Ибо если и теперь обыкновенные родители иногда отказываются от детей своих, когда увидят их живущими распутно, тем более так поступят тогда праведники. Посему никто не надейся иметь утешение в той жизни, ничего не сделав доброго в здешней, хотя бы кто имел бесчисленное множество праведных из своих предков: «кийждо бо приимет, яже с телом содела» ( 2Кор. 5:10 ). (Из «Бесед» святителя Иоанна Златоуста ) Древнерусское поучение в неделю мясопустную Вот, приближается, братие, время покаяния, вот, настают дни очищения для душ наших грешных. В ныне читающемся Евангелии из уст Божиих изрекается страшное и грозное слово о том страшном дне, в который приидет с небес Судия Праведный, Спаситель наш Иисус Христос, чтобы воздать каждому по делам его: и царям, и вельможам, и богатым, и убогим, и рабам, и господам, и всем праведным и грешным. И воистину праведный сотворит Он Суд, ибо Сам Он по любви к нам объявил, какое ожидает грешников мучение, предостерегая нас, чтобы никто не оказался достойным сего мучения. Для той же цели Он назначит и сии постные дни, дабы мы утруждали свое тело постом и бдением, приближались к Богу молитвами, смывали свои грехи слезами, отверзали двери Царства Небесного милостынями, сохраняли мир и любовь между собой и сокрушали свое сердце воздыханиями. Говорит Бог устами пророка Исаии: когда постишься, то «раздробляй алчующим хлеб твой и нищия безкровныя (бесприютные) введи в дом твой» ( Ис. 58:7 ). Вот, если сие исполнишь, тогда с радостью предстанешь пред Господом в тот страшный день, когда Он приидет в славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Тогда в мгновение ока встанет от земли все естество человеческое: растерзали ли кого звери, поглотили ли рыбы или же заклевали птицы – все восстанут тогда! И отделит их Господь друг от друга по делам их, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит по правую Свою сторону овец, то есть кротких, добродетельных праведников, которые всех радовали своей кротостью, а по левую сторону Свою поставит козлищ, то есть тех, которые всю жизнь свою провели в скверных делах, в пьянстве, во всякой неправде и немилосердии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Постараемся, братья и сестры, всячески избегать греха, бороться с ним, а если и подпадем под его влияние, не будем отчаиваться, но поспешим снова восстать от падения и принести истинное раскаяние пред священнослужителем. И это искреннее раскаяние поможет восстановить в нашей душе мир, спокойствие и единение с Богом. Аминь. Поучение в Неделю мясопустную Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией. И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» ( Мф. 25, 31 ). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/i...

Мысль Павла движется по замысловатой траектории, так что даже трудно предугадать окончательный ответ. Вначале апостол вроде бы соглашается с позицией этих самых знающих: в самом деле, «так называемых богов», конечно, бояться не стоит и «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем...» (стт. 5. 8). Но вывод совсем другой: «не буду есть мяса вовек!» (ст. 13), потому что от вышеупомянутого знания может погибнуть немощный брат, а за него умер Христос. Опять-таки уместно обратить внимание, как этим текстом распоряжается Церковь в литургическом плане. 1Кор. 8, 8 – 9, 2 читают на Литургии в один из дней накануне Великого поста (в Неделю мясопустную), тем самым заставляя посмотреть на пост не столько с индивидуально-аскетической, сколько с церковно-общественной точки зрения. Вечеря Господня Все той же теме – единства Церкви при появляющихся разделениях – апостол Павел посвящает и строки о самом главном церковном Таинстве, которое изначально было призвано быть реализацией указанного единства: Вечере Господней или Евхаристии. 1Кор. 11, 18–34 является одним из немногих текстов в Новом Завете подобного рода. Во-первых, это одно из четырех, наряду с Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лк. 22, 19–20 свидетельств о последней (Тайной) Вечере Иисуса с учениками, причем особенно ценно то, что Павел здесь пересказывает церковное Предание («...принял то, что и вам передал...», ст. 23). Во-вторых, это единственное новозаветное свидетельство о самих таких собраниях среди христиан первых поколений. Когда, как не в Великий Четверг – день историко-литургического сугубого воспоминания о Тайной Вечере Иисуса Христа с учениками –этот текст ( 1Кор. 11, 23–32 ) может быть Апостольским чтением?! 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Что значит собираться в церковь ? В нашем сознании сразу возникает церковь как храм с куполом и крестом, тогда как речь идет о схождении в церковь как в собрание вместе (таков изначальный смысл слова «церковь» – греч. e)kklhsi/a). Это лишнее напоминание нам о том, что значит «церковь» прежде всего – не здание, в которое можно прийти в любое время и сделать какое-то свое частное духовное дело, а собрание вместе, где дело общее (позднее появится греч. слово leitourgi/a – литургия, что и значит «общее дело»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

26. Славьте Бога небес, ибо во век милость Его. Аллилуйя ». (Трижды). Поются «непорочны»на пятый глас; священник и диакон совершают каждение в алтаре и во всем храме. Припев: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим». Тропари: 1. «Ангельский собор удивился, увидя Тебя, Спаситель, причисленного к мертвым, но уничтожившего силу смерти, воскресившего Адама с Собою и освободившего всех из ада». 2. «Зачем, о ученицы, вы смешиваете миро со слезами сострадания?» –так светоносный ангел говорил при гробе мироносицам: «Вот посмотрите гроб и убедитесь, что Спаситель воскрес из гроба». 3. «Весьма рано утром спешили мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями, но пред ними предстал Ангел и сказал: «Кончилось время рыданий, не плачьте, но идите и скажите апостолам о Воскресении Его». 4. Мироносицы– жены, с миром пришедшие ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали; Ангел же обратился к ним и сказал: «Что вы живого считаете в числе мертвых? –как Бог Он воскрес из гроба». 5. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; поклонимся Отцу и Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице в Едином Существе, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят Ты, Господи/6. «И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Родивши Подателя жизни, Ты, Дева, избавила Адама от греха и даровала Еве вместо печали радость; воплотившийся же от Тебя Бог и Человек направил к жизни лишившихся ее. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». (Трижды). В праздники после полиелея поется праздничное величание, а в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную–136 псалом. «При реках Вавилона–там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши–веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, –забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Не стоит пред глазами нашими неотступно крест Христов. Не видим постоянно пред собой Божественного Страдальца, ради нашего спасения пролившего Кровь Свою в ужасных мучениях на кресте. Помолимся Богу, вспомним о Нем, а потом опять забываем. Жил совсем ушедший в служение плоти младший сын со свиньями, жил среди людей, совершенно чуждых служению духу, низко опустившихся. А нам не надо ли жить с теми, кто более близок Богу, не надо ли опомниться, как опомнился блудный сын, оставить служение плоти и всем сердцем в глубоком покаянии обратиться к Отцу Небесному, сказавши: – Отче! Согрешил пред Небом и пред Тобою, а теперь пришел с покаянием. Прими меня не как наследника, прими, как раба Своего! И если сделаем это, будет то, что было в притче: Отец Небесный Сам поспешно пойдет навстречу нам, кающимся, обнимет нас, блудных и окаянных, все нам простит и сотворит пир, пир радости, ибо сказано, что на небе бывает великая радость о едином грешнике кающемся. Будем же все мы такими грешниками кающимися – и откроет пред нами Свои объятия Бог, Который есть Любовь и Всепрощение! К Нему да будут устремлены все помыслы наши. Ему да посвятим мы жизнь свою! 25 февраля 1951 г. Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде Как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и в пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 37–39 ) – второе страшное пришествие. Так ли точно будет? Нет, то, что было во дни Ноя, приводит Христос в Своей речи о Страшном Суде для того, чтобы показать, что так же внезапно, так же неожиданно явится нам Сын Человеческий во славе Своей со всеми святыми ангелами, чтобы сотворить Свой Суд. Почему говорю я, что не точно так? На словах Самого Господа Иисуса Христа основываюсь я, ибо сказал Он: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» ( Мф. 24, 29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже (трижды). В праздники после полиелея поется праздничное величание, а в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – 136 псалом: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания ег " о. Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев Твоих о камень! После непорочных или величания диакон произносит малую ектению, а священник молитву (8 молитва): Господи Боже наш, отгнавший от нас сонную беспечность и восстановивший нас для святого славословия, чтобы и ночью воздевать к Тебе руки наши и хвалить правосудие Твое; прими наши молитвы, моления, славословия и ночные служения и даруй нам, Боже, веру непоколебимую, надежду непостыдную, любовь нелицемерную; благослови наши вхождения и выхождения, деяния, дела, слова и помышления, и даруй нам, поющим, хвалящим и благословляющим, получить в наступающем дне милость неизъяснимых Твоих благодеяний, – возглас: ибо благословенно всесвятое имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Народ: Аминь. Ипакои («внимательное слушание») и степенные антифоны положенного гласа, а если праздник, то следующие 4 гл.: 1 . С юности моей многие страсти поборают меня, но Ты Сам защити и спаси меня, Спаситель мой. 2 . Ненавидящие Сион, будете посрамлены Господом, ибо вы, как трава, от огня иссохнете. 3 . Слава и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется, чистотою возвышается и священно-таинственно просвещается Единосущною Троицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Святый Златоуст говорит: «по силе живота неразрушимого»: этим Апостол выражает, что Христос стал священником собственною силою и Отчею, силою бесконечной жизни 46 . 17. Свидетельствует бо, яко ты еси священник во век по чину Мелхиседекову. «Ибо засвидетельствовано: Ты священник во век по чину Мелхиседека». В свидетельстве, которое Духом Святым дано чрез пророка в псалме, ясно раскрыто отличительное свойство того священника, который восстает «не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». Пророк сказал, что Он священник во век. Такого священника не было до явления Иисуса Христа; все священники из колена Левиина, как смертные, уступали свое место один другому, повинуясь закону смертности. А об этом священнике задолго было предсказано: ты священник во век по чину Мелхиседекову. Свойство вечности есть свойство Божеское, и в полном своем значении принадлежит одному Богу всесильному, всесовершенному, безначальному. Поэтому Апостол, сказавши о вечности Иисуса Христа, далее и раскрывает высокие Его первосвященнические свойства, принадлежащие Ему, как Богочеловеку; говорит: он есть наша «надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». Он «поскольку пребывает вечно, имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». И еще говорит: «Таков и должен быть у нас (такой и нужен нам) первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр.7:19,24–26 ). Братия! «Господь наш Иисус Христос, воссиявший из колена Иудина» есть вечный первосвященник, и «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Он однажды самого Себя принес в жертву за грехи всех людей, и седе одесную Бога, как единородный Сын Божий, и ходатайствует о нас пред Отцем Своим, как единый ходатай Бога и человеков, – давый Себе избавление за всех (Тим.2:5). Он есть наша «надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр.7:19 ). Помня и часто размышляя об этом, будем всегда благоговеть пред Господом Иисусом. Будем любить Его всем сердцем и всею душею, и всецело посвящать себя на служение Ему, и повседневно умолять Его, Спасителя нашего, чтобы Он ходатайствовал о нас пред Отцем, своим, и благодатию Своею помогал нам всегда ревностно исполнять Его заповеди, и даровал нам достигнут вечной жизни. Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, с Отцем Его и Святым Духом, ныне и во веки. Аминь. Беседа 65 в неделю мясопустную

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Чтение пз Толкового Евангелия Матфея: Страшен есть день он... Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Чтение из Толкового Евангелия. Во все недели. Стихословие 3-й хафизмы. Малая ектения. Возгл.: Яко благ и человеколюбец... Аминь. Седальны воскресны с богородичном (Тип., л. 305). Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Седальны воскресны с богородичном Чтение. Затем – в неделю Мытаря и Фарисея: Непорочны, т. е. 17-я кафизма, и каждение. Непорочны и каждение. Непорочны и каждение. Полиелейн. псалмы и величание с избр. стихами. Каждение. Непорочны и каждение. Полиелейн. псалмы и величание с избр. стихами. Каждение. Непорочны и каждение. Непорочны и каждение. В недели Блуднаго, Мясопустную и Сыропустную: Полиелейные псалмы, и кроме того, псал.: На реках вавилонских, с аллилуиею красною. Каждение. В недели Блуднаго и Мясопустную: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонских… Величание с избранными стихами. Каждение. В недели Блуднаго и Мясопустную: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонск... Каждение. В недели Блуднаго и Мясопустную: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонских... Величание с избр. стихами. Каждение. В недели Блуднаго и Мясопустную: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонск... Каждение. В недели Блуднаго и Мясопустную: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонск... Каждение. В нед. Мясопуст. и Сыропуст.: Полиелейные псалмы и псал.: На реках вавилонск... Величание с избр. стихами. Каждение. Во все недели. Воскресные тропари: Ангельский собор... с припевом: Благословен еси... Ангельский собор... с припевом. Ангельский собор... с припевом. Ангельский собор... с припевом. Ангельский собор... с припевом. Ангельский собор... с припевом. Ангельский собор... с припевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

[Зри] Аще ли неделя блуднаго, или мясопустная, или сыропустная: Припеваем и 3-й псалом: На реках вавилонских: таже величание праздника, и седален праздника, по единожды: и чтение праздника. Степенна гласа, прокимен праздника. Всякое дыхание: Евангелие праздника. Воскресение Христово: и псалом 50. Стихира праздника. Канон воскресн, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и праздника на 6. Катавасиа праздника, оба лика вкупе. [Зри] [ Аще ли неделя мясопустная: Канон воскресн на 4: и триоди на 6: и праздника на 4.] По 3-й песни, кондак и икос, и седален триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника, и чтем синаксарий: На 9-й песни поем, Честнейшую: Светилен воскресн. Слава, триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и праздника 4, с припевы праздника. Слава, праздника: И ныне, Преблагословенна еси: [Зри] Аще ли неделя мясопустная: На хвалитех стихиры воскресны 4: и праздника со славным 4, с припевы праздника: и по скончании стихир праздничных глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру триоди, глас 8: Даниил пророк: Слава, глас 1: Предочистим себе братие: И ныне, Преблагословенна еси: [Зри] Аще ли неделя сыропустная: На хвалитех поем якоже в неделю мясопустную, и глаголем стих такожде: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру в триоди, глас 6: Адам из рая отгонится: Слава, глас тойже, Приспе время: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. тропарь воскресн, и обычный отпуст, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская: и час 1-й. На 1-м часе, и на прочих, тропарь воскресн. Слава, праздника: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и триоди пременяюще глаголем. На литургии, блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3, на 4: и праздника 6-я, на 4. Входное праздника. Посем тропарь воскресн, и праздника. Слава, кондак триоди: И ныне, праздника. Прокимен гласа, и праздника. [ Аще ли неделя мясопустная: прокимен триоди, и праздника.] Апостол, Аллилуиа и Евангелие, и причастен, прежде дне, и праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010