Число их было всегда одинаково, но цифра великопостных недель колебалась между шестью и семью, пока, наконец, не превысила и этого числа прибавкой восьмой недели у некоторых сектантов. Эта восьмая неделя у православных не принадлежала к составу великопостных, но служила приготовлением к посту четыредесятницы и называлась «βδομας προνστιμος», или неделей пред-постной. Из неё выродилась сырная неделя, но уже под влиянием соображений полемических, – в видах противодействия обычаю сектантов проводить её как великопостную. Неделя мытаря и фарисея, первые известия о которой относятся к VIII веку, первоначально не была известна с этим именем, и не имела отношения к Великому посту. В рассматриваемый нами период, она пользовалась известностью благодаря так называемому арцивуриеву посту, который держали в эту неделю армяне, и таким образом выдвигается вследствие отношений полемических. Совершенное разрешение её от поста, даже в середу и пятницу, показывает, что эта неделя не считалась приготовительной к четыредесятнице, и армянский пост, приходившийся на эту неделю, противоречил тогдашним церковным обычаям. Ранее примкнули к великопостному кругу суббота и воскресенье мясопустные, потому что, замыкая собой мясоед, составляли таким образам непосредственный переход к посту. Та неделя, которая теперь называется неделей блудного сына, долгое время не имела связи с этим периодом, и одним из поводов к включению её в эту систему было название «неделя перед мясопустом» (κυριακ προ τς ποκρε), с которым она известна в древнейших евангелиях апракос. Таким образом, дальнейшее нарастание триодной системы шло от недель постных и мало-помалу захватывало одну неделю за другой, пока не достигло своих теперешних пределов. Во всяком случае, установление триодного круга в этих границах нет основания относить ко времени ранее IX–X века и приурочивать к деятельности Феодора Студита . Составителем триоди обыкновенно считают Феодора Студита , который вместе с братом своим Иосифом Солунским написал трипеснцы на Великий пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Стихира храма. Стихиры на стиховие предпразднства вечерния. Слава – литийн. стихир Триоди (Мытаря и Фарисея). И ныне – предпразднства из утр. стихир на стиховие. Стихиры праздника: Ветхий денми... и прочих дне. Из Триоди две хвалитныя стих., первая: Фарисея велехвальный..., вторая: От дел похваленми... Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника из стиховных того дня и из хвалитных праздника. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Стихиры на хвалитех из Триоди, кроме песнопения с надписью: Слава. Слава – литийных стихир Триоди. И ныне – праздника. В неделю Блуднаго Стихира храма. Слава, гл. 4: Яко блудный сын… И ныне, богородич. 1-й по гл. Славы: Призри на моления… Так же, как выше (на И ныне – Яко блудный сын). Так же, как выше (на Славу – Яко блудный сын). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 3 хвал.: Блуднаго глас… Изжих блудно… Отче благий… Слава – литийный стих. Триоди. И ныне – праздн. Так же, как выше. Так же, как выше. В неделю Мясопустную Стихира храма. Слава, гл. 7: Господи разумевшее заповеди… И ныне, богород. 1-й по гл. Славы: Под кров твой, Владычице… Так же, как выше (на И ныне – Господи разумевше заповеди). Так же, как выше (на Славу – Господи разумевше заповеди). Стихиры праздника те же, что выше. Из Триоди 2 хвал.: Помышляю день он… О каковый час тогда… Слава – литийн. стихир Триоди. И ныне – праздника. Так же, как выше. Стихира храма. Из Триоди два хвалитныя стих.: Помышляю день он. О каковый час тогда… Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров… И ныне. Триоди славник: Господни разумевшее заповеди. В неделю Сыропустную Стихира храма. Слава, гл. 6: Солнце лучи скры… И ныне, богородич. по гласу Славы, но не воскрес., а особый: Таинственно воспеваем тя… Стихиры праздн. те же, что выше. Из Триоди две хвалитн. стих.: Уведи мне… Поприще добродетелей… Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника. Стихиры праздника. Хвалитные стих. Триоди, кроме песнопен. с надписью: Слава. Слава – литийн. стих. Триоди. И ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Отец Павел меня спрашивал уже о возможности использования моего курса 36 . Я, разумеется, буду рад, если что-либо окажется возможным использовать. Но конечно, все это еще нужно много скоблить, править и «подмолаживать». О согласии на перенесение даты совещания я Вам сегодня телеграфировал. Очень рад, что Вы предложили Владыке НИКОЛАЮ составление правил. Хорошо бы, если бы он согласился и статью написать. По затронутым литургическим вопросам мое мнение: Отсутствие кафизм и поклонов в среду 5 седмицы вечера делает невозможным править в этот день службу со стихирами великого канона. Так я понимаю «понеже». Видимо, Марко 37 не мыслит этой сугубо покаянной вечерни без кафизмы, и в отсутствии кафизм и поклонов видит главное препятствие к совмещению двух служб 38 . Впрочем, казалось бы, и без того препятствий достаточно. Следующие вопросы (в порядке номеров): 1)  1 января, по-моему, одно лишь входное возможно – «...во святых дивен сый» 39 . 2)  «Под зачало» обычно объединяются более-менее однородные по характеру чтения. В данном случае, казалось бы, естественнее объединить чтение недели и празднику – это два, так сказать, «Господские» чтения 40 ; от них, по-моему, следовало бы отделить чтение святому 41 . 3)  «Катавасия триоди» – не ошибка. Устав не придерживается принципа – катавасия по последнему канону (в праздники). Триодные воскресенья тоже не всегда выдерживают этот принцип (например, предпразднство Сретения в неделю фарисееву). Если в неделю фарисееву и блудного при коллизии двух катавасий предпочтение (независимо от того, какой канон последний) отдается Сретенской катавасии, то в неделю мясопустную – в предпразднство и в попразднство ее вытесняет катавасия триоди 42 ; это постепенное восхождение «в силу» Триоди видно и в количестве стихир. 4 и 5) На изобразительных, когда они совершаются без чтения апостола и евангелия, завесы, видимо, отверзать не следует вообще. 6)  Перед произнесением слов «Свет Христов», судя по предшествующему возглашению, сидевшим во время паремий и прокимна надо встать и всем стоять «просто» 43 . Вносил светильник на вечерне в древности всегда диакон (даже в 3 в[еке] так было); он же возглашал и «Свет Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

После X в. широкое распространение в Церкви получил монастырский Студийский устав , а с XII в.- и восходящий к нему Иерусалимский устав (существенно отличающийся от древней иерусалимской традиции), к-рый после XIII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе (как в Типиконе Великой ц.), чтения к-рой сохранены (паремия тритекти из-за того, что такой службы в монашеском Часослове нет, читается на 6-м часе). Благодаря активному гимнографическому творчеству в мон-рях в VIII-X вв. сформировалась Постная Триодь - собрание гимнографических произведений различных авторов (не только того времени, но и более ранних), предназначенных для исполнения во время В. п. (И. Карабинов). Особенностью содержания и структуры В. п. по древним и совр. Триодям является совмещение в службах неск. рядов гимнографических текстов, часть из к-рых соответствует древней иерусалимской (напр., в неделю 2-ю В. п. приведен канон, а в будние дни 3-й седмицы В. п.- стихиры, посвященные притче о блудном сыне), часть - послеиконоборческой к-польской лекционарным системам. В Триоди есть песнопения на каждый день В. п. и Страстной седмицы, на все воскресенья подготовительного периода к посту, а также на мясопустную и сыропустную субботы и все будние дни сырной седмицы. По сравнению с Типиконом Великой ц. в Студийском и Иерусалимском уставах подготовительный период к В. п. увеличен за счет еще одного воскресенья - мытаря и фарисея недели . Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14) была окончанием рядовых чтений Евангелия от Луки, к-рые ежегодно приходятся на период, предшествующий В. п., но со временем стала привязана к великопостному циклу. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь (нек-рые из древнейших греч. списков Триоди еще не включают неделю мытаря и фарисея и начинаются с недели о блудном сыне). К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших (возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Когда в Неделю на «Хвалитех» поются на 10-ть, например в мясопустную Неделю (См. также послед. сырной Недели), тогда 6-й стих 150-го псалма, т. е.: «Всякое дыхание да хвалит Господа», составляет особый припев, и 3-й стих 9-го псалма «Возвеселюся» – особый припев (Тип., посл. мяс. нед.). В те дни, в которые на утрени не поется (а читается) великое славословие, пение хвалитных псалмов начинается таким образом: первый лик поет сперва начало 1-го стиха, именно: «Хвалите Господа с небес» и засим поет припев: «Тебе подобает песнь Богу»; после сего тот же лик поет весь первый стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» и опять поет припев: «Тебе подобает песнь Богу». Затем второй лик поет 2-й стих: «Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вси силы Его». И после сего также поет припев: «Тебе подобает песнь Богу». Когда же на утрени поется (а не читается) великое славословие 501 , тогда пение хвалитных псалмов начинается иначе, тогда, по выражению церковного Устава, (Тип., гл. 2 Ирмолог.) поется: «Всякое дыхание». Это пение состоит в том, что хвалитные псалмы начинаются теми словами, которыми они всегда оканчиваются на утрени, т. е. словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Засим поется стих: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» и после сего припев: «Тебе подобает песнь Богу». Таким образом, из хвалитных псалмов и стихир составляется Богу хвалебный гимн, который начинается и оканчивается одними и теми же словами. В Октоихе стихиры на «Хвалитех» находятся только в последованиях субботних и Недельных (воскресных). В прочие дни седмицы поются стихиры на «Хвалитех» или из Минеи, или из Триоди. В субботы же стихиры на «Хвалитех» из Октоиха поются только тогда, когда поется «Аллилуиа», т. е., когда в субботу совершается служба за упокой (Тип., гд. 13). Когда же в субботу поется «Бог Господь», тогда стихиры хвалитные Октоиха поются вместо стихир в стиховне, по «Благо есть». Стихиры же стиховные Октоиха не поются (Тип., гл. 12). Если в Неделю (воскресение) не случится праздника или памяти святого, которому положено петь стихиры на «Хвалитех», то поются только стихиры воскресные Октоиха на 8-мь (Тип., гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

в великий четверток, в великую субботу и в Светлое Воскресенье, а также в день памяти апостолов, вместо причащения, принимает богоявленскую воду, причём монахам разрешается есть сыр и яйца, а мирянам мясо. Теперь автор готов наконец приступить к изложению своих правил о пище, питье и молитве, но и тут ещё уклоняется в сторону, считая нужным сказать предварительно о том, как духовник должен распрашивать женщин о разных способах вытравления плода и детоубийства, а также о практикуемой между женщинами малакии, и затем, сделав оговорку о применении нижеследующих трёх οιαφορα ко всем, за исключением рабов и рабынь как находящихся не в своей власти, излагает три определения (ροι) о пище и питье, различающиеся одно от другого постепенным смягчением, и столько же определений о молитве в таковой же последовательности смягчения. В первом определении говорится, что по понедельникам, средам и пятницам епитимийцы могут употреблять масло и рыбу, но не сыр, не мясо и не яйца, – по вторникам и четвергам могут есть всё, кроме мяса, – по субботам и воскресеньям употреблять и мясо и вино наравне с теми, кто не несёт епитимии, – точно также во все праздники господние, богородичные и каждого из 12-ти апостолов, хотя бы праздники пали на среду или пятницу, – подобным же образом в праздник Предтечи, двенадцатиднев (т.е. святочное время), пасхальную неделю и неделю Св. Духа. От антипасхи (т.е. Фомина воскр.) до пятидесятницы среды и пятницы должны соблюдаться в посте, а в две заговенные или мясопустные недели эти два дня должны быть проводимы в посте даже до позднего вечера. От вина рекомендуется воздерживаться во все дни, кроме воскресенья, субботы и праздников, или по крайней мере по средам и по пятницам; но если бы кто решился воздерживаться от него вообще, не исключая субботних, воскресных и праздничных дней, стяжал бы великую награду. Во время двух четыредесятниц св. Филиппа (рождеств. пост) и св. апостолов (петровки) мирским следует воздерживаться от мяса, а монахам от сыра и яиц, за исключением дня Предтечи солнцеповорота (т. е. 24 июня) и на святое святых 40 , если того пожелают. В великую четыредесятницу мирские по возможности воздерживаются от рыбы, за исключением субботы и воскресных дней, а монахи от масла, воздерживаются также и от вина, во всяком же случае должны проводить в строгом посте всю первую и всю последнюю неделю, только в великий четверток позволяя себе выпить немного вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В слове на неделю мясопустную 8 излагается чтение евангельское о страшном суде, со своими увещаниями в начале и на конце беседы. Собственных замечаний проповедника, при объяснении евангелия, весьма не много: по большей части только парафразируется текст евангельский. В слове на неделю сыропустную 9 проповедник, согласно с чтением евангельским, говорит сперва о прощении обид, потом о посте, наконец о милостыне. В толковании Златоуста на ев. Матфея объясняется и сие чтение: но проповедник им не пользовался. Слова на 1 и 2 недели поста предлагаются ниже вполне. Здесь заметим только 10 , что мысль, раскрываемая во втором слове, о посте, как десятине целого года, вероятно, заимствована проповедником у пр. аввы Дорофея , или из другой подобной книги и, по причине повреждения славянского текста в рукописях, только при этом пособии может быть объяснена. «В законе написано, – говорит авва Дорофей , что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали. Святые Апостолы установили и предали нам еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу. Они освятили из 365 дней года сии семь недель св. четыредесятницы. Семь недель, без суббот и воскресных дней, составляют 35 дней; потом, приложив пост в субботы и половину светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года. Ибо десятая доля трехсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти дней составляет полдня 11 ». Слово на 3 неделю поста 12 изобилует простыми, добрыми наставлениями, хотя и без строгого порядка. Проповедник говорит: Господь предлагает подвизающимся венцы; мы должны страшиться, чтобы своею леностью и невоздержанием не лишиться их. И Апостол говорит: не упивайтесь вином, в нем же нет спасения ( Еф.5:18 ) 13 . Не будьте христианами только на словах, по покажите себя такими и на деле. Если придет слово от земного князя к подручным ему, то все со страхом его слушают: а когда устами Пророков и Апостолов возвещается слово Божие, или, еще более, когда Сам Он, Господь, посредством евангелия, глаголет к нам, никто его не слушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Стих: Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа. На литургии прокимен, глас 4-й: Песнь отцев: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Аллилуиа, глас 1-й: Бог богов Господь глагола и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий: Радуйтеся, праведнии: В субботу прокимен и аллилуиа, и причастен писаны в субботу мясопустную. В неделю 8-ю Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. На утрени прокимен, глас 4-й: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Запев на 9-й песни: Апостоли сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый. Отпуст: Иже в видении огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш: На литургии входное: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Вместо Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся: Прокимен, глас 8-й: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Аллилуиа, глас 1-й: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их. Стих: С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. Причастен: Дух Твой Благий настави мя на землю праву. Аллилуиа, трижды. На вечерни прокимен великий, глас 7-й: Кто Бог велий, яко Бог наш? Писан в неделю Пасхи на вечерни, стр. 384. Отпуст в ту же неделю вечера: Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол Тимоф., зач. 296. Апостол нед. по Просвещении и недели Мыт. и Фарисея. Апостол дне, т. е. недели Мытаря и Фарисея. Дне и святых. Апостол дне и праздника. Аллилуиарий гласа (т. е. воскресный рядового гласа: см. Служебн., стр. 447). Аллилуиарий недели по Просвещении: Милости твоя, Господи..., и праздника Богоявления: Принесите Господеви... Аллилуиарий гласа, т. е. воскресный рядового гласа, и праздника. Прим. В мрк. гл. о попразднстве и отдании Богоявления не упоминается об аллилуиариях, но на основании общего устава об аллилуиариях, изложенного нами в гл. 45, должны быть именно те аллилуиарии, которые мы здесь указываем. Дне и святых Аллилуиарий гласа и праздника. Евангелие Луки, зач. 89. Евангелие недели по Просвещении и недели Мытаря в Фарисея. Евангелие дне, т. е, недели Мытаря и Фарисея. Дне и святых Евангелие дне и праздника Причастен; Хвалите Господа с небес. Причастен обыкновенный воскресный: Хвалите Господа..., и праздника Богоявления: Явися благодать Божия. Причастен обыкновенный воскресный: Хвалите Господа... и праздника Богоявления: Явися благодать Божия... Дне и святых. Причастен Хвалите Господа..., и праздника. Вместо достойно – ирмос 9 песни канона. Вместо достойно – ирмос 9 песни канона. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. Вместо достойно есть… ирмос 9-й песни. B Неделю Блуднаго. Прокимен гласа. Апостол Коринф., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие Лук., зач. 79. Причастен: Хвалите Господа с небес. Дне и святых (Тип., л. 166 на об.). Так же, как и выше. Вместо Достойно есть... ирмос 9-й песни. Так же, как и выше. Вместо Достойно – ирмос 9-й песни. Так же, как и выше. Вместо Достойно – ирмос 9-й песни. B неделю Мясопустную: Прокимен гл. 8: Велий Господь наш... со стихом. Апостол Коринф., зач. 140. Аллилуиарий: Приидите возрадуемся... со стихом. Евангелие Мф., зач. 106. Причастен: Хвалите Господа... Другой: Радуйтеся... Прокимен и аллилу иарий Триоди, или, иначе, недели Мясопустной (Сн. 1 и 2 февр.: Велий Господь... Приидите возрадуемся...), и святых. Апостол, евангелие и причастен дне и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Общность, членами которой мы являемся, не разрушается и не прерывается, как мы свидетельствуем в эту Родительскую субботу, и с нашим уходом из этой жизни. Воскресший Христос разрушил смерть: в Нем все мы живы и в Нем мы все едины. В молитвах этой Родительской субботы мы исповедуем, что koinonia , которой мы все принадлежим, есть единое и неделимое братство живых и усопших. 5. На следующий день, за восемь дней до начала поста, мы празднуем Неделю о Страшном суде, или, как она еще называется, Неделю мясопустную, поскольку в этот день в последний раз, теперь уже до самой Пасхи, разрешено вкушать мясо. В апостольском чтении (1 Кор 8:8 — 9:2) снова затрагивается тема личных взаимоотношений. Человек куда важнее правил поста. Апостол Павел утверждает: “Пища не приближает нас к Богу” (1 Кор 8: 8). Дело не в том, насколько строго мы исполняем предписания касающиеся пищи, а в степени нашей чувствительности по отношению к страданиям и трудностям ближних. Если я ем “идоложертвенное” и этим “уязвляю немощную совесть” другого человека, то лучше мне воздержаться от подобной пищи, даже если сама по себе она и не есть что-то греховное (1 Кор 8: 10-12). Решающий критерий — взаимная любовь, а не соблюдение или несоблюдение внешних правил поста и воздержания. Притча об овцах и козлищах из евангельского чтения (Мф 25: 31-46) говорит нам именно об этом. Наша участь на Страшном суде будет определяться не строгостью нашего аскетического самоограничения, но тем деятельным состраданием, которое мы проявляли по отношению к ближним. Во время Второго пришествия я не буду спрошен о том, как строго я постился, как много бдений я выстоял, как много поклонов сделал. Я буду спрошен: накормил ли я голодного? Напоил ли жаждущего? Приютил ли странника, одел ли нагого, посетил ли больного и брошенного в тюрьму? Вот о чем я буду спрошен. В обоих чтениях этого воскресного дня нам предлагаются ясные и безошибочные приоритеты. Сначала человек, а потом уже все правила поста. Наше воздержание будет более чем бесполезно, если оно не приблизит нас к ближним. Пост без любви — это бесовский пост. Какая польза от воздержания, говорит св. Василий Великий († 379), если вместо мяса мы съедаем брата или сестру в жестокой сплетне? 12 Лучше есть мясо и быть добрым и смиренным, чем питаться одной чечевицей и быть угрюмым ригористом.

http://pravmir.ru/velikij-post-i-obshhes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010