В 1918 г. известный русский поэт, Николай Гумилев, был представлен некоей леди Дафф. Вероятно, Гумилев считал Честертона самым известным и популярным писателем в Англии, потому что он заявил ей совершенно безумную вещь. Он предложил, чтобы миром правили поэты, а английскую корону хотел отдать Честертону. Честертон, скорее всего, услышал этот разговор и искренне изумился такому предложению. Он упомянет этого «безумного русского поэта» двадцать лет спустя в своей автобиографии. Разумеется, Честертона читали самые просвещенные и образованные слои русского общества, знавшие английский язык, вроде той женщины, которая в 1910 г. перевела на русский некоторые из его произведений.  Однако до 1920 г. в России были опубликованы всего два его рассказа. И: Настоящая популярность пришла к нему после революции? Н.Л. Трауберг: Да. В начале 20-х гг. его очень полюбили киношники и кое-кто из либеральных писателей. Правда, некоторые в нем быстро разочаровались, но это были «самые умные». Остальные очень любили его как современного английского эксцентрика. Так, Эйзенштейн, самый известный российский режиссер первой половины XX века, отмечал отрывки из Честертона, которые показались ему интересными. Например, Честертон писал: «Почему мы говорим «белый человек», когда на самом деле он розовато-желтовато-бежевого цвета? Почему мы говорим «белое вино», когда оно светло-желтое?» Он пытался разбудить наше зрение, но для чего? Чтобы мы научились тихо радоваться тому, какой мир нам дарован, научились быть за это благодарными и осознали, как часто мы мыслим застывшими клише… И: Эти писатели и киношники понимали его глубину? Н.Л. Трауберг: Эйзенштейн понял  только идею про клише. Они тогда  в двадцатых годах думали, что с помощью Честертона они смогут взорвать старые клише и заменят их собственным новаторством. Эксцентричные молодые люди считали, что он самый либеральный из всех либералов, совершенно дикий и что быть диким – это и есть его единственная цель. Много лет спустя, когда они узнали, что он был христианином, и не просто христианином, а почти проповедником, они ответили презрением. Один из них как-то сказал мне про одну из религиозных книг Честертона: «Я не знаю, зачем он это написал и зачем вы это переводите».

http://pravmir.ru/gilbert-chesterton-sek...

  Предисловие  3 Перечень условных сокращений  6 Введение   7 Раздел I. Источники и историография проблемы  11 1.1. Источниковая база исследования  13 1.2. Историография проблемы  21 Раздел II. Возрождение Православия в начале ХХ в.   37 2.1. Исторические предпосылки и причины возрождения православного движения   37 2.2. Зарождение православных общин и первый Мараморош-Сиготский процесс   43 2.3. Второй Мараморош-Сиготский процесс и православное движение в годы Первой мировой войны   58 Раздел III. Формирование структуры Карпаторусской православной епархии (1920-1930)  82 3.1. Утверждение юрисдикции Сербской Православной Церкви. Епископ-делегат Досифей (Васич)   83 3.2. Религиозная борьба между греко-католиками и православными в первой половине 1920-х гг.   100 3.3. «Савватиевский раскол» и его влияние на экклезиальную идентичность православных   114 3.4. Институциональная организация епархиального управления (1926-1930 гг.)   129 Раздел IV. Религиозная жизнь Мукачевско-Прешевской православной епархии (1931-1945)   156 4.1. Конфессиональное положение Православной Церкви в Подкарпатской Руси во время правления епископов Дамаскина (Грданички) и Владимира (Раича)   156 4.2. Администратор Михаил (Попов) и попытка создания автокефальной Православной Церкви в Венгрии   177 4.3. Переход закарпатских православных общин под каноническю юрисдикцию Русской Православной Церкви   188 Выводы   205 Документы   216 Перечень документов   332 Список использованных источников и литературы   336 Summary   359 Об авторе   360 Географический и именной указатель   361 #Православие в Украине #Украина Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/book/566164

Отныне Стефановская церковь известна как кладбищенская Тройчанская, приписана к городской Воскресенской церкви. Несомненно, что за время существования церковь меняла свой вид. Тем не менее, можно думать, что первоначальные основные объёмы сохранялись, в том числе и при переносе с предместья на кладбище. Однако после переноса ей придают вид, в определённой мере соответствующий разработанным в то время «образцовым» проектам небольших деревянных церквей, которые предусматривали алтарную часть, главный объем и притвор, завершённый колокольней. По воспоминаниям старожилов, в первой половине XX в. Стефановская церковь имела вид трёхсрубного храма ярусно-осевого типа. К почти квадратному в плане срубу основного объёма, покрытого четырёхскатной гонтовой крышей и законченным световым барабаном с куполом, с запада присоединялся притвор. Над притвором вторым ярусом возвышалась шатровая, с небольшим куполом, колокольня. С востока храм имел прямоугольную в плане апсиду с пристроенными к ней симметрично по бокам, на ширину основного объёма, ризницей и пономарней. Обшитые досками фасады прорезали оконные проёмы. В собрании Национального исторического музея хранится сделанный, вероятно, в 1920-е гг. снимок церковного иконостаса. Он имел один главный (местный) ярус, разделённый на части шестью декоративными резными колонками. Центральная и боковые части – арочные ворота. Центральные (Царские) ворота – двустворчатые, отделанные барочной рельефной резьбой, с шестью медальонами с изображениями Благовещения и евангелистов. С обеих сторон Царских ворот иконы Богородицы с младенцем и Спасителя в полный рост. Боковые ворота одностворчатые, с рисованными фигурами святых диаконов (на правой святой Стефан) также во весь рост. Вторым ярусом служил расположенный над центральными воротами картуш. Это фигурный, барочного характера, деревянный резной щит с овальным медальоном посередине, на котором имелся живописный образ «Тайной вечери». По бокам картуша, на капителях колонок, симметрично были расставлены четыре небольшие иконы. Дополнительный третий ярус представлял собой решётку из вертикально поставленных реек, на которой были закреплены силуэтные, невысокого рельефа, фигуры во весь рост: шесть пророков с Христом-Пантократором посередине. В храме имелись иконы XVII и XVIII вв., в том числе написанные в середине XVIII в. слуцким художником Василием Маркияновичем. В 1932 г. Стефановская церковь была закрыта, её начали разрушать. В полуразрушенном состоянии оставалась до 1950-х гг., потом её разобрали. Во время научно-этнографической экспедиции 1921 г. в Слуцк и Слуцкий район с этой церкви была взята икона XVII в. «Вознесение», которая сейчас находится в экспозиции Национального художественного музея. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45741

Когда исследователи-библеисты говорят о неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей книг Нового Завета. Как пишет советский историк, специалист по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», полные своды книг Нового Завета встречаются уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы). Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от Матфея. Древнейшей записью Евангелия является папирус, который ученые-библеисты обозначают как «папирус Райленда», или «папирус p52». Этот папирус был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата. Этот папирус содержит фрагмент 18й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном. Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96–100 гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов. Этот папирус хранится в Библиотеке Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от своей конфессиональной принадлежности, датируют этот папирус первой половиной II в. Евангелие от Иоанна написано позже всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти полностью в папирусе, именуемом среди библеистов «Бодмер II», или «p66». Этот древний текст относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–22).

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

После собора 1351 г. в византийской культуре полностью утвердились основные положения исихастов. Об этом свидетельствует, в частности, икона «Святой Григорий Палама », хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Создание образа свидетельствует о канонизации Григория Паламы . Возможно, эта икона была написана в Солуне (совр. Фессалоники), где Палама в конце жизни служил архиепископом. О. С. Попова отмечает, что главное в этом произведении – «энергия света, одухотворяющего форму, сияние взора и всего облика, и в данном аспекте обе иконы эстетически сходны. Икона, несомненно, создавалась после канонизации Григория Паламы , т. е. позднее 1368 г.» 145 . Весь облик учителя обожения в иконе наполнен светом: глаза, лик, плоть, одежды – словно выражение его слов: «... кто порвал всякую связь своей души с низким, отрешился от всего через соблюдение заповедей и достигаемое таким путем бесстрастие, возвысился над всяким познавательным действованием через протяженную, чистую и невещественную молитву и в непознаваемом, по преизбытку, единении осиян неприступным блеском, – только он, став светом, через свет, обожившись, видя свет в созерцании и вкушении этого света, истинно познает сверхприродность и немыслимость Бога» 146 . Икона «Богоматерь Перивлепта» («Чтимая»), хранящаяся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, также является характерным памятником эпохи победившего исихазма. До 1920-х гг. икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры 147 . «Богоматерь Перивлепта» (в переводе с греческого – «обращающая взоры», «восхитительная», «прекрасная», «вызывающая удивление») – тип изображения Богоматери, близкий к Одигитрии, со слегка склоненным ликом Марии к Младенцу Христу. Тип Одигитрии восходит, в свою очередь, к Влахернской иконе Божией матери. Первообраз иконы находился в Константинопольском мужском монастыре Перивлептос («Прекрасных видов»), располагавшемся недалеко от знаменитого Студийского монастыря, на триумфальном пути к Золотым воротам, основанном императором Романом III Аргиром (1028–1034). По преданию, такое название дал иконе сам византийский император.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С точки зрения автора монографии, проделанный подокументный анализ материалов делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источников по истории Русской церкви первой половины 1920-х гг. позволяет более полно и точно говорить о целом ряде крайне важным сюжетов. В частности, изучение документов Ленина и Троцкого, написанных в марте 1922 г., дало возможность сделать вывод о том, что изъятие церковных ценностей на самом деле было составной частью не кампании помощи голодающим, а секретной кампании по учету, сосредоточению и распродаже за границей национализированных богатств. Помощь же голодающим была всего лишь прикрытием реальных целей, преследуемых партийным руководством при изъятии ценностей Русской церкви. К сожалению, в историографии до сих пор еще встречается точка зрения о том, что с голодом боролись посредством изъятия церковных ценностей. Проведенным источниковедческим анализом подтверждается также устоявшаяся в исторической литературе точка зрения об особой роли Троцкого в церковных событиях первой половины 1922 г., повлекших за собою обновленческий раскол, крупнейшие расстрельные судебные процессы над духовенством и верующими, арест патриарха Тихона и его привлечение к судебной ответственности. Исследованные документы говорят, что именно благодаря Троцкому высший партийный орган – Политбюро ЦК РКП (б) – стал активно заниматься с весны 1922 г. решением церковных вопросов, а в октябре 1922 г., после окончания работ различных комиссий Троцкого, своим постановлением учредил специальный партийный орган по ведению церковной политики – Антирелигиозную комиссию при ЦК РКП(б). Рассмотренные материалы АРК и «церковных» постановлений Политбюро подтверждают, что эта комиссия и ее руководство были основными инициаторами рассмотрения на Политбюро «церковных» вопросов. Здесь, правда, нельзя забывать о том, что помимо АРК «церковные» проблемы перед высшим партийным органом непосредственно ставили и могущественные ведомства: ГПУ-ОГПУ, НКИД, НКФ и др. Как установлено в настоящей монографии, на судьбу арестованного патриарха Тихона дважды переломным образом влияли как раз два из перечисленных ведомств: ГПУ и НКИД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 1920 г. появилось воззвание к офицерам армии генерала Врангеля, которое призывало их прекратить борьбу против большевиков. Это воззвание было подписано председателем Совнаркома В.И. Лениным, председателем Реввоенсовета Л.Д. Троцким, главнокомандующим Вооруженными силами С.С. Каменевым и председателем Особого совещания при председателе Реввоенсовета А.А. Брусиловым. С 1922 по 1924 гг. Брусилов занимал должности начальника главного управления коннозаводства РККА и инспектора кавалерии РККА, на последней из которых его сменил в 1924 г. С.М. Буденный. Выйдя в отставку, Брусилов получил военную пенсию и весной 1925 г. отправился вместе с женой на двухмесячное лечение в Чехословакию. В Карловых Варах он написал книгу воспоминаний, в которой пытался оправдать свою деятельность под властью большевиков. Эти воспоминания должны были появиться в печати после его смерти. А.А. Брусилов вернулся в большевистскую Россию. Скончался он 17 марта 1926 г. в Москве. Восемь с половиной лет, прожитые А.А. Брусиловым в большевистской России, оказались весьма не похожи на послеоктябрьские судьбы не только упомянутых выше, но и многих других выдающихся русских военачальников Первой мировой войны. Позволив превратить себя из русского генерала в марионеточного краскома, использовавшегося в пропагандистских целях главным кукловодом военспецов Л.Д. Троцким, а затем удостоившись «почетной» должности главного коневода РККА, А.А. Брусилов навсегда противопоставил себя не только десяткам тысяч честных русских офицеров, но и собственному, некогда блестящему военному прошлому. Однако автор возведенного в Санкт-Петербурге памятника изобразил А.А. Брусилова, потерявшего после своей службы у большевиков право на ношение генеральского мундира и генерал-адъютантских аксельбантов, не в гимнастерке красного командира, а в этих регалиях его былого воинского и человеческого достоинства. Следуя распространенной постсоветско-новорусской традиции, организаторы церемонии открытия памятника пригласили для его освящения православного священника. А ведь в своих воспоминаниях А.А. Брусилов с достаточной откровенностью высказался о своих важнейших и весьма далеких от церковного мировоззрения духовно-религиозных увлечениях. «Меня интересовали и оккультные науки, которыми я усердно занимался вместе с писателем Всеволодом Соловьевым, С.А.

http://e-vestnik.ru/analytics/monumental...

В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом [см.: Ин. 18, 31–33 и 37–38]). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.) – (См.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета… С. 36–37. Крывелев И.А. Библия : Историко-критический анализ. М., 1982. С. 61.). Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Ап. Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р.Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, т.е. на рубеже I–II веков. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала – (Четвертое Евангелие составлено, вероятно, в 90-е гг.» (Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. С. 55). Служебная Минея датирует написание Евангелия от Иоанна «ок. 95 года» (Минея. М., 1996. Т. 1: Сентябрь. С. 772). «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100-е гг.» (Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1987. С. 70). 6 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе ОКаллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков ( Мк. 4:28; 6:48, 52–53; 12:17 ; Деян. 27:38 ; Рим.5:11–12 ; @1Тим. 3:16; 4:1–3;@ 2Пет. 1:15 ; Иак. 1:23–24 ). Отрывок рукописи 7Q4 с фрагментом, идентичным тексту Первого послания к Тимофею (см.: 1Тим. 3, 16–4, 3 ) – (См.: Там же. P. 8 и 17). 7Q4 ученый относит к 70-му году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова в Измайлово — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. Содержание История [ править править код ] Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин) .

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Предисловие к публикуемым материалам, вписывающее их в «партийно-государственную линию на подавление религии и церковных организаций в РСФСР–СССР» первой половины 1920-х гг. и, более широко, – в контекст взаимоотношений Русской церкви и коммунистического режима, написал Покровский. За год до выхода первой книги «Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг.» Покровский опубликовал также в «Археографическом ежегоднике» статью, в которой обобщил источниковедческий опыт, накопленный в ходе работы над серией «Архивы Кремля» 26 . Впервые в этой статье в научный оборот с детальным источниковедческим анализом были введены «церковные» материалы из дел с «подлинными» (черновыми, по терминологии автора) протоколами заседаний Политбюро, хранящимися в АПРФ (ныне в РГАСПИ). Сравнивая эти материалы с теми, что сохранились в «церковных» тематических делах фонда Политбюро АПРФ, Покровский наглядно показал ценность как источников рассмотренных им документов (протоколов Политбюро и выписок из них) лишь при их сопоставительном анализе. В результате такого подхода в статье удалось поэтапно реконструировать историю «создания, редактирования, оформления, рассылки или публикации» многих «церковных» решений Политбюро. Зафиксированные при этом наблюдения (над датами, штампами, подписями, почерками членов и кандидатов в члены Политбюро, над бланковыми формами, над проблемой авторства того или иного документа, тех или иных поправок), несомненно, заслуживают самого серьезного внимания. Не менее важен и другой вывод, зафиксированный в этой статье: о информационной недостаточности текстов отдельных постановлений Политбюро как самостоятельных источников. Для точного и полного понимания их содержания исследователю в обязательном порядке необходимо привлечь весь массив так или иначе связанных с ними материалов (инициативных, сопроводительных документов, официальных приложений и т. п.). Проиллюстрировав многочисленными примерами приведенные положения, автор данной работы впервые в исторической литературе попытался на их основе воссоздать механизм функционирования (принятия решений) в первой половине 1920-х гг. высшего партийного органа – Политбюро ЦК РКП(б). Несомненный интерес для проводимого исследования представляют и три статьи Покровского по археографии, написанные им в 1996–1999 гг. также по итогам подготовки к изданию «церковных» документов в серии «Архивы Кремля» 27 . В первую очередь, выводы относительно восстановления «истории текста документальных источников»: от «предварительного выявления, анализа» и до «объяснений всех этапов жизни текста», а также ряд конкретных наблюдений, поясняющих этот принцип (об авторстве, о датах, о степени подлинности, о тенденциозности и достоверности сообщаемых сведений и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010