Согласно иудейской апокалиптике на небе существует храм, подробно описанный в видениях пророка Иезекииля ( Иез.40–44 ), который является прообразом храма земного. При этом небесном храме находится жертвенник всесожжений и золотой жертвенник воскурения ( Откр.8:3 )» Души мучеников находятся под жертвенником всесожжений, наподобие крови жертвенных животных, которая сливалась «к подножию жертвенника всесожжений» ( Лев.4:7 ). Следует также помнить, что по представлениям того времени в крови находится душа. Отсюда и строгий запрет на употребление крови в пищу: «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому… не ешьте крови ни из какого тела… всякий, кто будет есть ее, истребится» ( Лев.17:14 ). Здесь в Библии под «душой» понимается не некая особая субстанция, как у древних греков, но жизненная сила, присущая живому существу, или попросту жизнь. Таким образом, мученики – жертвы Богу. Таково было убеждение и апостола Павла, который, готовясь к принятию мученического венца, писал: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ; ср. Флп.2:17 ). Души мучеников находятся под небесным жертвенником, в непосредственной близости к Богу. Для этого их положения решающим является не то, что они закланы (это слово, отсутствующее в Синодальном переводе, тоже говорит о жертвенности). Они близки к Богу, потому что они были «за слово Божье и за свидетельство, которое они имели». Все эти мученики – христиане, даже если здесь не говорится о «свидетельстве Иисуса» ( Откр.1:9 ), ибо они называют своими «сотрудниками и братьями» именно христиан. В жалобном вопле мучеников «доколе?» слышится отголосок многих псалмов: Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе врагу моему возноситься надо мною? ( Пс.12:2–3 ; ср. Пс.78:5 ; Пс.79:5 ; Пс.84:6 и т. д.) Вопль мучеников о мести кажется странным и противоречащим заповеди Иисуса о прощении. Но эта странность несколько сглаживается, если подумать о том, что здесь речь идет отнюдь не о чувстве мстительности Иоанна или мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любит Бога, которого не видит?» Так тесна связь любви к ближним с любовью к Богу. Ближайшим выражением любви к Богу служат дела благочестия. В ряду их молитва занимает первое место. Но молитва угодна Богу только в соединении с любовью к ближним. Кто ближнего не любит, кто питает против него вражду, ненависть, недоброжелательство, злопамятство, у того, как бы ни был богомолен и набожен, молитвы Бог не принимает. Бог, как отец наш, есть Бог любви и мира и от нас, как детей своих, требует любви и мира. Кто чужд любви и мира, тот только оскорбляет Бога своими молитвами. Ему и в церковь не следует ходить, прежде чем он не помирится с ближними. Напрасно он будет умолять Бога о прощении долгов или грехов своих, доколе сам не простит брата, провинившегося перед ним. Не только молитвы, но и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий не оставляет злобы на ближнего. Некто Саприкий потерпел немало страданий и мук за веру во Христа. Ему оставалось только принять смерть и с нею мученический венец. Когда же наступили минуты смерти, подошел к нему поссорившийся с ним из-за чего-то приятель его Никифор и стал умолять его о прощении. Саприкий не простил его, и за сие отступила от него благодать Божия. Он устрашился смертной казни, отрекся от Христа и лишился мученического венца. Вместо него получил мученический венец Никифор, который исповедал себя христианином и тотчас же казнен был (Память его февр. 9). Господу Богу не благоугодны подвиги целомудрия и постничества, если не соединены с любовью к ближнему. Юноша, ревновавший о спасении, спросил Иисуса Христа, что ему надобно делать, чтобы достигнуть живота вечного. Иисус Христос указал ему на заповеди, которые он должен соблюсти. Юноша ответил, что он эти заповеди сохранил от юности, и спросил: чего ему еще недостает? Оказалось, что он был корыстолюбив, пристрастен к богатству, а корыстолюбие несовместно с любовью к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И тогда образ Христа-Жениха пленяет и сердца дщерей Иерусалимских. Теперь они готовы вместе с Суламифью искать Его: 5:17 Камо отиде брат (сестричищ) твой, добрая в женах, камо уклонися брат твой? и взыщем его с тобою, – восклицают они. 6:1 «Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою». И душа дочерей Иерусалимских осознала, что Церковь прекраснейшая из женщин , что ничто в этом мире не сравнимо с ней. Они готовы соединиться с Церковью и искать Жениха-Христа. Римские воины, мучившие первых христиан, часто бывали покорены красотой и величием их подвига и веры и, присоединившись к ним, искали вместе с ними мученического венца, чтобы «увенчаться со Христом» и обрести Его. В последние времена, когда уже будет воцаряться антихрист, через проповедь пророков Илии и Еноха, дщери Иерусалимские – сыны и дочери земного Израиля, осознают, наконец, что добрая в женах и прекраснейшая из женщин – Церковь Христова, и вместе в нею взойдут ко Христу. Св. Григорий Нисский видит в дщерях Иерусалимских души несовершенные, а в невесте – душу совершенную во Христе, которая ведет их ко Христу-Жениху. «Как Андрей гласом Иоанна путеводится к Агнцу, а Нафанаил, просвещаемый Филиппом, изшедши из объемлющей его тени закона, вступает в свет истинный; так и отроковицы к приобретению указанного им блага употребляют в руководство душу совершенную по красоте, говоря ей: камо отыде брат твой, добрая в женах? Камо уклонися брат твой? И взыщем его с тобою». Глава 6 Невеста отвечает на вопрос дщерей Иерусалимских о месте пребывания Жениха и на их желание участвовать в поисках Его: 6:1–2 Брат (сестричищ) мой сниде в вертоград свой, в места аромат, паствити в вертоградех, и собирати крины. Аз брату (сестричищу) моему, и брат (сестричищ) мой мне, пасый в кринех. 6:2–3 Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мне; он пасет между лилиями. Невеста, искавшая Жениха, сама теперь указывает на место, где Он находится: Брат мой сниде в вертоград ( в сад ) свой, в места аромат ( в цветники ароматные ), паствити в вертоградех, и собирати крины. В цветущих садах пасет Пастырь добрый и собирает лилии. Обычно пасут на полях и пастбищах, но не в садах. Пастух ищет злачные пастбища, а не ароматные цветники. В обычной картине пастуха на пастбище все несколько заземлено, вещественно. В картине же Песни Песней, где пастух пасет в цветущем саду и питает пасомых не травами, а ароматами цветников и собирает не сено, а лилии, – все возвышенно, утонченно и одухотворено. Все таинственно и, если можно так выразиться, сказочно. Насыщение и покой обычных пажитей заменены красотой и ароматами цветочных садов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поучительный в этом отношении пример представляют нам св. апостолы, мученики, исповедники. »Я ни на что не взираю, – говорит ап. Павел при своем прощании с ефесскими пресвитерами, зная об ожидающих его узах и бедствиях в Иерусалиме, – и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией« ( Деян. 20:24 ); и когда в Кесарии верующие со слезами просили его не ходить в Иерусалим, апостол отвечал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян. 21:13 ). «Я связан за Христа, – писал иченик ап. Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец , христианам в Рим, шествуя туда для принятия мученического венца, – и ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Я горю желанием умереть. Моя любовь распялась; и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу»... Не хочу более жить жизнию человека» 673 . Отсюда ясно, что если бы, например, христианин-воин во время сражения стал бежать с поля битвы, чтобы не быть убитым, если бы врач во время эпидемии отказался лечить больных, чтобы самому не заразиться, если бы пастырь духовный, обязанный «положить жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ) словесного стада, в тех же обстоятельствах и по той же причине «оставил овец и бежал» ( Ин. 10:12–13 ) от них, отказавшись напутствовать умирающих и т.п., то никто, конечно, не стал бы оправдывать их во имя обязанности самосохранения. В первые века христианства бывали случаи, когда мечтательно возбужденные люди нарочно искали мученичества за веру Христову. Но Церковь не одобряла таких исканий. «Мы, – пишет смирнская община в окружном послании, в котором она извещала о мученической смерти своего епископа св. Поликарпа, – не хвалим тех, которые предают себя сами, ибо Евангелие не учит сему» 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Нерон: Ни сомнения, ни сочувствия ни один из вас у меня не вызвал. Но ответь мне все же на вопрос мой. 47 Симон: Ничего тебе больше не отвечу! Нерон: А все потому, что заврался вконец! Видно, даже я с тобой совладать не в силах, зато Бог всесилен, Он справится. Симон: Не буду я тебе отвечать. Нерон: Ну и ты для меня место пустое! Как погляжу, лжив ты насквозь. Однако ж, хватит! Все трое необузданность нрава своего показали и во всем меня сомневаться заставили, так что и не знаю теперь, кому верить можно. 48 Петр: Проповедую я единого Бога Отца во Христе Спасителе со Духом Святым, Творца всего сущего, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них; истинный царь Он, и царству его конца не будет. Нерон: Что это за царь-государь? Павел: Всех народов Спаситель. Симон: Тот, о ком речь идет – как раз я! И имейте ввиду, Петр с Павлом, не будет вам того, о чем мечтаете – не удостою я вас мученического венца! Петр с Павлом: Чтоб тебе, злобный маг, вовек пусто было! 49 Симон: Слушай, Цезарь Нерон, дабы убедился ты, что они обманщики, а я с небес послан, завтра ж на небо отправлюсь, и тех, кто мне верит, одарю блаженством, а на тех, кто отвергать меня смеет, гнев свой обрушу. Петр и Павел: Призвал нас некогда Бог ко славе своей, тебя же дьявол на мучение призывает. Поспешай! 50 Симон: Слушай, Цезарь Нерон, не вяжись ты с этими безумцами, дабы мог я милостив к тебе быть, когда приду на небо к отцу моему. Нерон: Да откуда ж нам знать, придешь ли ты еще на небо? Симон: Прикажи, чтоб построили из досок больших и брусьев высокую башню, дабы мог я, на нее поднявшись, ангелов своих призвать. В воздухе-то они ко мне явятся, а на земле среди грешников появиться невмочь им. Нерон: Вот бы взглянуть, как это ты сделаешь! Симон: Вели, чтоб башню построили, и увидишь. 51 Приказал тогда Нерон воздвигнуть на Марсовом поле высокую башню и повелел, чтобы весь народ и вся знать явились на это зрелище. А на другой день, когда все собрались, велел, чтобы были там и Петр с Павлом. Привели их тотчас к нему. И сказал он им так:

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

И я был бы с ним, как обычно, полностью единодушен, если бы он ограничился только формулировкой вопросов, которые перед нами ставит совесть. Однако статья заключается высказыванием убеждения, с которым я никак не могу согласиться. Вначале о. Сергий говорит: «…Христианство отличается от идеологии тем, что оно – не от мира сего и не призвано служить сиюминутным интересам этого мира, политическим, патриотическим, социальным, еще каким-то. Оно – свободное участие в Царстве Христовом, начавшееся уже здесь, а не идеология». В этой части я с ним согласен полностью. А вот дальше следует продолжение высказывания: «И простой признак отличия таков: пока ты идешь на крест сам – это христианство, а когда призываешь идти на крест других, неважно ради каких целей – это уже идеология». И с этим я уже никак не могу согласиться, иначе нам придется зачислить в идеологи всех наших предков по духу, которые не только сами ревновали по Богу, стремясь засвидетельствовать веру страданием за нее, но и других призывали. Причем это понималось как нечто само собой разумеющееся. Да, и в те времена многие отпадали от веры, отрекались, а некоторые хитрили: сами не приносили жертвы идолам, но посылали кого-то из язычников за себя принять участие в жертвоприношении (благо, фейсконтроль пройти было нетрудно за отсутствием в те времена удостоверений личности с фотографиями, не говоря уже о биометрических данных). Но все они понимали, что первое – это отпадение от Церкви, а второе… стыдно, не по-христиански это – так хитрить, уклоняясь от чести, когда Господь призывает сораспяться Ему. Все, и стойко исповедовавшие веру, и отпадавшие, и уклонявшиеся вышеупомянутым способом – все принимали всерьез сказанное Спасителем: «…Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33). Отсюда не только стремление к мученичеству, характерное для древних христиан, но и призывы к этому подвигу. Все-таки важно, и ради каких целей призывать к «претерпеванию до конца» (Мф. 10:22), и что видеть в страданиях за Христа – объективное благо мученического венца или одно лишь уродливое зло мучительной смерти само по себе?

http://pravmir.ru/skorsezianskoe-hristia...

Многочисленные примеры из предания церковного да утвердят вас в силе той же молитвы. Родители блаженной Феофании-царицы, супруги Льва Премудрого, желая иметь чадо, пламенно молились Пресвятой Владычице Небесной, каждый день приходили к храму Ее, бывшему во Фракии, и изливали перед Нею сердца свои в прилежном молении со словами: «О, Госпоже мира, неплодствие наше да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да примем от Создателя Твоим милосердием». И поскольку с верой просили, то и получили. И благодатью Той, Которой усердно молились, приняли своего неплодства разрешение и родили дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами (Четьи Минеи, 16 декабря). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, который стал впоследствии великим защитником Православия и венца мученического сподобился (Четьи Минеи, 28 ноября). Вот и вы, жены, к такой же молитве прибегайте, и она, несомненно, будет услышана. Но, может быть, скажете: «Прибегаем, да, видно, не принимает молитвы нашей Бог». В таком случае усугубите ее, и если она была кратка и не полна, то дополните ее. Чем? Обещанием Господу, что вы не для своей утехи земной просите себе детей у Него, а для того, чтобы их Ему же отдать и в них как бы продолжать свое служение Ему. Такие обеты давали Господу и упомянутые жены. Мать Самуила говорила: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). И мать Пресвятой Богородицы так же говорила: «Тогда, Господи (то есть в случае исполнения прошения), рожденное чадо мы приведем в дар Тебе, благословляя, воспевая и славя Твое милосердие». И мать святого Стефана Нового, прося у Царицы Небесной сына, тоже обещала, если такого дара сподобится, принести сына в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Нее, Пречистой, воплощенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

К стр. 27 прим. 1-е. Он в совершенстве осуществлял правило подвижническое, нижней одеждой его было вретище, а верхней, видной другим, – ряса. Пищей ему служили сухой хлеб к неваренная зелень в незначительном количестве, причем пишу эту он принимал через два, три, иногда и пять дней; вина же, рыбы, плодов и прочих съестных припасов он всячески избегал. Бодрствование и молитву до того полюбил он, что предавался им и днем и ночью; замыкая глаза в сидячем положении на коротенький срок, сейчас же поднимался на пение и славословие. Смирение его простиралось до того, что считал себя хуже всех и, если встречал монаха или мирянина меньше себя, обращался с ним как наименьший и непотребный. Он, возлюбленный Богом, питал ко всем такую любовь, что в полноте исполнял заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»: да, он действительно полюбил «Господа Бога всею душою, всею силою и всем разумением и ближнего, как самого се6я». Написанные им поучения о любви свидетельствуют об обилии любви в сердце его. Он полюбил две добродетели; смирение и любовь, из коих одна его возвышала, а другая не позволяла ему падать с высоты добродетелей; так что он с каждым днем возвышался и преуспел до того, что, достигши истинного совершенства, удостоился венца мученического и соединился с сонмом исповедников Христовых, как это покажег нижеследующее слово. Видя добродетель и подвиги его, а равно источник учения, истекавший из уст его, монахи того монастыря, также все ближайшие и отдаленнейшие, приходили к нему и исполнялись духовной пользы; царь же вручил ему монастырь Хризопольский и отличал его большими почестями. К стр. 29, прим. 1-е. Видя, что царствующий град и окрестности его волнуются злою ересью, богоносный отец многократно обличал царя и патриарха и просил их оставить коварную ересь и исповедать Христа в двух естествах, в двух волях и двух действиях, совершенного и по Божеству и по человечеству. Он им предложил много мудрых и вразумительных учений об этом, но Они сделали сердце свое подобным сердцу аспида глухого, который не слышит глас очаровательного художника и не принимает лекарства мудрого врача, и не пожелали идти путем истины; поэтому исполнилось сердце его ревности божественной, как говорит пророк Давид?): «ревновал я о нечестивых и мир, грешных видел; облеклись они в нечестие и неправду, и неправда их вышла как бы от тука; ибо они ходили по совету сердца своего, помыслили и сказали нечестие и неправду громко возвещали».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали от мучителей и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа и не за отвержение Его. Они, если благодарят Бога за свои страдания, – носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и мученики Христовы. Не для каждого исполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в Святом Евангелии: «не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19, 11 ). Если бы хоть отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, было бы у мирян по крайней мере воздержание! От сердечной же любви к Богу никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их мученического венца! Другой образ – совершенное самоумерщвление отошлем в монастырь для иноческого чина. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношения язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо и мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8, 28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копием на Кресте ( 103, 792–794 ). Апостол говорит: «Я рассудил быть у Вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2, 2 ). Как же мы можем знать и видеть Иисуса Христа? Недостаточно одними только телесными глазами смотреть на распятие Господне, изображенное на иконе, а нужно, главным образом, внутренними очами смотреть на Его страдания, ибо Он и теперь страдает, хотя не плотию, а духовно, вторично распинаемый, по слову апостола, грешниками. А как смотреть на Христа умными очами, пусть будет нам образцом преподобный Стефан, о котором пишется в Лимонаре. Три старца пришли к авве Стефану и вели разговор о пользе душевной, но старец молчал. «Что же ты, отче, ничего нам не отвечаешь? – говорят старцы.– Ведь мы пришли к тебе ради пользы».– «Простите мне, братия, сказал тогда Стефан, я до сих пор и не разумел даже, о чем вы говорите. Но что могу – скажу вам: я всегда – и днем и ночью вижу умом своим распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа». Какое дивное богомыслие! Сидит святой отец среди братий, среди бесед человеческих, но умом своим предстоит Христу, распятому на Голгофе, Христа видит, Христу внимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010