Апокалипсис сегодня Ведь с научной точки зрения, говоря «а», необходимо сказать и «б»! То есть, если лидер вероучения говорит, что Апокалипсис придет в этом же поколении и не приходит через 2000 лет, то серьезный человек с необходимостью должен усомниться в истинности вероучения. 7 сентября, 2011 Ведь с научной точки зрения, говоря «а», необходимо сказать и «б»! То есть, если лидер вероучения говорит, что Апокалипсис придет в этом же поколении и не приходит через 2000 лет, то серьезный человек с необходимостью должен усомниться в истинности вероучения. Вместо вступления Уважаемая редакция журнала «Фома»! По образованию я историк и, кроме того, внимательно слежу за тем, что происходит и в нашей стране, и в мире в целом. Безусловно, значение христианства в мировой истории огромно, и те морально-этические ценности, которые проповедовал Христос, остаются чрезвычайно актуальными (достаточно вспомнить заповедь о самоотверженной любви к ближнему). Именно христианство (для меня как историка это важно) когда-то определило даже само современное отношение к Автор письма, скорее всего, имеет в виду христианскую идею линейного развития истории, в отличие от циклической, свойственной античному сознанию. – Ред. ) Тем не менее я решил написать это письмо совсем не для того, чтобы делать реверансы в сторону христианства. Наоборот, в этом учении для меня совершенно неясным остается один момент, который, по-моему, любому здравомыслящему человеку нельзя не заметить. В книгах Нового Завета, которые для христиан являются священными, есть произведение под названием « Апокалипсис ». Если я правильно понимаю, там говорится о том, что Иисус Христос должен в достаточно близком будущем явиться на Землю. Произойдет конец света , Страшный Суд, после которого праведники войдут в новый небесный город Иерусалим и будут там жить вечно, а грешники, соответственно, будут отправлены на «муки вечные». Подчеркиваю: насколько я понял, это должно было произойти в исторически кратчайший срок. Да и в Евангелии сам Христос говорил о своем очень скором пришествии. Взять хотя бы 24-ю главу Евангелия от Матфея. Она полностью посвящена речи Иисуса, в которой он называет признаки кончины мира и второго пришествия. Рассказав, он произносит следующую фразу: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Эти слова могут означать только одно – второе пришествие будет до того, как умрут его непосредственные слушатели.

http://pravmir.ru/apokalipsis-segodnya/

архим. Нектарий (Мулациотис) Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Если мы спросим какого-нибудь европейца или американца, что такое Бог , ответ, который мы получим, будет стандартным: он скажет, что Бог – это высшая и всемогущая Сила, некое сверхъестественное Существо, создавшее Вселенную и находящееся в ней. Понятие Бога на Западе состоит преимущественно в том, что Он, будучи высшим Существом, находится и движется вне нашего мира и безотносительно к нашей жизни. Он является Тем, Кто упорядочивает ход нашей жизни на основании десяти заповедей, в которых мы должны выказывать Ему слепое повиновение. Если ты подчиняешься Ему и строго исполняешь Его заповеди, тогда и здесь, на земле, ты будешь благословен, а наградой в будущей жизни для тебя станет рай. В противном случае справедливый Бог покарает тебя в день суда за то, что ты не следовал Его заповедям, и отправит на вечные муки туда, где пылает огнь неугасимый. Приблизительно таковым является понятие о Боге, которое сложилось у современного западного человека. Иными словами, на Западе Бог понимается как некое сверхъестественное и неприступное Существо. Он обитает в собственном мире, управляя жизнью и судьбами людей и давая им заповеди, согласно которым следует регламентировать свою жизнь. Он является и праведным Судией, карающим тех, кто преступает Его Закон и заповеди, и дарующим награды тем, кто Ему повинуется. Тот факт, что у западного человека сложилось именно такое понятие о Боге, подтверждается и архитектурой западных храмов: огромные соборы готического стиля, колокольни и купола которых рассекают небо подобно небоскребам, пытаясь приблизиться к далекому Богу и заставляя людей чувствовать себя карликами и перед Ним, и перед Его Церковью . Статуи в этих соборах также огромны и весьма высоки, так что человек, находясь рядом с ними, ощущает себя маленьким и ничтожным. Все это свидетельствует о взгляде западного христианства на Бога и на сотворенный Им мир.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Бацилла духовного разложения. Духовная жизнь человека во многом подобна жизни его телесного организма. Вот почему святые отцы и наставники нравственно-христианской жизни нередко проводят параллели между жизнью духовной и жизнью телесной, что часто очень помогает лучше понимать и уразумевать явления, происходящие в жизни человеческого духа. Как тело человека подвержено многообразным болезням, болеет и приводит его к телесной смерти, так может болеть и дух, что приводит его к смерти духовной, о которой говорит и слово Божие:  «это – смерть вторая»  ( Апок. 20, 14 ). Участь таких, которые неосмотрительно довели себя до смерти духовной, по учению того же Слова Божия, – «озеро огненное»   (там же ст. 14 и 15). Под этим «озером огненным» образно представляются  вечные, нескончаемые муки,  на которые обрекают себя те, в коих жизнь духовная погасла. Страшная участь! И особенно, конечно, страшная своей непоправимостью, ибо тогда уже никто и ничто не может нас спасти, в то время как, при самом слабом огоньке еще теплящейся в человеке жизни духовной, всегда есть возможность спасения через покаяние. Болезни телесные и по большей части, самые тяжелые, угрожающие смертью, часто вызываются так называемыми «бациллами», и «бактериями», проникающими в телесный организм человека и разлагающими нормальное функционирование его органов, необходимое для жизни, отравляющими его и подрывающими тем самым его жизнь, что в случае невозможности пресечь их зловредную деятельность, приводит к смерти. Вот, точно так и духовной жизни человека постоянно угрожают особые  «бациллы духовного разложения»,  могущие привести его к страшной духовной смерти – «смерти второй» ( Апок. 20, 14 ), то есть к  вечной погибели. Бывают периоды времени, благоприятствующие особенному размножению бацилл и вторжению их в человеческие организмы: это так называемые  «эпидемии» . Такие «эпидемии» возникают временами и в духовной жизни людей, когда многим угрожает опасность «заразиться» и стать сеятелями и проводниками заразы и для других, еще здоровых людей, погубить их духовно чрез общение с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Благословенные христиане, существуют две пары понятий, которые враждебны и непримиримы между собой. Это добродетель и благо, с одной стороны; грех и зло, с другой. Дело в том, что добродетель и благо произошли от Бога, Который есть начало, причина и корень всякой добродетели и всякого блага; грех же и зло не от Бога, а от дьявола, первого родоначальника и виновника всякого порока и всякого зла. Добродетель и благо суть вещь и сущность; грех же и зло невещественны и несущностны, лишены вещественности и сущности, как тьма лишена света. Как говорит божественный Григорий Нисский , «сущее отличается от несущего, и нельзя сказать, что реально несущее противопоставляется сущему, а говорим, что несуществование различается от существования; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего» (Большое огласительное слово. Гл. 6). Добродетель и благо суть понятия естественные и входят во все неписаные законы природы, поскольку поддерживают и соблюдают всю природу и все, что есть на небе и на земле. Грех же и зло неестественны, но существуют вопреки природе, и все законы природы воюют против них и отвергают их, ибо они не только не укрепляют, но вредят и разрушают природу и все естественные вещи. Добродетель и благо внесены во все писаные законы Бога, в древние установления Ветхого Завета и в новые евангельские, и утверждены и закреплены в них. А грех и зло не внесены ни в один Божий закон, ни Ветхий ни Новый, и не утверждены ими. Более того, все Божьи законы отвергают, осуждают и лишают их силы. Добродетель и благо вписаны во все законы людей, то есть божественных пророков, духоносных апостолов, вселенских и поместных соборов вкупе, святых отцов, благочестивых православных царей, благоразумных судей и законодателей, мудрых учителей, досточтимых советников и других им подобных мужей и всех тех, с чьим голосом считаются люди, малые и великие своими благодеяниями и добротой. Грех и зло не внесены ни в один из законов: ни у православных, ни у кого из благоразумных и мудрых, ни у кого из имеющих здравое рассуждение, поскольку они вне закона, неразумны и лишены какого-либо здравого смысла. Короче говоря, добродетель и благо почитаются и восхваляются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, а тот, кто творит добродетель и благо, прославляется и увенчивается в настоящей жизни согласно этим трем видам законов, а в жизни иной получает поистине полноценную награду – Царство Небесное и вечное. А грех и зло осуждаются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, и тот, кто творит грех и зло, уже в нынешней жизни получит суровейшее наказание по всем вышеупомянутым законам, а в жизни иной обречены на вечные муки. Как утвердилось в мире зло

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В разгоревшихся недавно дискуссиях с неверующими многие православные, как уже давно повелось в Европе, оправдываются. Не такие уж мы, дескать, ужасные. И ад понимаем не буквально, и в рай готовы всех впустить, и в апокатастасис не то чтобы верим, но уж во всяком случае отрицать его не решаемся. Образ Христа, навязанный начиная с 1960-х массовой культурой, практически принимаем. Не спорим с тем, что Он – якобы заурядный бродячий проповедник, нерезкий и нетребовательный, никого не обижающий и ничего не осуждающий. Не то первый хиппи, не то стихийный социалист, не то борец с религиозным истеблишментом. Слова Евангелия, открывающие нам совсем другого Христа, мы помним, но стараемся лишний раз не напоминать другим. Иначе и до 282-й статьи недалеко. «До ада низвергнешься» (Мф. 11. 23), «порождения ехиднины» (Мф. 12. 34) – все это Он говорил, но надо ли повторять такие неполиткорректности! Не лучше ли промолчать при тех, кто считает: Евангелие подправили дикие церковники, но Христос, Христос… Ну не мог Он (он) так сказать. Он хороший, добрый – и геев пожалеет, и атеистов не осудит навечно, и абортмахеров как-нибудь в рай введет. Покроет все за гробом Своей любовью, а уж как именно – не нам судить. Однако Новый Завет, если все-таки ему верить, говорит о Христе иначе. Да, Он милует грешницу и не дает бросить в нее камень, призывая (и успешно) ее к покаянию. Но Он обещает вечные муки (Мф. 25, 46) тем, кто не исполнил Его заповеди. Он предлагает людям свободу, но о ставших рабами греха говорит: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 41-42). Господь любит и наказывает. Наказывает Сам – и в этой жизни, и тем более за гробом, причем последнее наказание бывает гораздо горше первого, ибо длится вечно. Так мыслит о Боге практически вся православная традиция, если не просеивать ее через сито мышления XX-XXI веков. И исключения только подтверждают правило. Мы можем сколько угодно говорить о том, что ветхозаветные Божии кары остались в далеком прошлом. Новый Завет тоже говорит о наказаниях, простирая их, в отличие от Ветхого, в вечность. Да и неужели Бог Ветхого Завета – это некий «другой Бог»? А Бог ХХ века – «третий»? Не «воспитался» ли последний по мере появления политкорректности, гуманизма и человеческого стремления не будить лишний раз собственную совесть?

http://pravoslavie.ru/46860.html

Е.А. Авдеенко Кафизма X Пс.70:10,11             …враги мои говорят обо мне,                         и стерегущие душу мою совещаются вместе,                   Говоря: «Бог оставил его,                         преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». «Стерегущие» – «они пяты мои стерегут, потому что выжидают душу мою» ( Пс.56 /55:7). «Совещаются» йаац – сказано о «совете нечестивых»; см. Пс.1:1 . «Не столько ужасают демонов будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей» (св. Максим Грек ) 385 . Пс.70:13             Да постыдятся и исчезнут противящиеся душе моей,                         да оденутся поношением и позором ищущие зла мне. «Противящиеся» сатан – ср.: «они противятся мне за то, что я [упорно] следовал доброму» ( Пс.38 /37:21). Это враги особой категории: они связаны с «противником» (сатан) всякого «добра». Враги псалмопевца имеют «сатаническую» природу. Пс.71:9             Пред Ним пали пустынники,                         и враги Его прах лизать будут. «Пустынники» цийим – демоны, которые живут в безводных местах ( Мф.12:43 ); им назначено пожирать своего поверженного господина: «Ты сокрушил голову левиафана, дал его в пищу народу пустынников ( Пс.74 /73:14 386 ). «Лизать прах» – не знак унижения человека, но обозначение духовной природы (демонов); ср.: «и будут лизать прах, как змей (нахаш), как ползучие земные содрогаются в укрытиях своих» ( Мих.7:17 ). «Змей» – нахаш , который соблазнил прародителей, проклят «ходить на чреве и есть прах все дни жизни своей» (см. Быт.3:14 ). Отношение к фарисействующим – главная тема Псалма 72 (73). Этот Псалом повествует о том, как верующий человек видит (и смущается тем), что ложно благочестивые стали вождями народа и благоденствуют; верующий просит вразумления; он начинает видеть истинное состояние этих людей; сам изменяется – приходит к непрерывному богообщению. Читаем Псалом 72 целиком. Пс.72:1,2             Псалом Асафа. Подлинно, благ к Израилю Бог –                         к чистым 387 сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вкратце о вечных муках грешников в геенне огненной 25.02.2013 5017 Время на чтение 10 минут Вкратце, потому что раскрыть эту тайну более или менее полно невозможно без некоторых предварительных знаний из области метафизики, логики, православного учения о наслаждениях и страданиях. Без этого возможно лишь несколько приоткрыть завесу над сущностью геенны огненной. Впрочем, последняя сама по себе уж и не такая великая тайна, наоборот, геенна - вещь достаточно пошлая, что будет видно из дальнейших рассуждений. Но и по самой этимологии сего слова - это, вот ведь пошлость, просто мусорная свалка! Правда, с особым мусором. Туда, думаю, сбрасываются все материальные отходы творения Божия, весь тот мусор, который от него остался. Побудили же меня написать эту статью две публикации на РНЛ (в частности, их форумы), где шла речь о вечности мучений грешников. Первая из этих публикаций - статья диакона Кирилла Афанасьева «Любовь постмодернизма и вечные муки» . Надо сказать, что о.Кирилл написал очень хорошую, толковую и, главное, православную статью на означенную тему. Я лично кое-чему у него поучился. Но на форуме сей публикации возник спор о том, как совместить вечность мучений грешников в геенне с блаженством праведников в Царстве Небесном? Как, мол, могут праведники блаженствовать, зная, что кто-то страдает? Ведь они должны сострадать страдающим грешникам? При этом припомнили преподобного Силуана, точнее, его слова: «Любовь не может этого понести». О.Кирилл в своей статье и на форуме совершенно правильно определил, что эти слова старца относятся к его молитве за грешников, мучающихся в аду, загробная участь которых по молитве праведника, да и вообще, по молитвам других православных христиан может быть изменена в лучшую сторону. Но это не относится к вечным мучениям в геенне. Однако вопрос остается: как же можно совместить вечное блаженство праведников с вечными мучениями грешников? Некоторым рационалистически мыслящим совместить это никак не удается.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об аде, геенне и вечных муках 14.05.2010 3197 Время на чтение 32 минут Вопрос об этих трех, особенно о последнем, давно волнует человеческую душу. По этому поводу много писали и пишут, в частности, и на РНЛ. Последней по времени публикацией на эту тему было статья Валерия Николаевича Духанина «Противоречат ли вечные муки Божией любви, или соблазны оригенизма в наши дни» . Из этой статьи видно, что ее автор - православный богослов, оппонирующий не православным мнениям по данному вопросу. Честь ему за это и хвала! В наше время редко встретишь богослова, желающего быть строго православным, тем более ценно это качество у В.Н.Духанина, который является преподавателем семинарии. В данной публикации мне хотелось бы развить некоторые мысли этого автора. Однако тут имеется определенная опасность, ибо Валерий Николаевич в своей статье берется решать очень сложную и трудноразрешимую богословскую проблему. Впрочем, удивляться этому не следует. Ведь даже достаточно полно изъясненные святыми отцами богословские вопросы сейчас чрезвычайно запутаны. Например, учение об искуплении, которое совсем недавно (еще в первой половине 19-го века) было вполне понятно как маститым богословам, там и простым старушкам, нынешнему христианину представляется в виде какой-то загадки, вызывающей много различных мнений. Тем более это верно по отношению к действительно запутанному и таинственному учению о вечных муках, пытаясь разобраться в котором любой современный православный богослов может допустить ошибки, которыми нивелируется его православие. Такая опасность угрожает и мне. Так в чем же эта основная возможная ошибка? Кстати, заодно ответим и на то, в чем основная ошибка современных не православных богословов, в частности, модернистов. Ответ на эти вопросы дал в одном из своих слов Святейший Патриарх Кирилл. Приведу эти слова по памяти, может быть где-то скажу не так, но смысл их передам точно. Патриарх сказал приблизительно следующее: современное богословие должно дать актуальные и адекватные ответы на богословско-духовные вопросы и нужды сегодняшнего дня, но эти ответы должны быть православными. Отсюда легко заметить, в чем ошибка современных не православных богословов, в частности, модернистов. Они-то пытаются дать актуальные, новые, «модерные» ответы на нынешние вопросы (отсюда и название - «модернисты»), но эти ответы по определению не является православными, следовательно, они ошибочны. Тогда в чем же возможная ошибка богослова, пытающегося быть православным? Часто он изо всех сил старается дать православный ответ на нынешний вопросы (например, о вечных муках), опираясь при этом на учение святых отцов Но беда в том, что этот ответ для современного человека не всегда актуален и адекватен. Зачастую такой ответ был хорош лет 150-200 тому назад, все в том же 19-м веке и раньше, но не сейчас. Люди ведь сейчас другие. И чтобы понять это, рассмотрим, в чем смысл ада и адских мук?

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/15/...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Из множества проблем, омрачающих сегодня нашу жизнь, остановимся на тех бедах и болезнях, гибельных для всего нашего общества, которые исходят не откуда-то извне, но коренятся в наших собственных душах, зависят прежде всего от нас самих. Речь пойдет о наших семейных неурядицах. Или более конкретно - о тех мучителях, которые заставляют страдать самых близких людей - свою родную семью, - о тех мучениках и мученицах, которым выпало на долю терпеть эти страдания. Общество людское состоит из семей, и все плохое в семьях бедой отзывается на всем обществе. Слово Божие говорит нам, что Господь, создав первого человека, сказал: " не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " . И дал Создатель человеку друга и товарища - жену, благословил их обоих жить вместе на земле, вместе пользоваться всеми радостями жизни и населять землю потомством. Тогда же положен был на вечные времена закон о браке и семейной жизни, определивший, чтобы человек, оставив отца и мать, соединился со своей женой, прилепился к ней, как сказано, и был с ней единой плотью, то есть как бы одним человеком, жил, как говорится, с ней душа в душу. Спаситель наш Иисус Христос в Своем учении подтвердил этот закон и указал при этом на его ненарушимую святость; Он сказал: " что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф. 19, 6). Словами Своими, сказанными при создании жены: " не хорошо быть человеку одному " , Господь показал, что он установил брак и семейную жизнь не только для того, чтобы люди продолжали род свой и населяли землю, но и для того, чтобы доставить им больше счастья на земле. И на самом деле в родном доме для человека первая отрада, первое утешение при всех житейских невзгодах и огорчениях. И радость не в радость одинокому, и горе становится пол-горя, когда есть кому разделить его. Своя семья - первая помощь и подспорье в трудах. Правда, ради семьи человек вынужден больше трудиться, из-за нее - терпеть больше скорбей, чем это вьшадет на его долю в одиночестве. Но об этих тяготах нужно сказать то же, что однажды сказал Спаситель про муки рождения: " Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда же родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир " (Ин. 16, 21). Тяжелы труды и скорби семейного человека, но они охотнее переносятся в семье и скоро забываются из-за радости, ради блага самых близких и дорогих людей. " Не бедна голова одна " , - говорит пословица, но зато не знакома эта голова с той отрадой, которую дает человеку семейная жизнь. " Одна головня, - говорится, - и в поле гаснет " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2016...

Когда мне было лет девять, и учился я грамоте, тогда родной дядя мой, чтобы вдохнуть в меня стремление к благочестивой жизни, начал почитывать мне разные поучения из книги св. Ефрема Сирина , чаще всего слова о втором пришествии Христовом. Чтение это так сильно действовало на мою душу, что я плакал и уходил в уединенные места молиться Богу, дабы он избавил меня от сетей антихриста и вечные муки. Читал мне дядя мой и те слова Ефрема Сирина , в которых восхваляются подвиги пустынножителей. И это чтение тоже сильно действовало на мою душу, так что я готов был тогда же оставить мир и идти в пустыню. Кроме дяди много способствовала возбуждению во мне религиозных чувств еще тетка, состоявшая в чине инокини. Жительствовала она обыкновенно в разных раскольнических пустынях и скитах, но по временам приходила к нам в гости, и тогда читала нам книги, также распевала своим заунывным голосом разные псальмы и стихи. Стихи эти мне очень нравились, я записывал их, учил наизусть и распевал с наслаждением, переносясь мыслию к прекрасной пустыне. Приезжали к нам также за сбором милостыни иноки из Поморских скитов, и они рассказывали о пустынной жизни. От них я узнал, что и в наших лесах были прежде скиты, а теперь разорены, о чем я сердечно сожалел. Когда потом пришлось мне бывать в этих местах в сенокосную пору, с своими домашними и соседями, для уборки сена, то один вид этих холмов и лесов, на которых, как я полагал, спасались наши подвижники, возбуждал во мне непреодолимое желание остаться в пустыне. Каждый раз, возвращаясь с сенокоса домой вместе с другими, я отставал от товарищей и где-нибудь на холме падал и плакал, сколько хотел; потом снова догонял товарищей и шел, не открывая никому своей тайны. На 18-м году жизни, по одному случаю, я сделал даже обет пред иконою Богоматери оставить мир и удалиться в пустыню. Но в то же время отец мой замышлял совершенно противное моему намерению, – он задумал женить меня и властно принуждал к тому, поставляя на вид зазорную жизнь неженатых молодых людей, их нерачительность о домашних и то еще, что ему в доме нужна работница. Такие речи отца как громом поразили меня, – я стал просить, чтобы дали мне свободу посвятить себя на служение Богу и не принуждали жениться. Но отец остался непреклонным. У него уже была выбрана и невеста для меня из значительного семейства, принадлежавшего к церкви. Это еще больше смутило меня. Однако все советовали мне послушать отца и, что всего удивительнее, сами наши наставники склоняли меня к тому же. Они говорили: «Ты будешь тут ни при чем, потому что к браку принуждает тебя отец, и Бог простит тебе эту женитьбу, как совершившуюся по нужде. А что будешь венчаться в никонианской церкви, это ничего: ведь тайн еретических ты принимать не будешь». Не видя возможности противустоять всем этим убеждениям, я согласился, наконец, жениться, и был обвенчан в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/krestjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010