Путешествие в Японию заняло несколько месяцев. Плыли вдвоем с архимандритом Сергием (Страгородским). Ехали через Италию, Грецию и Северную Америку. На о. Андроника это путешествие произвело огромное впечатление. Везде, где приходилось останавливаться, они посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, молились у мощей святителя Николая Мирликийского, побывали в развалинах древнего Колизея, где было замучено множество христиан. И везде знакомились с современным состоянием христианства, в Италии - католицизма, в Греции - православия. Удивила и поразила его прекрасная постановка дела преподавания у католиков, и в особенности у иезуитов, и невежество и нищета у греков. Удивило, как много католики трудятся, сколько вкладывают усилий в свои мероприятия, и все это не ради Христа, а ради католической идеи. Поразило несоответствие великих христианских святынь, въяве свидетельствующих о безраздельном служении древних христиан Единому Богу, и современного католического мира, который только по названию еще оставался христианским, все свои усилия прилагая на служение и угождение человеку. Вся выдающаяся деятельность современных проповедников, звучащая в храмах музыка органов и даже целых оркестров, все это делалось в потворство страстям современного человека, чтобы дать ему почти те же развлечения, что и безбожный мир, но только бесплатно. В проповедях христианство звучало всего лишь как тема, взятая проповедником для того, чтобы показать свои ораторские способности. Проповедники наперебой спешили услужить своей пастве. Таинство исповеди превращалось в средство удержания паствы в лоне католицизма. Молитва на камнях Колизея, политых мученической кровью, у гробниц первомучеников-христиан, сравнение их жизни с жизнью вокруг и собственной, всегда недостойной, вдохновляли на подвиг, на верность своей Матери-Церкви, пронзительно сияющей среди всеобщего разрушения. “Все мы, христиане, - писал о. Андроник, вспоминая подвиг мучеников, - должны позаботиться, чтобы общее церковное сознание для всех было изменено и стало как свое, чтобы церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас. И чем крепче и сильнее будем мы сознавать себя живущими в Церкви, тем непобедимее явимся для всяких ухищрений сатаны. Вот это дело и есть опять дело крови христиан”. Тогда еще не предчувствовалось, что всего через двадцать лет кровь христиан польется ручьями.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Акакия Память 7 мая Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана 3002 и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола. Происходил святой Акакий из Каппадокии 3003 , был саном воин в звании сотника и служил в полке мартисийском 3004 под начальством полковника Фирма. В то время царем Максимианом было приказано отыскивать христиан не только в городах, но и в рядах воинов; и если находился в числе воинов кто-либо веровавший во Христа, такого повелено было предавать суду и мучениям; в том случае, если христианин не оказывал повиновения указу царскому, его должно было предавать смерти. Вследствие такого распоряжения, полковник Фирм призывал к себе каждого воина поодиночке и расспрашивал всякого, какова его вера: и если оказывалось, что кто-либо из его воинов веровал во Христа, то Фирм всячески, и ласками и угрозами, принуждал его к идолопоклонству. Действуя так, Фирм многих, нетвердых в вере и боязливых, христиан совратил в язычество. Когда Фирм призвал к себе сотника Акакия, то сей последний во всеуслышание сказал: – Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я. После этих слов святого, Фирм начал склонять его к идолопоклонству и ласками, и угрозами; он три раза призывал его к себе и увещевал его исполнить приказание царское. Однако видя, что Акакий остается непреклонным, Фирм приказал заключить его в оковы и отослать к военачальнику Вивиану. В то время, как военачальник Вивиан восседал на судилище и допрашивал других исповедников Христовых, к нему подошел комментарисий 3005 Антонин и сказал: – Вчера полковник мартисийского полка Фирм заключил в оковы своего сотника Акакия; ныне он присылает его к тебе, потому что Акакий не повинуется указу царскому и исповедует веру христианскую. Тотчас Акакий был представлен на допрос к военачальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Арефы Память 24 октября Когда в греческой земле царствовал Юстин 6943 , а в Ефиопии 6944 – Елезвой, цари правоверные и благочестивые, тогда в земле Омиритской 6945 вступил на престол беззаконный царь, по имени Дунаан, иудей по рождению и по вере, хулитель Христова имени и великий гонитель христиан. Все советники его, слуги и воины были или евреи, или язычники, поклонявшиеся солнцу, луне и идолам. Он старался изгнать всех христиан из своей области и искоренить в стране Омиритской самую память о великом Христовом имени. Ревностно преследуя Церковь Божию, он мучил и убивал верных, не покорявшихся его велениям и не хотевших жить по иудейскому закону. Услышав о том, что Дунаан воздвиг в своей стране гонение на христиан, царь Ефиопии Елезвой сильно огорчился и, собрав свои войска, пошел на него войною 6946 ; после многих битв Елезвой победил его и, сделав его своим данником, возвратился в свою землю. Спустя немного времени, Дунаан опять восстал против Елезвоя, нарушил договор с ним и, собрав свои войска, уничтожил все отряды Елезвоя, оставленные им для охраны городов, после чего еще сильнее вооружился против христиан. Он повсеместно повелел, чтобы христиане – или принимали иудейскую веру, или были избиваемы без милосердия. В царстве его уже не оставалось никого, кто дерзнул бы исповедовать Христа, и только в одном обширном и многолюдном городе Награне 6947 было прославляемо имя Христово. Святая вера воссияла в нем еще с того времени, когда Констанций, сын Константина Великого , посылал послов своих к Савеям, называемым ныне Омиритами 6948 и ведущим свой род от Хеттуры, рабыни Авраамовой. Прибыв туда, богомудрые и благочестивые послы расположили царя этой страны к Констанцию, научили жителей ее вере в Иисуса Христа и построили церкви. С этого времени в Награне процветало благочестие, возрастало христианское учение, увеличилось число иночествующих, устроялись монастыри, во всех сословиях сохранялось целомудрие, а верные преуспевали и совершенствовались в добродетелях. Они не дозволяли жить среди себя ни одному иноверцу: ни Еллину 6949 , ни Иудею, ни еретику 6950 , а сами они, как дети единой матери, Соборной Апостольской Церкви, пребывали во всяком благочестии и чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (I-IV вв. Мф. 20:3–4 ) …Имуще во крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости… (Троп. муч). Нет более славного, более человеческого, более яркого подвига за веру Христову, как подвиг открытого мученичества. Его трепещет сатана и все его темное царство, его боятся земные служители сатаны, как самого светлого и самого смелого свидетельства за правду Христова Евангелия. «Если уж люди так смело и весело идут на смерть, – сказал один языческий писатель про христиан, – то, значит, они знают, за что страдают и умирают». Поэтому смерть мученика за Христа была «семенем», от которого рождались десятки, сотни, тысячи новых борцов за святую веру. Если один христианин или христианка страдали на арене римского цирка и на глазах у всех умирали с радостным лицом, то на место этого одного вставали десятки, сотни новых мучеников. Они были из самых язычников. Видя смелость и непобедимость духа мученика, они верили во Христа и тут же, исповедуя Его Истинным Богом, шли на мучения. Какой дивный, светлый, благородный путь! Путь мученичества за Христа . Сколько в нем святой красоты! Сколько подлинного геройства! Сколько преданной любви к Господу Спасителю! Именно благодаря этому открытому свидетельству святых мучеников первых столетий нашей эры (I-IV вв.), вера Христова, как молния, распространялась по всему миру и по всем народам. И наоборот, благодаря трусливому и малодушному исповедничеству христиан последующих веков, и особенно их обмирщвлению, Христова вера стала слабеть, явно умаляться. Сатана имеет достаточно большой опыт борьбы с правдой Божией. Вначале он открыто и дерзко хотел задушить юную Христову Церковь , утопить Ее в собственной мученической крови. Но эта попытка провалилась. Что ни больше убивали христиан, их становилось в десять раз больше. И вместо того, чтобы утопить юную Церковь Христову в Ее крови же, сатана сам захлебнулся с головой. Тогда оправившись, он повел иную борьбу с Церковью Христовой. Уже не открытую, а скрытую, т.е. внутреннюю борьбу. Он выдумывал ложные учения, которыми подрывал ЦЕРКОВЬ изнутри (ереси Нестория, Македония, Евтихия, монофизитство и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

8. Пример мужественного исповедания христианской веры I. Святой мученик Варлаам 28 за исповедание имени Христова уже в глубокой старости предан был суду и претерпел много мучений... Наконец нечестивые язычники, принуждая его к идолопоклонству, привели в капище Аполлона, и повелев протянуть руку над пылающим жертвенником, положили на нее горящие угли с ливаном и смирною, в том намерении, что св. страдалец, чтобы избавиться от ужасных мучений, вынужден будет отрясти эту жертву на идольский алтарь; и, если бы это случилось, хотели пред ним восплескать руками и с хохотом сказать: «Уже принес жертву богам нашим!» Но нечестивые и жестокие язычники не могли восторжествовать над твердостию св. мученика: старец, держа в руке своей горящий огнь, явился тверже железа и, не тронувшись с места, не испустив ни одного вздоха, стоял до тех пор, пока отгорели пальцы его и с углями упали на жертвенник. Он произносил только тихим голосом: «Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, и персты мои на брань " ( Пс. 23:1, 2 ). Так мужествен и непобедим показался крепкий страдалец и воин Христов Варлаам! Имея десницу свою вместо алтаря Господня, как говорит Святой Василий Великий , он принес себя в жертву всесожжения Господу и в руце Его предал святую душу свою (Уч. благоч.). II. Св. Иакинф был родом из Кесарии Каппадокийской. Он служил при дворе императора Траяна (98–117). Однажды во время торжественного языческого жертвоприношения, в котором участвовал сам император, Иакинф, оставшись дома, молился Богу. Один из его сверстников, узнав об этом, донес императору. Траян, призвав Иакинфа, заставлял его есть идоложертвенное мясо. Юноша отказался и громко исповедал свою веру в истинного Бога. Его подвергли побоям, хотели насильно вложить ему в рот куски мяса, но он, плотно сжавши зубы, противился всем попыткам язычников. Его заключили в темницу и морили голодом для того, чтобы заставить вкусить идоложертвенного мяса. Тридцать девять дней терпел юноша страшный голод; когда на сороковой день тюремный сторож вошел в темницу, св. Иакинф был уже мертв. Тело мученика, по приказанию Траяна, было выброшено на съедение хищным животным, но один священник, по имени Тимофей, взял и похоронил его. Мощи св. Иакинфа были перевезены в Кесарию Каппадокийскую и там прославились чудесами (Четьи-Минеи 3 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В праздник Рождества Христова 302 года Никомидийскую соборную церковь, где собралось около 20000 христиан, подожгли 10 января. ПРАВМИР. Церковь празднует память 20 тысяч мучеников, в Никомидии пострадавших. В начале IV века император Максимиан (284 — 305) приказал разрушать христианские храмы, сжигать Богослужебные книги и лишать всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, так что многие из сановников императора были тайными христианами. Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение. Домна стала помогать бедным: она раздала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы. Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумении Агафии. Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Отданная в публичный дом, святая Феофила помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища. Однажды император устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля. Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал отречься от Христа; за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-20...

Двадцать пятый день. Поучение 1-ое. Св. мученица Феврония. (Имеют ли право родители обрекать малолетних детей на служение Богу?) I. Воспоминаемая ныне церковью святая Феврония «на третьем году жизни была отдана в общину подвижниц», находившуюся в Месопотамии и основанную диакониссой Платонидой. Месопотамия в то время была одной из областей обширной римской империи. Когда Феврония достигла возраста, допускавшего воздержание, она стала по совету тетки, благочестивой Вриенны, которая тогда была настоятельницей обители, принимать пищу через день. Так как здоровье Февронии нисколько не пострадало от поста, то она вскоре усилила воздержание и употребляла самое малое количество хлеба и воды. К этому она присоединяла самую строгую жизнь, спала на узкой и короткой доске, ночью нередко вставала и читала священное Писание или молилась. Между тем в римской империи возникло гонение на христиан и для преследования их император Диоклитиан послал в Месопотамию своих сановников Лизимаха и Селения. Селений был человек жестокий и в ненависти к христианам не уступал самому императору; Лизимах, имевший в то время всего двадцать лет, был добр и кроток и еще в детстве слышал много хорошего о христианах от своей матери, которая, будучи сама христианкой, перед смертью завещала сыну покровительствовать христианам. Послав Лизимаха в Месопотамию, Диоклитиан не особенно доверял ему, подозревая его склонность к христианству, а потому дал ему в руководители Селения. Жители вскоре с ужасом услышали о жестоких действиях Селения в Месопотамии и Сирии, как он истреблял христиан мечом и отдавал их на растерзание диким зверям. Многие из христиан, между ними пресвитеры, отшельники и сам епископ, спаслись бегством при приближении Селения. Инокини монастыря Вриенны хотели последовать их примеру, но Вриенна убеждала их не терять мужества и принять смерть за Христа, Который также пострадал и умер за нас. Увещания настоятельницы подействовали только на двух инокинь, Февронию и престарелую Фомаиду, которые и остались в обители с настоятельницею, остальные инокини ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Десятый день. Св. муч. Терентий и дружина его (Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и прочие с ними). (О причинах равнодушия христиан в отношении к вечной жизни). I. Когда правитель Африканской провинции Фортунат объявил всенародно указ императора римского Декия, требовавшего принесть жертвы идолам, то он выставил при этом и орудия казни для устрашения тех, кто не захотел бы повиноваться указу. Этим он действительно устрашил слабейших из христиан, но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, память коих совершается ныне, «неубоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих»... – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался их тогда уговорить правитель, – какже это вы можете называть царем и Богом человека, которого иудеи распяли как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятаго, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошел Он на землю и, соединив Божество Свое с человечеством, претерпел добровольно смерть ради нашего спасения... – Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях... – Напрасно ты думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Безумием было бы для нас бояться смерти, чрез которую открывается вечная блаженная жизнь для христиан. На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями. Видя твердость исповедников, Фортунат предал их жестоким и разнообразным истязаниям, но Бог чудно поддерживал мучеников и никакие страдания не победили их терпения. Наконец, приговоренные к смерти, они радостно приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты... Тела их были с благоговением похоронены христианами. II. Братие христиане! Св. мученик Терентий и другие, пострадавшие с ним, не убоялись ни мучений, ни смерти и с радостию приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Наследие святых отцов в жизни общества, семьи и государства» 18 февраля 2009 г. 11:30 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом на конференции «Наследие святых отцов в жизни общества, семьи и государства», которая прошла  17 февраля в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в рамках  XVII Международных Рождественских образовательных чтений . Святоотеческое наследие, наука и культура Обращаясь к наследию Святых Отцов, хочется начать с первых веков христианства, когда зарождался диалог христианства с миром. Мир тогда быть языческим, чуждым Евангельскому благовестию. Но и сегодня, 2000 лет спустя, в нашем обществе есть люди, занимающие ту же позицию по отношению к Церкви, которую имела языческая интеллектуальная элита Рима, в понимании которой вера христиан представлялась «зловредным суеверием», как писал римский историк Светоний, а сами христиане — «самообольщенными мечтателями», врагами политической жизни и культуры. На заре новой эры понадобился подвиг мучеников, чтобы даже самых равнодушных заставить задуматься о такой вере, которая презирает смерть и земные блага. Объяснения Марка Аврелия, видевшего причину мученичества в патологическом желании христиан быть в оппозиции всем и вся, становилось все более и более недостаточно. Преданность Христу, нравственное благородство, разумные ответы мучеников о христианской вере, превосходившие языческую мудрость — все это призывало к размышлению, как христиан, так и их гонителей-язычников. Противостояние постепенно выходило на качественно новый уровень философского дискурса. Именно на это время приходится расцвет апологетического жанра христианских авторов. Многие защитники христианской веры подавали свои апологии правителям, выступали в защиту веры против нападок со стороны языческих риторов и философов. В отношении к языческой культуре (искусству и философии) уже тогда наметились две тенденции.

http://patriarchia.ru/db/text/561610.htm...

Житие святых мучениц Хусты и Руфины Святые мученицы сестры Хуста и Руфина родились в Севилье в 268 и 270 годах, святая Хуста была на два года старше своей сестры. Семья Руфинов была знатной и знаменитой, хотя ее члены не занимали никакой государственной должности и жили уединенно и скромно. Тем не менее, родители с самого детства своих дочерей, позаботились о том, чтобы они получили хорошее образование, отдав их на обучение лучшим учителям. В то же время, именно в семье они получили самое главное образование, потому что родители научили сестер страху Божию и привили любовь к добродетели. Именно родители научили дочерей молиться каждый день Богу и Его Пресвятой Матери и открывать Ей свое сердце. Родители научили Хусту и Руфину любить Господа Иисуса Христа, Которому сестры посвятили свое девство и Которого любили всем сердцем. Сестры были еще совсем маленькими, когда умерли их родители и они остались сиротами. Благочестивый епископ города, большой друг семьи, понимая всю трудность положения девочек, заботился о них и часто посещал их дом, чтобы укрепить их на пути добродетели. Он также посоветовал им найти какую-нибудь работу, чтобы честным трудом зарабатывать на жизнь. Следуя советам епископа и других друзей, вложив собственные сбережения, сестры открыли в Пуэрта де Триана торговлю гончарными изделиями. Оставшиеся без родителей девушки должны были учиться зарабатывать на жизнь как взрослые. Окружение не благоприятствовало им, ведь они были христианки, а христиане тогда преследовались и подвергались смерти. Чтобы духовно укрепить себя, они каждый день начинали с посещения литургии и много времени отдавали молитве. Утренние молитвы и ежедневное чтение Евангелия больше всего укрепляли сестер. День они проводили за делами в лавке и домашним хозяйством. Особенно внимательно они относились к бедным, много жертвуя им из своих средств. Тем не менее, их главной заботой было обращение язычников. Они постоянно молились за них и всегда, когда представлялась возможность проповедовали неверующим язычникам Евангелие и учили их основам христианской веры. Сами христиане после общения с сестрами чувствовали в себе большее усердие к вере и горение духа, и некоторые настолько вдохновлялись, что были готовы принять мученическую смерть за Христа. Когда гонения усиливались, многие христиане друзья приходили к сестрам в лавку, чтобы помочь друг другу и духовно укрепиться в тайной от посторонних глаз молитве и покаянии, чтобы приготовить себя к тому, к чему призывал их Господь.

http://pravoslavie.ru/1683.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010