Евангелие от Луки начинают читать с понедельника 18-й седмицы по Пятидесятнице (т. е. сразу после воскресенья по Крестовоздвижении), а не как в визант. Л. с.- с Нового лета, 23 сент. (в рус. традиции Новолетие 23 сент. не празднуется, хотя понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице выпадает на ближайшие числа к 23 сент.). Чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям заканчивается в 32-ю неделю по Пятидесятнице; седмичные зачала из Евангелия от Луки предусмотрены на период до пятницы 29-й седмицы включительно. Начиная с понедельника 30-й седмицы в седмичные дни читается Евангелие от Марка (чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям продолжается). В те годы, когда Пасха ранняя, а Пасха следующего года будет поздняя, обычно не хватает седмичных чтений до Мытаря и фарисея недели (с к-рой начинается собственный ряд субботних, воскресных и седмичных чтений), поэтому приходится делать т. н. Богоявленскую отступку. Отступка делается следующим образом: предварительно выясняют, для скольких седмиц не хватит чтений от пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице до понедельника по неделе Мытаря и фарисея (максимально возможное количество седмиц, для которых может не хватить чтений,- 5); затем в евангельском «столпе» отсчитывают назад полученное число седмиц от Мясопустной недели: из чтений, назначаемых на эти седмицы, формируется новый ряд чтений (от понедельника последней из отсчитанных седмиц и до пятницы перед Мясопустной неделей); этот новый ряд начинают читать в понедельник, следующий за неделей по Богоявлении; если седмичных чтений оказывается больше, чем нужно, начатый новый ряд до конца не доводится, но прерывается перед неделей о Мытаре и фарисее (подробнее см.: Розанов. Устав. С. 328-331). Воскресных чтений из Евангелия от Луки может не хватить лишь в год, состоящий из 55 недель (самый длинный из возможных): в таком случае в воскресенье, предшествующее 32-й неделе по Пятидесятнице (на которую назначается чтение Лк 19. 1-10 (о Закхее, зачало 94), т. е. за 2 воскресенья до недели Мытаря и фарисея, следует читать Мф 15. 21-28 (о Хананеянке, зачало 62, назначаемое в 17-ю неделю по Пятидесятнице) (также см.: Розанов. Устав. С. 328).

http://pravenc.ru/text/2463363.html

Пойдемте и мы тем же путем памятования о Страшном Суде! Оно породит сокрушение, умиление и слезы, которые угасят огнь, уготованный нам грехами нашими, если останутся неоплаканными. Аминь. 23 февраля 1864 года В неделю мясопустную (о Втором и страшном пришествии Господа нашего Иисуса Христа – сокращенно из слов святого отца нашего Ефрема Сирианина на Второе пришествие) Христолюбивые братие мои! Послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя о том, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей Вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а заслуживших наказание подвергнуть казням. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои и весь изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию. Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды! Исполнится время, пробьет последний час бытию мира: огненная река потечет с яростью, подобна свирепому морю, пояст горы и дебри и пожжет всю землю и дела, яже на ней. Тогда от огня сего реки оскудеют и источники иссякнут, между тем как там, горе, «звезды спадут», солнце померкнет, луна мимоидет и небо «свиется, аки свиток» ( Ис.34, 4 ). Кто найдет в себе столько крепости, чтобы снести без сокрушительного потрясения помышление о сем страшном изменении лица всей твари? Затем услышится глас трубы, превосходящий всякий гром, – глас, вызывающий и пробуждающий всех от века уснувших, и праведных, и неправедных. И во мгновение ока всякое дыхание человеческое восстанет с места своего, и все люди от четырех концов земли будут собраны на Суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякой плоти, – и тотчас с трепетом и тщанием дадут: земля – своих мертвецов, а море – своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы – все это явится во мгновение ока, и ни в одном волосе не окажется недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

За субботой мясопустной следует Неделя о Страшном Суде, называемая мясопустной. Не будем говорить о том, как богослужебные тексты Триоди соединяются здесь с воскресными – эта часть указаний Устава совпадает с предшествующей неделей. Но здесь есть своя особенность: в этот день на катавасию поются ирмосы, которые начинаются словами «Помощник и Покровитель...». Это всем нам хорошо знакомые ирмосы Великого канона Андрея Критского . Мы идем по пути подготовительному к Великому Посту и можем почувствовать не только премудрость его установления, но постепенное, неуклонное приближение св. Четыредесятницы. Вот уже иПомощник и Покровитель запели... Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского : беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши...?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли – воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния. «Что не трепещеши вся страшного судилища Спасова? Ибо что отвещаеши? или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем, Человеколюбче благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебя предстояния, великий ради милости Твоея». Есть тексты и очень грозные, очень страшные, которые описывают Пришествие Судии. «Егда приидеши, Боже, на землю со славою и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший». Ексапостиларий: «Се день грядет Господа Вседержителя. И кто стерпит страх пришествия онаго? День бо ярости есть и пещь горящая, воньже Судия сядет и по достоянию деяний комужде отдаяй». Эти тексты призваны, естественно, не только устрашить и ужаснуть – они призваны восставить к действию. В заключение пения хвалитных стихир мы слышим: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей: се бо прииде, богатство нам благих подающи...» (в отрыве от текста могут быть разные толкования, но здесь ясно, что именно пост назван царицею добродетелей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Прощение ближних – второстепенная тема богослужения Недели. Несмотря на то, что сама Неделя часто именуется «Прощеным воскресением» и совершаемый вечером Чин прощения – весьма заметное и значимое действие, ясно данная тема звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6 :14–15). § 1.5.2. Частные особенности богослужения Богослужение Недели сыропустной по схеме почти тождественно богослужению Недели о блудном сыне, однако имеет и ряд сходств с Неделей мясопустной (последние две из указанных ниже особенностей). Вот что следует отметить: – катавасия особая – «Яко по суху…» (воскресные ирмосы 6-го гласа). – икос по 6-й песни имеет интересный вид: он состоит из четырех кратких строф, каждая из которых завершается фразой «Милостиве, помилуй мя падшаго»; – хвалитные стихиры поются так же, как в Неделю мясопустную (Октоиха – 5, Триоди – 4); – на литургии прокимен и аллилуиарий – Триоди. § 2. Седмичные дни подготовительного периода Как уже было отмечено, период подготовительный к Великому посту охватывает три седмицы: седмицу после Недели о мытаре и фарисее (эта седмица общепризнанного названия не имеет, потому может быть названа «седмицей о блудном сыне»), мясопустную и сырную. Вследствие того, что богослужения первых двух недель Постной Триоди оформились достаточно поздно, из трех предварительных седмиц с темой наступающего поста идейно связаны только службы сырной седмицы, тогда как в первые две седмицы (между Неделей о мытаре и фарисее и субботой мясопустной) Триодь в седмичные дни не используется вообще. § 2.1. Седмица после Недели о мытаре и фарисее В эту седмицу Триодь не поется и богослужения совершаются по обычному чину. Стоит обратить внимание на два обстоятельства: отмену поста в среду и пяток и особое указание насчет порядка чтений на литургии в субботу. § 2.1.1. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающагося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие на всенощной в это воскресенье после Евангелия поются покаянные стихи? Следующие: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче: утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Какие особенности в богослужении в неделю о блудном сыне? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма «На реках Вавилонских». Почему в воскресенье этой недели на литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма «На реках Вавилонских»? Этот псалом пели иудеи, когда находились в плену Вавилонском. Он начинается так: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона , а оканчивается; Блажен, иже имет (т. е. возьмет) и разбиет младенцы твоя о камень! Это пение напоминает нам об удалении нашем от отечества небеснаго, т. е. рая, и о рабстве нашем греху, и изображает скорбь души, тоскующей об отечестве небесном. Какие особенности в богослужении в недели: мясопустную и сыропустную? В воскресенье мясопустной недели на литургии читается Евангелие о Страшном Суде, а в сыропустную о посте и прощении друг друга. Кроме того, в среду и пятницу на сырной неделе не служится обедни, а уже великопостные часы с поклонами, при чтении молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Для чего в воскресенье мясопустной недели читается Евангелие о Страшном Суде Христовом? Для того, чтобы страхом суда Божия предохранить нас от безпечности о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

«Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». И икос. На 8-й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую». По 9-й песни ектения обычная. Хвалитны стихиры из Триоди. После стихир чтец сразу – «Слава Тебе, показавшему нам свет» (без чтения «Тебе слава подобает») и читается вседневное славословие. Ектения «Исполним утреннюю молитву нашу». На стиховне – 4 стихиры покойны из Октоиха, глас 6-й, «Слава» – Триоди «Болезнь Адаму..», «И ныне» – «Ты еси Бог наш...». «Благо есть», Трисвятое по «Отче наш» – «Глубиною мудрости». «Слава, и ныне» – «Тебе и стену, и пристанище». Ектения сугубая обычная. Диакон – «Премудрость». Певцы – «Благослови». Иерей – «Сый благословен». Певцы – «Утверди, Боже». Читается 1-й час и бывает отпуст. На часах тропарь и кондак заупокойные. На Литургии Блаженны Триоди – песнь 3-я и 6-я – на 8. По входе – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава» – кондак «Со святыми упокой», «И ныне» – «Тебе и стену, и пристанище». Прокимен, глас 6-й – «Души их во благих водворятся». Апостол дня: Кор., зач. 146 и за упокой – Сол., зач. 270. Евангелие дня: Лк., зач. 105 и за упокой – Ин., зач. 16. Причастен «Блажени, яже избрал». См. Если с этой субботой совпадет праздник храмового святого, то заупокойная служба переносится на субботу пред Неделей о блудном сыне. Глава 4. Неделя мясопустная Совершается воскресная служба в соединении с Триодью, подобно службе в Неделю о блудном сыне. На великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» – воскресные 6, Триоди 4, «Слава», глас 8-й – «Егда поставятся престоли», «И ныне» – догматик гласа. На литии – стихира храма, «Слава» – глас 7-й: «Господни разумевше заповеди...», «И ныне» – «Под кров Твой...». На стиховне – стихиры Октоиха, «Слава», глас 8-й – «Увы мне, мрачная душе», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» – «Безневестная Дево». Неделя мясопустная бывает в период времени от 25 января до 29 февраля включительно. На утрене катавасия Триоди «Помощник и Покровитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй класс проповедей митрополита Фотия, беседы на евангельские чтения — в неделю блудного сына и в неделю о страшном суде, отличается большими достоинствами, сравнительно с первым: здесь меньше общих мест и мысли излагаются в большем порядке. Мы заметили уже, что эти проповеди напоминают нам беседы отцев древнегреческой церкви; и это совершенно верно: не только содержание, но даже порядок изложения его буквально заимствуются из толкований Феофилакта болгарского , а этот, как известно, только сокращает толкования Златоуста. Таким образом, лучшие проповеди мирополита Фотия принадлежат более Златоусту и Феофилакту, чем ему самому. Впрочем, нравственные приложения в них, особенно в слове в неделю мясопустную, заключают в себе личный взгляд проповедника, который разделял убеждения современников в скорой кончине мира, с окончанием седьмой тысячи лет после сотворения мира. Народные бедствия (голод, моровая язва, междоусобия князей, разорения от татар) служили как бы наглядным подтверждением этой мысли. Вот почему поучение в неделю мясопустную пользовалось особенным уважением у современников Фотия и читалось в церквах неоднократно. К третьему классу относятся три проповеди митрополита Фотия, сказанные им по случаю современных ему народных бедствий — «о казнях Божиих» . Содержание их имеет ближайшее отношение к жизни современников и отвечает на запросы времени; отсюда — более важное значение этих проповедей не только со стороны литературной, но и со стороны исторической. Изображая современные бедствия, проповедник представляет несколько красноречивых описаний и художественных картин, которые могут сделать честь самому опытному оратору. Но по точном исследовании оказывается, что эти лучшие места в проповедях принадлежат не Фотию, митрополиту русскому, а св. Василию велик. Беседа последнего, говоренная во время голода и засухи, о бездождии, служила для первого не столько образцом, сколько источником, из которого наш проповедник заимствовал не только мысли, но и порядок положения их, и даже выражения. Впрочем, и здесь самостоятельность Фотия сказалась тем, что он выпустил кое-какие места из беседы Василия великого , не соответствующие русской природе и жизни народной, а также приделал к ней начало, хотя и весьма не искусно, поместив изъяснение евангельской притчи о человеке, должном тмою талант ( Мф.18:27–35 ), по изъяснению Златоуста и Феофилакта. Так как первая половина проповеди совершенно не относится к последующей и составляет собою самостоятельное целое, и в тоже время напоминает свято-отеческие беседы, то мы можем рассматривать их как образец второго и третьего класса проповедей Фотия, митрополита киевского и всея Руси.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Что в этом издании помещены проповеди не одного Ипатия Поцея, но и других, гораздо позднее его живших лиц, – это может быть явлено многими данными, притом свойства разнообразного: усматриваемыми не только зрением острым, но и обычным, в надлежащие стороны направляемым. Острым зрением может быть усмотрено, что проповеди от недели мясопустной до дня Сошествия св. Духа включительно отличаются от всех остальных – и изложением простым, почти всегда безыскусственным (от остальных проповедей веет схоластикой), и ораторскими приемами (почти всегда одинаковое обращение к слушателям, чего не усматривается в других проповедях) и, наконец самым, объемом (проповеди Поцея значительно короче остальных). Зрением и не столь острым, но вооруженным соответствующими очками, можно усмотреть в проповедях, произнесенных после дня Сошествия Св. Духа, ссылки на произведения таких писателей, которые жили после кончины И. Поцея († 1613), а также можно видеть, что, напр., казание на 14 неделю по сошествии Святого Духа составлено было в 1785 году 11 , т. е. спустя 172 года после означенной кончины. Наконец самый заглавный лист, напечатанный буквами крупными, всякому зрению доступными, гласит, что лица, выпускавшие в свет рассматриваемое издание, отнюдь не желали вводить читателей в заблуждение: они ясно, точно и определенно заявили, что их издание заключает в себе: во 1-х, «Казания и гомилии от недели мясопустной до дня сошествия Св. Духа мужа вечной памяти Ипатия Поцея.., ранее сего, в 1714 году, изданные в Супрасле владимирским бискупом Львом Кишкою; и, во-вторых, на дальнейшие недели казания и гомилии известных богословов и проповедников, – и таким образом выпускаемое издание является сборником проповедей на недели всего года 12 . Если к этому присовокуплю, что сочинение о. Трипольского не чуждо и плагиатов, начиная с выдаваемых за свои трактации из трудов М. О. Кояловича (перепечатаны в библиографическом очерке Поцея целые страницы) и кончая таковыми же заимствованиями из рукописных кандидатских диссертаций студентов Киевской Академии, – то полнейшая непригодность сего сочинения для получения магистерской степени является во всем своем блеске.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

§§ 125. Характер сей Триоди. 126. Разделение Служб, в ней содержащихся. 127. Службы предуготовительные. 128. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. 129. В неделю блудного сына. 130. В Мясопустную. 131. В Субботу пред Мясопустною. 132. В Субботу пред Сыропустною. 133. В Неделю Сыропустную. 134. Службы великопостные. 135. Виды сих Служб. 136. Простодневные Службы Утрени и Часов. 137. Великий Канон на Повечерии. 138. Службы воскресные в Неделю Православия. 139. В Неделю Крестопоклонную. 140. В Субботу Лазареву, и в Неделю Ваий. 141. Службы Страстной Седмицы: в Понедельник, Вторник и Среду. 142. В Четверток, Пяток и Субботу великую. 143. Главные предметы поучений по руководству постной Триоди. § 125. Рядом за Минеею месячною в Уставе следует постная Триодь, одна из боголепнейших церковных книг, употребляемых при совершении общественных молитв. Она есть собрание Служб от недели Мытаря и Фарисея до Светлого праздника Пасхи, и вместе собрание возвышенных песней умиления, покаяния, горьких слез о глубине падения, и о нечистоте падшего духа человеческого. Выбор и расположение предметов, на которые составлены Службы молитвенной книги, их взаимное сочетание, их трогательное, унылое и вместе святым упованием растворённое выражение, их сообразность с обстоятельствами времени, и с существом дела, – всё это легко раскрывает и назидает в душе три главные мысли Триоди: а) приведение человека в сознание своей греховности, б) необходимость поста и покаяния, в) веру и надежду на Искупителя падшего человечества. В священных песнях Триоди падший дух человеческий оплакан самыми горькими и истинными слезами, представлен во многих разительнейших положениях, и – униженный пред самим собою как Мытарь, удалившийся в бездну греха и разврата как сын блудный, – он везде ищет Бога – вечного света и источника жизни своей, везде старается явиться к Нему с воплем покаяния и молитвы. Можно сказать, что в Службах Триоди собраны и выражены вздохи и стенания целого человечества, пришедшего в сознание себя, вспомнившего первобытный свой невинный вид, и томящегося желанием возвратить потерянную жизнь свою. Грешно проповеднику, если он не хочет проникаться духом Триоди, и в проповедях своих удаляется от её содержания и тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

За субботой мясопустной следует Неделя о Страшном Суде, называемая мясопустной. Не будем говорить о том, как богослужебные тексты Триоди соединяются здесь с воскресными — эта часть указаний Устава совпадает с предшествующей неделей. Но здесь есть своя особенность: в этот день на катавасию поются ирмосы, которые начинаются словами «Помощник и Покровитель…» Это всем нам хорошо знакомые ирмосы Великого канона Андрея Критского. Мы идем по пути подготовительному к Великому Посту и можем почувствовать не только премудрость его установления, но постепенное, неуклонное приближение св. Четыредесятницы. Вот уже и Помощник и Покровитель запели… Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского: беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли — воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния. «Что не трепещеши вся страшного судилища Спасова? Ибо что отвещаеши? или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем, Человеколюбче благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебя предстояния, великий ради милости Твоея». Есть тексты и очень грозные, очень страшные, которые описывают Пришествие Судии. «Егда приидеши, Боже, на землю со славою и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший». Ексапостиларий: «Се день грядет Господа Вседержителя. И кто стерпит страх пришествия онаго? День бо ярости есть и пещь горящая, воньже Судия сядет и по достоянию деяний комужде отдаяй». Эти тексты призваны, естественно, не только устрашить и ужаснуть — они призваны восставить к действию. В заключение пения хвалитных стихир мы слышим: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей: се бо прииде, богатство нам благих подающи». (в отрыве от текста могут быть разные толкования, но здесь ясно, что именно пост назван царицею добродетелей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010