При матокской церкви существует два кладбища: одно – старое, подле дома священника. Тут находится часовня, перенесенная из Пурнова. Другое в полуверсте от церкви, в лесу. Кроме того, подле самой церкви погребены: помещик Томилов и два прежние священника: Петр Ив. Соколов и Петр Васильевич Васильев. В приходе попечительства нет, а есть отделения общества попечительства о питомцах Воспитательного дома, отдаваемых на прокормление по деревням Гарболовской и др. волостей. Состоящая в приходе матокской церкви, вдова тайного советника, Мария Николаевна Пущина, председательница этого попечительства, много содействует улучшению быта как питомцев, так и крестьян, принимающих этих питомцев на воспитание. Сведения о городских церквах Шлиссельбурга и о церквах Пеллы и Лукинского села будут помещены в приложениях. 33 Что Благовещенский собор был в крепости, это доказывается тем что в указе от 7-го октября 1728 г. о перенесении Благовещенской церкви из собора на посад, замечено, что в ново устроенную церковь определен бывший «шлиссельбургские крепости священник Василий Андреев», а он, в других указах назван священником «Благовещенского собора». 38 Репорт инженерной команды 1772 г. декабря 30-го, 1124; указ из канцелярия Ладожского канала 1773 г. января 8-го, 32. 39 Доношение шлиссельбургской полицейской конторы 1773 г. марта 8-го, 17 и промемория из конторы Ладожского канала 1773 г. марта 16-го, 21. 43 Указ коллегии экономии 1774 г. декабря 17-го, 5072; репорт шлиссельбургского коменданта в коллегию экономии 1775 г. января 23-го, 35; указ коллегии к коменданту 1775 г. мая 23, 2123. Опись церковного имущества 1800 года. 47 Указ 1804 г. августа 19-го, 1683. Сохранившийся листок от черновой ведомости о благосостоянии и числе церквей в г. Шлиссельбурге. 48 В церковной описи 1800 года об образе Успения Божией Матери замечено: «в 1796 г. был в теплой церкви храмовой». Ведомость о количестве церквей в ведомстве шлиссельбургского духовного правления. 51 Указ духовной консистории 1802 г. августа 18-го, 1431 и надпись на медной доске, вделанной в западную стену церкви Диакона Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тех, кто не принимал исходящее из вышеописанного канала наставление, Киприан обвинял в преступлении «Корея, Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона». Сравните такую позицию со следующим отрывком: Мы должны с пониманием относиться к этим вопросам, ценя наши взаимоотношения с видимой теократической организацией, помня судьбу подобных Корею и Ахану, Саулу, Озии и других, забывших теократический порядок. Эти слова, процитированные из «Сторожевой башни» за 1 февраля 1952 года (с. 79, англ.), вторят высказываниям Киприана 77 . Лайтфут отмечает, что в своих аргументах Киприан постоянно прибегал к ветхозаветным аналогиям (например с Кореем), и что подобные притязания подаются как «абсолютные, требующие немедленных действий и непреложные». Другими словами, Киприану не нужны были доказательства того, что его аналогии были проведены справедливо и что обвиняемые лица действительно поступали также, как бунтовщики времен Моисея. Все, что ему нужно было сделать – это заявить, что дело обстояло именно таким образом. От других не ожидалось ничего, кроме согласия. Современная история организации Свидетелей Иеговы с точностью повторяет тот же путь. К несогласным с изречениями организации – «канала» применяют те же аналогии и называют их, по словам Игнатия, «возгордившимися», «осудившими себя», «непокорными Богу» людьми. Организации достаточно заявить, что к современным «бунтовщикам» относится тот или иной пример прошлого. От других не ожидается ничего, кроме согласия. Спасение – только с религиозной организацией Итак, собрание (или церковь ) уже не считалось более просто братством, единением людей одной веры на основе взаимной любви – оно превратилось в религиозный институт с четко означенными границами, выйдя за которые, человек мог ожидать серьезные последствия. Киприан писал: Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь . Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто–либо из находившихся вне ковчега Ноева 78 . Таким образом, библейское учение о том, что спасение проистекает от веры в искупительную жертву Иисуса Христа, было теперь расширено и переработано, выйдя за пределы того, о чем говорилось в Писании непосредственно. Ныне ни один человек не мог обрести спасения, если он не находился в церковной организации под руководством надзирателя или епископа. Роль Сына Бога как единственного Пути к спасению потеряла свою исключительность. Теперь эта функция выполнялась и людьми. Христу пришлось поделиться своим правом жизнедателя с епископами и церковной организацией – без них спасение было уже невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

поступил из диаконов села Путилова, Порфирий Михаилов Говорков; он уже служит 9 лет и с 1877 года состоит благочинным. Главным средством содержания причта сперва были доходы от земли, участки которой, до 1779 года, выделялись частью помещиками, частью крестьянами, а в 1779 году составили 38 дес., выделенных от владения помещика Измайлова, после Яковлева. Из этого количества только 11 или 12 дес. удобных, а остальное или представляет плохой сенокос, или занято валом Ладожского канала. Кроме того, причт пользовался ругою, по 25 коп. асс. с души. По штату 1843 года причт получал жалованье, по 6 разряду, в размере 220 рублей. Из 12 дес. земли священнику принадлежит 8 дес., а причетнику – 4 дес. Ныне настоятель получает 240 р., псаломщик – 80 р. Кроме доходов и жалованья причт получает проценты с следующих капиталов: с капитала в 500 р., положенного колл. ассесором Петровым; с капитала в 500 р. – Новоладож. мещанина Алексея Кирилова Фокеева; в 300 р. – протоиерея Листова и свящ. Цветкова; в 300 р., полученных за отошедшую под канал церковную землю в 6 дес. Причт помешается в церковном двухэтажном дерев, доме, купленном в 1861 г. у наследников прежнего священника Михаила Яковлева. Приход граничит: с севера Ладожским озером, с юга – дер. Лавниею, Веготского прихода, с востока – Кринитским приходом, с запада – с селом Лиговом, стоящим на берегу Ладожского озера и деревнею Петербургск, стоящею на дамбе Ладожского канала. Приход составляют деревни: Дубно, Сумская и Вельцы. Прихожан муж. пола 259, женск. 299. Занятия прихожан различны. В Дубне и Сумске занимаются хлебопашеством и рыбной ловлею, в Вельцах, кроме хлебопашества, делают обручи для рыболовных снастей. Грамотных в приходе не более 20 челов. Школ в приходе – две, одна в Дубне, где обучает дочь надворного советника Ольга Александровна Богданова, а другая – в деревне Сумской, где преподает наемный учитель. В обыкновенные праздники в церкви бывает не менее 150 человек. Заметно, что прихожане очень охотно слушают поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

11 колоколов на колокольню были подняты сразу, а самый большой - 17-ти тонный колокол был отлит на средства Свято-Троицкого монастыря и поднят на колокольню много позднее - в 1895 г., в честь вступления на российский престол императора Николая II. Судьба соборной колокольни, как и судьба почти всей старинной части города была круто изменена в 1930-х г.г., когда по решению Пленума ЦК ВКП(б) для снабжения столицы питьевой водой началось строительство канала имени Москвы, соединившего реку Волгу с рекой Москвой. В рамках строительства канала исторический центр Калязина, предварительно освобождённый от построек, в 1939 г. был затоплен, став частью Угличского водохранилища. Колокольню Никольского собора, освобождённую от колоколов, снести не успели - хлынувшая волжская вода не дала возможности рабочим приступить к демонтажу здания и его нижний ярус очень быстро оказался под водой. Оставшуюся единственным возвышающимся над водной гладью высоким строением колокольню вскоре приспособили под маяк - с началом судоходства по водохранилищу выяснилось, что она как нельзя лучше подходит для выполнения навигационной функции. В этом качестве колокольня использовалась более полувека, а в 1980-х г.г. даже чуть не была разрушена - муссировались упорные слухи о сносе колокольни в связи с её небольшим креном, вызванным постоянным нахождением фундамента и первого яруса под водой. Но, к счастью, в конце 1980-х г.г. фундамент колокольни укрепили, а вокруг неё сделали искусственную насыпь с деревянным причалом, что позволило сохранить уже ставшее местной достопримечательностью строение. В начале 2000-х г.г. колокольню передали в ведение Тверской и Кашинской епархии и 22 мая 2007 г., в день святого Николая Чудотворца, в ней было совершено праздничное богослужение. В августе 2016 г. на колокольню были подняты пять новых колоколов, с тех пор сопровождающих мелодичным перезвоном божественные литургии, совершаемые регулярно в летний период у стен колокольни (вход внутрь запрещён из-за вероятности обвала балок перекрытия).

http://sobory.ru/article/?object=00637

Тяжелый труд, ожидал преподобного. Вновь сооруженная церковь и кельи были окружены таким болотом, что невозможно было устроить обители для общежития. Преподобный, с немногими братиями, прокопал канал от реки Лузы в Черное озеро, на весьма значительном протяжении и назвал, канал этот рекою Недумою, по следующему случаю: При рытье канала змея ужалила преподобного Леонида. Мысль о гибельных последствиях яда охватила Преподобного; великий страх обуял его. Но страх этот был только минутною данью слабости человеческой природы. Преподобный перекрестился и, возложив свое упование на Бога, уверовал, что Господь спасет; его и твердо решился не думать об опасности. Вера спасла Преподобного, он не только остался здоров, но даже не страдал и легким недугом. Один прокопанный канал не мог осушить болота. Преподобный прокопал еще два канала: один между озерами Черным и Святым, другой от Святого озера до реки Черной. Таким образом, была проведена в реку Лузу вытекающая из непроходимых лесных болот речка Черная. Но непомерные, почти невероятные труды преподобного все-таки не могли осушить необходимое пространство земли, которое потопляла полая вода реки Лузы. Тогда преподобный Леонид, решился устроить обитель при реке Недуме, над Черным озером. Там соорудил он церковь Введения Пресвятой Богородицы с приделом Великомученицы Параскевы нареченная Пятницей, монастырские келии и прочие строения. Вновь созданная церковь была освящена 1652 года мая 25 архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением. И возвеселилось сердце престарелого Игумена. Но, недолго праведный муж наслаждался плодами трудов своих, по основании им Устьнедумской Богородицкой пустыни. Преподобный Леонид преставился, на 105 году от рождения, 1654 года июля 17-го. Св. мощи его, почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне в приходской церкви Введения Пресвятой Богородицы. Там же, до ныне сохраняется и власяница Преподобного. В девятую пятницу по Пасхе, с самого основания Устьнедумского монастыря бывал съезд богомольцев. До сего времени продолжается сей благочестивый обычай при Богородицкой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1921 г. стал настоятелем Феодоровского собора, в нач. 1922 г. возведен в сан протоиерея. Ок. 6 лет являлся председателем приходского совета, но в 1927 г. по категорическому требованию властей был вынужден уйти с этого поста, хотя и оставался до 1930 г. членом приходского собрания. С янв. 1928 г. стал активным участником иосифлянского движения (см. Иосифлянство ), отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с 1943 патриарх Московский и всея Руси). В февр. 1928 г. участвовал в собрании иосифлянского духовенства (всего ок. 20 чел.) на квартире Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , на к-ром было сообщено о получении офиц. согласия митр. Иосифа (Петровых) возглавить отошедших от митр. Сергия. По приглашению еп. Димитрия К. присутствовал и на др. собрании иосифлянских священнослужителей (сент. 1928, по др. данным - в сент. 1929). В Феодоровский собор часто устраивались паломничества прихожан иосифлянских церквей Ленинграда. К. привлек к обслуживанию храма несколько монахинь закрытого Пятогорского Богородицкого (Кикеринского) жен. мон-ря, проживавших в дер. Кузьмино, а также еще существовавшего в Ленинграде Воскресенского Новодевичьего монастыря. 27 дек. 1930 г. арестован вместе с епископами Сергием (Дружининым) , Василием (Докторовым (Дохтуровым)) и большой группой священнослужителей и мирян по обвинению в антисоветской деятельности и агитации, в частности в выступлениях против колхозного строительства. 8 окт. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ по делу Истинно православной Церкви к 5 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Сибирском ИТЛ (г. Мариинск Новосибирской (ныне Кемеровской) обл.) и на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Белбалтлаг) - на земляных работах и в лагерной канцелярии, где заболел ревматизмом. 10 сент. 1934 г. было принято решение об освобождении К. досрочно, «по зачетам» за работу на строительстве канала, но вышел он на свободу только 27 февр. 1935 г. Проживал в Новгороде, с 1936 г.- в ссылке в Мурманске, затем в Мончегорске работал бухгалтером Горнорудного управления Мончегорского лагеря НКВД.

http://pravenc.ru/text/1684305.html

Петр I принял Миниха в свою службу генерал-майором, с годом старшинства, поручил ему проектировать укрепления Кронштадта и Риги, но в том же году уволил его в отпуск на родину, потому что у Миниха умер тогда отец. Приведя в порядок свои домашние дела, Миних возвратился в Россию и, произведенный в 1722 году в генерал-лейтенанты, получил высочайшее поручение облегчить судоходство по Неве, расчисткой порогов. Тогда Миних осмотрел Рогервикский залив и начертал план гавани, известной теперь под именем Балтийского порта. В 1723 году на Миниха возложено новое поручение, продолжать работу ладожского канала, начатую в 1719 году, и исправить ошибки прежнего его строителя, Скорнякова-Писарева. Петр I, посетив в 1724 году работы ладожского канала, так был доволен трудами Миниха, что взял его с собой в Петербург, привез в сенат и, представляя присутствующим, сказал: «из всех иностранцев, бывших в моей службе, он лучше всех умеет предпринимать и производить великие дела; помогайте ему во всем». В царствование Екатерины I Миних, не любимый Меншиковым, был защищаем Остерманом и, благодаря последнему, получил в 1726 году александровскую ленту. В день восшествия на престол императора Петра II, 7 мая 1727 года, Миних получил чин генерал-аншефа, в 1728 году награжден деревнями в Финляндии, а 23 февраля 1729 года возведен в графское достоинство российской империи, потом назначен генерал-губернатором с.-петербургским, ингерманландским, корельским и финляндским. При избрании на престол Анны Иоанновны, Миних, не присутствовавший в Москве, не подписался на акт об ограничении самодержавия, принес в Петербурге верноподданейшее поздравление императрице, проезжавшей в Москву и, заслужив ее милость, был пожалован генерал-фельдцейхмейстером (1730 г.), андреевским кавалером (28 апреля 1731 г.) и президентом военной коллегии с чином генерал-фельдмаршала (25 февраля 1732 г.). Между тем Миних начертал новое положение для гвардейских и полевых войск, и принимал главное участие в основании кадетского корпуса в Петербурге и 1 мая 1731 года открыли судоходство по ладожскому каналу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Потом крестный ход останавливается на берегу Ладожского озера, в Пушкарской слободе, и здесь совершается лития и осенение крестом на все 4 стороны. При истоке Невы, против крепости, возглашается вечная память Петру 1 и на брани убиенным воинам. В числе обычаев, соблюдаемых в здешней воинской команде, есть один, стоящий указания: каждый день в 12 часов совершается трезвон на колокольне крепостного собора. Он установлен, говорят, Петром Великим в память взятия им крепости в этот именно час. Достоверность этого предания можно видеть в одном письме Императора, где он, извещая разных лиц о взятии Нотебурга (т. е. Шлиссельбурга), говорить, что крепость взята после приступа «начавшегося в четвертом часу по полуночи, а окончившегося по четырех часах по полудни». 78 Очень вероятно, что молебствие в благодарность за успех дела могло быть совершено на другой день после взятия крепости и могло совпасть с полуденным временем. 2) Покровская церковь в Назии Село Назья расположено на южном берегу Ладожского озера, по Ладожскому каналу, в 22 верстах от Шлиссельбурга и по речке Назии, пересекающей канал. Название села произошло от бывшей здесь крепости, имевшей это имя. В начале 18 столетия были здесь кожевенный и пильный заводы. Церковь находится в двух верстах от Ладожского озера и в версте от старого канала. Село разделяется на верхнюю и нижнюю Назию. Верхняя расположена по речке Назии, а Нижняя – на дамбе канала. Церковь построена в 1711 г., по благословению Иова, митрополита новгородского, князем Александром Даниловичем Меньшиковым «при крепости и при кожевенных заводах, для многонародного жития мастеровых и других людей» как сказано в подлинном указе владыки. Благословляя строение храма, владыка указал и материал, и план его: «тое церковь из нового лесу построить, а верх бы, на той церкви, был не шатровый, и алтарь сделать круглой, тройной, а в церкви, в соолтарной стене посреде б были царские двери, по правую их сторону южные, а по левую северные; да подле царских дверей, меж южных, в начале поставить образ Всемилостивейшего Спаса» и т. д. Храм устроен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и освящен шлиссельбургским протоиереем Петром Георгиевским в 1712 г.; впоследствии устроен правый придел во имя Св. Троицы. Антиминс главного престола освящен митрополитом Никанором в 1853 году; антиминс придела – епископом Агафангелом в 1859 году. В 1820 году устроена, над притвором, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, восьмигранная, в 8 саж. высоты. Храм обшит досками, покрыт железною крышею, окрашен, внутри оштукатурен и обнесен деревянною оградою. В 1882 г. храм окрашен на сумму в 300 р. нарочно для сего пожертвованную. Последнее обновление храма было в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Село Верола находится в 110 верстах от Петербурга и в 36 от Новой Ладоги, при реке Кобонке, в версте от Архангельского тракта, среди болот, большею частию залитых водой и служащих резервуаром для Ладожского канала. Название села, несомненно, Карельское. Нынешняя же каменная церковь построена в 1838 г. помещиком генералом-лейтенантом Максимом Константиновичем Крыжановским. Не успев достроить ее, за смертью, Крыжановский оставил на это некоторую сумму, купившему у него поместье, полковнику артиллерии, Михаилу Аполлоновичу Майкову, который и достроил храм при участии причта. Храм построен по плану архитектора Висконти. Он посвящен св. Николаю. Антиминс его освящен митрополитом Никанором 2-го декабря 1851 г. Храм освящен 24-го сент. 1838 г. Новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским, при священнике Павле Приморском. В храме достопримечательны две старинные, Греческого письма, иконы: Николая " с деяниями " и Введения, и оловянный ковчег, хранящийся в ризнице. Первая церковь построена была здесь около 1750 г. и скоро сгорела. На место ее в 1759 г. перевезена была деревянная церковь из усадьбы Стуглева Ильинского прихода. По надписи на кресте, висевшем в алтаре, видно, что церковь во имя Введения освящена при Елизавете Петровне, по благословению архиепископа Димитрия, Староладожского Иванского монастыря игуменом Феодосием, в 1759 году 27го сентября. Храм этот, к 1830 году, обветшал, и потому, указом Консистории, от 9-го августа 1845 г. за 3577, разобран. http://open-terra.ru/miniexp/9kraev/verola.html До недавнего времени полуразрушенная церковь была окружена густыми зарослями. Хотя церковь стоит около дороги, но с дороги она была не видна (во всяком случае, летом). В августе 2014 г. начались работы по восстановлению церкви. К настоящему времени (лето 2015 г.) заросли расчищены, и церковь вновь хорошо видна с дороги. Село Верола находится в 110 верстах от Петербурга, в 36 верстах от Новой Ладоги, в версте от Архангельского тракта, среди болот, большею частью залитых водой и служащих резервуаром для Ладожского канала. Название села, несомненно, карельское. Старожилы деревни Бор и др. деревень говорят, что их предки переселены сюда из России помещиками, каковы были напр. князья Мещерские, княгиня Голицына, Лупандина и их преемники Грушевский и Окунева. Но рассказ о переселении должно относить только к некоторым крестьянам, так как селение Верола и др. соседние деревни упоминаются в писцовых книгах.

http://sobory.ru/article/?object=03538

Несомненно, были внесены изменения в конструктивное решение, в частности, заглушены несколько проемов нижнего яруса звона, что, очевидно требовалось для размещения лестницы более удачной конструкции. Значительно было проработано и декоративное решение, ставшее более строгим и выверенным. Монастырь был закрыт в 1918 году. С 1918 года новой властью предпринимались попытки отчуждения территории и зданий монастыря с целью их нового использования. В начале 1930-х годов была взорвана и затем разобрана колокольня, разобрана ограда, снесены купола Воскресенского собора. Сохранившиеся фотографии начала 1930-х гг., зафиксировавшие здание колокольни в процессе сноса, позволяют с высокой долей уверенности предполагать, что она была разобрана заподлицо с дневной поверхностью и возможно выявление его плановой конфигурации, толщины стен, мощности и состояния фундамента, оснований конструкций лестничных маршей, уровня и характера мощения воротного проезда в ходе археологического раскрытия остатков здания. http://новодевичий-колокольня.рф/istoria Домовый храм в честь прп. Серафима Вырицкого Храм устроен в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря в 2012 году. 26 ноября протоиереи Константин (Смирнов), Андрей (Дьяконов) и Николай (Волков) совершили чин освящения храма и отслужили первую Божественную Литургию. В храме за богослужением молились благотворители и устроители церкви. Росписи домового храма прп. Серафима Вырицкого отражают основные события жизни преподобного, связанные с Новодевичьим монастырем, благодетелем которого он являлся во время своей мирской жизни. Все изображения написаны на лазурно-синем фоне. По левую сторону от иконостаса располагается композиция из трех сюжетов. Первый сюжет — преподобный Серафим благословляет отроковицу Валентину и дает ей большую просфору в знак будущего игуменства. Впоследствии Валентина стала игуменией Варварой, настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря и духовной матерью игумении Софии (Силиной). Рядом расположилась композиция, символически разделенная водным потоком Обводного канала—самого крупного канала Санкт-Петербурга — на две части. В левой части — совершение монашеского пострига преподобного Серафима (Василия Николаевича Муравьева). В правой — на фоне Воскресенского собора Новодевичьего монастыря совершается монашеский постриг супруги Василия Муравьева Ольги Ивановны Муравьевой. С преклоненной главой она подает ножницы священнослужителю для пострижения власов. Над ними Христос — Эммануил, держащий в обеих руках монашеские схимы в знак особого Божия благословения на новопостригаемых.

http://sobory.ru/article/?object=00752

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010