Святой мученик Уар Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:18 мин. Размер 3.9 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Уар происходил из весьма благочестивой и знатной семьи. Он служил в армии в Египте при императоре Диоклетиане, около 304 года. Мужество и доблесть Уара сделали его одним из любимцев императора, но эти почести не могли помешать ему смотреть с восхищением на подвиги святых мучеников. Уар имел обыкновение навещать в тюрьме семерых святых подвижников, которые пребывали в заточении за веру Христову. Когда приблизился день суда, один из них умер. Уар увидел в этом Божественное знамение, указывавшее на возможность перебороть страх, который мешал ему предаться самому в руки палачей. Он решил встать в ряды мучеников вместо умершего. Когда Уар вышел вперед и открылся перед судьей, тот не смог сдержать удивления. Но его охватил безудержный гнев, когда святой объявил, что ничто не заставит его изменить принятое решение и предпочесть радости преходящего мира вечным наслаждениям, которые обещаны верным воинам Христовым. Тогда Уара привязали к дыбе, и судья приказал избить святого толстыми кожаными ремнями. Мученик направил взор на шестерых подвижников – свидетелей этого зрелища – и попросил их помолиться Богу, чтобы Он дал ему силы в испытании, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26: 41). Как только святые подняли руки к небу и обратили горячую молитву к Господу, Уар почувствовал, будто некая рука поддерживает его и смягчает удары розог и хлыстов еще до того, как они поражали его. Боль от пыток сменилась приятностью под воздействием благодати Духа, Который излечивал его, и впредь Уар с радостью переносил пытку. Его спокойствие и уверенность удесятерили ярость мучителей. Связав его, они бросили христианина на землю, разорвали ему утробу, так что внутренности выпали на землю. Наконец они вновь привязали его к столбу. Уар отошел ко Господу только через пять часов, в течение которых он еще находил силы ободрять товарищей. Шесть его сподвижников были усечены мечом.

http://pravoslavie.ru/57131.html

Священномученик Киприан и мученица Иустиния Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Одним из особо почитаемых в наше время святых является священномученик Киприан. Он жил в Антиохии, о которой архиепископ Сергий (Спасский) предполагает, что это была Антиохия Финикийская, “что между Келесириею и Аравиею” 1 . С раннего детства Киприан был посвящен Аполлону, с семи лет он занимался изучением культа Митры и Деметры, обучался в разных языческих центрах: в Спарте, во Фригии, в египетском Мемфисе и т. д. Будучи посвящен в жрецы, он имел на пальце демонскую печать, общался с нечистыми духами, имея в услужении бесов 2 . Он удивлял всех способностью управлять стихиями, насыланием мора и язвы, вызыванием мертвецов. В том же городе жила юная христианка — девица Иустина 3 , посвятившая себя Небесному Жениху и проводившая время в посте и молитве, сохраняя девство. На нее обратил внимание некий юноша Аглаид, “добр родом и богат зело” 4 . Когда он предложил святой деве стать его супругой, то она ответила ему отказом. Тогда Аглаид обратился к Киприану, чтобы с помощью чародейства добиться своей цели. Однако невзирая на все свои усилия жрец ничего не смог сделать, потому что святая мученица силой молитвы и постом сокрушала все насылаемые на нее диавольские козни. Язычник-волхв, развращенный властвованием над людьми и стихиями, познал всю глубину своего падения и ничтожества пред девой-христианкой. Поэтому он отвергся злых дел, но диавол сразу же начал мстить своему неверному слуге, и святой Киприан впервые сам испытал силу крестного знамения, прибегнув к его заступлению. С глубоким покаянием он обратился к епископу Анфиму 5 , отдав на сожжение все свои книги. Именно так поступили некогда ефесяне в ответ на проповедь апостола Павла: от сотворших чародеяния, собравше книги своя, сожигаху пред всеми: и сложиша цены их и обретоша сребра пять тем (Деян 19:19). Святой пришел в храм “в день суботный Великыя Пасхы” 6 , то есть, очевидно, в Великую Субботу, и на Богослужении его сердца коснулись назидательные слова из Священного Писания 7 . Он принимает Святое Крещение, подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу веры во Христа, ревностно искупая свое прежнее служение лукавому — “благодать же дана ему бысть на бесы и всяк недуг исцеляше” 8 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ki...

Священномученик Михаил Шафанов и мученица София: Вместе и в радости, и в горе, и в вечности Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками 4 августа, 2014 Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Священномученик Михаил Шафанов и его супруга София пострадали от рук атеистов зимой 1918 года. Память этих святых празднуется в лике новомучеников и исповедников Запорожских 13/26 июня. Жизнь этих благочестивых людей была до определенного времени размеренной и спокойной. Михаил Яковлевич родился в семье диакона в 1856 году, а в 1880 году окончил Таврическую духовную семинарию и был определён псаломщиком в Свято-Троицкий собор города Керчь. 16 сентября 1881 года рукоположен во священника и с 1899 до 1918 года непрерывно служил в Покровской церкви села Водяное Мелитопольского уезда, настоятелем которой был назначен уже в 1901 году. Преподавал Закон Божий в земском училище и церковно-приходской школе, одновременно исполняя обязанности ее заведующего. С 1901 года нес послушание помощника благочинного Мало-Знаменского округа. За усердное служение в 1911 году отец Михаил был награжден Святейшим правительствующим Синодом золотым наперсным крестом, а за непрерывное двадцатипятилетнее преподавание Закона Божия – орденом святой Анны 3-й степени. У батюшки и его жены, Софии Георгиевны, было два сына и две дочери: Даниил 1897 г. р., Виктор 1898 г. р., Нила (год рождения точно неизвестен) и Надежда 1901 года. После революции спокойной жизни христиан пришёл конец. Отцу Михаилу пытались запретить служить, в адрес семьи священника стали поступать угрозы. Но священник не ушёл с места служения, не скрылся, не сбежал от своего креста. И за непрестанную молитву, за кротость, долготерпение, ревностное служение Богу и людям Шафановы вскоре сподобились принять мученическую кончину. Прожив по-настоящему счастливую, благочестивую жизнь, супруги в один день и час стали святыми мучениками в прямом смысле.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-mi...

Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Русские князья после покорения Руси монголо-татарами должны были для получения ярлыков на княжение, по вызову хана, для разбора конфликтных ситуаций являться в Орду. Такие посещения ханской ставки подчас имели трагический исход. Именно так закончилось посещение Орды в 1246 г. черниговским князем Михаилом Всеволодовичем – он, вместе со своим боярином Феодором, был убит по приказу хана. Точных сведений о том, зачем ходил в Орду Михаил, у нас нет. Вероятнее всего – для получения ярлыка на Черниговское княжество. Дочь Михаила Черниговского, княгиня Марья, вдова убитого монголо-татарами в 1238 г. ростовского князя Василька, вместе с сыновьями (один из них, Борис, упоминается в «Сказании об убиении Михаила Черниговского») установила церковное почитание Михаила и Феодора и построила в их честь церковь в Ростове. Тогда же (до 1271 г.– года смерти Марьи) было составлено краткое сказание о Михаиле и его боярине Феодоре. На основе этого краткого сказания позже было создано несколько редакций более пространного повествования о Михаиле Черниговском. Первая из этих редакций – «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его», автором которой назван «отец» (т. е. священник) Андрей, была написана не позже конца XIII в. В «Слове новосвятою мученику...», как и в первоначальном кратком сказании и во всех остальных редакциях этого произведения, гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле «поганых» и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску. Текст «Слова новосвятою мученику...» публикуется по списку пергаменного сборника XIV–XV вв.: РНБ, Софийское собрание, 1365, лл. 192–195 об. Исследование сказаний о Михаиле Черниговском и публикацию текстов см. в кн.: Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf (Памяти прот. Петра Скипетрова) Это – протоиерей Петр Иванович Скипетров, трагически скончавшийся 19 января. Воистину мученик! В то время, как, исполняя свой пастырский долг, он увещевал насильников, один из последних в сатанинском озлоблении выстрелил в него в упор, раздробив ему нижнюю челюсть. И добрый пастырь упал. Смерть его была неизбежна. И лучше было-бы, еслиб о. Петр тут-же и скончался. По крайней мере, ему не пришлось-бы ужасно мучиться чуть-ли не десять долгих часов... Не успели забыть мученика о. Кочурова, как пред нами новый мученик о. Петр. Он погиб в стенах столичной Лавры, где, повидимому, всего меньше можно было бы ожидать торжества грубаго насилия. Но и сюда оно проникло с улицы, – сюда – в места покоя, молитвы, уединения. Думал-ли незабвенный о. Петр, уходя от своей семьи к исполнению своих обязанностей, что идет на раны, на мучения, на смерть?! По своему происхождению «владимирецъ» – о. Петр родился в 1863 г. Учился в Шуйском духовном училище, во Владимирской духовной семинарии и в столичной духовной академии, которую окончил в 1890 г., специализировавшись в области Нравственнаго Богословия (его кандидатское сочинение было на тему: «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонскаго и Таврическаго»). Нравственная чуткость его и тогда уже, как и всегда после, была замечательна и служила для него всегда надежным и безошибочным маяком во всей его жизни. Менее чуткий, более теплохладный человек мог-бы 19 января – в этот несчастный и небывалый, можно сказать, на Руси день – промолчать и тем самым сохранить свою жизнь, – а пред своею совестью «теплохладные» люди обычно умеют без труда оправдываться, – но не таков был о. Петр – энергичнейший пастырь, с его смелою христианскою душою, с его «Илииною» ревностью. Если я не обращусь со словом увещания, – вероятно, думал он, – то какой-же я буду пастырь?.. Вся его жизнь ушла на служение православной церкви: сначала (в 1883–1884 гг.) в должности псаломщика, потом – диакона (в 1884–1892 гг.) и, наконец, в сане священника (с 14 сентября 1892 г.). Она протекла в столице: при Георгиевской Общине сестер милосердия, при Исаакиевском кафедральном соборе (на вакансии иподиакона), в приюте принца П. Г. Ольденбургскаго и, наконец, с 30 июня 1898 г. при Скорбященской церкви, что на «Стеклянном заводе». С 1 февраля 1912 г. о. Петр настоятельствовал при этой церкви до дня своей мученической и поучительной для всех нас кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Фалалея Память 20 мая В царствование Нумериана 3324 игемон Феодор воздвиг гонение на Церковь Божию в городе Эгее 3325 и предавал различному роду смерти верных рабов Христовых. В это время был взят мучителями и христианский юноша, по имени Фалалей, прекрасный лицом и телосложением, с белокурыми волосами, лет восемнадцати от роду, по занятию врач, безмездно лечивший всякие болезни. Юноша был поставлен пред нечестивым судилищем в храме Адриана 3326 . Посмотрев на него и удивившись красоте его, игемон сказал окружающим: – Где взяли вы сего прекрасного юношу? Те же отвечали: – Идя в город Аназар 3327 , мы увидели его впереди нас; он же, заметив нас, быстро скрылся в дубраве. Мы начали старательно отыскивать его и едва нашли его, сидящего под дикою маслиною; затем мы взяли его и привели к тебе на суд. Сказал игемон святому: – Скажи нам, юноша: какой ты веры, из какого города, кто твои родители и как тебя зовут? Отвечал святой: – Я – христианин, имя мое – Фалалей, родом из Ливана 3328 , отец мой, по имени Берукий, был воеводой; мать мою зовут Ромилия; имею еще и брата, состоящего в церковном причте, в сане иподиакона; научился я врачебному искусству от врача Макария. Когда все христиане, жившие в Ливане, бежали в горы и пустыни по причине гонения от язычников, я был взят и приведен к Эдесскому 3329 игемону Тиверию; будучи от него мучим, я исповедал имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога истинного и всеблагого, Создателя всех, и помощью Господа моего был избавлен из рук мучителей и бежал: ныне же, будучи взят опять, нахожусь в твоей власти. Делай со мной, что хочешь, ибо подобает мне умереть за Христа, небесного Бога, Спасителя моего. Сказал игемон: – Надеешься ли ты, окаянный, избежать рук моих, как избежал рук Тивериевых? Отвечал святой: – Не хочу уже больше бежать, ибо верую в Господа моего Иисуса Христа и надеюсь на Него, что Он не попустит мне быть посрамленным, но поможет мне претерпеть муки до конца. Вблизи святого стояли два палача, Александр и Астерий; игемон приказал им, чтобы они, провертев сверлом голени мученика и продев в отверстие веревку, повесили бы его. Но у них, по устроению Божию, отверзлись душевные очи и они, вместо святого, просверлили и повесили дерево. Один же из верующих, ученик святого Фалалея, по имени Тимофей, стоявший там и видевший всё, что происходило, кивнул святому головой, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия Память 14 апреля Сии святые мученики происходили из литовского города Вильны 2545 и, по тогдашнему нечестивому обычаю, были огнепоклонниками 2546 , подобно тому как и другие жители той страны. Антоний и Иоанн, родные братья, всей душей возлюбили христианскую веру и, когда однажды в Литву прибыл некий пресвитер, по имени Нестор, они приняли от него божественное крещение. При этом старший из них по летам был назван Иоанном, а младший Антонием 2547 . Оба брата по крещении проводили жизнь подобающую истинным христианам. Находясь на службе у литовского князя Ольгерда 2548 , Антоний и Иоанн, старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками. Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи; не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, – почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами. Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твёрдо сохраняя христианскую веру, не хотели вкусить мясного, так как тогда был постный день. Тогда князь приказал посадить их в мрачную темницу, куда святые отправились с радостью, как будто шли не в темницу, а на царский трон, хваля и благодаря Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Его святое имя. После пребывания святых в темнице в течение целого года, Иоанн, истомленный темничным заключением, убоявшись мучений, послал к князю просьбу освободить его из заключения, обещая исполнять все княжеские приказания. Обрадованный князь повелел выпустить обоих братьев и поставил их в числе первых лиц при своем дворе. Иоанн по внешности был подобен нечестивым, исполняя все обычаи их и поступая по воле их князя; в сердце же своем он сохранял христианскую веру, тайно молясь Христу Богу, Коего он не дерзал исповедовать открыто, боясь мучений. Антоний же нисколько не изменил своих христианских обычаев, но открыто поступал так, как подобает поступать истинному христианину. Брата своего Иоанна он укорял за его малодушие и страх и всячески увещевал его покаяться и, не страшась мучений, снова открыто исповедать Христа. Язычники же видя, что старший брат Иоанн во всем повинуется князю, не обращали внимания на младшего брата Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Мясопустную (Мф.25:31–46) Ни едина Евангельская истина не есть столько ясная и столько страшная, как истина ныне чтенного Евангелия. Единородный Сын и Слово Божие приидет паки на землю, не так как прежде, в кротком и смиренном виде, но со многою славою и с Божественным великолепием и светлостию; приидет же не спасти мир, якоже прежде, но судить всех сущих от века людей живых и мертвых. Тех, которые творили добрые дела, удостоит Царствия; а творившим злая определит мучение: притом как Царствие, так и мучение, в нескончаемые веки пребывать имеющие. Сие-то учение явственно открывает нам нынешнее Евангелие. На сем основывается и член веры, содержащийся в святом Символе и всеми православными христианами принимаемый и исповедуемый, то есть сей: «и паки грядущаго судити живым и мертвым, егоже царствию не будет конца.» Но ужели страшный и неумытный Судия в тот день будет судить токмо касательно милосердия: милостивым даст вечное Царствие, а немилостивым определит бесконечное мучение? Если бы так было, не составляло бы сие великого страха; ибо каждый удобно может являть милосердие, и спастись. Послушайте прежде толкования ныне чтенных Евангельских словес, и тогда узрите решение предложенной истины. Мф.25:31 .  «Рече Господь: егда приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея.» Не показал нам Богочеловек ни того, в какой стране таковое будет решение, ни того, на каком месте поставит престол славы, на немже сед, будет судити мирови. Однако некоторые, читая пророка Иоиля, глаголющего: «и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех моих. Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки, яже окрест», утверждали, что место, на котором сошед Господь, поставит престол славы и страшного Своего судилища, есть долина Иосафатова. Но о сем всякий удобно познает, если прочтет пророческие слова Иоиля третия главы, и познает оных переносный смысл 12 . Упомянул же Богочеловек о славе, с которою паки приидет, для того, чтобы не подумали, что и второе Его пришествие будет смиренное и кроткое, якоже и первое. В первом был младенцем повиваемым и в скотских яслях полагаемым; во втором явится преславным Богом, седящим на судейском престоле. Славу и величество второго Его пришествия описывает пространнее святой пророк Даниил, ужасный страх возбуждая в сердце каждого верующего человека: «зрях», говорит, «дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася» ( Дан.7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Содержание I. Венской Придв. Библ. cod histor. 57, XIII–XIV в. (озн. Вн.) II. Венской Придв. Библ. cod. hlstor. 126. (Вк а ) III. Парижской Национальной Библ. de fonds grecs 769, XIII в. (Пар) IV. Афонского монастыря Хиландаря 75, ΧV в., лл. 99–103 V. Ундольского 1296, XVI в. л. 37–44 VI. Церков истор. Музея при Киевской Духовн. Академии Четья 1469 года (IV. 208) л. 29–36.     Древне-русский индекс ложных книг, запрещая «о мученицех словеса криво складена, а не тако, якоже истинна о них писана в Минеях Четьих и в Пролозех», среди немногих апокрифических мучений называет «Никитино мучение, нарицающе его сына Максимьянова царева, иже бе сам мучилъ» 1 . Пояснение должно служить отличительным признаком ложного мучения от истинного. Действительно, и в византийской, и в славяно-русской письменности было в обиходе два отличных друг от друга мучения Никиты, оба приурочивавшиеся к 15 сентября, из которых одно и начиналось указанием, что Никита был сыном царя Максимиана. Греческие индексы ложных книг не упоминают Никитина мучения: они знают, как и латинские, только мучение Георгия да житие Кирика и Улиты. Славянские индексы, кроме мучений Георгия и Никиты, знают ещё мучения – Феодора Тирона, Ипатия, Поликарпа, Климента анкирского и Ирины, из коих мучения Климента и Поликарпа пока не известны в списках славяно-русских. Но как в византийской, так и в славяно-русской письменности существовало немало апокрифических сказаний о жизни и кончине как ветхозаветных и новозаветных лиц, так и христианских святых. В индекс ни те, ни другие не попадали. Так, например, существовало сказание в двух редакциях о кончине пророка Даниила и трёх отроков, сказание о кончине Иоанна Предтечи, о Макарии римском, но все они не считались запрещёнными, и вносились в Пролог и в Четьи Минеи. Запрещение индекса не удерживало, как известно, от внесения в число божественных книг заведомо апокрифических произведений; тем больше было свободы по отношению к мучениям. «Древняя Русь, – говорит Тихонравов, – гораздо менее обращала внимания на каноничность житий святых, нежели на светскую литературу» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии (Память 20 ноября/3 декабря) Святой и ученый монах Аббон В правление короля Этельреда к святому архиепископу Кентерберийскому Дунстану приехал один ученый монах из монастыря святого Бенедикта, что находится на юге, за морем. Монаха звали Аббон . Это было за три года до кончины святителя Дунстана. Однажды святой Дунстан поведал Аббону о святом короле Эдмунде. Это был тот самый рассказ, который в молодости Дунстан слышал от старого оруженосца короля Эдмунда, когда тот передавал его королю Этельстану . Монах Аббон записал его как житие святого Эдмунда, а когда оно дошло до нас несколько лет назад, мы перевели его на английский язык. Прожив в Англии два года, монах Аббон возвратился в свой монастырь, где его почти сразу назначили игуменом . Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии Святой Эдмунд , король восточных англов , был мужем мудрым и честным. Вся жизнь его была во славу Господа. Кроткий и благочестивый, он жил, следуя христианскому учению, удалялся греха и ересей, воздерживался от совершения беззаконий и никогда не откланялся с избранного им праведного пути. Эдмунд знал, что, став королем, он не должен возноситься перед своим народом, но быть первым среди равных. Он был щедр к нищим и заботился о вдовицах, словно любящий отец; великодушный во всем, он вел свой народ к благочестию, усмиряя ожесточенных сердцем. Его жизнь была благой, ибо основывалась на истинной вере. Случилось так, что в Англии высадились датчане и тотчас принялись, по своему обыкновению, грабить и убивать. Предводительствовали датчанами Ингвар и Убба, породнившиеся с диаволом. Их суда пристали к берегу в Нортумбрии, и вскоре вся страна уже была разорена ими, а многие жители умерщвлены. И вот Убба, жестокостью и насилием подчинивший себе Нортумбрию, решил тут остаться, Ингвар же повел свои корабли на восток. Армия Ингвара добралась до Королевства восточных англов – в то время принцу Альфреду , будущему славному королю западных саксов, был 21 год . Подобный злобному волку, Ингвар стремительно пронесся по Королевству восточных англов, беспощадно убивая мужчин, женщин, невинных детей и бесстыдно предавая всяческим пыткам беззащитных христиан. Затем он отправил королю Эдмунду грозное послание, требуя, чтобы король склонился перед ним, если дорожит своей жизнью. Посланник, придя к королю, передал ему такие слова: «Ингвар, наш могущественный правитель, одержал много побед на море и на суше, завоевав многие народы. Он только что ступил на эту землю и останется здесь со своим войском на всю зиму. Он приказывает тебе не мешкая отдать ему всю твою казну и богатства предков, которые ты хранишь сокровенными. И если ты не хочешь умереть, то должен признать его власть над собой, поскольку ты все равно недостаточно силен, чтобы ему противостоять».

http://pravoslavie.ru/57826.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010