МУКИ ВЕЧНЫЕ Совесть и гнев Божий мучают за грехи Бога почитать и ближнему не делать того, чего не хочешь себе, и делать то, что хочешь себе; сего вечная правда и самая совесть наша от нас требует, и убеждает так, а не иначе делать. Но грешник бесстрашный дерзает того переменять, что само в себе непременяемо, и нарушать тое, что свято, цело и ненарушимо во веки должно быть. Отсюду в грешнике непокаявшемся пробудится и восстанет совесть, таковым его бесстрашием и бесстыдством раздраженная, и чрез всю вечность будет его обличать и мучить, что так бесстрашно и бесстыдно противу Бога и святаго Его закона поступал. Отсюду и гнев Божий праведный возгорится на грешника, который во веки на себе будет чувствовать и тем претяжко мучиться, так что пожелает в ничто обратитися и умереть, но не может (3:69). Мучение вечное за грех (3:291; см. ГРЕХ , 267). За нераскаянность постигает гнев Божий Бог, яко преблагий и человеколюбивый, ожидает от грешника покаяния, и долготерпит ему: но когда уже видит, что он в нераскаянии живет, как жил, тогда праведным Своим судом посекает его, и в вечный огонь вметает. Тако ожидал Бог много времени покаяния от нечестивых, которые были прежде потопа; но когда уже видел, что нет в них покаяния, ужасным и всемирным наводнением погубил их. Тако и от Содомлян ожидал покаяния, и непокаявшихся и в нечестии своем пребывших огнем с небесе пожегл... Той же суд Божий и ныне постигает беззаконнующих, и о долготерпении Божии нерадящих, и каятися и исправитися не хотящих (4:309). Вечные мучения ожидают человека, не получившего прощения грехов (3:110; см. ПОКАЯНИЕ , 727). Мучения вечные за небрежение о добрых делах (2:11; см. ДОБРОДЕЛАНИЕ, 306). Муки вечные есть муки совести и отсутствие надежды Зельное страдание умножается тем, что страждущему не остается никакой надежды возвратить того добра, которое нерадением потерял, и свободиться от того страшнаго зла, в которое самоизвольно попался. От сего воспоследует тоска превеликая, страх и ужас превеликий. Востанет совесть, которая чрез всю вечность будет обличать и грызть грешника, что так высокую Божию благодать отринул, и так самовольно высочайшей Божией милости на веки лишился, и в так мучительное состояние пришел... Сколько тебе Бог призывал на покаяние; сколько увещавали проповедники: ты все тое презрел. Не хотел ты послушать Бога в животе твоем: не услышит и тебе ныне Бог: не ожидай более ничего, кроме сего, в котором находишься, бедствия. Сию чашу горести всегда будешь пить, но никогда не испиешь (2:250–251).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сортировать по Исключить новости Что ждет человека после смерти? Кто входит в жизнь вечную? Кто спасается? Одни христиане? Только православные? А что такое геенна и вечные муки? 21 апреля, 2015 Кто входит в жизнь вечную? Кто спасается? Одни христиане? Только православные? А что такое геенна и вечные муки? Что нас ждет после смерти? Лекция профессора Осипова Что такое жизнь вечная в Раю, а что такое геенна и вечные муки? Об этом – лекция «Жизнь после смерти» профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, прочитанная в ДК ЗИЛ, 12 мая 2004 года. Что ждет нас после смерти? – Сегодня день необычный: впервые после Пасхи совершается поминовение тех, кто живы, конечно, но живут иной жизнью – не той, которой живём мы, но той, к которой придём мы. Поэтому вопрос о той жизни, которая является ступенью к жизни вечной, которую мы празднуем в Пасху, Воскресение Христово, является для нас особенно близкой темой, касающейся не столько нашего ума, сколько гораздо больше – сердца. Так вот сегодня совершался день поминовения усопших. Хорошее слово – «усопших», как оно отличается от терминологии, которую мы слышим вне церковных стен. Вопрос «что там?» всегда интересует всех. Если обратиться к истории дохристианского религиозного сознания, то можно увидеть много вариантов, особенно интересны представления египетской религии. Малоинтересны, но очень значительны представления греческой мифологии. Но те представления, которые предлагает христианство, не встречаются больше ни в каких религиозно-философских построениях, христианство в этом отношении – уникальная религия. Даже на одном этом вопросе – о посмертной участи человека и об эсхатологической участи – можно показать, что христианство – это религия, которая происходит не с Земли, а с Неба. Этот вопрос очень большой, я назову некоторые аспекты, которые, по-видимому, заинтересуют очень многих. Первое: что происходит с человеком, когда он умирает, что бывает? Мы знаем обычные представления: 3 дня, 9 дней, 40 дней, знаем, что человек проходит по мытарствам. Но что это такое? Ясно, что это нечто иное, чем то, что мы можем себе представить.

http://pravmir.ru/chto-nas-zhdet-posle-s...

Наказание Вечные муки, ожидающие грешников в аду, так ужасны, что человек, живущий на земле, не может получить о них ясного понятия без особенного откровения Божия. Все наши лютые болезни и злоключения, все страшнейшие земные страдания и скорби ничтожны в сравнении с адскими муками. Напрасно кричат сладострастные эпикурейцы: 179 «Не может быть, чтобы адская мука, если только она существует, была так жестока, была вечна! Это несообразно ни с милосердием Божиим, ни со здравым разумом. Человек существует на земле для наслаждения. Он окружен предметами наслаждения, почему же ему не пользоваться ими? Что тут худого и греховного?» Оставляя этот клич на произвол произносящим его и противопоставляющим его Божественному Откровению и Учению, сын Святой Церкви, пребывающий на земле для покаяния, руководствуется в понятиях своих о вечности и лютости адских мук Словом Божиим. Чего не отвергало многострастное человеческое сердце, чтобы свободнее предаваться разврату! Оно употребило разум как слепое орудие своих греховных пожеланий, хотя и величает его здравым. Для своей греховной свободы оно отвергло учение о Боге и о Его заповедях, возвещенное на земле Самим Сыном Божиим, отвергло духосладостнейшее наслаждение, доставляемое любовью Божией: мудрено ли, что оно отвергло бразду 180 и грозу, останавливающие грешника в путях его, отвергло ад и вечные муки? Но они существуют. Грех всякой ограниченной твари перед ее Творцом, бесконечно совершенным, есть грех бесконечный, а такой грех требует бесконечного наказания. Наказание твари за грех перед ее Творцом должно вполне растлить ее существование, ад со своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости. Начальная причина страданий человеческих, как мы видели, – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Муки вечные См. также: Ад . 1–2; Мытарства . 576; Надежда . 590; Покаяние . 770; Празднословие . 885. 569. Рассказ старицы о земной и загробной участи своего отца-праведника и матери-грешницы См. также: Ад ; Воздаяние праведникам и грешникам ; Жизнь загробная ; Рай . Поведал некий старец о девице очень преклонных лет, преуспевшей в страхе Божием. Он спросил, что привело ее к монашескому жительству? Она, прерывая слова воздыханиями, рассказала мне следующее: “Мои родители, достоуважаемый муж, скончались, когда я была в детском возрасте. Отец был скромного и тихого нрава, но слабый и болезненный. Он жил настолько погруженный в заботу о своем спасении, что едва кто из жителей одного с нами села изредка видел его. Если иногда он чувствовал себя получше, то приносил в дом плоды своих трудов. Большую же часть времени он проводил в посте и страданиях. Молчаливость его была такова, что не знавшие могли принять его за немого. Напротив того, мать моя вела жизнь рассеянную в высшей степени и столь развратную, что подобной ей женщину трудно было сыскать. Она была так говорлива, что казалось, все ее существо составлял один язык. Беспрестанно она затевала ссоры со всеми, проводила время в пьянстве с самыми невоздержанными мужчинами. Она расточила все, что нам принадлежало, а ей отец передал распоряжение домом. Она так злоупотребляла своим телом, оскверняя его нечистотами, что немногие из нашего селения избежали блудного с ней совокупления. Она никогда не подвергалась и болезни, со дня рождения и до старости у нее было совершенное здоровье. Так текла жизнь моих родителей. Отец, истомленный продолжительной болезнью, скончался. Едва он умер, как небо потемнело, пошел дождь, засверкала молния, загремел гром, в течение трех дней и трех ночей непрерывно продолжался ливень. По причине такой непогоды задержалось его погребение, так что жители села покачивали головами и, удивляясь, говорили: “Этот человек настолько был неприятен Богу, что даже земля не принимает.” Но чтоб тело его не начало разлагаться в самом доме, похоронили его кое-как: непогода и дождь все продолжались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Кто не наблюдал в Пасху, как вереницы людей тянутся на кладбища, на родные могилы? И хотя этот обычай – вместо храма в Светлое Христово Воскресение идти на кладбище – утвердился в советские времена (у православных есть особый день пасхального поминовения усопших – Радоница), знаменательно, что почему-то и люди не церковные стремятся помянуть своих усопших именно в светлые дни победы над смертью. Им хочется верить, что родные люди остались с ними, что они живы. Все они конечно же живы – но живут иной жизнью, не той, которой живем мы с вами сейчас, но той жизнью, к которой мы придем в свой срок, да и все рано или поздно придут. Поэтому вопрос о той – иной – жизни, которая является жизнью вечной и которую мы празднуем, отмечая Пасху – Воскресение Христово, особенно близок для нас, он касается не просто нашего ума, но, может быть, в большей степени касается нашего сердца. Близко нашему сердцу и хорошее слово, которое звучит в храме, - «усопшие». Слыша его, хочется думать не о конце, а о некоем сне. Как же это слово отлично от той терминологии, которую мы слышим вне церковных стен! И конечно же всегда возникает вопрос: а что там?! Нет таких людей, которых бы это не интересовало. Что происходит с человеком, когда он умирает? Что бывает после отделения души от тела? Конечно, мы имеем некоторые представления и часто даже соблюдаем православные традиции. Принято, например, поминать усопших на 3-й день, на 9-й, на 40-й. Но о том, что именно происходит в эти периоды, у многих, даже церковных, людей представления весьма приблизительные. Слышали мы, что каждый человек проходит по мытарствам. Но что это такое? Ведь наверняка это нечто иное, чем описания, которые мы можем почерпнуть в популярных брошюрах… А еще более серьезный вопрос: кто спасается? И что значит «спасается»? Спасаются ли одни христиане, только православные? А из православных лишь те, которые жили праведно? То есть спасается только какая-то одна сотая или тысячная доля процента человечества, а все прочие люди погибают? А какой мучительный, самой жизнью поставленный вопрос: спасутся ли или погибнут навечно все те, кто по каким-либо причинам (например, по историческим, психологическим, каким-то другим) не смог принять христианство? А вот еще один вопрос, который возникает, когда мы прикасаемся к теме посмертного состояния души: что такое геенна и вечные муки? Они действительно вечные, в смысле – бесконечные? Как сочетать: с одной стороны- предведение и любовь Божию, которая превосходит всякое человеческое разумение, а с другой – наличие вечных мук?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

16 Мартин Лютер. О рабстве воли Сам здравый смысл вынужден признать, что Бог живой и истинный должен быть таким, который по своей свободной воле возлагает на нас необходимость; разумеется, смешон был бы тот Бог — Он, скорее, был бы идолом,— если бы неверно предвидел будущее или же ошибался в исходе дел — ведь даже язычники приписывали своим богам фатум неотвратимый . Равным образом Он был бы смешон, если бы Он мог не все и не все совершал или если бы хоть что-либо совершалось без Него. Если же принять во внимание Его предвидение и всемогущество, то с неизбежностью следствия, естественно, следует, что мы созданы, живем и совершаем что-либо не сами по себе, но по всемогуществу Божьему. Но если Он прежде предвидел, что мы будем такими, и творит нас теперь такими, влияет на нас, управляет нами, то, скажи, пожалуйста, можно ли предположить, что у нас есть какая-либо свобода, из-за которой то или другое произойдет иначе, чем Он это предвидел, а ныне делает? Значит, предвидение и всемогущество Божье диаметрально противоположны нашей свободной воле. Потому что Бог или же обманется в своем предвидении, ошибется в своем действии — что невозможно,— или же мы станем поступать и Он станет поступать с нами в соответствии с предвидением своим и делом. Всемогуществом Божьим я, однако, называю не такую силу, которая не совершает многого из того, что может, по силу деятельную, которая властно творит все во всем, почему Писание и называет Его всемогущим . Эти, говорю я, всемогущество и предвидение Божьи разрушают учение о свободной воле до основания. И здесь нельзя отговориться ни темнотой Писания, ни трудностью дела. Слова — наияснейшие, попятные даже детям. Дело — простое и легкое, его подтверждают естественные умозаключения здравого смысла, так что ничего не сделают здесь все века, эпохи, люди, которые писали по-иному и учили по-иному. Конечно, то, что Бог по одной только своей воле отступается от людей, ожесточает их и осуждает, очень поражает этот самый здравый смысл и естественные доводы ума. Получается, будто бы Его радуют столь великие грехи и вечные муки несчастных, а ведь сказано, что Он так милосерден, так добр и прочее. Кажется, что несправедливо, жестоко, невыносимо так думать о Боге.

http://sedmitza.ru/lib/text/440992/

  Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Из множества проблем, омрачающих сегодня нашу жизнь, остановимся на тех бедах и болезнях, гибельных для всего нашего общества, которые исходят не откуда-то извне, но коренятся в наших собственных душах, зависят прежде всего от нас самих. Речь пойдет о наших семейных неурядицах. Или более конкретно — о тех мучителях, которые заставляют страдать самых близких людей — свою родную семью, — о тех мучениках и мученицах, которым выпало на долю терпеть эти страдания. Общество людское состоит из семей, и все плохое в семьях бедой отзывается на всем обществе. Слово Божие говорит нам, что Господь, создав первого человека, сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И дал Создатель человеку друга и товарища — жену, благословил их обоих жить вместе на земле, вместе пользоваться всеми радостями жизни и населять землю потомством. Тогда же положен был на вечные времена закон о браке и семейной жизни, определивший, чтобы человек, оставив отца и мать, соединился со своей женой, прилепился к ней, как сказано, и был с ней единой плотью, то есть как бы одним человеком, жил, как говорится, с ней душа в душу. Спаситель наш Иисус Христос в Своем учении подтвердил этот закон и указал при этом на его ненарушимую святость; Он сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Словами Своими, сказанными при создании жены: «не хорошо быть человеку одному», Господь показал, что он установил брак и семейную жизнь не только для того, чтобы люди продолжали род свой и населяли землю, но и для того, чтобы доставить им больше счастья на земле. И на самом деле в родном доме для человека первая отрада, первое утешение при всех житейских невзгодах и огорчениях. И радость не в радость одинокому, и горе становится пол-горя, когда есть кому разделить его. Своя семья — первая помощь и подспорье в трудах. Правда, ради семьи человек вынужден больше трудиться, из-за нее — терпеть больше скорбей, чем это вьшадет на его долю в одиночестве. Но об этих тяготах нужно сказать то же, что однажды сказал Спаситель про муки рождения: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда же родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Тяжелы труды и скорби семейного человека, но они охотнее переносятся в семье и скоро забываются из-за радости, ради блага самых близких и дорогих людей. «Не бедна голова одна», — говорит пословица, но зато не знакома эта голова с той отрадой, которую дает человеку семейная жизнь. «Одна головня, — говорится, — и в поле гаснет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

архим. Нектарий (Мулациотис) Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Если мы спросим какого-нибудь европейца или американца, что такое Бог , ответ, который мы получим, будет стандартным: он скажет, что Бог – это высшая и всемогущая Сила, некое сверхъестественное Существо, создавшее Вселенную и находящееся в ней. Понятие Бога на Западе состоит преимущественно в том, что Он, будучи высшим Существом, находится и движется вне нашего мира и безотносительно к нашей жизни. Он является Тем, Кто упорядочивает ход нашей жизни на основании десяти заповедей, в которых мы должны выказывать Ему слепое повиновение. Если ты подчиняешься Ему и строго исполняешь Его заповеди, тогда и здесь, на земле, ты будешь благословен, а наградой в будущей жизни для тебя станет рай. В противном случае справедливый Бог покарает тебя в день суда за то, что ты не следовал Его заповедям, и отправит на вечные муки туда, где пылает огнь неугасимый. Приблизительно таковым является понятие о Боге, которое сложилось у современного западного человека. Иными словами, на Западе Бог понимается как некое сверхъестественное и неприступное Существо. Он обитает в собственном мире, управляя жизнью и судьбами людей и давая им заповеди, согласно которым следует регламентировать свою жизнь. Он является и праведным Судией, карающим тех, кто преступает Его Закон и заповеди, и дарующим награды тем, кто Ему повинуется. Тот факт, что у западного человека сложилось именно такое понятие о Боге, подтверждается и архитектурой западных храмов: огромные соборы готического стиля, колокольни и купола которых рассекают небо подобно небоскребам, пытаясь приблизиться к далекому Богу и заставляя людей чувствовать себя карликами и перед Ним, и перед Его Церковью . Статуи в этих соборах также огромны и весьма высоки, так что человек, находясь рядом с ними, ощущает себя маленьким и ничтожным. Все это свидетельствует о взгляде западного христианства на Бога и на сотворенный Им мир.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Бацилла духовного разложения. Духовная жизнь человека во многом подобна жизни его телесного организма. Вот почему святые отцы и наставники нравственно-христианской жизни нередко проводят параллели между жизнью духовной и жизнью телесной, что часто очень помогает лучше понимать и уразумевать явления, происходящие в жизни человеческого духа. Как тело человека подвержено многообразным болезням, болеет и приводит его к телесной смерти, так может болеть и дух, что приводит его к смерти духовной, о которой говорит и слово Божие:  «это – смерть вторая»  ( Апок. 20, 14 ). Участь таких, которые неосмотрительно довели себя до смерти духовной, по учению того же Слова Божия, – «озеро огненное»   (там же ст. 14 и 15). Под этим «озером огненным» образно представляются  вечные, нескончаемые муки,  на которые обрекают себя те, в коих жизнь духовная погасла. Страшная участь! И особенно, конечно, страшная своей непоправимостью, ибо тогда уже никто и ничто не может нас спасти, в то время как, при самом слабом огоньке еще теплящейся в человеке жизни духовной, всегда есть возможность спасения через покаяние. Болезни телесные и по большей части, самые тяжелые, угрожающие смертью, часто вызываются так называемыми «бациллами», и «бактериями», проникающими в телесный организм человека и разлагающими нормальное функционирование его органов, необходимое для жизни, отравляющими его и подрывающими тем самым его жизнь, что в случае невозможности пресечь их зловредную деятельность, приводит к смерти. Вот, точно так и духовной жизни человека постоянно угрожают особые  «бациллы духовного разложения»,  могущие привести его к страшной духовной смерти – «смерти второй» ( Апок. 20, 14 ), то есть к  вечной погибели. Бывают периоды времени, благоприятствующие особенному размножению бацилл и вторжению их в человеческие организмы: это так называемые  «эпидемии» . Такие «эпидемии» возникают временами и в духовной жизни людей, когда многим угрожает опасность «заразиться» и стать сеятелями и проводниками заразы и для других, еще здоровых людей, погубить их духовно чрез общение с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Благословенные христиане, существуют две пары понятий, которые враждебны и непримиримы между собой. Это добродетель и благо, с одной стороны; грех и зло, с другой. Дело в том, что добродетель и благо произошли от Бога, Который есть начало, причина и корень всякой добродетели и всякого блага; грех же и зло не от Бога, а от дьявола, первого родоначальника и виновника всякого порока и всякого зла. Добродетель и благо суть вещь и сущность; грех же и зло невещественны и несущностны, лишены вещественности и сущности, как тьма лишена света. Как говорит божественный Григорий Нисский , «сущее отличается от несущего, и нельзя сказать, что реально несущее противопоставляется сущему, а говорим, что несуществование различается от существования; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего» (Большое огласительное слово. Гл. 6). Добродетель и благо суть понятия естественные и входят во все неписаные законы природы, поскольку поддерживают и соблюдают всю природу и все, что есть на небе и на земле. Грех же и зло неестественны, но существуют вопреки природе, и все законы природы воюют против них и отвергают их, ибо они не только не укрепляют, но вредят и разрушают природу и все естественные вещи. Добродетель и благо внесены во все писаные законы Бога, в древние установления Ветхого Завета и в новые евангельские, и утверждены и закреплены в них. А грех и зло не внесены ни в один Божий закон, ни Ветхий ни Новый, и не утверждены ими. Более того, все Божьи законы отвергают, осуждают и лишают их силы. Добродетель и благо вписаны во все законы людей, то есть божественных пророков, духоносных апостолов, вселенских и поместных соборов вкупе, святых отцов, благочестивых православных царей, благоразумных судей и законодателей, мудрых учителей, досточтимых советников и других им подобных мужей и всех тех, с чьим голосом считаются люди, малые и великие своими благодеяниями и добротой. Грех и зло не внесены ни в один из законов: ни у православных, ни у кого из благоразумных и мудрых, ни у кого из имеющих здравое рассуждение, поскольку они вне закона, неразумны и лишены какого-либо здравого смысла. Короче говоря, добродетель и благо почитаются и восхваляются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, а тот, кто творит добродетель и благо, прославляется и увенчивается в настоящей жизни согласно этим трем видам законов, а в жизни иной получает поистине полноценную награду – Царство Небесное и вечное. А грех и зло осуждаются всеми законами природы, всеми божественными и всеми человеческими законами, и тот, кто творит грех и зло, уже в нынешней жизни получит суровейшее наказание по всем вышеупомянутым законам, а в жизни иной обречены на вечные муки. Как утвердилось в мире зло

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010