Богородице Дево... 2. Святых 1. Богородице Дево... 2. Предпразднства 1. Тропарь праздника 3-жды. Богородице Дево... 2. Праздн. 1. Богородице Дево... 2. Праздн. 1. Богородице Дево... 3. Благословение хлебов с молитвою: Господи Инсусе Христе... Буди имя Господне... 3. Благословлю Господа до: Не лишатся всякаго блага. Благословение Господне на вас... Чтение. B неделю Мытаря и Фарис. Из апостольских посланий. В неделю Сыропустную. Во все недели. Во время чтения разданние хлебов. После чтения – Молитвами св. отец... Шестопсалмие. После первых трех псалмов утренния молитвы пред царскими дверями... Ект. великая: Миром Господу помолимся. Возгл.: Яко подобает тебе... Аминь. Бог Господь... 4-ды во глас Октоиха со стихами. Тропарь воскр. 2-ды. Слава, и ныне. богород. 1-й гласа (Тип. л. 305) Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр., 2 Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава – святых. И ныне, богород. 1-й по гласу тропаря. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – предпразднства. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, и ныне – праздника. Тропарь воскр. 2-жды. Слава, – Предтечи. И ныне, богород. 1-й по гласу тропаря. Стихословие 2-й кафизмы. Малая ектения. Возгл.: Яко твоя держава... Аминь. Седальны воскресны с богородичном из Октоиха (Тип., л. 305). Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. Седальны воскресны с богород. В неделю Мытаря и Фарис. Чтение из Толкового Евангелия: „Неделя по Крещении“. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. В неделю Блуднаго. Чтение из Толкового Евангелия Луки: «Притча о блудном сыне». Чтение из Толкового Евангелия. В неделю Мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Апостол ко евреем, зачало 311. Имуще Архиереа велика: Аллилуиа, глас 8: Помяни сонм твой: Стих: Бог же Царь наш прежде века: Евангелие Марка, зачало 37: Иже хощет по мне ити, да отвержется себе: Причастен: Знаменася на нас: На трапезе же учреждаемся, якоже указася в 1-ю неделю православия. В туюжде неделю вечера. Последование поем, якоже и в первых неделях указася. По входе прокимен, глас 8: Дал еси достояние: и прочия стихи: [Смотри] Подобает ведати: яко поклонение Честнаго Креста творим по 4 дни, по преждеписанному образу: сиречь, в неделю, в понедельник, в среду и пяток: Бывает же сице: В понедельник на 1-м часе творим поклонение Честному Кресту, якоже и в неделю, по написанному образу, поюще вместо: Стопы моя: Кресту твоему покланяемся Владыко: Покланяющимся братиям, поем стихиры, глас 2: Приидите вернии: и прочая. По трисвятом глаголем кондак Креста: такожде и на прочих часех. Во вторник тояже седмицы вечера. По обычной кафисме, на Господи воззвах, ставим стихов 6: и поем стихиры подобны триоди дне 3: и Честнаго Креста, 3: глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, и ныне, глас 8: Днесь Владыка твари: Таже прокимен, и чтение дне: и паки прокимен, и чтение. На стиховне триоди самогласен, глас 3: Побеждая мытаря: дважды, и мученичен. Слава, и ныне, Креста, глас 5: Зрящи тя тварь: Канон минеи святаго глаголем на повечерии. В среду 4-я седмицы на утрени: Обычное воследование, якоже на всяк день. Канон Креста со ирмосом на 6: и трипеснец, по обычаю. По 3-й песни, седален креста, глас 6: Днесь пророческое: Слава, Крест Твой Господи: И ныне: Токмо водрузися: По 6-й песни, кондак, глас 6: Не ктому пламенное оружие: писан в неделю. По 9-й песни, светилен. Подобен: духом: Преполовением постов: Слава, и ныне, Крестобогородичен: Безневестная: На стиховне триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, глас 1: Преполовивше пучину воздержания. И ныне, паки тойже. Творим же и поклонение Кресту на 1-м часе, якоже прежде изъявися о сем в понедельник. покланяющимся братиям, поем преднаписанныя стихиры, глас 2: Приидите вернии, и прочее, и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мученика Севастиана (37-я в день его памяти). В русском переводе бесед св. Григория Двоеслова на Евангелия, изданном архимандритом Климентом, очень оригинально переведены заголовки некоторых бесед, указывающие время их произнесения. Перевод Климента показывает, что он не имел понятия о римском церковном календаре, и потому в своем труде допустил грубые ошибки. Так Homilia (XIX), habita ad populum Dominica in Septuagesima Архимандрит Климент переводит: «беседа, говоренная к народу в неделю 17-ю» и к этому переводу делает примечание: «в подлиннике напечатано: Dominica Septuagesima, т. е. в неделю 70-ю. Но в целом году только 52 недели. По этому в подлиннике должна быть опечатка» (Бес. Гр. Двоеслова на Евангелия, пер. с лат. языка на русский архим. Клементом. Книга 1. стр. 186) Dominica in Sexagesima Климент переводит в неделю шестнадцатую, уже не делая примечания об опечатке (кн. 1. стр. 132. Б XV), Dominica in Quinquagesima – в неделю 50-ю (кн. 1. стр. 16. Б. II) Dominica prima in Quadragesima – в неделю сорок первую (кн. 1. стр. 141. Б. XVI). Но напрасно арх. Климент предполагал опечатки там, где их вовсе нет, напрасно в русском переводе термин D. Septuagesima и Sexagesima заменял словами: неделя 17-я и 16-я. Такие мнимые опечатки встречаются в каждом сборнике проповедей; они с-исстари существуют в самом латинском церковном календаре. В годичном круге у латинян счет недель начинается с недели рождественского поста (Adventus Domini), затем следуют недели по Богоявлении, далее недели приготовительные к Великому посту, недели чехыредесятницы, недели по Пасхе и недели но Пятидесятнице. Из недель приготовительных к Великому посту первое место занимает Dominica Septuagesima, соответствующая нашей неделе о блудном сыне, второе Dominica Sexagesima, соответствующая нашей мясопустной неделе, далее Dominica Quinquasesima, соответствующая неделе сыропустной, за тем после dies cinerum следует Dominica prima in Quadragesima, которая у Клименга в переводе называется неделей сорок первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Новый список русских богослужебных «Действ» XVI–XVII в. Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890. Том 2. Источник Одною из выдающихся особенностей своеобразной московской культуры XVI – XVII в. следует признать особенную привязанность московитов того времени к обрядности и необыкновенно пышное развитие этой обрядности не только в сфере церковно-богослужебной, по и в сфере общественных отношений и домашнего обихода. Развитие это произошло под влиянием различных причин, между коими византийское влияние играет главную роль, особенно в сфере церковно-богослужебной. Церковные обряды того времени, по крайней мере в главных центрах церковной жизни и особенно в Москве, были столь обильны, что выходили иногда за пределы обычного церковного устава, осложняясь такими действиями, которые составляли своего рода роскошь, а не насущную потребность. Свойство этих осложнений часто было таково, что для них тесны и неудобны оказывались храмы: нужно было выходить для их совершения на площади и улицы, где они вступили уже в разряд фактов, относящихся к религиозно – бытовой и общественной обрядности. Особенно выдающееся положение между подобного рода фактами, в одно и то же время литургическими и бытовыми и относящимися большею частию к разряду процессий, занимают так называемые „Действа“, а именно: 1) так называемое „Пещное действо“, совершавшееся в неделю св. отедъ пред Р. Хр. или в неделю св. праотец и, представлявшее чудесное избавление трех еврейских отроков от разженной печи. 2) „Действо в неделю наглядно изображавшее вход Господень в Иерусалим на осле и 3) „Действо Страшнаго Суда“, совершавшееся в неделю мясопустную и изображавшее проповедь Иисуса Христа о Страшном Суде, имеющем быть в последнее Его пришествие. Совершение этих действ в обставляемо было столь торжественно, что бывавшие в Москве иностранцы всегда весьма заинтересовывались ими, как замечательною особенностью быта, и считали нужным с большою подробностью останавливаться на них в своих мемуарах. Действа эти и на самом деле довольно замечательны. И у нас уже издавна обращали на них внимание и историки церковные, и историки быта и гражданские, и даже историки литературы. Последние обращали на них внимание особенно по тому поводу, что в Действах этих замечается присутствие в довольно значительной степени драматического элемента – факт, еще раз подтверждающий общепринятое положение о первоначальном взаимоотношении драматического искусства и литургической обрядности. В указанных Действах мы находим зачаточные элементы драматического характера но только в действиях или в воспроизведении воспоминаемых действий и движений, но и в диалогах, которые вводятся сюда иногда из священного текста, а иногда и помимо его. Таковы особенно диалоги в „Пещном действе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий: Радуйтеся: На трапезе же ядим варение с елеем, а не рыбы. Аще же прилучится, пием вино уставленое в славу Божию, по две чаши: такожде и в вечер по две. В туюжде неделю вечера. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем октоиха покаянны 4: писаны в неделю вечера, на стиховне два, и в понедельник на утрени на стиховне два, и триоди подобны 3: и минеи святаго 3. Слава, и ныне, Богородичен. Вход. Прокимен, глас 8: Дал еси достояние боящимся тебе Господи. Стих 1: От конец земли к тебе воззвах. Стих 2: Покрыюся в крове крил твоих. Стих 3: Тако воспою имени Твоему во веки. И паки: Дал еси достояние: [Смотри] Подобает ведати, яко сия два великия прокимены, еже есть: Не отврати лица твоего: и Дал еси достояние: со стихи их, един по единому поется чрез весь святый пост. Начинаем от недели сырныя до недели ваий. От Сподоби Господи начинаются поклоны. Ектениа: Исполним вечернюю молитву нашу: И посем сошедшеся оба лика, поем на стиховне триоди самогласен дне, дважды, со обычными припевы, и мученичен. Слава, и ныне, Богородичен. Ныне отпущаеши: Трисвятое, и метания три. По Отче наш, иерей возглас: Яко твое есть царство: И абие тропарь: Богородице Дево радуйся, благодатная: И поклон един. Слава, Крестителю Христов: Поклон. И ныне, Молите о нас: Поклон. Таже, Под твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, Честнейшую: и прочее все, якоже предписася в неделю сыропустную вечера. [Смотри] В сию же 1-ю неделю на повечерии поем канон святых пророков, глас 5, творение Феофана. [Смотри] Подобает ведати: якоже указася служба прешедшия недели, на вечерни: сице должно есть бывати и в прочих неделях святыя четыредесятницы на вечернях. В понедельник 2-я седмицы постов. Совершается последование все, якоже предъявленно в понедельник 1-я седмицы поста. На утрени, по обычных кафисмах, и на часех чтение обычное. [Нецыи же чтут сказание о чудесех Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже пречистою и честною иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши. Еже и лепотственно читатися в соборных и приходских храмех.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихира храма. Из Триоди 2 хвал. стихиры: Увы мне Адам… Поприще добродетелей… Слава – Предтечи. И ныне – Триоди: Таинственно воспеваем тя… Во все недели. Спаси, Боже, люди твоя... и: Еще молимся о благочестивейшем... Возгл.: Услыши ны, Боже... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Госп... Владыко многомилостиве.. Вход во храм и стихиры на стиховне. В неделю Мытаря и Фарис. Октоиха, писанныя по алфавиту. Слава гл. 5: Отягченными очима моима... И ныне, богород. воскресный по гласу Славы: Храм и дверь... Воскресны по алфавиту. Слава – праздн. И ныне – Триоди. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – – святых. И ныне – Триоди (разумеется песнопение стихир на стиховне с надписью: Слава). Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – предпразднества. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. B неделю Блуднаго. Октоиха, писанная по алфавиту. Слава, гл. 6: Отеческаго дара расточив богатство... И ныне, богород. воскрес.по гласу Славы: Творец и избавитель мой… Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. B неделю Мясопустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 8: Увы мне, мрачная душе... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Безневестная Дево... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди: Увы мне, мрачная душе. В неделю Сыропустную. Октоиха, писанные по алфавиту. Слава, гл. 6: Изгнан бысть Адам... И ныне, богород. воскр. по гласу Славы: Творец и избавитель... Так же, как выше. Воскресны. Слава – Триоди. И ныне – праздника. Воскресны. Слава – Предтечи: Якоже божественных умышлений. И ныне – Триоди (Изгнан бысть Адам). Во все недели. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвят. Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Богородице Дево... 3. Богородице Дево... 2. Тропарь ороздн. 1. Богородице Дево... 2. Тропарь праздника 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таже, Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: И ныне, Богородичен: Подобен: На спасения стези: Таже глас 6: Помилуй мя Боже: Множества содеянных: яко предписася в неделю мытареву. И молитва: спаси Боже люди твоя: Канон воскресн, со ирмосом на 4: и крестовоскресных два, и Богородицы два: и триоди канон, глас 2, на 6. Катавасиа: Моисейскую песнь: По 3-й песни, седален, глас 1. Подобен: Гроб твой: объятия отча: Слава, тойже: И ныне, подобен: Безневестная чистая Богородице Дево: По 6-й песни, Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Отеческия славы твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси богатство, темже ти блуднаго глас приношу: согреших пред тобою отче щедрый: приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник твоих. И икос, и чтем синаксарий. По 9-й песни, ексапостиларий осмогласника, таже настоящий триоди: Подобен: Жены услышите: Богатство еже ми дал еси: Слава, иный. Подобен: Расточих богатство: И ныне, Богородичен. Подобен: Святая Мати Дево: На хвалитех стихиры октоиха воскресны 4, и анатолиев 1: и триоди самогласны 3, глас 2: Блуднаго глас приношаю ти Господи: с припевы обычными. Слава, глас 6: Отче благий: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн, ектении, и отпуст. И обычная литиа, на нейже поется, Слава, и ныне, стихира евангельская: и чтутся оглашения, и час 1– й в притворе. На часех, глаголем тропарь и кондак, яко предписася в неделю мытареву: и совершенный отпуст. На Литургии, блаженна октоиха, на 6: и триоди песнь 6-я, на 4. По входе тропарь, и кондак, глаголем, якоже предызъявися в неделю мытареву. Прокимен апостола по гласу. Апостол к коринфяном, зачало 135: Вся ми леть суть: Аллилуиа гласа. Евангелие луки, зачало 79: Человек некий име два сына: Причастен: Хвалите Господа с небес: [Смотри] Подобает ведати: яко в седмице мясопустной Аллилуиа не поем, оставляем же и едину кафисму псалтира от утрени, и глаголем сию на вечерни. Не поется же и междочасие, и канон молебный Пресвятей Богородице поемый на повечерии: а повечерие поется малое. Такожде творим и в седмице сырной, разве среды и пятка: но о сем всем тамо, указа зри.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010