20:1-6, в частности, о связанности сатаны и продолжительности царства. Прп. Ефрем Сирин с силой доказывает невозможность буквального понимания отрывка о тысячелетнем царстве: «Но требуешь у меня объяснения тысячи лет. И я потребую у тебя объяснить светильник (Откр. 2:1): камень бел(Откр. 2:17), теплое питие и изблевание (Откр. 3:16), все, что Иоанн гадательно представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня тысячелетнего первого воскре­сения; то и я потребую у тебя коня (Откр. 6:8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого апсиноос (Откр. 8:11), горь­кого по свойству, подобно полыни. Дай мне седмь фиал(Откр. 16:1) и возьми у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город (Откр. 21:9-10), и представлю тебе доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся (Откр. 12:14), сделается Иерусалимом и, собственно, есть не жена, и дам тебе объяснение на тысячу лет. Уже­ли город рождает? (Откр. 12:2). Ужели родившая делается Иерусали­мом? Ужели человек беззакония(2 Фес. 2:3) есть зверь? (Откр. 13:1). Ужели десять глав соединены у зверя, чтобы им царствовать? (Откр. 13:1). Ужели от седми есть осмыи, который однако ж не осмыи по числу, по­тому что глав седмь, но три главы уничтожились? (Откр. 17:11). Ужели имя зверя неизъяснимо и так же неименуемо, как имя Божие? Да не будет сего! Ужели имени зверя не знал тот, кто сказал числоимени? (Откр. 13:18). Сперва известны ему стали слоги, а потом уже разложил имя на буквы; сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, сказал число, то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят шесть. Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо если един день пред Господем яко тысяща лет(2 Пет. 3:8), кто в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет». Блж. Иероним: «Кто сохранил желанную чистоту девства, кто верно исполнил заповеди декалога и умертвил в сердце своем нечистые нравы и помыслы, чтобы они им не обладали, тот поистине есть священник Христов, и, как мы полагаем, полностью завершив тысячу лет, он царствует со Христом, и поистине у него диавол связан» ; Свт.

http://bogoslov.ru/article/3411129

Нельзя также сразу не отметить, какое особое или даже необычное место занимает Откр. в Библии, в богослужении Церкви и в сознании людей. Что касается Библии, то Откр. является ее последней книгой. Ею заканчивается Новый Завет, в чем невозможно не увидеть глубокого смысла. Последние главы Откр. (21–22) содержат блистательное описание красоты и славы Небесного Иерусалима — того преображенного, изобилующего красотой мира, которым, согласно первым главам Библии (Быт. 1–2), должно была с самого начала стать все творение. Таким образом, перед нами зеркальное соотношение изначального Божьего замысла и его непреложного осуществления — тех двух полюсов, что определяют направленность истории всего творения и обрамляют ее библейское изложение. Причем концовка Откр. (и Библии) отражает напряженное христианское ожидание намеченного осуществления: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20) В то же время последнее место Откр. в каноне Нового Завета имеет и другое объяснение — не богословское, а более практическое. Дело в том, что Откр. было принято в канон Нового Завета не без серьезных колебаний и сомнений, особенно на Востоке. Канонический авторитет за ним окончательно закрепился лишь к III–IV векам. Очевидно, этим объясняется и то, что Откр. не входит в состав Писаний, читаемых за богослужением в Православной Церкви (в отличие от Католической и протестантских) . Кстати, при этом Откр. не было последней по времени написания новозаветной книгой (скорее всего, такой является 2 Петр. ). Колебания по поводу каноничности Откр. были вызваны тем, что с точки зрения содержания и понимания эта книга слишком специфична. Адекватное понимание Откр. требует определенного опыта христианской веры, воспитанной на основополагающих новозаветных книгах (прежде всего, Евангелиях), жизни в Церкви, и в не меньшей степени достаточно конкретных знаний об особенностях такого рода литературы древности, как апокалиптика в целом. Без такого церковного опыта и историко-литературных познаний чтение Откр. является в высшей степени небезопасным, т. е. сопряженным с большой долей риска неправильного понимания.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Перед концом мира, когда, по ап. Павлу, «будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), диавол будет отпущен на свободу, т. е. получит власть вновь безнаказанно возмущать против Бога народы земли ( Откр.20:7–8 ). Он выведет на брань со святыми антихриста и его лжепророка, а также целые полчища своих пособников, «Гога и Магога», как зовет их Апостол, заимствуя это название у прор. Иезекииля (39 гл.); под ними подразумевались враждебные иудеям народы. 3. Воскресение мертвых и всеобщий суд (Откр.20:9–15) Бог окончательно и навсегда поражает диавола и его лжепророка-антихриста: сшедший от Бога огонь вверг их навеки в озеро огненное, где будут они мучиться «во веки веков» ( Откр.20:9–10 ). Затем последовало всеобщее (второе) воскресение на суд ( Откр.20:12–13 ). Раскрытая книга, по которой производится суд, есть книга жизни, т. е. ведение Божие жизни каждого человека. Каждый судим по делам своим ( Откр.20:13 ). Сама же смерть и ад низвержены в озеро огненное – в мире воцаряется вечное царство Христово ( Откр.14:20 ). 5. Новый Иерусалим и блаженство праведников (Откр.21:9–22, 21) Один из ангелов вознес Иоанна на великую и высокую гору и показал ему великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба, от Бога. Это Церковь Божия, вступившая в новое состояние по обновлении неба и земли. Теперь это – единая, торжествующая Церковь первенцев, соборное единство праведников с Богом, живая скиния Бога с Его народом ( Откр.21:3 ), украшенная, как невеста, невинностью, правдой и добрыми делами святых. Иерусалим земной был только слабым прообразом Иерусалима небесного. В этом святом граде уже не будет особого храма ( Откр.21:22 ), так как вся вселенная станет единым храмом, а жизнь вечная будет непрестанным богослужением. Религия будущей земли будет вполне духовна и безобрядна. Наше служение есть сень и прообраз, – тогда же все явится совершенным и узрим Бога «лицем к лицу». Ему, живому Богу, в личности Сына Его Христа будет воздаваться поклонение ( Откр.21:24 ). В горнем Иерусалиме не будет никакого светила для освещения, ибо свет славы Сына Божия будет освещать все ( Откр.21:23; 22, 5 ). Все будут объяты этим невечерним, нетварным благодатным светом. В этом граде все спасенные от всех народов будут блаженствовать в ненарушаемом мире и славе ( Откр.21:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Великая блудница (Вавилон) изображается в виде жены, сидящей на звере-сатане, имеющем 7 голов и 10 рогов ( Откр.17:7 ). 7 голов суть 7 холмов языческого Рима, а также 7 царств ( Откр.17:3–10 ) которые, согласно пророчеству Даниила, означают Египетское, Ассирийское, Халдейское, Персидское, Греческое, Римское и, наконец, царство антихриста. 10 рогов блудницы также означают 10 царств, образовавшихся после падения Римского Царства, которые и подготовят временное торжество антихриста. Но Агнец победит его, и те, которые с Агнцем -званные и избранные верные – будут царствовать с Ним ( Откр.17:14 ). Гл. 18. Ангел возвещает о наступлении последнего часа для Вавилона. Многочисленные купцы, торговавшие с ним, сетуют о гибели такого богатства. В поэтическом повествовании об этом чувствуются отголоски обличений пророка Иеремии, Исаии, Иезекииля, обращенных к историческому Вавилону. Иной голос повелевает народу Божьему выйти из города разврата вместе с ним ( Откр.18:4 ). III. Наступление Царства Христова (19–22 гл.) 1. Победа Агнца над антихристом и его лжепророком (19 гл.) Тайновидец увидел торжество Агнца-Христа и Его Церкви. Многочисленный народ и 24 старца воспевали хвалу воцарившемуся Богу Вседержителю ( Откр.19:1–6 ). Изображается торжество в виде брака Агнца с Его жено-Церковью, и все святые приглашаются на этот брак ( Откр.19:7–9 ). В светлых, ликующих красках изображается шествие Христа для совершения суда ( Откр.19:11–16 ). Наступает последняя охватка двух зверей – антихриста и его лжепророка со Христом и Его Церковью, окончившаяся полным поражением всех сил зла в «городе погубления» Армагеддоне ( Откр.19:19–21 ; см. 16, 16). 2. Тысячелетнее Царство Христово (Откр.20:1–8) В ином видении изображается последняя участь самого виновника всякого зла и греха – диавола. Сшедший с неба Ангел сковал его на 1000 лет, низверг его в бездну, дабы он не прельщал больше народы, доколе не окончится 1000 лет ( Откр.20:3 ). Замученные же за имя Христово воскресли и царствовали со Христом тысячу лет. «Это первое воскресение» ( Откр.20:5 ). Неправильно толкуя это место, хилиасты основывают свое учение о реальном воскресении одних только праведников о пришествием Христа на землю и соцарствии с Ним 1000 лет. Но «воскресение первое» надо понимать в духовном смысле, – оно происходит в крещении, в духовном рождении, почему и сказано: «над ними смерть вторая не имеет власти» ( Откр.20:6 ). Срок в 1000 лет надо понимать как долгое, длительное, неопределенное время, время между 1-м и 2-м пришествием Христа. Это время действия благодати Божией в мире, помогающей побеждать диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

κοντριον, τ Speer: JoAnt II 150,30. Hesych κ 555. Maur 11,10.16 etc. FoucStratP 15,1 etc. -ιν LeoTact I 115,1412; 126,1505 etc. id. PassEusig 221 app. id. BoissAn IV 370,95 etc.– LS, Kr, TLG, Tgl, Duc, MillRec II 524A, Somav, Stam. κονταροξφαρα, τ (κοντρια + ξιφρια) Speere und Schwerter: NChonPar 529. κονταροσυρτς, (an melius -σρτης ?) Speerwerfer: ExtrLex 107. κονττον, τ (ital. contado) Grafschaft: MM III,XVII (a.1302).– Kr -o; κοντδο Somav s.v. contado. κονττος (lat. contatus) mit Lanzen bewaffnet: θνος MaurD VII А Pr.32. (subst.) Lanzenträger, Lanzenkämpfer, Speerkämpfer: MaurD II 1,29; 6,11 etc. LeoProb II 25.32 etc. MülFrag 115,15.– Soph. κοντεστατων, (lat, eontestatio) Anrufen von Zeugen: διαμαρτυρα FontMin VIII 313,79. κοντεω (auf einen Speer) stecken, auf spießen: τς κεφαλς π ξλ Sym II 429Α. GMon 276,4=GCedr I 244,9 (pass.).– L, TLG, (Kr, Duc 705, Somav, Dem). κοντω stoßen: MetAnna 326. κοντισε (sic) LudwBatr 286,22. κουντοντες NChonPar 444. κουντ ChronMur 1220B.– Kr, Duc, LexPont, ChatzKypr, Somav. κοντζεσις ? (lat. concessio) Abtretung: δσμα γουν [κον]κοντζεσις (sic) τς ... γς MM VI 239 (а.1295). κοντζω mit dem Speer stechen: CanVat 1949, 396v. LudwBatr 287,1.– (KumN). κοντλα, τ ? ψυν -ων TextPlant 10,413.– LSSup, RBLG -ος. κοντινκτος (lat. ex continenti) sofortig: ξ -νκτων συμφνων Bas В 194,11. ξ -νκτι PselPoem 8,1024.– LexPsel -νντι. κοντινουατεω (lat. continuo) ohne Unterbrechung fortführen: (pass.) Bas В 1991,21; В 1992,26. FontMin VI 48,33. κανδιν. FontMin VIII 312,52.– TriantLex. κοντινουατων, (lat. continuatio) Fortsetzung: Bas В 976,15. κοντνουος (lat. continuus) ununterbrochen: Bas В 514,33; -ινοος 1146,24; id. 1299,29. οκοντνουος (sic)· συναπτς FontMin VI 53,13. – TriantLex. κντιον, τ Stange (als Maßeinheit) ? AProdB 168,24 (ca.1340); λατος 171,30 (а.1349?). κοδυα (?) 165,25. κοντιστς, ( < κοντζω) Speerwerfer, Speerkämpfer: BollSphaera 45,6. Κοντοβαβδται s. Κονδοβαυδται κοντοβεομαι (an κονταρεομαι ?) staken, (mit Stangen) fortbewegen, schieben: μετ κονταρων DeAdmImp 9,35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Наприм., в таком случае прибавляется: «воскресый из мертвых..., иже в вертепе родивыйся».... Великие же отпуски бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, наприм., во вторник: «честнаго, славнаго пророка и Предтечи»... потом – святые храма 3 , а затем – святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, наприм., святой «дня» будет выше чином святого «храмового». Следует поминать святых на отпусках в таком именно порядке, как числит и прославляет их православная Церковь , а не безразлично или как бы ни случилось. Наприм., неправильно будет поминать «ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников», а этих «после и преподобных». Притом если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнеси, небесный чин их («иже во святых отец наших» или: «святых мучеников»), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, напр. так бы: «иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского». На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневним святым будет один из евангелистов или из 12 апостолов, тогда в отпуске поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, наприм., так: «святаго апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол»; а буде случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде «всехвальные», и потом уже прибавляется из числа 70, наприм., так: «святых и всехвальных апостол, и святаго апостола Архиппа»...; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: «и иже во снятых отец наших»..., и 3) если после одного святителя или двух следует на отпуске «преподобный», то, сказав: «иже во святых отец наших...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Из многочисленных цитат и ссылок автора послания на Апокалипсис по всей ясности и определённости особенного внимания заслуживают следующие. В начале послания «рабы Христовы» говорят о «великом гневе язычников на святых» (ср. Откр.11:18 ) 54 . О Веттии Епагете здесь говорится: «он был истинным учеником Христа и следовал за Агнцем, куда бы он не пошёл» (ср. Откр.14:4 ). О язычниках автор послания выражается, что они «озверились» 55 . Сатана выставляется здесь главным виновником гонений на христиан (ср. Откр.2:10 ) и подстрекателем к богохулению (ср. Откр.13:5–6 ). Мученик Санкт, по выражению автора послания, был «укреплён из небесного источника воды жизни, который исходит от Христа (ср. Откр.7:17, 21:6, 22:1, 17 . ср. Ин.7:38 ). Далее говорится о «венце бессмертия», как награде за подвиг мученичества, с явным намёком на Откр.2:10 (στφανος τς ζως). Свв. мученики, пострадавшие в это гонение (Матур, Санкт, Александр, Аттал и Бландина), называются в послании «принесёнными в жертву» (ср. Откр.6:9 ), облечёнными в «одежду невесты» (ср. Откр.19:7–8 ) 56 . В частности о Бландине говорится, что она радовалась своей кончине, как будто бы была приглашена на брачный пир ( Откр.3:20 ; ср. Откр.19:7, 19:9 ). «Легат и народ, – говорит автор послания, – обнаружили по отношению к нам подобно зверю (ср. Откр.13 :1д.), одинаковую ненависть, да исполнится писание» – и дальше ссылка на Откр.22:11 . Формула «да исполнится писание» (να γραφ πληροϑ) показывает, что признание полного канонического достоинства Апокалипсиса было общим в церквах Галльских и Асийских. Все вышеприведённые ссылки и указания на Апокалипсис имеют для нас тем большее значение, что позволяют заглянуть во внутреннее святилище церковной жизни и убедиться в том высоком авторитете, каким пользовался тогда Апокалипсис, как пророческая и утешительная книга κατ’ ξοχν. 2 Προλγει (разумеется Бог) γρ μν: δο Kριος, κα μισϑς ατο πρ προσπυ ατο, ποδοναι κστ κατ τ ργον ατο. 6 Bousset, Offenb. Joh. 1896. S. 13 – признаёт эсхатологическую часть «пастыря» совершенно независимой от Апокалипсиса и отсюда делает поспешным вывод, что вообще наша книга во времена автора «Пастыря» ещё была неизвестна в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

Откр.12:9 с Откр.20:2 ). Слова св. Иустина в той же главе об абсолютном уничтожении смерти при втором пришествии Христа для тех, кто Ему верит и проводит богоугодную жизнь, напоминают Откр.20:14 и Откр.21:4 . Изображение вечного осуждения грешных ясно отсылает к Откр.14:11 , а изображение блаженства праведных – к Откр.21:4 . В 113 главе своего диалога Иустин Философ так же выражается о Христе: «Это Тот, в Котором и через Которого Отец обновил небо и землю» (ср. Откр.21:5 ), а затем далее: «Это Тот, Который будет светить, как вечный свет, в Иерусалиме (ср. Откр.21:23 и Откр.22:5 ). В 117 гл. говорится о блестящих одеждах (λευκα στλαι) праведных, в чём можно видеть ясный намёк на Откр.7:9, 13 и Откр.19:8 . В других сочинениях Иустина Философа также можно усматривать его знакомство с Апокалипсисом. В своей первой апологии (28 гл.) Иустин говорит: «у нас вождь злых демонов называется и сатаною, и диаволом, как вы можете узнавать об этом при исследовании наших писаний» 36 . Но из всех священных писаний в одном только Апокалипсисе дана вышеуказанная комбинация наименований диавола ( Откр.12:9, 20:2 ) 37 . Из всех указанных ссылок, намёков, параллелей и аналогий с несомненностью следует, что Иустин Философ признавал Апокалипсис книгой Священного Писания и приписывал его ап. Иоанну. Странным на первый взгляд кажется тот факт, что об авторстве ап. Иоанна он ясно говорит только в 81 главе своего диалога и ни разу в других своих сочинениях. Но если мы обратим внимание на общий характер его новозаветной цитации, то нам, наоборот, покажется необычайной та обстоятельность и определённость, с какого он в приведённом месте говорит об авторе Апокалипсиса. Иустину, несомненно, известны и послания ап. Павла, и Евангелие Иоанна, однако он нигде в своих сочинениях определённо не ссылается на них, хотя его богословский язык и образ мыслей ясно предполагают в своей основе писания апп. Павла и Иоанна. Вообще нужно заметить, что в сравнении с массою ветхозаветных цитат и авторитетов, с которыми мы на каждом шагу встречаемся в его произведениях, новозаветные писания занимают весьма скромное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

Находясь при Домициане в 90-е годы в условиях гонений, св. Иоанн пишет как будто о гонениях при Нероне (именно его имеет в виду число 666 – см. ниже). Местом написания Откр. св. Иоанн называет Патмос ( Откр. 1:9 ) – маленький остров, один из многих в Эгейском море, примерно в 100–110 км на юго-запад от Ефеса. Судя по всему, Иоанн находился там в ссылке или даже в заключении, что вполне отвечает обстановке преследований. Вместе с другими подобными мелкими островами Патмос действительно использовался римскими местными властями как место изгнания 1077 . Авторство Откр. В тексте Откр. пять раз упоминается имя Иоанна как автора книги – в третьем или в первом лице. Церковное Предание издревле отождествляет автора Откр. со святым апостолом Иоанном Богословом, написавшим Четвертое каноническое Евангелие и три Соборных послания 1078 . В самом начале автор говорит о себе в третьем лице («рабу Своему Иоанну»), а также об Ангеле (1, 1), через которого Бог удостаивает его быть зрителем открывающихся тайн. В Откр. все время подчеркивается момент зрения этих тайн: глагол «видеть» («я (у)видел» и т.п.) встречается более пятидесяти раз 1079 . За это св. Иоанн получил прозвище «Тайнозритель». В стихире, посвященной св. Иоанну Богослову, он именуется как «зритель неизреченных откровений». С другой стороны, еще в III веке Дионисий Александрийский усомнился в тождестве ап. Иоанна, написавшего Евангелие и три послания, и «старца Иоанна», как его назвал Папий Иерапольский (около 125-го года), написавшего Откр. Сомнения основаны на разнице лексикона и стиля Ин. и посланий, с одной стороны, и Откр., с другой. 1080 Слишком резким диссонансом звучит язык Откр. – наиболее неправильный и семитизированный из всех книг Нового Завета. Однако разница стиля и лексикона, определяемая жанром писания, совсем не обязательно означает, что трудились разные авторы 1081 . Наконец, последние исследования и открытия в области структуры Откр. и других Иоанновых писаний говорят в пользу единства их авторства 1082 . (Вместе с лексиконом, стилем и другими литературными особенностями структура произведения является одной из важнейших, хотя часто и игнорируемой его характеристикой). Но главное, что несмотря на разницу жанра, которая обязывает писателя соблюдать соответствующий стиль и использовать соответствующий словарь (а апокалиптика, как мы видели, выработала целый арсенал подобных средств), между Откр. и другими Иоанновыми писания имеются существенные (и вербальные, и концептуальные) сходства. Несколько ярких примеров:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Доцент МГУ священник Илия Ничипоров:«Путь, который надо было пройти» Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. 20 сентября, 2010 Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник Никольского храма г. Красногорска Московской епархии. И одно он не мыслит без другого. — Отец Илия, Вы всегда были верующим человеком? Почему Вы решили стать священником? — Господь судил мне быть в Церкви с самого раннего детства. Мой покойный отец – протоиерей Борис Ничипоров – окончил факультет психологии МГУ , защитил кандидатскую диссертацию, уже в зрелом возрасте пришел к вере, работал в Издательском отделе Московского Патриархата и позднее принял священный сан. Именно папа открыл для меня мир Православия, красоту и глубину церковной службы, которая навсегда вошла в мою душу еще с тех времен, когда он брал меня, семилетнего ребенка, в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где сам служил тогда иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, +2003). В 1985 году он был рукоположен в сан священника и стал настоятелем Ильинского храма села Селихово в Тверской (на тот момент – Калининской) епархии, где прослужил более 18 лет. Я часто бывал у него, помогал в алтаре.

http://pravmir.ru/docent-mgu-svyashhenni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010