монах Павел Эвергетинос О том, что следует всячески удаляться от тех, кто вредит тебе, будь то друзья или нужные люди А. Из Патерика Авва Агафон говорил: «Даже если я очень люблю кого-нибудь, но пойму, что он вводит меня в грех, то отсекаю его от себя». Старец советовал: «Нужно бежать от всех, делающих беззаконие ( Пс. 6: 9 ), будь то друзья, родственники, священники или даже всемогущий царь. Ведь когда мы отвергаем творящих беззаконие, то проявляем свою любовь к Богу, и Он дарует нам мужество». Он же сказал: «Не полезно связываться с беззаконника- ми в церкви, на рынке, в совете – следует полностью избегать участия с ними в каком бы то ни было деле. Ибо всякий беззаконник достоин отвращения и осужден на вечные муки». Старец сказал: «Не селись там, где увидишь, что кто-то завидует тебе, ибо там ты не преуспеешь». Монах спросил старца: «Если брат оскорбит меня, следует ли мне делать земной поклон перед ним?» Старец ответил: – Сделай и отсеки его от себя. Вспомни слова аввы Арсения: «Ко всем имей любовь и от всех держись подальше». Б. Из святого Ефрема Братья, остерегайтесь злых советов. Как-то два человека оделись понаряднее и в таком виде пошли на рынок. Один нечаянно споткнулся, упал в грязь и испачкал все свое роскошное платье. От зависти он тут же стал толкать и товарища в грязь, чтобы не одному было позорно. Так поступают многие: сами отпадут от добродетели и стараются других тоже потянуть за собой, чтобы позориться не в одиночку. При этом они говорят смиренно, с елейным видом, лишь бы любыми способами совратить тех, кто им доверится, и увлечь их в ту же яму. Они не только не стыдятся вести себя скверно, но откровенно говорят ближнему: – Ну, и что тут такого? Все мы грешники. С кем не бывает. Такова жизнь: не согрешишь – не покаешься. Такое и тому подобное мелют они и даже не краснеют. А чего им краснеть? Они пали и вставать не собираются. Им лишь бы соблазнить других к падению и пороку – как наживку на крючок дьяволу . Подобным лицемерам доставляет особое удовольствие обманывать нестойкие души и ввергать их в погибель. Вот поэтому остерегайся таких людей, возлюбленный, чтобы они не соблазнили тебя сладкими словесами и не увлекли за собой в вечный огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

монах Павел Эвергетинос О том, что христианин должен подчинять все помыслы Христу, ибо духовные люди (в том числе и некоторые миряне) даже через скверные вещи приходят к благим помыслам А. Из жития святой Пелагии Однажды антиохийский первосвященник вместе с подчиненными ему епископами сидел перед храмом мученика Иулиана и беседовал о душеполезном. Мимо проезжала Пелагия в своем обычном украшенном драгоценностями наряде, стоя в колеснице, которую сопровождала большая толпа. Воздух вокруг наполнился благоуханием ароматов, соперничавшим с блеском ее драгоценных камней и жемчугов, сверкавших всеми цветами радуги. Когда пастыри увидели, с каким дерзким бесстыдством она проезжает мимо, то некоторые из них тут же осудили ее за кричащую роскошь, свойственную блудницам. Ибо они видели только то, что было выставлено напоказ и что мешало увидеть скрытое от их проницательного взора – святые отцы только покраснели от смущения и отвернулись. Лишь один Нонн рассмотрел ее, и вывод его созерцания был прямо противоположным. Только его души коснулось тонкое сожаление, от которого, как от лучины, в нем загорелся огонь добродетели. В отличие от других отцов, он не спускал с нее глаз и, пока она ехала, внимательно разглядывал ее. Она уже давно скрылась из виду, а он все еще продолжал смотреть ей вслед. Наконец, Нонн глубоко вздохнул, и на его глаза навернулись слезы. Блаженный муж стал оплакивать самого себя и говорить, что ему самому в осуждение то, как она себя украшает. «Она, – считал Нонн, – влюбляясь в тленные тела и оскверняя себя, хотя и обладает подлинно цветущей телесной красотой, не ленится однако приумножать природную красоту чудесами своей изобретательности. С помощью одежды и косметики ей удается достичь необычайного блеска только для того, чтобы заполучить горькое рабское наслаждение. А мы, когда Возлюбленный нашей души и Любящий нас бессмертен, когда нас ждет неувядающая благодать и вечные обители (на небесах), настолько пренебрегаем украшением своей бессмертной души, что беззастенчиво срамим ее естественную красоту. Мы глумимся над собой и жалким образом отделяем себя от несказанного и дивного наслаждения. Неужели мы забыли о том, какие муки нам приготовлены и что Суд над нами будет суровым?»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Пред плащаницею Предстоя гробу Христа Спаса и чествуя Его погребение, мы в то же время знаем, что Погребенный не долго был во гробе, что Он победил смерть живоносным воскресением. И только потому, что знаем это, мы чествуем Его погребение. Не воскресни Он из мертвых, Его смерть и погребение не были бы для нас спасительны. Откуда бы мы знали, что Бог Отец принял Его страдания и смерть в умилостивительную за нас жертву, избавил нас от праведного своего гнева за наши вины, если бы смерть, тяготеющая над людьми со времени Адамова грехопадения, не была побеждена в лице второго Адама-Христа воскресением, если бы тот, Кто пришёл спасать других от смерти, сам не мог сласти себя от безвозвратного поглощения смертью? – Нам притом известно, что Христос, впродолжение земной своей жизни неоднократно предсказывавший об ожидающей Его позорной и мучительной смерти, предрекал вместе и о своём воскресении в третий день. Но если бы Он вопреки сему предречению не воскрес, могли ли бы мы веровать в Него, как в Сына Божия, Владыку живота и смерти и нашего Искупителя? Не все ли стали бы тогда повторять слова врагов Его, что Он льстец, ибо не сдержал своего слова, не исполнил данного Им обещания воскреснуть? Но слава силе твоей, Господи! Твоим восстанием из гроба Ты победил смерть не только в себе самом, но и нас воскресил. Твой гроб есть источник жизни и нетления для всех, ибо наступит время, когда все воскреснут именно потому, что Ты воскрес и своим воскресением положил начаток и основание нашему воскресению. – Не всем, однако на радость будет это общее воскресение. Одни воскреснут в воскрешение живота, для вечно-блаженной жизни по душе и телу, другие – в воскрешение суда, – для жизни, которая несравненно мучительнее ужасной смерти среди истязаний и мук, и есть вторая смерть, или вечное умирание, вечно в смертной агонии истаивающая, во не погасающая жизнь. Кому грозит эта страшная участь? «Творящим злая», по неложному слову Христа ( Ин. 5:29 ). Не дерзаем сказать пред Тобою, Агнче Божий, взявший на себя грехи всего мира, что мы больше творим благое, чем злое. Исповедуем пред Тобою, что все мы безответные пред Тобою грешники, что больше оскорбляем Тебя грехами, чем радуем истинным благочестием и добродетелью, а иные из нас по жизни ничем не лучше неведущих Тебя язычников и живут скотоподобно. Прими от нас, Человеколюбче, сие исповедание и когда придёшь во славе судить живых и мертвых, не осуди нас на вечные муки в огне, уготованном диаволу и аггелам его. Знаем, что для избежания сего грозного приговора потребны нам в сей жизни подвиги покаяния и ревности о преуспеянии в жизни богоугодной. Не дай нам умереть без покаяния, – возбуди и укрепи в нас силою благодати Твоей это спасительное покаяние, эту святую ревность, – сподоби нас пожить во всяком благочестии и чистоте здесь, чтобы не погибнуть там.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Мой близкий человек хочет сменить веру. Никакие разговоры не помогают, стоит твердо на своем. У нее в окружении много людей той веры, которую она хочет принять, также в будущем собирается замуж за человека с такой верой. Очень неприятно слышать слова, которые завуалировано осуждают христианство. Как можно помочь человеку не совершать Богоотступничество? Похожие вопросы 5 Ответов Пелагея, думайте о своём спасении. Только пример христианской жизни, и любви ко Христу могут дать надежду. Едва ли вы сможете ее уговорить. Лучше всего прервать с ней общение, этим ясно дав понять, как вы относитесь к ее выбору, что ее богоотступничество не является для вас чем-то терпимым и допустимым. Но при этом дайте ей знать, что всегда готовы принять ее и помочь ей в случае ее покаяния. Главное — молитесь Богу, чтобы он ее образумил, изъял из среды иноверцев и удалил из ее жизни этого мужчину. Человек немощен, но Бог всесилен. С уважением, Пытайтесь использовать доступные Вам аргументы и молитесь за нее. Но помните, что нельзя убедить в чем-то человека, не желающего ничего слушать. Скажите, что если загробной жизни нету и Бога не существует, то он может поступать как захочет и люди могут жить как угодно и им за это ничего не будет. Скажите, что можно было бы человеку самому, еще в этой земной жизни, попытаться проверить существования Бога. А затем передайте человеку (лучше текстом) следующее послание от одного ученого: Научный эксперимент как проверить существования Бога Прежде, чем узнать Бога, сначала лучше узнать себя самого. Человек имеет три силы души: это разум, чувства, воля. Чтобы эксперимент состоялся, следует задействовать все три силы души. Захотеть найти истину всем своим сердцем. Жил один человек, который был ученым. В одно время стал обдумывать о причинах сущего и о цели своей жизни. Концом земной жизни является смерть тела, но есть ли что-то после этого? Он стал расспрашивать людей. Атеисты говорили ему, что нету ничего за вратами смерти. Христиане сказали ему, что Бог существует и, что, за вратами смерти существует жизнь вечная для тех, кто исполняет волю Бога Отца. А также существуют муки вечные для грешников, которые не раскаялись в течении своей земной жизни.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, недавно я стал молиться, хотя сам всегда крещенным был. Но как-то веры не ощущается, почему? 7 Ответов Илья, как Вы хотели бы, чтобы ощущалась вера? Это важный вопрос, надо понимать, как Вы сами для себя определяете веру и что Вы ожидаете от своей молитвы. Что делать, если сомневаешься в существовании Бога? Когда-то, совсем юным, я решил сделать эксперимент. В молитвах несколько раз спросил Бога совсем детские пожелания. К моему удивлению, всё получилось, особенно при том, что я просил то, что не предвещало сбываться. В то время храмов не было, но с тех пор никто не сможет меня разубедить в Господе. Я знаю, что лучший способ найти ответ на Ваш вопрос, это спросить лично Его. Просить Бога, чтобы укрепил в вере — “Верую, Господи, помоги моему неверию!”. Если вы начали молиться, значит, Христос уже стучится в ваши двери, Откр. 3:20 . Продолжайте молитвенное общение с Богом, идите в храм, и Бог войдет в вашу душу. С уважением, Вот история о том, как один человек решил проверить сущестования Бога. Один человек, который по профессии был учёным, задался вопросом существования Бога. Он стал размышлять, существует ли что-то за порогом смерти? Начал распрашивать людей. Атеисты говорили ему, что Бога нет и ничего за порогом смерти нет. Христиане утверждали, что Бог есть и что за порогом смерти существует вечная жизнь для тех, кто исполняет волю Бога Отца, а также существует вечные муки для грешников, которые не раскаялись в течении своей жизни. Человек вел записи в дневнике: “Я не имею никаких доказательств, которые подтверждают существование Бога, однако, я также не имею никаких доказательств, которые бы отвергали существования Бога. Эту научную теорию следует проверить на собственном опыте. Я внимательно прочитаю Евангелие и постараюсь два месяца прожить так, как подобает жить православному христианину, как учил жить Иисус Христос. Мне следует проверить, есть ли Бог на самом деле?” Вы можете повторить этот эксперимент. Прочтите Евангелие и сопоставьте со своей жизнью. Начните жить так, как учил жить Христос. Для успешного проведения экперимента необходимо задействовать все три силы души: разум, чувства, волю. И приходите в храм регулярно, где совершается подлинное Богослужение.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

Разделы портала «Азбука веры» Почему Бог не сделал так, чтобы люди после смерти тел могли исчезать навсегда? 335 10.01.2024 Богословие Бог видел всё будущее человеческого рода и мог сделать так, чтобы те, кто неправильно воспользуется свободой выбора, вообще не рождались. Препятствовать их рождению. Рождались бы только те, кто выберет бога, т е правильно воспользуется свободой воли или т п. Он мог и по другому устроить — позволить исчезать, уходить в небытие тем, кто не желает мучиться вечно. 4 Ответа Жизнь это благость, то есть благой дар, и человек создан для вечности. Зачем Богу отменять Своё решение?! И потом, как горшок может задавать вопросы горшечнику о том, зачем он его создал… Небытиё в любом случае хуже небытия. Можно так же предположить, что вечные муки необходимы, чтоб человек имел Страх Божий и сдерживал себя в той уникальной свободе, что ему дана. Кто-то противится Богу, а другой глядя на противника резонно подумает — “да ну его, смысла в вечных муках нет”. А иной грешник вдруг одумается, попросит прощения у Бога и станет счастлив. Вот у Иосифа были братья, которые его ненавилели, и даже чуть не убили и продали в рабство. Но Бог за праведность даровал Иосифу власть и богатство, а Иосиф простил братьям. И такой жизнью грешников Бог показал смыслы, а жестокость братьев Он привёл во благо. Сами раскаявшиеся братья стали отцами, через которых в мир пришло множество пророков и праведников. Быт. 50:15–21 См. Благодать бессмертия в аду . Можно перефразировать вопрос так: Почему Бог не убивает Свои творения, которые отвергли Его? Тогда становится понятнее, ведь и падшие люди (за редким исключением) не убивают детей, которые отвернулись от них. Привет Тарасу Бульбе!) Потому что Вы не чувствуете жизни как дара Божия. А для Бога — источника всякого блага — наше бытие является благом, хотя бы мы того и не хотели. Или Ему надо по всем вопросам с Вами советоваться? А в чем была бы ценность и реальность жизни, в которой невозможно допустить непоправимую ошибку? Это в компьютерной игре можно до бесконечности повторять один сценарий, но на то это и игра, чтобы не иметь серьезных необратимых последствий. Бог сделал все по серьезному и предупредил: человек, будь готов нести ответственность за последствия своего выбора; выберешь грех — погибнешь.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-ne-s...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 32-й седмицы по Пятидесятнице Мк., 42 зач., 9, 42 – 10, 1 Сказал Господь: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Помочь другому – заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу – заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху – несравненно хуже. «Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение. Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью. Что заповедует нам в этом случае Господь? «Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу». Ампутация больного члена с помощью хирургии – порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить все Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы – ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Надо, чтобы часть, угрожающая гангреной, была ампутирована, ради сохранения целого. Это необходимо сделать!

http://pravoslavie.ru/3881.html

Скачать epub pdf Ад См. также: Воздаяние праведникам и грешникам . 147; Жизнь Вечная . 270; Жизнь загробная . 271; Князь тьмы . 322; Милостыня . 459; Муки вечные . 569; Мытарства . 576; Подвиг . 728; Празднословие . 885; Церковь . 1200. 1. Беседа преподобного Макария с черепом о вечных муках См. также: Воля Божия ; Молитва за умерших ; Муки вечные ; Отречение от Бога . Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся к нему пальмовой палкой, которая была у него в руке, череп подал голос. Старец сказал ему: “Кто ты?” Череп отвечал: “Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа, когда, умилосердясь над теми, кто находится в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение.” Старец спросил: “В чем состоит это утешение?” Череп отвечал: “На сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видел лицо ближнего своего. У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада!” Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: “Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!” К этому старец присовокупил: “Есть ли мука более тяжкая этой?” Череп отвечал: “Ниже нас мука больше.” Старец сказал: “Кто в ней?” Череп отвечал: “Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие, но те, кто познал Бога и отрекся от Него и не исполнял волю Его, находятся ниже нас.” После этой беседы старец предал череп земле. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 311. 10; Достопамятные сказания. С. 153). Епископ Игнатий: “Здесь указывается на отвержение деятельности по заповеди Евангелия, как на отречение от Христа.” 2. Нерадивый инок по смерти был ввергнут в огненную реку См. также: Муки вечные ; Нерадение . У одного игумена в монастыре под руководством было двадцать иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

11. Поучение в день страшного Суда Для чего св. церковь ежегодно напоминает нам о страшном суде Божием? Для чего пророки и апостолы об этом пишут? Для чего сам Господь наш И. Христос об этом говорит? Потому что люди, занятые делами житейскими, забывают об этом, забывают то, что им предстоит: смерть, быть может, самая лютая, потом воскресение, наконец, страшный суд Божий, разлучение добрых от злых, праведников от грешников, родителей от детей, что над праведниками Бог произнесет вечное благословение, а над грешниками изречет вечное проклятие и отошлет в страшную геенну или ад, наполненный огнем, на вечное жительство и мучение с демонами. Вот для чего и Св. Церковь ежегодно в нынешний день об этом напоминает. Церковь , которая желает спасти нас от вечной погибели и обратить нас на путь спасения. Об этом не ежегодно только, но ежедневно надлежало бы нам напоминать, ибо мы забываем это, не хотим об этом думать, а многие вовсе не веруют в это всемирное событие, не веруют, что есть суд, страшный суд и вечные муки ада для нераскаянных грешников. Не так же ли и праведный Ной в продолжение ста двадцати лет ходил по земле, по повелению Божию и проповедывал людям о том, что наступает гнев Божий, приближается всемирный потоп. Однако никто ему не поверил, кроме его семейства: люди ругались над праведником, а сами женились, суетились, веселилась и не думали о наступающем гневе Божием, о приближающемся потопе. И погибли все люди, кроме семейства праведного Ноя. Но тогда суд Божий не столько был ужасен, люди наказаны были водой, а теперь утопать будут грешники в море огня, неугасимого, пламенеющего, в котором не зальешься, не утонешь, не погибнешь, не умрешь, а будешь в нем вечно гореть, вечно. Подумайте об этом! А между тем, несмотря на то, что мы часто вам напоминаем об этом: кто нас слушает? Не только, как во время потопа, люди суетятся о земных выгодах, но еще беспечно предаются роскоши. В праздники Божии работают, посты презирают, в церковь не ходят, Божьего писания не слушают, веселятся тогда, когда впереди их ожидает неминуемая смерть, затем наступит страшный суд Божий, наконец, вечные муки для нераскаянных...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Поучение в день Страшного суда Божия Для чего св. церковь ежегодно напоминает нам о страшном суде Божием? Для чего пророки и апостолы об этом напоминают? – Для чего сам Господь наш Иисус Христос об этом говорит? Для того, что люди, занятые делами житейскими, забывают об этом, забывают то, что им предстоит смерть, быть может, самая лютая, потом воскресение, наконец страшный суд Божий, – разлучение добрых от злых, праведников от грешников, родителей от детей, что над праведниками Бог произнесет вечное благословение, а над грешниками произнесет Бог ужасное проклятие, и отошлет в страшную геенну или ад, наполненный огнем на вечное жительство и мучение с демонами. Вот для чего и св. церковь ежегодно в нынешний день об этом напоминает, – церковь, которая желает спасти нас от вечной погибели, и обратить нас на путь спасения. – Об этом не ежегодно только, но ежедневно надлежало бы нам напоминать, ибо мы забываем это, не хотим об этом думать, и многие вовсе нс веруют в это всемирное событие, – не веруют, что есть суд, страшный суд и вечные муки ада для нераскаянных грешников. – Не так же ли и праведный Ной, в продолжение ста двадцати лет, ходил по земле, по повелению Божию и проповедовал людям о том, что наступает гнев Божий, приближается всемирный потоп? – Однако никто ему не поверил, кроме его семейства; – ругались над праведником; а сами женились, суетились, веселились, и не думали о наступающем гневе Божием, о приближающемся потопе, – и погибли все люди, кроме семейства праведного Ноя. – Но тогда суд Божий не столько был ужасен, – люди наказаны были водою, – а теперь утопать будут грешники в море огня неугасимого, пламенеющего, в котором не зальешься, не утопнешь, не погибнешь, не умрешь; а будешь в нем вечно гореть, – вечно! – Подумайте об этом. – А между тем, не смотря на то, что мы часто вам напоминаем об этом: кто нас слушает? Не только как во время потопа люди суетятся о земных выгодах; но еще беспечно предаются роскоши, в праздники Божии работают, посты презирают, в церковь не ходят, Божьего писания не слушают, веселятся тогда, когда впереди их ожидает неминуемая смерть, – потом наступит страшный суд Божий, наконец вечные муки для нераскаянных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010