Ф. Стуков Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения Источник Введение Христианство учит, что по смерти человека ему предстоит вечная жизнь, полная мучений или блаженства, смотря по заслугам. Частнее, непосредственно после смерти и частного суда для душ благочестивых начинается состояние предвкушения блаженства, а для душ грешников состояние скорби и мучений: бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его ( Лк. 16:22–23 ; cp. 10–15; Деян. 2:27 ) 1 . Покаявшиеся до разлучения с настоящею жизнью, но не успевшие принести плодов, достойных покаяния, по бесконечной благости Божией, через молитвы церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле во имя их, через предстательство за них святых в церкви небесной ( Откр. 8:3–4 ), наконец ради всесильного ходатайства пред Отцем самого Искупителя, могут быть освобождены от уз ада 2 и приобщены к телу церкви, глава которой – Христос ( Еф. 1:28 ; Кол. 1:18 ); все же прочие остаются в аде до всеобщего воскресения и суда Христова, следствием которого будет окончательное и решительное отделение праведных от нечестивых, как бы света от тьмы: праведные войдут в жизнь вечную, в состав церкви торжествующей ( Мф. 25:34 ), а нечестивые в геенну 3 , на вечные муки. После окончательного приговора праведного Судии грешникам: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25:41 ), далее о них в той же пророческой речи Спасителя о страшном суде сказано: идут сии в муку вечную (–46 ст.). Это мздовоздаяние грешникам после всеобщего суда будет решительное, т. е. которое для них для всех пребудет неизменным во веки и после которого ни для кого из них не останется никакой возможности освободиться когда либо из ада, как она остается для некоторых после частного суда 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Девятый день. Св. мученик Никифор. (О необходимости примиряться с врагами). I. Св. мученик Никифор, память коего совершается ныне, был мирянин и находился в большой дружбе с одним священником – Саприкием, но по каким-то обстоятельствам дружба эта впоследствии не только охладела, но и превратилась во вражду. Никифор, однако же, постепенно смягчился и старался помириться с Саприкием. Саприкий же, напротив того, не хотел и слышать о примирении. Между тем в это время настало гонение на христиан. Священник Саприкий был одним из первых, преданных на истязания. Он с твердостию переносил их, наконец был осужден на смертную казнь. Узнав об этом, Никифор поспешил испросить прощение у мученика. Но хотя у Саприкия и оказалось достаточно силы душевной, чтобы совершить подвиг, в то же время не достало у него в сердце ни любви, ни смирения, чтобы помириться с своим врагом... Не пожалел он и не простил своего бывшего друга, который со слезами умолял его о примирении, который страдал теперь о нем же самом, о Саприкии-мученике, лишавшем себя по своей злопамятности победного венца... Сопровождавшие Саприкие к месту казни удивлялись скорби Никифора и говорили ему: «Такого безумного человека мы никогда не видели: что тебе за дело до осужденнаго? Он идет на смерть, а ты просишь у него прощения... Разве он по смерти вредить может тебе чем-нибудь? Какая тебе нужда мириться с тем, кто скоро умрет?» – Вы не знаете, чего я прошу у исповедника Христова, а Бог это знает! – отвечал Никифор. Итак, до самого места казни следовал он за Саприкием и не переставал молить его: – «Мученик Христов, прости меня!» Но тот оставался безчувственным, и на горячия мольбы смиренного Никифора отзывался только гордым безмолвием; в своей злобе на брата оставался непоколебим. И за это поколебалось Божие долготерпение: Господь отринул от Себя, не захотел принять подвига от человека, не очищенного примирением с братом, хотя уже он как бы стоял на пороге блаженной вечности... Господь лишил Своей благодатной помощи душу, в которой было так много ненависти и гордости. Предоставленная самой себе, эта душа потеряла всю силу... Приблизившись к месту казни смутился и затрепетал Саприкий после того, как он уже претерпел лютыя истязания, и малодушно устрашась смерти, он отрекся от Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лики любви 1. Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века 16.09.2022 2750 Время на чтение 30 минут Нередко приходится слышать, будто почитаемые во всём Христианском мире святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София - это просто вымышленные персонажи, персонифицирующие соответствующие христианские добродетели. Между тем, критикам почему-то не приходит в голову, что эти имена как раз и были даны благочестивой Сапиентией своим дочерям как раз как символы добродетелей. Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном " римском пути " , ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, " гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих " . В 1792 году, спустя три года после французской революции в монастыре был устроен трактир. Мощи исчезли, а сам трактир вместе с другими бывшими монастырскими помещениями вскоре был разрушен. После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены " историческим памятником " , начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую - в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями. Предлагаем вниманию читателей повесть о святых мученицах, написанную нашим постоянным автором.     Страдание святых мучениц Фидес, Спес, Каритас и матери их Сапиэнтии, пересказанное агиографом XXI века, который не настаивает на том, что они были именно такими, но предполагает, что они такими могли бы быть.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > О вечности мучений 17.02.2022 733 Время на чтение 26 минут Публикация этой статьи святителя Феофана, Затворника Вышенского обусловлена тем, что осужденное Церковью учение о конечности загробных мучений грешников и всеобщем восстановлении (т.е. всеспасении) в конце времен всех людей — учение об  апокатастасисе (ποκατστασις) — к великому сожалению, находит и сейчас немало приверженцев и проповедников, даже среди иных богословов. Учение о конечности загробных мучений имеет против себя в первую очередь тот моральный аргумент, что сие учение порождает нерадение о своем спасении и фактически уравнивает праведных, грешных и демонов. К тому же проповедники этого учения подпадают под анафематствование V Вселенского Собора:  «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (ποκατστασις) демонов и нечестивых людей, да будет анафема» (9-е анафематствование на Оригена). Ориген своим учением о всеобщем восстановлении (апокатастасисе) невольно способствовал примиренческому отношению человека к своим страстям и ко греху. Он учил тем самым человека не бояться грешить. Оправдание греха имеет для нашей падшей природы губительное действие, поэтому борьба с оригенизмом не прекращалась никогда в Церкви, и V Вселенский Собор был только завершением этой борьбы. Настолько ересь Оригена была опасна, что отлучению и анафеме были преданы не только заблуждения и труды Оригена, но и сам Ориген как личность вместе со своими последователями — лжеучителями. Современные попытки оправдать Оригена — это один из признаков модернизма, это желание оправдать грех. Оправдание оригенизма — это апология греха, по словам архимандрита Рафаила (Карелина). «Древнее чаяние “апокатастасиса” было свойственно многим лучшим (!) святым христианам», — заявлял священник Георгий Кочетков («Православная община». 54. С. 15). Сему обновленческому проповеднику и иным приверженцам гуманизма в богословии будет не бесполезно познакомиться с тем, как «неполиткорректно» отвечал на вопрос о «всеобщем спасении» далеко не худший христианин — святитель Феофан Затворник.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/17/o_vech...

Закрыть itemscope itemtype="" > О вечности мучений 23.06.2016 832 Время на чтение 22 минут От редакции Публикация этой статьи святителя Феофана, Затворника Вышенского обусловлена тем, что осужденное Церковью учение о конечности загробных мучений грешников и всеобщем восстановлении (т.е. всеспасении) в конце времен всех людей - учение об апокатастасисе (ποκατστασις) - к великому сожалению, находит и сейчас немало приверженцев и проповедников, даже среди иных богословов. Учение о конечности загробных мучений имеет против себя в первую очередь тот моральный аргумент, что сие учение порождает нерадение о своем спасении и фактически уравнивает праведных, грешных и демонов. К тому же проповедники этого учения подпадают под анафематствование V Вселенского Собора: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (ποκατστασις) демонов и нечестивых людей, да будет анафема» (9-е анафематствование на Оригена). Ориген своим учением о всеобщем восстановлении (апокатастасисе) невольно способствовал примиренческому отношению человека к своим страстям и ко греху. Он учил тем самым человека не бояться грешить. Оправдание греха имеет для нашей падшей природы губительное действие, поэтому борьба с оригенизмом не прекращалась никогда в Церкви, и V Вселенский Собор был только завершением этой борьбы. Настолько ересь Оригена была опасна, что отлучению и анафеме были преданы не только заблуждения и труды Оригена, но и сам Ориген как личность вместе со своими последователями - лжеучителями. Современные попытки оправдать Оригена - это один из признаков модернизма, это желание оправдать грех. Оправдание оригенизма - это апология греха, по словам архимандрита Рафаила (Карелина). «Древнее чаяние " апокатастасиса " было свойственно многим лучшим (!) святым христианам», - заявляет священник Георгий Кочетков («Православная община». 54. С. 15). Сему обновленческому проповеднику и иным приверженцам гуманизма в богословии будет не бесполезно познакомиться с тем, как «неполиткорректно» отвечал на вопрос о «всеобщем спасении» далеко не худший христианин - святитель Феофан Затворник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная Россия молится Царственным Мученикам Молитва православных не позволила наследникам цареубийц вновь повязать клеветой на святого Царя русских людей и сделать народ соучастником ритуального злодеяния сатанистов 11.09.2017 1256 Время на чтение 10 минут На праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 6. 00 по московскому времени многие православные русские люди келейно молились Царице Небесной и святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам. Владыка Вениамин, митрополит Владивостокский призвал всех жителей нашего Отечества присоединиться к молитвам наших братьев и сестер, живущих на земле Дальнего Востока. Во Владивостоке в это время молитва звучала над бухтой Золотой Рог у Триумфальной арки Цесаревича. Отсюда молодой Цесаревич, будущий Царь Николай II в 1891 году начинал свой путь по России, завершив путешествие через несколько морей и океанов. Молебен совершал митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. И во всех храмах Владивостокской епархии в этот час возносились молитвы Царственным Мученикам и Пресвятой Богородице, усердной Заступнице рода христианского. Молитву русских людей Дальней России, как до 1917-го принято было называть Дальний Восток, поддержали и в Русском Зарубежье. По звонкам слушателей нашей радиостанции мы узнали, что в этот час к молитве присоединились и в Северной Америке, и в Германии. Именно с берегов Тихого океана, где начинает восходить солнце над нашим Отечеством, задумали враги Церкви Христовой положить начало своему кощунственному издевательству над памятью Царственных Страстотерпцев. На фестивале «Меридианы Тихого» в день Усекновения главы Иоанна Предтечи кощунники задумали показать клевету на святую Царскую Семью - т.н. «блокбастер» «Матильда». Губернатор Приморья проигнорировал просьбу владыки Вениамина и протесты православной общественности. Ну что ж, этот господин свой выбор сделал. Как сделали свой выбор многие политики и общественные деятели, либо вставшие на защиту этого «исторического блокбастера», либо равнодушно промолчавшие. Как те церковнослужители, которые оказались в рядах защитников этой лживой киноподделки. Во время молитвенного стояния у Храма Христа Спасителя на Фоминой неделе 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл назвал таких священнослужителей «предателями в рясах». Им очень хочется быть «рукопожатными» в определенных кругах, не прослыть «мракобесами». Они сделали свой выбор между Царственными Мучениками и «прогрессивной общественностью», точно так же, как сто лет назад подобный выбор сделали их предшественники, нацепив красные банты и посылая поздравительные телеграммы в адрес Временного правительства.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/11/pr...

М.И. Вострышев Новые страдания виленских мучеников «Мощи» в буквальном переводе с греческого означают останки человека после смерти. Нередко в прошлом этим словом называли кости, так как широкая кость, развитая грудная клетка, а не плоть определяли силу, мощь. На языке древней церковной литературы нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся кости. В 1472 году в Успенском соборе вскрыли гробницы московских митрополитов: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи». Святые мощи для христианина – это своего рода милости, оставленные нам святыми угодниками для утверждения в путях спасения. Останки христианских мучеников, исповедников, святителей, преподобных могут сохраняться как нетленными, так и в виде костей и даже праха и пепла. В 167 году священномученик Поликарп был убит и сожжен, но уцелевшие его кости и пепел стали для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». «Остались от костей его, – гласит рассказ о святом архидиаконе Стефане, – весьма малые частицы, а все тело его обратилось в прах... С псалмами и песнями понесли сии мощи блаженного Стефана в святую церковь Сион». В начале XX века в России при открытии мощей преподобного Серафима Саровского , святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена также были обретены только кости святых, и они стали предметом благоговейного почитания верующими. Но встречается немало случаев, когда тело святого угодника Божия остается нетленным веками, в то время как годы подтачивают и бронзу, и камень. Так, тело святого благоверного князя Глеба, убитого по приказу брата его Святополка Окаянного, было брошено на берегу Днепра, где, хоть и лежало на открытом воздухе около пяти лет, было обретено совершенно нетленным. Останки святых напоминают христианам о праведной жизни мучеников и подвижников веры, побуждают к подражанию их подвигам. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит перед нами и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНЦИЙ, КАНЦИАН И КАНЦИАНИЛЛА Мученики Канций, Канциан и Канционилла. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. 1445–1461 гг. (Macon. Bibl. municip. 3. Fol. 176v) Мученики Канций, Канциан и Канционилла. Миниатюра из «Золотой легенды» Иакова из Варацце. 1445–1461 гг. (Macon. Bibl. municip. 3. Fol. 176v) [Канцианы; лат. Cantius, Cantianus, Cantianilla] († нач. IV в.), мученики, пострадали близ г. Аквилея (Италия). Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы известно в неск. редакциях (BHL, N 1543-1549; см.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 420). Опубликованы 3 редакции (с существенными расхождениями), а также гомилия на день памяти мучеников (BHL, N 1549), вероятно составленная св. Максимом Тавринским. Вопросы, связанные с датировкой редакций Мученичества и восстановлением лит. истории произведения, остаются нерешенными. Б. Момбрицио опубликовал редакцию Мученичества (BHL, N 1547), представленную в рукописях как послание свт. Амвросия Медиоланского епископам Италии. В начале кратко говорится о пользе, к-рую приносит изучение деяний святых. Далее составитель рассуждает о том, что сходство имен Канция, Канциана и Канцианиллы не было случайным, поскольку у мучеников было единое призвание и они одновременно приняли смерть: «Неудивительно, что у тех, кто схожим образом пострадал, были схожие имена» (nec mirum si similes sint nomine, qui sunt similes passione). Затем без к.-л. предварительных сведений сообщается о прибытии мучеников из Рима в Аквилею. Презид (наместник провинции) Дульцитий (Дульцизий) и комит Сисинний послали к ним агентов (apparitores) с приказом явиться и воскурить благовония в честь богов (ut diis tura ponerent). Мученики отказались, заявив, что являются христианами. Дульцитий и Сисинний донесли об этом рим. императорам Диоклетиану (284-305) и Максимиану (286-305). Императоры предоставили им полномочия (dederunt auctoritatem) принудить христиан к поклонению богам, а в случае отказа вынести смертный приговор.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

«Мученик» — означает «свидетель» Мы почитаем мучеников за образ смерти или за образ жизни? 22 февраля, 2014 Мы почитаем мучеников за образ смерти или за образ жизни? За что мы почитаем мучеников? Только ли за то, что они приняли смерть от рук гонителей Церкви? Размышляет Андрей Зайцев. Читатели Правмира после моей заметки о новомучениках писали о том, как важно отдать жизнь за Христа, считая, что смысл их подвига заключался в терпении боли и других лишений. В русском языке слово «мученик» иногда вызывает неверные ассоциации. Для нас «мученик» — это персонаж античной трагедии, который претерпел невыносимые страдания и скончался от пыток или казни. Мученицей могут назвать женщину, которая в одиночку воспитывает много детей или живет с мужем-алкоголиком, но в Церкви слово это означает совсем другое. Греческое слово martis переводится как «свидетель». Христианские мученики почитались как святые не за то, что могли стойко переносить пытки или не бояться страданий, а за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма миссионерства . Первый текст о мученичестве за Христа можно найти в Деяниях апостолов. В 6 и 7 главах книги рассказывается об обстоятельствах мученической кончины Стефана. Бесстрашный архидьякон защищает новую веру перед иудейскими старейшинами, произносит большую проповедь, а затем гибнет под градом камней. Исторически свидетельство Деяний апостольских чрезвычайно ценно, поскольку содержит в себе не только упоминание о гонениях на христиан со стороны иудеев, но и сюжетное ядро будущих мартириев (повествований о мученичестве). Центральная часть рассказа о мученичестве Стефана представляет собой проповедь основ христианства и обличение заблуждений иудеев. Апостол Лука ставит в центр своего рассказа не описание ужасных пыток архидьякона, а его проповедь. Древние повествования о мучениках — мартирии также не стремятся пощекотать нервы читателям детальным рассказом о побивании камнями, распятии или других казнях. Древние мартирии — это сухой протокол допроса римскими судьями. Судопроизводство в империи было делом формальным. Прежде всего, чиновник должен был записать имя обвиняемого, его возраст, социальное происхождение и сформулировать суть обвинения.

http://pravmir.ru/muchenik-oznachaet-svi...

Н. Василиадис Смерть мучеников И смерть бывает лучше жизни Если христианские размышления над гробами мучеников представляют для верующего источник огромной и многогранной пользы, то в гораздо большей степени таковым является сама смерть мучеников. Господь укрепил учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут ( Мф.10:28 ). Вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Апостол любви Иоанн Богослов доносит до нас, что видел под святым принебесным жертвенником души убиенных за слово Господне. Они живы и, вопия громкими голосами, призывают Господа сотворить суд и покарать гонителей верующих. Они вопрошают: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». ( Откр.6:9–10 ). Все это помогало христианам мужественно встречать мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа и излучая непоколебимую веру в нетленность и вечность, они всей душой желали принять смерть за Христа. Так, например, с полной решимостью стремился к мученичеству святой Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. В его «Послании к Римлянам», этом поразительном осмыслении мученичества перед муками, живет могучее желание не спасти свое телесное существование, но пожертвовать собой ради Христа. Игнатий Богоносец подробно описывает все, что он готов перенести, с удивительной безмятежностью и несказанной радостью. Он подчеркивает: «Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь (Христос. – Н.В.) распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая ( Ин.4:10; 7:38 ), говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу»... Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божья; пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть... [ибо] лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею». 688

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010