Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова. Собор Спас-на-Крови Карта и ближайшие объекты Наиболее яркий образец архитектуры неорусского стиля – храм-памятник Воскресения Христова, сооруженный на набережной Екатерининского канала на месте смертельного ранения террористами 1 марта 1881 года императора Александра II. Этим объясняется и второе его название - «Спас на Крови». Разрабатывая проект здания, его авторы архитектор А.А. Парланд и архимандрит Троице-Сергиевой пустыни Игнатий (И.В. Малышев), базировались на композиционных приемах старинного московского и ярославского зодчества, прежде всего формах храма Святого Василия Блаженного в Москве. Идея создания храма-памятника царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после трагического покушения. Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года. Работы продолжались свыше 20 лет. 19 августа 1907 года храм торжественно освятили. В его интерьер было включено место, где был смертельно ранен Александр  II, с фрагментом залитой кровью мостовой. Это повлекло за собой необычное расположение здания на самой кромке набережной, устройство сплошного бетонного фундамента под всей площадью храма. Для колокольни даже потребовалось сделать специальный выступ, выдвинутый в русло канала (здесь предполагалось построить мост, который так и не был сооружен). Храм Воскресения - однопрестольный, трехапсидный. Его композиционной основой служит кубический массив, увенчанный высоким восьмигранным шатром, к которому прижались четыре луковичные главки. Вплотную к основному «четверику» примыкает легкая колокольня, завершаемая золотым куполом. Наибольшая высота храма – 81 метр. Фасады здания облицованы гранитом и мрамором, глазурованным кирпичом, поражают богатством декора – фигурными наличниками и кокошниками, всевозможными поясками и изразцами. Купола покрыты позолоченными и эмалированными медными листами, кровли шатров, крылец и апсид – поливной разноцветной черепицей. Особенно изящна главка над алтарем, покрытая золотой смальтой.

http://sobory.ru/article/?object=01955

Закрыть itemscope itemtype="" > По чьему заказу арестован Сергий Романов? По поводу полемики о методах миссии с тлг-каналом «Лабарум» 20.05.2021 5945 Время на чтение 7 минут Неожиданно у нас завязалась полемика с православным телеграм-каналом «Лабарум», который ведёт Павел Даровский. Сразу скажу, что по многим вопросам мы согласны с позицией канала – позицией антимодернистской, позицией здорового консерватизма. Так что расцениваем полемику с Павлом, как спор между своими. Напомню, что началом полемики, носившей скорее характер обмена мнениями, стали различия в оценке спора между сторонниками протоиерея Олега Стеняева и его Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова и сторонниками Александра Дворкина и его Центра священномученика Иринея Лионского. Спор между ними произошёл в одной из передач телеканала «СПАС», по итогам которой отец Олег предложил нам опубликовать свою статью « " Дьявольское бесчеловечие " некоторых религиоведов – большая беда нашей Церкви» . На «Лабаруме» появилось несколько заметок с критикой некоторых постулатов протоиерея Стеняева, озвученных им в передаче и статье. А затем, совсем недавно, было опубликовано открытое письмо редакции тлг-канала к нему, которое Павел Даровский прислал нам, предлагая, видимо, высказать свою точку зрения. Я написал статью « Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав? », в которой предложил своё видение проблемы. И вот Павел Даровский написал новый текст « Про РПЦ, " командующую силовиками " », теперь уже посвящённую одному из сюжетов моей статьи, а именно аресту бывшего духовника Среднеуральского монастыря, бывшего схиигумена Сергия Романова. Впрочем, дискуссия последователей отца Олега и Дворкина о принципах работы с сектантами и ситуация вокруг ареста Романова близки по смыслу. Можно даже сказать, что ситуация с Романовым наглядно демонстрирует правоту протоиерея Олега Стеняева в его споре с Александром Дворкиным. Впрочем, обо всём по порядку. Прежде всего, хочу посетовать на некорректность Павла Даровского. Он пишет: «Приписывать же эти события влиянию Дворкина вероятно будет лестным для него». Я все-таки говорил не о том, что арест Сергия Романова произошёл под влиянием А.Л. Дворкина, я говорил о том, что была использована дворкинская методология борьбы с сектами руками государства. А это всё-таки разные вещи. Надо быть корректным в передаче смысла слов оппонента.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/20/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Для православных – это осквернение храма» Внимание «Первого канала» к животно-экуменической службе, отмечает священник, обусловлено заказом на толерантность 15.10.2010 584 Время на чтение 3 минуты «Для православных – это осквернение храма. И я не думаю, что это хорошая практика, которой стоит подражать», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово иерей Алексий Володин , комментируя весьма странную церковную службу, о которой наперебой сообщают информационные агентства. На праздничной службе в нью-йоркском соборе Иоанна Богослова в день «покровителя всех зверей» Франциска Ассизского собрались собаки, кошки, кролики, черепахи, змеи, черепахи и даже верблюд, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на репортаж «Первого канала». Самый большой готический собор в мире 30 лет назад стал первым на земле местом, где благословляют животных. Сначала эту епископальную церковь критиковали, но остановить процесс было уже невозможно: с каждым годом со своими питомцами со всего света приезжали все больше и больше людей, теперь занимая места уже на полу, потому что шести тысячам человек и четырем тысячам зверей тесно даже в самом большом соборе. В ходе этой странной церемонии незнакомые друг другу люди поднимают руки, чтобы соединить ладони во здравие четвероногих. Зоопарки и фермеры тоже привезли своих питомцев на службу, отмечает издание: в прошлом году самым «авторитетным» гостем был слон, в этом - верблюд. Вместе с ним за благословением приехали пони, яки, козы и ламы. В кульминации праздника животные вереницей сквозь собор направляются к алтарю. Очередь за благословением выстраивается не только внутри, но и на прилегающих улицах: четвероногие подставляют священникам морды и носы. Более того, отмечает издание, хозяева животных, собравшихся на праздник, исповедуют разные религии: здесь можно увидеть буддистов, католиков, протестантов и даже православных.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/15/ie...

Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? Что такое Великий пост? Многие воспринимают это время только как отказ от привычных продуктов и в итоге ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае потерю пары килограммов. Что же мы делаем не так? К Великому посту 1 канал выпустил новый фильм цикла о православии. Предыдущий — Рождество — был показан в Сочельник 2011 года. Фильм расскажет об истории и традициях Великого поста. О том, что целых шесть недель нужно во всем себя ограничивать – в еде и поступках. О шести неделях, когда можно все изменить к лучшему. Согласно христианской традиции, в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель которого — освободиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного. Но главное, нужно понимать: жестких универсальных инструкций к Великому посту нет – каждый из нас принимает решение сам. В фильме принимают участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , Протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма св. Троицы в Хохлах, Протоиерей Максим Козлов , настоятель Храма святой мученицы Татианы, Иеромонах Димитрий Першин , Владимир Легойда , председатель Синодального информационного отдела МП РПЦ, Елизавета Глинка , врач паллиативной медицины, руководитель фонда «Справедливая помощь», Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия), Люк Ферри, философ (Франция), Илья Демичев, кинорежиссер, Николай Шабуров, историк. Год выпуска: 2011, Страна: Россия, Производство: Телекомпания «Мастерская» , 2011, Автор сценария: Марина Бандиленко, Режиссеры-постановщики: Дмитрий Зинченков, Марина Дайновец, Максим Малинин, Продюсер: Саида Медведева, Продюсеры Первого канала: Светлана Колосова, Олег Вольнов Улица. Автобус. Дом. Работа. Жизнь коротка, порой бессмысленна, часто несправедлива. Разочарования, болезни, страхи, не оплаченные по счетам долги. Как жить? Ради чего? Что делать? Вечные вопросы.

http://pravmir.ru/velikij-post-film-1-ka...

В делах Архитектора Кн. Ухтомского, 1756 г. заведовавшего городским строением, упоминаются у шести ворот моста каменная палата над ними, где содержалось тогда более 70 человек по корчемным делам и Корчемная Канцелярия, при мосте пять отводных быков, пред моими вбиты сваи в воротах, а с восточной стороны семь контрфорсов. Тогда поручено было исправление Всесвятского моста Архитектурии Гезелю Андрею Дашкову. В 1775 году еще там находились лавки и палатки, кои, как видно из 102 прибавления к Московским Ведомостям того же года, взяты были на откуп с платежем в казну Московским первой гильдии купцом, пожалованным тогда в дворяне, Фомою Мальцовым. Ход между лавками имел деревянный навес. Рубан сообщает нам в 1782 году следующее описание мосту: «шестеро ворот каменных на конце моста у Суконной фабрики с одной стороны, а с другой у Камер-Коллежского винного двора. Они стояли с трех сторон: одни прямо против Каменного моста и Козмодемьянской улицы с двумя проездами, где ныне заступила их место часовня; другие из Каменного моста на право к Берсеневке также с двумя проездами; третье с Камерного моста к большому суконному двору с двумя же проездами. Собственно было только трое ворот; но, по причине шести сквозь их проездов, назывались »шестеро ворот». (9) Со времени существования своего в Московском мире, до наших времен, мост этот в продолжение, 168 лет неоднократно был починиваем и переделываем так что в последствии первобытный вид его изменен. Починки его в царствование Анны Ивановны Елнсаветы Петровны мало изменили прежнее расположение и палаты с лавками; в 1771 году старожили припоминают восемь каменных столбов; между ими были клетки из деревянных брусьев. Вероятно, они сделаны, вместо обрушившихся или поврежденных сводов. Но когда мост значительное потерпел повреждение в 1783 г. от весеннего напора воды, которая оторвала от боков его камни; тогда Высочайшим Указом 1784 года, Февраля 29, повелено его исправить. Для производства дел по этой постройке был учржден особый департамент (10) под ведомством Московского Главнокомандующего Графа Чернышева. Инженер Герард не находил другого средства к прочному исправлению моста, как освидетельствовать его фундамент и отвести воду Москвы реки посредством канала, а правый берег от канала до моста укрепит обрубами. За смертию Графа Чернышева план этот не приведен в исполнение. Ныне существующий отводный канал проведен Графом Брюсом, преемником Графа Чернышева, которому Москва обязана своим устроением. В это время с моста сняты деревянный помост и лавочки, (11) перила сделаны из крепкого белого камня, а быки обложены декарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кирочная улица, д. 8. Предисловие Заложив в 1703 г. С.-Петербург, Петр I повелел выстроить для защиты будущего города крепость на Заячьем острове (Janis-Saar). С переводом царской резиденции из Москвы в С.-Петербург сюда переселись многие лютеране, находившиеся на русской службе и в русском подданстве. Кроме того, по приглашению Петра I из Германии в С.-Петербург постоянно переселялись немцы, так что первоначально инославное население города составляли в основном немцы-лютеране и, кроме того, голландцы-реформаты. Большая часть иностранцев, живших на Заячем острове, были лютеране. Чтобы объединить их, Петр I в 1704 г. (по другим данным в 1705 г.) приказал построить для них деревянную церковь . Иностранцы, посещавшие С.-Петербург, в своих записках упоминали о двух храмах, стоявших внутри Петропавловской крепости. Один из них – это православная церковь во имя свв. Петра и Павла, заложенная 29 июня 1703 г.; другая – лютеранская кирха. Об этом писал анонимный немецкий автор, опубликовавший свои заметки в Лейпциге в 1713 г. под криптонимом Н. G. «Посреди крепости проходит выведенный из реки канал, с тем, чтобы люди в крепости никогда не ощущали недостатка в воде, – сообщает немецкий путешественник. – Посреди крепости, у самого канала, стоит маленькая, но красивая русская церковь из дерева, с красивой остроконечной башней в голландском стиле Неподалеку оттуда в ряду домов, стоящих у канала, находится лютеранская церковь, а также простой деревянный дом коменданта». 441 Тогдашним обер-комендантом С.-Петербурга был российский военный деятель Роман (Роберт) Вилимович Брюс (1668–1720), участник Азовских походов (1695–1696) и Северной войны (1700– 1721). Он был назначен на эту должность в 1704 г. 442 Вот что сообщается о нем в записках того же немецкого автора: «Комендант крепости С.-Петербург – по происхождению из старых московских немцев, его фамилия Брюс Комендант евангелического вероисповедания, разумный и честный человек, имеет чин генерал-лейтенанта». 443 Сведения о немецкой евангелической общине С.-Петербурга приводит в своих записках финляндский швед Ларс Юхан Эренмальм (1688–1774). В июне 1710 г., со сдачей шведами крепости Выборга, он оказался в русском плену и в Петербурге находился в 1710– 1712 гг. 444 «Внутри крепости есть лишь немецкая и русская церкви, несколько деревянных домов для находящихся там гарнизонных офицеров, – пишет Л. Ю. Эренмальм. – Обер-комендантом крепости был генерал-лейтенант Брюс». 445

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Спустя несколько дней, вечером, глухими пустырями, по берегу Кантаранского канала, возвращался Джованни домой от алхимика Галеотто Сакробоско: учитель послал его к нему за редкой книгой, сочинением по математике. После ветра и оттепели сделалось тихо и морозно. Лужи в грязных колеях дороги подернулись иглами хрупкого льда. Низкие тучи как будто цеплялись за голые лиловые верхушки лиственниц с растрепанными галочьими гнездами. Быстро темнело. Только по самому краю неба тянулась длинная медно-желтая полоса унылого заката. Вода в незамерзшем канале, тихая, тяжкая, черная, как чугун, казалась бездонно-глубокою. Джованни, хотя самому себе не признавался в этих мыслях и гнал их прочь с последним усилием разума, думал о двух Леонардовых изображениях лика Господня. Стоило ему закрыть глаза, чтобы оба они вместе стали перед ним, как живые: один – родной, полный человеческою немощью, лик Того, Кто на горе Елеонской скорбел до кровавого пота и молился детскою молитвою о чуде; другой – нечеловечески спокойный, мудрый, чуждый и страшный. И Джованни думал о том, что, может быть, в своем неразрешимом противоречии – оба они истинны. Мысли его путались, как в бреду. Голова горела. Он сел на камень над водой узкого черного канала, в изнеможении склонился и опустил голову на руки. – Что ты здесь делаешь? Точно тень влюбленного на берегу Ахерона, – молвил насмешливый голос. Он почувствовал руку на плече своем, вздрогнул, обернулся и увидел Чезаре. В зимних сумерках, пыльно-серых, как паутина, под голыми лилово-черными лиственницами с растрепанными галочьими гнездами, – длинный, тощий, с длинным бледно-серым больным лицом, закутанный в серый плащ, сам Чезаре казался похожим на зловещий призрак. Джованни встал, и они молча продолжали путь; только сухие листья шуршали под ногами. – Знает он, что мы намедни рылись в его бумагах? – спросил наконец Чезаре. – Знает, – ответил Джованни. – И, конечно, не сердится. Я так и думал. Всепрощение! – рассмеялся Чезаре злобным, насильственным смехом. Опять замолчали. Ворон, хрипло каркнув, перелетел через канал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Это бесценно, когда в нас просыпается понимание того, что мы живем в великой стране, мы потомки великого народа, имеющего великую историю и культуру. Какая там Америка?! Тысячелетняя культура и история России! Страны удивительной, огромной, многонациональной. Ругали меня за мусульман и буддистов в фильме. Так получилось, что проникновенно они говорят про царя-мученика. Мне очень жалко, что по причине особенностей речи буддистского священнослужителя, мы не оставили в фильме фрагмент, где он говорит, что буддийские ламы шли на смерть, имея перед глазами пример государя. – В фильмы используются неизвестные кадры исторических хроник, а что в нем еще новаторского? – Вообще-то это классическая форма. Новаторство разве что в том, что такая информация о государе в столь сконцентрированном виде никогда до того не звучала с федерального канала. С другой стороны, это, конечно, серьезный поступок Сергея Шумакова, заместителя генерального директора канала «Россия», который принял решение поставить фильм в эфир. И я ему чрезвычайно благодарен за это мужественное решение. В самом деле, в такой интерпретации фигура государя и связанные с ним исторические события, не представали в федеральном эфире. В этом сила фильма. Мы не претендовали ни на какую объективность, мы к ней не стремились. Эта картина принципиально апологетическая, причем она апологетическая не с церковной точки зрения. Церковь высказалась по поводу личности государя – тут, что называется, нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Есть там один момент, который мне нравится. Нравится, знаете, драматургически, он будоражит: мы на Распутина посмотрели не в контексте скандалов, связанных с ним, а в контексте важнейшего вопроса для России -престолонаследия и преемственности власти. И когда это было замкнуто на него, когда на него смотришь сквозь эту призму, совершенно по-другому воспринимаешь и самого Распутина, и поведение государя и государыни. Действенная медицинская помощь наследнику исходила от этого человека. У врагов царя был план отречения в пользу Алексея. Тогда, если устраняется Распутин, правителем становится больной ребенок, и, таким образом, определенные круги получают полный контроль над властью в стране.

http://pravoslavie.ru/37427.html

Спасти положение могла бы Церковь. Вернее так - спасти положение могла бы вера людей и их вхождение в Церковь с участием в Её жизни, с участием в Таинствах, соединение со Христом. Но... посмотрите кто стоит в храмах. Бабушки и женщины. А пьют в основной своей массе - мужчины, которые в церковь не ходят. А без Церкви, без Христа борьба с демонами этой страсти вряд ли будет успешной. Конечно, молитва жён и матерей может многое, но без воли самого человека спасение (в том числе и от пьянства) невозможно. Конечно, если бы у Церкви был бы доступный (наряду с бесплатными центральными каналами)свой канал на ТВ, который принадлежал бы только Ей, тогда можно было бы вести мощную антиалкогольную пропаганду с участием и врачей, и учёных, и самое главное - священников. ТВ сейчас великая сила! И это самый действенный способ прихода Церкви к людям, если они сами не имеют духовных сил зайти в храм. Кнопку на ящике нажать быстрее и проще... Но, к сожалению, Православная Церковь эту возможность и силу ТВ не использует. Понятно, что на это нужно много денег, но может быть все приходы, все епархии могли бы давать часть своих доходов на это благое дело, да и спонсоры могли бы найтись. Ведь деньги не обязательно вкладывать во всё большее благолепие и вещественное благоукрашение храмов, может о душе уже пора думать? Молитва не зависит от количества резьбы и позолоты. Всё могло бы быть немного скромнее и деньги бы нашлись на содержание православного церковного канала, всенародного, интересного, оформленного умными, творческими, современными людьми, высокопрофессиональными ТВ режиссёрами и дизайнерами. Этот канал мог бы рассказывать очень о многом, ведь Православие может дать богатейший и интереснейший материал для такого канала, начиная от богословия, рассказа о смысле христианства (сейчас многие из заходящих в храмы об этом смысле даже не догадываются), кончая рассказом о жизни приходов, об истории, о чудесных событиях... Все ведь изголодались уже по нормальной информации о нормальной жизни. Как бы душа у народа отдыхала, и интерес к жизни у многих бы появился. Появилась бы надежда и стал бы понятен смысл человеческого существования на Земле. Может и повод для пьянства бы исчез. А у людей появилась бы вера и Бог, с Которым ничего не страшно! Только вот нужно людям об этом рассказать.

http://pravoslavie.ru/29631.html

Архитектор предложил отгородить будущую подошву сооружения от вод Екатерининского канала с помощью шпунтовой преграды. Для этого необходимо было устроить линию шпунтовых свай в два ряда, " с упорами с внутренней стороны и на высоте грунтовых вод " . Вскоре Парланд представил в Техническо-строительный комитет проект другой перемычки, ограждающей уже среднюю часть сооружения. По его плану, линии свай из двух рядов должны огородить уже всё это место, занимаемое главным зданием и пристройками. В постановлении отмечалось, что шпунтовое ограждение предотвратит поступление воды в котлован под фундамент храма через почву, в обход уже сооружённого ограждения со стороны канала, или просачивания через песчаный грунт. Но условия местности были неблагоприятны, и, чтобы перемычка не подмывалась, летом 1885 года Парланду потребовалось забить третий ряд шпунтовых свай. После этого архитектор-строитель представил на рассмотрение комиссии составленный им проект устройства самого фундамента. Грунт для предполагаемого монументального здания оказался слабым, и Парланд предложил прибегнуть к искусственному основанию из бетона 4 фута толщиной и сплошной бутовой кладке, которая делалась из отборных бутовых плит на цементном растворе. Понимая особую важность правильного устройства фундамента, Альфред Александрович не позволял экономить ни на материалах, ни на опытных каменотёсах. Парланд был занят в это время на стройке все дни: под личным руководством производились важнейшие работы этого этапа. В итоге нелёгкая задача устройства фундаментов была решена: больше года потребовалось на создание ограждения всей площади строительства непроницаемой стеной; около года ушло на выемку земли под основание здания до уровня грунтовых вод. Затем, по предложенному плану Парланда, кропотливо укрепляли грунт, покрыв всё пространство под церковь слоем бетона высотою около метра. И уже на эту ровную площадку укладывали штучные бутовые плиты, соединяя их с помощью цемента. Высота бутовой подушки составила до 8 аршин, то есть 5, 68 м. После успешного решения задачи устройства фундаментов выложили пять рядов гранитного цоколя и приступили к возведению стен. Парланд не просто переработал эскизный проект здания, поданный им совместно с архимандритом Игнатием в 1883 году, но и создал совершенно новый проект, который разительно отличался от совместного. Именно этот проект и был высочайше утверждён императором 1 мая 1887 года в Гатчине.

http://sobory.ru/article/?object=01955

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010