Разделы портала «Азбука веры» Труждающиеся: 1) трудящиеся в исполнении заповедей иудеи ( Мф.11:28 ); 2) род церковнослужителей первых веков христианства — могильщики, гробокопатели, греч. κοπιται — копитаты, лат. fossores — фоссоры; 3) трудники в монастыре. Цитаты о труждающихся в Священном Писании «Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение». свт. Иоанн Златоуст «Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд – уверовать, исповедать и креститься». блж. Феофилакт Болгарский «Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона, а обремененными идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов». свт. Кирилл Александрийский Цитаты о труждающихся — могильщиках «Во II в., в эпоху гонений на христиан, на Западе появляются фоссоры, или копиаты, — труждающиеся. Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их св. мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей. Так возникла особая группа лиц, для которых погребение мучеников и всех усопших в христианской вере стало главной обязанностью». прот. Владислав Цыпин , ПЭ «Судя по огромным пространствам, вырытым в окрестностях Рима, можно себе представить, какая оживленная работа происходила тогда в подземном Риме и сколько тяжелого труда было положено на исполнение этого долга pietatis относительно умерших. У христиан эта работа лежала на обязанности особого класса низших служителей церкви, так называемых fossores, κοπιατα. При каждой усыпальнице, по-видимому, состояло известное число таких лиц, как можно заключать, например, из следующей надписи: Δογγνφ κοπισαντι ισ (=εσ) τατα τα χωρα πγραψεν Χρυσς, ομβνος ατο.

http://azbyka.ru/truzhdajushhiesja

Скачать epub pdf Житие и страдание святого мученика Каллистрата Память 27 сентября Видя, что избранное стадо Христово умножается день ото дня, завистливый враг – диавол восстал против него с великой яростью, намереваясь расхитить и погубить всех словесных овец 6062 . Орудиями для сего избрал он Диоклетиана и Максимиана, нечестивых царей римских, которые по жестокости своей уподобились бесчеловечным зверям. Он навел их как хищных волков на стадо Христово и чрез них люто и без милосердия растерзал его: ибо он вложил им в сердце столь сильную ярость против христиан, что сии цари, отложивши все прочие заботы о своем царстве, употребили силы свои только на то, чтобы погубить всех христиан до конца. Это злое свое намерение и дело они вменяли себе в большую и высшую заслугу, чем все другие великие царские дела, славные победы и торжество над врагами своими. По сей причине они послали во все концы земли игемонов и мучителей, равных и даже превосходивших их своею злобою, чтобы повсюду принуждать христиан к жертвоприношениям идолам, не послушных же – мучить, убивать и губить разными смертными казнями. Когда сие повеление стало исполняться, многие из верных и преданных Христу от всего сердца, украсившись венцом мученическим, перешли из Церкви воинствующей в Церковь торжествующую 6063 , воспевая победную песнь над врагами. Между многими другими таковым явился и доблестный воин Христов, Каллистрат; не только сам, но и вместе с многочисленною своею дружиною, прошел он славным путем мученичества и, поправши врага, предстал победителю мира Христу, нося на себе полученные за Него раны и приемля почесть за свой подвиг. Отечеством сего страдальца Христова был Карфаген 6064 ; отсюда он был взят на воинское служение и причислен к полку воеводы Персентина; в этом полку только один Каллистрат сиял, как звезда в темную ночь, своим благочестием, ибо все его товарищи по оружию были помрачены тьмою идолопоклонства. Он один только был просвещен светом святой веры, которой научился у отца своего, бывшего христианином; отец же его был научен вере его дедом, по имени Неокором, который во время вольного страдания Господа нашего Иисуса Христа был в Иерусалиме при Понтие Пилате, в числе воинов. Увидев все бывшие при смерти и воскресении Господа чудеса, он уверовал в Него и, приняв крещение от Апостолов, возвратился домой; сюда принес он драгоценный бисер – веру во Христа, которым обогатил сына своего, отца Каллистрата и всех домашних своих, передавая им о Христе Иисусе всё, что видел своими очами и что слышал от Апостолов. Получив в наследство от деда и отца духовное богатство веры, коего нельзя похитить, святой Каллистрат обогащал им кого мог, тайно научая познанию истины и обращая к Богу души человеческие. По сей причине он находился в подозрении у товарищей своих, и те внимательно наблюдали за ним чтобы убедиться, христианин он или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Гликерии и с нею Лаодикия, стража темничного Память 13 мая В первый год царствования нечестивого императора римского Антонина 3200 , при управлении Грециею игемона Савина, христиане, проживавшие в фракийском городе Траянополе, ежедневно собирались в свой храм; здесь они усердною молитвою испрашивали от Бога мира и увеличения верующих, так как тогда было немного боящихся Бога христиан, да и те тяжко бедствовали по случаю гонений. Гонения же были воздвигнуты на христиан потому, что император Антонин, будучи язычником, приносил жертвы нечистым идолам и повсюду разослал приказ, которым повелевал умерщвлять всех тех, кто не будет приносить жертв языческим богам. Когда это повеление царское дошло до Фракии, то игемон Савин отправился с этим приказом в город Траянополь и назначил для граждан этого города день, в который они должны были принять участие в празднестве в честь и бога Дия 3201 ; празднество это называлось «лампадофория» 3202 , то есть свещеношение, и должно было начаться спустя три дня по прибытии Савина в Траянополь. В этом городе проживала одна христианская девица, по имени Гликерия, дочь Макария, бывшего ранее римским анфипатом 3203 . Гликерия переселилась сюда из Рима вместе с родителями своими, а затем осиротела; здесь она уверовала во Христа и присоединилась к христианам; она ежедневно вместе с ними посещала храм Божий и усердно молилась здесь как Господу Иисусу Христу, так и Его Пречистой Матери, к Которой она имела особенно сильную любовь, как к Матери Сына Божия; подражая Ее непорочному девству, Гликерия обручила себя Господу Иисусу Христу в невесту. Она часто поучала христиан, говоря так: – Братия, сестры и отцы и все прочие, заменяющие для меня мою мать земную! Послушайте меня: припомните, какому Царю мы служим, образ какого Царя мы носим на себе и каким знамением мы ограждаем себя. Будем же всячески стараться исполнять и заповеди этого Царя, дабы получить нам спасение вечное, которое будет дано лишь тем, кто честно и мужественно исполнит все обязанности христианского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа Память 10 декабря После того как римские цари Диоклетиан и Максимиан добровольно отказались от царства, не имея сил истребить на земле святую веру Христову, на престол вступили: в Риме – Максентий 8278 , на востоке Максимин 8279 , а в Галлии – Константин , который потом уверовал во Христа и просветил вселенную светом веры Христовой. Гонение на христиан не прекращались и при них, особенно на Востоке, где как будто земля и море колебались и возмущались, восставая на умножавшуюся Церковь Христову. Но чем более Церковь Христова была гонима, тем более она возрастала и процветала, будучи обагрена мученическою кровью, подобно лилии, растущей среди терния. Нечестивый же царь Максимин был сильным ревнителем своего многобожного нечестия и великим ненавистником и гонителем христианского благочестия. Ему было донесено, что вся Александрия, славнейший в Египте город, возмутилась, вследствие умножения христиан и происшедшего между ними и язычниками волнения. Не имея возможности сам идти туда и имея нужду остаться в Византии, Максимин послал вместо себя одного из своих вельмож, человека благоразумного, в греческих науках сведущего, искусного оратора, по имени Мину, родом афинянина. Ему он поручил усмирить происшедшее в Александрии возмущение и восстановить нарушенный порядок: христианство в городе истребить, а нечестивую их отеческую веру утвердить и обратившихся из язычества ко Христу вновь возвратить к нему. Мина по виду казался готовым поддерживать веру царя и исполнять его злочестивую волю; в душе же он был истинным христианином и хранителем заповедей Божиих, но до времени скрывал свою истинную веру, дожидаясь Божественного призыва к подвигу и мученическому венцу. Получив приказание царя, он быстро прибыл в Александрию и без труда усмирил там возмущение: мудрыми убеждениями он примирил обе противные стороны – христиан и язычников, и позволил каждому безнаказанно исповедовать свою веру; исправив, затем, несправедливые постановление в законах, Мина обо всем письменно донес царю. Немедленно же решил он пред всеми исповедать и свою веру во Христа, которую он скрывал доселе, – намереваясь, как послужить образцом благочестия и источником спасения для других, так и самому выступить на подвиг мученический. Он так говорил сам в себе:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4-е число Святой мученицы Пелагии Тарсийской Подвиг св. мученицы Пелагии служит одним из бесчисленных доказательств того, что знатность, богатство, красота, вся эта сущность благ земных, – ничто в сравнении с тем неземным удовлетворением, которого жаждет душа, не утратившая своего Божественного образа и подобия... Обладательница всего того, что на языке человеческом именуется счастием, Пелагия, дочь язычницы, едва достигла того возраста, когда в душе пробуждается сознание, едва повеяло на неё духом Христовым – в виде дошедших до неё некоторых слухов о вере некоторых христиан, приближённых к дому её знатной матери, – почувствовала стремление узнать истину, вкусить настоящую пищу душевную, и стала искать того человека, который мог бы её научить и просветить. Это был епископ Клинон, который деятельно распространял учение Христово в городе Тарсе, Киликийской области, где жила Пелагия с своей матерью. Но его не было в городе в это время. Он скрывался в окрестностях города от преследований язычников, усердно искавших погубить этого успешного распространителя ненавистного им учения. Узнав по слухам об епископе Клиноне, о том только и помышляла Пелагия, чтобы принять от него святое крещение. Она знала от христиан, где он скрывался, и однажды, попросив позволения у своей матери навестить свою кормилицу, она отправилась за город в великолепной колеснице, в сопровождении многочисленных служителей – с целью прежде всего отыскать епископа. Она встретила старца, спускающегося с горы, покрытой густым лесом, и из разговора служителей узнала, что это – старец Клинон, человек Божий, которого ищут язычники, чтобы предать его смерти» ... – Радуйся, служитель Христов! – приветствовала его Пелагия, припадая перед ним, когда приблизилась к нему. – Да будет мир Христа моего с тобою, отроковица, – отозвался святитель. – Благословен Бог , показавший мне тебя! – продолжала Пелагия; – ты спасёшь меня, если скажешь, чему ты, пастырь, учишь овец своих, чтобы они могли получить жизнь вечную? – Учу их познанию Отца и Сына и Святого Духа и наставляю на Богоугодную жизнь в страхе Божием и в любви Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7-е Св. мучеников Сергия и Вакха Родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Сергий был начальником полка союзников (инородцев), а Вакх вторым по нём. Так как Максимиан не любил христиан, то Сергий и Вакх скрывали веру свою. Но вот завистники доносят царю, что его доверенные вельможи христиане и не почитают богов. Максимиан, желая увериться в справедливости доноса, однажды в языческий праздник позвал Сергия и Вакха в храм и велел им принесть жертву. Они отвечали: «мы чтим Бога единого и Ему поклоняемся! Он есть Бог истинный и живой, тогда как ваши боги суть идолы бесчувственные». Тогда царь велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем позвал их и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам Римским». Но святые исповедали Божественность христианской веры и советовали самому царю познать истину. Тогда царь решил отослать их к правителю восточной Сирии, у Евфрата, Антиоху, который сам получил эту должность через Сергия и Вакха. Антиох был ненавистник христиан, и Максимиан надеялся, что исповедники либо от стыда, либо от мук доведены будут до отступничества. Когда святых привели в Барбалис (в 60 верстах от Алеппо), где жил Антиох, то этот сначала содержал их за почётной стражей, а когда нашёл их непреклонными в вере, то Сергия велел заключить в темницу, а Вакха бичевать без милосердия. Он скончался в этих муках, и тело его брошено за город в добычу зверям; но верующие похоронили его в пещере, в которой сами скрывались. Сергий, услышав о кончине Вакха, плакал и молился Богу. Антиох, отправляясь в город Суру, велел и Сергия везти за собой; здесь он снова убеждал его принесть жертву идолам и, получив отказ, велел обуть его в железные сапоги с гвоздями и гнать до города Ресафы (в 20 верстах от Суры). В Ресафе он осудил исповедника на обезглавление (около 309 года). Память сих мучеников издревле весьма чтилась на Востоке, и сам город Ресафа, по знаменитому в нём монастырю св. Сергия, назывался Сергиополем. Хозрой 2-й, царь Персидский, прислал в этот монастырь золотой крест, с приписью на нём: «так как слышно было, что святой, всечестный и именитый Сергий всем подаёт по прошению, то, полагаясь на милость, мы в первый год нашего царствования (591-й) седьмого числа января стали просить его и дали обет, что, если всадники наши умертвят бунтовщика Задестрама, или возьмут его живого, от нас всечестному имени Сергия посвящён будет золотой, украшенный камнями, крест и отошлётся в дом его. И вот в девятый день месяца февраля действительно принесли нам голову Задестрама» ... и проч. † Память о преп. Сергии Послушливом

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III. Древне-церковное учение о первородном грехе, как источник зла в мире Древние христианские писатели, в полном согласии с богооткровенным учением ветхого и нового завета, указывают на грехопадение прародителей, как на основной источник физического и морального зла, которое господствует в мире. К такими древним отцам и учителям христианской церкви, без сомнения, прежде всего принадлежат так называемые христианские апологеты: св. Иустин Мученик , Феофил Антиохийский , Тациан, Тертуллиан , Киприан, Ириней Лионский и др. На их-то учении мы и остановим теперь свое внимание. Св. мученик (обезглавленный в Риме в 164 г. по Р.Х, по повелению императора Марка Аврелия) в своем «Разговоре с Трифоном Иудеем», апологетическом труде, написанном в защиту христианства против иудеев, нередко ссылается на Божественное первооткровение о грехопадении прародителей. Между прочим, он доказывает ту мысль, что Христос был распят, претерпел страдания и смерть не по своей вине, но «за человеческий род, который чрез Адама подпал под смерть и прелесть змея» 49 . «Ибо Бог – говорит св. Иустин 50 – желая, чтобы и ангелы были свободно-произвольными и самовластными, делая то, что каждый по своей силе может делать, таковыми их и сотворил, с тем, что, если будут избирать благоугодное Ему, Он сохранить их нетленными и не наказанными, если же поступят греховно, Он накажет каждого, как Ему угодно». «Злыми Бог не создал ни ангелов, ни людей» 51 Иустин указывает на наказание, которым угрожал Господь Адаму за нарушение данной ему заповеди: «в он же день снесть от древа, в той умрет» 52 . О прообразовательном значении древа жизни он говорит, что «древо жизни, насажденное, яко же писано, в раю, имело знамение распятия на древе» Иисуса Христа. На основании повествования бытописателя, Иустин утверждает, что «змий в начале проклят от Бога» и что, по предсказанию пророка Исаии (27:1) «он, как враг, будет убит великим мечем, который есть Христос», потому что «этот змей был виною преступления Адама» 53 Разъясняя смысл и значение библейского рассказа о том, что в пустыне Моисей повесил на древе медного змея для исцеления уязвленных змеями, Иустин говорит: «Сам (Бог)...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

I. Ныне прославляемый церковию святой великомученик Георгий победоносец жил в IV веке, в Каппадокии, был знатного рода, отличался воинскими доблестями и достиг высокого звания тысяченачальника. В его время царствовал Диоклитиан, который воздвиг страшнейшее из гонений на христиан. Так однажды, в ночь на праздник Рождества Христова, он сожег храм в Никомидии с 20000 христиан. Св. Георгий исповедывал веру Христову, и вот, один раз, когда Диоклитиан, с своими вельможами и сановниками производил безчеловечный и беззаконный суд над христианами, вошел в собрание Георгий и начал обличать царя в нечестии и жестокости. Все собрание было поражено поступком Георгия. Тогда Диоклитиан, скрыв свой гнев, начал ласково склонять его к отречению от Христа; но видя непреклонность мученика, приказал бросить его в темницу и потом жестоко мучить. «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения», говорил свят. мученик царю. Царь приказал мучить его нагого на особом колесе. Под колесо подложены были доски с гвоздями. К колесу привязали мученика и вращали его над этими досками. Гвозди, вонзаясь в тело страдальца, изрезали все его тело. Но Бог сохранил его жизнь. Ангел снял его с колеса. Увидя свят. мученика живым, император был изумлен, но не вразумился. Между тем, два претора: Анатолий и Протолеон, уверовали во Христа, за что тотчас же император приказал убить их мечом. Сама императрица, жена Диоклитиана, Александра, тоже уверовала во Христа. Свят. Георгия обули в разожженные железные сапоги с острыми внутри гвоздями, и ударами плетей и палок заставили бежать в темницу; но Господь исцелил свят. мученика. Тогда призван был волшебник Афанасий, чтобы он волшебством одолел мученика. Афанасий приготовил самое ядовитое питье, но и оно не подействовало на Георгия, так что Афанасий сам уверовал во Христа, и ему отсечена была голова. Наконец, император позвал Георгия в храм Аполлона, в надежде обратить его к идолопоклонству; но свят. мученик молитвою сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небеснаго, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в Лидде, родине матери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апологетический очерк православного учения о почитании святых мощей в связи с недавними событиями в Сарове Источник Скачать epub pdf 1905, 30 апреля. Настоящая работа написана В. С. Новочадовым в 1905 году. Почитание благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено Определением Святейшего Синода от 11 апреля 1909 года. Подробнее см. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Иван Васильевич Баженов [прим. Ред.] Содержание Часть первая Лютер Мелангтон Цвингли Кальвин Часть вторая     1903 года, 19 июля совершилось великое торжество Русской Церкви – открытие мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. Глубокое значение этого события, столь дорогого всякому истинному члену нашей Церкви, особенно живо сознавалось и чувствовалось непосредственными свидетелями прославления преподобного. В глуши дремучих саровских лесов, на месте уединенных подвигов старца, как-то заметнее ощущалось его присутствие: там все напоминало о нем, там был он ближе ко всем. И пламенная любовь убогого Серафима, согревавшая тысячи сердец, стремившихся прежде к нему за советом, давала теперь душевную отраду и мир другим тысячам паломников, прибывших к мощам святого старца, как бы снова начавшего жить среди братьев своих. – С другой стороны, светлые дни «Саровской Пасхи» становились еще более знаменательными при мысли о том, что события, которые приходилось видеть своими глазами, были и в древней Церкви, и там служили источником духовной радости и несокрушимой внутренней мощи первых христиан. Ведь, они – те христиане – тоже собирались сначала к гробницам, а затем, со времени Константина Великого , и к мощам своих апостолов, мучеников, святителей, исповедников. Здесь они считали себя гостями святых: учились их терпению и трудам, объединялись с ними в молитве и вместе славили Христа. А предлежащие святые мощи, как внешний центр такого единения умерших и живых христиан, были для последних дороже золота и драгоценных камней. Потому Церковь всегда свято чтила мощи святых. Потому и Седьмой Вселенский Собор дал следующее правило в ограждение святости мощей на все времена: «Господь наш Иисус Христос , говорили отцы Собора, даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если это епископы или клирики, – да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения» (Деян. Соб. 3 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Византийская экзегеза 3: III век, Ориген Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 3 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Языческая Александрия пережила несколько знаменательных встреч с Библейским Откровением. Именно здесь в III—I вв. до Р. Х. осуществлялся первый перевод Св. Писания евреев на греческий язык, и здесь же в I в. по Р. Х. Филон составил к нему аллегорический комментарий, изложив библейские сюжеты в доступных для эллинского мышления понятиях, а со II в. по Р. Х. александрийцы получили возможность приобщаться к христианскому восприятию Библии в Огласительном Училище, которое готовило язычников ко крещению и постепенно превращалось в центр христианской образованности и глубокого изучения Ветхого и Нового Завета. Текст Св. Писания был тем полем битвы, на котором Церковь защищала Истину Христовой веры от нападок со стороны язычников, иудеев и гностиков[ 1 ]. Против этих трех оппонентов Церковь выдвинула из своей среды гениального экзегета Оригена, совместившего в себе лучшие черты христианской ментальности той эпохи — жажду мученичества, интерес к Св. Писанию, ревность проповедника — с характерными свойствами ученого филолога и философа:  способностью сопоставлять, расчленять и систематизировать. Сведения о его жизни сохранены по преимуществу в Церковной Истории Евсевия Кесарийского. Вот какими словами историк представляет читателю своего учителя: “В разгоревшемся пожаре преследования[ 2 ] на очень многих были возложены венцы, и такая жажда мученичества охватила душу совсем юного Оригена, что он радостно спешил навстречу опасностям Он бывал уже на краю смерти, и только небесный Божий Промысл ради пользы многих, голосом матери укрощал его рвение Ничего другого не оставалось делать, — а при своей не по возрасту горячности он не мог сидеть спокойно, — как послать письмо отцу и горячо уговаривать его идти на мученичество; вот его собственные слова: “Держись, не передумай ради нас!” (VI, 2)[ 3 ]. Евсевий сообщает далее, что уже с детства у Оригена проявился особый интерес к Св.

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010