42 Не нравится для молокан уподобление их филистимлянам, а надругаться над часовнями и крестами признают за великое и святое дело, только бы не видели православные, и в оправдание свое приводят, что это у них неразумные так делают, за что они их не хвалят; но как из практики дознано, что наставники их первые являются ругателями христианской святыни, к чему и всех своих последователей научают, чтобы они сокрушали часовни и кресты, стоящие на путях, и для вооружения своих последователей противу христианской святыни, стоящей на пути, они читают им на своих собраниях места Священного Писания Иер.2:28, 11, 13 . 43 Молокане кроме хлыстов, монтан и скопцов, все иконоборческие общества, как-то: духоборцев, бабтистов, штундистов, пашковцев и даже лютеран признают за едино с собой, и если случится быть на беседе из упомянутых сект, то они между собой не разделяются, но все единодушно вооружаются на православного миссионера. 44 У всех иконоборцев находится одно основное учение о жилищах Божьих, по которому они, коме своего тела и души, нигде не признают местопребывания Бога, и вследствие этого наставники их и наставницы всегда пребывают в самообольщении и, по внушению духа лестча, часто выдают себя за живых богов и богинь. Подобно тому, как древле находилось жилище бесовское в бездушных кумирах, от которых бывали разные мечтательные чудеса на обольщение людей, почитавших их; так и ныне среди наставников иконоборческих тот же дух обольщения жительствует и чрез них, как любимое жилище свое, делает тоже мечтательные чудеса на обольщение людей; что особенно часто бывает среди тайных при их ночных скопищах, на которых присутствуют целые легионы бесов и часто являют им разные мечты на обольщение их; посему для вразумления заблудшихся и на пользу православных и составляется сия беседа о жилищах Божьих. 45 Мы описываем беседу с новыми молоканами, из которых весьма многие не знают истории молоканства, так как старые молокане не рассказывают им о своих бывших лжехристах, и даже всячески стараются сокрыть от них эту неприглядную историю их молоканской церкви, что делается ими с той целью, чтобы прикрыть свое бывшее всенародное изобличение; на сем же основании старые молокане особенно не терпят в настоящее время слышать о своих путешественниках на Кавказ для встречи тысячелетнего царства Христова; равным образом многие из них не терпят и самую книгу «Победную повесть» Юнга Штиллинга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Вот так. Но эта безостановочная герменевтика подозрений не приводит к равновесию, оставляя нас без каких-либо господствующих теорий или базовых религиозных посылок или мотивов. Вместо этого – Ли считает, что в этом состоит основная тенденция американского протестантизма, – в нынешних истолкованиях значительное предпочтение отдается различным формам гностицизма, особенно идее, что «открытие того, кто я на самом деле есть» – главный религиозный императив, ведь то, «кто я на самом деле есть» – фактически некая божественная сущность. Ли чрезвычайно эффектно цитирует Тома Вулфа, указывая, что, помимо прочего, сексуальная революция оправдывалась почти в религиозных терминах: божественная искра на вершине моей души (как, действительно, зачастую представляется сексуальный импульс) должна разгореться в пламя любой ценой, что может подразумевать разрыв связей с прошлым и будущим, с семьей и друзьями 124 . Вот, почему в рамках церковной жизни и богословских теорий, приветствующих это новое и, по крайней мере, квазигностическое изложение происхождения христианства, самым авторитетным источником знаний считается собственный опыт. Если смысл религиозного поиска состоит в открытии божественной искры внутри самого себя, значит, внимание к этому внутреннему опыту наверняка – непременно! – сведет на нет всякую привлекательность любого другого предполагаемого источника авторитета. В самом деле, как мы видели, частью общего смысла гностического движения является отрыв от внешних источников влияния и следование за собственной звездой. Даже если это привело к одиночеству – можно сказать, к солипсизму – крайне важно придерживаться «главенства непосредственного опыта» 125 . Вот что сегодня лежит в основе некоторых критических церковных дебатов: когда люди говорят об «обращении к опыту» или потребности «прислушиваться к переживаемому», Хотя бы некоторые из них хотят, чтобы эти фразы звучали в контексте такого мировоззрения, где «опыт», по определению, является высшим авторитетом, поскольку наш внутренний «опыт» есть ключ к собственной тайной божественной природе – теперь, по крайней мере, выявленный. В тот день, когда я редактировал эту книгу для издания, я находился в Торонто, и там, в центре города у входа в церковь, увидел надпись с цитатой из Карла Юнга: «Кто смотрит вовне – тот спит; кто смотрит вовнутрь – пробуждается». Современный гностицизм в виде краткой формулы.

http://azbyka.ru/iuda-i-evangelie-iisusa

Б. П. Вышеславцев. Фотография Б. П. Вышеславцев. Фотография С 1925 по 1939 г. В. занимал пост зам. главного редактора ж. «Путь» (совместно с Г. Г. Кульманом). Именно в этом журнале были опубликованы важнейшие статьи В. периода эмиграции. Примерно к сер. 20-х гг. XX в. относится личное знакомство В. с К. Г. Юнгом и рецепция рус. философом юнгианской версии психоанализа. В 30-х гг. В. совместно с Э. К. Метнером, а после смерти Метнера в 1936 г. один осуществил 4-томное издание трудов Юнга на рус. языке. В. принимал участие в евразийских семинарах (1927, тема доклада - «Культура, политика и право»), в «новоградском» движении, сближаясь в ряде оценок с Г. П. Федотовым (Новый Град. 1932. 2), в нек-рых «закрытых» кружках и семинарах, в частности прот. Сергия Булгакова об аскезе и культуре на квартире у Л. А. Зандера и В. А. Зандер 21 дек. 1933 г. (вместе с В. В. Вейдле , Федотовым, Б. И. Сове , мон. Марией (Скобцовой) , Ю. Н. Рейтлингер, В. В. Зеньковским , В. Н. Ильиным , Н. Н. Афанасьевым , мон. Евдокией (Мещеряковой), А. В. Оболенской). Тем более трагическим оказался разрыв В. с рус. интеллектуальной средой в кон. 1939 г. С т. зр. совр. франц. исследователя, «хотя журнал («Путь».- А. Р.) в целом выступил против немецких захватчиков, два автора «Пути» - Б. Вышеславцев и В. Ильин - решили сотрудничать с нацистским правительством, чтобы помочь ему в борьбе с Советским Союзом. …Вышеславцев лишился - в ходе обновления состава редакционного комитета журнала в октябре 1939 года - поста заместителя главного редактора. …Как и Мережковские, Вышеславцев пришел в восторг 22 июня 1941 г., когда немецкие войска вошли на советскую территорию. Ни один источник не позволяет узнать, чем именно занимался Вышеславцев во время войны. В. Яновский просто пишет, что он разъезжал между Францией и Германией, где он сотрудничал с пропагандистскими органами Рейха. В 1943 г. он уехал из Франции в Швейцарию, будучи членом Международного психологического общества. После войны он остался в Швейцарии, чтобы избежать суда французских трибуналов» ( Аржаковский.

http://pravenc.ru/text/Вышеславцев.html

Аскеза перемещает центр своего внимания и соприкасается с основным вопросом всякого свободного философского размышления. Психология после Юнга хорошо знает, что недостаток свободы вызывает страх, а избыток свободы излечивает от него. В этом и состоит цель аскезы – трансцендировать всякое ограничение, расширить сердца величайшим дерзновением любви и способствовать возрастанию личности через дары и харизмы. III. Харизмы в духовной жизни 1. Различение духов, бесстрастие, безмолвие, бодрствование, покаяние и смирение Св. Иоанн Лествичник описывает духовную жизнь в утешительном образе scala paradisi 270 . Небесные силы поддерживают человеческое усилие. Ангелы, восходящие и нисходящие по «лестнице Иакова», сопровождают человека на этом пути, где он получает харизмы. Св. Кирилл Иерусалимский перечисляет некоторые из них: «Одного Дух укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию, еще иного наставляет в посте и, наконец, в практике духовного делания» 271 . Здесь важно то, что духовная жизнь с самого начала носит характер всецело харизматический. Первым среди этих харизм должен проявиться дар различения духов, научающий не путать цели и средства; Евагрий проницательно замечает, что было бы величайшей ошибкой сделать из борьбы со страстями новую страсть 272 . «Молитва, пост, бдения и всякое другое делание… суть лишь средства, необходимые для стяжания Святаго Духа Божия», – учит св. Серафим 273 . Вот оно – ясное указание цели. Св. Исаак 274 добавляет, что простота Бога собирает, а сложность зла рассеивает. Шестой вселенский собор, обращая внимание на это рассеяние и утверждая, что «грех есть недуг души», прямо обращается к терапевтической аскезе. Потому апостол Павел, молясь особо о даре различения духов ( Флп.1:10 ), имеет в виду именно аксиологическую функцию диагностики, предупреждения духовного заболевания, позволяющую его распознать и сделать решительный выбор. Однако здесь и возникает препятствие. Дело в том, что всякий сознательный императив вызывает немое сопротивление подсознания, парализующее волю. Апостол Павел констатирует: «Я не знаю, что совершаю… творю не то доброе, которого хочу, но то злое, которого не хочу, это делаю». Он открывает внутренний закон, «который воюет с законом ума» ( Рим.7:15–23 ), и формулирует закон иррационального сопротивления, исходящего из подсознательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

318. Актуальный романс Левая, правая, где сторона? Улица, улица ты, брат, пьяна. 317. Ответ на 315, Потомок подданных Императора Николая II: Долго же Вы отвечали. Мой ответ таков: 08.08.1921 образовалась НСДАП (немецкая национал - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ партия). Разрешите заметить: после революции в России! оказавшей влияние на весь мир. Но эта НСДАП образовалась путём объединения: Немецкой РАБОЧЕЙ партии Дрекслера, Немецкой Национальной СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ партии Юнга, Немецкой СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ партии Штрейхера. Не трудно заметить, что все 3 партии левые? А что думал по этому поводу Гитлер. В 1932 году в интервью было признание: «Революционное учение - вот секрет новой стратегии. Я учился у большевиков. Я не боюсь говорить об этом». После, в 1933: «Германия не станет большевистской. Скорее большевизм станет чем-то вроде национал-социализма. Впрочем, между нами и большевиками больше сходства, чем различий». «Я всегда принимал во внимание это обстоятельство и отдал распоряжение, чтобы бывших коммунистов беспрепятственно принимали в нашу партию». Могу перечислить фамилии маньяков, которые из коммунистов перешли к Гитлеру. Даже тех, кто успел отметиться в России в революцию. Вы не замечаете сходства здесь. Ленин: «Нравственно всё, что служит делу победы революции». Гитлер: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью». Прошу вас, прекратите называть меня власовцем. Я про него достаточно написал; и назвал его «предателем». Вы о нём пишите больше, чем я. Хотя странно. Я не обижусь если вы вместо этого обзовёте меня человеком, который любит И. Шмелёва, И. Ильина, И. Солоневича. А из вашего круга любит Олега В., Габрусенко, Юрия Уткина. 316. Ответ на 316, Порфирий: Всё у Вас убийственно, даже логика. Для Вашего чонкинизма? Так нечего переть против рожна. 315. Ответ на 315, Потомок подданных Императора Николая II: Из этого, я думаю, можно сделать вывод, что я никак не власовец. Да и вдобавок, сам Власов служил сначала социалистическому Советскому Союзу, а потом стал служить, как предатель, социалистической Германии. ) А из приведённой цитаты следует, что Вы власовец. Прежде всего, из-за гнусненького определения фашистской Германии как " социалистической " . Тем самым Вы в интересах самых отвратительных, безжалостных и подлых врагов России уравниваете фашистскую Германию и Советский Союз. Кто как ни власовец может это делать? При этом Вы действуете по методике власовца Солоневича (он сам таковым себя называл), который в той же " Народной монархии " много раз приравнивает Гитлера и Сталина. Между прочим, за это уже сейчас должна быть ответственность серьёзная. Ну и христианин Вы, конечно, " истинно православный " . Это в секте " истинно православных " получается, что раз Иуда " служил сначала " Христу, то он образец христианина, как Власов - образец коммуниста, " служивший сначала социалистическому Советскому Союзу " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/06/be...

Ссылаясь на «поток образов», истекающий из «космоса, от Бога и человека» (С. 71), В. особое место в процессе сублимации любви уделял воображению человека как силе «магической», «спасающей, преображающей и воскресающей» (Там же). Понимая опасность «прелести», к-рая объяснялась им ложными образами и «неудачной сублимацией», В. пытался опереться на опыт правосл. аскетики, но по причине отсутствия в его учении темы Церкви аскетика превращалась в набор правил, а философского обоснования способности воображения он не разработал. Собственно «оригинальным» в учении о «преображении Эроса» у В. оказалось христ. учение о благодати, использованное в отношении к «либидо» как к бессознательной энергии любви, и возможность «преображения» либидо под действием Божественной благодати. За исключением учения о благодати, эту концепцию в той или иной форме можно найти у Платона в диалоге «Пир», у Л. Фейербаха в учении о трансцендировании или переносе чувства «любви к другому я» на Бога, и даже у самого Фрейда, к-рый в толкованиях религии объяснял ее происхождение в т. ч. сублимацией «либидо». Тема подсознательного получила развитие в поздней ст. «Бессмертие, перевоплощение и воскресение»; разделяя учение Юнга о «коллективном бессознательном», В. писал, что «потенциально все души живут во мне и действуют», они «соединены нераздельно и неслиянно» (С. 120), что в подсознательном как в «хранилище» памяти присутствуют «все времена» и оно дает «ключ к тайне предсказаний» (С. 116). В ст. «Образ Божий в существе человека» окончательно складывается персоналистическая концепция В., к-рая предполагает преобразование традиц. разделения на тело - душу - дух в «иерархическую структуру человека» с выделением 7 «онтологических ступеней»: 1) физико-химической энергии; 2) биологической энергии; 3) психической энергии (как «коллективно-бессознательного»), «на которой вырастает и развивается индивидуальная душа»; 4) «лично-бессознательного»; 5) недуховного сознания, «животной души»; 6) «духовного сознания, духа, духовной личности», мыслящего «я»; 7) непостижимой глубинной реальности - «я сам», или «самости» (С. 53-54). С последней «мистической» ступенью - «самостью» - В. связывал сердце, не обсуждая вопроса об их различиях, и полагал, что 7-ступенчатая иерархическая структура человеческого бытия, в к-рой присутствуют «все дни творения», свидетельствует о единстве человека и мира.

http://pravenc.ru/text/Вышеславцев.html

М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2009. 4 . Бибихин В. В. Софиология о. Сергия Булгакова //С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения/А. П. Козырев, ред.; М. А. Васильева , А. П. Козырев, сост. М.: Издательство Русский путь, 2003. С. 79–85. 5 . Бойко О. А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К. Г. Юнга//Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010. С. 182–186. 6 . Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Посмертное издание под ред. А. Бриллиантова . В 4-х т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. Т. 2. 7 . Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж: YMCA-Press, 1933. 8 . Булгаков С. , прот. Апокалипсис Иоанна. Париж: Издательство YMCA-Press, 1948. 9 . Булгаков С. , прот. Главы о Троичности//Православная мысль. 1. Париж, 1928. C. 31–70. 10 . Булгаков С. Ипостась и ипостасность (Scholia к Свету Невечернему) //Он же. Труды о Троичности/под ред. А. И. Резниченко. М.: ОГИ, 2001. С. 19–38. 11 . Булгаков С. Купина Неопалимая. Париж: Издательство YMCA-Press, 1927. 12 . Булгаков С. , прот. Невеста Агнца. Париж: Издательство YMCA-Press, 1945. 13 . Булгаков С. Свет Невечерний. М., Сергиев Посад: Тип. И. Иванова , 1917. 14 . Булгаков С. Н. Трагедия философии//Он же. Сочинения: В 2 т. М.: Издательство Наука, 1993. Т. 1. С. 309–518. 15 . Булгаков С. , прот. Утешитель. Париж: Издательство YMCA-Press, 1936. 16 . Булгаков С. , прот. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии//Православная мысль. 1. C. 70–88. 17 . Булгаков С. , прот. Центральная проблема софиологии//Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. 101–102. Вып. III–IV. 1971. C. 104–108. 18 . Булгаков С. Что дает современному человеку философия Владимира Соловьева//Он же. От марксизма к идеализму. Сб. статей (1896–1903). СПб.: Тов. Общественная польза, 1903. С. 195–262. 19 . Буфеев С. В. Православное понимание личности//Развитие личности. 2004. 2. С. 97–111. URL: http://rl-online.ru/articles/2–04/432.html (дата обращения 13.05.2021).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В Петербурге он произвел сильное впечатление глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В его проповедях чувствовалось сильное влияние святых отцов, особенно святителя Григория Богослова . Темы для проповедей он выбирал современные, волновавшие людей в эпоху мистических увлечений – о дарах и явлениях Святого Духа, о тайне Креста, о «гласе вопиющего в пустыне». Архимандрит Филарет знал увлечения и заблуждения современников. Как и все образованное общество, он много читал тогда «мистических» писателей– Юнга-Штиллинга, Эккартсхаузена, Фенелона. Его интересовали все явления духовной жизни, но при этом он оставался трезвым церковным мыслителем, чуждым мистического энтузиазма. В 1817 г. архимандрит Филарет был хиротонисан в викарного епископа Ревельского, через два года получил самостоятельную Тверскую кафедру, в 1820 г. был переведен в Ярославль, через год – в Москву, в 1826 г. возведен в сан митрополита. Святитель Филарет стал любимым архипастырем москвичей, в нем они видели самую главную знаменитость столицы. В 1842 г., после резкой размолвки с обер-прокурором Протасовым, митрополит Филарет перестал выезжать в Петербург на заседание Синода, но и оставаясь безвыездно в Москве, он сохранил свой исключительный, небывалый авторитет. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. К его мудрости обращалось и светское правительство, ища совета не только в церковных, но и в государственных делах. Уже в 20-х гг. император Александр I настолько доверял ему, что сделал его вместе с Голицыным и Аракчеевым хранителем государственной тайны об отречении от престолонаследия Константина и поручил ему составить об этом манифест, который до кончины Александра I хранился в московском Успенском соборе. К его мнениям прислушивалось правительство при проведении реформ 60-х гг. Это он составил текст императорского манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Имя митрополита Филарета было хорошо известно и чтимо на православном Востоке. Восточные патриархи со вниманием знакомились с его суждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В любом случае, те, кто думают, что несчастные матери-убийцы что-либо выиграют от легализации абортов, по меньшей мере наивны. Какая бы свобода ни была предоставлена такому ужасному преступлению, как аборт, она ничем не поможет этим матерям-злодейкам. Уголовное наказание отменят, но совесть, «еяже ничтоже в мире нужднейши», во всю жизнь уже не обретет покоя. Женщины, прибегшие к аборту, превращаются в душевные руины и никогда больше не приходят в себя. Истинность этих слов подтверждает опыт духовников (а также многих психиатров). Великий Гиппократ, хотя и жил во тьме идолослужения, безусловно запрещал аборты и так говорил в своей знаменитой клятве: «И не дам женщине абортивного средства». Видно, он знал что-то больше нас… Сами собой мне на ум приходят и волнующие слова моего блаженной памяти учителя Спиридона Кальяфаса который, тридцать лет тому назад так говорил в одной из своих лекций (он преподавал педагогику и психологию), ссылаясь, между прочим, и на Карла Юнга: «Дети, которым не дали родиться, становятся ужасными вурдалаками. Они поселяются в подсознании своих матерей и никогда не дают им покоя. Не пройдет много времени, как у этих женщин появятся признаки тяжелого невроза, который будет мучить их до самой смерти. Нарушение законов совести не проходит безнаказанно!» И это непоправимое психическое повреждение матерей-убийц, даже самых «раскрепощенных» и «эмансипированных» (я говорю и из своего священнического опыта), связано еще вот с чем: с нелепыми аргументами утверждающих, что разрушаемый эмбрион – это еще не человек (!!!) и поэтому речь не идет об убийстве!.. Конечно, для нас даже нет необходимости оспаривать этот довод, ибо Дух Святой, вещающий через Церковь , свидетельствует, что вне зависимости от того, сформировались органы эмбриона или нет, совершающая аборт является убийцей (см. правило 2 Василия Великого и 91-е правило Трулльского Собора). В нашей Церкви есть праздники зачатия святых в материнском чреве – Пресвятой Богородицы и Честного Предтечи, именно потому, что она считает, что человек существует с момента своего зачатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

После 1836 г., когда предполагаемое пришествие Христа не произошло, разочаровавшиеся члены И. о., не имевшие собственной церковной орг-ции, приняли решение о присоединении к Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи (см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии ), в составе к-рой они образовали Сепаратистскую церковь Закавказья во главе с оберпастором. Закавказский округ евангелическо-лютеран. общин в отличие от остальных церковных округов не зависел от Генеральной консистории в С.-Петербурге, а управлялся Департаментом духовных дел иностранных исповеданий и подчинялся кавказскому наместнику. Для решения наиболее важных вопросов регулярно созывались синоды. Первый Синод закавказских общин 1841 г. (колония Еленендорф) постановил, что на приходы И. о. распространяется Устав Церкви 1832 г. «Правила для немецких поселенцев в Грузии», регламентировавшие порядок богослужения, назначение пасторов и управление Сепаратистской церковью Закавказья, были утверждены 25 нояб. 1841 г. В кон. XIX в. часть закавказских нем. колонистов, принадлежавших к И. о., переселилась в Пятигорский, Моздокский и Кизлярский уезды. Деятельность И. о. в России активизировалась во 2-й пол. XIX в. в общинах, отделившихся от меннонитов . В 1871 г. поступили первые сведения о том, что разрабатывается новый закон о воинской повинности, который будет распространяться и на меннонитов. Делегации, направленные в С.-Петербург для выяснения подробностей, ничего не добились. В результате началась волна эмиграции в Америку. В молочанских колониях лидером движения стал А. Петерс, он возглавил группу, отделившуюся в 1873 г. от церковных общин,- Братскую общину среди меннонитов. К нему присоединились общины М. Классена (Лихтенфельд) и К. Эппа (группа селений в Самарской губ.). Члены группы отличались от меннонитской братской общины отношением к крещению. Верующие этой общины, подобно волжским братьям, получили «откровение», что убежищем для Божия народа (Откр 12), т. е. для меннонитов, должна стать Ср. Азия, а не Запад в соответствии с воззрениями Юнга-Штиллинга. С 1881 г. нем. поселенцам вменялось в обязанность несение воинской повинности. Однако в «Правила...» отбывания обязательной воинской службы были внесены пункты об освобождении меннонитов от ношения оружия. В 1880-1881 гг. ок. 1 тыс. лютеран Закавказья и ок. 600 меннонитов с Украины и из Поволжья направились к месту Второго пришествия в Хивинское ханство. Часть членов братских общин вернулась обратно, не доехав до места назначения, др. часть, после того как не осуществились пророчества, эмигрировала в Америку. Недалеко от Ташкента выходцы из братских общин с Украины и из Поволжья основали поселение, к-рое к нач. ХХ в. состояло из 5 деревень.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010