Припев канона – на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (книга: «Правило», изд. в Киеве, 1863 г., л. 88. Послед. за усопших). При малой ектении за упокой, начинающейся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», поется: «Господи, помилуй», но однажды (Послед. за усопших особ. кн. и Чин на поминовение воинов), а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», поется по трижды (там же, и Послед. парастаса, изд. в Киеве). Но после 1-й статьи «Непорочны» и ектении малой за упокой: «Паки и паки миром Господу помолимся» – после прошения: «Милости Божия, Царства Небеснаго» и пения: «Подай, Господи», когда диакон возгласит: «Господу помолимся», а иерей окончит втай (Тип., гл. 14) молитву: «Боже, духов», лик поет, тихогласно (Тип., гл. 14 и послед. субб. мясопустн.) «Господи, помилуй», 40 раз, дóндеже скончает священник молитву: «Боже, духов» (Тип., гл. 13) 1267 . По отпусте панихиды диакон возглашает: «Во блаженном успении». И певцы поют трижды: «Вечная память» (Тип.. гл. 14 и парастас) 1268 . Во время всей панихиды бывает каждение. Иерей имеет в руках кадило, если служит без диакона. Если диакон участвует при панихиде, он кадит, и пред началом каждой ектении просит у иерея благословение для каждения. иерей отпуст говорит с кадилом 1269 . В книге озаглавливаемой: «Роспись о бываемых повсягодно в разных месяцех и числах поминовений так указано поминовение чинити в епархиальных кафедральных соборах: «Архиереям отправляти панихиды в тех месяцех и чнслех, где, о том по упомянутой росписи, показано. В прочия же месяцы и числа панихиды в кафедральных соборех отправляти архимандритом или протоиереем соборне. Когда же из показанных, в упомянутом Реестре, лиц поминовение случиться по ком быти во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни и по таковых те поминовения чинити по субботам тех седмиц. По которых же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботою лазаревою и фоминым понедельником, в Неделю ваий и на страстной и Светлой седмицах, по таковым всех поминовение чинити в Неделю фомину во вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение , а также в Великую субботу. На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей       каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом              (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей ). «Н.» при заупокойном богослужении Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию. «Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы , 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

II. Поучения на св. Четыредесятницу Профессора Е. В. Петухова Поучения на св. Четыредесятницу Покойный ректор Московской Духовной Академии и проф. А. В. Горский в 1858 г. в XVII ч. «Прибавл. к Твор. Св. Отц.» (стр. 49–64) напечатал два слова из «слов на св. Четыредесятницу», именно на воскресные дни первой и второй недели поста – с переводом на современный язык. Издание это сделано им по двум спискам исх. XIV в. Тр.-Серг. Лавры, именно Сборнику 10 (по нын. катал. 9) и «Златой Цепи» (ныне 11); ему предпослано обстоятельное введение под заглавием «О древних словах на св. Четыредесятницу», где Горский 1) указал на целый ряд этих слов, начиная с недели мытаря и фарисея и кончая 5-й неделей поста, 2) высказался за не-греческое их происхождение и притом отнес составление их к самому раннему времени христианского просвещения у славян и 3) усмотрел некоторые заимствования неизвестного автора этих слов из творений отцов Восточной Церкви. Почти все эти поучения, как впоследствии (в 1862 г.) указал и сам Горский, 344 вошли в печатный (Почаев, 1795 г.) «Златоуст» (под таким именем известен был особый тип сборников в рукописной и потом печатной литературе русской, так как большая часть помещавшихся в нем поучений приписывалась Иоанну Златоусту ), носящий следующее заглавие: « Книга глма Златоустъ, в ненже вско оухищренїе бжественнаго писанї истолковано стымъ великимъ Іанномъ Златостомъ и стыми цы». Здесь на лл. 1, 3, 11, 19, 38, 60 об., 108 об., 138 об. напечатаны поучения на воскресные дни недель: мытаря и фарисея, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1-й поста, 2-й, 4-й и 5-й, с некоторыми, иногда значительными, сравнительно со списком Тр.-Серг. Лавры 9 изменениями, но все-таки именно те, которые находятся в этом, указанном Горским, списке. На л. 81 об. этого печатного «Златоуста» находится поучение на неделю 3-ю поста (нач.:, Братіе, глахъ вамъ и нн плача глю вразхъ крта хртова...»); это уже не то слово, которое находится на соответствующем месте в Сборнике 9. Кроме того, одно из ряда слов на Четыредесятницу, указанного Горским, именно слово в неделю о блудном сыне, вошло в печать ранее упомянутого почаевского «Златоуста» – в сборник особого состава, напечатанный много раз (напр. М. 1647, Почаев 1787, М. 1802) под заглавием: « Книга глема Соборникъ», где оно усвоено Григорию, папе римскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В Неделю мясопустную Стихиры на Господи воззвах, гл. 6 1. Когда Ты, Судия правосудный, придешь сотворить праведный суд, сидя на престоле славы Твоей, и когда ужасная огненная река привлечет всех к Твоему судилищу, небесные силы будут предстоять, а люди в страхе будут судимы за все, что каждый сделал; тогда пощади нас, Христе, и удостой участи праведных, как Милосердный, с верою молим Тебя. 2. Плачу и рыдаю, вспоминая вечный огонь, тьму кромешную, ад, лютого червя, а также и постоянный скрежет зубов, и страдания, ожидающие без меры грешивших и Тебя, Премилосердного, прогневавших злою жизнью, из которых первый и единственный грешник – я, окаянный. Но, Судия, как всещедрый, спаси меня по Твоей милости. Стихира на литии, гл. 7 Познав заповеди Господни, станем жить так: голодающих будем кормить, жаждущих поить, нагих оденем, странников введем в дом, болящих и в темнице находящихся посетим, чтобы и нам сказал Имеющий судить всю землю: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте приготовленное вам царство». Стихира на стиховне, гл. 8 Горе мне, мрачная душа! Долго ли ты не отстанешь от зла? Долго ли ты будешь беспечно жить? Что ты не думаешь о страшном часе смерти? Отчего ты не трепещешь страшного суда Спасителя? Что ты будешь отвечать или от чего будешь отказываться? Твои дела обличают тебя; твои поступки – не в твою пользу. Впрочем, душа, время наступило; спеши, иди и с верою взывай: «Согрешила я, Господи, согрешила пред Тобою. Но я знаю, Человеколюбец, Твое милосердие. Пастырь Добрый, не лиши меня стояния по правую сторону от Тебя по великой Твоей милости». Тропарь-седален, гл. 6 Помышляю о страшном дне и оплакиваю грешные мои поступки: как я буду оправдываться пред бессмертным Царем, как дерзну я, блудный, поднять глаза на Судию? Милосердный Отец, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня. Кондак, гл. 1 Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою, весь мир затрепещет: вот огненная река течет пред Твоим судейским престолом, раскрываются книги и тайны обнаруживаются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой стать по правую сторону от Тебя, Судия праведнейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

В особенности двум добродетелям учит Крест: а) смирению: «От Господа смирившаго Себе, даже до Распятия и смерти тебе ради, навыкши душе моя, от возношения смирения (то есть что от возношения бывает унижение), и от смирения возношения (Богом), о добродетелех (если они, конечно, есть) не возвышайся... но в разумении (сознании) низложенном (то есть уничиженном, сокрушенном до земли) прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и спаси мя» 1206 . Вот такое настроение требует: ПОКАЯННОЕ СМИРЕНИЕ. Это вот по-православному. б) Второе требование – распятие страстей: «Всечестное древо всех в поклонение призывает», – кого «всех»? – «ЕЛИЦЫ СТРАСТЬМИ СВОИМИ, ХРИСТОВЫМ СТРАСТЕМ ДОСТОЙНО СПОСЛЕДУЮТ». Таковые «приидите вси вернии, поклонимся древу страшнаго таинства» 1207 . Итак, достойные поклонники – «страстоубиватели», а если нет, то и недостойны целовать... Это будет лишь в обличение, в суд как фарисейское лицемерие: устами целуем, а душою распинаем. Это – иудино лобзание... Страшно! «Желающе Божественный Пасхи причаститися... греховный квас 1208 отъимем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей... не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших» 1209 . «Миру и сущим в мире радоватися прирекшии (то есть сказавши миру: «прощай» – или отрекшись 1210 ), ныне яко Христу сраспинаеми, претерпим досаду, ругание, и другая (=прочее), да с Ним (и) прославимся» 1211 . «Плотию распныйся Господи, и с Собою распный ветхаго нашего человека... пригвозди к страху Твоему плоти моя, и любовию Твоею уязви мою душу... сокрушение же сердца, и духа смирение пожру Тебе, о преждебывших моих согрешениих, от нихже мя избави» 1212 . «Пощади по милости» А грешникам осталось одно: грешник вопиет о пощаде, совершенно незаслуженной. Это особенно ясно слышится в Неделю Страшного суда (мясопустную) (говорится, и в Крестопоклонную неделю). «Тогда нас ПОЩАДИ, и части Христе сподоби спасаемых, яко благоутробен» 1213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Воскр. 4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надп.: Слава), с праздн. прип. Слава – Триоди: От дел похваленми... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Святых 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава). Две последние поются с припевами святых: а) Восхвалятся преподобнии во славе... б) Священницы твои облекутся в правду... (Припевы чит. в вечерн. стихирах). Слава – Триоди: От дел похваленми. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1. Триоди 3: а) Мытаря и Фарисеа различие... б) Фарисеа велехвальный глас... в) От дел похвалении... Перед стихирами Триоди стихи: а) Воскресни, Господи, Боже мой... б) Исповемся тебе, Господи... Первый из этих стих, надобно пропеть пред песнопением: Фарисеа велехвальн. глас...; втор, пред песнопением: От дел похваленми. Что касается песнопения: Мытаря и Фарисеа различие...; то оно будет пропето с последним припевом из хвалит. псалмов (Хвалите его в кимвалех... Всякое дыхание да хвалит Господа). Слава – Триоди. На Славу надобно повторить: От дел похваленми..., – подобно тому, как в неделю Мясопустную назначается повторить: Предочистим себе... (Тр. Постная, л. 34) и в нед. Сыропуст. Приспе время... (там же, л. 75). Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника. Слава – праздника. Прим. С праздничными припевами , надобно петь: две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с их припевами. Слава – Триоди (От дел похваленми) Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4 (в том числе песнопение1 с надписью: Слава). Слава – Триоди (От дел похваленми)... Прим. С праздничными припевами надобно петь две последние стихиры, а первые шесть – со стихами хвалитных псалмов. В неделю Блуднаго. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1 и Триоди 3: а) Блуднаго глас... б) Ст.: Воскресни, Господи... и: Яко блудный сын... в) Ст. Исповемся тебе ..и: Иждих блудно... Слава, гл. 6: Отче благий... (Все четыре песнопения находятся в хвалитных стихирах утрени; песнопение: Яко блудный сын, кроме того, помещено в литийных стихирах с надписью: Слава).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Стихира на «Господи воззвах», гл. 4: «Братья, не будем молиться, подобно фарисею, ибо возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю в посте воззовем: «Боже, очисти нас грешных»”. На хвалитех: «Душа моя, познавши различие между мытарем и фарисеем, возненавидь гордую молитву фарисея; подра–лсай благоумиленной молитве мытаря и возгласи: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Кондак, гл. 4: «Будем избегать фарисейского высокомерия и научимся смирению мытаря, в покаянных воздыханиях взывая: «Спаситель мира, очисти рабов Своих». В неделю «блудного сына». Стихиры на»Господи воззвах», гл. 1: 1. «Познаем, братья, силу таинства. Преблагой Отец, вышедши навстречу к блудному сыну, возвращавшемуся от греховной жизни в отцовский дом, целует его и снова возвращает ему прежнюю честь и, закалая откормленного теленка, устраивает веселие, изображающее радость на небесах, где бы и нам удостоиться общения с человеколюбивым Отцем, пожертвовавшим Своим Сыном, Спасителем наших душ, достославно отдавшим Себя на заклание». 2. Гл. 2: «Молитву блудного приношу Тебе, Господи: «Я –грешник пред очами Твоими, Благий; я расточил богатства Твоих дарований, но прийми меня, кающегося, Спаситель, и спаси меня а . Тропарь–седален, гл. 1: «Об " ятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатсво милостей ТВОИХ, Спаситель. Не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою». Кондак, гл. 3. «От Отеческой славы Твоей безумно убежав, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому словами блудного сына взываю к Тебе; «Я согрешил пред Тобою, Милостивый Отец, прийми меня, кающегося, и устрой, как одного из наемников Твоих».. Стихира на хвалитех, гл. 4: «Как блудный сын пришел я к Тебе, Щедрый Отец, проведши всю жизнь на чужой стороне; я расточил богатство, данное мне Тобою; Боже, прийми и помилуй меня, кающегося». В неделю «мясопустную».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

В горах и на дорогах, в пещерах и в пустынях в вере свою жизнь оставивших, монахов и женатых, юношей и старцев, со святыми, Христе, всех их упокой. От печали и радости неожиданно взятых, в вере преставившихся, в благоденствии или несчастьи пострадавших, всех, Христе, упокой. Убитых мечем, упавших с коней, пораженных градом, снегом и молниями, задавленных камнями и засыпанных землей, Христе, Спасе наш, упокой ( канон на утрене субботы мясопустной, песнь 2-я ). Общность, членами которой мы являемся, не разрушается и не прерывается, как мы свидетельствуем в эту Родительскую субботу, и с нашим уходом из этой жизни. Воскресший Христос разрушил смерть: в Нем все мы живы и в Нем мы все едины. В молитвах этой Родительской субботы мы исповедуем, что koinonia , которой мы все принадлежим, есть единое и неделимое братство живых и усопших. 5. На следующий день, за восемь дней до начала поста, мы празднуем Неделю о Страшном суде, или, как она еще называется, Неделю мясопустную, поскольку в этот день в последний раз, теперь уже до самой Пасхи, разрешено вкушать мясо. В апостольском чтении ( 1Кор.8:8 — 9:2 ) снова затрагивается тема личных взаимоотношений. Человек куда важнее правил поста. Апостол Павел утверждает: “Пища не приближает нас к Богу” ( 1Кор.8:8 ). Дело не в том, насколько строго мы исполняем предписания касающиеся пищи, а в степени нашей чувствительности по отношению к страданиям и трудностям ближних. Если я ем “идоложертвенное” и этим “уязвляю немощную совесть” другого человека, то лучше мне воздержаться от подобной пищи, даже если сама по себе она и не есть что-то греховное ( 1Кор.8:10-12 ). Решающий критерий — взаимная любовь, а не соблюдение или несоблюдение внешних правил поста и воздержания. Притча об овцах и козлищах из евангельского чтения ( Мф.25:31-46 ) говорит нам именно об этом. Наша участь на Страшном суде будет определяться не строгостью нашего аскетического самоограничения, но тем деятельным состраданием, которое мы проявляли по отношению к ближним. Во время Второго пришествия я не буду спрошен о том, как строго я постился, как много бдений я выстоял, как много поклонов сделал. Я буду спрошен: накормил ли я голодного? Напоил ли жаждущего? Приютил ли странника, одел ли нагого, посетил ли больного и брошенного в тюрьму? Вот о чем я буду спрошен.

http://azbyka.ru/velikij-post-i-obshhest...

«Конец всех праздников полагается ныне, и он всех будет по нам конечный. Подобает бо смотрети, яко в будущую неделю – начало мира, и самое от рая падение положат Адамово . Настоящий же – всех дней конец, и миру самому... Понеже бо питавшеся изгнахомся из Едема, и под судом бехом и клятвою: посему зде настоящий положися праздник и яко хощем в другую неделю – Адамом, по образу Едемскому изгнатися дóндеже Христос пришед паки нас возведет к Раю 169 . Как правило, ни один синаксарь никем не подписан, и никто не знает, когда и кем он был составлен. По установившемуся преданию и традиции, синаксари всех праздников и памятных дней сохраняются и тщательно берегутся вот уже много веков. Хотя синаксарь не может рассматриваться как исторический документ, он – источник многих интересных исторических, церковных, уставных и бытовых сведений и данных. В данном случае синаксарь мясопустной недели определенно подтверждает взгляд каппадокийского богословия на то, что все мы были сотворены в Раю и были изгнаны с Адамом из Рая на эту землю. Как мы все знаем, оба масленичных воскресенья – и мясопустное, и сыропустное – действительно праздники, как и вся сплошная неделя масленицы. Синаксарь, подтверждая это, приписывает этот факт тому, что Адамово изгнание положило «начало миру на этой земле и ожиданию спасения во Христе», когда Он «возведет нас снова в Рай». То, о чем говорит этот уникальный синаксарь, имеет для нас принципиальное значение: начало нашего мира – вовсе не «творение», которое уже было в Раю, до грехопадения, полностью изменившего наш мир сотворенный, где было «хорошо весьма». Теперь – не то, теперь (только теперь!) начинается его история... Этот текст явно свидетельствует как о своей седой древности, так и о древности своего появления в Триоди (книге великопостных богослужений). Только в свете его свидетельства следует рассматривать (с точки зрения каппадокийского богословия) эти богослужения, в частности, Великий покаянный Канон преп. Андрея Критского : обратный великопостный путь в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

– Является вопрос: почему упускается паремия на малой вечерне, если Сретение случится в четверг сырный? Ее вовсе упускать не следует и хотя в Типиконе не указано относительно ее чтения, но это, – потому что в главе четверга совмещаются одновременно главы понедельника и вторника. Следует читать также паремию в день храма (Тип. храм. гл. 29). Ссылка на 26-ю храм. гл. Типикона и указание «Пособия», что в Мясопустную субботу, если будет храм, на малой вечерне читается паремия, – чистейший вымысел. стр. 166 В таблице «Малой вечерни» пред «Господи воззвах» пропущено «Слава, и ныне» (Тип. гл. 1.). стр. 169 В таблице «Великой вечерни», совершаемой отдельно от утрени, за указанием о 1-м антифоне 1-й кафизмы, помещено примечание, где сказано, что в неделю вечера кафизмы вовсе не бывает и сделана ссылка на гл. 17 Типикона. – В ссылаемом месте Типикона действительно есть такое указание, но оно вовсе к великой вечерне не относится, так как за ним тотчас же следует исключение: «Аще же прилучится празднество, тогда поем «Блажен муж» первый антифон». Примечание, о котором идет речь, может быть применено только в единственном случае; когда 13 сентября случится в понедельник, ибо тогда хотя под этот день совершается великая вечерня, но «Блажен муж» не поется, следовательно, кафизма рядовая должна быть упущена, – но ради такого исключительного случая, примечание это также излишне будет, потому что в воскресенье вечером кафизма по расписанию гл. 17 Типикона не положена, так что и упускать нечего. Это примечание только может натолкнуть на неправильность, так как смысл его такой, что в неделю вечера оставляется (не поется) и стихословие 1-го антифона 1-й кафизмы. стр. 171 В таблице «Великой вечерни» на бдении сказано, что после «Отче наш» и возгласа поется тропарь, «Слава, и ныне» богородичен. – Церковный устав не представляет нам ни одного случая, чтобы на благословение хлебов был такой порядок пения тропарей; чтобы убедиться в сказанном, достаточно открыть любую главу всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010