Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать – их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается замечательным и привлекающим внимание днем – так называемой субботой мясопустной. Все другие дни этой седмицы не содержат никаких текстов в Постной Триоди: прошла Неделя о блудном сыне – дальше идет обычный порядок богослужения. Но вот наступает суббота мясопустная, которая называется Вселенской родительской субботой. Об этом дне надо поговорить отдельно. Как известно, Суббота по преимуществу посвящена поминовению усопших. В каждую субботу, если нет праздника, может совершаться заупокойное богослужение, с которым мы на практике встречаемся, пожалуй, только в Димитриевскую родительскую субботу. Но есть две родительские субботы, которые называются Вселенскими. Это суббота мясопустная (называется она так потому, что за ней следует неделя мясопустная, в которую происходит заговенье на мясо) и Троицкая суббота. О мясопустной Субботе поговорим сейчас, о Троицкой – позднее. Широкий, именно вселенский характер поминовения явствует уже из первых богослужебных текстов этого дня. Первая стихира на Господи, воззвахзвучит так: «От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему...». И далее: «Вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священницы, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном» (бельцы – миряне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вообще, действо это на Руси было мало популярно, а потому и существовании его в русской богослужебной практике, сравнительно с другими действами, было не продолжительно. Но мнению о. Никольского совершение его прекратилось у нас к концу второй половины XVII в., неизвестно по какому поводу. В последний раз оно было совершено в Вологде в 1643 г. Более распространено было и долее существовало у нас «действо в неделю Вай». Право совершать его было усвоено только патриархам, но с их разрешения его могли совершать и другие архиереи. В XVII в. действо это, кроме Москвы, совершаемо было в Новгороде, Казани, Астрахани, Тобольске, Рязани и Ростове. В 1678 г. при патриархе Иоакиме найдено было нужным прекратить совершение его в провинциальных городах и с этою целью издано было особое соборное определение 48 . Но вскоре и в столице совершение этого действа начало встречал неудобства. В последней раз оно совершено было в Москве в 1696 г. Более всех должно бы быть распространено «действо страшного суда» в неделю мясопустную, так как его могли совершать не только патриарх, митрополиты и архиепископы, но и епископы, и так как оно, сравнительно с другими действами, имело более церковный и общеназидательный характер. Так вероятно было и на самом деле. В Соловецкой библиотеке есть список общеархиерейского Чиновника конца XVII в. 49 , излагающий особенности архиерейской службы но месяцеслову и триоди. В изложении порядка служб по триоди помещен здесь и устав действа страшного суда. Отсюда видно, что в конце XVII в. действо это считалось службою общеархиерейскою. Впрочем, исторические документы говорят о совершении его только в Москве, Новгороде, Вологде и Холмогорах. По конструкции своей «действо страшного суда» имеет много общего с чином новолетия. Как и этот последний, оно едва ли и может быть названо действом в собственном смысле этого слова. Это было молебное пение, совершавшееся большею частью вне храма на особо устроенном месте и состоявшее из крестного хода на «уреченное» место, пения некоторых стихир положенных на неделю мясопустную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

И поем службу храма, якоже Симеона Столпника храму указася в неделю, точию зде поем на хвалитех стихиры воскресны 3: и храма, 2: и праздника, 3, с припевы их: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и прочее поем воскресно, и храма, и до отпуста. Такожде и на литургии служба поется воскресна, и храма. Глава 22. Аще случится храм святаго, или святыя в попразднстве в кий день, кроме недели И поем всю службу, вечер, и утро, якоже бденнаго святаго в неделю. На велицей вечерни на Господи воззвах, стихиры праздника, 3: и храма, 5. Аще храму двои стихиры, и поем праздника, 3: и храма, 6: и прочее все праздника, и храма. Глава 23. Аще ли храм святаго, или святыя в попразднстве в неделю И поем службу храма, якоже великаго святаго прилучится в неделю, а попразднства службу оставляем. На утрени, полиелей и седальны храма, Евангелие храма, и прочее. Катавасиа праздника. Стихира евангельская. На 1-м часе, и на литургии служба воскресна и храма. Глава 24. Аще ли храм святаго, или святыя, случится с предпразднством, или со отданием коего святаго в неделю И поем службу храма, вечер, и утро, якоже указася храму Симеона Столпника в неделю. Точию зде поем на хвалитех стихиры воскресны, 3: и храма 2: и праздника 3, со Слава. Припевы же глаголем праздника. Таже самогласну стихиру праздника поем с припевы его. Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: и прочая служба, на утрени, и на литургии. На вечерни же отдание храма, якоже предписася в первой главе. Глава 25. О храмех святых случающихся быти от недели мытаря и фарисеа, до недели всех святых Аще случится храм святаго, или святыя, в неделю мытаря и фарисеа, или блуднаго, или мясопустную, или сыропустную. В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны, глас 4: Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен, малыя вечерни. На стиховне стихира воскресна, 1: И храма стиховна великия вечерни, с припевы ея. Слава, храма: И ныне, Богородичен. По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен. Ектения малая, и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в день восшествия на престол благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и в неделю мясопустную. О частном и всеобщем суде Божием и вечных мучениях Источник Скачать epub pdf Произнесено в Московском Успенском соборе 1878 года 19 февраля. Егда приидет Сын человеческий во славе своей и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея и соберутся пред Ним вси языцы ( Матф. 25, 31–32 ). Когда новый царь в первый раз вступает на престол земного царства, тогда подданные, приветствуя его, исполняются чувством трепетного ожидания и чаяния перемен в своем отечестве. Что же касается до лиц, стоявших близ престола прежнего царя, то многие из них со страхом ожидают решения судьбы своей, ибо новый монарх имеет об них другия понятия, чем прежний. Но будет время, когда неизъяснимый трепет и ужас обнимет сердца всех земнородных и самых властителей земных; будет время, когда Царь царствующих и Господь господствующих явится на землю с воинством небесных Сил и сядет на престоле славы своея, дабы произнести суд свой над всеми племенами и народами, над людьми всех времен, следовательно и над каждым из нас. Эта картина страшного суда небесного Царя и представляется ныне Церковию мысленным взорам нашим. Несовершен и никогда не будет совершен суд человеческий на земле. Его действию не подлежат преступные мысли и намерения людей; а сколько самых мрачных задуманных злодеяний остаются неисполненными потому только, что встречаются неодолимые препятствия к совершению их! Даже из преступлений совершонных не малая, если не бóльшая часть, сокрываются от суда человеческого, а те, которые подвергаются его действию, часто наказываются не по мере своей тяжести; злодеи объявляются невиновными, а человек добрый страдает во всю жизнь за преступление случайное. Как часто подвиги добродетели не только не сопровождаются наградами, но влекут за собою великие бедствия, места высокие приобретаются лестию, коварством, подкупом, связями преступными, а судьбы истинно великих душ находятся в руках людей низких! Напрасно думают угрожать пороку судом общественного мнения. Как часто и оно направляется ничтожным меньшинством людей коварных и злобных! – Тот, Который придет некогда судить вселенную, не испытал ли на себе всю неправду суда целого народа: не сего, распни Его, взывала неистово толпа понтийскому Пилату игемону на площади Иерусалима. Бывает, что самые понятия о добре и зле извращаются, худые дела и обычаи едва не считаются добродетелями, а подвиги самоотвержения называются безумием. Итак, должен открыться над людьми суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

35. В неделю Мясопустную Сегодня страшный суд, – не суд человеческий, но суд Божий. Нас зовут – не в окружной суд, не на площадь, где наказывают преступников, но на суд Божий – страшный суд, где судия Бог . Пойдем, говорю, на суд Божий! Скажешь ли: «нам еще пожить нужно, умереть надобно и воскреснуть – и тогда на суд». А если Бог не допустит нас до смерти? Ибо св. апостол Павел сказал: мы, живые, изменимся во мгновение ока и восхищены будем на облака 36 . Разве не может Бог и на земле судить нас? Он осудил же и истребил людей живых перед потопом водами. Он осудил же и истребил пять беззаконных городов огнем. Он осудил и истребил много царств и народов: то землетрясением, то наводнением, то многоразличными смертоносными болезнями: моровой язвой, чумой, холерой. Скажите, каких бичей в руках Бога нет? – Что ж, если бы Богу угодно было сегодня же, в нынешний день, открыть Свой страшный суд над миром, как сказал: ныне суд миру 37 ? Спрашиваю тебя: удержишь ли всесильную руку Божию? – Скажешь ли: «погоди, Боже, – Ты неблаговременно открываешь суд Свой, я не готов еще, подожди, подожди: я еще не покаялся». Иди, говорю, на страшный суд Божий: ибо Он Сам говорит : ей гряду скоро 38 ; вот, вот как невидно явится Господь во тьмах святых ангелов и со всеми святыми, явится на облаках небесных; сегодня ли явится, в полночь ли, завтра ли – все равно, – главное: готов ли ты? Долго ли будешь оставаться во грехах? Долго ли будешь еще предаваться пьянству, разврату, сребролюбию, сквернословию, гордости, зависти, клевете и другим грехам. Долго ли будешь обманывать людей, себя и Бога!? Или ожидаешь, чтобы диавол предупредил Самого Бога, чтоб тебя неожиданно схватил и поднял не на облака – нет, а бросил бы тебя в преисподнюю – и совершил бы над тобой свой диавольский суд – удавлением, утоплением, удушением, заморожением, повешением, падением, убийством, самоубийством и другим образом? – Разве не видишь, сколько диавол таким образом схватывает людей и бросает прямо во ад. Боже мой! как мы упорны в грехах! Очами своими видим, что царство диавола увеличивается скорее царства Божия, – царства благодати; что на земле больше грешников, нежели праведников; больше распутных пьянственных заведений, нежели храмов Божиих; больше зла, нежели добра; больше оскорбляющих Бога, нежели умилостивляющих; больше людей в домах и на торжище, нежели в церкви; больше врагов Божиих, нежели друзей; – видим уже и тяжкие наказания Божии над собой: болезнь, голод, грабежи, – Боже! какие бичи, какие казни еще пошлешь на нас? А мы не каемся, мы не воздыхаем с мытарем, не плачем с блудным сыном, не рыдаем с блудницей, не вопием с разбойником: «помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В особенно крайней надобности архиереи наши имеют даже право разрешать Венчание Браков в неделю Мясопустную, а также и в другие дни, предшествующие началу постов (как это можно видеть напр. из практики Преосвященнейшего митрополита с.-петербургского, разрешившего Венчание Брака в неделю Мясопустную в 1874 г.). §60. В заключение, чтобы брак окончательно считался законным, необходимо, чтобы он после Венчания был записан непосредственно тут же в метрической книге (Св. Зак. т. X, ч. I, примеч. к ст. 31; там же ст. 34; т. IX, ст. 1560–1573, 1617, 1621), по форме, какая для сего составлена и указывается в каждой метрике (Дух. Регл. прибавл. §29; Указ 1724 г. февр. 20; 1764 г. февр. 29; 1779 г. ноябр. 13; Уст. Дух. Консист. §105). При сем, по желанию брачующихся, священник может выдавать им и особые метрические свидетельства об их браке, на простой или гербовой бумаге, смотря по их желанию или надобности, за подписью причта и приложением церковной печати (Подробн. о сем см. Практич. Руководство наше, о Крещении отд. VII, §46). Но если бы брак по каким-либо обстоятельствам не был в свое время записан в метрической книге, или в случае возникших сомнений о метрическом акте оного, то событие брака по закону может быть доказываемо: а) обыскною книгою; b) исповедными ведомостями; с) гражданскими документами, если из оных видно, что именующийся или именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались гражданскими правами и преимуществами, зависящими от законного супружества, – и наконец d) следствием. При сем следствие должно заключать в себе показания причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события. После этого все эти показания, взятые под присягой, сверяются, и если они действительно окажутся несомненными, то данный брак признается законным, как и записанный в метрическую книгу, по обычаю (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 34–36; т. IX, ст. 1560–1581; Сравн. выпись из сборн. решен. Сената под ст. 215; Уст. Дух. Кон. §261–265). Отделение IX. О совершении Таинства Брака и о некоторых особенных обстоятельствах могущих случаться при его совершении

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1. Церковно-славянский текст Триоди Кондак, глас 1: Егда приидеши Боже на землю со славою,/и трепещут всяческая:/река же огненная пред судищем влечет,/книги разгибаются, и тайная являются:/тогда избави мя от огня неугасимаго,/и сподоби мя одесную Тебе стати Судие праведнейший. Икос: Страшное судище Твое помышляя преблагий Господи, и день судный,/ужасаюся, и боюся, от совести моея обличаемь,/егда имаши сести на престоле Твоем, и творити испытание:/тогда отрещися грехов никтоже возможет,/истине обличающей, и боязни содержащей:/вельми убо возшумит тогда огнь геенский,/грешницы же возскрежещут./Темже мя помилуй прежде конца, и пощади мя Судие праведнейший. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова В неделю мясопустную 1 . Кондак, глас 1-й. Когда приидешь Ты, Боже, на землю со славою, я все вострепещет, и река огненная потечет пред судилищем (Твоим), книги разгнутся, и сокровенное обнаружится: тогда избави меня от огня неугасимаго, и сподоби меня стать одесную Тебя, Судие праведнейший. Икосы : 1) ( Τ φοβερν) Помышляя о страшном судилище Твоем, преславный Господи, и о судном дне, ужасаюсь и трепещу, будучи обличаем своею совестию. Когда Ты восхощешь сесть на престоле Своем, и творить испытание; тогда никто не возможет отречься от (своих) грехов, так как (сама) истина будет обличать, и будет обнимать страх: ибо сильно восшумит (тогда) огнь геенский, так что грешники заскрежещут. Посему помилуй меня прежде конца, и пощади меня, Судие праведнейший. 2) ( τε) Когда в первый раз пришел Господь и явился людям, не отделившись (по существу) от (Предвечнаго) Родителя (Своего); то Он обошел горния власти и силы и чины ангелов, и сделался человеком, как восхотел, Создавший человека, и вознесся ко Отцу, не оставляя Его (никогда). Не изъяснимо сие таинство Твое, Спаситель мой! Ибо, нисколько не отступивши ( οδ γρ πστης ολως) от Отца Своего, Ты скоро восшел к Отцу, будучи (Сам) не отделим от Него, а (между тем) все исполняя, Судие праведнейший. 3) ( π) Воспеваемый ангелами восшел (на небо) со славою Господь, в виду учеников Своих: точно также, в предшествии ангелов, приидет Он славно, как написано. Когда (же) небесное, и земное, и преисподнее будет славословить и покланяться Хрясту распятому, и будет явно исповедывать, что Он Бог и Творец: тогда иудеи с плачем воззрят на Того, Котораго они пронзили (копием) ( Ин. 19:37 ); праведные просветятся, восклицая: «Слава Тебе, Судие праведнейший».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

454. Слово в неделю Мясопустную 1806–1808 Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. ( Mamф. XXV. 41 ). «Бог есть любы» ( 1Ин. 4:8 ) в существе Своем и милосердие в Своих действиях относительно к человеку; сколько ни многоразличны сии действия, они имеют единое начало – благость, и единый конец – благо. Посему Бог является то в образе отца и дает нам славное имя сына: «даждь ми, сыне, твое сердце» ( Npumч. XXIII. 26 ); то в образе врача и покупает нам здравие собственными болезнями: «язвою его мы исцелехом» ( Uc. LIII. 5 ); то во образе пастыря, и не забывает глашать по имени овец, забывших Его в своем заблуждении: «ины овцы имам, яже не суть от двора сего; и тыя ми подобает привести» ( Иоан. Х. 16 ); то во образе гостя и усильнее старается внити в убогую хижину нашу, нежели мы в славный чертог Его: «се стою при дверех и толку» ( Anok. III. 20 ); то во образе жениха и всюду приближается к невесте Своей, куда бы она ни удалялась: «прииди ближняя моя» ( Nech. II. 10 ). Но видели ли вы ныне в зерцале слова Божия последнее явление Вечного во времени? О, как оное ужасно и не подобно предшествовавшему! Души не соответствовавшие любви Жениха небесного, вы скоро испытаете пламень Его ревности! Сердца не приявшия Божественного посещения, «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Mamф. XXIII. 38 )! Овцы слышавшие глас Пастыря своего, но ему не внимавшия, Он предаст вас зверям хищным! Больные члены, отвергнувшие помощь врача душ и телес, Он уже приемлет железо, дабы отсещи вас и извергнуть из града бессмертия! Непокоривые дети, презревшия спасительные советы Отца, вы увидите в Нем строгого судию! Се Он слагает с себя свою кротость, и облекается в славу! Се Он взирает молниею, громом вещает, ужасом окружен! Смерть поселяется там, откуда Он отвращает очи! Вы, которые не хотели приити к Нему, когда Он звал вас: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» ( Mamф. XI. 28 ), – вот, Он теперь увольняет вас от Себя: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Названия недели — масленица, ‘сырная’, мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. 24 февраля. ПРАВМИР. В России сегодня началась масленичная неделя, которая предваряет Великий пост. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту. В России масленица сохраняет характер народного гулянья с различными увеселениями, играми, уличными забавами. Основным угощением Масленицы являются блины, вся неделя именуется в народе «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Масленица завершается Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Масленица! Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Как провести масленицу с детьми? Пять советов на Масленицу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 апреля, 2024 22 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-rossii-nachalas-masl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010