Москва. Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Карта и ближайшие объекты Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась...». Построена она в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, с колокольней над западной пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687г. (ее предшественница известна с 1564 г.). В конце XVIII в. перестроена (внутри укреплен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Сооружена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX в. Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 г. (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, сооружено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 гг. построено новое здание крестильного храма, освященного в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освящена вместе с колокольней в 1995 г.). Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Приделы освящены в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной престол (освящен в 1980 г. для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии) — святого мученика Трифона. Святыни храма — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова). http://hramaltuf.prihod.ru/abouthram От Дмитровского шоссе отходит Алтуфьевское. Деревня Алтуфьево (Олтуфьево) известна с 1585г., когда она принадлежала ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитриевичу Мякишеву. Возможно, что название ее произошло от фамилии владельца, но точно это не установлено. Долгое время эти места на реке Самотышке были пустошью. Первая Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьево была построена около 1678г. при Акинфовых. А в 1760-е гг. Алтуфьево перешло во владение И.И.Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. Тогда же храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был перестроен в камне, так как «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…»

http://sobory.ru/article/?object=03373

Греки очень любят строить храмы, поскольку в их среде считается, что строителя храма впоследствии ожидает большая удача. В итоге такая церковка (скорее, часовня) может быть очень маленькой, располагаться в любом месте, где у семьи был земельный участок. Чаще всего такой храмик так и остаётся нерасписанным изнутри и, разумеется, в нём не проходит регулярных или вообще не проходит служб. Но главное сделано – храм построен. Посвящение престола выбирается либо в честь небесного покровителя заказчика, либо, например, оттого, что в селе, где он когда-то жил, был такой храм. В итоге поблизости друг от друга может совершенно свободно оказаться несколько храмов, посвящённых одному празднику или святому. Количество подобных сооружений в отдельных греческих сёлах может доходить до пяти или даже десяти. Иногда они по два-три разбросаны вдоль дорог. Если нет возможности построить храм, ставят маленькую, иногда 0,5х0,5 метра «церковку», похожую на игрушечную модель. Такая словно бы игрушка может стоять в саду возле дома или у могилы на кладбище. Иногда возле неё ставят свечи. Ещё один своеобразный обычай понтийских греков в разных справочниках именуется «курбан» или «гурбан». Честно говоря, когда корреспондент в первый раз услышал о «знаменитом обычае с баранами», то даже не сразу понял, о чём идёт речь. Впрочем, сами греки утверждают, что обычай вовсе не турецкий, а берёт свое начало из времён Ветхого Завета, так что – вполне христианский. Суть его в следующем: накануне престольного праздника семейной церкви специально покупается и привозится к ней баран. Дальше животному надо надрезать ухо, начертить его кровью крест на лбу и трижды обвести его вокруг храма. После этого барашек забивается, и возле храма устраивается семейная трапеза. Как правило, если семейная церковь расположена где-то далеко от дома, к ней выезжают именно раз год, а для совершения семейной трапезы возле храма устроены специальные навесы. Помимо храмовых праздников, курбан может быть совершен, например, в случае болезни кого-то из родственников. Причём, по отзывам священников, уговорить участников потратить деньги каким-то другим способом – например, на пожертвование, в подобных случаях бывает довольно сложно.

http://pravmir.ru/kavkazskiy-dnevnik-lik...

О выводе российских войск из Косова несколько лет назад статья непосредственного участника событий, генерал-полковника, вице-президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова «Косово: два акта предательства по отношению к сербам» , который считает главной драмой пятилетнего конфликта в Сербии именно  вывод российских войск: «Югославское руководство и армия держались в своем сопротивлении агрессору на поддержке своего народа, российской и мировой общественности. Но спецпредставитель президента РФ Черномырдин вопреки позиции МИДа и Минобороны, игнорируя директиву, подписанную Борисом Ельциным, полностью встал на сторону НАТО… Преданные Россией сербы, просовещавшись целую ночь, были вынуждены принять ультиматум. Я помню слезы на глазах у сербских генералов и упреки в мой адрес». С горечью Леонид Ивашов пишет: «Сегодня же бессвязностью своих заявлений Россия способствует очищению Косово и Метохии от сербов и забвению всех международно-правовых норм. Кощунственные предложения звучат и из Госдумы, некоторые депутаты которой призывают разместить сербов в России. С миллионами своих беспризорников и бомжей не можем справиться, десятки миллионов наших соотечественников разбросаны по ближнему и дальнему зарубежью… Сербы даже после всего случившегося оставались последним плацдармом пророссийских симпатий на Балканах. Сегодня и эта точка духовной опоры России устранена. А других нигде в мире уже не осталось». К сожалению, политическое безволие российских властей, сдобренное американскими деньгами, в последние годы прошлого века стало причиной многих националистических войн, конфликтов и предательств. Среди них и сдача Крыма Украине. Сегодня, когда уже прошло более 10 лет с того момента, большинство крымчан – около 80% - считает себя русскими, 10% - украинцами, 7% – крымские татары, оставшиеся 3% - другие национальности. И при такой, вроде бы, однородной национальной картине, Крым также становится «горячей точкой»: «24 марта в 10:00 на нижней площадке Свято - Успенского мужского монастыря была перекрыта дорога группой из 30 машин, наполненных татарскими боевиками и экстремистами, которые, вооружившись ломами, монтировками принялись крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией монастыря на земле обители. Предварительно они по пути следования выставили посты для контроля над единственной дорогой, ведущей к монастырю. Боевики-экстремисты после учиненного погрома расхаживали по территории монастыря и оскорбляли религиозные чувства православных христиан. Звучали призывы сломать Поклонный крест на въезде в монастырь», - сообщает сайт «Единое Отечество» .

http://pravoslavie.ru/4885.html

Монастырь просуществовал около восемнадцати лет. В 1732 году о. Игнатий, к тому времени уже иеромонах, был вызван в Москву и по постановлению Тайной канцелярии 15 лишен сана и расстрижен, а обитель, осиротевшая без своего руководителя, была разграблена и сожжена во время камчатских бунтов в том же 1732 году. Причина лишения о. Игнатия сана, вероятно, крылась в том, что горячий патриот, о. Игнатий не пришелся по вкусу временщику Бирону. Отец Игнатий оставил на молитвенную память на Камчатке написанный им синодик – небольшую тетрадь с изложением своих преступлений на Камчатке и с просьбой ко всем, кто их прочитает, помолиться Богу о упокоении его многогрешной души. Он просил молиться о прощении его грехов и о помиловании убиенных на Камчатке людей. После разорения обители последовал период кровопролитных битв, смут и волнений среди туземцев Камчатки, восставших на защиту своих прав. Истощилось долготерпение жителей Камчатки, притесняемых приказчиками, ясачными сборщиками. Сбор ясака производился насильственно и во много раз превышал законный размер подати, причем сборщики жестоко, бесчеловечно обращались с беззащитными дикарями. Без зазрения совести они отнимали у них всю промышляемую пушнину, всякий мех и даже меховую рухлядь. Жизнь человеческая ставилась ни во что и насильственно отнималась за кожу и мех убитого зверя, хотя и мех в те времена ценился очень дешево. Во время зимнего объезда Камчатской области мною было избрано это место под монастырь, который я намеревался восстановить. На месте бывшей первой камчатской Никольской церкви и по сие время стоит крест в ограде, и место это носит название «Монастырь». По берегу незамерзающей реки Ключевой пустующий участок земли на протяжении пяти верст и поныне подразделяется на различные названия, дающие возможность безошибочно определить места существовавших именно здесь монастыря и казачьей крепости. Так, после участка земли, именуемого «Монастырь», следуют: 1) Пелоч, 2) Казармы, 3) Конюшни, 4) Банюшки, 5) Балашаны для рыбы (навесы), 6) Мельница (остатки видны в воде), 7) Вершины Ключа, 8) Баты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В конце 90-х годов порховские лесники первыми восстановили здесь часовню преподобного Никандра и срубы источников, псковские казаки установили навесы и металлические кресты, журналисты «Новостей Пскова» расчистили кладбище, а сотрудники Порховского краеведческого музея – туевую аллею. В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни духовной жизни. Однако зимой на обитель свалилась новая напасть: частные лесозаготовители стали вырубать деревья, проложив дорогу вплотную к целебному источнику Петра и Павла. Лишь благодаря вмешательству общественности и депутатов областного Собрания, это поругание было остановлено. В мае 2001 года впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан общий попечительский совет. А уже 30 июня 2001 года в Никандровой пустыни, по благословению владыки, поселился первый рясофорный монах – строитель Гавриил. Он объединил под одной крышей абсолютно разных людей. В середине лета в обитель приехали псковские (промежицкие) спецназовцы ЛенВо, местные жители, и стали вместе расчищать источники, фундаменты стен, церквей и братских корпусов. А на день преподобного Никандра перенесли часовню на одноименный источник, сделав так, как это было в древности. Военные из города Острова выделили несколько автокунгов для времянок, сараев и погребов, топографы провели съемку местности, дорожники расчистили подъездные пути. Снетогорский женский монастырь подарил дом для настоятеля. Посетил Никандрову пустынь и епископ Меркурий, возглавляющий в Северной Америке московскую православную миссию, на практике возродивший духовное наставничество земляков над обителью. В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у святых врат воздвигнута первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Деньги на «именные бревна» собирали всем миром. Как некогда по кирпичику была разобрана обитель, так теперь по бревнышку она восстанавливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1829 г. по велению Николая I собор был разобран, а над гробами погребенных в нем князей и архипастырей нижегородских устроены были навесы. В 1830 г., в день Сошествия Святого Духа, был заложен новый собор; закладку фундамента освятил епископ Афанасий (Протопопов). Построен собор был к осени 1834 г. и освящен 17 сентября 1834 г. уже епископом Амвросием (Моревым). Третий собор стоял точно на месте второго, построенного великим кн. Константином Васильевичем. По плану архитектора А.И. Мельникова, в его основании был удлиненный четырехугольник, длиной по 20, шириной по 13 сажен, высотой до крыши 10 сажен, до крестов – 22 сажени и 1 аршин; пятиглавый (средняя глава большая, четыре поменьше). Первоначально, при освящении собора в 1834 г., в нем был только один престол – в честь Преображения Господня. Это был средний, главный алтарь (Образ Спаса Нерукотворного, в серебряной позлащенной ризе, устроенной купцом Н.А. Акифьевым, хранился у первой от алтаря правой колонны в украшенном резьбой и золотом киоте). На правой стороне главного алтаря, в воспоминание стоявшего рядом Скорбященского собора, устроен был придельный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и освящен в 1857 г. (Около левой колонны алтаря в киоте хранилась чудотворная икона «Всех Скорбящих радость»). На левой стороне главного алтаря усердием Нижегородского купца В.К. Мичурина был устроен алтарь в честь Великого князя Георгия Всеволодовича, освященный 3 февраля 1863 г. На правой стороне собора находился памятник над местом погребения последнего Католикоса Грузинского Антония II. У северной стороны собора в 70-х годах XIX в. над могилой К. Минина была возведена часовня. Гробница К. Минина находилась в нижнем, т.н. усыпальническом храме, как и могила Католикоса грузинского Антония II, и могилы великих князей (по правой стороне) и архипастырей Нижегородских (по левой стороне). В 1850-х гг. в усыпальнице были устроены алтари: средний - в честь иконы Божией Матери Казанской (сопутствовавший Нижегородскому ополчению 1612 г.), правый св. влмч. Дмитрия Солунского (в честь военачальника Ополчения Дмитрия Михайловича Пожарского), левый – святым бессребреникам Козьме и Дамиану (в память гражданина К. Минина).

http://sobory.ru/article/?object=24304

С 1999 г. церковные службы совершаются не в историческом храме, а в новой пристройке. Покинутый храм оставался в целости недолго. В мае 2002 г. его увенчанный крестом центральный четверик рухнул внутрь церковного сруба. Сегодня в Осьмине находится фактически новый храм, преемник обрушившейся древней церкви. Но точка в судьбе исторического храма-памятника еще не поставлена. После его обрушения на средства петербургского предпринимателя Юрия Алексеевича Степанова под руководством известного архитектора-реставратора Е. П. Варакина произвели обмер храма, маркировку бревен его венцов. Обрушившиеся или смещенные со своих мест конструкции разобрали и складировали под навесы. Учитывая, что уникальная Георгиевская церковь в Осьмине является объектом культурного наследия регионального значения, ее возрождение продолжает оставаться актуальным. Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района/О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015. Село Осьмино расположено в 150 верстах от Петербурга и в 105 верстах от Гдова, на правом берегу реки Сабы. При Петре Великом называлось «Посадом»; в 1676 г. принадлежало к дворцовой Сомерской волости и составляло вотчину царевича Алексея Петровича (1716 г.), потом – Екатерины I (1723 г.); в 1737 г. оно приписано было к Александро-Невской лавре; после переходов в разные ведомства в 1827 г. сделалась гдовским Императорским имением и доходы его шли на содержание «Александрии», близ Петергофа. В начале XVIII ст. тут был дворец Алексея Петровича, доныне окрестности погоста иногда называют «садом», вокруг погоста видны остатки погребов и подвалов. Потом на месте дворца была контора Александро-Невского монастыря и разные хозяйственные постройки, оставшиеся, вероятно, от построек дворцовых. А что было при дворце хозяйство, это видно из поданного в 1723 г. на имя Петра Великого объявления вотчинного старосты: «к церкви св. Георгия, в селе Осьмине, что некоторые стоги сена, скошенного по десятинам пашни в селе Осьмине и по прочим деревням и пустошам Ее Величества, неизвестно кем увезены». Принадлежащие к дворцовому ведомству крестьяне приписаны были к Осьминской церкви тогда, когда весь округ перешел в казну.

http://sobory.ru/article/?object=04896

Алексея с трапезой, хлебодарней и хлебней, – все три каменные; кельи: 2 архимандричьих и 23 братских, «поварня естовная и поваренная изба деревянная, квасоварня деревянная», 2 житницы и 2 деревянных ледника. Одни здания крыты тесом, другие – дранью. Вот каков внешний вид монастыря в самом начале XVII века 15 . Взглянем на него в конце этого века. Мы увидим, что монастырь подвергся значительным изменениям. Больше всех в этом деле потрудился архим. Игнатий (1688–1697), впоследствии епископ Тамбовский, стяжавший себе печальную известность 16 . Странную картину представлял в это время монастырь: воздвиглись новые здания и рядом с ними остались ветхие деревянные постройки, некоторые из начатых зданий «не свершены» – не докончены и не покрытые верхи свои подставляют под разрушительное действие дождя и снега. По всему видно, что рука, воздвигавшая все вновь или ремонтировавшая все заново, вдруг прекратила деятельность на половине; не достало, должно быть, средств на выполнение задуманного, монастырская казна оскудела, сделанное на половину так и передалось несвершенным XVIII веку. Монастырская опись 1729 г. промолвилась на этот счет характерным словом: «при том монастыре на скотном дворе навесы и сараи, и хлева все ветхо, крыто за скудостию монастырскою соломою» 17 ; да и сам Игнатий в своих жалобных письмах к высокопоставленным лицам сетовал на «монастырскую скудость» 18 . Но вместе с тем по всему видно, что сам строитель любил блеснуть тем, что бьет прямо в глаза, и часто действовал без экономического рассчета. Сопоставьте здания, оставленные без покрышки гнить и размокать, и большие затраты на пополнение монастырской ризницы бархатами, шелками, золотом и серебром, равно как на украшение церквей дорогими паникадилами и сосудами 19 , – и вы увидите, каков хозяин – архим. Игнатий.... Но оставим эту характеристику; перейдем к подробному описанию того, что нашел в Солотчинском монастыре наступивший XVIII век. Монастырь обнесен оградой на 300 приблизительно сажень в окружности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Так же, и на западной стороне от монастыря, через дорогу, и на северо-западной насажены плодовые деревья, между которыми садят разные огородные овощи, для монастырской потребности. Кроме сего, для садки овощей, при монастыре находятся три отдельных огорода. Из них самый большой – заливной огород за Жиздрой, около Болотской мельницы, под которым земли до четырех десятин. Здания вне монастыря На северной стороне монастыря за оградою, через дорогу, гостиный двор деревянного здания. В нем, среди первого большого двора, обнесенного бревенчатым, на каменных столбах, забором, в 1853 г. поставлен двухэтажный корпус, обложенный кирпичом, с железной кровлей; приобретен покупкой в селе Полошкове у г. Каменецкого. По сторонам его, два одноэтажных флигеля, один – для летнего помещения. Позади, навесы для экипажей и лошадей. Тут же на северной стороне, под одну связь с сараями, корпус для простых богомольцев. На западной стороне двора, у ворот корпус, построенный в 1871 году полковником Иваном Павловичем Тиличеевым, в коем он и помещался до своей кончины. Рядом с ним, против срединного двухэтажного корпуса, старый, деревянный, обложенный кирпичом, корпус с мезонином. Далее, на одной линии поставлены: небольшой деревянный одноэтажный корпус и большой двухэтажный корпус с мезонином. Против него, маленький флигель, обнесенный легкой кирпичной оградой с палисадником для цветов. На втором дворе, у опушки леса, двухэтажный дом, обращенный фасадом к реке, новой постройки, для помещения богомольцев, приезжающих на летнее время. Дом этот построен приснопамятным благодетелем обители Илией Ивановичем Полугарским, скончавшимся 2-го февраля 1859 г., который во время летних посещений своих и останавливался здесь. Недалеко от этого дома, через дорогу, устроен в 1858 году новый конюшенный двор, со всеми необходимыми для хозяйства удобствами, просторной конюшней, сенными сараями, навесами для экипажей, с кельями для эконома и помощника его, и жилыми избами для рабочих. 1) На северо-западной стороне обители, за огородами, к реке Жиздре, скотный двор с жилыми помещениями и погребами. Возле оного, с одной стороны, озеро или пруд, а с другой – баня, рыбная сажалка и колодезь, над которым крыша с крестом, утвержденная на столбах. На этот колодезь бывают ежегодно два крестных хода: на праздник Преполовения и 1 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели//Иверия. Тифлис, 1894. 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви//Там же. 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети/Мцкемси (Пастырь). 1898. 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка//МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у.//Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки//Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии// Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье//Сов. Арх. 1937. 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia " s Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010