79. В день Успения Божией Матери (о холере) Не бойся смерти, не страшись гроба, не ужасайся могилы между мертвецами; бойся того, что пред смертью бывает, до гроба производится, до могилы совершается; еще больше бойся того, что после смерти случится, что по ту сторону гроба с тобою встретится, что увидишь за могилою. В смерти нет страха, ибо страхи эти разогнал Сын Божий, который Сам лежал во гробе, и расторг утробу смерти. Во гробе не должен быть ужас, ибо в нем покоилась Царица небесная, которой всечестное Успение мы ныне празднуем. Одного боюсь: грехов моих, в жизни настоящей собранных в душе и теле; в уме, в памяти и в совести, и в сердце. Тления боюсь, ибо праведников тела не подлежат тлению; а грешников – отвратительны тела во гробе, – смрадны, нечисты и предаются тлению. Второй смерти боюсь, которая начинается вместе с содеянием смертного греха, наказывается проклятием Отца небесного на суде Божием и оканчивается вечною погибелью во аде. Вечная погибель, вечная тьма, вечная встреча с демонами, вечное мучение совести, терзание сердца, бичевание от бесов, угрызение от червей; самые страшные мучения, какие не бывают на земле. Вспомните только о жажде адской, для утушения которой евангельский богач просил хотя одной только капли воды. Капли воды – и никто не даст. Боже мой! Если на земле есть муки, которых не могли переносить и терпеливейшие некоторые из мучеников; если в жизни настоящей есть страдания такие, от которых многие умерли; то какой разум может помыслить, какое человеческое воображение представить то: какие будут муки во аде, и притом муки вечные? Так говорит Евангелие, так говорят все святые, так говорит Сам Бог чрез пророков и апостолов. Нет! не бойся смерти временной, телесной; не бойся сего гроба и помни, что в нем покоилась Царица небесная, в нем почивал три дня и три нощи Владыка неба и земли – Христос Господь. В настояние дни, когда гнев Божий носится над нашими головами, – меня одно ужасает: беспечность христиан. Итак, ты не хочешь прийти к источнику жизни; ты все еще думаешь и говоришь: „а вот меня смерть минет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Это событие случилось в нынешний день и, быть может, – и в час сей, когда архангел Гавриил возблаговестил пренепорочной Деве Марии о зачатии от Нее через Духа Святого Богочеловека; «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего»! Но как не поскорбеть, что нашлись между человеками такие, которые не порадовались этому всемирному счастью? Нашлись грешники, для которых мрак грехов казался приятнее света благодатного, которые свыклись с грехами и беззакониями, для которых узы рабства греховного и дружба с темными силами отраднее царства свободы, света и блаженства. Такие грешники и прежде были, и теперь есть, и будут. Всегда свет учения Евангельского ослепляет их душевные очи: великость дарований Божиих для них необъятна, сила благодати непонятна, страдание Сына Божия за грехи всего мира невразумительны; путь креста узкий, тернистый и прискорбный им не по сердцу; – они желали бы, чтобы в рай вел путь широкий, чтобы им дозволялось жить в страстях и похотях; чтобы Царствие Божие, царствие славы, было на земле совместно с царством мира, освящены и дозволены были бы все страсти, все грехи; чтобы не благодать нас озаряла, а мрачный разум; чтобы не свободой христианской, но свободой лукавой воли дозволено было им жить и действовать; чтобы не духом Божиим им водиться, а мудрованиями плоти и обычаями сего лукавого и прелюбодейного мира; чтобы не благодатные утешения, а сласти были их стихией жизни; чтобы и земные сокровища были их достоянием, пьянство и разврат – правилами их временной жизни. Но пусть же мраколюбцы и миролюбцы не забывают, что жизнь наша на земле кратковременна, что все удовольствия на земле заражены ядом греха; что радующиеся и веселящиеся на земле наследуют вечные слезы на небе; что рабы греха не могут быть чадами свободы; что жизнь будущая, вечная, куплена дорогой ценой – страданиями Сына Божия; что любящий жизнь временную не получит жизни вечной; что не сбросивший с себя пелены греховные плотского и ветхого человека, и не одевшийся в нового человека – в образ Христа – не будет принят в чертог Божий разукрашенный; что грешник, умерший во грехе, понесет вечное проклятие и наследует муки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

125. О смерти В те дни... будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. Откр. 9:6 Вот еще какое время настанет для нас, что мы будем искать смерти, но не найдем ее; будем желать умереть, но смерть убежит от нас. Теперь мы убегаем от смерти, предохраняем себя, всячески воздерживаемся от пищи, чтоб не заболеть и не умереть; бережемся заразительных вещей, лиц и мест; но будет время, когда мы будем искать смерти себе, но не найдем: это будет по ту сторону гроба; – тогда человек не может уже умереть – святой ли он будет, или грешник. Впрочем святые и не станут себе искать смерти, потому что найдут себе вечную жизнь, будут жить в раю со Христом Богом – источником всякой жизни; а грешники будут искать себе смерти, потому что их ожидают по ту сторону гроба вечные муки. Вот почему они будут искать смерти, готовы будут утонуть в море, но их не допустят до этого; ибо они будут плавать в море пламени; они пожелают убить себя, но не возмогут, потому что бесы не найдут такого оружия, которым могли бы себя поранить; да притом они связаны будут по рукам и ногам пленицами ада. Впрочем, тело духовное не разрушается, и не убивается ничем. Смерть царствует только на земле; ибо тела наши теперь тленны и удоборазрушаемы. А действительно, что было бы величайшее благо для грешника, если бы он мог умереть, разрушиться, уничтожиться; ибо муки адские страшны и непереносимы; однако, ими будет мучиться каждый грешник, и притом вечно, без конца. Вот почему я непрестанно напоминаю о том, чтобы в этой жизни не смерти береглись, но грехов. И святые умирают в этой жизни, и Царица небесная была три дня во гробе, и столько же дней сам Спаситель; смерть не великая беда: это не более как продолжительный сон; я говорю: берегитесь греха, особенно смертного, особенно такого, от которого вы не хотите отстать: пьянство ли это, распутство ли это, или блудодеяние, сребролюбие ли, или гордость, или клевета, или осуждение; загодя отставайте вы от грехов, пока живете на свете, пока можете плакать о грехах, пока можете подавать милостыню, пока можете делать добро; опасно, чтоб смерть не застала неготовыми, как многие из братий и сестер умерли не готовыми. Нас оставил Господь для покаяния; Он многомилостивый не дал нам умереть во грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа К предыдущей статье Во время этого гонения пострадал святой Фортунат в своей «Похвале девам», где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: «славный Альбан, плодородной Британии Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Альбан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Альбан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого той области дошли слухи, что в доме Альбана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд. Случилось так, что в тот час, когда привели Альбана, судья как раз возносил жертвы Увидев Альбана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Альбана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: «Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии». И святой Альбан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, не убоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг его приказание. Тогда судья спросил его: «Из какой ты семьи и какого рода?» Альбан ответил: «Что за дело тебе до моего рода? Если ты желаешь узнать о моей вере, то я христианин и готов исполнить долг христианина». Судья сказал: «Я требую, чтобы ты назвал свое имя; говори же без промедления». Он ответил: «Родители мои назвали меня Альбаном, и я клянусь всегда служить и поклоняться истинному живому Богу, сотворившему все сущее». Судья в гневе воскликнул: «Если хочешь наслаждаться дарами вечной жизни, принеси жертвы великим богам». Альбан ответил: «Жертвы, что вы приносите демонам, не помогут жертвующим и не утолят желаний и просьб молящих. Напротив, те, кто поклоняются этим идолам, в наказание будут ввергнуты в ад на вечные муки». Услышав это, судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника Божьего, надеясь, что под ударами тот ослабеет и утратит твердость духа, выразившуюся в его словах. Альбан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его смертью.

http://sedmitza.ru/lib/text/440499/

20. В неделю Мясопустную «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». ( Мф. 24:30 ) Христиане! Настанет время, когда Господь потребует нас на свой суд, на котором судимы будут все народы, все сословия разного возраста: и старые, и малые, и господа, и рабы, и бедные, и богатые народы всех мест и всех времен, какие когда-либо и где-либо жили, живут и будут жить, потребует на суд не человеческий, но на Суд Божий, на Страшный Суд. Были на земле доселе суды человеческие и Божеские суды, но все эти суды не могут сравниться с последним страшным всемирным судом. Сей последний будет самый страшный суд. Не будет там ни адвокатов, ни присяжных, ни свидетелей. Там совесть грешника обличит и раскрытое Евангелие покажет: по совести ли ты поступал в жизни, по Евангелию ли жил? Тогда восплачутся вся племена земные, но не слезы покаяния, а вопли отчаяния будут слышны из уст грешников. Самый плач этот будет без слез. Добрые, благочестивые и праведные люди окружены будут Ангелами, а грешников окружат демоны. Тогда все народы увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И Господь покажет всю силу Своего всемогущества и повелит Ангелам своим вязать пленницами ада грешников и демонов и ввергнуть их во тьму кромешную ада, на вечный плач и скрежет зубов, на вечные муки. Тогда праведники увидят всю славу Сына человеческого, когда Он скажет: «прийдите благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира». Тогда грешники увидят весь гнев Бога, когда Он им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Знаю, что многие, слушая св. Евангелия, рассказ о Страшном Суде Божием, думают: «это еще не скоро будет». Скоро ли, не скоро, однако, несомненно, будет Страшный Суд Божий. Впрочем, в Откровении Иоанновом прямо и ясно сказано: «се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делом. Ей гряду скоро» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

34. Поучение в субботу Лазареву Ныне Господь воскресил из мертвых друга своего Лазаря. Уже четыре дня благочестивое семейство Вифанское – особенно Марфа и Мария – сестры Лазаря, горько оплакивали умершего брата. Четыре дня протекло уже с самого погребения; тело его, положенное во гроб и в пещеру, прикрытое камнем, предалось уже тлению. И вот Господь, который предвидел все это по своему Божеству, а по человечеству уже прослезился над могилою друга своего, – подходит к пещере, и силою Божества своего – одним всемогущим словом: «Лазаре, гряди вон» ( Ин.11:43 ) – вырывает друга своего, тело из объятий смерти, а душу вызывает из глубин адовых. Христиане, братия! От сего же всемогущего Бога Слова, принятого вами сейчас под видом хлеба и вина – воскрес и ваш Лазарь, то есть, душа ваша; ибо она была доселе мертва прегрешениями; она, как некоторыми убрусами , была доселе связана – грехами и беззакониями, и лежала во гробе похотений, – и не четыре дня лежала, но иной из нас несколько лет не думал покаяться, не думал воскреснуть из мертвых; – но вот одним прикосновением к устам вашим всемогущего Бога Слова – ваша душа воскресла. Блажен из вас тот, кто, бросив тленные пелены прежних грехов своих и греховных привычек – «не возвратится уже более на свою блевотину» 8 , не будет валяться уже – в блате грехов своих! Кто прежде упивался – теперь перестанет пить; кто предавался разврату – перестанет осквернять себя блудодеянием; кто гневался – перестанет гневаться; кто злословил, обирал ближнего, и всякий грех свой – бросит отселе. «Уже смердит: четверодневен бо есть» 9 , – говорила об Лазаре Марфа Спасителю; но несмотря на это Господь вызвал его из гроба. Разве есть что невозможное для всемогущества Божия? Христианин! Если бы ты столь сильно ощущал смрад грехов своих; если бы ты так живо видел и разумел, что грехи давно сделали тебя отвратительным, сделали тебя добычею лютой смерти и ада, что диавол держит тебя давно связанным по рукам и ногам узами греховными, или пленницами ада; что милосердие Божие и долготерпение давно ожидает твоего обращения; давно быть может Господь плачет над тобою, как над Лазарем плакал, и зовёт тебя в царство славы – в рай; но диавол, сделавши тебя рабом тления – не допускал тебя доселе принести истинное покаяние во грехах, и ты, тлеющий в похотях прелестных, – не ощущал смрада греховного, не видел своей погибели, пребывал в смертных грехах, тогда, когда давно секира смерти лежит при корени древа жизни твоей; – Лазаре! Гряди вон. Христианин! – Спасайся, – Господь поднял тяжкий камень грехов, лежавший на сердце твоём, на совести твоей, – гряди теперь вон; сбросивши пелены греховные, убегай отселе от пропасти смертей и ада, – перестань грешить. Ад глубок, смерть лютая, суд Божий страшный, муки вечные ожидают нераскаянного грешника. Аминь,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

77. О беспечности грешников во время холеры Меня поражает не великость гнева Божия, не лютость смерти скоропостижно умирающих, – а удивительная беспечность грешников. Кто прежде пьянствовал, тот еще больше в эту болезнь стал пить; кто прежде гневался на ближнего, тот с большею яростью стал теперь нападать на брата; кто прежде предавался разврату, тот теперь большему предается беззаконию; сребролюбец радуется, что умирают покойники: „идет, дескать, требование для украшения гробов“; гордый не смиряется, гневливый не унимается; бранчивый продолжает ругаться; любящий осуждать ближнего – продолжает грешить; словом – каждый грешник не видит смерти, не видит гробов, не слышит плачущих отцов, матерей и детей. Это, говорю, меня поражает более, нежели самый гнев Божий. Мертвый перестает грешить, а живущий продолжает ряд своих беззаконий. Ты не называй великим наказанием Божиим смерть; а считай великим наказанием грехи человеческие; ибо не смерть, но грехи наказываются вечными мучениями ада. Умерший счастливее живущего, потому что перестает грешить, не ведет дружбы с бесами, не мучится страстями и, как не грешит, то и мук своих не увеличивает; а что заслужил, то и получит. Если бы жил, то больше бы нагрешил, и большие заслужил бы муки во аде. Имейте же и вы сострадание – не к мертвым, а к живым. Странно поэтому судят и те, которые говорят: „бедняков поражает холера, а не богачей“. Совершенная правда: бедняки умирают, – бедняки и деньгами, и грехами; потому, что бедняки более приготовили себя к смерти, нежели богатые; смерть не боится ни тех, ни других, ни царей, ни князей, ни богатых, ни бедных: громы ее равно поражают – и высокий дуб, и полевую былинку; ибо ею управляет сам Бог . А если так, если смерть поражает по указанию Божию, то знайте, что с великою мудростью и правосудием Он управляет смертью, и – если богатых – и то до времени – не поражает, то – или хочет, по Своему правосудию, чтобы они за временные их добрые дела насладились временными благами, так как они не заслужили награды вечными благами, или – по их нераскаянности оставил их свободно предаваться страстям, дабы вполне заслужили вечные мучения ада, или хранит их на более продолжительное время покаяния, так как они могут сказать на суде Божием, что „они покаялись бы, если бы долее жили на свете“. У Бога все, что делается, все делается по премудрому устроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Введение Любезные мои соотечественники и братья о Христе! Я уверен, что и по настоящее время у некоторых из вас сохраняется еще память обо мне, вашем друге и брате во Христе. Я тот самый бывший в иудействе Вульф – Нахлас, который немало потрудился в бытность свою в заведении военных кантонистов в Казани, в Саратове и в учебном полку (расположенном в селе Медведе, новгородской губернии) на пользу обращения многих из вас к вере во Иисуса Христа. Будучи с вами в означенных заведениях, я считал себя счастливым, что многие из вас питали ко мне такое искреннее доверие, что после каждого поучения законоучителей, убеждавших вас к принятию Православия, вы приходили ко мне узнавать: истинно ли то, что внушали вам христианские пастыри? И когда я, со своей стороны, сказанное ими подтверждал местами Ветхого Завета, свидетельствующими о Иисусе Христе, как Мессии, и читал все это вам на еврейском языке, то многие из вас слушая меня, немедленно принимали святое крещение. Видя тогда успех в своих посильных миссионерских трудах, мог ли я в то время не благодарить Бога и не радоваться вашему обращению? Но теперь, увы, радость моя обратилась в печаль; – слышно, что некоторые из вас перестали ходить по заповеди Христовой. И вот я спешу, если не лично, то, по крайней мере, письменно, поговорить с вами, как вы должны вести себя по принятии христианства. Быть может, Господь удостоить меня, как и прежде, быть для вас полезным. Я, со своей стороны, всегда готов всеми силами души поддерживать вас в вере, лишь бы только мои слова были услышаны вами. Надеюсь, что если вы хоть сколько-нибудь дорожите своим спасением, и если для вас не одно и то же, что вечное блаженство и что вечные муки: то вероятно, не пренебрежете словами моими. В них вы найдете, указание на опасности, которым по неведению своему, можете подвергнуться на пути ко спасению, и средства, которыми, хотя несколько, можете облегчить для себя и шествие по этому пути. Молю и прошу вас, не оскорбляйтесь моими словами, если найдете их несколько жесткими. Меня до глубины сердца тронули дурные слухи о вас относительно неисполнения и несоблюдения вами, как следует, христианских обязанностей. Простите меня: быть может, я был хуже каждого из вас и нелепее вас был в искушениях; но всесильная благодать Божия, немощная врачующая, помогала и помогает мне в борьбе с ними. Мое единственное желание предложить вам те же самые духовные врачества, которыми пользовался и я в тех же немощах, какими страдают теперь многие и из вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Иеромонах Пахомий (1727 – 6 ноября 1794) Иеромонах Пахомий (в миру Борис Назарович Леонов), седьмой строитель Саровской обители. Родом из курских купцов. С юных лет посвятив себя на служение Господу, монашеский постриг принял в 1762 г. в Саровской пустыни. В 1777 г. был избран строителем, будучи точным исполнителем обетов монашеских: кротким, смиренномудрым молитвенником и постником. Управляя вверенной ему от Бога обителью 18 лет, старей, Пахомий был истинный пастырь своего словесного стада; строго соблюдал общежительный устав обители и порядок церковных служб. На правиле келейном и церковных службах всегда присутствовал, приходя в храм первым и последним выходя из него. Был строг с подчиненными, но с любовью и милостью, и потому братия имела к нему страх и любовь не рабские, но сыновние. С начала и до конца жизни своей в келье своей не имел не только чего-либо из пищи, но и питья, да и на общей трапезе вкушал весьма мало. В его настоятельство были в Саровском братстве достойнейшие монахи, которые впоследствии укрепили принесенным строгим Саровским уставом и другие обители. Указание пути ко спасению 1. Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый, словом, хотя бы ты исполнил все заповеди Божии; но при всем том считай себя неключимым рабом и не более, как орудием Божиим, чрез которое Он действует. 2. Есть еще другое смирение; оно состоит в том, чтобы все встречающиеся с тобою скорби, печали, несчастия, болезни, насмешки и поругания переносить с терпением и безропотно, считая их наказанием за грехи твои; и не говори: ах! как я несчастлив, но твердо имей в помысле, что этого все еще мало мне за мои грехи; и проси Бога не столько об избавлении тебя от бедствий, сколько о том, чтобы Он дал тебе силу перенести их. Благодать Божия 3. Благодать Духа Святаго всегда окружает нас; но злые дела наши окружают нас подобно каменной, крепкой ограде, препятствуют вселению Духа Святаго в нас; злые страсти от нас удаляют Его. Молитва 4. Да будет прилежен безмолвствующий в испытании совести своей, в самоукорении, в смирении, в непрестанной молитве ко Христу Богу и во внимательном богомыслии, вседневно воспоминая смерть свою, суд Христов, Царство Небесное и вечные муки. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени нищии [духом], яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:3, 8) . Аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби непотребнии есмы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Как вы думаете: кого больше всего на свете любит Отец небесный? Богач скажет: „меня любит Отец небесный, потому, что меня наградил богатством“. Иной и поверит этому, зная, что и всякий отец дает подарки более любимому сыну. А бедняк, пожалуй, себе скажет: „меня любит Отец небесный, больше нежели богача, ибо за земную бедность обещает наградить небесным богатством“. И сие не всегда сбывается; ибо многие бедняки от бедности предаются грехам; а грешный богач ли, или бедняк равно ненавистны Богу. Кого же Отец небесный более всего любит? Сына Своего единородного, о котором с неба сказал на реке Иордане и на горе Фаворе: „сей есть Сын Мой возлюбленный, к которому питаю всю Мою любовь“ ( Мф.3:17 ). И потому видно, что Он Его любит, что Он Ему покорил под ноги все небесное, земное и преисподнее – ангелов и святых, человеков и бесов. Кого же любит больше всего Отец небесный после Сына? Мир любит; ибо написано в Евангелии: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, и проч. 84 . Кого из мирян более всего любит? Того, которому большие в жизни посылает страдания и муки, так что большими или меньшими страданиями измеряется большая или меньшая Его любовь; странный закон любви, но такой он и есть;. и земной отец – того сына, которому больше желает добра, усерднее наказывает: любяй сына не щадит жезла 85 . Кто в мире больше всех страдал? Господь наш Иисус Христос, и нам оставил пример, дабы мы в страданиях имели терпение, почерпали мужество, радовались в страданиях и не сомневались чрез страдания получить вечную награду. Почему же мы не имеем терпения такого переносить страдания, какое имели терпение великомученики и мученики? Потому, что у нас оскудела вера; да едва ли она и есть в нас; ибо те только христиане – Христовы, которые распинают себя со страстьми и похотьми, которые умерли греху, которые облеклись во Христа, которые живут во Христе и со Христом, которые терпят всякие страдания, поношения и уничижения; чтобы потом спрославиться со Христом. Христианин должен мертвенность Христа носить в своем теле, так, чтоб страсти не действовали в его теле и душе; а это требует большого воздержания в пище и питии. Страданиями только делаются святые, страданиями только можно стяжать любовь Божию. Так как мы грехами нашими чрезвычайно оскорбили Господа, – то постараемся страданиями опять стяжать любовь Божию. Перестань грешить – и начнутся страдания; ибо тогда и страсти и люди восстанут на тебя. Первый признак благочестия есть страдание, – начни жить только благочестиво, перестань пить, развратничать, гневаться, завидовать, осуждать – сам увидишь: какая буря поднимется против тебя. А если ты не страдал – поверь, что в грехе пребываешь. Лучше пусть наказывает меня Бог, нежели люди; лучше мне при жизни страдать, нежели после смерти. Что за радость? Что за скорби – кратковременные? Радость вечная или скорби вечные и страдания нескончаемые, – об них стоит подумать. Жизнь скоро пробежит, а жизни будущей не будет конца. Господи! вразуми нас. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010