А.П. Скогорев Мученичество Апостола Павла Предисловие Обстоятельства смерти «апостола язычников» – один из самых загадочных эпизодов раннехристианской истории. Автор канонических «Деяний», проследив шаг за шагом миссионерские странствия Павла и еще более подробно описав его плавание «в узах» из Палестины в Италию 272 , по каким-то причинам ничего не говорит о времени и Месте его кончины. Возможно, сообщения о гибели благовестников противоречили концептуальным установкам «дееписателя», стремившегося представить распространение проповеди Христа как торжество жизни над смертью и потому завершившего свой труд на оптимистической ноте 273 . Однако не только Лука, но и другие христианские авторы конца I – начала II вв. избегали углубляться в эту тему. О Павле с большим пиететом писали и даже мельком упоминали о его гибели Климент Римский (90-е гг. I в.) 274 , Игнатий Антиохийский (ок. 110 г.) 275 и Поликарп Смирнский (ок. 130 г.) 276 , но рассказывать об обстоятельствах ухода из жизни самого выдающегося деятеля ранней Церкви почему-то никто из них не счел возможным. Это тем более странно, что главным содержанием посланий Игнатия и Поликарпа были мученичество и смерть за веру. Для христианской литературы первых двух столетий сочинение малоазийского Пресвитера в этом отношении уникально. Хотя его «римские» эпизоды имеют признаки фольклорного происхождения, не исключено, что народное предание сохранило в данном случае какие-то отголоски реально случившихся событий. К их числу в первую очередь могут быть отнесены сообщения о пребывании Павла в Риме и его казни там. Что же касается описания сопутствующих этому обстоятельств – обращения к праведной жизни воскрешенного им «любимца цезаря» 277 и троекратного прямого столкновения Павла с Нероном, – то они, вне всякого сомнения, представляют собой продукт народной фантазии. Первое едва ли не дословно повторяет известный эпизод канонических «Деяний» 278 , а второе попросту не реально. Хотя принцепсы уже со времени Августа считались высшими апелляционными судьями, исполнение такого рода обязанностей они передоверяли специально назначаемым официалам; личное участие императоров в пересмотре судебных решений имело место лишь в исключительных случаях – когда дело касалось лиц, принадлежащих к сенаторскому сословию, или затрагивало государственную безопасность. Нерон же, по свидетельству Тацита 279 , более других императоров избегал присутствовать в судебных заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Апреля 10 (23) Мученик Димитрий (Вдовин) Составитель священник Максим Максимов Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне в семье возчика Михаила Вдовина. Окончил городское четырехклассное училище в Коломне. С 1904 по 1906 год Дмитрий Михайлович был на военной службе, где исполнял должность переписчика. После возвращения в Коломну Дмитрий Михайлович устроился работать продавцом в магазине, принадлежавшем его брату. В 1910 году он женился на Надежде Ивановне Архиповой, впоследствии у них родилось трое детей. В 1912 году Дмитрий Михайлович открыл посудную лавку в Коломне и занялся торговлей. В 1918 году он устроился работать по найму в Коломенскую артель кондитеров. С 1919 по 1920 год служил в Красной армии переписчиком в запасном батальоне Западного фронта, а после демобилизации работал служащим в Коломенском уездном отделе здравоохранения. С 1924 по 1927 год Дмитрий Михайлович снова занимался торговлей, а с 1928 по 1932 год – кустарным промыслом, изготовлением крестьянских сит и решёт. До 1935 года он трудился на различных коломенских предприятиях, а затем устроился на работу в Озерский райпромкомбинат. Всецело преданный гонимой Церкви Христовой, Дмитрий Михайлович в тяжелое для всех верующих время проявил себя истинным христианином. С 1922 по 1929 год он был церковным старостой Коломенского Успенского кафедрального собора, а за-тем Троицкой церкви. Он очень любил богослужение и церковное пение и эту любовь старался передать своим детям. Во время массовых арестов духовенства и верующих в 1937 году власти приняли решение об аресте Дмитрия Михайловича Вдовина. 22 августа он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. В тот же день начались допросы. – Кто из ваших родственников привлекался к судебной ответственности? – спросил следователь. – К судебной ответственности из моих родственников никто не привлекался. -Следствие располагает данными, что вы являетесь одним из активных церковников тихоновской ориентации. Вы подтверждаете это? – Да, я действительно состою церковником тихоновской ориентации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В первые веки Христианства общественное Богослужение совершалось в частных домах, в которых назначалось для сего особое место. Таковые места, определенные для общественного Богопочтения и совершения таинстве, еще во времена Апостольские, получили имя Церкви 1 , то есть: собрания истинных Христиане, Храма Божия и дома молитвы, в котором верующие собирались для прославления Триипостасного Бога, слушания поучений и совершения Евхаристии (бескровного жертвоприношения), таинства, установленного самим Иисусом Христом 2 и преданного Им Своим Апостолам, а от них и всем веровавшим в Него 3 . Во времена жестоких гонений, воздвигаемых язычниками на Христиан, верующие, быв лишены таковых церквей, собирались для священнослужения в уединенные места и отдаленные пещеры, преимущественно же избирали для сего места страданий Мучеников и погребения их, и над гробами Мучеников совершали Богослужение во уважение в памяти их и в поощрение к подражанию их подвигам; что продолжалось до четвертого века. После сего, по принятии Императором Константином великим Христианской веры, начали воздвигаться Церкви, или домы Господни 4 уже на открытых местах, посреди жилищ, обширные по причине большого числа собирающихся на Богослужение Христиане, великолепные и богато украшенные. К сему весьма много способствовала Св. Елена, мать Императора Константина, которая воздвигла церкви на местах освященных рождением и вознесением Христа Спасителя; сам же Император построил величественные храмы в Иерусалиме на месте гроба Господня, и в Константинополе во имя Святых Апостолове Петра и Павла, также в Тире, Антиохии, Никомидии и других многих местах. Сих храмов Господних различные наименования произошли от того, что они хотя и все посвящались Богу, но, как по древнему общему обыкновению, большею частью созидались над гробами Мучеников и благоугодивших Богу Святых мужей, то и назывались нередко их именами, что продолжается и до наших времен, дабы мы воспоминали их, по словам Святого Апостола Павла, и взирая на скончание жительства, подражали вере их 5 . Когда умножилось число церквей, то некоторые из них наречены главными или Соборными, особенно при которых были Епископы; в них собирались из прочих церквей священнослужители для торжественных Богослужений и молебствий, а верные для слушания поучений своих Пастырей. Церкви издревле строились на Востоке; ибо, как от Востока возсиявает солнце, тако и от Бога исходит благодать, потому и молящиеся в них обращались лицом к Востоку, не токмо вопреки Иудеям и еретикам, но и в ознаменование Христа истинного Востока, Рая бывшего на Востоке и будущего Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д. Грехи против четвертой заповеди 1. Неуважение святых праздников Примеры наказания Божия за неуважение св. праздников. I. Одна женщина в городе Дорого- буже, в день святителя Христова Николая, Мирликийского чудотворца, не пошла в храм, а, оставшись дома, занималась работой. Вдруг явились ей св. страстотерпцы Борис и Глеб и с угрозою сказали ей: «почто работаешь в день святого отца Николая? разве не знаешь, что Господь не терпит бесчестия угодников Своих?» Сказав это, они разметали хижину ее. Женщина от страха лишилась чувств и стала как бы мертвою, – только через несколько времени она пришла в себя. Целый месяц она была больна, и во время этой болезни, иссохла рука ее. Хотя эта женщина и оправилась от болезни, однако иссохшая рука ее не исцелела, и она вынуждена была оставаться без работы целых три года. Однажды эта страждущая женщина услыхала, что один человек, имевший скорченные руки и ноги, получил исцеление от свв. Бориса и Глеба, и вот она решилась отправиться в Вышгород и прибыла туда накануне праздника Успения Божией Матери. По совету священника Лазаря, она всю ночь оставалась при храме на молитве и только не много уснула. На утро она поведала этому священнику сон свой: «в эту ночь, когда я сидела при храме и не много от усталости задремала, ко мне приблизились двое прекрасных юношей и спросили меня: «кто тебя здесь посадил?» я отвечала: «Лазарь священник сказал мне: сиди тут; быть может, Господь, по молитвам святых мучеников, исцелит тебя!» Когда я сказала им это, старейший из них тотчас снял перстень с руки своей и, подавая его мне, сказал: «возложи на руку, перекрестись, – и исцелеет рука твоя». – Выслушав рассказ неизвестной странницы, иерей Лазарь велел ей быть на литургии в церкви святых мучеников: он хотел после литургии помолиться о ней и помазать св. елеем усохшую руку ее. Женщина пришла к литургии и усердно молилась. Во время пения прокимна, пред чтением апостола: «величит душа моя Господа», тотчас рука женщины стала здоровою, и она велегласно начала славить Вога и прославлять св. чудотворцев, благоверных князей Бориса и Глеба, нареченных в святом крещении Романа и Давида. (Житие св. мучеников Бориса и Глеба, 2 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятнадцатый день. Свв. мученики: Трофим, Савватий и Доримедонт. (Каждый христианин должен нести крест свой). I. Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт, память коих совершается ныне, пострадали в III веке. Однажды, когда с особенным торжеством язычники отправляли свой праздник в Антиохии писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений, Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, резали и посыпали раны солью; но он терпел все мучения и только повторял: «многи скорби праведных, и от всех их избавит Господь». После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых, тогда они были усечены мечом. II. Братия и сестры о Господе! свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт безропотно взяли крест свой, крест самых лютых мучений за верность Христу, и идя за Ним наследовали жизнь вечную. И мы должны по заповеди Христовой нести крест свой. «Кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Матф. 16, 24 ), говорит Господь всем Своим последователям. То же заповедует и апостол, говоря: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5, 24 ). То же внушают нам св. отцы, подвижники и страстотерпцы Христовы, притом не словом только, но и примером своим; ибо все они, как истинные ученики Спасителя, несли кресты свои, часто тяжелые, – все распинали плоть свою со страстьми и похотьми, и подвергались разным скорбям и мучениям ради Христа и вечного своего спасения. Поэтому и мы, братия, радея о спасении душ наших, возьмем, по заповеди Божией, кресты свои и с полным самоотвержением последуем Христу по спасительному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Десятый день. Св. мученик Мина. (Уроки из жизни св. муч. Мины: а) о примирении ссорящихся и б) о добродетели терпения). I. Ныне память свв. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедывавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел «примирить и успокоить» враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедывать истину христианской веры. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводою Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также афинянин и хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и потом «терпением», с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и " Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермоген были усечены мечом. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. II. Два урока преподает нам св. мученик Мина, ныне вместе с другими св. мучениками воспоминаемый церковию для нашей духовной пользы. а) Первый тот, что христиане, по примеру св. муч. Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Св. Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других, и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть безчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – ужели зверь? – ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он – брат тебе, он член твой! Итак не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающаго, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище диавольское, и прекратить злобу человеческую!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Женам-християнкам о праведной и Благочестивой жизни в миру К матерям-вдовам, имеющим малолетних детей. Из жития святого мученика Маманта(2сентября cm. cm./15 сентября н. cm.) 1 Нередко приходится встречать на свете такую печальную картину: умирает вдова, окруженная беспомощными малолетними детьми. Как ужасно ее положение! И в борьбе со смертью изнемогает она, и видишь, что ее мучает, мучает невыразимо представляющаяся ей плачевная участь сирот после ее кончины. «Что они будут делать после меня? Чем жить? Кому они будут нужны?» – думает несчастная. И вот к болезни телесной присоединяется еще и мука душевная, страх теснится в сердце, жалость к детям поражает его скорбью, и, предчувствуя горькую судьбу будущих круглых своих сирот, бедная вдова-мать предается скорби безмерной. Вдовы-матери, имеющие малолетних детей! Как вы думаете, неужели и всем вам с такой же скорбью следует смотреть на будущую участь без вас ваших сирот-детей? Неужели только и остается думать, что они без вас непременно будут несчастны беспомощны? И неужели, наконец, нет средств к тому, чтобы чем-либо утешить и ободрить себя при размышлении о будущей судьбе их? Нет, не следует с безнадежной скорбью смотреть вам на будущую участь ваших детей, не следует думать и о том, что дети ваши без вас непременно останутся несчастны и беспомощны, есть, наконец, и средства к тому, чтобы вам утешить и ободрить себя при размышлении о судьбе детей. Вы, конечно, спросите, как же это может быть. Покажем на примере. В житии святого мученика Маманта говорится следующее: когда отец мученика Феодот за исповедание имени Христова был ввержен в темницу, то за ним последовала и жена его, блаженная Руфина. Находясь в темнице, Феодот прибегнул к Богу с горячей молитвой о том, чтобы или укрепил его в предстоящих муках, или прежде них взял его душу к Себе. Молитва Феодота была услышана, и он скончался в темнице. Смерть его настолько повлияла на супругу его Руфину, что она разрешилась прежде времени от бремени сыном. Видя с одной стороны около себя мертвое тело мужа, а с другой – новорожденного младенца, подобно мужу, вдова стала просить себе у Бога смерти и говорила: «Господи, соделай, чтобы и я пошла тем же путем, которым пошел муж мой; и, разрешив от маловременной сей жизни, прими и меня в вечные кровы. Новорожденного же моего сына Ты Сам воспитай так, как Твоей Святой воле угодно будет, и Сам будь отцом ему и матерью и хранителем живота его». И эта молитва Руфины, так же как и ее мужа, была услышана, Господь и ее взял к Себе. И вот Мамант, новорожденный младенец, остался в темнице рядом с умершими отцом и матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Является ли протоиерей Александр Мень мучеником? Протодиакон Андрей Кураев объясняет, почему Церковь не признала кончину известного священника мученической 09.09.2010 1910 Время на чтение 4 минуты Сегодня, 9 сентября, исполняется 20 лет со дня убийства протоиерея Александра Меня. Напомним, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем соболезновании по случаю гибели священника отметил, что «в своем богословском дерзновении отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви. Что ж, «надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие»». Протодиакон Андрей Кураев в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отметил, что «за последующие 20 лет " вся полнота Церкви " так и не перешла на " широкие " позиции отца Александра». «9 сентября 1990 года был убит отец Александр Мень. Последний убитый проповедник советской эпохи Церковью все же не прославлен как мученик, - обратил внимание на это обстоятельство отец Андрей. - Причина - в странности церковного понимания мученичества. Славянское " мученик " - это не перевод греческого слова " мартир " , а свободное творчество на заданную тему. Буквально " мартир " означает " свидетель " . А свидетельство предполагает адресата. Мученик - тот, кто перед лицом палача свидетельствует свою веру во Христа. Мученичество предполагает, что такое свидетельство смертельно интересно именно для палача. Палач настолько ценит христианскую веру своей жертвы, что именно ради этой веры своего оппонента готов стать его убийцей. Он, палач, заносит свой меч именно над христианином. Если же палач видит в убиваемом своего племенного или политического врага, если причина конфликта не в вере, а в быту - тогда у жертвы нет религиозного выбора. Тогда она не может купить себе милость палача ценой отказа от своей веры. И тогда нет именно " свидетельства " . Для мученичества необходимо, чтобы обе стороны уравнивали в одинаково высоком достоинстве такие ценности, как жизнь и вера».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/09/yav...

Закрыть Мученик Трифон 15.02.2021 1008 Время на чтение 9 минут 14 февраля – день памяти святого мученика Трифона, престольный праздник старинного московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе Изгоняющий бесов и врачующий недуги Святой Трифон, один из самых известных и почитаемых раннехристианских святых, богоугодно жил в начале III века. Он родился в малоазийской области Фригия в селении Кампсада близ города Апамеи. Помогая родителям, он с раннего детства проводил своё время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители знали святого Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги. Святому было всего семнадцать лет, когда он, как мы знаем из его жития, с помощью Божией изгнал беса из дочери римского императора-язычника Гордиана (238-244 гг. н. э.) и по его просьбе сумел показать ему диавола воочию – в виде чёрного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Злой дух, которого не могли изгнать языческие жрецы и целители, сам сказал, что боится только отрока Трифона, – и вышел из бедной царевны, когда праведник только подходил к городу. Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу, приняли Святое Крещение. Проявил мужественную верность Господу Время свидетельства о Христе и страданий за Него настало для праведного отрока при императоре Декии (249-251 гг. н. э.). Придя к власти, жестокий язычник приказал по всей империи казнить и мучить христиан. Когда святой Трифон узнал, что его велено доставить для суда к епарху Акилину, сам с радостью пошёл к правителю, желая пострадать за Господа, добровольно пострадавшего за нас. После допроса, на котором мученик Трифон проявил мужественную верность Господу и Его Церкви, святого страдальца подвергли жесточайшим публичным истязаниям. Во время истязаний святого, епарх неоднократно обращался к мученику, то грозно требуя, то ласково увещевая его отречением от веры сохранить себе жизнь. Видя же непреклонность юноши, правитель отдал приказ обезглавить праведника.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/15/muchen...

История апологетики в первые века христианства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Наиболее яркой фигурой среди ранних апологетов был мученик Иустин Философ. В своем “Историческом учении об отцах Церкви” Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский, пишет: “После мужей апостольских первое место занимает Иустин Философ по имени и образованию, учитель Церкви с ревностью и духом Апостольским, по страдальческой кончине — мученик Христов” 1 . Обычно он считается основателем апологетики, хотя у него были предшественники 2 . Иустин родился в первые годы II века (ок. 105 г.) в языческой семье, получил прекрасное эллинское образование, учился у многих философов, был знаком со многими языческими школами: стоиков, киников, пифагорейцев, платоников (неоплато­ников) и т. д., сам был преподавателем риторики, но нигде и ни у кого он не получал умственного и духовного удовлетворения. Он метался в поисках правды и истины, меняя наставников и учителей. Любопытны характеристики, которые он им впоследствии давал. Однажды, погруженный в размышления, он гулял по берегу моря и встретил старца, с которым имел длительную беседу, а потом, видимо, еще много встреч и разговоров. Эти беседы привели Иустина к христианству. Имени старца мученик Иустин в своих трудах не называет, вероятно, из конспиративных соображений, естественных в условиях гонений. Последующие же авторы и церковное предание указывают, что это был священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Стряхнув с себя античную мудрость пифагорейцев, неоплатоников и других языческих философов, святой Иустин весь свой талант и голос ученого направил на защиту и проповедь христианства. Эллин по внешнему виду и образованию, пламенный христианин по вере, Иустин путешествовал по всему тогдашнему римскому миру с востока на запад, чтобы повсюду распространять и утверждать веру во Христа Спасителя. Это был странствующий благовестник, не имеющий ни постоянного места жительства, ни церковной должности.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010