Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИМАХ НОВЫЙ [греч. Επμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мч. Александрийский (Пелусийский) (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)), пострадал при имп. Деции (249-251). Источники Сведения о Е. Н. сохранились в многочисленных греч., араб., копт. и груз. источниках. Самой ранней версией Мученичества (V-VI вв.) является коптская (BHO, N 274), состоящая из фрагментов на 4 сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине (изд.: Rossi. 1888; исправления: Lemm. 1910). Днем памяти Е. Н. в этом тексте названо 14 пашонса, а его кончина отнесена к 3 хатора. Также существует 3 греч. версии Мученичества: ранняя анонимная, в к-рой днем кончины Е. Н. названо 7 мая (BHG, N 593; араб. перевод см.: Esbroeck. 1966), переложение прп. Симеона Метафраста (BHG, N 594) и независимое от него краткое Мученичество (BHG, N 595). Сказание о Е. Н. имеется в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII-XIV вв. и его эфиоп. переводе. Кроме того, существуют араб. повествование о перенесении мощей Е. Н. ( Esbroeck. 1967) и груз. перевод Жития Е. Н. (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. Мученичество В соответствии с большинством источников родиной Е. Н. был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греч. источникам, Е. Н. был пустынником, согласно копт. и араб. версиям - ткачом, к-рому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в копт. и араб. версиях - Полемий), Е. Н. отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на к-ром Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Е. Н. был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере др. пленников. Узнав о проповедях Е. Н., Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Е. Н. христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ [Испан. Mártires de Córdoba], христиане, казненные в IX-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус, в т. ч. 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе т. н. движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновленного св. Евлогием Кордовским († 859). Многие из К. м. сознательно нарушали законы гос-ва Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христ. веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульм. пророке Мухаммаде . В соответствии с нормами мусульм. права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испан. христиан, живших под мусульм. господством), по-видимому, была крупнейшей в Андалусе. После араб. завоевания Пиренейского п-ова (711-714) христиане, получившие статус зиммиев , платили особый налог, джизью , и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчеркивали неполноправное положение иноверцев в мусульм. гос-ве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христ. общиной руководили подконтрольные мусульм. властям чиновники - комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви св. Киприана и Девы Марии, в пригородах - базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трех святых, мон-рь Кутеклара и др. храмы и мон-ри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие мон-ри, возникшие в VIII-IX вв. и сыгравшие важную роль в движении К. м., самые известные - муж. мон-рь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» мон-рь Табанос (примерно в 10 км от города) ( Arce Sainz. 1992). Многие мученики жили в этих мон-рях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Источники

http://pravenc.ru/text/2057238.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии " Мученики, мученичество, христианское свидетельство " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 2 ноября 2017 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей открылась совместная конференция Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии " Мученики, мученичество, христианское свидетельство " . Первая часть конференции посвящена теме " Гонения на христиан в современном мире. Усилия Церквей по оказанию помощи христианским общинам Ближнего Востока " . Со словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Гонения на христиан стали сегодня фактором, подталкивающим христианские общины всего мира к совместному солидарному свидетельству о Воплощенном Слове. Православные, католики и протестанты объединяют свои дипломатические и гуманитарные усилия для поддержки страждущих братьев и сестер во Христе. " Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены " , – пишет апостол Павел (1 Кор. 12. 26-27). Гонения вовсе не являются чем-то новым для Церкви Христовой. Сам Господь сказал: " Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня " (Мф. 5:10). Тема мученического свидетельства проходит основным мотивом через все учение Христа. Посылая апостолов на проповедь, Он предрекает: " Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками... Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется " (Мф. 10:16-22).

http://religare.ru/2_114086.html

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Агафопода и Феодула Память 5 апреля В царствование нечестивых римских императоров Диоклетиана и Максимиана 2394 в Фессалоникии 2395 проживали двое богоугодных служителя Церкви Божией, Агафопод и Феодул. Агафопод был саном диакон, имел уже преклонный возраст и проводил жизнь целомудренную. Феодул же был чтецом. Сын благочестивых родителей-христиан, он был молод и красив лицом и проводил жизнь беспорочную. У Феодула были три брата по плоти: Капитон, Митродор, и Филосторгий, проводившие такую же благочестивую жизнь, как и он сам. Блаженный Феодул еще раньше своего страдальческого подвига воспринял от Бога залог, имевшего дароваться ему венца мученического. Почивая однажды ночью, Феодул в сонном видении намеревался получить от некоего почтенного человека в свою руку некую вещь. Пробудившись от сна, Феодул действительно нашел в своей руке весьма красивый, неизвестно из чего сделанный, перстень с печатью, имеющею изображение святого креста. Это было знамением страданий святого Феодула за Христа, Бога нашего, пострадавшего ради нас на кресте. Святой юноша Феодул исцелял впоследствии этим перстнем всякие болезни между людьми. Кого бы ни встречал он из больных, имея при себе сей перстень, – немедленно страждущего оставляла болезнь и он становился здоровым, так что даже многие эллины, видя это, обращались ко Христу. Когда вышеупомянутые языческие цари воздвигли гонение на христиан, то повсюду разослали свои приказы, – принуждать всех людей к поклонению делу рук человеческих – идолам, а не к поклонению Единому Богу, Создателю всех 2396 . Такого рода царский приказ пришел и в Фессалоникию, где были выставлены на показ всем орудия мучений, уготовленные для не повинующихся царскому повелению 2397 . Многие из верующих бежали отсюда, стараясь скрыться, кто где мог; другие мужественно отдавали себя на мучения и, наконец, третьи, будучи малодушными и слабыми, убоявшись мучений и смерти, переходили на сторону язычников и вкушали вместе с последними идольские жертвы, предпочитая таким образом настоящую суетную жизнь жизни бессмертной. Но они, избегая кратковременных мучений, приуготовляли тем самым себе вечную смерть и погибель. Таковым радовался диавол, но великодушными и мужественными воинами Христовыми он всегда бывал побеждаем и посрамляем, как например сими двумя святыми Агафоподом и Феодулом. Эти последние во время наступившего лютого гонения не убежали, не скрылись, но непрестанно пребывали в дому Божием, день и ночь молясь Богу о святой Его Церкви, подвергшейся таким бедствиям, и день и ночь ожидая начала своих страданий. Действительно, когда о святых узнали языческие воины, они тотчас схватили их и бросили в темницу. В то время начальником Фессалоникии был Фавстин. Воссев на своем судейском месте, он приказал привести к себе на допрос исповедников Христовых – Агафопода и Феодула. Как бы позванные на пиршество, с радостью отправились они, держась руками друг за друга и мужественно восклицая:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть вторая: Литургия верных 1. Молитвы верных 15 октября – день памяти одного мученика. Рассказ о нем был составлен в 12 веке Маврикием, диаконом великой Церкви Христа, и содержит следующее: 91.  Один монах жил в скиту в Египте и много лет прислуживал старцу. Но однажды, поддавшись искушению злых духов, он нарушил послушание и, покинув старца, отправился в Александрию, чтобы стать проповедником. Старец, конечно, предупреждал его, что он будет сурово наказан, если нарушит послушание, но тот ничего не сказал в ответ и устремился во след своему желанию. Случилось все это в последние годы гонений на христиан. В городе его схватил языческий правитель (ведь на нем была монашеская одежда), и заставил отказаться от схимы и от Христа. Однако монах мужественно защищал свою веру. Тогда его лишили монашеской схимы и жестоко высекли. Но он остался непреклонен в своей вере, даже когда после многочисленных пыток палачи решили его обезглавить. Его схватили, отсекли голову и бросили тело за пределами города на растерзание диким зверям. Благочестивые же христиане, которые присутствовали на казни, пришли ночью и тайно забрали его святые останки. Смазали их миром, завернули в чистую ткань и положили в гроб, как подобает мощам мученика. Спустя некоторое время мощи поместили в святом алтаре одного александрийского храма, чтобы почитать их как подобает. Однако каждый раз, когда свершалась Божественная литургия и диакон восклицал: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных», гроб вместе с мощами святого мученика поднимался в воздух и следовал из святого алтаря прямо над головами верующих в притвор, где оставался до отпуста! Когда священник говорил: «молитвами святых отец наших…», гроб снова возвращался на свое место в святом алтаре. Все дивились происходящему, но не могли объяснить. Среди христиан началась паника. Они сбежались к одному известному подвижнику, чтобы он дал объяснение происходящему чуду. Подвижник обратился к посту и молитве и получил ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

205. Слово в день Святаго Мученика Благовернаго Царевича Димитрия (Говорено 15 мая в Архангельском Соборе; напечатано в Твор. Св. От. 1846 г. и в собрании 1848 г.) 1846 год Аще мир вас ненавидит: ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. ( Uh. XV. 18 ). Мир делает иногда такия дела, которыя не только для ненавидимых им ужасны, но и для любимых им ненавистны. Но есть ли у него средства успокоить или утешить людей, пораженных такими делами? Отдайте на суд самаго мира дело, которое одна из великих сил мира, страсть честолюбия, совершила над сыном царевым, не смягчась невинностию отрока и не устрашась крови, от предков освященной для блага народа. Без сомнения, и мир скажет, что это ужасно и ненавистно. А что может он сделать, чтобы сие ужасное и ненавистное дело загладить или исправить? Един Иисус Христос творит сие чудо, что зло, которое мир делает и котораго уничтожить не может, не только уничтожается, но и превращается в добро для страждущих от мира; что на событие ужасное и ненавистное можно взирать спокойно и с любовию; что, вопреки естественным понятиям и чувствованиям, по которым и благополучная смерть бывает печальна, смерть злополучная становится предметом праздника: потому что это есть смерть мученика Христова; потому что «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Ncaл. CXV. 6 ). Так мир во зле самоосужден и безсилен! Так Иисус Христос во благе могуществен и победоносен! Посему Господь наш, предваряя Своих учеников и последователей о ненависти мира, не заботится ни мирить их с миром, как недостойным их союза, ни вооружать против него, как противоборца несильнаго, а только предостерегает их, чтобы нечаянно встреченная ненависть не привела их в страх и смятение. Он учит взирать на нее равнодушно, как на дело не новое. «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде». Научись же подлинно, христианин, не страшиться ненависти мира, если она возстанет против тебя за то, что ты последуешь Христу, что стараешься мыслить благочестиво и жить добродетельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

25 июля Канон святой мученице Бландине, глас 5. Песнь 1 Ирмос: Спасителю Богу,/в мори люди немокрыми ногами наставльшему,/и фараона со всевоинством потопльшему,/Тому Единому поим, яко прославися. Отверзи ми, Господи, устне недостойнии, да воспою радостно славныя мученицы Твоея Бландины победное торжество. Се ныне избра Бог немощная мира, и уничиженная, и не сущая, да сущая упразднит, о мученице Бландино, христианского рода похвало и радование. Никтоже о юности твоей да нерадит! тако взываше Галлийская крестоносная Церковь , внимая славному исповеданию твоему. Явила бо ся еси крепчае многих мужей, взывая непрестанно: Христу Единому поим, яко прославися. Богородичен: Царице моя, Царя царствующих Мати, укрепи ум мой царствовати над суетным мира сего пленением. Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим,/и повесивши неодержимо тяготеющую,/на недвижемем, Христе, камени заповедей Твоих/ Церковь Твою утверди,/Едине Блаже и Человеколюбце. Глаголаше Бландина страждущим с нею: не убойтеся за немощь мою, о братие! аз бо познах Истину, свободившую душу мою от работы вражия и подклонихся благому игу Христову. В темницу ввержена была еси, и вяжема и к каменному столбу прикована, юнице терпеливодушная, за слово Господне еже воистину не вяжется. Кое слово изрещи возможет терзания, яже претерпела еси на многи дни, яко верная раба Христова, удивляя самих мучителей радостотворною светлостию твоею, яже утверждаше Церковь . Богородичен: Радость Ангелов, скорбящих всех пребыстрая Утешительнице, Марие, утесненное сердце мое мольбами Твоими утеши. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Удивишася твоему терпению многому,/человецы на земли и бесплотнии силы небеснии:/ смерть бо горькую терпяще, честная,/змия отступника убила еси,/дева невесто Жизнодавца Бландина,/веры поборница. Песнь 4 Ирмос: Дела смотрения Твоего, Господи,/ужасиша пророка Аввакума/изшел бо еси на спасение людей Твоих,/спасти помазанныя Твоя пришел еси. Во смирении и трудах провождала еси жизнь твою, отроковице. Темже и во время страсти твоея покры тя благодать Божия и воистину непобедиму сотвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/kan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: " Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: " Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч " (Рим. 8, 35) " . Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. " В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

(II в.?), мч. (пам. зап. 30 марта), пострадал в Риме. Сведения о К. содержатся в Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула (BHL, N 266). Согласно Мученичеству, Римский еп. Александр обратил в христианство многих сенаторов и Гермета (Ермета), префекта Рима. Когда об этом узнал имп. Траян (по др. версии, Адриан), находившийся в г. Селевкия Исаврийская, он послал в Рим комита обоих войск (comes utriusque militiae) Аврелиана. Комит велел бросить Александра в темницу, а трибуну К. поручил охранять Гермета. В Мученичестве приведен диалог Гермета и К.: трибун уговаривал префекта одуматься и вернуться к исполнению своих обязанностей, утверждая, что Александр - безумец и обманщик. К. велел наложить на Александра дополнительные оковы и утроил стражу, однако ночью ангел вывел святого из темницы и доставил в дом трибуна, где содержался Гермет. Увидев вошедшего в запертое помещение Александра, К. был поражен и решил, что имеет дело с колдовством. Но Гермет рассказал, что Александр обратил его ко Христу, воскресив его умершего сына. Тогда К. обещал принять крещение, если Александр исцелит его дочь Бальбину, страдавшую от опухоли на шее. Повелев трибуну привести дочь, Александр чудесным образом вернулся в темницу. Когда К. с дочерью пришел к святому, тот велел собрать всех заключенных преступников (среди них были и др. исповедники, пресвитеры Евентий (Эвенций) и Феодул (Теодул)) и обратил их в христианство. На болящую была возложена шейная колодка Александра, но Бальбина исцелилась только после того, как дала обет оставаться девственницей. Затем К. с дочерью приняли крещение. Узнав об этом, комит Аврелиан разгневался и приказал утопить всех заключенных, к-рые стали христианами. К. пытали, отрезав ему язык, затем отрубили руки и ноги, а тело бросили псам. Христиане забрали останки К. и похоронили на кладбище Претекстата. Далее в Мученичестве повествуется о гибели еп. Александра и его сподвижников. О Бальбине, которая после казни отца стала девой Христовой, заботилась сестра Гермета, Феодора (Passio sanctorum Alexandri Eventii et Theodoli martyrum// Mombritius B. Sanctuarium, seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 44-49, 620-621; ActaSS. Mai. T. 1. P. 371-375).

http://pravenc.ru/text/1684073.html

XXI. Поучение на 17 сентября, в день памяти св. мучениц Софии и трёх её дщерей: Веры, Надежды и Любви 21 Поучительность для нас жизни и подвигов празднуемых угодниц Божиих Весьма редко приходится нам, братья, беседовать о житиях святых, а жития их весьма поучительны. Надобно удивляться вере и жизни святых, их трудам и подвигам, мужеству, терпению, страданиям и мученической кончине. А между тем, все они имели одинаковую с нами природу... При этом справедливо заметить, что в подвигах и терпении, в перенесении страданий и геройской кончине, женский пол не только не уступал мужескому, но даже превосходил последний... Ныне Св. Церковь вспоминает и прославляет святых мучениц –Софию и трёх её дщерей: Веру, Надежду и Любовь . В семействах христианских, и особенно в обществе образованном и благородном, эти имена – возлюбленные: они избираются и даются многим новорождённым, а потому нынешнего числа много именинниц. Впрочем, надобно сознаться, что в житейском быту избрание имён для новорождённых иногда совершается без обращения внимания на житие и свойства святых, имена которых даются новорождённым, и без руководства мыслью, что святые – все угодники Божии и, следовательно, все могут быть покровителями и молитвенниками перед Богом за живых людей, а избираются и даются новорождённым имена такие, а не иные только потому, что такое то имя благозвучно, принято в обществе и распространено, или такое-то имя носили и носят предки. И бывает так, что имена для новорождённых выбираются вперёд, или после рождения их через несколько месяцев, полгода и более. А благоприлично и согласно с учением Св. Церкви давать новорождённым имена тех святых, которые бывают во дни рождения людей, или в продолжение первой седмицы после рождения, или ещё лучше, которые приходятся в восьмой день после рождения, как было ещё в ветхом завете и когда наречено было имя Господу нашему Иисусу Христу. Но бывает в жизни относительно произношения имён, даваемых при крещении, совсем непохвальное: данные и воспринятые при крещении имена извращаются в произношении до неузнаваемости и превращаются в какие-то птичьи клички, или ещё хуже: полные имена превращаются в сокращённые и унизительные названия, и даже эти имена переносятся на животных. Разве при таком обращении с именами святых, носимыми нами, можно надеяться на покровительство их за нас перед Богом? Нет, это не чествование их, а оскорбление для святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010