С другой стороны, не только для христианской Церкви нужно было принятие из иудейской и языческой среды тех или иных элементов духовной культуры. Для самого мира, в окружении которого живет и которому служит Церковь , нужно, чтобы все лучшее в нем приобщалось церковной жизни, было бы воцерковлено. Первое изъяснение сокровенного смысла форм христианского богослужения и его символики дано апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Святой тайнозритель увидел в открывшейся ему области небесного «дверь, отверстую на небе» ( Откр. 4, 1 ), войдя в которую, он узрел Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах; пред престолом Господа – горящие семь светильников; посреди и вокруг престола – четырех животных с лицами льва, тельца, человека и орла летящего. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают ниц пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество Ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6–13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ). Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником – души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3, 4 ). Все это происходит в храме Божием ( Откр. 11, 1 ), который находится и отверзается на небе ( Откр. 11, 19; 14, 17; 15, 5 ). Апостолу Иоанну Богослову видится другой Ангел с «вечным Евангелием», слышатся возгласы «аминь», «аллилуиа» ( Откр. 19, 3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новое по сравнению со всеми параллелями в Откр.11:11,12 то, что враги Божьи будут смотреть на воскресших и вознесшихся. Эта странная черта объясняется, если обратить внимание на то, что Иоанн различает «первое воскресение», в котором примут участие все верные христиане ( Откр.20:5–6 ; ср. Откр.2:11 ), от Последнего суда над боговраждебным миром (ср. 20:11–15), который не исключает шанса оправдания и спасения покаявшихся. Именно в таком направлении указывают следующие высказывания. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Изображенные в Откр.11:11–12 спасительные события оправдали двух свидетелей, то есть всю Церковь и тех, кто в ней сохранил верность Христу и Богу. Теперь они причастны вечному блаженству. Их судьба стоит в контрасте к участи «живущих на земле» ( Откр.11:10 ), или жителей города ( Откр.11:13 ). Они предавались ликованию, но теперь их постигает великое землетрясение, которое разрушает десятую часть города и убивает семь тысяч людей. Удивительная арифметика этих символических чисел, в которой переворачиваются ветхозаветные предсказания, была уже рассмотрена выше. Оставшиеся в живых («прочие») введут себя теперь совсем иначе, чем те «прочие», которые пережили казнь шестой трубы ( Откр.9:20–21 ) и которые отказались от покаяния. Теперь «прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному» (ср. Откр.14:7 ; Откр.16:9 ). Это отвечает той задаче, которая была поставлена перед двумя свидетелями. Они должны были проповедовать покаяние, и с помощью силы Божьей их задача была выполнена. Если бы покаяния большинства людей земли не произошло, то роль свидетелей (то есть Церкви) была бы непонятной, и смысла в их деятельности и в их свидетельстве не было бы. Если понимать все изображаемое в Книге Откровения в «линейном» порядке, так сказать, хронологически, то поведение выживших девяти десятых живущих на земле трудно понимать как подлинное покаяние, так как после этого следуют еще описания и сопротивления Богу, и казней, и суда… Но мы уже выяснили, что при линейном чтении смысл многого в книге ускользает. Отрывок главы 11, который мы назвали «притчей о двух свидетелях», составляет содержательное ядро книги. Здесь в самом концентрированном виде дан смысл Священной истории от начала Церкви Христовой до конца, то есть до Дня Господня, суда и спасения. И смысл этот, отвечающий замыслу Бога, состоит не в спасении ничтожного меньшинства, но в покаянии и спасении значительного большинства людей. Предельно символично и предельно схематически все это и изображено в Откр.11:1–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В святоотеческой традиции распространено понимание повествования Откр. 11:1–13 как событий, которые совершатся непосредственно перед концом времен, соответственно, «свидетели», суть, два эсхатологических пророка. Представлено также толкование свидетелей, как символа всей христианской Церкви; в частности, это высказывают Тихоний и Примасий 348 . Стоит отметить, что такое толкование Откр. 11:1–13 является обоснованным и гармонично вписывается в образность последующих глав, 12-й и 13-й. В этих главах также упоминается срок три с половиной года (1260 дней), который обозначает все время земного пути Церкви, от Воскресения Христова до конца мира (ср. Откр. 12:5–6 ). Итак, согласно мнению ряда раннехристианских толкователей и большинства современных комментаторов 349 , два свидетеля представляют образ Церкви в ее свидетельстве о Христе. Исключение внешнего двора и измерение храма ( Откр. 11:1– 2 ) понимается, как символическое описание двух аспектов одной и той же реальности Церкви – подверженности искушениям и отрицательному воздействию со стороны мира, и внутренней духовной сохранности и защиты, даруемой Богом (о том же самом говорит сладость и горечь книжки Откр. 10:9–10 ). История же двух свидетелей являет свидетельство Церкви в мире, страдания членов Церкви и спасительность их страданий, приводящих к окончательной истинной победе над гонителями и к обращению прежде неверующих. Итак, в откровении «книжки» в символическом виде раскрывается проблематика всего пути христианской Церкви. Взаимное отношение запечатанной книги и книжки Откр. 10 Можно заметить, что между запечатанной книгой и книжкой существует определенная близость: сцены Откр. 5 и Откр. 10 по композиции сходны между собой. Так, книги держит божественная фигура: запечатанная книга находится в деснице «Сидящего на престоле», Бога Отца, книжка – в руке величественного ангела; в процессе повествования книги передаются: от Бога – Христу ( Откр. 5:7 ), от ангела – Тайнозрителю ( Откр. 10:9–10 ). Это подобие требует объяснения. Некоторые исследователи утверждали, что эти книги тождественны между собой 350 , однако, данное мнение не засвидетельствовано в древней традиции и не получило всеобщего признания в науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

По снятии Агнцем поочередно первых четырех печатей, Тайнозритель видел, как исходили из земли один за другим четыре всадника на конях: белом, рыжем, вороном и бледном, означающие четыре народные бедствия: войну, междоусобие, голод и смерть ( Откр.6:1–3 ). По снятии пятой печати Иоанн увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие, вопиющих к Богу о суде над гонителями Церкви. Но они были успокоены тем, что этот суд произойдет через малое время, когда наполнится число святых ( Откр.6:9–11 ) (отсюда практика престолов-гробниц, мощей в престолах, антиминсов с частицами мощей). По вскрытии шестой печати произошли страшные космические катаклизмы на земле, солнце, луне и звездах ( Откр.6:12–14 ), наведшие ужас на всех живущих на земле. Наступление более страшных казней было оставлено до времени таинственным Ангелом, явившимся с Востока с печатью Бога живого, пока Он не запечатлит 144 тыс. рабов Божиих, по 12 тыс. от каждого колена ( Откр.7:1–8 ). Кроме этих запечатленных печатью Божией, необозримое множество святых из всех племен и народов славословили перед престолом Божиим. Так изображена небесная, торжествующая Церковь святых, состоящая из иудеев и язычников, которые устояли в испытаниях и убелили ризы свои кровью Агнца, с Которым соединились отныне и навеки ( Откр.7:9–17 ). Снятие седьмой печати сопровождается безмолвием на небе и появлением семи ангелов, готовящихся трубить перед наступлением великих событий ( Откр.8:1–2 ). 3. Семь труб ангельских (Откр.8:2–11, 19) (вторая седмерица видений) Св. Иоанн увидел, как поочередно, по гласу труб первых четырех ангелов, подпадали истреблению третья часть деревьев, моря с кораблями и обитателями вод и светил небесных ( Откр.8:7–13 ). После звука пятой трубы некий дух, упавший звездою на землю, вновь вышел из кладезя бездны, возводя оттуда тучи саранчи для пятимесячного мучения людей, не имеющих на челе печати Божией ( Откр.9:1–12 ). По мысли А. Иванова , саранча – это вооруженное до зубов войско, несущее губительство всему человечеству ( А. Иванов , цит. соч., стр. 528). По Барсову, саранча – это человеческие страсти, овладевающие людьми в последнее время. Звук трубы шестого ангела освободил 4-х ангелов-демонов, посланных умертвить третью часть людей, что они и исполнили ( Откр.9:13–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В обоснование выделения класса «помазанников» свидетели Иеговы приводят два места из книги Откровения, где говорится о 144 тысячах запечатленных: из двенадцати колен Израилевых ( Откр. 7 ) и искупленных от земли девственников ( Откр. 14:1–5 ). Однако в Откр. 7:4  о девственности запечатленных не сказано, но обозначено их происхождение из всех колен сынов Израилевых, и далее (ст. 5–8) поименно указываются двенадцать колен в «неправильном» порядке: исключено колено Даново, вместо него почему-то названо колено Левиино, вместо Ефремова колена обозначено несуществующее Иосифово. Все это доказывает символичность самого числа, показывающего в себе полноту запечатленных в Церкви – Новом Израиле. Поэтому православные толкователи различают эти две группы по 144 тысячи 568 . Если же «свидетели» принимают буквально число, то логика текста должна вынудить их принять буквально и национальную принадлежность запечатленных, как это делают диспенсационалисты. Точно так же во втором фрагменте о 144 000 ( Откр. 14:1–5 ) сказано о девственности запечатленных и что они мужчины, которые не осквернились с женами. Вопреки тексту и логике «свидетели» включают в число «помазанников» и семейных, и женщин. Ничто в книге Откровения не показывает принципиального различия 144 000 и «великого множества». Например, 144 000 находятся перед престолом Божиим ( Откр. 14:3 ), но перед тем же престолом предстоит и «великое множество» ( Откр. 7:9 ). Великое множество пребывают в храме Бога (7:15), а сам храм находится на небесах (11:19, 14:17) 569 . В Откр. 7:9  не говорится, что «великое множество» лишено небесной надежды и предназначено к жизни вне нового Иерусалима. Напротив, Откр. 19:1  прямо помещает их на небеса. В свою очередь, и второе важнейшее место о якобы двух классах спасаемых – притча о других овцах, которые не сего двора, – также заканчивается обетованием их единства и равенства в Церкви: и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Нелепо и деление рая на два «отделения» – земное и небесное. Ап. Иоанн Богослов в видении видел не два рая, а один святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ( Откр. 21:2 ). В этом городе соединяются новое небо и новая земля, в нем место особого пребывания Бога с прославленными людьми 570 . Вне этого города не «великое множество», но всякий любящий и делающий неправду ( Откр. 22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне“ ( Ин.6:44,45 , ср. Ин.6:65 ). Наконец, спасение не от дел, но от веры по благодати Божией засвидетельствовано в Откр.12:11 , где речь идет о победителях дракона кровью Агнца (ср. Откр.7:14; 22:14 ), что опять соответствует тому значению крови Христовой, какое ей приписывается в других писаниях Иоанна 1236 . Дела – τ ργα не только не занимают самостоятельного места в качестве орудия спасения, но даже мы не имеем данных на основании Апокалипсиса смотреть на них только, как на внешние поступки, – так, чтобы τ ργα относились исключительно к внешнему поведению человека. В самом деле, почти все послания к семи церквам начинаются торжественным οδα τ ργα σου ( Откр.2:2 ), οδ σου τ ργα ( Откр.2:19; 3:1, 8:15 ). После такого начала иногда суммарно указываются добродетели адресата послания, как, например, любовь, терпение ( Откр.2:19 ); но иногда начинается прямо речь, представляющая анализ внутреннего содержания этого адресата. Так, ангелу Сардийской церкви Христос говорит: οδ σου τ ργα, τι νομα χεις τι ζς κα νεκρς ε ( Откр.3:1 ). Ангел Лаодикийской церкви заслуживает со стороны Господа такой упрек: οδ σου τ ργα, τι οτε ψυχρς ε οτε ζεστς ( Откр.3:15 ). Ввиду этого, вполне возможно понимать под τ ργα не внешнее исключительно поведение человека, но и всю его внутреннюю жизнь, все факты его веры и идейного одушевления, из которых происходят внешние поступки. В этом случае вполне понятно, что в Апокалипсисе, с одной стороны, утверждается взгляд на вечную жизнь, как исключительно на дар Божий, а с другой, говорится о воздаянии по делам κατ τ ργα. При таком же взгляде на дела гораздо понятнее и соединение: „дела Иисуса“ – τ ργα μου в устах Самого Господа ( Откр.2:26 ). Кроме того, в данном случае и выражение: τ (γρ) βσσινον τ δικαιματα τν γων στν ( Откр.19:8 ) теряет тот смысл, какой ему придают Fr. Chr. Baur и H. J. Holtzmann. В понимании его можно присоединиться к мнению Prof. C. F. Nösgen’a, который полагает, что содержание нравственной жизни здесь рассматривается, как не по природе свойственное человеку, но данное ему в дар 1237 . Равным образом и слова Откр.14:13 : τ (γρ) ργα ατν κολουθε μετ ατν могут указывать на продолжение начавшейся здесь духовной жизни в мире потустороннем 1238 . Считая такой взгляд на понятие τ ργα в Апокалипсисе совершенно правильным, мы хотели бы обратить внимание на то, что в 4 Евангелии вера в посланного Богом Сына Его называется τ ργον το θεο ( Ин.6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Таинственный ход церковной истории раскрывается Тайнозрителем в седмеричной последовательности: 1 . снятия семи печатей ( Откр.6:1 , –:8, 1); 2 . семь трубящих ангелов ( Откр.8:2–11, 19 ); 3 . семь знамений (12–15 гл.); 4 . семь чаш гнева (16 гл.). Эти четыре седмерицы видений можно понимать как четыре этапа эсхатологического свершения. Но, возможно, для лучшего уяснения, Апостол четырекратно возвращается к одним и тем же событиям, возвещая будущее в различных образах. Следует иметь также в виду, что в Откровении различные периоды времени – настоящее, прошедшее и будущее – даны в едином моменте созерцания. Будущее рассматривается как уже свершившееся в спасительном подвиге Христа ( Откр.16:17 ), но оно постепенно реализуется в истории. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18) 1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5) После написания посланий семи Церквам, т. е. всей вселенской Церкви, Иоанн восхищается к видению Церкви Небесной, торжествующей, с тем, чтобы лицезреть неизменность судеб Божиих и конечного торжества Его правды. Иоанн увидел престол Божий и сидящего на нем Бога Вседержителя во славе ( Откр.4:2 ). 24 старца, сидящие вокруг престола ( Откр.4:4 ), суть избранные из всех племен и народов представители народа Божия, представленные по числу колен Израилевых и свв. Апостолов. Окрест престола славословили четыре животных, виденные еще Иезекиилем ( Откр.1:15–18 ) – духовные прообразы твари, славословящей Бога (иногда они толкуются как 4 херувима, символизирующие 4-х евангелистов (у М. Барсова ). В деснице Всевышнего была книга, запечатанная семью печатями, с начертанными в ней сокровенными судьбами мира и Церкви ( Откр.5:1–4 ). Снять печати и раскрыть тайны книги мог только Агнец Божий, т. е. Сын Божий, закланный от сложения мира ( Откр.5:5 ; Ис.53:7 ). Семь рогов Агнца есть знамение силы Его, а семь очей суть семь даров Св. Духа ( Откр.5:6 ). 2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Иоанн увидел второе знамение – зверя, выходящего из моря, с членами барса, медведя и льва, с десятью рогами и семью головами ( Откр.13:1–3 ). Как в пророчестве Даниила ( Дан.7 гл.), четвертый зверь с подобными чертами, так и здесь – это образ антихриста, в личности которого как бы соберутся качества этих свирепых животных. Он будет послушным орудием сатаны в его непримиримой борьбе с Церковью . Он будет богохульствовать 42 месяца (символическое время, тайна которого нераскрыта), делать много зла святым, но ради избранных сократятся дни ( Откр.13:5 ), – духа их он не сломит, терпение и вера их устоят ( Откр.13:10 ). в) Третье знамение: зверь, выходящий из земли (Откр.13:11–18) Другой зверь, увиденный Иоанном, вышел из земли. Он действовал в силе первого зверя, творил знамения и чудеса, и речи его тоже полны были хулы на Бога. Это пророк антихриста, он изготовит его живую статую, поражая смертью всякого за отказ поклониться ему. Всем поклонившимся зверю на правую руку или чело положена будет печать, без которой не разрешено будет ни покупать, ни продавать; печать будет означать выраженное в числе имя антихриста. Число это – 666. Тайна этого имени, несмотря на многочисленные попытки его расшифровать, осталась сокрытой для Церкви. г) Четвертое знамение: Агнец на горе Сиона (Откр.14:1–5) Тайнозритель увидел Агнца, стоящего на горе Сионе, окруженного сонмом избранных Богом душ святых по 12 тысяч от каждого из 12 колен народа Божия. На челах их вместо печати антихриста написано имя Божие. Это «девственники умом и телом», которые до конца предали свою жизнь Агнцу Христу. Они и достигли спасения. д) Пятое знамение: Три ангела, возвещающее миру приближение великих событий (Откр.14:6–13) Первый ангел? имеющий вечное Евангелие Христово, возвещает о приближении часа судного (14? 6–7); второй ангел возвещает о падении Вавилона? города антихриста ( Откр.14:8 ); третий ангел возвещает о вечных мучениях поклонившихся антихристу и образу его и принявших на себя печать ( Откр.14:9–11 ). Иной голос возвещает о блаженстве умирающих в Господе. Сам Дух Святой уверяет, что они упокоятся от трудов своих – добрые дела свидетельствуют за них перед Богом ( Откр.14:13 ). е) Шестое знамение: Сын Человеческий с серпом (Откр.14:14–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Согласно этому повелению, Иоанн должен снова безбоязненно возвещать свою пророческую весть, не только в Церкви, но перед всем миром и обо всем мире. Эта пророческая задача исполняется в Откр.11:3–14 и в последующих главах. Таково «линейное» прочтение главы 10. Но теперь попробуем вдуматься во все, сообщенное в ней, поглубже. Всмотримся в то, какое место эта глава занимает в сложной структуре Апокалипсиса. Для этого мы должны вернуться назад, к той книге, или свитку, который достоин открыть Агнец-победитель ( Откр.5:1–9 ). Свиток содержит в себе до той поры тайный замысел Бога, заключающийся в том, каким образом победа Агнца должна привести к установлению Царства Божьего в мире. Только Агнец может открыть свиток и явить его содержание, ибо это Его победа делает возможным осуществление плана Божьего, содержащегося в книге. Точнее, как мы увидим, свиток откроет, что должна сделать Церковь последователей Агнца для наступления Царства Божьего в мире. Поскольку Агнец победил, Он – единственный, кто может открыть, как должны победить и Его последователи. Книга запечатана семью печатями ( Откр.5:1 ), и Агнец снимает печати одну за другой от Откр.6:1 до Откр.8:1 . Но события, все эти «казни» после снятия каждой печати, вовсе не являют содержание запечатанной книги, как это часто предполагается. Это был бы очень странный свиток, содержание которого открывалось бы прежде снятия всех до единой печатей. Все до сих пор изложенные события просто сопровождают снятие печатей. Этот литературный прием позволил Иоанну изложить ряд видений, которые подготавливали откровение содержания книги. Ни ряд шести «казней» при снятии печатей, ни ряд «казней», которые сопровождали звуки труб после снятия седьмой печати ( Откр.8:1–9:21 ) – не раскрытие содержания запечатанного свитка. Сам свиток, уже открытый, снова появляется только в Откр.10:2,8–10 . Большинство толкователей заблуждаются из-за слова «книжка, книжечка» в Откр.10:2,9,10 . «Книжечка» (biblandion) в греческом языке того времени не отличается по значению от «книги» (biblion) ( Откр.5:1–9 ; Откр.10:8 ) и не предполагает отличие свитка главы 10 от свитка в главе 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Затем Иоанну возвещается о будущем явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать 1260 дней, т. е. 42 месяца ( Откр.11:3 ). По мысли Отцов Церкви, это Енох и Илия, которые явятся перед кончиной мира для проповеди покаяния и противодействия антихристу (св. Ипполит, св. Андрей Кесарийский ). Пророк Малахия прямо указывает на Илию как на предтечу второго пришествия Господня ( Мал.4:5 ); и Господь подтвердил это пророчество: «Илия придет и устроит все» ( Мф.17:10–13 ). Под вторым свидетелем все согласно подразумевают Еноха, как не вкусившего еще смерти. Эти два свидетеля будут действовать в духе великих пророков, но зверь (антихрист) сразится с ними и убьет их. Трупы их будут лежать на улицах города, «где и Господь наш распят» ( Откр.11:8 ), т. е. Иерусалима. Через три дня Господь воскресит их и возьмет к Себе. Звук седьмой трубы возвещает начало на земле вечного царства Христова и последнего, отчаянного наступления сил зла на Церковь Божию ( Откр.11:15–13 ). 4. Семь знамений (Откр.12:1– 15, 4) (Третья седмерица видений) а) Первое знамение: жена, облечённая в солнце, и дракон (12 гл.) В образе жены является сама Церковь , облеченная в солнце, т. е. в Христа. Луна под ногами ее означает земную, преходящую славу Ветхого Завета, а 12 звезд на главе ее означают 12 апостолов, т. е. соборное единство Церкви ( Откр.12:1 ). Жена – это также и Богородица, как Мать Христа, ближайшее Тело Его, поэтому Она и есть в собственном смысле Церковь ( Откр.12:2 ). Церковь всегда духовно рождает чад своих и в них рождает через таинства Христа ( Откр.12:3 ). Против жены (Церкви) выступил дракон (диавол) с семью головами и десятью рогами с намерением поглотить имеющее родиться дитя. Но оно было восхищено к Богу, а жена бежала в пустыню, где оставалась три с половиной года ( Откр.12:3–6 ) (подобно Израилю, Церковь подвергается испытанию в пустыне, где верующие питаются сокровенной пищей – манной небесной, доступной только вере. Пустыня – это область бесстрастия, т. е. победы над грехом. В эту область Церковь ведет всех для обладания истиной). Затем Иоанну открыта была извечная борьба между падшими духами и светлыми ангелами в образе борьбы Архангела Михаила, покровителя народа Божия, с диаволом. С победой Христа над силами зла диавол был низвержен с неба на землю, и в его власти остались лишь те, которые добровольно поработили ему свою волю ( Откр.12:7–12 ). б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (Откр.13:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010