Святая Феодотия и ее сыновья были непреклонны в решимости удостоиться мученического венца. Когда старшего сына Евода подвели к орудиям пытки, он отвечал тирану так: «Ты сам видишь решимость наших душ и смелость наших речей, которыми наделил нас Христос, невзирая на юный возраст. Он взял от нас человеческий страх и облекает нас ныне Божественной силой». Ободряемый матерью, мальчик был предан в руки палачей, которые засекли его насмерть бичами. Святую Феодотию и ее младших сыновей ввергли в пылающий огонь. Они же в это время прославляли Господа, Который даровал им мученичеством достичь Царства Небесного. Между тем святая Анастасия была вновь схвачена и доставлена к новому префекту Иллирика Лукиану, человеку алчному и неразборчивому в средствах. На предложение Лукиана передать ему свое состояние святая ответила отказом, «ибо, – сказала она ему, – не богачам наподобие тебя повелел мне мой Бог раздавать имение, но бедным ради спасения их душ». Брошенная в темницу, святая великомученица целый месяц провела безо всякой пищи, укрепляемая и одобряемая частыми явлениями святой Феодотии. Увидев, что святая Анастасия вышла из темницы исполненная духовной крепости, префект приказал отдать ее под надзор еще более жестоких тюремщиков на другие 30 дней. По прошествии этого времени он приговорил ее к смерти. Вместе со 130 язычниками, осужденными на смерть за обычные преступления, а также христианином по имени Евтихиан святая Анастасия была погружена на корабль, который вывели в море, предварительно пробив в его днище несколько отверстий. Однако не успело судно начать погружаться в пучину, как появилась святая Феодотия, заняла место у руля и отвела корабль к острову Пальмария , где жили тогда ссыльные христиане. Изумленные этим чудом, спутники святой Анастасии также приняли христианскую веру в благодарность за спасение. Узнав об этом, префект послал на остров воинов, приказав схватить и обезглавить около 200 бывших там христиан. Святая Анастасия, казненная первой, обрела наконец мученический венец. Затем победным венцом были украшены и все остальные.

http://pravoslavie.ru/58558.html

Сейчас разрабатываются учебные курсы по русской патристике. По содержательности и по тому, как она раскрывает Священное Предание, русская патристика может сравниться с латинской и сирийской патристикой. Это большой успех! Язычники не предъявят ничего подобного, славянскую неоязыческую мифологию нельзя поставить рядом с греко-латинской. Для минутного разговора о русской патристике снова возьмем конкретный пример – святителя Феофана Затворника . Он получил прекрасное образование, был полиглотом, переводчиком. Его переводы критиковали за то, что они достаточно вольные, не буквальные. Не будем спорить, хотя и заметим, что в наше время буквальные переводы (word by word) несколько потеснены смысловыми переводами (thought by thought). Представляется, в переводческом деле процесс пошел именно в том направлении, в каком работал святитель Феофан. Он усердно занимался самообразованием, приобрел знания и навыки в разных науках, искусствах и ремеслах. Великий труженик, человек энциклопедических знаний, он прошел путь от преподавателя Духовного училища до ректора столичной Духовной академии. По наследию святителя Феофана защищаются не только богословские диссертации. Его труды изучают психологи и педагоги. Что может почерпнуть светская наука у церковного автора? Кандидат педагогических наук Е. Никулина приходит к выводу, что святитель Феофан предлагает «внутренне согласованную концепцию воспитания». Кандидат педагогических наук А. Хохлова делает вывод, что святитель, предлагая высокую цель, указывает возможность реализовать всестороннее воспитание человека – в воспитательных институциях (в семье, в Церкви, в школе и в профессиональных учебных заведениях). Со многими трудностями сопряжено воспитание. Вот почему святитель утешал родителей и педагогов: «Я всегда твержу матерям, заботливым о чадах: вы – причастницы мученического подвига, ждите и венца такого». Это подвиг благоразумной любви. «Полюбите детей, и они полюбят вас… Растворяй строгость власти кротостью», – наставлял святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Свидетельства присутствия христиан в римской армии b III в. уже весьма многочисленны, и сам непримиримый Тертуллиан признает, что его единоверцы наполняют военные лагеря 19 . Таким образом, крайняя точка зрения, не позволявшая христианам служить в войске, не была в их среде общепринятой. В годы гонений на христиан некоторые римские военные погибли, отстаивая свои христианские убеждения, и удостоились «мученического венца». Так, в правление императора Галлиена (около 260 г.) в Кесарии Палестинской на одного из римских военных трибунов Марина поступил донос, что он является христианином. Будучи привлечен к суду, Марин произнес христианское исповедание веры и был осужден на смерть 20 . В правление Диоклетиана в Мавритании центурион Марцелл отказался принести жертву императору и языческим богам и заявил о своей принадлежности к христианству 21 . При Максимиане воины целого легиона были перебиты по приказу императора, т. к., являясь христианами, отказались сражаться с единоверцами 22 . Очевидно, что во всех перечисленных случаях мучениками руководили не чисто пацифистские соображения. Но это не значит, что таковые отсутствовали вовсе. Упомянутый выше мученик Марцелл, объясняя свое поведение судье на допросе, сказал: «Не должно сражаться за бренную суету христианину — человеку, являющемуся божьим воином» 23 . В этих словах слышится осуждение воинской службы вообще, по крайней мере — для верующих во Христа; возможно, что церемония, в которой отказался принять участие центурион, была лишь последней каплей, переполнившей чашу его терпения. Еще более выразительна история, происшедшая в царствование Диоклетиана с рекрутом по имени Максимилиан 24 . Сын солдата, крепкий и здоровый юноша, Максимилиан призывался в армию. Когда проводивший призыв проконсул Дион велел ему назвать свое имя, рекрут отвечал: «Зачем хочешь знать мое имя? Мне нельзя воевать, потому что я христианин». Проконсул, будучи от природы человеком не жестоким, не имел желания наказывать призывника за принадлежность к запрещенной религии.

http://azbyka.ru/otnoshenie-k-vojne-i-mi...

- Хрестоматийный вопрос, который вы, возможно, задавали духовнику: почему Всемогущий Господь допускает войны, страдания, увечья, гибель невинных людей, глубоко верующих, детей? Сколько человек останутся инвалидами в результате украинских событий... - Я сейчас живу в Севастополе, и мы стараемся именно этим людям, молодым, которые остались без рук, без ног, помочь. Слава Богу, благочестивые врачи лечат их, и некоторые православные олигархи помогают со средствами для лечения. Но они, к сожалению, пока не получают поддержки или какого-то пособия со стороны государства, они просто предоставлены самим себе. У многих есть многодетные семьи, и они остались без ничего. Это очень страшно. Но нельзя, смотря на все эти страдания, терять веру в Бога. Это все, конечно, попущение Божие за наши грехи. Уже много лет параллельно с возрождением церкви идет духовный упадок, расслабление. Особенно я это ощущаю здесь, в Москве . Никого не хочу осуждать... Но это отступление, расслабленность напоминает состояние общества перед революцией в 1917 году. Тогда и архиереи, и священнослужители, и простой верующий народ находились в каком-то расслаблении, многие захотели поменять образ власти и восстали против царя. История постоянно повторяется, развивается по спирали. За наши грехи, за нашу расслабленность Господь попускает такие испытания, чтобы люди очнулись, покаялись. Конечно, страшно, что там на войне убивают детей, женщин, престарелых людей. Но я уверена, что они сподобятся за это у Бога мученического венца. - Что сейчас, по-вашему, нужно сделать, чтобы на Украине скорее прекратилось кровопролитие и воцарился мир? - США и Евросоюз (их власти, не народ, конечно, - у большинства населения все-таки другое мнение) хотят всеми силами толкнуть Россию к большой войне. Они давят постоянно санкциями - за что? Видно было, что народ Донбасса не хотел жить под фашистским игом, как и крымский народ. В Крыму был идеальный случай, когда без пролития крови произошло воссоединение полуострова с Российской Федерацией. И конечно, многие жители Донбасса хотели провести такой же референдум, надеялись на тот же финал, но, к сожалению, этого не произошло.

http://ruskline.ru/opp/2015/3/21/zapad_n...

Заступаюсь за сиротку... Не всегда штраф... Почаще уговаривание. Это мягче... и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви... Я уверен, что у вас дело так и идет (4, с. 88). 23. Домашнее послушничество Ведь вы тоже и дома состоите на послушании. Надобно матушку всячески упокоивать. Она игуменья, а вы послушница... ну, пожалуй, казначея, и послушною останется одна малютка (4, с. 132). 24. Совет о воспитании девочки Девочку учить надо... Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичек... Иногда штрафуйте... не давая ей в этот день чего-либо, что она любит... Но никогда серчания не выказывайте... чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной (4, с. 133). 25. Наставление для утешения переживающих семейное горе Вы скорбите... Это в порядке вещей. Господь в Гефсиманском саду – это Первосвященник, страждущий за грехи всего мира. Сей скорби и туги делается причастным и священник, принимая грехи своего прихода и сторонних, приходящих к нему. Таково уж его назначение (4, с. 252–253). Другое дело – положение того семейства. Вы добре сделали, посоветовав не налегать укором. Этим ничего не успеешь. С совестию уж он управился. Привод «этой» – конец долгой борьбы, в которой он остался побежденным. Однако ж мне думается, что дело не останется так до конца. Она надоест ему, и он ее прогонит. Он охладеет к ней – тут совесть опять подымет бунт. И, может быть, возьмет свое. Этою надеждою пусть воодушевляются страждущие, присоединяя к ней усиленную молитву. Тут, конечно, враг вмешался, а его ничем не отгонишь, как молитвою. Утешение себе черпать научите их из той мысли, что они, терпя, делаются причастницами венца мученического. Лот был мученик, потому что, как уверяет апостол, мучился душою, смотря на беззаконные дела горожан своих. Таково и этих страждущих положение (4, с. 253).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Напрасно старались они поколебать ее твердость обещаниями милостей Шаха и ужасами казни. Царица оградила себя знамением Креста и с улыбкой им сказала: «Или не знают пославший вас нечестивец, что и малые дети, и невежды посмеются его предложению? Меня ли обольстить, облеченную в силу Христову? Он разорил мое Царство, изгнал моего сына, изувечил телесно и духовно моих внуков, расхитил, поругал всю святыню, близкую моему сердцу, и еще хочет меня умертвить! Что же приобретет моей смертью ? Но пусть поразит. Отрицаюсь Магомета, и всех дел его, и всей гордыни его! Верую во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Молю Распятого за нас и его Пречистую Матерь укрепить меня в час истязаний в твердом исповедании моей веры, дабы я удостоилась венца мученического. Вот я пред вами, делайте что хотите». Посланные, чтобы устрашить исповедницу, велели приготовлять пред ней орудия казни; она же, не теряя духа, просила только несколько минут для приготовления и удалилась во внутренние свои покои, где в молитвенной храмине хранилась вся ее домашняя святыня, соблюденная во время долгого плена. Царица стала на колени пред иконой Пречистой Девы с предвечным Ее Младенцем; она облила ее горячими слезами и произнесла тихую молитву: «Господи Иисусе Христе! Призри на рабу твою в день сей, в который ищут души моей за имя Твое. Да не воспрепятствуют в подвиге грехи мои, но по слову Твоему пришедшую к Тебе не изжени вон! Дай мне уста, и премудрость, и Дух Отца Небесного, пусть говорит во мне; не лиши меня твоей помощи, сопричти избранникам твоим; будь утверждением немощи моей женской и да прославится мною имя Твое; восстающие же на Тебя да посрамятся!» Пламенно молилась Царица и о сыне своем, и о царстве, дабы смертию ее освободились от тяжкой неволи, и услышана была ее молитва; даже иное царство перешло временно в род ее, освященный кровью мученицы. Тогда, по неимению при себе пресвитера, со страхом вынула она из ковчега запасные дары, всегда ею хранимые на случай насильственной смерти, и сама с благоговением приобщилась Пречистых Тайн, как это бывало в первые времена гонений. «Господи Иисусе Христе, – молилась она, – услыши молитву мою, и сподоби и меня соединиться с пострадавшими за Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

196. Нет греха, побеждающего милосердие Божие (Из жизни св. мученика Кодрата Никомидийского. Чет. Мин. марта 10) Некоторые из христиан, знающие за собой множество грехов, думают, что Бог их не простит. Справедливо ли же они так думают? Знайте, братие, что совершенно несправедливо, потому что греха, побеждающего милосердие Божие, – нет, и что всякого, как бы он ни был грешен, но если только прибегнет к Богу с полным раскаянием, с сокрушением сердца и плачем о грехах и возымеет твердое намерение исправить свою жизнь, Бог непременно простит и милость Свою ему окажет. Эту истину мы докажем ложно понимающим о милосердии Божием грешникам самым делом. Во время жизни св. мученика Кодрата Никомидийского многие из христиан в городе Никее отверглись от Христа и поклонились идолам. Однажды Кодрат увидал их и сказал: «Зачем вы отверглись от Христа и отдали себя во власть дьяволу ? Ужели вы не веруете, что будет воскресение мертвых и Суд Божий? Какой ответ на оном дадите вы Богу? Откройте очи ума вашего и подумайте, от Кого и от чего вы отпали? Вы оставили Царство Небесное ради этой временной и суетной жизни; вы оставили Преблагого Владыку Христа; вы поработили себя непотребному рабу – дьяволу, который тех, которые подпадают под его власть, бьет и убивает!» Слыша эти слова, отвергнувшиеся Христа громким голосом со слезами воскликнули: «Прости нас, раб Божий! Поступили мы как бессловесные скоты, как заблудшие овцы, сделались пищею волкам; постигли нас грехи наши, и мы умерли для жизни вечной. Что теперь нам, окаянным, делать, не знаем!» Слыша это, Кодрат возрадовался и сказал: «Дерзайте, братие, и не отчаивайтесь, ибо Милостив Христос Бог наш! Припадите к Нему со слезами и покаянием и затем будьте мужественны». И сотворили, после этих слов, бывшие отверженники великий плач и, упав на землю, посыпали пеплом свои главы. И вопль их так громок был, что жители всего города сбежались на место, где плакали каявшиеся. И нашло на последних светлое облако и осенило их. И поняли они, что Господь принял их покаяние и простил их. Все они после сего вскоре сподобились и венца мученического.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

— Пресветлый царь наш Диоклитиан послал меня к тебе с великой милостью и радостью: он хочет возобновить родство с тобою через устройство брака твоей дочери, и какое благодеяние может быть для тебя большим, чем это новое прославление твоего рода чрез кровный союз с царским домом! — Мы убоги и смиренны, — сказал Гавиний, — и при своем недостоинстве, как можем называться родственниками царю? Клавдий отвечал: — Разве ты и твой брат, епископ Гаий, не сыновья сенатора Максимина, бывшего родственником дяди нашему, брату господина нашего царя Диоклитиана? — Это верно, — согласился Гавиний, — однако обстоятельства последнего времени вынуждают сказать, что мы недостойны названия родственников царя. — Не отрицайся твоего родства, — возразил Клавдий, — вот наш господин и царь повелевает отдать тебе за сына его Максимиана свою дочь, об уме которой идет слух, что она обладает обширными знаниями в науках; и справедливо не разделяться ветвям, происходящим от одного корня; этого желаем и мы, твои родственники; думаю, что это доставит и тебе радость. Гавиний сказал: — Прошу дать мне время, чтобы узнать мнение самой дочери о твоем предложении. На этом они расстались. По уходе Клавдия Гавиний попросил придти к нему в дом брата своего папу Гаия, который жил недалеко. Когда пришел Гаий, Гавиний рассказал ему с каким поручением от царя приходил к нему Клавдий. Затем они позвали к себе Сосанну и сказали ей со слезами на глазах: — Царь Диоклитиан прислал к нам родственника нашего Клавдия, передавая через него свое желание видеть тебя супругою сына своего Максимиана. Блаженная Сосанна так отвечала на это отцу и дяде: — Куда исчезла теперь ваша мудрость? Поистине я не замечаю ее в вас; если бы я не была такой христианкой, какой стала, благодаря вашим наставлениям, тогда со мной действительно можно бы было говорить о том, о чем вы сейчас ведете речь; теперь зачем вы оскверняете ваши уши и уста, слушая нечестивые слова и передавая их мне с тою целью, чтобы я вышла замуж за нечестивого мучителя? Ведь вы сами безбоязненно отреклись от всякого родства с ним за его нечестие, с которым не может мириться исповедуемая вами святая христианская вера. Но слава всесильному Богу, даровавшему мне дух, сродный святым Его: отвергая через веру в Господа нашего Иисуса Христа это скверное супружество с нечестивцем, я сподоблюсь мученического венца!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, как не суть клирики рукоположенные непосвященными Максимом и Евтихианом, и Мусеем, так не должен считаться крещеным и тот, о котором говорят, что крещен от непосвященного; почему таковой и должен без предосуждения удостоен быть истинного крещения… Если же кто захотел бы противопоставить мне случившееся во дни святого Афанасия Великого — ибо написано, что крещенные им в детской игре в песке морском были приняты как крещенные, — и то, что совершилось на св. Порфирии, когда он крещен был лицедеем в виде шутки и вследствие этого удостоился мученического венца потому, что тотчас увидел ангелов, предходящих ему со светильниками и взывающих: елицы во Христа крестистеся, — то я противопоставлю этому законное правило, в котором говорится: что не по правилу, то в пример не приводится. Итак, если непосвященный, совершивший крещение, удостоен такой же Божественной благодати, как и Афанасий Великий и св. Порфирии, то примем и мы совершенное им крещение; если же этого нет, и мы необходимо будем следовать Божественным и священным правилам»  . Мы выписали это несколько длинное рассуждение Вальсамона, так как оно во многих отношениях, очень показательно. Вальсамон выступает как решительный противник признания действительности крещения, совершенного мирянами, но сам свидетельствует, что в его время это мнение не было единственным. Вальсамон полемизирует с теми, кто склонялся к признанию крещения, совершенного мирянами. Как видно из его рассуждений, они приводили в качестве доказательств не только богословские мнения авторитетных отцов, но и разные случаи из церковной практики. С точки зрения установившегося в Византии богословия, аргументация Вальсамона бесспорна. Мирянин как непосвященный (это основной его аргумент) не может совершать крещения. Если он может совершить крещение, то он может в случае необходимости совершать и все остальные таинства, в том числе и таинство рукоположения. Это неизбежное следствие из факта признания крещения, совершаемого мирянами, которое так старательно и безуспешно обходит современное школьное богословие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Я могу простить тебе, о человек, в чем ты согрешил предо Мною, потому что Я весьма люблю род христианский, особенно же тех, кто с провою верой и теплой любовью притекает ко Мне и молится в храме Моем: тем Я всячески помогаю, принимаю в Мои объятия и слушаю их молитвы. Но оскорблений и досад, причиняемых вами Моему Сыну, Которого вы вторично распинаете вашими грехами, этого Я не могу ни видеть, ни слышать. Много нужно вам трудов, подвигов и сердечного сокрушения, чтобы умолить Его милосердие. Хотя Он и очень милосердый, но в то же время и праведный Судия, и грозный мститель, воздающий каждому по делам его. — О, Владычица моя преблагословенная! — воскликнул он, — Защитница рода человеческого, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Знаю, воистину знаю, сколь жестоко я согрешил и прогневал Тебя и рожденного Тобою Бога. Но вижу много примеров людей, до меня прогневавших Сына Твоего и Бога нашего, которым было даровано прощение грехов ради их покаяния и исповеди. Если бы не было покаяния, то как бы Сын Твой пощадил ниневитян? (Ион.2 и 3) Если бы не было покаяния, то как бы Он сохранил блудницу Раав? (Иис.Нав.6:24) Если бы не было покаяния, то как бы не только получил прощение, но и снова воспринял дар пророческий Давид, впавший в прелюбодеяние и убийство (2 Цар. гл. 11) уже после получения дара? Если бы не было покаяния, то как бы после своего великого падения не только получил прощение, но и сподобился высочайшей чести, — быть поставленным в пастыри словесных овец Христовых (Иоан.21:15–17), святой верховный апостол Петр, столп Церкви, принявший от Бога ключи Царствия небесного (Мф.16:19), когда он не однажды и не дважды, но трижды отрекся от Господа, и затем начал горько плакать (Лк.22:56–62). Если бы не было покаяния, то как бы Господь сделал евангелистом грабителя — мытаря? (Мф.9:9) Если бы не было покаяния, то как бы святой Павел из гонителя стал избранным сосудом Христовым? (Деян.9:1–20) Если бы не было покаяния, то как бы принял Господь Закхея (Лк.19:1–10), старшину мытарей? Если бы не было покаяния, то как бы стал снова дорог отцу возвратившийся блудный сын? (Лк.15:11–32) Если бы не было покаяния, то как бы получила прощение своим многим грехам плакавшая у ног Христовых блудница? (Лк.7:36–50) Если бы не было покаяния, то как бы открылся рай разбойнику? (Лк.23:39–43) Если бы не было покаяния, то как бы велел апостол принять коринфского грешника? (1 Кор.5; 2 Кор.2:1–8) Если бы не было покаяния, то как бы мог не только получить прощение своим великим злодеяниям, но и сподобиться мученического венца волхв Киприан [ 5 ], весь уподобившийся диаволу, рассекавший утробы беременных женщин ради своего волхвования и затем обращенный ко Христу праведной Юстиной? Имея столько великих примеров покаяния и взирая на безмерное милосердие Божие, покрывшее их, дерзнул и я, грешный, прибегнуть с покаянием к Твоему милосердию, всемилостивая Владычица: подай мне руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога нашего прощение моим тяжким грехам.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010