конструкция использована для описания бесконечного поклонения Богу в Откр.1:6; 4:9; 5:3 . Использована она и для описания вечности Бога в Откр.4:10 и Откр.10:6 . Несомненно, это выражение указывает на вечность физических мучений грешников. Спросите: Поскольку одно и то же греческое выражение, переведенное как «во веки веков», используется для описания вечности Бога в Откр.4:10 и вечности мучений грешников в Откр.14:11 , не следует ли из этого, что муки неправедных столь же вечны, как и Сам Бог? Выражение «не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» также очень ярко. Алан Гомес поясняет его так: «Выражение „день и ночь» указывает на непрерывность действия. Оно же употребляется в Откр.4:8 и Откр.7:15 применительно к нескончаемому прославлению Бога. Рассматривая словосочетания „день и ночь» и „вовеки и веки» из Откр.20:10 в совокупности, мы получаем ярчайшее выражение бесконечного и непрекращающегося действия, какое только есть в греческом языке» 765 . Обратите внимание и еще на одно обстоятельство: если бы неправедных ждало полное уничтожение, они, можно сказать, обрели бы «покой». Но в Откр.14:11 четко сказано, что неправедные никогда не будут иметь покоя. Таким образом, язык 14-й главы Откровения отчетливо указывает на вечные, сознательные мучения нераскаявшихся грешников. Спросите: Как может полностью уничтоженный человек никогда не иметь «покоя»? Заканчивая этот разговор, очень важно отметить, что многие наиболее яркие описания вечной погибели, ожидающей грешников, исходят из уст Самого Иисуса 766 . Он очень ясно высказал Свою мысль по поводу вечных мучений неправедных. Поэтому необходимо задать вопрос: «Если Христос хотел внушить Своим последователям мысль о полном уничтожении неправедных, зачем бы Он стал пользоваться словами и выражениями, которые неминуемо ввели бы Церковь в заблуждение?» 767 Очень важно, чтобы Свидетель Иеговы понял смысл этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

(3) Третье толкование: Жена – христианская Церковь в ее небесной, прославленной действительности, то есть Церковь , сошедшая с небес, эсхатологическая Церковь спасения. С этой точки зрения рождение Младенца ( Откр.12:5 ) – символ наступления времени суда и спасения, или, говоря иначе, рождение Младенца – это Второе пришествие Иисуса Христа. Только так может быть сохранен тезис о том, что Жена есть Церковь. Ведь земная Церковь не могла предшествовать Мессии, родить Иисуса Христа. Но при этом, как и в случае мариологического толкования, совершенно непонятным остается стих 17. Выходит, что Сын обладает той же реальностью, что и «прочие от семени» Жены. (4) Наиболее принятое в настоящее время толкование: Жена – символ народа Божьего в его единстве Ветхого и Нового Заветов. Это лучше всего подходит к тексту. При этом Иоанн видит в Жене истинный Израиль как постоянно преследуемый народ Божий. Совершенно понятно из этого толкования, что из народа Божьего происходит и Мессия, и Церковь , как тот же народ Божий. Именно такое толкование и следует принимать при экзегетическом разборе текста. При этом, конечно, многое еще потребует объяснения. Итак, Жена – символ народа Божьего. В Боге, на небе его начало (в образе Небесной Жены). Ветхозаветный народ Божий приближается к новозаветному народу Божьему, произведя из себя Мессию. Истинный Израиль возникает из «рождения младенца мужского пола», которое предельно сжато изображено в одном стихе Откр.12:5 . Этот новый Израиль, Церковь , затем порождает всех христиан ( Откр.12:17 ), которые должны быть защищены от атак сатаны. Церковь (Жена), как и «Младенец»-Мессия ( Откр.12:5 ), находятся под защитой Бога. Жена-Церковь, конечно, не абстрактная величина, которая мыслится без христиан. Но ее существование не зависит от отдельных христиан. Заверение в том, что Бог и Его Сын – Спасители истинного народа Божьего, было утешением и ободрением для христианина, ибо обещало ему спасение, если он примет участие в судьбе Христа ( Откр.12:11 ). В литературном смысле Откр.12 делится на три слоя. Откр.12:16 показывают Жену и дракона, а также сообщают о рождении и восхищении Сына. Откр.12:7–12 показывает следствия всего «события Христа» (ст. 5) на небе и следствия событий на небе для жителей земли. Откр.12:13–17 говорит о судьбе истинного народа Божьего и о судьбе христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В Откр.11:14 говорится об окончании «второго горя», то есть событий, связанных с шестой трубой, и возвещается скорое наступление «третьего горя». При дальнейшем чтении это кажется несколько странным, ибо седьмая труба ( Откр.11:15–19 ) приносит не катастрофы, но гимн хвалы Богу. Скорее всего, говоря о «третьем горе», автор смотрит вперед на еще предстоящий ряд последних «казней» в видениях семи чаш ( Откр.16 ), которые завершат проявление «ярости Божьей» ( Откр.15:1 ), то есть символизируют последний и окончательный суд Божий. Содержание «третьего горя» – суд и погибель всех сил, враждебных Богу. События седьмой трубы включают в себя третье и последнее «горе» – семь чаш суда. з) Седьмая труба. Свершение спасительного замысла Божьего ( Откр.11:15–19 ) 15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. 16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, 17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. 18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. 19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Итак, Бог окончательно вторгся в историю. Церковь , изображенная в образе двух свидетелей, спасена. Огромное количество людей преклонилось перед властью Божьей и воздало «славу Богу небесному» ( Откр.11:13 ). Поэтому вслед за этим сообщением в видении седьмой трубы на небе звучит великая хвала и гимн благодарения Богу. Свершилась тайна Божья, как это было и предсказано в Откр.10:7 : «В те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам». «В те дни» – подразумевает не моментальный акт, но некоторый достаточно длительный процесс (ср. Откр.2:13 ; Откр.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Имея ввиду этот общий взгляд на характер отрывочности в раскрытии содержания Апокалипсиса, всю его вторую эсхатологическую часть можно разделить на пять отделов-групп. Каждый отдел-группа представляет собою особый и самостоятельный порядок явлений, служащих обнаружением Божественного мироправления. Этот порядок, начинаясь в том или другом пункте христианской истории, приходит к ее последним событиям в конце мира. – Укажем вкратце эти пять порядков. Первый порядок. Видение престола на небе и Сидящего с запечатанною книгою в деснице; явление Ангела посреди престола для раскрытия печатей книги ( Откр.4–5 ). Явления коней после раскрытия каждой печати: после первой – белого, второй – рыжего, третьей – черного, четвертой – бледного ( Откр.6:1–8 ). При раскрытии пятой печати – видение под жертвенником душ убиенных за слово Божие ( Откр.6:9–12 ); по снятии же шестой печати – явления мирового переворота и ужас всех живущих на земле ( Откр.6:13–17 ). Второй порядок. Видение четырех Ангелов на четырех углах земли и Ангела, сходящего с неба с печатью Бога в руке для запечатления 144 тысяч рабов Божиих ( Откр.7 ); раскрытие седьмой печати и звуки шести труб, сопровождавшиеся казнями ( Откр.8–9 ). Видение Ангела с раскрытой книгой. Измерение храма. Явление двух свидетелей; землетрясение после их восхождения на небо. Звук седьмой трубы: голоса на небе с хвалою воцарившемуся Господу Иисусу Христу. Видение храма на небе и явление ковчега при молниях, голосах, громах и землетрясении ( Откр.10–11 ). Третий порядок. Великое знамение: видение жены, облеченной в солнце, красный дракон, борьба архистр. Михаила с драконом и низвержение этого последнего на землю ( Откр.12–13 ). Видение девственников, стоящих на горе Сионе, – Ангела, летящего по небу с вечным Евангелием, другого Ангела, возвещающего падение Вавилона с угрозою поклоняющимся зверю. Видение на светлом облаке подобного Сыну Человеческому с серпом в руке для пожатия земли и видение Ангела с серпом для обрезания винограда на земле, который был брошен в великое точило гнева Божия ( Откр.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но кроме этих внешних опасностей существовали не менее грозные опасности и внутри самой церкви, в которой появились «лжеапостолы и лжепророки» (Откр. I2:20), Николаиты и Валаамиты «любодействовавшие и развратные» ( Откр. 2:2 ). Таким образом язычество, иудейство и ереси самих христиан – вот те враги, заблуждения и соблазны, которые окружали церковь со всех сторон, стесняя и сдавливая ее и извне и изнутри. « Трон сатаны» (ϑρνоς του σατανα Откр. 2:13 ), «синагога сатаны» (συναγογ του σατανα Откр. 2:9 ) и глубина сатаны ( Откр. 2:24 ), все злое, сам дьявол во всеоружии с дикой злобой и яростью напал, как некогда на Христа, так теперь на Его последователей. Утешить одних, поддержать других, предохранить от падения третьих, изгнать уныние и страх пред ужасами народной злобы, ободрить и вселить мужество в виду проливающейся крови, темницы и смерти, наконец предохранить верующих от заблуждений и соблазнов – было первою задачею апостола любви – Иоанна. Когда бы ни был написан Апокалипсис, при Нероне или Домициане, не смотря далее на пророческий характер этой книги, имевшей и имеющей изобразить будущую судьбу церкви и всего мира, – написание Апокалипсиса имело ближайшею практическою целью именно утешить верующих среди нападений и бед, показать им, что эти бедствия на земле неизбежны, что эта борьба зла и тьмы с добром и светом, начатая давно древним змием, будет существовать до последних времен; но что эта борьба – не вечная, победа над дьяволом , начатая в воскресении закланного Агнеца, завершится полным и окончательным торжеством добра и света над злом и тьмою, что царству антихриста и всему антихристианскому настанет конец и тогда-то: «Бог отрет всякую слезу с очей их – верующих и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» ( Откр. 21:4 ); только не нужно отчаиваться теперь, не нужно падать духом, уступать требованиям насилия, а нужно твердо стоять в истине с полной надеждой на лучшее будущее, преодолевать все искушения, мучения и идти на самую смерть, потому что только устоявший в истине будет иметь право на древо жизни ( Откр. 22:14 ), только побеждающей наследует все ( Откр. 21:7 ) и будет гражданином нового Иерусалима, города святого; «боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» ( Откр. 21:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

Такое впечатление, что Иоанн именно во время получасовой тишины в небе видит семь ангелов с трубами. Далее эти ангелы начинают трубить ( Откр.8:7–11:19 ). Звуки труб, как и снятия печатей, вызывают те или иные катастрофические события. Теперь обнаруживается, как важны для автора были предшествующие сцены с запечатлением спасенного народа Божьего и с изображением его блаженного состояния ( Откр.7:1–19 ). Звуки труб вызывают катастрофы, которые касаются только тех, кто не имеет печати Бога ( Откр.9:4 ). «Все святые», то есть христиане, возносят свои молитвы к Богу ( Откр.8:3–5 ). Ангелы трубят, и эти трубные звуки вызывают новые «казни», которые могут быть поняты как исполнение молитв христиан. Эти молитвы, таким образом, несут на себе такую же функцию в отношении последующих событий, как и жалоба мучеников перед престолом Божьим при снятии пятой печати ( Откр.6:10 ). Царство Божье должно проявлять себя все больше и больше. Заметно усиление катастрофических следствий от звуков труб по сравнению с тем, что происходило при снятии печатей. Первые четыре печати и, соответственно, первые четыре всадника вызывают гибель четвертой части земли ( Откр.6:8 ). Первые четыре трубы вызывают гибель уже третьей части земли, моря и звезд ( Откр.8:7–12 ). Последние три трубы вызывают три последних «горя». Так комбинируются два символических числовых ряда: семь и три. Вопреки всякой видимости торжества зла, Бог являет свою правду на земле уже сейчас. И потому в конце звучит гимн благодарения Богу ( Откр.11:17–18 ). Такова линейная картина повествования. Однако, как мы увидим далее, литературная композиция книги не совсем согласуется с нашим привычным «линейным» прочтением. Но об этом речь впереди. а) Тишина в небе и молитвы святых ( Откр.8:1–6 ) 1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. 2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. 3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (Откр. 14, 1-13) Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символическими животными четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них, средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона: «Пал, пал Вавилон, великая блудница» (Откр. 14, 8-10). По сути это суд Божий над Вавилонской блудницей, бессознательными орудиями которого будут служить цари-вассалы Антихриста. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (Откр. 5), показан здесь уже побеждающим. Он стоит на горе Сион и попрает силу дьявола (Откр. 14). Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14,7). Раскрытая книга ангела: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7) (Над развалинами): «кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией» и «... пал Вавилон великий» (Откр. 14, 8-10). 15-я сцена: Жатва и сбор винограда (Откр. 14, 14-20) Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий. Надпись 15: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14, 14).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Откр.1:20 ), – с его места. Здесь, следовательно, ясно различаются церковь и ее ангел, призываемый к покаянию. Кроме того, нужно еще обратить внимание на следующие указания, которые сделал Prof. Rohr. В послании ангелу Сардийской церкви стоит: „знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв“ ( Откр.3:1 ). Далее же читаем: „Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти“ ( Откр.3:2 ). Еще: „Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя“ ( Откр.3:3 ). А далее: „Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны“ ( Откр.3:4 ). Эти два ряда изречений не могут относиться к одному и тому же субъекту: ясно, что для выражения „ты мертв“ должен быть принят один субъект, а для стихов, где говорится о тех, кому угрожает опасность смерти, – другой. Призыв к покаянию и бодрствованию в Откр.3:3 , обращен к одному, а замечание о тех, которые не осквернили своих одежд, имеет в виду уже совсем других лиц. Если в послании ангелу Филадельфийской церкви говорится об открытой перед ним двери ( Откр.3:8 ), то это нужно понимать по аналогии с 1Кор.16:9 ; 2Кор.2:12 ; Кол.4:3 о двери для благовествования. Между тем проповедь Евангелия была делом по преимуществу предстоятелей церквей, а не самих церквей. Вот главное, что склоняет к тезису: ангелы в апокалипсических посланиях – епископы 649 . Наконец, нужно еще упомянуть, что в Откр.2:20 Zahn признает на весьма веских основаниях подлинным чтение τν γυνακ σου εζβελ. Если согласиться с этим, то, конечно, здесь разумеется жена предстоятеля 650 . Что касается положения малоазийских церквей в обществе и государстве, то для суждения об этом в апокалипсических посланиях мы находим достаточные данные. Прежде всего несомненны враждебные отношения к христианам со стороны иудеев, которых Апокалиптик ввиду этого дважды называет συν­αγωγ το Σαταν ( Откр.2:9; 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010