842 Акт от 8/VI 1927 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1927 г., д. 20, л. 41 об. 14. 845 Преподобный Макарий (+ 1444) поселился вначале у озера Желтые воды, затем основал на берегу реки Унжи (Костромской губ.) монастырь во имя Троицы. Умер 25 июля 1444 г. Проповедывал среди мордвы, чувашей и черемисов, побывал в плену у казанского хана. Местно чтился как чудотворец с XVI в. Общецерковная канонизация была при патриархе Филарете в первой половине XVII в. 846 В песнопении отражено предание о защите в 1532 г. преподобным Макарием Солигалича от нападения казанских татар, что обычно изображалось местными иконописцами в житийных иконах преподобного Макария Унженского. См., например: Кудряшов 1987. С. 7 (деталь серебряного оклада иконы «Макарий Унженский»). 847 В иконописном подлиннике о нем сказано: «Подобием стар и сед, лицем блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежского, ризы преподобническия, в руке свиток, а в нем написано: «Хвалю тя Господи, Иисусе Христе, благословенный Боже, соблюди нас доселе живы, воистину всякое дыхание и всякая тварь благословит Тя, призри убо милостивно с высоты святыя славы Твоея, и услыши Моление недостойнаго раба Твоего, и якоже древле препитал еси пять тысящь народа пятма хлебы, сице и сия малыя люди в пустыни сей препитай милосердным и человеколюбным Твоим смотрением, небесный Царю» (Филимонов 1876. С. 398). Макарий Унженский изображался также в рост, прямолично, с разведенными руками, в одной – крест, в другой – копье, что отвечало его роли проповедника и защитника от врагов (см.: Кудряшов 1987. С. 157). В шитье святой изображался довольно редко. Можно указать пелену второй половины XVI в. в ГРМ (инв. ДРТ-53. См.: Лихачева 1980. С. 43, кат. 73). 848 В Описи Оружейной палаты отмечено, что хоругвь поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг. находился филиал Госфонда. 850 Подобная композиция со стоящими по сторонам «Преображения» святыми Зосимой и Савватием встречается, например, на палице мастерской Строгановых в Русском музее ДРТ-94, см.: Силкин 2002. Кат. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

После собора 1351 г. в византийской культуре полностью утвердились основные положения исихастов. Об этом свидетельствует, в частности, икона «Святой Григорий Палама », хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Создание образа свидетельствует о канонизации Григория Паламы . Возможно, эта икона была написана в Солуне (совр. Фессалоники), где Палама в конце жизни служил архиепископом. О. С. Попова отмечает, что главное в этом произведении – «энергия света, одухотворяющего форму, сияние взора и всего облика, и в данном аспекте обе иконы эстетически сходны. Икона, несомненно, создавалась после канонизации Григория Паламы , т. е. позднее 1368 г.» 145 . Весь облик учителя обожения в иконе наполнен светом: глаза, лик, плоть, одежды – словно выражение его слов: «... кто порвал всякую связь своей души с низким, отрешился от всего через соблюдение заповедей и достигаемое таким путем бесстрастие, возвысился над всяким познавательным действованием через протяженную, чистую и невещественную молитву и в непознаваемом, по преизбытку, единении осиян неприступным блеском, – только он, став светом, через свет, обожившись, видя свет в созерцании и вкушении этого света, истинно познает сверхприродность и немыслимость Бога» 146 . Икона «Богоматерь Перивлепта» («Чтимая»), хранящаяся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, также является характерным памятником эпохи победившего исихазма. До 1920-х гг. икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры 147 . «Богоматерь Перивлепта» (в переводе с греческого – «обращающая взоры», «восхитительная», «прекрасная», «вызывающая удивление») – тип изображения Богоматери, близкий к Одигитрии, со слегка склоненным ликом Марии к Младенцу Христу. Тип Одигитрии восходит, в свою очередь, к Влахернской иконе Божией матери. Первообраз иконы находился в Константинопольском мужском монастыре Перивлептос («Прекрасных видов»), располагавшемся недалеко от знаменитого Студийского монастыря, на триумфальном пути к Золотым воротам, основанном императором Романом III Аргиром (1028–1034). По преданию, такое название дал иконе сам византийский император.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый крупный известный труд преп. Епифания Премудрого - «Житие св.Стефана Пермского» (написан вскоре после 1396 - года смерти Стефана), посвященный епископу Перми, просветителю коми, создавшему азбуку для местных жителей. «Житие» содержит размышления о жизни и подвигах св.Стефана, о его противниках и сторонниках. В 1417-1418 годах преп. Епифаний Премудрый начинает работу над «Житием преп. Сергия Радонежского», основателя Троицкого монастыря. (Продолжение следует) Manuel de l " histoire Russe. - Paris, 1948. 350 p. Ковалевский Петр Евграфович (1901 - 1978).Родился 16 декабря 1901 г. в Петербурге. Сын Е. П. Ковалевского и брат М.Е. Ковалевского и епископа Иоанна (Ковалевского) . Эмигрировал с семьей во Францию в 1920 г. В 1925 г. окончил Сорбонну. Жил в г. Ницца, затем переехал в Париж. Старший иподиакон митрополита Евлогия (Георгиевского) . В 1921 г. по просьбе митрополита Евлогия организовал " архиерейский штат церковнослужителей " и руководил его работой. Доктор историко-филологических наук (Сорбонна, 1926). Преподавал в лицее Мишле в Париже (1926-1941), в Свято-Сергиевском богословском институте (латинский язык (1925-1949)), в Институте св. Дионисия (история Церкви (упом. в 1970-х гг.)), в Русском научном институте, в русском отделении Сорбонны (1931). Декан Института св. Дионисия. Основатель Общества ревнителей патриаршества. Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД) и Французского общества друзей Православия. Активный участник церковной общественной жизни русского Парижа. Автор более 200 статей в русских и французских журналах и газетах. Скончался 27 апреля (по другим данным, 4 мая) 1978 г. Башилов Б.П. Русская мощь. Пламя в снегах. - М.:АНО «Редакция журнала «Москва», 2008. В настоящий сборник вошли работы Бориса Башилова (1908, г. Златоуст Челябинской области - 1970, г. Буэнос-Айрес, Аргентина), русского писателя-историка и публициста, созданные им в 1949-1952-е годы и выходившие в русских аргентинских газетах и издательствах. «Пламя в снегах: мифы о русской душе и русском характере» первые книга увидела свет в Буэнос-Айресе, в 1951 году.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/13/...

В 1627 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис передал в дар английскому королю Карлу II другую рукопись Нового Завета, которая была написана в Александрии в первой половине V века. Этот кодекс, также хранящийся в Британском музее, носит название «Александрийского» (кодекс А) и включает весь текст Священного Писания, за исключением нескольких мест. В 1931 г. были обнаружены 126 рукописей (папирусов) Нового Завета. Эти рукописи, датируемые примерно 240 г., были найдены в Египте. Еще одно собрание папирусов из Египта включало список Евангелия от Иоанна, а также посланий Петра и Иуды. Этот список восходит к концу II века. В 1935 г. К. Г. Робертс опубликовал некий текст, который был написан на маленьком обрывке папируса. Он был найден в 1920 г., и на одной из его сторон сохранился фрагмент текста Евангелия от Иоанна (18, 31–33), а на другой из той же главы стихи 37–38. Речь идет о части листа той рукописи, которая, предположительно, содержала 130 страниц. Этот обрывок папируса был предоставлен Джоном Райлендсом, он хранил его в своей личной библиотеке в Манчестере. Сам папирус не очень большой, однако представляет собой огромную ценность. Археологи настаивают на том, что этот текст по времени своего написания относится к эпохе императора Траяна, правившего с 98 по 117 гг. или же, что более вероятно, текст появился в годы правления Адриана, который умер в 135 году. 565 Так, вплоть до сегодняшнего дня эта рукопись считается наиболее древней из всех известных рукописей Священного Писания, которыми мы располагаем. 566 Огромная ценность ее заключается еще и в том, что благодаря ей подтверждается следующий факт: Евангелие от Иоанна существовало и имело хождение на территории Египта вскоре после кончины евангелиста Иоанна. Сэр Фредерик Кеньон, отмечая важность этого ценного документа, писал: «Как бы то ни было, это – вещественное доказательство, которое не основывается на теологических пристрастиях, и, поскольку этот факт признан всеми, кто является специалистом в области датирования папирусов, данный текст можно рассматривать в качестве достоверного свидетельства. Таким образом, по имеющимся фактам дату написания Евангелия от Иоанна можно отнести к I в., так как должно было пройти какое–то время, пока его текст получил широкое распространение. Согласно христианской традиции, датой написания текста искони считался конец I века. В отношении других книг Нового Завета мы мало что можем сказать определенного. Нет сомнений, что синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) относятся к периоду значительно более раннему, чем четвертое Евангелие (...). Гиперкритические теории школы Бауэра прекратили свое существование в силу своего же собственного неправдоподобия». Далее Кеньон заключает: «Как аутентичность, так и общая целостность, и правильность книг Нового Завета могут считаться окончательно подтвержденными». 567

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Сейчас мы написали стратегию развития музеев России, ее сильно критикуют, поскольку она исходит из музейных интересов, но она теоретически принципиальная. И важнейший вопрос там — это изменение законодательства. В 1990-е годы — благодаря нашим усилиям, кстати,— была введена защита государственных коллекций, до этого не было такого: именно поэтому в 1920–1930-е распродавались эрмитажные коллекции, и пикнуть никто не мог, потому что все было по закону: государственная собственность, государственное учреждение. Закон о ввозе и вывозе культурных ценностей правильно сделан, он хорош для частных коллекций, но плохо работает в случае с государственными коллекциями. — Как вы смотрите на ситуацию, которая началась с кражи Куинджи, а потом разрослась в какие-то странные акции в Третьяковке и других музеях. Что это, проверка музеев на вшивость? — Все 25 лет нас постоянно проверяли на вшивость. Этих проверок были десятки. Зачем? Из желания доказать, что музеи не умеют хранить? Иногда эти проверки были политическими, иногда вроде и нет. Но ощущение, что нам как бы говорят «ах, у вас все нормально — тогда будет настоящая кража», остается. Пропажа у нас предметов прикладного искусства, 200 серебряных вещей, многие из которых, кстати, вернулись,— достаточно странная история. Вы можете представить, чтобы в течение двух лет эрмитажный хранитель выносила вещи и надеялась, что все обойдется? Я не могу. Но постепенно создают впечатление, что раз тут не умеют хранить, надо отдать тем, кто умеет, а те, кто умеет хранить, они сделают как в 1920-е годы. Скажут: да зачем нам так много замечательных вещей, за которые можно получить деньги, страна под санкциями, народ голодает… — Какая-то конспирологическая теория. — А я любитель конспирологических теорий. Тем более мы все это проходили. В 1920-е годы вообще была фантасмагория. Я всех расспрашивал, как это было, когда приходили, забирали картины, отнимали, продавали за границу. А начиналось ведь с чепухи, спрашивали у Гюльбенкяна (Галуст Гюльбенкян, крупный международный промышленник и меценат первой половины ХХ века.— “Ъ”), что он хочет в благодарность за продажу бакинской нефти. «Что-нибудь из Эрмитажа…» Ага, вот какая чудная идея! И с подобными идеями ко мне приходили без конца, как только я стал директором.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Имел ли Вильтон право публиковать документы следствия и тоже самое Дитирехс? Вы так же не ответили давал ли Соколов им такое право на публикацию? Так же Вы пишите, что Соколов держал в руках изданную книгу и дарил ее друзьям. Укажите пожалуйста ссылку на эти " воспоминания " . 24. Ответ на 23, Анатолий Степанов: Больше того, и в Советской России официальной версией вплоть до 1991 года была версия сожжения останков. Об этом писал в своей статье и книге Быков, эту версию озвучил затем в начале 70-х Касвинов. Единственное публичное упоминание о могиле содержится в стихотворении Маяковского " Император " . Впервые публично о могиле сказал в своих публикациях в 1990-м Рябов, а затем Авдонин пришёл в губернатору Росселю и заявил, что он знает, где находится могила Царской Семьи. Так что правильно говорить о том, что до 1991 года в публичном пространстве - и в эмиграции, и в СССР - была одна версия: сожжения останков. Все упоминания о могиле были - либо документы с грифом секретно, либо на уровне частных разговоров (типа рассказов Ермакова). Согласен с Вами 23. Ответ на 20, Фиалковский: Больше того, и в Советской России официальной версией вплоть до 1991 года была версия сожжения останков. Об этом писал в своей статье и книге Быков, эту версию озвучил затем в начале 70-х Касвинов. Единственное публичное упоминание о могиле содержится в стихотворении Маяковского " Император " . Впервые публично о могиле сказал в своих публикациях в 1990-м Рябов, а затем Авдонин пришёл в губернатору Росселю и заявил, что он знает, где находится могила Царской Семьи. Так что правильно говорить о том, что до 1991 года в публичном пространстве - и в эмиграции, и в СССР - была одна версия: сожжения останков. Все упоминания о могиле были - либо документы с грифом секретно, либо на уровне частных разговоров (типа рассказов Ермакова). 22. Ответ на 20, Фиалковский: Роберт Вильтон был в отличие от следователя Соколова профессиональным журналистом и естественно первый написал серию статей и книгу о цареубийстве в 1920 году. Кстати, по объёму меньшему, чем книги Соколова и Дитерихса. Генерал Дитерихс имел свободное время в эмиграции в Харбине в 1920 - первой половине 1922 годов когда писал свою книгу. А следователь Соколов в 1920-1923 годах и позже активно продолжал заниматься расследованием цареубийства, копированием материалов дела путём многократного перепечатывания их на пишущей машинке и фотографирования десятка томов, перевода части томов дела на английский язык для Генри Форда. Но все же и он успел написать свою книгу, при том на французском в 1923 году, отстав от генерала Дитерихса лишь на полтора года.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ry...

Сегодня также день памяти писателя Пантелеймона Сергеевича Романова, скончавшегося в 1938 году. Он родился 12 июля 1884 г. в Тульской губернии в семье обедневших потомственных дворян. Поступил в Московский университет, но вместо учебы работал в родной деревне и занялся самообразованием и писательством. Ранние публикации (рассказы и очерки) в «Русской мысли» и «Русских ведомостях» (1911-1917) вызвали сочувственную реакцию Горького и Короленко. В 1918 г. Романов печатал в газете «Новая жизнь» критичные к большевизму очерки о деревне. Романов получил известность в начале 1920-х годов как писатель и исполнитель собственных произведений; имел незаурядный талант чтеца-актера и с большим успехом выступал перед публикой. Тогда же начало создаваться его главное произведение, отрывки из которого Романов неизменно включал в свои устные выступления – роман «Русь» (6 частей, 1923-1936; не окончен) – эпопея об усадебной жизни в России накануне и во время Первой мировой войны, с картинами из жизни господ и мужиков. «Русь» вызвала противоречивые отзывы критики. Романов успешно работал как педагог в детской колонии имени Луначарского. Написал повесть «Детство» (1924) о дворянской жизни в усадьбе глазами ребенка. В середине 1920-х сблизился с литературным обществом «Никитинские субботники», писал популярные пьесы («Землетрясение», «Женщина новой земли»), вызвавшие политический выпад Маяковского. Романов написал большое число коротких рассказов, долгое время не поднимавшихся выше окрашенных легкой иронией зарисовок с натуры советского быта; однако во второй половине 1920-х он выступил с рядом социально и политически острых рассказов: «Без черемухи» (1926), «Суд над пионером», «Право на жизнь, или проблема беспартийности» (1927). Рассказ «Без черемухи», изображающий лишенный романтики «любовный быт» комсомольцев, пошлые представления «новых людей» о нравственности – сделал автора всероссийской знаменитостью, его название стало поговоркой, был переведён на несколько языков. В том же ключе и сатирические романы Пантелеймона Романова «Новая скрижаль» (1928), «Товарищ Кисляков» (1930), «Собственность» (1933), изображающие мещанство советского быта, приспособленчество интеллигентов и писателей. Весь этот период Романова преследует систематическая травля советской критики, видящей в его сочинениях сплошную «клевету» и «очернительство», однако он принципиально не желал сдаваться. Свою позицию сатирика Романов обосновывал в речи на Первом съезде советских писателей в 1934. В 1937 г. П.С.Романов перенес инфаркт, умер от лейкемии в Кремлевской больнице в 1938 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/de...

1015 Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1:1920–1928). М., 2002, сс. 10–11. Т. Книжник, правда, уточняет, что «под датой 22 января 1921 года значатся отнюдь не дневники Е. И. Рерих, а записи ее старшего сына Ю.Н.Рериха, сделанные им в Кембридже в 1921 г. в присутствии двух своих сокурсников... Эти сообщения не являются Наставлениями супругам Рерих – они адресованы совершенно другим людям» (Книжник Т.О. Откровение от «Сферы»//Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте. Материалы Международного общественно-научного симпозиума. М., 2003, с. 34). 1025 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1., с. 90. 1030 Что это такое – я еще не знаю. Но в рериховских диктантах есть и такой диалог: «Не заключается ли больше всего психической энергии в мужском семени? – Утверждение не будет правильным, если дать преимущество. – Но почему именно эту субстанцию берут для медицины? – Ибо легче найти эти выделения, ибо из других желез нет извержения» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 40). 1034 Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, с. 452. Стоит заметить, что через православную Москву 17 века купцы из Сибири везли мускус, но «московиты не любят ее (мускусную воду) и не пьют, почему она очень дешева» (архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, с. 315). 1036 Агни-Йога. Откровение. 1920–1941, М., 2002, с. 382; Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2:1929–1944). М., 2002, с. 247. 1039 Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 348. В прежних изданиях (Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 263) слово «православие» отсутствовало. 1041 «Напутствие Вождю» – самая «эзотерическая» из книг «Живой Этики». Написанная в 1933 году, в 1937 она была опубликована в Риге тиражом всего в 50 экземпляров. Именно о ней Е. Рерих предупреждала: «Я прошу, чтобы рукопись «Напутствия Вождю» никому не давалась на прочтение без моего на то разрешения» (Рерих Е.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

26. Ответ на 23 Степанову : В Советской России никакой " официальной версии о сожжении останков " НЕ БЫЛО . В книге Павла Быкова впервые вышедшей в 1926 году говорилось лишь о том что " 18 июля цареубийцы преступили к уничтожению трупов " , и что " после " похорон " белые в течении 2 х лет не могли найти могилу " , и что " могила располагалась вдали от Ганиной Ямы " . Книги Быкова после 1930 года были изъяты и уничтожены советской властью . О сожжении честных останков Царской Семьи Быков писал лишь в одной своей статье в сборнике " Рабочая революция на Урале " в 1921 году . Этот сборник вскорости после издания был тоже изъят и уничтожен советской властью . Следующий раз , одним предложением , о сожжении честных останков Царской Семьи было сказано в ленинградском журнале " Звезда " 53 года спустя, в 1974 году в клеветнической повести Марка Касвинова " 23 ступени вниз " , изданой отдельной книгой впервые в 1978 году уже после смерти автора . Книга эта переиздавалась в 1979, 1982, 1987 , 1988 годах в СССР . Книги Вильтона , Дитерихса , Соколова, Булыгина , историка Пагануци и другие, в которых рассказывалась правда о ритуальном цареубийстве и почти полном сожжении честных останков Царской Семьи большевиками, были в СССР под строгим запретом . 25. Ответ на 22, tirine: Роберт Вильтон был в отличие от следователя Соколова профессиональным журналистом и естественно первый написал серию статей и книгу о цареубийстве в 1920 году. Кстати, по объёму меньшему, чем книги Соколова и Дитерихса. Генерал Дитерихс имел свободное время в эмиграции в Харбине в 1920 - первой половине 1922 годов когда писал свою книгу. А следователь Соколов в 1920-1923 годах и позже активно продолжал заниматься расследованием цареубийства, копированием материалов дела путём многократного перепечатывания их на пишущей машинке и фотографирования десятка томов, перевода части томов дела на английский язык для Генри Форда. Но все же и он успел написать свою книгу, при том на французском в 1923 году, отстав от генерала Дитерихса лишь на полтора года.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ry...

В 1847 году А.И. Барышниковым был построен второй храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. В 1859 г. в А. было 172 жителя. Барышниковы собрали в А. большую коллекцию произведений искусства, прекрасную библиотеку. В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Село также являлось важным экономическим центром. Здесь находилась писчебумажная фабрика (устроена в 1787 г.), конный завод, большой плодовый сад. Будучи людьми высокой культуры и нравственности, Барышниковы являлись крупнейшими благотворителями в Дорогобужском уезде. Ими сделано очень много для развития образования в Смоленске, Дорогобуже и самом А. В первой половине 19 века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. Позднее школу стали содержать крестьяне, а затем земство. В 1913 г. на деньги, пожертвованные последними владелицами села, сестрами М.С. и Х.С. Барышниковыми, была построена двухэтажная кирпичная школа, в которой до сих пор учатся алексинцы. В 1914 г. на деньги сестер Барышниковых была построенная каменная больница. Они же выделили 100 000 рублей на ее содержание. Сегодня в больничном здании размещается санаторий. В советское время А. продолжало оставаться важнейшим культурным и хозяйственным центром Дорогобужского края. В 1920-е г.г. здесь находились педагогический техникум, музей усадебного быта. В А. в 1920-21 г.г. жил и работал школьным учителем и хранителем музея М. М. Пришвин. На алексинском материале он написал повесть-притчу «Мирская чаша». Здесь бывали и такие известные писатели, как И. С. Соколов-Микитов, К. А. Федин. В 1922 г. в А. был организован Смоленский конезавод N 16. С 1925 г. рысаки конного завода постоянные участники и победители многих отечественных и международных соревнований. 25 августа 1929 г. два рысака Смоленского конезавода Петушок и Трепач побили рекорд на 1600 м 2 мин. 08 сек., установленный знаменитой Прости в 1910 г. Резвость Петушка 2 мин. 06,4 сек. стала новым рекордом на дистанции 1600 м для лошадей, рожденных в Европе.

http://sobory.ru/article/?object=59041

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010