В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

Часовой и чекист проверяют наши пропуска у конвоиров. Первые шаги внутри кремля дают сразу впечатление бывшего недавно пожара. Навесы на крепостной стене пали, обуглившиеся чёрные брёвна и доски торчат изо всех каменных строений. Одна сторона корпусов целиком без крыш. Груды таких брёвен лежать в разных углах двух дворов монастыря, образованных корпусами. Об этом пожаре я слышал в Кеми, откуда наблюдали его зарево за 60 вёрст. И здесь потом рассказывали, что загорелись корпуса сразу с двух сторон, и когда вольнонаёмные рабочиемонахи бросились тушить огонь, то чекисты им не позволили. Говорили, что грабежи и присвоение монастырского имущества были так общеизвестны, что ожидалась ревизия высших властей и, заметая следы преступлений, соловецкие хозяева сожгли монастырь. Погиб и музей. Правда, коечто было раньше вывезено в Архангельск. Теперь обгоревшие остатки всякого оружия – копья, стрелы, кольчуги, шлемы, мечи, пищали – были выброшены в море. Дело это исполняли заключённые и один из них мне об этом рассказывал, да и сам я както видел у одного берега в воде гранаты, наконечники копий и т.п. Проходя мимо одного собора, мы увидели разбитые колокола. Крыши соборов горели, но колокола сбросили для уничтожения. Их разбивают на части и отсылают на материк для удовлетворения нужды в меди. В Кеми мы их тоже видели. И сейчас «шпана» (уголовщики) с большими молотами всё ещё возится около этих колоколов, бьёт их на куски и оглашает кремль лязгом и грохотом. Другое впечатление, очень яркое и ошеломившее нас, это – обилие белых, ручных чаек, которые наполняют весь двор, занимают каждое свободное местечко, имеют прямо на земле гнёзда, ходят между людьми и взлетают на воздух, непрестанно издавая крики. Эти огромные, особенные чайки – чуть меньше гуся, но больше курицы, – подражают криками всех других живых существ: собачий лай, мяукание кошки, воронье карканье, блеяние овец и коров, стон больного, плач ребёнка, хохот, визг, всё, всё, что угодно, вы услышите от них. И потом, уже после долгой привычки к ним, вы вдруг услышите иногда такой оригинальный крик, которого прежде никогда не слыхали, и встревожитесь, пока не догадаетесь, от кого он исходит. Впрочем, к концу моего соловецкого срока они уже покинули двор, совсем напуганные насельниками своих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В действительности, положение монастыря, как крепости, хотя и отступает от обычая Востока, но достаточно объясняется нуждою в воде. Ущелье Шу’ейб, в котором помещен Синайский монастырь, бесплодно до крайности и одно из наиболее мрачных во всем полуострове; на Юг оно подымается и там замкнуто горой, которая зеленеет весной и по преданию считается местом, где пророк Моисей пас стада тестя своего Иофора до тех пор, пока призван был видением купины. На С. В. ущелье, напротив спускается и становится шире, впадая в обширный уади Эль-Раха, который иные из богословов, отождествляющие одну из вершин Хорива с Синаем, считают за библейский Рефидим, где Евреи ополчились станом перед чудесным дарованием заповедей. По эту сторону монастыря расположен за его стенами внешний двор и сад. Но если Синайский монастырь не производит своим расположением особенно сильного впечатления, сравнительно напр. с древними крепостями Грузии, Малой Азии и даже Сицилии, или средневековыми замками Европы, то он выкупает этот недостаток массивною величавостью своих стен и картиной отступивших его с боков гор. Вид стен тем эффектнее, что все внутренние здания почти не выступают над ними, и что весь ансамбль удивительно гармонирует с архитектурой самих гор. Крепость имеет в ширину лишь около 30 сажен и немного более в (383/4) длину, и потому понятна крайняя, чисто восточная теснота всех строений внутри нее; все стены ими буквально облеплены; всюду, куда ни взглянешь, видны навесы, большие и малые, поднятые на ветхих, деревянных столбиках, и в то время, как низ служит для амбаров, мастерских, верх представляет беспорядочные ряды келий; иные из них, словно гнезда, подняты на самые стены и выдвинулись даже наружу, точь-в-точь улья или гнезда ласточки. Шаткие, наскоро сколоченные лестницы, приступки и крылечки ведут внутрь этих убогих келий, где жесткая постель, пальмовая циновка и самодельный стол составляют все неприхотливое убранство. Кругом базилики всякого рода пристройки налипли до такой степени, что видна только одна свинцовая крыша ее среднего корабля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

16. Близ Святых Врат Гостиный Двор для приезжающих и приходящих Богомольцев. При оном один каменный флигель в два этажа (22 келии в верхнем и 4 большие для народа в нижнем этаже), а другой в один этаж, каменный (17 кел.) с чуланами и кладовыми. При нём – сад. Оба флигеля покрыты железом. На дворе Гостинном сарай для экипажей и лошадей, каменный. 17. К востоку, вниз по горе, две печи для выжигания угольев и извёстки; в самом же низу горы квасоварня с воскобойней и баня. 18. Тут же, при колодце, из коего Обитель снабжается водою, скотный Двор с деревянными зданиями на каменном фундаменте; Круподерня, солодовня, сараи для сена и навесы для рогатого скота. 19. От скотного двора вверх по горе имеется прелестное урочище Городище 26 . Тут хороший сад с виноградником, бокши и деревянное здание для Смотрителя. Иногда вывозят сюда из Обители пасеку. 20. Экономский Двор находится вне ограды с юго-восточной стороны с разными хозяйственными обзаведениями. В самом Монастыре имеется два больших сада, а вне оного – восемь с тремя большими огородными местами, так что Обитель, особенно в летнее время, представляется почти усеянную фруктовыми деревьями, и во время цвета оных, имеет единственное в своём роде украшение. А всего находится ныне строений: a) В Монастыре: Церквей каменных четыре с Колокольней и в них семь престолов, келий каменных 77, деревянных 31. b) Вне Монастыря: Церковь пещерная одна, келий каменных 46, деревянных 13. IV. О Чудотворных Иконах, Св. Мощах и драгоценных утварях в Софрониевой Пустыне После того, как первоначальная Св. Икона Молчанская Пресвятой Богородицы 27 , явившаяся чудесно в 1405 г. на месте основания Софрониевой Пустыни, во время случившегося в Большом Печерском Монастыре, в г. Путивле 28 , сильного пожара, почти весь Монастырь истребившего, осталась неизвестною, – Обитель Софрониева долгое время сиротела без Чудотворной Иконы. Уже в 1713 г., при Строителе Блаженной памяти Серапионе принесена в сию Пустынь, по особенному Матери Божией явлению, от Сумского Атамана Лукиана Константинова Икона Пречистой Божьей Матери Иверская. О сим на большом серебряном круглом киоте 29 , в коем помещается Св. Икона, вычеканена подробная Летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийцы использовали термин σκις для обозначения различных контурных рисунков и визуальных образов архитектурного оформления и архитектурных идей, а также реальных трехмерных архитектурных инсталляций, таких как навесы и сени, что послужило началом дискуссии о расположении икон в священном пространстве и значении архитектурных рамок в определении сакрального пространства. Тема архитектурного убранства, пригодного для размещения религиозных образов, поднимается в рукописной миниатюре VI в. из Евангелий Рабулы, на которой изображена сень, предположительно покрывающая икону Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом (рис. 1). До нас дошло сравнительно мало археологических свидетельств времен иконоборческого периода, возможно, из-за уничтожения не только икон, но и сооружений, на которых они писались. Различные алтарные сени с иконописными изображениями, которые дошли до нас, относятся к постиконоборческому периоду. В рукописи «Мадридский Скилица» XII в. содержится миниатюра с изображением куполообразной конструкции с прикрепленными к ней четырьмя иконами, на которых изображены Христос, Божия Матерь и два архангела (рис. 2). В тексте рукописи говорится о том, что эти иконы были удалены иконоборцем Патриархом Иоанном VII (ум. до 867 г.), но не объясняется, что случилось с самой конструкцией сени. Однако эпиграмма из византийской Palatine Anthology, написанная около 980 г. и содержащая материал, восходящий к VII в., указывает на то, что иконы были прикреплены к алтарной сени Святой Софии Константинопольской и удалены во время иконоборческой полемики, но возвращены обратно после ее окончания. Тогда на сень был добавлен текст с надписью: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Этот эпизод из эпицентра иконоборческих дебатов также свидетельствует о том, что сама сень как архитектурный каркас для икон не была разрушена во время конфликтов. Кроме того, кажется, что архитектурный каркас оставался ключевым сооружением для определения священного пространства и места, а в некоторых случаях даже для понимания конкретного образа религиозной иконы – Евхаристии, которая никогда не подвергалась нападкам со стороны иконоборцев, а, напротив, почиталась ими как единственная истинная икона Христа.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Я его спросил: «А куда же ты уходишь?» Он ответил: «Ухожу в город, я уже и работу себе нашёл». Я вновь задаю вопрос: «А где и какую ты нашёл работу?» Он говорит: «В одной организации буду топить печи». Я удивился: «Ты понимаешь, что говоришь? Здесь, у печи в доме Божией Матери, тебе трудно. А в городе, тоже у печи, тебе будет легко? Ты понимаешь, какой абсурд говоришь? Иди к батюшке отцу Иерониму и все ему расскажи!» Отец Иероним в то время болел и не выходил из кельи. Монах Иннокентий послушался, пошёл к отцу Иерониму, который ласково принял его и побеседовал. После той беседы монах Иннокентий остался в обители… Прошло еще несколько дней. Утром была очередная выпечка просфор. Монах Иннокентий в просфорню не пришёл… Тесто уже перекисло. Его помощники заволновались. Один из них постучал в дверь кельи отца Иннокентия, но он не открыл. Тогда пригласили Благочинного отца Александра, который позвал рабочих, и вскрыли дверь кельи… Монах Иннокентий лежал мертвый после очередного сердечного приступа… Таким образом, он преодолел «три горки» – три искушающих желания уйти из монастыря. Мы верим и надеемся, что по милосердию Божию и заступничеству Пресвятой Богородицы монах Иннокентий за своё терпение на труднейшем послушании просфорника и пекаря находится в райских обителях… Польза молитвенного правила Некоторые из братии Псково-Печерского монастыря помнят монаха Ксенофонта (Матвеева), кузнеца. До прихода в монастырь он был женат. Работал на большой железнодорожной станции ремонтником вагонов. Монашеский постриг принял в преклонном возрасте. Здоровье у него было прекрасное. Монах Ксенофонт украшал обитель своими кузнечными и слесарными работами. Он изготовлял навесы для дверей,металлические колпаки на печные трубы, чайники для храмов и тому подобное. Ежедневно монах Ксенофонт молился в храме и выполнял келейное молитвенное правило. Старался он и непрестанно творить Иисусову молитву. Монах Ксенофонт однажды рассказал мне о своём молитвенном опыте. Он работал в молодости на большой узловой железнодорожной станции ремонтником вагонов и заметил такую закономерность: если он прочитал утром свое молитвенное правило, то во время его смены на работе все в порядке: поезда идут по расписанию, никаких аварий и крупных ремонтов.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Всё домашнего производства есть отсутствие чего-нибудь покупного, следовательно: богослужебные сосуды, служебные кружки, тарелки и мисы – деревянные, домашнего посудного производства; подсвечники и паникадила – также деревянные, домашнего токарного или плотничного производства, с железными трубками к ним для свеч домашней кузнечной работы; кадила – железные той же домашней кузнечной работы или же, как весьма возможно предполагать, глиняные в виде малых горшочков, с дырками для цепей, домашнего горшечного производства; воздухи и покровы, одежды на престол и жертвенник, ризы и стихари, навесы или сени над престолами, завесы к царским дверям, пелены и пр. из крашенины и набойки домашнего холста. В подобном виде совершенной беспримесности чего-нибудь покупного должен быть представляем наш разряд или класс богослужебных принадлежностей на самой первой своей степени, начиная снизу. Дальнейшие его степени к верху – большая или меньшая примесь к домашнему покупного, но с преобладанием первого над последними, и покупного соответственного относительно своего достоинства домашнему. Представить себе церковь , снабжённую богослужебными принадлежностями домашнего приготовления,– деревянными сосудами, крашенинным ризами и пр., конечно, очень странно. Но ещё страннее был бы сам читатель, если бы он, поставляя в зависимость действие благодати Божьей в таинстве евхаристии от материала богослужебных сосудов и силу общественно-церковных молитв от материи риз, в которых служит священник, уничижил и умалил подобное богослужение с бедными принадлежностями как менее истинное и действительное, чем богослужение с принадлежностями великолепными. Великолепие богослужебных принадлежностей, быв богопредано древним Израильтянам вместе с ограничением мест общественной молитвы единственным храмом для всего народа, не было богопредано нам христианам, которым дана свобода молиться Богу на всяком месте и, следовательно, при частных соединениях людей в церкви богатых и бедных. Так, общественное богослужение древних и старых предков наших, имевшее принадлежности бедные, конечно, не было менее истинным и действительным чем наше богослужение с принадлежностями более или менее приличными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. Выше помещена литография с изображением Ахтырского монастыря, изданная в начале ХХ века. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. Однако после октябрьского переворота 1917 г. монастырь был вновь закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 70 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 90-е годы перестал действовать. От монастыря сохранилась только древняя, обстрелянная танком в военные годы, израненная колокольня. Она и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, прослужившие все лето и осень как монастырские храм и трапезная. 23 июня, в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен святой Крест. А в сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединилось еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий — сделать все это внутри колокольни: на первом ярусе храм, а на втором и третьем — келлии. 12 января 2003 г., в Неделю по Рождестве Христовом, епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Совершенно особую область исследований в ставрографии составляют разыскания об истинной форме Креста Христова (этому вопросу будет посвящен отдельный Ставрографический сборник на тему «К полемике официальной церкви со старообрядцами о форме Креста Христова»). В рамках полемики со староверами, в конце XIX века была издана совершенно исключительная работа – основательный труд святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом» 31 . Это исследование посвящено истории Креста, на котором был распят Иисус Христос , типологии известных науке форм крестов с углубленным взглядом на церковную историю по этому вопросу. Чуть позже появляется ряд статей по этой теме, в т. ч. работа церковного историка E. Е. Голубинского «О четвероконечном кресте» 32 . Подводя итог краткому экскурсу в дореволюционную историю ставрографической науки в России можно сделать следующие наблюдения: основное количество работ, касающихся истории и иконографии Креста Христова было написано церковными учеными (священниками, преподавателями Духовных Академий и др.). Наука о Кресте в XIX – начале XX вв. развивалась в двух направлениях – богословской и исторической, включавшей в себя источниковедение, эпиграфику, церковную археологию, этнографию, историю искусства и др. К началу XX века ставрография в России существовала и являлась полноценной частью исторической науки. После революции 1917 г. положение в ставрографии резко изменилось, вернее – как науку, ее просто попытались уничтожить 33 . В советское время на долгие годы были прекращены какие-либо научные исследования в этой области. Даже упоминание слова «крест» убиралось из названия множества статей и книг. Также снимались, «вырезались» из изданий все иллюстрации с крестами (можно было публиковать только лишь фрагменты надписей, орнамента и т. д.)… «Вообще же, в случае с голубцами «советская» ставрография вынужденно развивалась по принципу умолчания, по возможности, избегая упоминать слово «крест» в положительном контексте. Историческая дисциплина растворилась в описательном искусствоведении, и в эстетическом любовании предметами старины и народного творчества терялся анализ особенностей развития и генетических связей предметов умиления. Образцом такого, безусловно, вынужденного, подхода может послужить работа С. Забелло, В. Иванова и П. Максимова «Русское деревянное зодчество», где вместо должного быть, по сути, раздела «монументальные кресты» мы встречаем «навесы над крестами и намогильные памятники» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Сначала здесь располагалась Школа комбайнеров, потом сельскохозяйственный техникум. В июле 1945 года " Калужский отдел по делам архитектуры " попытался воздействовать на Боровский райисполком, обратившись к нему со следующими словами: " Одним из наиболее замечательных памятников в Калужской области является комплекс архитектурных построек XVI-XVII вв бывшего Пафнутьева монастыря, ввиду чего необходимо обратить особое внимание и на сохранение этого ценнейшего памятника архитектуры... " И в очередной раз местные органы власти не захотели услышать слова о спасении монастыря. В 1955 году вышло постановление Правительства РСФСР о работах по спасению памятника архитектуры - Пафнутьева Боровского монастыря. Возможно данное решение было принято после того, как в монастыре в 1954 году в день памяти преподобного Пафнутия произошёл обвал купола собора монастыря. К тому времени весь монастырь находился в удручающем состоянии: между Круглой и Сторожевой башнями в крепостной стене был пролом; от Георгиевской башни и до Святых ворот стены вообще не было - был деревянный забор; навесы над крепостными стенами отсутствовали; от ветхости сгнили все шатровые крыши над башнями. Перед директором Института усовершенствования кадров сельскохозяйственных работников (такое учреждение располагалось на территории монастыря в то время) А.С. Емельяновым была поставлена задача подобрать специалиста, который смог бы организовать проведение ремонтных работ монастырских построек. Выбор пал на товарища Ситало В.С., ныне почётный гражданин города Боровска. Были разработаны первоначальные мероприятия, начавшиеся с уборки мусора между настоятельским корпусом и юго-западной стеной; выполнение дренажа, ремонт крыши на колокольне и т. д. Серьёзные противоаварийные работы начались после обрушения центрального барабана собора Рождества Богородицы на день памяти преподобного Пафнутия 14 мая 1954 года. Случившаяся трагедия всколыхнула местное население, знаменитых архитекторов и историков. Монастырь как древнейший памятник истории, архитектуры и живописи нужно было спасать всерьёз.

http://sobory.ru/article/?object=00363

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010