Читая его слова о расщепленной иконе Николая Чудотворца, необходимо помнить и слова современника Сергея Есенина, писателя Бориса Ширяева. Говоря о лучших стихах поэта, что они у него от Бога, Ширяев писал: «Мог ли человек, совершенно утративший веру в Пречистого Спаса и крепче всех возлюбленного Им Чудотворца написать эти строки? Ответ ясен: конечно не мог. Он не получил бы от Господа того вдохновенного песенного дара...». Однако эпатаж и скандальные эпизоды в жизни и творчестве Сергея Есенина все же действительно случались. «Исповедь хулигана», цикл « Москва кабацкая», «упаднические» стихотворения первой половины 1920-х годов говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с поэтом. «Драматизм судьбы лирического героя «Москвы кабацкой», - писал Ю.Л. Прокушев, - противопоставление себя в ходе революции движению народной жизни, приводит героя к трагическому разрыву с действительностью, к потере веры в себя и в окружающий мир, к цинизму и безнравственности». Кризисный период, который переживал тогда Есенин, в советском литературоведении характеризовался как «эпатажный», «хулиганский», «скандальный», «антиобщественный», «аморальный». С православной же точки зрения, нисколько не противореча вышеперечисленным эпитетам, поведение Есенина той поры можно назвать своеобразным юродством. Именно к этому выводу пришла современная исследовательница жизни и творчества поэта О. Е. Воронова. «Мотивы, преемственно связанные с традицией русского «юродства», явственно ощутимы в есенинской «Исповеди хулигана». Здесь и нарочитое самоуничижение вплоть до подчёркнутой небрежности внешнего облика «Я нарочно иду нечесаным...», своеобразного сочетания шутовства и мученической готовности быть осмеянным и побитым камнями, подобно непризнанным пророкам: «Мне нравится, когда каменья брани//Летят в меня, как град рыгающей грозы...», с демонстративной стойкостью сносить лишения и холод... ...Поэт готов раскланяться с «каждой задрипанной лошадью», считает удобным кормить кобыл овсом из щёгольского цилиндра, водит нежную дружбу с собаками из московских переулков: «Каждому здесь кобелю на шею//Я готов отдать мой лучший галстук»... Даже строки «И похабничал я, и скандалил//Для того, чтобы ярче гореть...» иначе воспринимаются в исследуемом контексте, ведь юродивых в Древней Руси называли «похабами»......Рядясь в маску хулигана, - пишет Воронова, - поэт не ограничивается стремлением эпатировать мещанскую толпу, но преследует иную, более значительную цель - донести до современников некие выношенные им истины, не во всём совпадающие с принятой большинством мерой ценностей и идеалов. По существу, с той же, в известном смысле дидактической целью обращались к своим благополучным соплеменникам и русские юродивые... под маской есенинского «хулиганства» часто скрывается стремление высказать свою правду о мире и людях».

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/26/...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Основные вехи жизненного пути владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, совпадают с теми, которые были характерны для Русской Православной Церкви первой половины XX века: происхождение из духовного сословия, детские и юношеские годы, проведенные в благочестивой русской провинциальной среде, стремление к монашеству... И затем, на полпути,— революция, гражданская война, кровавые тиски бесконечной политической борьбы, в которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Однако, по милосердию Божию, некоторые представители духовенства все-таки выжили, даже в лагерях и ссылках, и вернулись к своему служению. Среди них — владыка Вениамин. На его долю выпало семнадцать лет тяжких испытаний. Однако дух его не был сломлен, а потребность владыки в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в перерывах между ссылками ему удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них еще ждут своей публикации.Основная сложность при подготовке к изданию этой книги заключалась в том, что подлинные архивные документы, касающиеся владыки Вениамина, до сих пор недоступны, а в официальном личном деле, хранящемся в Московской духовной академии, где он был профессором, многие даты преднамеренно указаны неверно. Это касается событий 1917–1920 годов, а также периодов ссылок. Поэтому многие даты в биографии владыки определены по хронологии его личных воспоминаний, датировке писем и т.п. Расхождения в датах документов и жизненных реалий оговорены в подстрочных примечаниях.Владыка Вениамин родился в городе Оренбурге 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид Палеха. Название Палех относится предположительно к гидрониму из финно-угорских (меря) языков IX века либо ранее. Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества ) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. Было центром удельного Палецкого княжества. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом. В XV веке село Палех входило в состав владимиро-суздальских земель. В 1572 году царь Иоанн IV составил духовное завещание, по которому село Палех стало поместным владением его сына Иоанна. В 1616 году Палех принадлежал Василию Ивановичу Острогубову и вдове Юрия Ивановича Острогубова. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину " за московское осадное сидение королевичево " . Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года. В 1762 - 1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм , расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков. В конце XIX столетия основным занятием населения в посёлке было иконописание, достигшее своего расцвета еще в начале века, и промыслы: резьба по дереву, льняное ткачество, вышивка и выделывание овчины. Взяв за основу традиции новгородской и строгановской иконописи, художники Палеха создали свой неповторимый стиль. Артелям палехских иконописцев поручали самые ответственные заказы: роспись стен Грановитой палаты, реставрация фресок соборов Московского Кремля , Новодевичьего монастыря , соборов Троице-Сергиевой лавры , храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов. В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского».

http://drevo-info.ru/articles/13677290.h...

Две цитаты из апокрифов (не из «Q») в романе довольно точны. Размытости начинаются с того, как эти цитаты вводятся в текст романа: «Это фотокопии Свитков Мертвого моря и коптские, из Наг-Хаммади. Самые первые христианские записи. Полагаю, лучше начать с Евангелия от Филиппа» (с. 298). Лучше было бы честно сказать, что никаких целостных христианских текстов в пещерах Мертвого моря (Кумрана) вообще не было найдено. Есть догадки о том, что некоторые отрывки несут на себе такие сочетания букв, которые известны лишь по новозаветным текстам. Рукопись 7Q5 (то есть пятая рукопись из седьмой пещеры Кумрана) идентифицирована как Мк. 6,52-53. Рукопись 7Q4 идентична 1 Тим 3,16-4,3. Предлагаются также следующие идентификации: 7Q6,1=Мк. 4,28; 7Q6,2=Деян. 27,38; 7Q7=Мк. 12,17; 7Q8=Иак. 1,23-24; 7Q9=Рим. 5,11-12; 7Q10=2 Петр. 1,15; 7Q15=Мк. 6,48. Однако стоит помнить, что речь идет о слишком маленьких фрагментах текста, чтобы быть уверенным, что такая последовательность букв не могла встречаться в других грекоязычных религиозных текстах первого столетия. Но связных содержательных кусков канонических или апокрифических христианских текстов в Кумране найдено не было. Тем паче не было там никакого «Евангелия от Филиппа». Это важно, поскольку рукописи Мертвого моря были написаны точно до 70 года нашей эры. Если уж главные персонажи романа представлены как великие специалисты в древних рукописях, то что же это они не помянули действительно древнейшего христианского манускрипта? В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II веке египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом (Ин. 18,31-33 и 37-38). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.). Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 году по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II в. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

«Отец Павел был для меня не только феноменом гениальности, но и произведением искусства – так был гармоничен и прекрасен его образ. Чтобы поведать о нём миру, понадобится слово, или кисть, или резец великого мастера». 61 Всё это чрезвычайно затрудняет задачу вкратце сказать о нём что-либо соответствующее его масштабу в рамках одной главы. Поэтому я намерен после краткого обзора жизни о.Павла сконцентрироваться на двух вопросах – одном взятом из раннего периода его жизни и другом – из более позднего. Первый вопрос – его анализ природы разума, проведённый в первой половине большого труда «Столп и утверждение истины» и развиваемый в последующих его частях. А второй вопрос, который я хочу обсудить, – его богословие иконы, которому посвящены сочинения, написанные в 1920-х годах, тогда не опубликованные из-за ожесточённой антихристианской атмосферы в ранней большевистской России и изданные лишь позднее, некоторые – значительно позднее. Богословие иконы, как я предполагаю, очень тесно связано с его анализом разума. Есть и ещё одна особенность, благодаря которой о.Павел был исключением среди своих современников: в отличие практически от всех интеллектуалов-некоммунистов [тогдашней] России, он не был в 1922–1923 годах выслан из Советского Союза, а оставался там благодаря тому, что высоко ценился в силу своих научных дарований. Жизнь Павел Флоренский родился в 1882 году в деревне Евлах в Азербайджане и был старшим из шести детей. Его отец был железнодорожным инженером, и от него Павел унаследовал страсть к науке. Своей матери, интеллигентной и образованной женщине из древнего армянского рода, Павел был обязан своими художественными дарованиями. Он посещал Вторую классическую гимназию в Тбилиси (Тифлис, как его называли русские) в Грузии, но считал, что настоящее образование получил вне школы – в своих прогулках или «экспедициях», во время которых он собирал ракушки, минералы и окаменелости и рисовал или фотографировал природные явления, которые наблюдал, а также благодаря книгам. В 1899 году, на пороге между юностью и зрелостью, Павел пережил глубокий духовный кризис, связанный со своим ощущением неадекватности того, что он называл «физическим знанием». Позже он пережил ещё два кризиса – один накануне своего бракосочетания в 1910 году, а последний в 1924 году, но о нём он никогда не распространялся. Первый кризис открыл ему мир Православия – чего-то, что для его образованной и светской семьи не имело никакого значения. Это совсем не означало для Флоренского, что мир науки был оставлен – далеко не так, – но этот мир больше уже не являлся единственным или даже самым важным способом понять природу истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Церковный музей откроется в Томске к 150-летию духовной семинарии 30 сентября 2008 г. 17:31 В Томске со 2 по 6 октября пройдут мероприятия, посвященные 150-летию Томской духовной семинарии. «Это значимое для Томска и Сибири событие откроют презентации фильма о жизни Томской духовной семинарии и трех (книжных — ред.) изданий», — сообщил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав на пресс-конференции в пресс-центре агентства «Интерфакс-Сибирь» в Томске во вторник. Одно из изданий, по словам архиепископа, — переиздание книги Константина Евтропова о духовной и светской жизни города «История Троицкого кафедрального собора в Томске», написанной в 1904 г. Архиерей также сообщил, что в рамках празднования юбилея 4 октября состоится открытие церковного музея, в котором будут представлены уникальные церковные предметы и святыни, в том числе икона первой половины XVI века, первопечатная Острожская Библия и книга с автографом царевны Софьи Алексеевны. В рамках празднования юбилея семинарии также пройдет концерт колокольного звона. Завершит череду мероприятий крестный ход от Петропавловского до Богоявленского кафедрального собора с мощами апостола Андрея Первозванного, доставленных из Свято-Успенского Одесского мужского монастыря. Томская духовная семинария — одно из старейших учебных заведений Томска, была основана 1858 г. епископом Томским и Енисейским Порфением (Поповым). Семинария была закрыта в 1920 г. и восстановлена по просьбе томской общественности в 1992 г. В Томской епархии имеется уникальный опыт ведения богослужений для глухонемых прихожан на языке жестов, разработанных одним из выпускников Томской духовной семинарии. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/467997.htm...

Язык и стиль писем свт. Амвросия всегда возвышен, хотя в них можно найти шутки, поговорки; как и в письмах его предшественников Цицерона и Плиния, у свт. Амвросия много греческих цитат или отдельных греческих слов. Наше издание воспроизводит текст CSEL. 1915 При составлении примечаний использовалось также издание Biblioteca Ambrosiana (1988 г.), в котором тома писем были подготовлены Г. Бантерле 1916 , В настоящем издании письма занимают два тома, в первую часть включены книги I–VII, 1917 во вторую часть войдут книги VIII–X, собрание Extra collectionem, а также Деяния Аквилеиского собора. И. А. Кулькова Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту 1918 желает спасения 1. Ты подал мне прекрасную мысль, брат: направить рассуждения в письмах и беседы с отсутствующими на истолкование небесного пророчества, — спросив меня, что означает та дидрахма, половину которой еврею предписано приносить во искупление души своей. 1919 Ибо что еще так объединяет людей, как не разговор о предметах божественных? 2. Половина же дидрахмы — это драхма, а искупление души — вера. Итак, вера — это потерянная драхма, которую та евангельская жена, как мы читаем, прилежно ищет, возжегши светильник и подметая дом свой, и, если найдет, созывает подруг и соседок, прося порадоваться вместе с ней, потому что она нашла драхму, которую потеряла. 1920 Ибо великий это ущерб для души, если кто потеряет веру или благодать, которую приобрел себе ценою веры. Так что и ты зажги светильник твой, потому что светильник твой — это око 1921 твое, то есть, надо понимать, внутреннее око твоего ума. Зажги этот светильник, который принял духовный елей и светит в доме твоем 1922 . Ищи драхму, искупление души твоей, которую кто потеряет, тот приходит в смятение, а кто найдет, радуется. 3. Искупление души — это также и милосердие. Ведь искупление души человека — его богатство (Притч. 13. 8), от которого, конечно, проистекает милосердие, помощь бедным из своих средств. Следовательно, вера — благодать, милосердие — искупление души, которое приобретается за драхму, то есть за полную стоимость наибольшей суммы. Ведь так написано, где Господь говорит Моисею: Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при смотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу, и не будет у них ошибки при смотре их. И вот что они дадут, сколько их придет на смотр, половину дидрахмы, то есть по дидрахме священной: двадцать оболов — дидрахма, а половина дидрахмы — приношение Господу. Всякий, приходящий на смотр, от двадцати лет и выше, даст приношение Господу. Кто богат, дает не больше, кто беден, не меньше половины дидрахмы, когда будут давать приношение Господу для выкупа душ своих. И ты возьмешь деньги приношения от сынов Израилевых и отдашь их на служение скинии завета; и будет это для сынов Израилевых законной памятью пред Господом, для искупления душ ваших (Исх. 30. 12–16).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч. Т. 42. Изд.5. М.: Политиздат, 1970. С.324). И неудивительно, что Покровский вошел в состав Комиссии по истории Великой Октябрьской революции и РКП (б), которая была создана при Госиздате постановлением СНК РСФСР от 21 сентября 1920 года. В документе было написано, что комиссия создается « для собирания, разработки, обработки и издания материалов, относящихся к истории Октябрьской революции и Российской Коммунистической партии (большевиков), при Народном комиссариате просвещения учреждается Комиссия из 9 членов, назначаемых Советом Народных Комиссаров» (Постановление СНК об учреждении Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской Коммунистической партии (большевиков). 21 сентября 1920 г./Декреты Советской власти. Т.Х. Август – сентябрь 1920 г.//Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории СССР АН СССР. – Москва: Политиздат, 1980, с. 200-201). Эта дата обычно и фигурирует, как день создания «Истпарта». Нюанс же заключается в том, что « 9 членов» ее были « назначены СНК» только через два с половиной месяца – 9 декабря 1920 года, а утверждены подписью В.И. Ленин только 14-го. « Декабрь, 10. Ленин просматривает рукописный экземпляр протокола 601 заседания Малого СНК от 9 декабря 1920 г.; подписывает пункты: 1 (проект постановления об установлении порядка выплаты жалованья железнодорожным рабочим и служащим один раз в месяц); … 9 (об утверждении Комиссии по истории Великой Октябрьской революции и РКП(б) в составе: В.В. Адоратского, Н.Н. Батурина, А.С. Бубнова, В.А. Быстрянского, В.И. Невского, М.С. Ольминского, С.А. Пионтковского, М.Н. Покровского, Д.Б. Рязанова)… Декабрь, 14. Ленин подписывает постановление СНК от 9 декабря 1920 г. об утверждении Комиссии но истории Великой Октябрьской революции и РКП(б) в составе В.В. Адоратского, Н.Н. Батурина, А.С. Бубнова, В.А. Быстрянского, В.И. Невского, М.С. Ольминского, С.А. Пионтковского, М.Н. Покровского и Д.Б. Рязанова…» (Владимир Ильич Ленин: Биографическая хроника: 1870-1924. Т. 9: Июнь 1920 – январь 1921… М.: Политиздат, 1978).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/20/k_...

Вопрос, несмотря на решения европейских комиссий для нас, русских ( да и по существу, - для поляков) остается открытым, - больно мутная история, оставившая не отвеченными многочисленные вопросы. А вот что привело к тем событиям, и можно ли было их не допустить, - сегодня об этом, за исключением узкого круга специалистов, не знают ни в Польше, ни в России. " ЧУДО НА ВИСЛЕ " Если выйти на улицу испросить десяток случайных прохожих, что они знают о польско-советской войне, то наверняка каждый скажет, что со времен Ивана Сусанина русские с поляками не воевали. В памяти русских польско-большевистской войны 1920 г. не существует. Да ее, собственно, никогда не существовало. Для советских людей это был только один из эпизодов «гражданки», когда 14 европейских государств объединились в Антанту и выступили на стороне " белых " против " молодой советской республики " . Среди этих 14 стран была и Польша (их так и звали - белополяки). О том, что война в 1920 г. велась война между Польшей и Советской Россией, что именно Польша, воспользовавшись ситуацией, напала на Россию и фактически оказалась победителем, - сегодня не знают целые поколения россиян. Как не знают и о том, что Рижский мир, заключенный с Польшей, был для России еще более унизительным, чем Брестский мир с немцами, о котором, почему-то, знают все. Полякам достались огромные территории европейской части России: половина Украины и Белоруссии, и вся Литва, включая ее столицу - Вильнюс (чего литовцы по сей день не забыли!). С годами на тему разгрома советских войск под Варшавой или Рижского мирного договора написано немало научных трудов, однако предназначены они были сугубо специалистам и до широкой общественности не доходили. Весьма оригинальную трактовку событиям тех лет дают и современные польские учебники. Как одно из ключевых событий в истории Польши и мира(!!!)современные учебники представляют «Битву, которая спасла Европу». Речь идёт о польско-советской войне 1920 г. Большевики намеревались совершить «нападение на другие европейские страны, чтобы также в них ввести коммунизм.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/24/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010