Слово о болезнях тела и души в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Лк. 5, 23 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Любовью Всевышнего была сотворена вселенная и одушевлен венец творения – человек. Любовь, светлейшее и прекраснейшее из чувств, стала лучшим даром Божиим роду человеческому. Но при этом Господь наделил людей еще и опасным дарованием – свободой воли, ибо желал от Своих возлюбленных созданий свободной ответной любви, а не слепого повиновения. Увы, первые люди Адам и Ева обратили свою свободу во зло: они предали Небесного Отца, прельстились ложью ненавистника-диавола. Осквернившись грехопадением, Адам и Ева отторгли себя от Пречистого Царства Божественной любви, ибо ничто нечистое не может существовать в этом Царстве. Отпав от Бога, наши прародители исказили свою богоданную природу, заразили отравой греха всех своих потомков, всех нас: как от волка не может родиться ягненок или от ворона – лебедь, так и от падших людей уже не могли рождаться потомки в Божественной чистоте. Грехопадение рода человеческого явилось вселенской катастрофой, впустив в этот мир злодеяния и страдания, болезнь и смерть, и самое страшное – вечные загробные муки для погибших людей, обманутых диаволом-человекоубийцей. Однако Вселюбящий Бог не забыл о людях – изменивших и падших, но все же любимых Своих созданиях. Любовь к нам Небесного Отца простерлась до того, что ради нашего спасения Он послал в этот злобный мир вочеловечившегося Сына Своего. После грехопадения люди сделались жалкими рабами диавола: в их душах кипели нечистые похоти и страсти, и даже лучшие из них, ветхозаветные праведники, не могли победить этот свой внутренний ад. Даже Сын Божий не мог просто вернуть в сердца человеческие священную любовь, ибо Всевышний не насилует ничьих чувств. Но Христос Спаситель искупил нас из диавольского рабства, вернул нам свободу выбора между Божественной любовью и сатанинской ненавистью, свободу бороться и побеждать греховную скверну в наших собственных душах. По слову апостольскому, мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20). За наши грехи и ради нашего спасения на Кресте страдал и умирал Христос Искупитель, чтобы Воскресением Своим вновь открыть для нас путь в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/49753.html

Христос посреди нас! Мир вам, возлюбленный брат о Христе, N. N. Ищущим прежде всего царствия Божия, прочее само прилагается, по слову Господню. А кто бегает от терпения, тот бегает от спасения: это, думаю, вы лучше знаете. Не напрасно сказано, что «многими скорбьми подобает внити в царствие Божие». Пустынные же подвижники, как и вы ныне, в божественном желании пребывают: мир и суета не препятствуют им в благоуспешном течении от земных к небесным. Помянух Бога и возвеселихся, сказал Царь Давид: помянух и аз грехи моя, и умилихся; яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. «Предзришь Господа предо мною, яко одесную мене есть, да не подвижуся», исповедуется пророк: исповедуюся и аз: зрю грехи мои пред собою, да плачуся с покаянием, да умилостивится Господь и да не отошлет меня во огнь геенский на муки вечные. О, даруй, Господи, ныне плакатися мне о грехах моих, покудова время есть, покудова жизнь не пресеклася, да не восплачуся безвременно там, где несть покаяния, но праведный суд и воздаяние комуждо по делом его. Тогда все представится, и объявится пред всем светом не только дела, но и слова, и сердечные тайные помышления, всякий грех явится и делатель грешник пред всеми обличится; тогда возрыдают непокаявшиеся ныне, которые здесь льстили себя ложною надеждою, что и непрестающие от грехов своих удостоятся великой милости: это прелесть бесовская! Ах! дознает тогда каждый на самом деле праведный гнев Божий и муку бесконечную за свое нерадение, увы! увы! и не будет конца страданию. Но кто боится ныне и хочет избавиться страшного того мучения, тому надобно с благодарностью претерпевать здешние скорби и тесноты, и всякую болезнь и злострадание, какими бы Господь ни наказывал по премудрости своей ради нашего спасения... Попавшийся же в муку вечную, поживший до конца своего в утехах и веселии богач евангельский, ежели бы мог оттуда возвратиться в сей мир, чего бы не претерпел здесь с великою охотою для избежания оного адского мучения? Ни от какого бы послушания не отказался; рад был бы и у своих презренных рабов быть рабом и подножием, только чтобы избавиться от праведного гнева Божия; но уже опоздал! ах, опоздал! Было время такому раскаянию, когда он презирал оное, и прожил в сладости, веселяся на всяк день светло во всю жизнь свою. Теперь горько ему! ужасно горько, и нет конца!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Что притча о домоприставнике, и в наше время, как и всегда, знаменательна и поучительна, это не подлежит сомнению. Ибо, если о глаголе Господнем изреченном древле в пророцех, сказано, что он пребывает во веки ( Ис. 40:8 ; 1Петр. 1:25 ): то не тем ли более должно быть живым и действенным на все времена и веки, то слово Божие, которое в последок дней проглаголано нам в Сыне ( Евр. 1:1,2 )? Да и не это ли слово, сказанное Словом ипостасным и присносущным, по преимуществу, может и должно удерживать в себе ту животворную остроту, по коей оно всегда способно проникать слушающих до разделения в них души же и духа членов же и мозгов ( Евр. 4:12 )? А личный предмет притчи не тот ли же и ныне, что был во времена Христовы? Фарисеи, мытари и сами Апостолы не существуют в среде современной только тем, что в них было исторического и личного, а тем, что в них же было человеческого и существенного, живут и будут жить до конца времен. И ныне есть во всех сословиях люди, кои сребролюбцы суще, до того алчут обогащения, что не обинуясь готовы бы поядать домы вдовиц ( Лук. 16:14; 20:47 ), лишь бы это прикрыто было какой-либо благовидностью. И между нами есть всякого рода сборщики, приставники, и приказчики, словом, мытари и грешники, кои, раболепствуя идолу златому до забвения Бога и жизни загробной, не страшатся богатеть и наживаться утайкой, обманом и всякими неправдами. Что все подобные корыстолюбцы рабски служат мамоне неправды в видах приобретения себе покойных кровов, это также верно, как и то что вещественные кровы, воздвигаемые неправдой, пригодны только на время и для земли, а там, в вечной жизни, до того они не способны покоить своих домовладык, что превращаются для них в смрадные жилища, пылающие огнем и жупелом, и составляющие неистощимый источник адских страданий, среди непрестающего плача и скрежета зубного. Что же может спасти несчастных лихоимцев от страшного огня геенского? Ничто, если сами они не поспешат воспользоваться главным уроком притчи, – не поспешат, оплакав лихоимание, сотворить себе известных друзей от своей мамоны неправды. Благовременное и смиренномудрое содружество неправедных стяжателей с убогими страдальцами, одно может изменить их вечные муки во аде, на нескончаемые радости перед лицом Божиим. Ибо, когда, истощится земная жизнь их, то молитвы о них, как о своих благодетелях, молитвы убогих – этой меньшей братии Христовой – не допустят им низринуться во мрак кромешный, но преселят их на небо, где сонмы Ангелов и святых примут их в богосветлые кровы, в коих блаженствуют сами. Да одно только милосердие и сострадание к бедным может помиловать на суде Божием ( Иак. 2:13 ) и оправдать неправедных любостяжателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Скачать epub pdf ВЕЧНЫЕ МУКИ И ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО «И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь? Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7:13–14 ). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф. 24:35 ). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости. Ты знаешь два пути: следуй по доброму пути, и ты наследуешь некончаемое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

О вечных мучениях грешников 3 (16) апреля (Слово св. Иоанна Златоуста о глаголющих, яко несть грешным муки. Прол. Апр. 3) Некоторые говорят, что вечных мук не будет и что Господь угрожает ими лишь для того, чтобы в грешников страх вселить. Но так ли все это на самом деле? Св. Златоуст говорит: «Некоторые из грехолюбцев говорят, что вечных мук не будет. Таковые с еретиками осудятся... Что вечные муки будут, то показал Господь, наказывая грешников еще и в сей жизни. Так, за грехи свои мы принимаем наказание и ныне: или несчастная для нас война бывает, или пожар, или голод, или падеж скота, или смерть посещает наши семьи, или от болезней мы страдаем. Все это и ныне приходит к нам за наши грехи. Кроме указанного, бывает, и огонь нас попаляет, и вода потопляет, и гром и молния поражают... И это в сей жизни... А в будущей – мука вечная грешников ожидает. И веруйте, братие, что подлинно мука вечная ждет грешников. Спроси жидов и еретиков и, наконец, самих бесов, и они скажут тебе единогласно, что есть суд и мука и воздаяние каждому по делам его и что грешников Бог наказывает, а праведников венчает славою. Так уверь же свою душу и научи ее не выдумывать ложных учений. Адам до греха не испытывал мучений и не слышал о них. А мы тысячу раз слышали о них и все-таки вот веры не имеем. Мы слышали о братоубийце – Каине, о том, как погиб род человеческий ради скверных грехов, о гибели Содома и Гоморры. Но слышали также, что Ной за свою праведность избавлен был от потопа, а Лот от огня. Значит, вы должны были убедиться, что Бог правосуден и праведников хранит, а нечестивых наказывает. Да и здесь, на земле, вы видите, что злодеи не остаются без наказания. О, братие, веруйте истинно, что есть грешным мука, и пусть пример Содомлян напоминает вам ее. Итак, братие, несомненно, что вечные муки для грешников будут и грешникам их не избежать. И эти муки будут ужасны. «Это будет, – говорит один из учителей церковных, – мучительнейшее ощущение пустоты и томления в сердце и чувство нестерпимой жажды без надежды утолить ее; это будет еще горькое воспоминание о прошедшей жизни, ясное и безотрадное представление своих грехов, которые явятся тогда пред сознанием во всей отвратительной наготе своей и безобразии, ужасные упреки совести и мучительнейшее, впрочем, бесполезное сожаление о потерянном времени и средствах к приобретению блаженной вечности и, наконец, тяжкое чувство гнева Божия. Сие-то все, конечно, составит того неусыпаемого червя, который, по слову Писания, будет точить тогда сердца грешников ( Мар. 9, 44–46 ). Составит ту скорбь и тесноту, которые, по слову Апостола, ожидают творящих злое ( Рим. 2, 9 ) и будут причиною того горького плача и скрежета зубов, о которых часто говорится в Евангелии ( Мф. 22, 13 )» (Богословие, Антония, стр. 269–270).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Вопрос: Мне не верится, что Господь допустит вечные мучения людей в аду. Он идеал любви и милосердия, как же может допустить вечные (!) адские (!!) муки людей? Это за всю жизнь столько не наберёшь, чтобы потом вечно подвергаться пыткам. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Олег! Поскольку загробный мир делится на рай и ад, из Вашего письма неизбежно вытекает утверждение, которого Вы впрямую не делаете: после конца истории все люди должны быть в раю. В ответ на Ваше письмо неизбежно рождается вопрос: куда должно Божественное Правосудие поместить людей, повинных в жестоком уничтожении десятков миллионов людей (руководители наиболее одиозных тоталитарных режимов 20 века). Куда Правосудие поместит людей, которые с изощренной и мерзкой жестокостью убивали школьников, беременных женщин, беспомощных инвалидов? Как Вы представляете в раю жизнь тех, кто ушел из этого мира с незалеченными язвами своей преступной совести, в злобной вражде с Богом. Жизнь в раю будет строиться на началах совершенной любви. Как возможна гармония блаженной жизни в Небесном Царстве с участием тех, чья душа закоснела в состоянии сатанинской злобы?        Говоря о рае и аде недопустимо руководствоваться упрощенным юридическим взглядом, не имеющего ничего общего с законами духовной жизни и правильным пониманием природы добра и зла. Рай и ад начинаются уже в душе человека. Святые, очистившись и освятив себя подвигом и делами любви, настолько соединились с Богом еще на земле, что испытывали внутри райское блаженство. Царство Небесное для них – абсолютная полнота радости, которая началась еще здесь. Для других грех и преступление стали смыслом жизни. Они отвергли Божественную любовь, попрали Его заповеди и осознанно избрали тьму, а не свет. Ад для них лишь логическое завершение того, что было у них при жизни. Если они, имея свободную волю, избрали тьму, то как можно насильно отправить их в рай?    Два восклицательных знака после слова «ад» показывают, что Вы принципиально возражаете против ада. Но тогда разрушается до основания весь строй духовно-нравственной жизни. Если человек, рискуя жизнью, спасал других, и преступник, сделавший жестокость и убийства людей своей профессией, получат одну и ту же награду (рай), то добро и зло уравнивается. Исчезает принципиальное различие между ними.

http://pravoslavie.ru/6899.html

Достоевский о Европе и славянстве Скачать epub pdf Новым исповедникам Православия: блаженнопочившему Тихону, Патриарху всея Руси Патриарху Сербскому с молитвенным благодарением посвящает автор.     Предисловие Достоевский перед вечными проблемами Самый отчаявшийся среди отчаявшихся. Демонология (от человекомыши к человекобогу) Бунт 1. Неприятие мира 2. Неприятие Христа Идеологи и творцы нового человека 1. Иван Карамазов 2. Кириллов 3. Ставрогин 4. Раскольников Тайна атеистической философии и анархистской этики Достоевский – легион Православная теодицея – единственное решение вечных проблем Над тайной пшеничного зерна Философия любви и познания Наивысшая полнота жизни Тайна Европы Тайна России Тайна всеславянства и всечеловечества Тайна европейского человека и славянского всечеловека Достоевский – всечеловек     Предисловие Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта. В новые времена вечные проблемы человеческого духа ни у кого не нашли такого широкого, глубокого и всестороннего толкования, как у Достоевского. Через него говорили все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто как он переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме. Человек в бесконечной сложности своей натуры – самое трагичное существо во всех мирах, где вращается человеческая мысль и человеческие чувствования. В Европе не было ни такого мыслителя, ни такого философа, ни такого поэта, которые так сильно и всесторонне, как Достоевский, ощутили бы величественную драму и страшную трагедию европейского человека и всех его завоеваний. Ему до тонкостей знакомы не только Евангелие, но и апокалипсис европейского человека. Апокалипсис со всеми его безднами, страхами и ужасами. Если на нашей планете есть что-то страшнее самого страшного, то это, без сомнения, апокалипсис европейца. Достоевский его поэтически предчувствовал и пророчески предсказал, а мы в него уже вошли. Очевидно, что этот апокалипсис наступил, т.к. все приобретения людей Европы потихоньку уже обволакиваются апокалиптическими страхами и невиданными ужасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Разделы портала «Азбука веры» Если Бог — есть любовь, тогда почему существуют вечные муки? Разве любящий отец захочет, чтобы Его чадо мучилось вечно? 4 Ответа 1. Да, наш Творец любит всех людей безмерно, вплоть до того, что Он стал человеком и был замучен Своими любимыми созданиями на кресте. 2. Бог — единственный вечный источник блаженства и радости для Своих созданий. Всё остальное — лишь временные удовольствия. 3. Насильно мил не будешь. Любовь невозможно навязать, заставить кого-то любить себя. Можно “купить” лояльность (например, поразить чудесами), но это будет не любовь, а сделка. 4. Люди — высшие создания Божии. Если создание не любит Своего Отца, то выбирает вечную муку, т.к. закостеневает во зле и становится уже неспособным к раскаянию, как падшие ангелы. Очень грубый пример адских мучений. Представим, что некий человек мог получить огромную сумму денег, но по собственной глупости и лени этого не сделал. Наверняка всю жизнь его будет мучить мысль: “вот идиот, мог ведь сейчас блаженствовать…”. Бог является одновременно совершенной любовью и совершенным правосудием. По Своей любви Он сделал все, чтобы никто не ушел в ад навечно, вплоть до того, что отдал на смерть Сына Своего — Иисуса Христа, для искупления грехов человечества. Однако по Своему правосудию, Он желает, чтобы каждый получил то, что выбрал при жизни, тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев ( Рим.2:7–8 ). Подобно тому, как любящий родитель не хочет, чтобы его ребенок был наказан пожизненным заключением, но соглашается со справедливым приговором суда, в случае совершения им тяжких преступлений, также и Бог не желает погибели грешников, но правосудно определяет им наказание, если они выбирают попирать Его законы. Принцип остается тем же, с той лишь разницей, что пожизненное заключение не может продолжаться вечно в связи со смертью заключенного. Но если бы он не умирал, то продолжал бы сидеть в тюрьме неограниченный срок.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmestit-lj...

Человек Все рубрики Протоиерей Владимир Силовьев Протоиерей Владимир Силовьев: " То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость " Российская сборная по футболу подарила зрителям и болельщикам неожиданный сюрприз — красивую и успешную игру на Euro 2008. Россия в одночасье превратилась в единую армию болельщиков. После победы российской команды над сборными Греции, Швеции и Голландии интерес к футболу принял общенациональный характер. Радость и чувство гордости за свою страну воодушевило и объединило совершенно разных людей, даже тех, кто никогда до этого не интересовался спортивными соревнованиями. Иеромонах Серафим (Роуз) Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных " посмертных " опытов Несомненно, что всякий, придерживающийся традиционного христианского взгляда на жизнь как на место испытания для вечности, и на смерть как на вход в вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от веры и земной жизни, найдет ее книгу расхолаживающей. Гуманно относиться к умирающему, помогать ему готовиться к смерти, не ставя при этом на первое место веру во Христа и надежду на спасение, когда все уже сказано и сделано, - значит оставаться в той же тоскливой сфере гуманизма, куда неверие вовлекло современное человечество. Протоиерей Владимир Силовьев: " То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость " Российская сборная по футболу подарила зрителям и болельщикам неожиданный сюрприз — красивую и успешную игру на Euro 2008. Россия в одночасье превратилась в единую армию болельщиков. После победы российской команды над сборными Греции, Швеции и Голландии интерес к футболу принял общенациональный характер. Радость и чувство гордости за свою страну воодушевило и объединило совершенно разных людей, даже тех, кто никогда до этого не интересовался спортивными соревнованиями. Протоиерей Владимир Силовьев Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных " посмертных " опытов Несомненно, что всякий, придерживающийся традиционного христианского взгляда на жизнь как на место испытания для вечности, и на смерть как на вход в вечное блаженство или вечные муки, в зависимости от веры и земной жизни, найдет ее книгу расхолаживающей. Гуманно относиться к умирающему, помогать ему готовиться к смерти, не ставя при этом на первое место веру во Христа и надежду на спасение, когда все уже сказано и сделано, - значит оставаться в той же тоскливой сфере гуманизма, куда неверие вовлекло современное человечество. Иеромонах Серафим (Роуз)

http://pravmir.ru/category/chelovek/page...

65. Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице «Оброцы греха, – смерть; дарование же Божие – живот вечный». ( Рим. 6:23 ). Апостол Павел в послании к Римлянам говорит, что вся прибыль, вся польза, весь интерес от греха есть смерть, а прибыль от благочестия – жизнь вечная. Прибыль, как сами видите, от того и другого чрезвычайная, безмерная, бесконечная. Не отстаешь от греха, полюбил ты грех, живешь грехом – умрешь, но умрешь не временной только смертью, какой умрут все человеки, но умрешь смертью вечной, т. е. не уснешь, не исчезнешь, не затеряешься, а будешь жить жизнью грешника, будешь жить для одних мучений, ужасных страданий на всю вечность. Какие бы ни были эти муки: от огня ли, от холода ли, от внутреннего ли терзания совести, – все эти мучения будут ужасны, нестерпимы, невыносимы, ибо грешник будет связан мраком и пленницами ада. Такова прибыль греха, такая награда за беззакония! Если в настоящей жизни мы иногда читаем, что когда дикие индейцы поймают своего врага, то привязывают к столбу, вырывают ногти, зубы, вбивают острия в пальцы, снимают кожу, режут по частям, жарят медленным огнем и проч. Так что при одном чтении об этих истязаниях душа трепещет, дух цепенеет, чувствуешь какую-то боль в сердце, тем более это нужно сказать о мучениях адских: те мучения временные и оканчиваются смертью, а адским мучениям не будет конца, и тело, и душа будут вечно терпеть ужасные муки и страдания. Такова прибыль, такова польза от нашего любимого греха, какой бы он ни был: пьянство ли, распутство ли, грабеж ли, гордость ли, словом, всякий грех, в котором человек не хочет покаяться, исправиться, перестать грешить, а в нем и умирает. На днях я напутствовал святыми Тайнами одного солдата, который стал меня просить о том, дабы я упросил доктора после смерти не анатомировать его, не резать. Так-то душа наша боится страданий телесных и после смерти временной! Почему же не боимся страданий вечных, некончаемых? Да, человек боится мук и грехов, не хочет их оставить, возненавидеть, зная и веруя, что вся прибыль от греха – смерть и муки вечные. Какая же польза от добродетельной и благочестивой жизни? Жизнь вечная в раю, с Богом и со святыми, и блаженство вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010