Новомученики болгарского народа (версия для печати)/Православие.Ru Новомученики болгарского народа Православие.Ru , 18 апреля 2002 г. “Скорблю о тебе, Церковь, скорблю о тебе по причине твоего нечаянноо разорения!” митрополит Иоасаф Бдинский С конца XIV века обрушилось на Болгарию неизмеримое бедствие. В наши дни следы жестокого страдания христиан на Балканском полуострове почти залечены. Историческую память о мученичестве нашего народа доныне вызывают полуразрушенные, запустелые церкви... Говорить в наше время о болгарских новомучениках - даже непривычно. Века сокрыли их имена. Дошедшие же до нас сведения отрывочны и очень скудны. Странно, но по-видимому и мы, их потомки, не дорожим ими. Сколько тех, кто понимает высокое значение мучеников в Христовой Церкви - а ведь кровь мучеников есть семя веры, по слову древнего автора. И сколько из нас может назвать себя сейчас мучениколюбцами! Один из первых ловцов мученического бисера, Паисий Хилендарский, пишет в своей " Славяноболгарской истории " : " Столько могло сохраниться имён св. мучеников, которые были болгарского происхождения и языка. Имена 29 мучеников сохранены в Болгарии. В первое время турки избили много болгар по городам из-за христианской веры, но люди из-за простоты и небрежности не описали страданий их и так из рода в род страдания и имена их пришли в забвение " . Но доныне ощущается их духовное присутствие. Непрестанен зов их к нам: не отступайте от веры ваших отцов и матерей, не метайте драгоценный бисер на пепелище, но как мы положили души свои за Христа и за Его Невесту — Церковь, так и вы стойте до конца в том, что получили — отеческой вере, да спасёте тем души ваши и получите обетованое вам от века Царство. Так отдадим же им скромную дань почитания и любви тем, что вызовем из забвения их великий подвиг, прославляя память их с любовью и упованием, ибо они суть неотступные молитвенники за болгарский народ! Но кто же вы, новомученики нашего народа? Если ваши имена нам неизвестны, обаче возвестите нам поне о ваших подвигах, чтобы, окрыляемые непреборимым вашим мужеством, да отринем уныние и малодушие, и на крыльях покаяния да воздвигнем души наши к Богу, Который вас укреплял посреди столь страшных мук!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии День памяти:17/30 сентября Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.    По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.    Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Разделы портала «Азбука веры» Как и когда установилось почитание святых Уже на самой заре христианства сформировалось почитание отдавших свою жизнь за Христа – Предание говорит нам о том, что с любовью и благоговением верующие собирали растерзанные останки мучеников, почитали их как величайшую святыню, помнили и чтили дни памяти мучеников, и особенно апостолов. Очень рано возник вошедший в церковную практику обычай, помещения под престолами алтарей мощей (или их частиц) мучеников. В одном древнем источнике II века мы читаем: «Христа почитаем мы, ибо Он есть Сын Божий. Мучеников мы достойным образом любим как учеников и подражателей Господа ради их непревзойденного устремления к их Владыке и Учителю». Позднее к лику почитаемых святых стали причислять еще при жизни пользовавшихся известностью святителей, а с возникновением монашества (IV век), отшельников и игуменов монастырей. Почитание было вызвано и народной любовью и необходимостью дать для недавних язычников образцы для подражания. Вера в вечную жизнь является основанием веры в то, что святые, пребывающие в состоянии блаженства, могут помогать страждущим на земле. Через них можно и нужно обращаться к Богу. Как сказал в Евангелии слепорожденный: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф.22:32 ) – сказал Господь, а в притче о богаче и Лазаре он приоткрыл завесу, скрывающую то, что происходит в «потустороннем мире». Недаром Церковь прославила и почитает и ветхозаветных праотцев, тем самым вслед за Господом подчеркивая, преемственность святости. Обсуждение «богословия святости» приходится на VII–VIII века в связи с нападками иконоборческих императоров на культ святых. В этот период формулируется различие между служебным поклонением и поклонением внеслужебным. Учение о почитании святых как неустранимая часть христианской догматики было утверждено VII Вселенским собором в Нике (787 г.). В деяниях этого собора говорится о необходимости молитв о «предстательстве пренепорочной Владычицы нашей Богородицы», а также «святых ангелов и всех святых, которым воздается почитание, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были причастниками их святости».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

ред. С. Аревшатян Мученичества Мученичество Воскянов Мученичества Воскянов и Сукиасянцев принадлежат к наиболее древним памятникам армянской агиографии. Согласно оценке большинства исследователей этих двух мученичеств, они написаны в V в. и по своим стилистическим особенностям и языку относятся к классическому периоду древнеармянской литературы. В основе этих мученичеств лежат предания, восходящие к первым векам нашей эры. Они как бы являются предысторией распространения христианства в Армении, которая, с точки зрения создателей этих мученичеств, была привержена к христианской вере еще до ее крещения Григорием Просветителем. Авторы этих мученичеств, несомненно, имели целью дать ответ на вопрос о месте армянской церкви среди других церквей соседних стран и государств. После создания национальной письменности, в условиях политического кризиса, армянская церковь взяла на себя и некоторые функции светской власти, заняв в то же время господствующее положение в идеологической жизни страны. Находясь в контакте с соседними церквами (сирийской, греческой и др.), она нуждалась в памятниках, удостоверяющих ее давность, ее апостольское происхождение. Тем самым она желала укрепить свой авторитет как в глазах собственной многочисленной паствы, так и соседей-соперников. К этому времени, как известно, относится появление наиболее важного с этой точки зрения памятника, каким является «История» Агатангехоса, посвященная истории крещения Армении в начале IV в. Если «История» Агатангехоса основана по преимуществу на исторических данных, письменных и устных источниках, удостоверяющих, что армянская церковь действительно является одной из древнейших, то целью публикуемых агиографических памятников было не столько точное воспроизведение исторической действительности, сколько утверждение армянской церкви в правах апостольской, т. е. передвижение времени ее возникновения к I веку. В то время, как известно, между различными церквами продолжались споры из-за чести считаться первопрестольной, за верховенство и старшинство. Эти споры шли между Римом, Константинополем, Иерусалимом, Антиохией и др. Каждая из этих церквей претендовала на роль древнейшего центра христианства, основанного учениками самого Христа. Армянская церковь включилась в этот спор и призвала на помощь предание об апостолах Варфоломее и Фаддее, проповедовавших христианство в Армении и основавших ее церковь уже в I в. Согласно другому преданию, современный им армянский царь Абгар находился в переписке с самим Христом. Здесь важна была не историческая достоверность этих преданий, а необходимость противопоставить греческой, римской и сирийской церквам свою тенденцию и обосновать свои права на равность и автокефалию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Скачать epub pdf Служба святому мученику Александру Римскому Текст полиелейной службы святому мученику Александру, написанной митрополитом Харьковским Никодимом в июне 1989 года по поручению Священного Синода РПЦ МП в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь этого святого, воспроизводится по изданию: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. Харьков: Прапор, 1996. Стр. 211 – 222. 13 мая Служба святому мученику Александру Римскому Творение митрополита Никодима Вечер Стихословим Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах: стихиры святаго на 6, глас 2. Подобен: Киими похвальными: Приидите вси боголюбивии людие,/от востока и запада, севера и юга,/любовию Христовою совокупльшеся,/вернаго воина Христова Александра песньми духовными достохвальне воспоим,/ егоже страданиями Церковь Христова,/яко багряницею Царскою, кровию его украсися,/Агнца Божия, смерти и ада Низложителя,/всему роду человечу возвещает,/да познаем животворящую силу любве Его,/еюже во единомыслии веры утвердимся,/основание Церкве Христовы благочестно созидающе. Ангеле земный и человече небесный,/боголюбивый воине Александре,/сподвижниче Христов и святыя Церкве Его предивный состроителю,/како воспоем подвиги честных страданий твоих:/четверочастно бо на колех растерзаем/и ногтьми железными по телу стружен,/яко адамант твердейший/силою веры всяку лесть идольскую попрал еси;/благочестие веры евангельския кровию своею орошая,/в сердцах верных насадил,/и тако мнозех ко Господу привел еси,/служение демонскаго нечестия в мире посрамив,/да царствует Христос в сердцах наших во веки. Уязвляеми сердцами и воспаряеми любовию/видяще, како возлюби Господь души твоея доброту,/ангелом собеседниче Александре,/егда посла Ангела Своего да возвестит тебе,/яко Боголюбне избра тя на подвиг мученическаго исповедания/во утверждение Церкве Святыя Своея/и во спасение всех людей,/в нейже и мы Христа – Божию Силу и Божию Премудрость познахом,/дивно во святых Своих почивающего,/с нимиже молишися, всеблаженне,/да сынове Света Превечнаго будем/и внидем в радость Господа любви Божественныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Саввы Готфского Память 15 апреля Церковь Божия, находящаяся в Готфии 2558 , церкви Божией, пребывающей в Каппадокии 2559 и всем христианам православной Церкви, живущим среди всех народов вселенной, милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, – да умножится». Так начинается послание от готфской церкви к церкви Каппадокийской 2560 , в котором предложено повествование о нижеследующем житии. «Сказанное некогда святым Апостолом Петром : «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ), вполне исполнилось на святом Савве, мученике Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святой Савва, будучи родом готфянин и живя среди нечестивых и развращенных жителей Готфии, так подражал святым мужам и так, подобно им, был украшен добродетелями, что как яркая звезда блистал в мире. Ибо он, от дней своей юности возлюбив закон Господень, поставил целью своей жизни в деятельности – достигнуть совершенства добродетели, – прийти чрез познание Сына Божия в мужа совершенного ( Еф.4:13 ). Любящим же Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). И действительно, мужественно противоборствуя диаволу и отрекшись от суеты мирской, святой Савва, сохраняя мир со всеми людьми, достиг горняго Царствия и награжден был от Бога блаженством вечным. В воспоминание о сем святом мученике и в назидание благочестивых христиан, мы рассудили не умолчать об славных делах сего святого мученика, но предать записи историю его страданий. Святой Савва твердо исповедовал святую веру христианскую, был скор к деланию добра, отличался благочестием, кротостью, простотою речи, но не разума, жил в мире со всеми, безбоязненно защищал истину, заграждая тем уста язычникам-идолослужителям, не был горд, но, как подобает смиренным, всем покорялся, был молчалив, на вопросы отвечал всегда спокойно, без гневливости, принимал участие в пении церковном и заботился о благоустройстве церкви, не прилагал сердца своего к приобретению имения и денег, довольствуясь только необходимым для насущных подробностей, – был трезвен, воздержен во всем, не имел никакого общения с женщинами. Все время он проводил в усердной молитве и посте, был чужд тщеславия, своим примером всех возбуждал к богоугодной жизни, так как сам творил только добро, и избегал того, что было противно добродетели. До конца жизни своей он сохранил веру, «действующую любовью» ( Гал.5:6 ), и никогда не переставал безбоязненно проповедовать имя Христово. Прежде чем увенчаться венцем мученика за исповедание святой веры христианской, святой Савва неоднократно своими делами показал себя твердым поборником истинного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Февраль 1. Св. мученик Трифон Дух Божий в юноше Святый муч. Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский царь Гордиан, из дочери которого мученик Трифон изгнал беса, – пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Муч. Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Явление беса видимое Св. муч. Трифон спросил беса: «кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде». Мученик Трифон: «Кто тебе дал власть такую»? Бес: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим им легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодные же нам дела суть: идолопоклонничество, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти опутываются грехами, как сетями; они друзья наши, и одна их с нами участь ждет». Молящиеся мученику Трифону будут услышаны Св. мученик Трифон пред кончиною молился: «Боже! прими в мире душу мою; всех же, иже мене, раба Твоего, воспоминати будут, услыши с высоты святыни Твоея и призри на них от святаго жилища Твоего, подая им изобильные и нетленные дарования, яко един еси благ и щедрый податель во веки веков». Лествица возводящая на небо Мученица Перепетуя видела в видении золотую лествицу, доходящую до небес, по сторонам которой наткано множество острого оружия – мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей, удиц, при подножии же лествицы лежал большой змий, препятствующий восходить по ней. 4. Преп. Николай исповедник Прелюбодеяние, смертью наказанное Варда влюбился в жену сына своего – царя Михаила – и грех был наказан смертью обоих. Падение и скорое восстание Инок Николай, смущенный помыслом, вошел в город и впал в любодеяние, – потом хотел броситься в реку; но, одумавшись, целый год молился Богу в уединении; пред светлым праздником приготовил лампаду, помолился, чтоб Господь Сам возжег оную во извещение прощения греха, – и только за третьим молитвенным подвигом Господь обрадовал его чудом. 5. Св. мученица Агафия

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

М.И. Вострышев Мученики Бедные галилейские рыбаки понесли по миру благую весть о Слове Христовом, о земной жизни Спасителя. Всесильные римские императоры возненавидели новую религию, не признававшую божественное происхождение их власти. Уже во втором веке был издан закон, гласивший: «Доказанный христианин подлежит казни». Древние сочинения упоминают, что христиан «предавали бичеванию, отдавали на крестную смерть и на растерзание дикими зверями». Римские историки Тацит и Светоний оставили свидетельства, что христиан при императоре Нероне сжигали, употребляя вместо факелов для освещения садов ночью. Тысячи пыточных листов и народные предания донесли до нас житийные повести о мученической кончине первых христиан. И не странно ли: лютые казни, ненависть язычников, жестокие римские законы оказались бессильными перед гонимыми христианами, о Боге которых вскоре узнал весь мир. Эпохой самых лютых гонений на христиан называют второй, третий и начало четвертого века. Новая эпоха началась в 1917 году, и псевдонародные комиссары доказали, что в ненависти к христианам перещеголяли и полубезумного Нерона, и расчетливого Диоклетиана. «Смею уверить вас, – писал патриарху Тихону архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий, – все мои сослуживцы – мученики». Сотрудник одной из петроградских газет спросил патриарха: что доносится к нему со всех сторон? Святейший, после некоторого раздумья, лаконично ответил: «Вопли». Со всех епархий нескончаемым потоком текут к патриарху телеграммы, письма, идут посланцы с рассказами, которые опасно доверить бумаге, и отовсюду стон, мольбы о помощи, предсмертная исповедь: «Всего лишились, всего лишились...»; «Помогите и здесь на земле...»; «Изранили, ограбили и оставили еле жива...» Патриарх утешает малодушных, слезно молит умерить свою алчность власть имущих, благословляет на крестный путь новомучеников российских. А тяжелые вести текут и текут... Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, прославившегося миссионерской деятельностью в Японии, заставили вырыть себе могилу и закопали живым. Его викария, епископа Соликамского Феофана, утопили в реке Каме. Приехавшего, согласно постановлению Священного Собора, в Пермь выяснить судьбу пермских мучеников архиепископа Черниговского Василия на обратном пути схватили в поезде и расстреляли. Епископа Тобольского и Сибирского Ермогена, последнего архиерея, благословлявшего царских узников, утопили с камнем на шее в реке Тобол. Епископа Сарапульского Амвросия, потребовавшего от комиссаров убрать из монастыря конный завод, вывели в поле возле поезда Троцкого, вывернули руки в плечах, локтях и кистях и пронзили в спину штыком. Когда убивали епископа Петропавловского Мефодия, старались нанести штыковые раны в виде креста. Прежде чем расстрелять епископа Белгородского Никодима, ему пробили голову железным прутом. Убитого епископа Нижегородского Иоакима повесили вниз головой на Царских вратах кафедрального собора Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Память 28 июня Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января в царствование Диоклетиана 4191 , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их страдальческой кончины христиане тайно взяли их святые тела и похоронили их с честью. Целебные мощи сих святых мучеников были обретены по прошествии уже многого времени (со дня их мученической кончины); они были обретены именно тогда, когда правоверные христиане, победив идолослужителей эллинов, начали всюду созидать храмы без страха. В особенности без страха начали строить храмы христиане со времени императора Феодосия Великого. Император Феодосий Великий 4192 , победивший западного царя Максима 4193 со всеми его войсками по молитвам святых отцов, подвизавшихся в египетских пустынях, отправил к сим отцам нарочитых людей с просьбой о помощи. Из числа святых отцов, подвизавшихся в Египте, следует упомянуть об одном, по имени Сенуфий, прославившемся чудесами и пребывавшем в скиту. Относительно сего отца царь писал Феофилу, александрийскому патриарху, прося послать Сенуфия к нему в Константинополь, дабы подкрепиться его благословением и молитвами в борьбе с противниками. Феофил, исполняя царское желание, отправился сам в скит к преподобному тому отцу Сенуфию и умолял его отправиться в Константинополь к царю Феодосию. Однако Сенуфий ни в каком случае не желал выйти из своей келии. Наконец, после усиленных просьб патриарха, Сенуфий взял свою хламиду и жезл, поднял их кверху, обратившись к востоку; затем подняв очи свои к небу, сказал: – Господи Боже сил! Со смирением молюсь Тебе, дай хламиде сей и жезлу сему ту силу, которую Ты по милосердию Своему дал бы мне, если бы я пошел туда. Помолившись в таких словах, Сенуфий отдал хламиду и жезл патриарху, сказав: – Пошли это к царю вместо меня и напиши ему, чтобы во время битвы он оделся в хламиду, взял жезл в руку и с дерзновением пошел бы вперед своего полка на врагов; и увидит он силу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ДЕЯНИЕ И МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ И СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА «Деяние... апостолов Петра и Павла» – одно из самых ранних (II–III вв.) апокрифических сочинений о новозаветных событиях. Возникшее в среде ранних христиан, это произведение несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности апостолов, рассказанную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Подобно множеству других апокрифов, появление настоящего сюжета о Петре и Павле может объясняться недосказанностью произведения канонического, обрывающегося на сообщении о двухлетнем пребывании апостола Павла в Риме. Апокрифическое «Деяние» посвящено окончанию жизни святых апостолов. Хронологически и географически описываемые события сопоставимы с четвертым и последним миссионерским путешествием апостола Павла. Напомним, что по каноническим «Деяниям» путешествие это было вынужденным: Павел ехал в Рим на суд кесаря. Помимо общей географии каноническое и апокрифическое повествования об апостолах сближаются своей проблематикой, в частности освещением взаимоотношений христиан и иудеев. Наконец, апокрифическое «Деяние» упоминает тех же исторических лиц, что и «Деяния» канонические, но упоминания этих в обоих произведениях различны (например, о Симоне волхве или епархе Агриппе). Переводы апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI в. Прение Петра и Павла с Симоном и их мученическая смерть отражены в нескольких сюжетно близких произведениях. Так, наряду с публикуемым текстом в ВМЧ под 29 июня существует еще один, более краткий. О популярности данного сюжета свидетельствует и включение его (с добавлениями по Хронике Георгия Амартола) в ряд древнерусских хронографов. Символика этого апокрифа использовалась не только в средневековье. В качестве примера можно привести барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» на Петровских воротах Петропавловской крепости, где в аллегорической форме прославлялась победа России над Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010