164. На 1-й день Рождества Христова Как тихо! как покойно! как приятно в вертепе Вифлеемском, где в яслях – на соломе почивает – Младенец Бог ! только сладкозвучное пение ангелов Божиих слышится на полях Вифлеемских и над вертепом: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! ( Лк.2:14 ) Воспойте же людие и вы с ангелами Всемилостивейшего Спаса; воспойте – яко прославися; прославися, ибо сотворил мир; прославися, ибо искупил мир; прославися, ибо победил диавола; прославися, ибо избавил нас от греха, проклятия и смерти; прославися, ибо даровал нам живот вечный, покой вечный, блаженство вечное; прославися, ибо родился на земли во плоти, жил во плоти, пострадал во плоти, умер, воскрес и вознесся на небо во плоти, и сидит теперь во плоти же одесную Отца Небесного и нас грешников хочет посадить с Собою на престол Славы Своея, где будут все святые и все ангелы: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Какое благоволение? Какую любовь оказал Ты, Боже, нам грешным и недостойным человекам? Нас мертвых грехами Ты оживил; – нас врагов соделал друзьями; нас – грешников – помиловал; нас упорных – пощадил; из ада – освободил; небесным учением – озарил; благодатью – оживил; верою просветил; крестом Сына Твоего возлюбленного – избавил от вечной погибели: Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение. Идут убогие пастыри поклониться Ему и несут свои убогие дары; идут волхвы и несут свои дары; принеси и ты, христианин, свой дар – свою лепту Богу, и когда увидишь Его алчущего – дай Ему есть, – увидишь жаждущего – напой Его; увидишь странника – введи в дом свой; увидишь нагого – одень; больного Его – посети; в темнице заключенного – пойди к Нему. Ибо, Сей Бог, который так покойно почивал в яслях, еще однажды потрясет небеса, которые над нами, и землю, которая под ногами нашими и воспламенит с ее грехами и грешниками. Сей Богомладенец готовит страшный Суд всему миру, вечные слезы и вечные муки нераскаянным грешникам: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Теперь благоволение, здесь любовь Божия к нам – на земле; но на небе, на Суде Своем, Бог не окажет нам нераскаянным никакого благоволения: как на земле не пощадил Он Сына Своего ради нашего спасения, так на небе не пощадит нас ради Его славы, если не принесем на земле истинного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В день Святого угодника и чудотворца Святителя Николая Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – трудно богатому войти в Царство Небесное (Мтф. 19,23). Но Господь не говорил, что богатому в Царство Небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но несмотря на это, мы читаем их имена в церковном календаре. Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечные не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию Бог хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает. Богатому трудно войти в Царство не потому, что он богат, а потому, что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное, но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями. Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая из любви ко Христу свое богатство бедным, он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни: чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие – вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие – вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви, и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.

http://pravoslavie.ru/50468.html

Когда мы припоминаем то обстоятельство из священной истории, что Исав, старший брат Иакова, пришедший с охоты голоден, отдал Иакову свое первенство за блюдо сваренной чечевицы; то всякий раз за это называем Исава безрассудным. Но, подумайте: не безрассуднее ли из нас тот, который отдает Царствие Небесное за кратковременное удовольствие? Первенство у патриархов давало право на наследство родительского имущества, права власти над другими и благословение родителей с разными Божиими обетованиями, надежду на благополучную и продолжительную жизнь. Какие преимущества получает тот христианин, который приобщается святых и животворящих Таин, вкушает тело и кровь Христову? Когда ты достойно принял в себя сию святыню, то ты, во-первых, омыл все свои грехи, получил залог твоего воскресения, бессмертия, оправдания на страшном суде Божием и, во-вторых, право на вечное благословение Божие, и надежду войти в рай и наслаждаться вечным блаженством. Видите, христиане, что это преимущество и обетование далеко драгоценнее против преимуществ, даруемых первенцу у патриархов. Да притом их преимущества и обетования были временные – во временной жизни; а ты получаешь награды вечные вместе с принятием тела Христова. Как же после этого не удивляться тому, что все эти преимущества и награды иной христианин отдает почти за то же самое, за что Исав продал свое первенство? Один по привязанности к деньгам и к тленным сокровищам, как Иуда, продает Христа, со всеми небесными сокровищами и обетованиями. Другой, за минутное удовольствие похоти плоти, продает своего Искупителя; третий за удовольствие пьянственной чаши отказывается от наследия небесными благами. Словом, вы встретите много на земле христиан, которые за ничто отдают все обетования Божии, дарованные нам с этим величайшим таинством. Особенно нельзя не удивляться слепоте, упорству и бесчувственности тех, которые и приступают к сей величайшей святыне, и потом опять бросаются в болото грехов, опять опаляют себя огнем страстей, опять после принятия пищи животной берутся за греховный яд. Что говорит писание о таком предателе Христа? Лучше бы такому человеку на свет не родиться, нежели посягать ему на такой тяжкий грех , нежели менять жизнь на смерть, дарования Божии на дар диавола, временные удовольствия на вечные муки. Ибо тот, кто приобщается и грешит, тот распинает второе и всякий раз Сына Божия; а распинателей известна участь – вечная погибель. Смотри же, христианин, приобщившись сей величайшей святыне, ты опять вступишь в лукавый мир: горе тебе, если ты опять Сына Божия предашь на поругание! Горе тебе, если ты опять продашь свое первенство за тленное и скоропроходящее удовольствие! Простил тебе Христос все грехи, – не воспламеняй же гнева Его против себя, а то лютая смерть и вечная погибель постигнет тебя за измену Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Небесное царствие и адские мучения Войдя в дворцы царя земного, видим там великие палаты, украшенные различным мрамором, золотом и серебром; потом видим царя сидящего, одетого в порфиру, в венце, украшенном драгоценными камнями, и около него стоящих вельмож красивых, в прекрасных одеждах, – и вся эта тленная красота и величие удивляют взор наш. Тем больше обрадован будет тот, кто сподобится войти в небесное царство к Богу; он никогда не насытится красоты оного, радующей душу, и славы его, вечно пребывающей. Если кто-нибудь, войдя в сад, насажденный людьми, приятный для взора, украшенный всякими плодами и цветами, желает долго ходить по нему и веселиться, любуясь им, хотя он и тленный; тем более вшедший в град Божий, если он исполнял заповеди Божии в сем веке, весьма возрадуется духовно в свете неизглаголанном и в славе непреходящей, видя своего Владыку, Господа всяческих, Своею славою всюду осиявающего праведников. Побеседуем теперь и о бесконечной муке, как сказали мы и о бесконечных благах. Так мы можем стерпеть муки от угрызения неусыпающего червя, – мы, которые не можем терпеть малого уязвления от мух и комаров, но вертимся на постели своей, стараясь поймать руками то или другое насекомое, ногтями чешем по телу, облегчая его этим от небольшого укушения? Каким же образом стерпим жжение в огненном пламени мы, которые не можем терпеть зноя солнечная, но убегаем от него под тень или в клеть, ища покоя и прохлады? Как стерпим тьму преисподнюю и скрежет зубный, когда ныне не можем потерпеть и одного дня в темной храмине, не имея ни болезни, ни плача, ни скрежета зубного? Если таковые вечные блага и бесконечные муки ожидают нас, как сказали мы выше, то почему ленимся, а не постараемся умолить Творца и Бога нашего, Ему же слава, ныне и присно, и во веки веков? («Пролог», 31 декабря). Человек не может сам, без помощи Божией, достигнуть царствия небесного Как в видимом мире никто не может сам собою переплыть и перейти море, если нет у него легкого и удободвижного корабля, который устроен из дерева и может носиться по водам; потому что потонет и погибнет, кто пойдет по морю: так и душе невозможно самой собою перейти, преодолеть и переплыть горькое море греха, непроходимую бездну лукавых сил и темных страстей, если не примет в себя удободвижного, небесного, легкокрылого Духа Христова, попирающего и преходящего всякое лукавство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

61. В ту же неделю «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Кланяешься и ты, христианин, кресту, и я кланяюсь, и все мы покланяемся; но что пользы для нас из такого поклонения? Иуда Самому Христу кланялся и даже облобызал Его; но сим же лобызанием предал Его на страдание и крест. Не так ли и мы кланяемся? Не так ли и мы лобызаем? И однако не отстает каждый из нас – кто от идола мамоны, кто от Бога-чрева, кто от распутной Иезавели, кто от другого пристрастия ко греху; – какая польза от такого поклонения кресту Господню? Не предаешь ли, напротив, не предаешь ли ты сам поклонением Христа Господня на новое распятие? Не распинаешь ли Его своими грехами и похотьми? Крест требует от нас смерти и умерщвления грехов наших, а мы, напротив, живем не для Господа, а для грехов. Крест дается нам, чтобы мы его несли по примеру Господа, а мы ругаемся над крестом, убегая с Голгофы нищеты, злострадания и бесславия; не хотим идти тернистым и узким путем и обходим бесславие и нищету Христову путем пространным, широким, веселым. Крест дается для поражения врагов спасения – страстей, мира и диавола; а мы под сенью наружного креста даем убежище всем врагам Христа и нашим. Крест освящает нас, просвещает и укрепляет на поприще поста и молитвы; а мы не хотим строго поститься и до слез молиться, и, видя Господа, пиющего на кресте горькую чашу страданий – желчь с оцетом смешанный, подслащиваем подвиги поста разными сластями. Нет! если ты, христианин, не хочешь брать на свои плечи креста Господня, и предоставляешь это счастье какому-нибудь Симону Киринейскому; если не падаешь сам под тяжестью креста нищеты, убожества, болезни, глада, жажды, злостраданий; если не имеешь смирения, терпения, молчания; если не смиряешь гордыню свою, не удерживаешь руки от хищения, утробу от пресыщения, уста от пьянства; если стыдишься нищеты Христовой: то ты несчастнейший из христиан; ты глумишься только над страданиями Крестоносца Христа; ты на стороне Его врагов – распинателей; ты бесполезно кланяешься Кресту. Не слово милосердия ты услышишь со Креста – из уст Распятого: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы 71 и прочее; но громы и молнии правосудия Божия будут обращены на твою бесчувственность – за твое упорство, потому, что ты крайне упорен в грехах своих: выя твоя железна и чело твое медяно 72 , сказал пророк; не благословение Божие ожидает тебя на страшном суде Божием, но вечное проклятие; не блаженство вечное, но муки вечные, которые вкушает теперь Евангельский богач, которые вкушает укоривший Христа разбойник. Смирись, если не хочешь погибнуть, смирись, плачь у подножия креста сего, и с разбойником покаявшимся вопий: «помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

73. Поучение по случаю эпидемической болезни – холеры Что это за страшная болезнь – холера, что ни поисповедать нельзя человека как следует, ни приобщить святых и животворящих Тайн? Человек теряет голос, не может говорить: как принять от него исповедь! Ты ему преподаешь величайшую святыню, видя, что человек умирает, и вдруг это животворящее тело и кровь Господа он выбрасывает из своей утробы? Боже! Боже! кто тут несчастен более: грешник ли, который извергает Тебя из утробы, или священник, дерзнувший преподать святыню сию, быть может, самому недостойному грешнику? ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет. И если тяжкому подлежит наказанию тот, кто недостойно принимает сию величайшую святыню, то не тягчайшее ли наказание заслуживает тот, кто оную святыню недостойному преподает?! О, должность наша злосчастная, о, судьба наша горькая! Спрашиваешь родных умирающего, тебе говорят: «Все припадки холеры с ним прошли». И сам видишь, что он почти уже умирает, не можешь слов у него добиться. На вопрос: «Грешен ли ты или нет? Готов ли ты к смерти или нет? Нет ли у тебя тошнот?». «Нет», – отвечает. Приобщаешь. И вдруг он все извергает при всех предосторожностях: О, должность наша злосчастная! О, судьба наша горькая! Не явно ли, что это самая тяжкая казнь Божия, где жестоко наказывается и умирающий, достойно неприготовленный к смерти, и сам священник. О, Боже! лучше бы человеку на свет не родиться, нежели вторично распинать Господа и попирать ногами сию величайшую святыню! Сколько раз мы говорили вам: «исповедайте заблаговременно грехи ваши, кайтесь, приобщайтесь достойно сей святыни, которая одна дает жизнь и бессмертие». Но все слова наши остаются бесполезными. К большому несчастью, диавол распространил мысль и обычай, что кто больше пьет, кто не унывает, тот будто бы не умирает от холеры. И что ж? Первые пьяницы и первые обжоры делаются жертвой сей болезни. Пусть и так: «Пусть грешник еще более грешит, – говорит Бог чрез пророка, – пусть беззаконник еще беззаконствует, пусть святый святится, и праведник пусть спасается, пока соберут пшеницу в житницу Мою, а плевелы сожгут в огне неугасимом». Да, действительно, грешник, пришедший в глубину зол, не радит о спасении, все презирает, знать никого не хочет: ни Бога, ни церкви, ни таинств, ни смерти, ни суда Божия, ни рая, ни ада. Для чего окружающие одр умирающего плачут и терзаются: «Отец мой дорогой, мать моя! братец мой! сестра моя ненаглядная!». К чему эти вопли и терзания? Не говел, не каялся, в церковь не ходил, жил нараспашку, посты и праздники презирал и знал одни гостиницы, да корчемницы, да гульбища, да пьянство, туда и дорога. Как жил, так и умираешь. На том свете докажется и покажется, кто сильнее: Бог или грешник! Что приятнее: награды ли или вечные муки? Ты смеешься! Ты ругаешься над моими внушениями, поучениями! Подожди, весь ад станет смеяться над тобой, и притом во всю вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Арсений (Денисов Леонид), еп.Каширский, вик.Московской епархии Окончил Московский университет. В сане иеромонаха был помощником Синодального ризничего. С мая 1914 года – Синодальный ризничий и архимандрит. 19 сент. 1927 года хиротонисан во епископа Марийского, вик.Нижегородской епархии. С 1928 по 1929 г. – епископ Ефремовский, вик.Тульской епархии. С марта 1931 года – епископ Каширский, вик.Московской епархии. С декабря 1931 г. епархией не управлял. Год и место смерти неизвестны. Знал много иностранных языков. Патриарх Сергий звал его «Мировар». Известный духовный писатель. Труды: «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела?» Учение Православной Церкви о мытарствах. Москва, 1908. «Крестные страдания Спасителя и плач Пресвятой Богородицы у креста». Москва, 1912. «Молитва Господня «Отче наш» на церковно-славянском и русском языках с объяснением». Москва, 1900. «Молитвенные воздыхания к Богу от лица страждущих с исповеданием о грехах». Москва, 1906. «На каждый день изречения из Священного Писания в порядке церковных Евангельских чтений годичного круга». Москва, 1902. «Небесные друзья трезвости». Москва, 1915· «Неизбежный путь жизни христианина». Из творений св.отцов. Москва, 1915.· Жизнь и страдания, и чудеса св.вел.муч.Пантелеймона, безмездного врача. Москва, 1909· «Не призывайте всуе имени Божия». Из творений свв.отцов Церкви. Поучение о клятве и божбе. Москва, 1912. «О памятниках древней русской иконописи и Бирлюковской пустыни».· (Реферат). Москва, 1901. «О пользе и необходимости причащения Св.Таин Христовых». Москва, 1905.· «О христаинской кончине». Москва, 1904. «О Христе, Небесной Жемчужине». Семь песнопений Св. Ефрема Сирина . Москва. «Памятная книжка православного христианина». Москва, 1902. «Памятуйте, братия, о смертном часе, вечные муки грешников и блаженство праведников.» Москва, 1902. «Покайтесь! О значении покаяния для христианина». Москва, 1904. «Покаяние воздыхания христианина пред исходом души из тела». Москва, 1897· «Православные монастыри Российской Империи».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вглядитесь в свои души, живы они или мертвы? В дни Великого поста каждый христианин должен проверить себя: жив он или умер. Если умер, пусть помнит, что может воскреснуть еще ; здесь, в земной жизни, то есть соединиться с Богом.. 19 марта, 2011 В дни Великого поста каждый христианин должен проверить себя: жив он или умер. Если умер, пусть помнит, что может воскреснуть еще ; здесь, в земной жизни, то есть соединиться с Богом.. Старец протоиерей Тихон (Пелих) Сегодня Святая Церковь прославляет великого подвижника и учителя духовного делания святителя Григория Паламу . Он был монах-безмолвник, истинный делатель духовной жизни. Святитель говорил, что через очищенное сердце, через хранение ума и постоянную Иисусову молитву можно увидеть Бога не как Сущность, но как энергию, как Свет, который озарил апостолов на горе Фавор. Для того, чтобы стяжать чистую Иисусову молитву , необходимо хранение языка, хранение ума, хранение сердца. Только тогда Господь озарит подвижника Своей благодатью. Кроме того, святитель Григорий разъяснил, что такое смерть и какие бывают смерти. Смерть тела есть отделение души от тела; но с отделением души от Бога еще при жизни наступает смерть души. По природе своей душа человеческая бессмертна, но поскольку живет она вне Бога, не исполняет Его заповеди, то становится мертвой. Душа жива только в Боге. Когда она отделяется от Бога, наступает истинная смерть человека. С умиранием тела лишь совершается переход из одного состояния в другое. Настоящая же смерть наступает, когда душа разъединяется с Божественной благодатью и сочетается с грехом. Существуют две смерти — первая и вторая, которая наступит тогда, когда мы будем позваны на Суд и осуждены на вечные муки. Святитель Григорий учит, что в будущей жизни одни будут со Христом, и это есть вечная жизнь, а другие — удалившиеся от Христа — примут смерть, то есть будут ввержены во тьму внешнюю. Вторая смерть, то есть удаление от Бога, может наступить и при жизни тела. Так же и воскресение души — прежде телесной смерти, то есть хотя человек еще живет на земле, но для Бога он уже воскрес. Таковы все святые подвижники.

http://pravmir.ru/vglyadites-v-svoi-dush...

«И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля преидоша, и моря несть ктому» ( Откр. 21:1 ) – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует Апостол: «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101, 27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнем и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. «И аз Иоанн видех град святый Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту украшену мужу своему» ( Откр. 21:2 ) – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная как бы невеста Господня, чистотою и добродетелями Святых. «Сей город», говорит св. Андрей, «имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из Святых, о которых написано: «камение свято валяется на земли его» ( Зах. 9:16 ). «И слышах глас велий с небесе, глаголющь: се скиния Божия с человеки и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их. И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому: яко первая мимоидоша» ( Откр. 21:3–4 ) – ветхозаветная скиния была лишь прообразом обитания Бога с человеками, которое начнется в будущей вечной блаженной жизни и будет источником блаженства для людей, освобожденных от всех скорбей нынешней земной жизни ( Откр. 21:1–4 ). «И рече Седяй на престоле: се нова вся творю... И рече ми: совершишася» ( Откр. 21:5–6 ), то есть я созидаю новую жизнь, совершенно отличную от прежней; исполнено все, что было обещано. «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец», то есть все, что я обещаю, есть уже как бы исполненное, ибо пред моими очами будущее и настоящее составляет один и тот же нераздельный момент. «Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне» ( Откр. 21:6 ), то есть благодать Святого Духа, образно представляемую в Священном Писании под образом воды живой ( Ин. 4:10–14 ), ( Ин. 7:37–39 ). «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет мне в Сына» ( Откр. 21:7 ), то есть все эти блага получит побеждающий в брани против невидимых демонов и соделается сыном Божиим. «Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым, и чары творящим, идоложерцам и всем лживым, часть их в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» ( Откр. 21:8 ) – боязливые и не имеющие мужества в борьбе с диаволом, грешники, преданные страстям и порокам, будут осуждены на «вторую смерть», то есть на вечные адские муки ( Откр. 21:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Попову принадлежат следующие сочинения: «Десять бесед к прихожанам, с приложением нравоучений и жития святого отца нашего Иоанна Златоустого», М. 1851 г.; «Поучительная беседа и слова приходского священника», М. 1852 г.; «Беседы о разных предметах веры и нравственности христианской», М. 1852 г.; «Домашние наставления пастыря», М. 1863 г., три тома; «Поучения к подсудимым», С.-Пб. 1868 г.; «Воспоминания киевского поклонника», Пермь. 1871 г.; «Беседа с заключенными в тюрьмах», С.-Пб. 1871 г., 2 части; «О святом причащении, домашние наставления пастыря готовящихся к св. причастию», Пермь. 1873 г.; «Грехи против десяти заповедей Божиих», Пермь. 1874 г.; «Программа по Закону Божию для начальных народных училищ», Пермь. 1874 г.; «Уроки по Закону Божию», Пермь. 1874 г.; «Исповедь отроков и всех вообще», Пермь. 1874 г.; изд. 2-е, Пермь. 1877 г.; «Об усердии к миссионерскому делу», Пермь. 1874 г.; «Православно-пастырское Богословие», письма, Пермь. 1874 т., 4 части, изд. 2-е, Пермь. 1877 г.; «Православно-нравственное богословие», общенародные чтения, Пермь. 1876 г., 4 книги; «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа», общенародные беседы, Пермь. 1878 г., 2 частя; «Об исповедн. домашние наставления духовного отца говеющим», Пермь. 1878 г.; «Руководство узнику к молитве», С.-Пб. 1878 г.; «Великопермская и Пермская епархия», Пермь. 1879 г.; «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах», Пермь. 1879 г.; «M. М. Сперанский в Перми и Сибири», Пермь. 1879 г.; «По православно-догматическому богословию, общенародные беседы», 6 частей, Пермь. 1880 — 1885 г. Особыми оттисками из этой книги изданы брошюры: а) «Исход души»: б) «Суд Божий над человеком после смерти его»; в) «Участь за гробом младенцев»; г) «Поминовение усопших»; д) «Страшный Суд Христов»; е) «Вечные муки грешников» и ж) «Вечное блаженство праведников»; — «Вера в загробную жизнь», против нигилизма, Пермь. 1880 г.; «Молитвенник для заключенных», с приложением в извлечении утренних и вечерних молитв и со святцами, М. 1881 г.; «Всенародная скорбь и молитва по убиенном Государе Александре Николаевиче», Пермь. 1881 г.; «Памятник св. Стефану Велико-Пермскому в Перми — часовня и образа к ней от св. мощей», Пермь. 1882 г.; «Не опустите, православные, и нынешнего поста без исповеди и святого причащения», Пермь. 1883 г.; «Дети, не начинайте курить табак», Пермь. 1884 г.; «Пагубные последствия от курения табаку», Пермь. 1884 г.; «Святитель Стефан Пермский. Жизнеописание с изображением Святого», Пермь. 1885 года; «Страшная участь самоубийцы», публичные лекции, Пермь. 1886 г.; «Начните борьбу со страстью к табаку», Пермь. 1887 г.; «Как призревать нищих», Пермь. 1888 г.; «К давно не говевшим», Пермь. 1888 г.; «Брань именем диавола», Пермь. 1888 г.; «За целомудрие и против разврата». Пермь. 1888 г.; «Гибель от пьянства», Пермь. 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010