Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Апокалипсис сегодня 17 мин., 23.02.2014 Апокалипсис Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета, вызывает много вопросов и нуждается в пояснении. Читатель «Фомы», историк по профессии, задает вопросы о конце света, которые, наверное, задавали себе многие, читавшие Откровение внимательно. Но на все эти вопросы уже существуют ответы. Уважаемая редакция журнала «Фома»! По образованию я историк и, кроме того, внимательно слежу за тем, что происходит и в нашей стране, и в мире в целом. Безусловно, значение христианства в мировой истории огромно, и те морально-этические ценности, которые проповедовал Христос, остаются чрезвычайно актуальными (достаточно вспомнить заповедь о самоотверженной любви к ближнему). Именно христианство (для меня как историка это важно) когда-то определило даже само современное отношение к истории ( Автор письма, скорее всего, имеет в виду христианскую идею линейного развития истории, в отличие от циклической, свойственной античному сознанию. - прим. редакции). Тем не менее я решил написать это письмо совсем не для того, чтобы делать реверансы в сторону христианства. Наоборот, в этом учении для меня совершенно неясным остается один момент, который, по-моему, любому здравомыслящему человеку нельзя не заметить. В книгах Нового Завета, которые для христиан являются священными, есть произведение под названием «Апокалипсис». Если я правильно понимаю, там говорится о том, что Иисус Христос должен в достаточно близком будущем явиться на Землю. Произойдет конец света, Страшный Суд, после которого праведники войдут в новый небесный город Иерусалим и будут там жить вечно, а грешники, соответственно, будут отправлены на «муки вечные». Подчеркиваю: насколько я понял, это должно было произойти в исторически кратчайший срок. Да и в Евангелии сам Христос говорил о своем очень скором пришествии. Взять хотя бы 24-ю главу Евангелия от Матфея. Она полностью посвящена речи Иисуса, в которой он называет признаки кончины мира и второго пришествия. Рассказав, он произносит следующую фразу: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Эти слова могут означать только одно — второе пришествие будет до того, как умрут его непосредственные слушатели.

http://foma.ru/apokalipsis-segodnya.html

Скачать epub pdf Видение См. также: Благодарение за украденное . 37; Блаженство вечное . 42; Блудная брань . 58, 62; Боговидение . 74; Богородица . 92; Богослужение общественное . 93; Воздаяние праведникам и грешникам . 147; Вразумление . 177; Гнев Божий . 186; Грех . 197; Грех смертный . 202; Грешник . 204; Демонские козни . 232; Жития святых . 276; Икона . 281; Исцеление . 295, 301; Клятвопреступление . 317; Князь тьмы (диавол) . 322; Малодушие . 424; Милосердие Божие . 439; Милостыня . 455–456; Милостыня невольная . 463; Молитва неразумная . 479; Муки вечные . 570; Награда . 582; Падение . 697; Подвиг . 729; Покаяние . 785; Помощь Божия . 811; Помыслы . 825; Пост . 848; Постриг . 851; Пресвитер . 901; Причастие . 906; Рай . 936; Самоубийство . 980–981; Святой . 1000; Смирение . 1038; Суд Христов . Супруги . 1120; Утешение . 1169; Целомудрие . 1190; Церковь . 1201, 1204. 129. Ангел, явившись заблудшему в пустыне авве Зенону, предложил ему пищу, которую старец принял только после трёхкратной молитвы См. также: Ангел . Поведали об авве Зеноне, что он, живя в скиту, вышел однажды ночью из келии (очевидно, пошёл навестить брата) и, сбившись с дороги, блуждал три дня и три ночи. От переутомления он изнемог и упал на землю замертво. И вот предстал ему юноша с хлебом и чашей воды в руках и сказал: “Встань, укрепись пищей и питиём.” Авва встал и помолился из осторожности, не доверяя явлению. Юноша сказал: “Ты сделал хорошо.” Услышав это, авва опять помолился. Так молился он три раза, и каждый раз юноша одобрял его действия. Только после этого авва принял принесённую пищу. Юноша сказал: “Сколько ты ходил, настолько удалился от своей келии, теперь встань и следуй за мной.” И мгновенно старец очутился возле своей келии. Старец предложил юноше: “Войди в келию и сотвори молитву о нас.” Юноша вошёл в келию старца и стал невидим. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 127. 4). Епископ Игнатий: “Поучительна предосторожность святых и опытных монахов по отношению к чувственным явлениям из мира духов. Насколько их благоразумное поведение в подобных случаях противоположно легкомысленному поведению неведения и неопытности.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Мытарства См. так же: Покаяние . 777; Праведник . 862. 575. Победоносное восхождение преподобного Макария Великого на Небо См. также: Святой . Когда кончался преподобный Макарий Великий , демоны выстроились рядами на мытарствах, чтобы созерцать шествие духоносной души. Она начала возноситься. Тёмные духи, стоя от неё далеко, кричали со своих мытарств: “О Макарий! Какой славы ты сподобился!” Смиренномудрый муж отвечал им: “Нет! Ещё боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!” С других, высших, мытарств опять кричали воздушные власти: “Точно, ты избежал нас, Макарий!” – “Нет, – отвечал он, – я ещё нуждаюсь в бегстве.” Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: “Точно, избежал ты нас, Макарий!” Он отвечал им: “Ограждаемый силою моего Христа я избежал ваших козней.” (Скитский патерик; Прот. Г. Дьяченко . Практическая симфония. С. 330) 576. Повествование воскресшего Таксиота о мытарствах и загробной участи грешников, его покаяние и кончина См. также: Ад ; Блуд ; Грешник ; Муки вечные ; Покаяние . Был в городе Карфаген некий муж по имени Таксиот, проводивший греховную жизнь. Однажды постигла Карфаген заразная болезнь, от которой умирало много людей. Таксиот обратился к Богу и покаялся в своих грехах. Оставив город, он с женой удалился в одно селение, где и пребывал, проводя время в богомыслии. Спустя некоторое время он впал в грех с женой землевладельца, а по прошествии нескольких дней после этого его ужалила змея, и он умер. Неподалёку от того места стоял монастырь. Жена Таксиота отправилась в этот монастырь и упросила монахов прийти взять тело умершего и похоронить в церкви. Похоронили его в третьем часу дня. Когда же наступил девятый час, из могилы послышался громкий крик: “Помилуйте, помилуйте меня!” Монахи тотчас разрыли могилу и нашли Таксиота живым. Они ужасно удивились и спросили, что с ним случилось. Но Таксиот из-за сильного плача ничего не мог рассказать и только просил отвести его к епископу Тарасию. Его отвели. Епископ три дня упрашивал его рассказать, что он видел, но только на четвёртый день Таксиот стал рассказывать и рассказал следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Неверие См. также: Жития святых . 275; Исцеление . 294; Кончина детей . 327; Молитва услышанная . 513; Муки вечные . 570; Наказание . 594; Наказание хулителей . 604; Покаяние . 785; Помыслы хульные . 827–828; Причастие . 908, 910; Самоубийство . 979; Хула . 1187. 611. Преподобный Давид за неверие к словам Ангела был лишен дара речи вне богослужения См. также: Милосердие Божие ; Наказание . Однажды преподобный Давид сидел в своей келии и ему предстал Ангел Господень: “Давид, Давид, Господь Бог простил тебе твои грехи, и теперь ты будешь совершать знамения.” – “Не могу поверить, – отвечал он Ангелу, – что в столь короткое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочисленнее песка морского.” – “Если я не пощадил Захарию, не поверившего мне, когда я возвестил ему о рождении сына, но связал его язык в наказание за неверие моим словам, пощажу ли тебя? – сказал Ангел. – Отныне ты будешь лишен дара слова.” – “Как! Когда я был в мире и совершал безбожные дела и кровопролитие, – вскричал Давид, бросившись к ногам Ангела, – я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, теперь ли свяжешь мой язык?” – “Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы, а во все остальное время будешь всегда молчать.” Так и было. И много знамений явил Бог через него. Он пел псалмы, но других речей – ни длинных, ни кратких – никто не слыхал от него. Тот, кто рассказал нам это, прибавил, что ему часто приходилось видеть его. И за это он прославлял Бога. (Луг духовный. С. 169). 612. Хулитель Таинства исповеди был наказан недугом, от которого умер сам и все его семейство См. также: Вольнодумство ; Исповедь ; Наказание ; Суд Божий . Преподобному Дионисию случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали к нему чувство особенного благоговения и преданности. В Турий был один отъявленный и давний враг Божественного Таинства исповеди, не только не исполнявший никогда этого христианского долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием для очищения себя от греховных скверн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Предисловие. О том, как возник этот текст Эти пять писем были написаны в ответ на письмо Алексея Кондрашова, опубликованное на сайте «Православие и мир». Алексей – кандидат биологических наук, профессор Института биологических наук и кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета США. Его письмо оказалось почти энциклопедическим – вопросы, которые ставил Алексей, оказались, с одной стороны, очень личными и искренними, с другой – довольно типичными, их ставят и многие другие люди. Ему удалось перечислить если не все, то многие вопросы и недоумения, которые возникают у современного образованного человека в отношении Православной Веры. Я попытался – как смог – ответить на эти вопросы и разрешить эти недоумения. Текст выглядит примерно так, как он и публиковался на «Правмире», я только добавил некоторые подзаголовки – чтобы читателю было легче в нем ориентироваться. Письмо первое: об Истинном Свете и евангельских предостережениях «Еще одно утверждение православия о свойствах иного мира принципиально важно – учение о Рае и Аде. Якобы тех, кто вел себя хорошо, ждет вечное блаженство, а тех, кто плохо (не верил в Бога, не ходил в церковь , не навещал больных…) – вечные муки. Неудивительно, что у людей с «нравственной интуицией» рассказы про Ад часто вызывают вовсе не страх, а недоверие к его апологетам – членам РПЦ или иных христианских деноминаций (Иван Денисович – баптисту Алеше: «Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?»). Просьба – не кидайтесь возражать и говорить ерунду о том, что грешников в Аду черти «наказуют бичом любви». Лучше послушайте голоса своей совести.» Добрый день, Алексей! Я с огромным интересом прочитал Вашу статью и должен поблагодарить Вас за те вопросы, которые Вы ставите; Ваш обзор тех сомнений, которые наш современник может испытывать в отношении Православной веры, носит почти энциклопедический характер. Все они, несомненно, достойны подробного ответа, и я попробую такой ответ дать; но, думаю, для удобства наших читателей это будет лучше сделать в серии из нескольких статей. В первой из них я попробую ответить на некоторые Ваши недоумения относительно Евангелия. Совесть – голос Бога или голос стада?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Скачать epub pdf Рай См. также: Блаженство вечное . 42; Воздаяние праведникам и грешникам . Жизнь загробная . 271; Милостыня . 456, 459; Муки вечные . 569; Праведник . 874; Радость общения с Богом . 934; Сон дивный . 1072. 936. Видение святым Иоасафом Небесного Града См. также: Видение ; Праведник . К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, крестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустынь. После его отшествия Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводить время в молитвах и слезах. Трудно сначала было юному христианину, окруженному язычниками, нести свой крест. Но Господь не оставил его. В первые же дни новой христианской жизни во сне он сподобился следующего видения. Он узрел себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которые ни слово человеческое не может передать, ни [плотское] око – видеть. Перед ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним с просьбой, чтобы они позволили ему остаться с ними, но услышал, что для того, чтобы быть в раю, нужно возвратиться в мир и подвизаться. Это видение еще больше усилило желание Иоасафа служить Господу. Он усугубил свои подвиги и, наконец, чтобы всецело посвятить себя Богу, ушел к Варлааму в пустыню. Там, без сомнения, ему было еще труднее, но Господь снова укрепил его видением. Ему опять явились те Ангелы, которых он видел прежде, и опять ввели его в Небесный нерукотворенный Град. При входе же в него он видел двух других Ангелов, которые держали два светлых, неизреченной красоты, венца. Иоасаф спросил, кому они предназначены, и услышал ответ, что один из них предназначен ему за то, что он спасет множество душ и будет украшен постничеством, а другой, ради него, дается его отцу. После этого видения, говорит сказание, “Иоасаф еще в большее подвизание вниде и по мале времени прейде в пресветлый оный Град и неизреченный.” (Прот. В. Гурьев Пролог. С. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Прокла и Илария Память 12 июля Святые мученики, Прокл и Иларий, были родом из пределов города 4644 Калипта, что близ Анкиры 4645 ; пострадали они от игемона Максима в царствование Траяна 4646 . Первым был взят святой Прокл и приведен к самому царю, находившемуся тогда в пределах той страны; затем он был закован в железо и ввергнут в темницу. Царь, рассмотрев дело Прокла и найдя, что последний не повинуется нечестивым повелениям 4647 , предал его на мучения игемону Максиму. Максим, севши на судилище, потребовал к ответу узника Христова, – он спросил его: – Какого ты рода? – Род мой Христов, – ответил святой Прокл, – и моя надежда Бог мой. – Клянусь богами, не пощажу тебя! Сказал игемон и снова спросил: – Знаешь ли ты царские приказания, оглашенные везде, чтоб все христиане принесли жертвы богам? – Я слышал, – отвечал святой, – о сих приказаниях беззаконников; эти повеления они дали в соблазн многим, а себе на погибель. – Ты смеешь, – негодуя и удивляясь сказал игемон, – укорять царя и законы его хулить?! Не видишь разве, какие за это муки предстоят тебе, окаянный? – Делай, что хочешь, – возразил мученик, – я не принесу жертвы богам твоим и не боюсь мук, убивающих тело, а не душу; лучше бояться Бога, чем людей. – Избирай себе, – предложил игемон, – или жизнь или смерть: вот видишь мучилищное дерево, для тебя приготовленное, и орудия для пыток, – ждем твоего ответа: чего хочешь? Святой Прокл отвечал: – Если вы боитесь нарушить царское приказание, чтоб не получить кратковременных мучений, то тем более мы, христиане, боимся нарушить заповедь Божию, чтобы не впасть в вечные мучения, уготованные Богом для тех, которые отступают от Него и кланяются вашим ложным богам, кои и сами на грядущем суде будут преданы вместе с приносящими им жертвы на бесконечную погибель. – Ужели, – удивился игемон, – ты дерзаешь укорять и богов наших? Говорю тебе, что против твоего желания я заставлю тебя признать могущество богов наших. – А я надеюсь, – возразил мученик, – на Бога моего, что прежде чем ты убедишь меня исповедать богов твоих, я сделаю так, что ты пред всеми воинами и слугами, вопреки желанию, признаешь Владыку моего и напишешь собственной рукой: истинен Бог грешного Прокла и нет иного, кроме Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ф. Стуков Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения Источник Введение Христианство учит, что по смерти человека ему предстоит вечная жизнь, полная мучений или блаженства, смотря по заслугам. Частнее, непосредственно после смерти и частного суда для душ благочестивых начинается состояние предвкушения блаженства, а для душ грешников состояние скорби и мучений: бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его ( Лк. 16:22–23 ; cp. 10–15; Деян. 2:27 ) 1 . Покаявшиеся до разлучения с настоящею жизнью, но не успевшие принести плодов, достойных покаяния, по бесконечной благости Божией, через молитвы церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле во имя их, через предстательство за них святых в церкви небесной ( Откр. 8:3–4 ), наконец ради всесильного ходатайства пред Отцем самого Искупителя, могут быть освобождены от уз ада 2 и приобщены к телу церкви, глава которой – Христос ( Еф. 1:28 ; Кол. 1:18 ); все же прочие остаются в аде до всеобщего воскресения и суда Христова, следствием которого будет окончательное и решительное отделение праведных от нечестивых, как бы света от тьмы: праведные войдут в жизнь вечную, в состав церкви торжествующей ( Мф. 25:34 ), а нечестивые в геенну 3 , на вечные муки. После окончательного приговора праведного Судии грешникам: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25:41 ), далее о них в той же пророческой речи Спасителя о страшном суде сказано: идут сии в муку вечную (–46 ст.). Это мздовоздаяние грешникам после всеобщего суда будет решительное, т. е. которое для них для всех пребудет неизменным во веки и после которого ни для кого из них не останется никакой возможности освободиться когда либо из ада, как она остается для некоторых после частного суда 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 88. Страшный суд относительно времени и места, в котором будет происходить Нам предстоит подробно изучить вопрос о Страшном Суде относительно времени и места, в котором будет все происходить. Относительно этого исследуется четыре положения: 1) будет ли Страшный Суд; 2) будет ли он проводиться на словах/в устной форме; 3) состоится ли Страшный Суд в неизвестное время; 4) состоится ли Страшный Суд в юдоли Иосафатовой. Раздел 1. Будет ли Страшный суд? Возражение 1 . Представляется, что не будет Страшного Суда. Так, согласно книге пророка Наума, следуя версии Септуагинты, «Бог не будет судить то же самое во второй раз» ( Наум.1,9 ). Но Бог судит теперь каждое деяния человека, назначая наказания и вознаграждения каждому после смерти, и также вознаграждая и наказывая избранных в этой жизни за их хорошие или злые дела. Следовательно, не будет никакого другого суда. Возражение 2 . Далее, ни в каком судебном разбирательстве приговор не исполняется до того, как решение будет объявлено. Но приговор Божьего Суда над человеком связан либо с приобретением Царства Небесного, либо изгнанием из него ( Мф. 25,34, 41 ). Следовательно, поскольку некоторые наследуют Царство Небесное уже сейчас, и некоторые изгонются из него навечно, не будет другого Суда. Возражение 3 . Кроме того, причина, почему определенные вещи подлежат Суду состоит в том, что мы можем прийти к решению о них. Сейчас перед концом света каждый из проклятых осужден на муки вечные и каждый блаженный на блаженство. Следовательно, и т.д. Этому противоречит , сказанное: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его» ( Мф. 12,41 ). Следовательно, Суд будет после Воскресения. Далее написано: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5,29 ). Следовательно, после Воскресения будет Суд. Отвечаю: Так же как действие указывает на начало, откуда вещи получили свое существование, так и Суд относится к термину, когда все приходит к своем концу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 94. Об отношениях праведников с проклятыми на муки вечные Мы должны рассмотреть отношения святых с проклятыми на муки вечные. Относительно этого исследуется три положения: 1) будут ли праведники видеть страдания грешников; 2) будут ли они жалеть их; 3) будут ли они радоваться их страданиям. Раздел 1. Увидят ли святые на небесах страдания проклятых на муки вечные? Возражение 1 . Представляется, что блаженные на небесах не увидят страдания проклятых. Поскольку проклятые отрезаны от праведников больше, чем заблудшие. Но блаженные не видят поступки заблудших: поэтому толкование на «Авраам не узнаёт нас» ( Ис. 63,16 ) говорит: «Мертвые, даже святые, не знают, что живые, даже их дети, делают» Augustine, De cura pro mortuis XIII, XV]. Следовательно, они не видят страдания проклятых на муки вечные. Возражение 2 . Далее, совершенство видения зависит от совершенства видимого объекта: поэтому философ говорит, что «самое совершенное действие чувства зрения – это когда чувство наиболее склонно к самому красивому из предметов, которое попадает в поле зрения» (Ethic. X, 4). Следовательно, с другой стороны, любая деформация в видимом предмете приводит к несовершенству зрения. Но в блаженных не будет несовершенства. Следовательно, они не увидят страдания проклятых, поскольку в них есть чрезмерная испорченность. Этому противоречит : «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня» ( Ис. 66,24 ); и толкование говорит: «Избранные выйдут, поскольку поймут или увидят явно, так что их могут подгонять, чтобы прославить Бога». Отвечаю: Ничто не должно мешать блаженным в том, что принадлежит совершенству их блаженства. Все известно в основном для того, чтобы сравнить с противоположностью, потому что когда противоположности следуют одна за другой, они становятся более заметными. Для того чтобы счастье святых могло быть более восторженным для них, и они могли воздавать больше обильной благодарности Богу за это, им разрешается ясно видеть страдания проклятых.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010