233. К сестрам милосердия (Из жизни святых мучениц дев: Ирины, Агапии и Хионии. Чет. Мин. апреля 16) К вам, сестры милосердия, давшие обет посвятить себя на помощь страждущему человечеству, будет слово наше; и вот что мы скажем вам. Если каждому трудящемуся, для того чтобы не изнемочь под бременем труда, нужно ободрение и подкрепление отвне; то вам, не только в ваших трудах, но, можно сказать, и подвигах оные уже и совершенно необходимы. Не говоря о том, что служение страждущим вообще не легко, оно в частности иногда бывает и едва выносимым. Разве сладко, например, смотреть на страдальца, покрытого тлетворными язвами? Разве не мучительно слышать тяжкие стоны и вопли недужных? Или разве не страшно, наконец, видеть последнюю борьбу умирающего со смертью ? А при всем ведь этом вам и присутствовать приходится; и видеть, и слышать все это неизбежно бывает. Тут, понятно, без ободрения и подкрепления легко можно и духом упасть, и в подвигах ослабеть, и унынию безнадежному предаться. Поэтому-то, повторяем, ободрение и подкрепление вам особенно необходимы. Но вы, конечно, скажете на это: где же взять их или у кого искать? Ответ на это простой. Ищите, отвечаем, прежде всего в примерах святых. Лучшего ободрения и подкрепления для себя, а равно, пожалуй, и лучших образцов для подражания в вашем деле едва ли удастся вам в ком-либо другом найти. Вас, может быть, возьмет сомнение – правда ли это? Не сомневайтесь. Что это правда, то сейчас с очевидностью покажет вам и самое дело. Вот перед нами св. мученица Анастасия, именуемая Узорешительницей. Она вела себя так: ходила из города в город и из страны в страну, служа находившимся в узах святым: кормила, поила, одевала и лечила их; старалась чем-либо утешить бывших в великой скорби; изнемогавших плотью от долговременных и тяжких уз освобождала из темниц. Многих от застарелых ран своим уходом исцелила; многих полумертвых своим служением оживила. Научившись врачебному искусству, она сама лечила больных; тех из них, которые не могли ходить, носила на своих руках; сама влагала им пищу в уста и поила их, сама очищала гнойные язвы, сама перевязывала раны. Так как большинство из тех, за которыми ухаживала Анастасия, были из пострадавших за Христа, то она особенно радовалась тому, что, служа им, она как бы служила Самому Христу. Она служила этим страдальцам, забывая немощь своего естества, укрепляла себя великодушием, мужеством и пламенной любовью к Богу; относилась к тем, за которыми ходила, как к друзьям Божиим – и так же с великой любовью. «Наконец, как видно из жития св. дев Ирины, Агапии и Хионии, Анастасия возбуждала своими любви исполненными словами мучеников мужественно стоять за Христа; утешала их надеждою на несомненную помощь Божию, и наконец, и тела мученические, умащая ароматами, честно предавала погребению, моля Господа, да и саму ее сподобит венца мученического» (Чет. Мин. апр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Что избираем мы, – то или другое, – это есть в нашей воле, потому и будет суд не только делам, словам, но и самым помышлениям, происходящим от сердца, движущегося и преклоняющегося или к миру, или к Богу» (3:497). «Почто мы не хотим быть скорбны, будучи уверены, что многими скорбями подобает нам идти в Царствие Божие? – обращается святой Подвижник к другому адресату, а вместе – и к нам, и пишет: избавит Господь души раб Своих, и все скорби их пременятся в утешение, когда вечная радость приимет их в неизреченном свете! Поскорбим же и поплачем здесь, пока еще скорби наши и плач наш приемлет Господь!» (3:351). «Видите, – заключает Задонский Затворник, – какая польза бывает претерпевающим скорби в житии своем; будем же благодарить о всем Господа и претерпевать безропотно, какие бы нам скорби ни приключались. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!» (3:525). Не малое значение имеют на нашем земном пути болезни – именно они останавливают человека в его житейском беге и понуждают задуматься – останавливают и знатного и малоизвестного, и сильного и слабого, и богатого и бедного. Болезнями наша душа очищается от многих грехов и даже таких, «которых мы и за грех не признавали. Душа, безропотно претерпевающая болезни, удостаивается мученического венца. Божие посещение болезнями приготовляет душу к вечному блаженству. Болезнями душа приводится в сознание грехов своих, как она оскорбляла имя Господа, и чрез сие размышление приходит в чувство совершенного покаяния. Она уже не просит Господа о телесном здоровье, но плачет и умоляет об отпущении грехов – и тогда Господь, видя ее смирение и безропотное терпение, милостиво ее разрешает и приемлет в радость вечную, где всех веселящихся жилище. Которые здесь в жизни своей плакали, гонимы были от своих и от чужих, и все претерпевали безропотно ради Господа, те там вечно радуются и веселятся с Ангелами в Царствии Божием» (3:71–72). Нездоровье немало пользует: «Когда внешний человек болеет и немощствует, тогда внутренний обновляется и сильнее бывает призираем свыше» (3:603–604).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Когда же ты придёшь в совершенство смирения, тогда Я вознесу тебя и прославлю на Небе пред Моими Ангелами; а вместе и пред человеками почту тебя. После многих скорбей, которые перенесёшь, Я утешу тебя и возвращу тебе первый твой сан. Но ты радуйся не о временных почестях, а о том, что имя твоё написано в книге животной». Так святой Евстафий, беседуя с Богом и получая от Него откровения, исполнялся духовной радостью и благодатью и Божественною воспламенялся любовью. И что же затем было с ним? Нужно знать, что он был римским воеводою, имел огромное богатство, множество рабов, был славен и знаменит. Но вот горе за горем, беда за бедой начинают преследовать его. Прежде всего дом его посетила смерть; затем пришли недобрые люди, ограбили его, и он сделался нищим и беспомощным скитальцем. Добрую и благочестивую жену отнял у него разбойник; двоих сыновей унесли дикие звери, и Евстафий остался один со своим горем. Что могло быть ужаснее его положения? Но он не потерялся в нём. Не имея ничего на земле, он весь устремился к Богу, и Бог утешил его. Пришло время, и он сделался ещё более богатым и знатным, нашёл чудесным образом сохранённых Богом жену и детей, а впоследствии обрёл и такую благодать и милость от Господа, что сподобился и венца мученического. Не правда ли же, что всё, не исключая и страданий, посылаемых праведникам, служит к спасению этих последних и к их блаженству? Да. Что говорил Господь Евстафию? «Ты увидишь много скорбей и будешь искушён бедами, как Иов, для того чтобы, будучи искушён ими, как золото в горниле, сделался угодным Мне и принял бы венец от рук Моих! ... Я вознесу тебя на Небе пред Ангелами Моими и пред человеками почту тебя». И слова Господа, как вы видели, оправдались вполне. Значит, нечего смущаться и тогда, когда видим, что и праведник страдает. Из приведённого примера мы все должны убедиться в той великой истине, что праведник страдает для того, чтобы его терпение было прославлено мздовоздаяниями величайшими, чтобы, вмале быв наказанным, он был впоследствии облагодетельствован великими и чтобы, наконец, за скорбь временную получил блаженство бесконечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Евлалии было только 15 лет, и в это время Диоклитиан воздвиг гонение на христиан. Сердце Евлалии исполнилось радости, когда она услышала о гонении, но никому не открывала о причине своей радости. Однажды тайно ночью, помолясь Богу и не сказавшись никому, она отправилась в город. Там предстала к сидевшему на высоком месте правителю Дакиану и обличила его в идолопоклонстве и жестокости. Разгневанный правитель, узнав, что она христианка, приказал бить ее палками, и во время побоев убеждал пощадить свою молодость и красоту. Но св. дева отвечала, что она сказала правду и что для нее терпеть муки дороже всего. Тогда правитель велел повесить ее на дерево и жечь свечами до тех пор, пока не умрет; но она, страдая, не переставала молиться. Святая душа мученицы в виде белой голубицы вылетела из уст ее и возлетела к небу. Родители же, не найдя Евлалии дома, искали ее всюду. Когда узнали, что дочь их предана мучениям, пошли в город и, нашед ее уже мертвой, висящей на дереве, плакали и вместе радовались, что дочь их получила мученический венец. Когда погребали тело св. мученицы, то некто Филипп, который пострадал за Христа после, смотря на лицо ей, со слезами сказал: «Евлалия, ты прежде нас удостоилась мученического венца»; тогда лицо ее, как живое, улыбнулось говорившему (Ч.-М. 22 август.). в) Святая София и три ее дщери: Вера, Надежда и Любовь – жили в Риме при императоре Адриане. София научила дочерей страху Божию, заставляла их читать Священное Писание и усердно заниматься хозяйством. Один из начальников римских, узнав, что они – христианки, донес о них Адриану. Они, после усердной молитвы, чтобы Господь укрепил их на страдания, пошли во дворец и, с крестным знамением, предстали лицу царскому. На вопросы царя о происхождении и вере, София твердо исповедала себя христианкой. Царь поручил ее с детьми одной женщине в надежде, что она отвратит их от христианской веры, и приказал ей через три дня представить их всех к нему на суд. Все это время София провела в молитве и в увещаниях к дочерям – подвизаться за веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда Лонгин сказал: – Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда. Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему: – Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от императора. Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им: – Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите. Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним на встречу и, поцеловав, обнял их и сказал: – Радуйтесь, рабы Христовы, мои соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную (то есть по правую руку) Бога, и насытимся лицезрением славы Его. Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и правительства иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Первые находили свой героизм соответствующим званию христианина, исполнением своего долга; отступившие от веры по тому или другому побуждению, конечно, старались оправдываться только немощью человеческой природы; и избегающие гонений подыскивали оправданий для себя как в своих собственных глазах и своей совести, так и в глазах других людей. Пример первых, героизм их, конечно, сильно влиял на верующих (достаточно вспомнить, с каким благоговением христиане относились к мученикам и останкам их, указать, какое впечатление производила стойкость христиан в мучениях даже на непредубежденных язычников, отметить нередкие случаи обращения язычников в христианство благодаря именно этому впечатлению); пример вторых возбуждал в верующих колебание и сомнение в искренности веры тех, которые уклонялись от исповедования веры и мучений; отступники возбуждали, по меньшей мере, сожаление, а может быть и то чувство горечи, которое является у человека, когда не сбываются ожидания и надежды. Одних надо было ободрять, других утешать, третьим давать приличные времени и обстоятельствам наставления. Неодинаковость отношений христиан к гонениям, естественно, поселяла рознь в самых взглядах на гонения: в силу своих ли убеждений, или других каких извинительных причин, одни стремились к пыткам и мученическому венцу, другие отказывались в своем негаторстве даже и от мученического венца, третьи сторонились пыток, боялись мучений и убегали от них. Какой же правильный взгляд на гонения? как вести себя во время преследований? какая нравственная цена мученичества? согласны ли гонения с волей Божией? и т. д. – вот вопросы, над которыми, как видится, задумывались иные и не могли более или менее определенно и категорически разрешить их. За разрешением таких и подобных им вопросов и обратился к Тертуллиану некий Фабий, которого Тертуллиан называет братом (конечно, по вере) 1467 . На первый раз Фабий поставил Тертуллиану два вопроса: как поступать в гонениях, нужно ли их избегать или нет, и какое значение имеют вообще гонения? Чуткий ко всем движениям современной мысли христианской, не оставляющий без внимания ни одного вопроса, прямо или косвенно предложенного ему, Тертуллиан пишет целый трактат на данные вопросы, lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Фото: freepik.com «Мы не можем требовать от другого человека мученического венца». Священник Валерий Духанин — о трагедии в Ростове И онкологии как повторении мученичества 1 апреля, 2021 И онкологии как повторении мученичества Фото: freepik.com В Ростове-на-Дону покончил с собой настоятель храма Дмитрия Донского, протоиерей Андрей Немыкин. В предсмертной записке он написал, что не может больше терпеть боль. У священника было онкологическое заболевание. О том, почему мы не можем судить отца Андрея за его поступок, рассуждает священник Валерий Духанин. Не так давно он сам перенес рак. Священник Валерий Духанин Преподобный Паисий Святогорец говорил, что онкология — это в каком-то смысле повторение мученичества. Некоторым людям посылаются такие боли, что здоровый человек даже не в силах себе представить, насколько это лишает всякого покоя и как бывает тяжело, когда не помогают никакие препараты. Поэтому здесь нам остается только проявить человеческое сочувствие. Судя по всему, в епархии не принято решение об отпевании отца Андрея, но в личных молитвах нам никто не запретит молиться о милости Божией к нему. Мы всецело вверяем его участь в руки Господа, не пытаясь творить своего суда, потому что у нас только один судья — это Бог. Мы не вправе взвешивать на весах своего человеческого суда мотивы поступков ближнего. Отношение Церкви к самоубийству известно давно, самоубийство — это грех, который не дает возможности покаяться. Но люди совершают даже такой поступок по разным причинам. Оправдывать мы не можем, но и отчуждаться от отца Андрея, как будто он ничего не значит для Церкви, тоже нельзя. Порой в болезни кажется, что терпеть невозможно, и ты начинаешь просить: «Господи, забери меня отсюда!» А Он не забирает… И здесь важно принять Его волю. Если Он ведет тебя через эти страдания, значит, так надо. Всякие земные страдания будут иметь конец. Но дело-то вот в чем: мы не можем требовать от другого человека мученического венца. Если тебе дан такой крест — терпи до конца. Но если кто-то не выстоял — не осуждай. Святые потому и святые: они выносили все до конца, а ты сам не знаешь, как поведешь себя в такой момент. Болезнь — мученический венец, и принять его может не всякий.

http://pravmir.ru/my-ne-mozhem-trebovat-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010