Объятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель! Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою. Кондак по 6-й песни, гл. 3 Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, прими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. От отеческой славы Твоей убежав безумно, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому взываю к Тебе словами блудного сына: я согрешил пред Тобою, Отче милостивый! прими меня, кающегося, и устрой как одного из наемников Твоих. В неделю мясопустную На утрене. Седален по 3-й песни, гл. 6: Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю; Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз; Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя. Помышляю о страшном дне и оплакиваю дурные мои поступка: как буду я оправдываться пред бессмертным Царем? как дерзну я, блудный, поднять глаза на Судию? Милосердый Отец, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня! Кондак по 6-й песни, гл. 1: Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая 85 : река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший. Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою, весь мир затрепещет: вот огненная река течет пред Твоим судейским престолом; раскрываются книги, и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и сподобь стать по правую сторону от Тебя, Судия праведнейший! В неделю сыропустную На утрене. Седален по 3-й песни, гл.4: Изгнан бысть Адам от райския сладости, снедию горькою 86 , в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам: потом же многим ясти хлеб свой. Темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаим, якоже он, но в него внидем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

По окончании сходки братчикам предлагалось читатькниги и вести беседы о предметах нравственных и служащих к назиданию. 72 Управление делами братства. Для управления делами братства избирались четыре старших братчика, между которыми распределялись должности и послуги церковные, смотря по достоинству, кто к чему способен, причем требовалось, чтобы они распоряжались братскими делами так, «как бы око Божие всегда на себя обращенное видели». Выбор четырех старших братчиков делался ежегодно в неделю антипасхи (т. е. в неделю Фомину). Старшие братчики должны были ежегодно давать отчет пред всею братиею. Один старший брат должен был иметь ключ от казнохранилища церковного, два другие старшие брата должны были держать ключи от самой кружки, и четвертый старший брат обязан был иметь в своем заведовании реестры приходов и расходов денежных, и всяких других взносов и выдач в братстве, при чем выдачи производились в заседании братства, в присутствии всех. Братский суд. Общее собрание братчиков имело право делать своему сочлену, уклонившемуся от своих братских обязанностей и ведущему непристойный образ жизни, напоминания тихо и с братскою любовью; если кто не уважил их напоминаний, то они должны были жаловаться своему пресвитеру, как старшему, который обязан был подвергнуть его законному взысканию; если бы и то не было уважено, тогда священник пред всею церковью, т. е. в полном собрании людей, имел о нем объявить, дабы с таковым, пока не опомнится, никто ни в чем не смел сообщаться, под опасением такого же отлучения. 73 Обще-братские религиозные обязанности. «Когда умрет брат, вся братия должна провожать его до гроба со свечами братскими; до святой литургии и во всю литургию стоять при теле с зажженными свечами. И должна быть за него литургия святая, также и коливо братское, и раздача милостыни, по мере возможности, из кружки братской». «Заупокойные братские литургии служить два раза в год, в субботу мясопустную и в субботу пятидесятную; при чем и колива братская имеют быть приготовлены. И обязаны все братия с женами своими, в те две субботы, как на панихиде или парастасе, так и на литургиях святых со свечами в руках стоять до конца и молить Бога за умерших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления». 206 Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Постная Триодь в Неделю о блудном сыне раскрывает его силу: при условии истинного смирения и раскаяния грешника возможно прощение самых тяжких грехов. Но если человек не осознал этого, ему предлагается последняя попытка – Неделя о Страшном суде, накануне которой, в субботу мясопустную совершается поминовение усопших. И это не случайно. Мысль о конце жизни отрезвляет тех, кто забыл о вечности и всей душой прилепился к земному. Гимнограф напоминает таким грешникам о тленности всего земного: тела, славы, красоты и побуждает обратить свой взор к вечному: «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще... и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко не имущия дыха- ния. Во гробы вникнем: где слава, где доброта зрака, где благоглаголивый язык, где брови или где око – вся прахи сень: темже пощади, Спасе, всех нас». 207 По мысли прот. Григория Дьяченко «в службе недели мясопустной собрано все, что есть величественного и трогательного, – все, что только может пробудить человека от беспечности и внушить грешнику страх Божий». 208 Основные темы песнопений этой Недели следующие: • страшные явления и переворот природы в последний день мира; • гнев Судии к грешникам и их трепет; • милосердие к праведникам и их радость; • картины рая и ада; • добродетели, ведущие в Царство Небесное. 209 Воспоминание о Страшном суде совершается для того, чтобы грешник не предавался беспечности о спасении. В богослужебных песнопениях этой Недели изображаются также и следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется, вдовица и дева исправится: и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». 210 Песнопениями сырной седмицы Постная Триодь подготавливает христиан к подвигу Великого поста и заботится, чтобы они положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гораздо более оно имело влияние на дальнейшую судьбу сырной Недели, закрепив известный способ ее провождения положительным предписанием, которое затем было внесено в устав и приобрело обязательную силу. Как видно из письма о постах, этот обычай был принят в Иерусалимской области и соблюдался в патриархии как закон и церковное определение „ δπος κα ιμος“. Патриарх Евтихий говорит, что об обычае мельхитов проводить сырную Неделю по-своему можно узнать из типика Мар-Савы (Саввы Освященного), но тут же прибавляет, что поститься в середу и пятницу до 9 часа, а потом разрешать на сыр и яйца постановлено правилом Никифора-патриарха. Из поучений Феодора Студита видно, что и в западных областях Византии держался тот же обычай. В слове на Неделю мясопустную он говорит, что с этого дня миряне обязательно прекращали употребление мяса, причем происходили разные игры и излишества 23 . В середу Сырной недели он указывает на приближение Великого поста 24 , в пятницу – на оргии, бесчинства и объедения, которым предавались живущие в миру 25 , а в воскресенье сырное внушает своим слушателям, что Бог привел их наконец к постному поприщу, на котором каждому из нас предстоят свои подвиги воздержания 26 . В самых ранних служебных евангелиях сырная Неделя уже записывается под именем (τς βδομδος) τυροφγου , а ей предшествует Неделя мясопустная и суббота перед мясопустом. В византийском обряднике Константина Порфирородного 27 Неделя сырная следовала за воскресеньем τς τν κρεν πουσας и, следовательно, проводилась без мяса. Уже в славянском уставе XII в. Синод. Библ. 330 – 380 чувствуется эта неопределенность тона и как бы неуверенность исторических соображений. Сказавши, что правило о провождении этой недели „свыше ( νωθεν – издревле) нам от отец предано есть“, устав продолжает: „зане быти некым ересем иже пост в та два дни (т. е. середу и пятницу) возвещают и зане в та дни непостящимся верным вкупь (вместе, открыто) и инем ити (не следовать) мнится“. Никон Черногорец несколько раз ссылался на правило Никифора Исповедника, но об еретиках, против которых оно направлено, отзывался очень неопределенно, затрудняясь высказать свое мнение, хотя его и просили разъяснить, в чем, собственно, состояла ересь яковитов и тетрадитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

ЛУЧШИЕ СТАТЬИ Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди Что такое Страшный Суд? Воскресенье за неделю перед Великим постом носит название Недели мясопустной (в этот день последний раз до Пасхи можно есть мясо), или неделей о Страшном суде. Что же такое -Страшный суд? Sun, 22 Feb 2009, 09:32 Диакон Андрей Кураев Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 5. Самый короткий путь к смирению.) Уча своих духовных чад терпению и смирению, старец Нектарий приводил им в пример поведение великой княгини Елисаветы Федоровны. Она приехала в Оптину в мае 1914 года и, посетив отца Нектария, длительное время с ним беседовала. По словам старца, Елисавета Федоровна долго стояла, пока он не предложил ей сесть. Mon, 9 Jul 2007, 09:17 Протоиерей Вячеслав Тулупов Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 4. Внешнее уничижение) Вот мы учим о любви и смирении, а случись, что нам в автобусе наступят на ногу, и мы тотчас же этого человека ненавидим. Tue, 3 Jul 2007, 09:48 Протоиерей Вячеслав Тулупов Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 3. Внутреннее самоуничижение) Чувство смирения находится в сердце человека, но рождается оно от смиренномудрого состояния ума. Любовь к людям, проникнутая смиренномудрием, простирается на всех людей без различия их убеждений, национальности, образа жизни и положения в обществе. Смиренный христианин любит даже явных грешников, полагая, что причина их беззаконий коренится не в них самих, а в демонах, которые обольстили слабые души. Fri, 29 Jun 2007, 09:48 Протоиерей Вячеслав Тулупов Дорога к Храму > > Духовная жизнь > > Проповеди " И в Израиле не нашел Я такой веры " Сошёл Господь Иисус Христос с горы, с которой он произнес Свою проповедь перед великим множеством народа, проповедь, поражающую и сейчас великое множество людей глубиной того учения, которое содержится в Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/propovedi.html

Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает». Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни. Что же является последствием суда? Если суд выявляет факт преступления, то человек подвергается наказанию. А если это суд совести? Мы когда-нибудь наказывали самих себя? Конечно, мы пытаемся себя оправдать. Мы, как единственный адвокат на этом суде, говорим, что поступили не так уж плохо, что другая сторона была виновата и вообще мало ли какие обстоятельства нас к этому подвигли. А есть еще более удивительные аргументы: «Я что, хуже всех? А сосед-то живет еще хуже! А моя подруга что творит? Что ж я так укоряю себя? Я же действительно не хуже других». И мы делаем все, чтобы ослабить суд совести, и очень далеки от мысли, что признание своей вины должно влечь за собой и наказание.

http://patriarchia.ru/db/text/4808057.ht...

Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельник – вторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельнику – вторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010