В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 4. Почитание святых мучеников в античном христианстве Античнохристианский культ мучеников являлся специфическим феноменом, который по своим существенным характеристикам значительно отличался от почитания святых мучеников в Православии и католицизме, обретшего немало своих черт в эпоху средневековья. Доныне в научной литературе преобладает стереотип тождественности античнохристианского и средневекового культа мучеников. Во многом это обусловлено тем, что исследователи при изучении явления мученичества в первые века существования христианства почти не обращали внимания на формирование культового комплекса вокруг почитания мучеников, скупые сведения источников о нем трактовались слишком широко и обобщенно. К тому же следует учитывать и определенную заангажированность ряда авторов в отношении почитания тех мучеников, которые были объявлены святыми покровителями целых стран и отдельных регионов, городов. Для исследования проблемы необходим анализ широкого круга исторических источников (литургические документы, каноны Поместных Соборов, данные патристики, акты и пассионы мучеников, составленные в IV–V вв., эпиграфические источники, материалы императорского законодательства и др.). Источниковедческий анализ позволяет принять ряд иных датировок некоторых источников и изложенных в них событий (послания священномученика Игнатия Антиохийского , казнь священномученика Поликарпа Смирнского и др.), отличных от традиционных. Это важно не только для изучения проблемы раннехристианского мученичества, но и для исследования становления епископальной Церкви в раннем христианстве. Но в данном случае датировки казни священномученика Поликарпа Смирнского и посланий священномученика Игнатия важны для определения истоков почитания мучеников в раннем христианстве. Дело в том, что священномученики Игнатий и Поликарп были современниками. Сохранилось письмо Игнатия к Поликарпу, епископу Смирны. Дошли до нас и их пассионы. Проблема авторства и датировки посланий священномученика Игнатия Антиохийского давно привлекала внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как относиться к Григорию Ефимовичу Распутину Разговор с читателем 29.09.2012 4049 Время на чтение 3 минуты 26 сентября «Русская народная линия» опубликовала комментарий генерального директора издательства «Царское дело» Сергея Астахова по поводу безобразной выходки хулиганов-безбожников, осквернивших крест на месте первого захоронения царского друга сибирского крестьянина Григория Ефимовича Распутина. В редакцию пришло письмо от студента МГТУ им.Баумана Павла Слипенчука следующего содержания: «По ссылке Григория Распутина называют " мучеником " . Я хочу понять на основании какого положения данного неоднозначного политического деятеля называют мучеником? Я не поддерживаю святотатцев, которые срубили крест с изображением Серафима Саровского, я просто хочу понять, почему автор этой статьи нагло врёт и называет мучеником того, кто не прославлен Церковью? Я, как православный христианин считаю это недопустимым, особенно на православных новостных сайтах. Считаю, что это портит имидж вашего информационного ресурса и уважение православной общественности в целом». Нашему читателю отвечает главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов : «Дорогой Павел, благодарю Вас за эмоциональный отклик на нашу публикацию. Я знаю, что есть вполне благонамеренные люди, которые под влиянием пропаганды резко негативно относятся к Г.Е.Распутину. Ваше письмо дает возможность разъяснить нашу позицию по отношению к этому столь пререкаемому историческому персонажу. Почему Распутин назван в публикации мучеником? Я думаю, прежде всего, по той причине, что он принял мученическую кончину. Вы, как православный человек, должны понимать, что обстоятельства кончины того или иного человека, как нельзя более точно характеризуют человека. Мы за каждой литургией просим Господа даровать нам конец благий, поскольку смерть - это момент истины. Вспомним, какой была кончина Григория Распутина. По свидетельству одного из его убийц князя Феликса Юсупова, когда Распутин подошел к Распятию и начал осенять себя крестным знаменем, в него выстрелил Юсупов. Затем, как рассказывают опять же убийцы, Распутин попытался убежать (рана оказалась не смертельной), но его догнали и жесточайшим образом убили. Более того, как свидетельствуют результаты судебно-медицинской экспертизы, Распутин был ещё жив, когда убийцы выбросили его в полынью под лед, в его легких обнаружена вода, смерть наступила под водой. Представляете, какую мученическую смерть принял этот человек. А смертные муки начались у него перед Распятием. Не вижу ничего дурного в том, что человека, принявшего мученическую смерть, называют мучеником. Ведь в этой публикации он не назван «святым мучеником».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/29/ka...

Мч. Квинтин. Роспись капеллы в Берзе-ла-Виль. 1-я четв. XII в. Мученичество К. сохранилось в неск. редакциях. Ранняя редакция представлена рядом версий с незначительными различиями (Passio et inventio prior (BHL, N 6999-7009), а также восходящими к ним метрическими версиями (BHL, N 7010-7012); см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 726-727). Текст ранней редакции издан болландистом Б. Боссю по рукописи Paris. lat. 5299 (IX в.) (ActaSS. Oct. T. 13. P. 781-787). Мученичество открывается сообщением о гонении на христиан, к-рое началось при имп. Максимиане (подразумевается соправитель имп. Диоклетиана Максимиан Геркулий, цезарь с 285 и август Запада в 286-305). Христиане К. (сын сенатора Зенона) и Луциан отправились из Рима в Галлию проповедовать. Достигнув г. Амбианы (ныне Амьен), они расстались: Луциан отправился в Белловак (ныне Бове), а К. остался в Амбианах. Проповедники вели аскетический образ жизни, «ежечасно молясь Богу, словно монахи», совершали чудеса, исцеляли больных. Вскоре имп. Максимиан послал в Галлию префекта Рикциовара, жестокого гонителя христиан. Прибыв в расположенный у впадения р. Аре в Рейн г. Базилика (вероятно, имеется в виду Базилея (ныне Базель)), Рикциовар повелел утопить мн. христиан. В Амбианах он узнал о деятельности К. и приказал арестовать проповедника. Когда К. вели в тюрьму, он громко молился и пел псалмы. На следующий день Рикциовар стал его допрашивать, уговаривая отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным и убеждал префекта в ложности языческих верований. Когда К. по указанию префекта стали бить палками, мученик помолился Богу и явившиеся ангелы стали избивать и жечь огнем палачей. Решив, что К.- колдун, Рикциовар приказал заточить его в самую темную камеру без окон, где христиане не могли посещать мученика. На следующую ночь ангел велел К. выйти из тюрьмы и проповедовать Христа, не обращая внимания на противодействие врагов Божиих. Покинув тюрьму, мученик пришел в центр города и стал проповедовать, и 600 чел. из слушавших его обратились ко Христу. Стражники, обнаружив исчезновение К., бросились на поиски и нашли мученика посреди внимавшей ему толпы. Сообщив об этом префекту, воины заявили, что совершенные К. чудеса убедили их в истинности христ. веры и они отвергли поклонение языческим богам. Разгневанный Рикциовар поклялся убить К. и искоренить «лживую и суеверную секту». Он обещал К. вернуть конфискованное имущество, сулил щедрые дары и милость императора. Мученик не стал слушать гонителя и был подвергнут жестоким пыткам: его подняли на дыбу, лили на спину кипящее масло, смолу и жир, жгли бока огнем. Однако К. не чувствовал боли. Ему набили рот известью, уксусом и горчицей, но К. продолжал молиться и прославлять Бога. Тогда Рикциовар, поклявшись языческими богами, обещал отправить его в Рим на суд к императору, но мученик ответил, что ему суждено умереть в этой провинции.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА [греч. Χιονα - снежная], [греч. Ερνη - мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном ; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.). Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает. Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия ) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

http://pravenc.ru/text/Агапии Хионии и ...

отв. ред. Д. С. Лихачев Мучение Феодора Стратилата Мучение Феодора Стратилата – переведенное с греческого житие-мартирий, получившее распространение в древнерусской литературе. В русских рукописях обычно именуется «Мучение святаго Феодора Стратилата» (нач.: «Якоже сияет солнце видящим, тако о мученицех словеса слышащим...»). Известны три русские версии М. В Краткой рассказывается о муках, которым царь Ликиний подверг христианина, военачальника Герклеи. Услышав о военачальнике Герклеи Понтийской, Феодоре Стратилате (стратилат – военачальник высокого ранга), пользующемся большим авторитетом, Ликиний приглашает его к себе. Он рассчитывает, что Феодор согласится принести жертву языческим «идолам» и тем подаст благой пример гражданам. Но Феодор отпускает императорских послов с почестями и сам приглашает к себе Ликиния. Когда тот прибывает в провинцию Феодора, он просит отдать ему идолов, обещая, что дома воздаст им почести и умилостивит их, а затем уже поклонится им при всем народе. Ликиний соглашается. Однако Феодор разбивает золотых идолов, а золото раздает нищим. Сотник Макселл доносит царю, что видел в руках у нищих голову Афродиты и они глумились над богиней. Призванный к царю Феодор признается в содеянном, обличает идолопоклонство и славит Христа. Ликиний повелевает жестоко истязать Феодора: его пригвождают к кресту, выкалывают ему глаза, наносят раны. Феодор обращается к «скорописцу» Авгару и велит ему записывать все происходящее. Когда Феодор умирает, ангел снимает его тело с креста и исцеляет. Воины Ликиния, посланные царем за телом мученика, находят его сидящим у креста и славословящим бога. Видя это чудо, многие уверовали в Христа, против Ликиния вспыхивает бунт. Но Феодор успокаивает людей, просит Авгара описать его кончину, и сам подставляет шею под меч палача. Феодора казнят, а тело его погребают в Евхаитах. Полная редакция М. почти дословно сходна с Краткой, но в текст, после слов «юн телом, стар же смыслом о боголюбивом деянии своем» сделана большая вставка о победе Феодора над змеем. Здесь рассказывается, что в области Евхаиты обитает страшный змей, поедающий людей и скот. Змей огромен и страшен: когда он идет – дрожит земля. Феодор втайне от всех отправляется сражаться со змеем. В пути он видит поляну с сочной травой, пускает коня пастись, а сам ложится и засыпает. Благочестивая женщина Евсевия будит его и предупреждает, что поблизости находится змей. Феодор велит ей стать поодаль, молится, обращается к своему коню, словно человека убеждая его во всесилии бога, а затем вызывает змея на битву. Когда змей приблизился, конь вскакивает на него и топчет копытами, а Феодор убивает чудовище. Прославляемый народом Феодор возвращается к войску. После этого в М. продолжается основной текст – рассказ о приходе послов Ликиния.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - βασιλες (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Сортировать по Исключить новости Светлые следы — о творческом вечере Олеси Николаевой Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы «Инвалид детства» и «Мене, текел, Фарес», повести «Пленный херувим», «Ничего страшного», «Корфу», так и впервые изданная «Кукс из рода Серафимов» и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой. 25 декабря, 2010 Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы «Инвалид детства» и «Мене, текел, Фарес», повести «Пленный херувим», «Ничего страшного», «Корфу», так и впервые изданная «Кукс из рода Серафимов» и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой. Неимоверно сложно сделать бесстрастный репортаж с творческого вечера поэта, роль которого в твоей жизни важнее, чем роль иных классиков. Двенадцать лет назад я собиралась поступать в Литинститут имени Горького и до последнего момента надеялась, что семинар будет набирать она — Олеся Николаева, поэт, чьи стихи, подобно творчеству Блока или Цветаевой, оставляют в душе светлые следы. В тот год семинар поэзии набирал другой автор, да и прошла я, к вящему своему удивлению, на неинтересную мне тогда прозу, поэтому вместо творческого вуза я оказалась в академической среде, о чем не жалею — но значение творчества Олеси Александровны Николаевой в моей жизни все последующие не уменьшалось. Напротив, все чаще со дна памяти всплывали кувшинки и лилии строк: …Тот, кто поручил мне Августина, говорил: кроме любви, нет в жизни иного смысла. Тот, кто поручил мне Августина, говорил: кроме славы Божьей, нет у жизни иного предназначенья. Тот, кто поручил мне Августина, говорил: нет иного права у христианина, кроме права прощать всем сердцем. .. Или: …Что твердишь ты уныло: нет выхода… Много есть входов!

http://pravmir.ru/vecher-o-nikolaevoj/

И. Скерцо Свидетели Иеговы против христиан Древней Церкви Юстин. Философ, апологет и мученик Свидетели Иеговы успользуют христиан II-ro века, чтобы показать существенную разницу между ранним христианством и временем кульминации так называемого ими «отступничества». Одним из таких христиан-апологетов стал Иустин (Юстин) Мученик. В статье под названием «Юстин. Философ, апологет и мученик» в Сторожевой Башне от 15 марта 1992 г. Иустин показывается как христианин, достойный подражания, сохранивший верные позиции учений, в период уже начавшегося «отступления» всей Церкви от истинной веры. Иустин получил классическое языческие образование и начал свой духовный путь через философию. Он обращался в разные философские школы, не останавливался и искал настоящую истину. Но как пишет Сторожевая Башня: «Поиски Юстином истины через контакты с философами были напрасными. » В христианство Иустин обратился после встречи на береге моря с неким старцем, который убедил его исследовать Священные Писания, содержащие поистине высшую мудрость. Но нас интересует, как Сторожевая Башня оценивает учения Иустина. Создается устойчивое впечатление, что те, кто писал эту статью в Сторожевой Башне, даже и не читали произведения Иустина: две «Апологии» и «Разговор с Трифоном иудеем». В этой статье Сторожевой Башни делаются такие утверждения: «Он также ценил верные учения Еврейских Писаний. » «В своей Первой апологии он старался рассеять густую тьму языческой философии при помощи света из Писаний. Он заявлял, что мудрость философов является лживой и пустой в противоположность мощным словам и делам Христа. » «За отказ поклоняться языческим богам христиан второго века считали атеистами. «Мы не являемся атеистами, – возражал Юстин, – но поклоняемся Создателю вселенной... Тем, кто учил нас этому, является Иисус Христос... Он – Сын истинного Бога». « «С многочисленными ссылками на Христианские Греческие Писания Юстин выражает свою веру в воскресение, христианскую нравственность, крещение, библейские пророчества (особенно касающиеся Христа) и учения Иисуса. »

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Сортировать по Исключить новости Убийство о.Даниила Сысоева: помолчим от удивления Оказалось, что мученичество — это не только рассказы о легендарных языческих гонениях в первые века Христианства. Оказалось, что мученик жил в нашем городе, мы или наши коллеги брали у него интервью, а мы могли соглашаться или не соглашаться с его постами в ЖЖ, в которые можно заглянуть и сегодня, когда он туда уже ничего не напишет. 18 января, 2010 Оказалось, что мученичество — это не только рассказы о легендарных языческих гонениях в первые века Христианства. Оказалось, что мученик жил в нашем городе, мы или наши коллеги брали у него интервью, а мы могли соглашаться или не соглашаться с его постами в ЖЖ, в которые можно заглянуть и сегодня, когда он туда уже ничего не напишет. Перед лицом святости и вечности трудно сказать что-нибудь внятное журналистским языком. Да и вообще общественно-политическим. Потому что слишком много в них удивительного и непонятного. Можно узнать и сообщить еще какие-то детали убийства 35-летнего священника-миссионера Даниила Сысоева. Можно узнать мнение о нем его прихожан и близких. Можно указать перстом на предполагаемых убийц, за которыми вырисовывается опасная и наглая сила, и грозно завопить «Доколе!». Можно призывать к сдержанности в интересах общественного спокойствия. Все это будет весьма правильно и оправданно. А дальше что? А дальше остается тишина, молчание от удивления. А потом у тех, кто умеет, — молитва — которая одна и является возможной человеческой реакцией на встречу с Богом. Потому что Бог, оказывается, полон сюрпризов. Потому что оказалось, что мученичество — это не только рассказы о легендарных языческих гонениях в первые века Христианства, малоизвестных бесчинствах турок-мусульман по отношению к православным грекам в эпоху позднего средневековья, и, казалось бы, близких нам, но по сути таких далеких от нашего благополучного времени советских коммунистических гонениях первой половины прошлого века. Оказалось, что мученик жил в нашем городе, мы или наши коллеги брали у него интервью, а мы могли соглашаться или не соглашаться с его постами в ЖЖ, в которые можно заглянуть и сегодня, когда он туда уже ничего не напишет.

http://pravmir.ru/ubijstvo-o-daniila-sys...

Двадцать второй день. [Поучение 2-е.] Св. муч. Евлалия дева. (Пойдем ко Христу!) I. Св. Евлалия, память коей вместе с муч. Агафоником, Зотиком и др. совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в Испании, в селении близ нынешняго города Барцелоны. С самого детства ее была она так твердо воспитана в христианской вере, что уже в 14-ти летнем возрасте оказалась созревшею для мученического подвига, дабы чрез него отойти к своему небесному Жениху. В 303-м году, когда происходило гонение на христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, Евлалия услышала, что и в их город прибыл игемон Дакиан, по повелению которого розыскиваются и предаются истязаниям христиане, которые отказываются от участия в идольских жертвоприношениях. Тогда Евлалия, ночью, не предупредив даже своих родителей, отправилась в город. Приближаясь рано утром к городским воротам, она услышала голоса вестников, созывавших народ на позорище, которое предстояло верным исповедникам Христа. Стремительно пробравшись через толпу народа, она подошла к игемону и сказала ему: – «Судия неправедный! Ты сидишь на высоком месте, но не боишься Бога, Который выше всех! Разве ты сидишь здесь для того, чтобы губить невинных людей, проливать невинную кровь христиан?» Поражен был игемон неустрашимостью молодой исповедницы: он стал уговаривать ее поберечь себя, отречься от веры во Христа, но когда увидел, что все увещания его напрасны, то приказал предать ее истязаниям. Она же, как бы и не чувствуя страданий, вся углубилась в молитву и, наконец, воскликнув: «Господи Иисусе Христе! Услышь молитву мою, успокой меня с Твоими избранными в царствии Твоем!» предала Богу свою душу. К телу мученицы приставлена была стража, чтобы христиане не похитили его. Между тем родители Евлалии розыскивали исчезнувшую дочь... Придя в город, они услышали о том, что она совершила, и увидели ее мертвую, привязанную к дереву. Невольно плакали они, смотря на нее издали, и вместе с тем чувствовали неизъяснимую радость при виде их дочери-мученицы... Через 3 дня христианам удалось приобрести останки святой мученицы и предать их христианскому погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010