Богочеловек или Человекобог? Преподобный Иустин (Попович) и Ф.М. Достоевский Среди угодников Божиих, прославленных Православной Церковью , есть имя нашего современника, почившего в 1979 году преподобного Иустина (Поповича), верного сына Сербской Православной Церкви и сербского народа, выдающегося богослова и редкого молитвенника. Этот, без сомнения, великий святой XX века, был исполнен великой любви ко Господу нашему Иисусу Христу и святой Православной Церкви. Он глубоко любил народы-носители святой Православной веры: родной ему сербский, а также греческий и русский народы. Прп. Иустин еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. И хотя из-за смуты того времени ему пришлось уехать из России в июне 1916 года, отец Иустин, очень проницательный и трудолюбивый, за это короткое время все-таки хорошо узнал и полюбил православную Россию; он познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души, ее святыни и ее падения. Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф. М. Достоевского, которого читал в оригинале и считал своим «учителем и... мучителем». Он писал, что проблемы творчества Достоевского – это «вечные проблемы человеческого духа; и если человек называется человеком, то он должен ими заниматься». Через Достоевского, по слову отца Иустина, «говорят все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто так как он (Достоевский – иеродиакон Мефодий) переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме». 1 Можно не сомневаться, что знакомый с творчеством Феодора Михайловича с отрочества, монах Иустин, будучи студентом Петроградской Духовной академии, здание которой находилось за Александро-Невской Лаврой на набережной Обводного канала, 2 посещал и молился на могиле русского писателя и провидца на Тихвинском Лаврском кладбище-некрополе. Впоследствии отец Иустин написал докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского». Богословие самого прп. Иустина сконцентрировано на спасительный реальности Богочеловека Христа – этой величайшей тайне, величайшем сокровище и радости Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 20. Тысячелетнее царство После четвертой картины всадника на белом коне (19,11–21) тайнозрителю Иоанну открывается новое видение о тысячелетнем царстве (20,1–10) или пятая картина по нашему делению Апокалипсиса (см. Приложение 2). В Приложении 1 было изложено хилиастическое учение о тысячелетнем царстве. Термин «хилиазм» происходит от греческого слова χλια (кило)=тысяча. Это древняя ересь о тысячелетнем земном царстве Христа непрестанно звучит ныне с сектантских кафедр. Также звучит их проповедь о скором втором пришествии Христа на землю, которое произойдет невидимо для мира. Мир заметит только, что вдруг исчезли с земли верующие люди. Верующие же увидят грядущего Христа, мертвые воскреснут, а живые изменятся и восхищены будут на встречу Христа. Это – воскресение первое. Неверующие же тут не воскреснут. Вследствие этого учения верующие живут каждодневно в напряженном ожидании пришествия Христова, которое может случиться в любой день. Для оставшихся на земле разразится великая скорбь гонений антихриста. Сектанты особо утешают себя тем, что им не придется испытать великую скорбь антихриста. Потом, мол, снова придет Христос на землю и создаст на ней Свое царство. Будет видимое чувственное царство Христа на земле, когда уже никто не будет искушаем ко греху, когда будут царствовать добро, справедливость, братство, истина. Сатана на это время будет связан. Тогда исполнятся все сокровеннейшие чаяния народов о царстве счастья на земле. Главенствующую роль в этом царстве будут играть евреи. Потом еще раз будет сатана отпущен и подвигнет все народы (Гога и Магога) на восстание против Бога, и тогда придет конец – Страшный суд! В день Страшного суда воскреснут все грешники и будут осуждены на вечные муки. Праведники на Страшном суде не судятся, ибо уже ранее воскресли и царствуют со Христом. Так проповедуют сектанты. Существуют всевозможные вариации этих еретических хитросплетений, но в основном они сходятся на том, что будет предварительное восхищение Церкви, а потом тысячелетнее земное царство Христа. По ходу изложения православного толкования будет показана ложность хилиастического учения. На первый взгляд может показаться, что весь этот вопрос имеет чисто второстепенное значение и относится к области богословских мнений и споров, не имеющих никакого практического значения для спасения человека. Но именно на этом вопросе мы особенно убедимся, что нет ереси, которая бы не была пагубна. Далее разберем историю и гибельную сущность этого учения и увидим ту бездну, к которой оно ведет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Гоголь. Портрет. Худож. Ф. А. Моллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ.- 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был священником, дед окончил Киевские ДС и ДА, отец, Василий Афанасиевич Гоголь-Яновский, учился в Полтавской ДС. Его женитьбе на Марии Ивановне Косяровской предшествовал сон, увиденный во время паломнической поездки к чудотворному образу Ахтырской иконы Божией Матери . Во сне буд. невеста еще ребенком, «не имеющим году», была указана ему Царицей Небесной. Василий Афанасиевич узнал невесту при случайной встрече, стал «следить за ней во все возрасты ее детства» и после повторного, спустя 13 лет, похожего сна сделал предложение (М. И. Гоголь - С. Т. Аксакову от 3 апр. 1856//Современник. 1913. Кн. 4. С. 252). Ожидая 3-го ребенка (первые род. мертвыми), Мария Ивановна дала обет при рождении сына назвать его Николаем в честь чудотворного образа Николая Мирликийского (Диканьского). Мальчик был крещен в Спасо-Преображенской ц. в Сорочинцах. В религ. воспитании Г. большую роль сыграла набожная, даже отчасти экзальтированная («впечатлительная») мать, по собственному признанию «предчувствовавшая несчастия, верившая снам» ( Гоголь М. И. Записки// Шенрок В. И. Мат-лы для биографии Н. В. Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 53), усердная паломница по окрестным мон-рям и св. местам. Впосл. в письме от 10 нояб. 1835 г. Г. просил ее «не предаваться мечтательности» и суевериям: «Истинный и добрый христианин никогда не бывает суеверен». В письме к матери от 2 окт. 1833 г. Г., вспоминая о детстве, упомянул о собственном равнодушии к церковной службе («глядел бесстрастными глазами»), но добавил: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребенку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». В доме в Васильевке (Яновщине), имении Гоголей, на столе всегда лежало Евангелие; любимым чтением матери, сестер и бабушки Татьяны Семеновны, также отличавшейся религиозностью, были Четьи-Минеи в старинных кожаных переплетах. Здесь же стоял обитый железом сундук, в к-рый складывали деньги, предназначенные для устройства храма. По воспоминаниям В. И. Любича-Романовича, школьного товарища Г., религиозность отличала того «еще с детского возраста, когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском у. и был окружен людьми богобоязливыми и вполне религиозными». Впосл., когда писатель «готов был заменить свою светскую жизнь монастырем», он лишь вернулся к «первоначальному» настроению ( Глебов С. И. Воспоминания о Гоголе//РС. 1910. 1. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/165221.html

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Петр. 3:9 ). Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которую Христос – Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушании ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся – вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастье принадлежать к ней, отпадают от нее и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантствах, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковью , других удаляет от нее дух неповиновения, дух «гордости житейской» ( Ин. 2:16 ) и самомнения. Всех их, умирающих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь – вечные муки. Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет к спасению: «Се стою у двери, – говорит Он, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» ( Откр. 3:20 ). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных через посылаемые для их вразумления бедствия и болезни, через угрызения после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями. Можно было бы указать немало случаев обращения в лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма о разных предметах веры и жизни Пожалуй, самое ценное в наследии Феофана Затворника — это его письма. Ведь сам жанр письма предполагает личное общение, конкретность вопросов. В своих письмах великий духовный наставник Феофан Затворник входит в проблемы своего собеседника и решает именно их, от всего богатства духовного наследия Церкви, чьим великим знатоком он был и, конечно, от своего собственного опыта. «Письма о разных предметах веры и жизни» это собрание писем святителя Феофана, разбитых на такие темы: 1. О вере слепой и видящей. Видящая вера ясно видит, во что и почему верует. Как решать недоумения о предметах веры 2. О вечности мучений нераскаянных грешников. Поправка неправых мнений о том, как согласовать вечные муки с Божиим милосердием. Есть ли покаяние за гробом. Различные степени блаженств и мучений. Грех извращает и оскверняет весь состав человека. Покаяние возможно только при жизни. В чем будут состоять мучения 3. Любящий Бога страшится Божия гнева за грехи. Мы грешим по слабости ко греху, но всегда произвольно. Средство к избежанию греха гнева и вспыльчивости. Способ удерживать себя от всего дурного 4. Мысль притчи о неправом управителе. Об отвращении главной беды — осуждения за грехи. Как обеспечить свое будущее благотворением и милостыней 5. О втором пришествии Господа и всеобщем воскресении 6. О сознании себя грешным и начале исправления. О паломничестве в Иерусалим. О чтении Псалтири 7. Поправка неправых мнений о втором пришествии и суде. О воскресении мертвых. О частном суде после смерти. Как следует жить, чтоб быть спасену. Путь спасения — верное исполнение заповедей Божиих 8. 1–е письмо в С. — Петербург по поводу ереси тамошней 9. О хороших и неисправных священниках. О всеусердной молитве Господу об исправлении ближнего 11. О тщеславии. Крайняя пагуба от тщеславия. Как бороться с ним 12. О борьбе с рассеянием. Как стяжать и уберечь внутреннюю теплоту и собранность. Как всем делам придавать угодный Богу характер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Поучение о христианском поминовении усопших Прошу вас, братие, послушать о христианском поминовении усопших братий наших, скончавшихся в вере и надежде воскресения и жизни вечной. Благочестивое поминовение умерших есть установление святое, для поминаемых и поминающих спасительное, и есть священный долг для всякого православного христианина. Поминовение умерших началось в церкви Божией с глубокой древности ( 2Мак. 12:42–42 ), соблюдалось оно во времена апостольские, соблюдается доселе, и будет соблюдаться до второго пришествия Христова. Что побуждает нас совершать поминовение умерших? Наша христианская любовь. Сия любовь николиже отпадает ( 1Кор. 13:8 ); она указывает милость людям живым, не забывает она и умерших; она желает им от Бога прощения грехов и блаженства вечного. Поминовению умерших научает нас и наша христианская вера: она учит, что душа наша никогда не умирает. Душа наша произошла от Бога и должна жить вечно, как и Бог вечный; умирает только наше тело и возвращается в землю, от которой взято. Но и тело, в день общего воскресения мертвых, всемогущею силою Божиею воскреснет и соединится со своею душою, с которою предстанет и на страшный Божий суд, и тогда решится участь человеков на всю вечность: одни наследуют блаженство вечное, а другие – вечные муки. Душа наша, говорю, никогда не умирает, и она, после разлучения с телом своим, переходит в загробный мир и, смотря по тому, какими делами она богата, добрыми и худыми, предвкушает или блаженство небесное, или терпит мучения за свои грехи. Однако, умершие хотя и во грехах, но отшедшие отсюда с верою в Иисуса Христа, до всеобщего страшного Божия суда, полного наказания не получают и не лишаются надежды на облегчение своей горькой загробной жизни от Искупителя мира – Иисуса Христа. Иисус Христос, по любви к грешному роду человеческому, пострадал и умер на кресте за людей живых и за умерших, и Он, почивая плотью Своею во гробе, душою Своею, как Бог, сходил во ад и вывел из ада души всех умерших, с верою ожидавших Его пришествия. И мы, поэтому, веруем, что Господь, по своему милосердию, и теперь может освободить от адских мук души умерших во грехах, но верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

ПОЧЕМУ ДОЛЖНЫ МЫ ПОСТИТЬСЯ? «Постное время светло начнем!..» (стихира на вечерне). Многие в наше время задают этот вопрос: «почему Церковь требует, чтобы мы постились?» Одни – вообще не зная и не понимая, для чего установлен пост, и пренебрегая им совсем, другие – свысока и высокомерно отвергая его и смотря на постящихся, как на каких-то «отсталых людей», чуть ли не изуверов. Между тем, пост – чрезвычайно-важное установление нашей св. Церкви, нужное и высоко-полезное и для души и для тела, И всегда это так было, а в наше нездоровое время особенно – нет людей вполне здоровых и душою и телом. Мы все – люди  больные,  в большей или меньшей степени, а  пост – это курс лечения  для наших больных душ, а в то же время – и для тела. Нужно только правильно понимать его смысл и значение и разумно пользоваться им. Мы все унаследовали больную природу от наших прародителей, осмелившихся дерзко нарушить данную им заповедь Божию и впавших в двойной грех – непослушания и невоздержания  чрез вкушение запрещенного плода, и сами продолжаем так же грешить, омрачая свою душу и разстраивая одновременно здоровье тела, тесно связанного с душою. Величайшая ошибка и заблуждение – считать себя вполне нормальными и идеально-здоровыми людьми! Мы – больны,  и больны при том самым злейшим недугом – грехом,  происходящим  от гордости и самолюбия,  который поражает и душу и тело. Надо понять это и глубоко сознать всю бедственность такого нашего состояния, ибо ведь  от греха и первоисточника его бесовской гордости – все зло на земле,  а в будущей жизни он уготовляет нам вечные нескончаемые муки. Как же не желать нам вылечиться? Да и какой больной хотел бы постоянно болеть без всякой надежды когда-либо выздороветь? Вот попечительная мать наша св. Церковь и предлагает нам необходимый курс лечения – Великий пост, как своего рода «духовную санаторию». И всякий, кто проходит этот курс лечения, добросовестно исполняя предписания Церкви и советы своих духовных врачей, не может не почувствовать сколь великую пользу и облегчение он приносит – вплоть до полного выздоровления.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина «интеллигенция» надо отказаться Как понять, что такое грех? Как говорить о Христе мусульманам? Как вести себя христианину в армии? На вопросы читателей Правмира продолжает отвечать протоиерей Всеволод Чаплин. 28 июня, 2011 Как понять, что такое грех? Как говорить о Христе мусульманам? Как вести себя христианину в армии? На вопросы читателей Правмира продолжает отвечать протоиерей Всеволод Чаплин. Портал «Правмир» продолжает публиковать  ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы читателей, заданные в рамках блиц-опроса, проведенного на сайте. Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают» Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется» Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим» Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: Мне приходилось уходить с ток-шоу Здравствуйте, отец Всеволод! Последнее время я задаюсь вопросом, но нигде не могу найти на него ответа. Почему согрешившая и не раскаявшаяся душа отправляется в ад на мучения, а дьявол, совершивший также немалый грех, сидит во главе ада и при этом не испытывает никаких адских мук? Артем. Из книги Откровения Святого Иоанна мы знаем, что диавол обречен на вечные муки . О бесконечных муках для людей, не исполнивших Божии заповеди, говорит и Сам Господь Иисус. Вовсе не нужно думать, что Бог — кровожадный мститель. Но Он справедливый Судия. В Царство Божие не может войти ничто греховное. Если человек сделал грех смыслом своей жизни или, по крайней мере, неотъемлемой ее частью, ему будет невозможно находиться в Небесных обителях. Представьте себе пьяницу или наркомана в месте, где нет ни выпивки, ни наркотиков. Представьте себе охотника за женщинами — в месте, где никто не ответит на его устремления. Представьте себе человека бесконечно гордого своим разумом и отрицающего Бога в месте, где рядом с ним будет находиться Бог, разум Которого многократно превосходит разум этого человека. Человек созидает свою душу для ада или рая уже здесь.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 7 Ответов Вы смертельно для себя враждуете против Господа, последствия этого Вам известны. Такое ошущение Вы ищите какие-то намёки на поддержку в своём занятии. Но это обращение не по адресу. Вы задаете свои вопросы, видимо рассчитывая, что Вас поддержат и успокоят. Мы не можем говорить сколько Вам дал Бог времени на покаяние, потому что не знаем. Но грешить в надежде на милосердие — это грех против Святого Духа. Взвесьте две чаши — временное мнимое счастье и вечные муки ада. Только глупец выберет первое, зная о последнем. Если желаете избежать их, то нужно искреннее и глубокое покаяние . Время и возможность для этого пока есть, но завтра может не быть. Если сейчас же бросите всё и побежите в Церковь на исповедь  — вероятнее всего, успеете. В противном случае Господь может просто не дать шанса раскаяться, зная, что покаяние будет фальшивым. Помоги вам Господи! Что делать и как избежать последствий? Немедленно прекратить колдовство и прочие пакости, искренне покаяться и зажить христианской жизнью. Ведь ваши поступки равносильны тому, как если бы вы попросили маньяка проводить вас по темному лесопарку. Только вы, в отличие от других, еще и в курсе, что это — маньяк. От бесов не может быть ни пользы, ни радости, только гибель. От Бога вы сейчас уже фактически отреклись, затеяв шашни с Его врагом. Формальная верность ничего не стоит. Если бы вы в войну работали на вражескую разведку, то никакой флаг России на стене у вас дома или исполнение ее гимна по утрам вас  бы не оправдывали: вы все равно были бы предательницей. Так и здесь. Может ли Бог убить вас за это? Еще и как может. В любой момент. Писание и Предание полны таких примеров. Предателей вообще принято казнить. Не смотрите на жизнь и “успехи” других нечестивцев. У них свои отношения с Богом, а у вас — свои. И кто вам сказал, что именно к вам Он станет проявлять долготерпение? Вы хотите манипулировать Богом, прибегнув к услугам бесов, а потом лицемерно извинившись перед Ним. Неужели вы полагаете, что Бог глупее вас и позволит Себя перехитрить?

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Часть 1 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). Недавно, в крупном книжном магазине церковной литературы мне довелось приобрести книгу, выпущенную огромным тиражом известным монастырским издательством, с интригующим названием  “ Посмертная жизнь души ” . Тема не оставит равнодушным ищущего христианина и понятен вызванный интерес, обусловливающий огромный тираж этого издания. При раскрытии книги обращают внимание: авторитетные имена автора, обличенного высоким ученым званием, цензора (в сане архимандрита); благословение священноначалия; имя столичного монастыря; претенциозные копирайты и пр., в совокупности открывающие осознанное доверие благочестивого читателя содержимому этого пользующегося признанием издания. На титульном листе под названием книги добавлено: “ Беседы современного богослова ”,  —  важное уточнение, указывающее на богословский характер книги. История вопроса С первых страниц автором ставятся главнейшие эсхатологические вопросы: “что происходит с человеком, когда он умирает?”; “кто спасется?”; “что такое геенна и вечные муки?”. Далее в книге, в контексте указанного  современного богословия  дается исследование вопроса в культурно-исторической перспективе: с дохристианских времен до наших дней. Мы находим пространные размышления о том “что же говорили о смерти наши далекие предки”, о том как “душа взывает к богам, взывает к духам” по описанию в египетской “Книге мертвых”, о идее перевоплощения и достижении “конечной цели” немногими из людей согласно тибетской “Книге мертвых”, о посмертном состоянии Геракла в “Одиссее” Гомера, о бочке Данаид и пр. Завершает исследование дохристианской эсхатологии свидетельство об откровении ветхозаветных пророков о всеобщем воскресении и о том, что “душа по смерти не исчезает, не умирает и даже не засыпает, но испытывает страдание или радость”. Далее автор приводит факты современного исследования феномена “клинической смерти”, убеждающие в осознанной жизни души после того, что обычно называют смертью. Антропология

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010