В обстановке этой мистической одержимости возрождались и усиливались масонские ложи. К масонству с благожелательным интересом относился сам Александр I. В масонской ложе состоял его брат великий князь Константин. Среди «вольных каменщиков» числились такие влиятельные лица, как князь Репнин, граф Виельгорский, Уваров, А. И. Тургенев. В высшем обществе сложилась тогда поговорка: да кто же ныне не масон. Ложи «Коронованный Александр», «Умирающий Сфинкс», «Соединенные друзья Палестины» приобрели значительное влияние на все сферы государственной жизни. Видный масон А. Лабзин возобновил масонское книгоиздательство, запрещенное при Екатерине Великой. Лабзин издавал журнал «Сионский вестник», на страницах которого под видом вселенского, универсального христианства и внутренней церкви проповедовался адогматический религиозный синкретизм. Переводились и печатались книги западных «мистиков» Эккартсхаузена, Сен-Мартена, Гюйона, Юнга-Штиллинга. Мощным орудием строителей «внутренней церкви» стало основанное в 1813 г. Петербургское Библейское общество, переименованное через год в Российское. Оно действовало как секция Английского Библейского общества, и главными заправилами в ней были пасторы Паттерсон и Пинкертон. Первое собрание общества состоялось в доме князя Голицына. Он же стал и его президентом. Своей целью общество объявляло распространение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 г. оно получило от государя право издавать Священное Писание и на славянском языке. В 1816 г. было решено приступить к изданию Библии на русском языке. Дела общества шли блестяще. Его отделения появились в самых глухих уголках страны. Имущество этого учреждения во много раз превышало казну Синода. Его покровителем состоял сам император. В общество входили министры, сенаторы, губернаторы. В состав Библейского общества ввели нескольких архиереев и других духовных лиц. Из общества частного, каким оно представлено было в уставе, оно по своему реальному статусу превратилось в официальное, правительственное учреждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Предисловие Предлагаемый курс Нравственного богословия составлен на материале лекций, прочитанных в 1989—1993 годах в Московской Духовной Семинарии и частично в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. После долгих десятилетий вынужденного молчания Русская Православная Церковь обретает законную возможность для выражения в полный голос своего богословского исповедания в различных областях христианского учения и свидетельства, включая и область нравственности. Основное содержание предлагаемого курса лекций составляет изложение важнейших нравственных понятий в их богословском освещении и раскрытии. Курс лекций, рассчитанный на восприятие углубленного этико-богословского видения человека, построен с привлечением ценных теоретических обобщений, содержащихся в работах отечественных и зарубежных богословов, психологов и философов: митрополита Московского Филарета, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), епископа Гурия Иркутского (Степанова), протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского, М.М. Бахтина, Ф. Бекле, К. Вильямса, Л.С. Выготского, К. Вьенера, Дж. Гивитца, Г. Гратсеса, Л.Н. Гумилева, У. Джемса, О.Г. Дробницкого, С.З. Зарина, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, П. Массена, А. Маслоу, Т. А. Немчина, И. Рацингера, В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Ф. Фургера, Э. Фромма, С. Харакаса, К. Харни, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и многих других. В предлагаемом курсе лекций говорится о том, что человек является носителем трех начал — естественного, разумного и Божественного, что его жизнь протекает одновременно в трех сферах бытия — природной, социально-культурной и религиозной, что человеческая личность обладает даром свободы, в стихии которой она осуществляет нравственный выбор, ценностную ориентацию и реализацию смысла своего существования, что личность ориентирована на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и на религиозное отношение к Богу, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения ею идеальной полноты бытия, что человек, как и мир, бездонен и что только в исполнении Божественного творческого замысла о человеке и в причастности человека к нетварной Божественной благодати открываются начало и последний смысл человеческого предназначения в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

Юнг открывает и показывает коллективное бессознательное. Это последнее играет огромную роль и выражается в снах, мифах, волшебных сказках. Здесь встречаются постоянные и универсальные символы, которые снова и снова возвращаются: образы дерева, змия, горы, царя, ребенка. Они являются образами архетипов, которые живут в коллективном бессознательном. Архетипы определяют общие для всех господствующие тенденции и располагают к формированию одних и тех же представлений, обладающих большой энергетической силой. Они не наследуются, но являются врожденными и принадлежат универсальной и самотождественной структуре psyche. Anima и animus, сознательное и бессознательное, интровертивность и экстравертивность, рациональные функции (мысль, чувство) и иррациональные функции (ощущение, интуиция) являются инфракомплементарными частями psyche; конфликт между ними вызывает невроз; напротив, здоровье состоит в гармонизации противоположностей. Если в логическом противоречии члены оппозиции взаимно исключают друг друга, то в экзистенциальном противоречии противоположные, но взаимозависимые члены (например, мужское и женское начала) могут достигать высшей интеграции, что можно определить термином Николая Кузанского cóincidentia oppositorum (совпадение противоположностей) 293 . Св. Григории Нисский уже это утверждал: «Даже то, что в человеке кажется противоречивым..., должно быть синтезировано и упорядочено..., чтобы кажущиеся противоречия разрешились в соответствии с одной и единственной целью, ибо Божественная сила способна явить надежду там, где уже нет надежды, и указать путь там, где он невозможен» 294 . После этого очень краткого изложения некоторых аспектов мысли Юнга следует обратить пристальное внимание на его исследование «Ответ Иову». Оно представляет очень своеобразное и оригинальное углубление библейской темы Иова. Юнг видит в ней три больших действия одной драмы. В качестве путеводной нити он выбирает тезис Кьеркегора: благочестивый человек – это не тот, кто признает себя виновным перед Богом, а тот, кто, как Иов, борется за Бога против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

«Преосвященные архипастыри, возлюбленные отцы, братья и сестры, дорогие юные друзья! Как важно ныне государству, церкви жизни и общества обратить взор на жизнь молодых людей, которым принадлежит будущее, -- обратился к соборянам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель РПЦ с горечью отметил, что ныне многие молодые люди духовно бедны и несчастны, потому что лишены связи с традициями предков. «Лишены не по своей воле», -- подчеркнул Патриарх. Без связи с традицией, продолжал он, молодые люди уязвимы перед потоками грязи и лжи, которые льются с телеэкранов, из Интернета и со страниц бульварной прессы. «Нас ждет большая беда, если молодые люди не будут иметь иммунитета против болезней, порождаемых этой ложью. Вот почему школа и СМИ должны помочь молодым людям почерпнуть мудрость и нравственную силу из источника своей традиции», -- сделал вывод первоиерарх русской Церкви и, обращаясь непосредственно к молодой аудитории, сказал: «Вы должны стать хозяевами своей жизни, стать, по слову Священного Писания, «верными, благоразумными домоправителями». В доказательство того, что среди юных россиян есть будущие благоразумные домоправители, участникам собора продемонстрировали видеоролик, главными героями которого были юнга, врач-хирург, ученики воскресной школы при Соловецком монастыре, участники военно-патриотических клубов и активисты движения «Наши». К слову, самих «нашистов» среди участников съезда не наблюдалось. Вслед за Патриархом о незащищенности юного поколения от соблазнов мира сего заговорил митрополит Кирилл. «Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать людьми стало особенно легко. Сила влияния, исходящего от телевидения, Интернета, СМИ, аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов», -- посетовал митрополит. Душеспасительные беседы в данном случае, по его мнению, уже не помогут. «Наверное, для молодого человека нет ничего скучнее, чем разговор о нравственности, -- признал владыка Кирилл. -- Ведь в молодости много энергии и сил, каждому хочется познать все в этом мире. А церковь предлагает какие-то ограничения». Впрочем, развил свой тезис митрополит, молодые люди часто сами, без какого-либо принуждения ограничивают свои желания. К примеру, если юноша решил профессионально заняться футболом, то он добровольно отказывается от спиртного, сигарет и неумеренного питания. Чем церковь хуже футбола?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В это время игумен Израиль поколебался в православии и был вызван в Иркутск. Ревностный защитник православия Георгий всем сердцем скорбел о его заблуждении и, сколько мог, старался вразумить его, но не имел успеха. По отзыву Георгия, Израиль был кроток, терпелив, нередко в пламенно–умиленной молитве и пении проводил целые ночи вместе с юным другом своим. Тем сильнее скорбел добродушный Георгий, видя, что при столь великих добродетелях низвергся Израиль в бездну неверия. Многие предостерегали и советовали Георгию оставить Израиля и не ходить к нему, как еретику. «Пусть что угодно говорят об участии моем в судьбе Израиля, – говорил Георгий,– не еретику я покровительствую и не еретику служу: я вижу в нем творение Господа моего долготерпеливого и сего для меня довольно, чтобы не уклоняться от общения с ним». Заблуждение Израиля произошло, по отзыву Георгия, вследствие худо понятых им мистических направлений отца Макария, бывшего начальником алтайской миссии, у которого Израиль и жил в Костроме, когда о. Макарий был ректором в тамошней семинарии, а также и от неразборчивого чтения иностранных книг, дух и содержание коих, при таинственном их направлении, завлекли его, и он всосал этот яд в сердце свое тем скорее и легче, что не был образован методически и имел пламенное воображение. Около этой поры в большом были ходу на Руси православной сочинения Юнга-Штилинга, Екскартгаузена, г-жи Гион, Арндта, отчасти Шведенборга и других писателей в этом роде. Любознательный Израиль всецело усвоил учение их и начал мало-помалу отвергать почти всю обрядовую сторону православной веры. Так как он обладал необыкновенным даром слова и говорил сильно и увлекательно; то многие съезжались в Троицко-Селенгинский монастырь, где он был игуменом, чтобы насладиться его беседой. Особенно из купеческого звания имел он много знакомых, которые вместе с ним впали в заблуждение. Благодаря однако же Вышнего, Георгий остался чужд его заблуждению. Когда правительство, отдав Израиля под суд, спрашивало его об учениках его, Израиль показал на Георгия, как на первого. Но с помощью Божией Георгий оправдался по сему делу, объяснив начальству, что он хотя и любил о. Израиля и много видел пользы для своей души от общения с ним, но никогда не разделял его заблуждений и хранить свято учение нашей матери–Церкви. Сколь ни опасно было положение Георгия, подозреваемого самим даже владыкой, если не в единомыслии с игуменом Израилем, то в сочувствии к нему, по христианскому

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Чем меньше я молюсь на языках, тем меньше проявляются и другие духовные дары. Молитва на языках – это дверь для последующих даров Духа». Вольфгард Маргис: «Мы не верим в то, что молитва на языках является единственным способом поклонения в Духе и истине, в то, что она есть самая интенсивная, чистая форма поклонения. С точки зрения абсолютно чистого и неподдельного поклонения, свободного от какого бы то ни было пятна и человеческого эгоизма, иноязычность говорения представляет собой безусловное требование, потому что только таким путем можно достигнуть этой высокой цели. Если поклонение есть наивысший вид человеческой деятельности вообще, то тогда становиться понятным, почему это высококачественное человеческое проявление относится к завершающему этапу процесса исполнения Духом». Кристиан Круст: «Молящийся не должен вымаливать у Господа определенный дар, но быть открытым для принятия того, что ему желает дать Святой Дух. В случае, если это дар языков, то он переживается большей частью так, как если бы вдруг через молящегося протекали теплые потоки струящейся любви. Все больше и больше наполняется Божьей любовью сердце, усердствующего в молитве перед Богом, до тех пор, пока молчать уже невозможно... Вот тогда молящийся начнет выговаривать слова, которые ему совершенно незнакомы, которые будут даны ему Святым Духом». Ларри Кристенсон: «Языки даются в первую очередь не как средство возвещения Евангелия, но как сверхъестественный знак того, что Бог находится в верующем». Мортон Т. Келси: «Если исходить из понятия Юнга – «коллективное бессознательное», то можно сказать, что какая-то нуменозная (божественная) сила входит в жизнь того, кто говорит на новых языках. Следовательно, это явление и не патологическое, и не детское. Оно скорее может связывать сознание с основой его существования в коллективном, бессознательном... Говорение на языках может быть очень конкретной помощью в выражении перед Богом радости и хвалы. Оно является также свидетельством того, что Святой Дух действует в жизни того или иного человека и свершает свою работу в бессознательных глубинах души, для того чтобы осуществлять некую новую целостность и душевную интеграцию – то, что Церковь обычно обозначает как освящение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.3 из  5) Письмо 54. В апреле 1865 года о. Иосиф был вызван в Ниццу к находившейся там Государыне Марии Александровне, беседу с которой и описывает здесь прот. Васильев. Огромный интерес представляет приложение к настоящему письму к А.П.Ахматову, заключающее в себе доклад о. Иосифа о поездке его в Англию по повелению Государыни. Целью командировки было обсуждение вопроса о соединении Англиканской Церкви с Православной. Вопрос этот имеет свою историю; начатый в царствование Петра он, вследствие кончины Государя в 1725 году, остановился и только во второй половине XIX века снова возобновился. Поездка прот. Васильева в Лондон, которую он подробно описал в докладе Государыне, — была началом возобновления этого весьма интересного вопроса. «Второго числа прошлого января я получил от находившегося тогда в Ницце нашего посла телеграмму, (sic) которой он по приказанию Государыни Императрицы вызвал меня в место зимнего временного пребывания Ее Величества. На другой день я оставил Париж, и в праздник Богоявления, по воле Августейшей Гостьи Ниццы, совершил в тамошней церкви Божественную литургию. В следующий день я был удостоен полуторачасовой аудиенции Государыни Императрицы. Первоначально Ее Величество изволила спрашивать меня о состоянии религиозных дел во Франции, о Парижской нашей церкви, об о. Владимире Гетте. Потом Государыня Императрица пожелала знать мой отзыв о письме Г. Юнга, которое я имел честь представить Вашему Пву и о котором Ее Величество известилась от нашего посла. Признавая вообще делом благим устройство Православной церкви в Америке, где нет ни одного храма нашего вероисповедания, я не принял на себя решить благовременность этого дела относительно к частным обстоятельствам. Речь, естественно, перешла к движению Англо-Американской Церкви к Православной. При сем я упомянул о полученном мной в день отъезда из Парижа письме от Г. Вильямса, в котором именитый член Кембриджского Университета по согласию с Епископом Оксфордским приглашал меня погостить в загородный замок этого прелата.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Его сильный и ясный ум, замечательная эрудиция обратили на себя внимание митрополита Амвросия и Голицина. Они стали его покровителями. Молодого иеромонаха назначили инспектором Петербургской Академии, и уже в 1812 году он стал ректором Петербургской Академии и архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. В 1814 году ему, первому в России, была присвоена степень доктора богословия . В эти годы учено-педагогическая деятельность святителя Филарета была до крайности напряженной, превышала обыкновенные человеческие силы. С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в Академии. Он вспоминал впоследствии: «Мне должно было преподавать, что не было мне преподано». В связи с академическими лекциями архимандрит Филарет написал свои первые книги. Начертание церковно-библейской истории и «Записки на книгу Бытия». В Петербурге он произвел сильное впечатление глубокомыслием и красноречием своих проповедей. В его проповедях чувствовалось сильное влияние святых отцов, особенно святителя Григория Богослова . Темы для проповедей он выбирал современные, волновавшие людей в эпоху мистических увлечений – о дарах и явлениях Святого Духа, о тайне Креста, о «гласе вопиющего в пустыне». Архимандрит Филарет знал увлечения и заблуждения современников. Как и все образованное общество, он много читал тогда «мистических» писателей: Юнга, Штиллинга, Эккартсгаузена, Фенелона. Его интересовали все явления духовной жизни, но при этом он оставался церковным мыслителем, чуждым мистического возбуждения. В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисан в викарного епископа Ревельского, через два года получил самостоятельную Тверскую кафедру, в 1820 году переведен в Ярославль, через год – в Москву, в 1826 году возведен в сан митрополита. Митрополит Филарет стал любимым иерархом москвичей, в нем они видели самую главную знаменитость столицы. В 1842 г. после резкой размолвки с обер-прокурором Протасовым, митрополит Филарет перестал выезжать в Петербург на заседание Синода, но и оставаясь безвыездно в Москве, он выковал свой исключительный, небывалый авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В последние десятилетия XIX века известный французский писатель Лео Таксиль в своей знаменитой книге «Братья трех точек» рассказал о приобщении к гомосексуализму как обязательной процедуре при приеме в тайную ложу Абадона (одно из имен Сатаны. – М.П. ) «низшей степени посвящения». Я выбрал лишь то, что может быть опубликовано, так как все остальное – «плотоядная фантастика». Таким термином тогда обозначали ничем не прикрытую порнографию. «Когда принимают новичка и он впервые приходит в собрание своих братьев, отдавших так же, как и он, свои души и тела для познания тайных радостей в объятьях Люцифера, перед ним ставится высокий треножник, на котором стоит плоское свинцовое блюдо, где, словно приклеенная, сидит большая зеленая жаба. Он целует ее в зад, а затем в морду, втягивая при этом в свой рот ее слюну и язык, который он должен, откусив, проглотить…» Думаю, что приведенный пример наглядно доказывает предположение швейцарского психиатра Карла Юнга о том, что тяга к всевозможным видам извращений изменяет биохимию мозга. Болезненная психика геев не только выводит многих из них за границы нормального человеческого поведения, но и превращает в изуверов и садистов. Недаром само понятие «садизм» произошло от фамилии маркиза Донасьена де Сада, чьи книги, одна из которых называется «120 дней Содома», переполнены сценами немыслимых извращений, пыток и убийств. Щеголяющие в кружевном женском белье раскрашенные и напудренные парни вряд ли кому напомнят образ свирепого палача в красном балахоне, рубившего головы на средневековых эшафотах, но именно такие вот похожие на уличных девок ребята принесли великий террор во Францию, забывшую о том, что подлинная свобода не выходит за рамки закона Божиего. Ее просто не может быть в зловонной жиже нравственных уродств. Православие ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменную позицию Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: «Окаянные… постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего Его учение. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы».

http://pravoslavie.ru/63579.html

В Окланде (штат Калифорния) католическая организация «креационистов» (сторонников богосозданного мира, в отличие от эволюционистов) защищает «поправку» в христианстве, отметающую подвижническое мировоззрение. В Сиэттле старший пастор первой баптистской церкви, являвшийся также главой всеамериканской организации баптистов, заявил в проповеди, что Иисус Христос — лишь человек, до конца выявивший свою богопричастность, и что каждый способен сделать то же, используя разные методы: кундалини йогу и т. д. В христианских книжных магазинах можно найти книги, отражающие все взгляды, принципы и учения «новой эры»: от руководств по медитации и «позитивному мышлению» (когда всё травмирующее сознание намеренно устраняется), до призывов поддерживать «новый мировой порядок». Одна книга, изданная совместно университетским христианским сообществом и Paulist Press, вменяет христианству в грех (!) несодействие целям «нового экономического порядка» и «нового мирового порядка»». В современном католичестве (возможно, под влиянием Тейяра де Шардена) проявились попытки привить христианству учение Карла Юнга, одного из основоположников теории «новой эры». Юнг участвовал в спиритических сеансах и признавал, что у него есть свой «дух–покровитель». Он считал, что «исключение, отторжение темных сил» — едва ли не роковая ошибка нашей религии и к Святой Троице нужно добавить еще четвертую ипостась — люцифера! Теории его сейчас поднимаются на щит католическими богословами в таких известных книгах, как «Мы суть болезнь» о. Джона Дурли, его психотерапия практикуется во многих церквах и монастырях. Не отстает от этого движения и епископальная, и протестантские (особенно методистская) Церкви. Всё больше священников–протестантов работает психоаналитиками. И говоря об НЛО, о. Серафим опирался на последние научные достижения. Теперь уже и в общественном сознании (а не только в науке) укореняется мнение, что явления НЛО вовсе не инопланетного происхождения, что оно каким-то образом связано с психической и оккультной сферами, что «пришельцы» живут бок о бок с нами на земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010