Вследствие своего мистицизма Голицын сделался жалкой игрушкой в руках сектантов и в то же время покровителем пропагандистов западных исповеданий. Он защищал духоборцев, покровительствовал Селиванову, содействовал прозелитическим успехам иезуитов, опутавших Россию целой сетью своих миссий 27 , оказывал постоянную помощь различным протестантским миссионерам 28 . Поддерживая все религиозные течения, исповедания и секты, князь Голицын оказался слишком тяжелым бременем только для господствующей Церкви. Одним из активных проповедников мистицизма и ярким представителем его в литературе был А.Ф. Лабзин. Унаследовав еще старые масонские предания 29 , Лабзин старался оживлять и дополнять их новыми веяниями из области мистицизма. Особенно много он позаимствовал у Юнга Штиллинга и Эккартсгаузена. Лабзин считал учение Церкви сухим и однообразным, а потому и слабо действующим на душу человека. Он задался целью оживить Церковь и выдавал себя за истинного истолкователя религии. Стремясь быть реформатором, он неуважительно и даже с некоторым пренебрежением относился к законным представителям Церкви. С целью популяризации мистических идей Лабзин начал издавать собственный журнал под названием «Сионский вестник» 30 . Вследствие неутомимой деятельности Лабзина в печати появилось множество мистических произведений 31 . Все мистические сочинения и переводы печатались с разрешения светской цензуры. Мистицизм настолько распространился в то время, что проник даже в духовные школы. Архимандрит Фотий сообщает, что некоторые студенты С.-Петербургской Духовной Академии его времени сильно увлекались мистическими сочинениями, особенно переводами из сочинений Штиллинга, и зачитывались ими до самозабвения 32 . Мистицизмом заражались даже духовные лица. Печальным примером тому может служить законоучитель второго кадетского корпуса иеромонах Иов, который в порыве религиозного исступления, придя в церковь , изрезал ножом иконы Спасителя и Божией Матери 33 . 23 Мистицизм – ложно-духовное направление, проповедовало необходимость непосредственного общения человека с Богом; универсальную, исключительно сердечную, субъективную религию без догматов и Церкви, основанную на непосредственных озарениях от якобы Духа Божия и вещаниях внутреннего «слова» в духе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

О Фрейде и гомосексуализме Сожжение Содома Дорогой Федя!          Хочется мне подробнее побеседовать с тобой на тему, о которой мы с тобой говорили в последний мой приезд. Ты рассказал мне о теории, явно основанной на учении З.Фрейда, о том, что психологической подосновой для монахов, идущих в монастырь, и для моряков, идущих в дальнее плавание и обрекающих таким образом себя на жизнь среди мужчин, без женщин, является подсознательный (или сознательный) гомосексуализм. Я смутно слышал об этой теории раньше, но думал, что теории Фрейда отошли на второй план после того, как и Адлер и К. Юнг так всесторонне опровергали ее. К.Юнг давно уже упрекал Фрейда в том, что тот все богатейшее разнообразие человеческой психики сводит к сексуальным мотивам. Но и К. Юнг в качестве ключевых стимулов для человеческих действий выдвигал почти исключительно отрицательные мотивы: властолюбие, корысть и т.п. С нашей христианской точки зрения на то и другое надо возражать одинаково. И то, и другое — бесовская клевета на человека. «Диавол» по-гречески и значит «клеветник». Он все время клевещет на людей. Он знает в них только то, что сам в них посеял, то есть злое, и не хочет видеть добро, которое есть в людях. Самой примитивной и распространенной формой такой клеветы на мотивы человеческих действий являются утверждения Маркса и Ленина о том, что религиозные, государственные и общественные движения были инспирируемы стремлениями к наживе и жаждой власти. Эти утверждения постоянно повторяются всеми коммунистами. «Бога выдумали попы и генералы, чтобы держать в повиновении рабочих и крестьян и выжимать из них доходы». По существу теории Фрейда и Юнга являются такой же клеветой. Только совсем не зная христианского монашества и не желая его знать (тут сказывается ненависть и высокомерное презрение к христианским учреждениям еврея Фрейда) можно утверждать, что в монахи шли активные или потенциальные гомосексуалисты. У значительного большинства монахов всегда были сильны половые искушения. Но они неизменно были гетеросексуальны. Вспомни искушения преподобного Антония, столь популярные в литературе. Прочти основные жития подвижников-монахов. Все это говорит о гетеросексуальной природе монашеских искушений. Да, у преподобного Феодора Студита есть указания на опасность гомосексуальных искушений, но именно из-за отсутствия женщин, как на вторичные искушения. Свои гетеросексуальные искушения монахи побеждали любовью к Богу, а не гомосексуализмом. От описания их жизней веет чистотой, а не грязью педерастии.

http://pravoslavie.ru/2896.html

Теперь принято говорить не о «религии», но о «духовности», не о молитве, которая является отношениями с кем–то, но о медитации, представляющей собой отношения с самим собой, и, в результате, не о вере как о вверении себя в личное присутствие–отсутствие, которое всегда содержит долю риска, но о «научно» гарантированном опыте. На смену апокалиптическим тревогам 2000 года приходит оптимистическое и экзальтированное возвещение Нового века ( New Age), астрологически обеспеченном переходом от «эры Рыб» к «эре Водолея». Этот переход обеспечивает смену парадигм, определяющих коллективную чувствительность эпохи. Механическую, материалистическую, техническую эпохи должна заменить эпоха света и любви, планетарное сознание, гармонизирующее все планы существования и объединяющее человека с человеком и человечество с вселенной. Эта новая парадигма исключит как науку, так и христианство. Реальность более не будет сводиться к ее измеримому и цифровому «вне», грядет избавление также от понятия о личностном Боге, представляемом в виде одного, двух или трех «индивидуумов» в небе и характеризуемом как шпион, тиран и ответственный за все зло мира. Будут разоблачены не имеющая более чувства священного религия, морализаторствующая и кастовая церковь, устранен «христианский невроз» перед женщиной и сексуальностью. Иисус, в индуистском смысле, воспринимается отныне не более чем аватара, то есть одно из многочисленных проявлений одновременно космического и внутреннего Христа, в котором каждый непосредственно участвует, ибо каждый, в конечном счете, является богом, согласно знаменитым индуистским уравнениям: «Ты — Это», то есть ты — и Атман, и Брахман, ты — есть божественное. Некоторые христианские богословы, например Дрюерманн, уже подхватили прозрение Юнга, по которому Иисус предстает как символ себя, и особенно усматривают в Писании символику внутренней жизни, из чего они заключают (как, впрочем, и некоторые недавние «жизнеописания Иисуса»), что в Нем нет никакой исторической правды: что символ как история, а не история как символ!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Критике антропоцентрического мистицизма посвящены многие сочинения свт. Игнатия, направленные против вне- или околоцерковных «богоискателей», точнее – искателей мистического опыта, с которыми полемизировал в это время и свт. Феофан Затворник . Хотя эксплицитно свт. Игнатий упоминает только Фому Кемпийского  и ещё Игнатия Лойолу  (и однажды вскользь Клопштока и Мильтона ), но по сути предметом его полемики является вообще мистицизм «александровской» эпохи, в духе Фенелона, также К. Эккартсгаузена, И. Юнга-Штиллинга, Я. Бёме и т.д., а также популяризировавших их Н. И. Новикова, А. Ф. Лабзина и т.д. . Характерные черты этого направления: 1) индивидуализм, противопоставление личного опыта исторической традиции Церкви, предпочтение «внутренней» религии с полным доверием к любым собственным откровениям и переживаниям ; 2) отмеченный Коцюбой  эклектизм, означающий адогматизм  и синкретистскую всеядность; наконец, 3) мистический антропоцентризм, фактически признающий самого человека главным инициатором мистического единения с Богом  и, с другой стороны, фактически приписывающий человеческой природе повреждённость неполную, даже несущественную. Падение и повреждение естества может при этом декларативно признаваться, но на практике в человеке видится некая способность самостоятельно, при правильном использовании определённых методов, достичь высоких духовных состояний, соединиться с Богом – т.е. принудить Его к общению. При этом по сути ненужным, или, как минимум, непонятным оказывается Христос и совершённое Им дело Искупления. Ненужной оказывается и аскетика как «учение о “деятельном” периоде совершенствования человека, который должен обязательно предшествовать периоду духовных созерцаний» . Ложность как практики (внецерковного) мистицизма, так и «познаний», доставляемых этой практикой, становятся очевидны при сравнении с учением св. отцов . В противоположность этому направлению свт. Игнатий настаивает, что вступление Бога в общение с человеком зависит всецело от Бога, что никакими усилиями, тем более техниками, достигнуть его невозможно .

http://bogoslov.ru/article/6176468

Л.70. Письмо А.С. Шишкова к митр. Серафиму, от 21 ноября 1824 г., о приостановлении печатания Филаретова катехизиса. Л.71. Два письма арх. Московского Филарета к митроп. Серафиму о приостановлении печатания его катехизиса. Последнее от 13-го декабря 1825 г. Л.78. Ответное письмо митр. Серафима к арх. Филарету по делу о катехизисе. Л.80. Замечания ученого комитета при главном правлении училищ о кратком катехизисе Православной Католической Восточной Греко-Российской церкви. Л.89. Нечто о Гернгутерах, из напечатанной в 1815 г. на русском языке книги: Победная песнь, илы торжество христианской веры, соч. Юнга Штиллинга. Л.91. Выписка из Real Encyclopedie (I, VI и VII), где, между прочим, выписан рассказ о смерти Императора Павла Петровича. Л.97. Краткие примечания на книгу: Христианский катехизис Православной Католической Восточной Греко-Российской церкви, изданную в Сиб. 1823 г. Л.106. Краткие примечания на книгу: Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской церкви. Л.113. О так названном новом Божьем кивоте мистическом Боровиковского. Л.116. Послание митр. Серафима Государю Императору о секте духоносцев, Котельников и о вызове в Синод митрополита Киевского Евгения, от 11-го декабря 1824 г. Л.118. Краткое обозрение существующих в Российском государстве разных раскольничьих ересей, о причинах их происхождения, укоренения и распространения, о вреде от них происходящем и о мере к возможному отвращению их распространения. Л.125. Разбор некоторых стихов нового перевода Евангелия для показания, как оный неисправен и вреден. Л.132. Объяснение Донского есаула Евлампия Никифорова Котельникова о своем деле к архимандриту Соловецкого монастыря Досифею, написанное им от 29-го октября 1826 г. Л.148. Копия с письма дочери Котельникова, Марии Кустовой, к отцу, от 23-го мая 1827 г. Л.153. Другое объяснение Котельникова к архимандриту Досифею, написанное им от 7-го февраля 1827 г., в котором он отрицает ересь и раскаивается совершенно. Л.171. Отрывки из Записок на книгу Бытия с присовокуплением замечаний, показывающих дух автора сих Записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

— Он, безусловно, прав в том, что Настя Рыбка — не Сонечка Мармеладова. Священник живет в стеклянном доме — К сожалению, сейчас из нашей жизни уходят мировоззренческие разговоры. — Почему? — Может быть, это, как недавно заметил мой собеседник по «Парсуне» Дмитрий Бак, «проклятие информационного общества»: вся информация есть, но практически неприменима. Это цена скорости, цена легкого доступа — за 5 минут все найти в Яндексе...Я вырос в Кустанае (Северный Казахстан) и помню, мы все знали, что у одного человека, преподавателя вуза, дома есть Библия. И он с риском для карьеры и свободы (тогда еще действовала статья за распространение религиозной литературы) дает ее почитать. А в 1989 году в общаге Уральского университета я всю ночь читал самиздатовские тексты Карла Юнга... Может быть, «год затишья», год без скандалов — это передышка, дающая нам шанс вернуть мировоззренческие споры. Но внимание к Церкви становится все более пристальным, и фраза «Священник живет в стеклянном доме» сегодня звучит почти буквально. И для нас — помимо ответственности — это большой миссионерский шанс. Раз нас слушают, мы должны говорить о самом главном. О молодых священниках — Сейчас, когда (благодаря прежде всего усилиям Патриарха) приведено в порядок церковное управление, мы в Церкви начинаем обсуждать «сквозные темы» своей жизни. Например, подготовку священников. И акцент делаем на том, что готовим пастырей. Таких, которые бы «плакали с плачущими». — А что за генерация молодых священников пришла сейчас в Церковь? Вдохновенные, хорошо образованные и мотивированные, с христианским бэкграундом и, по моему ощущению, нестяжательные. Но когда один из них в седьмой раз советует мне читать лишь тоненькие брошюрки, я не выдерживаю. Не могу, говорю, привыкла к толстым книжкам. Недоволен: ибо он пастырь, а я овца. Мой первый духовник каждого человека считал живой Вселенной. И подозревал в уборщице возможность прочесть и постичь Бердяева. — И правильно. — Я уж не говорю о постоянно звучащей в проповедях теме «Вот вы решаете, покупать или не покупать вторую квартиру». Какая покупка квартир?! Это самый бедный район Москвы. Один священник, намного моложе меня, узнав, что я журналистка, подмигнул: «Ну что, не всегда удается писать правду?» Я говорю: «Я про Патриарха пишу. Ваш вопрос остается в силе?» Ну хотя бы подмигивание испарилось. От обливающего меня спесью монаха в какой-нибудь «пустыни» меня всегда спасал 18-й пункт моей исповеди «Как же ненавижу мужчин!» (с оговорками, конечно) — спеси как не бывало. Мои грехи исправляют его грехи. А как быть вот с этими хорошими, никого, кроме себя, не слышащими батюшками?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5179783...

Соч. Дютуа. – Тоска по отчизне, 2 ч. Соч. Юнга Штиллинга. – Приключения по смерти, в 3 ч., Штиллинга. – Угроз Световостоков (Der grace Mann) в 6 ч., его же. – Краткие правила на каждый день года, его же. – Ключ к таинствам натуры, в 4 ч. Соч. Эккартсгаузена. Перев. А. Лабзина. Важнейшие иероглифы для человеческого сердца, его же. Перев. Лабзина, – Облако над святилищем, или нечто такое у о чем гордая философия и грезить не смеет. Соч. его же. Перев. Лабзина. – Проповеди Игнатия Линдля. – Торжество Евангелия или записки светского человека, обратившегося от заблуждения новой философии – издано первоначально на испанском языке, переведено на французский, а с него А. Лабзиным на русский. Спб. 1821 г. Иоанна Масона – Рассуждение о познании самою себя. – Прославленная любовь или рассуждение о истинной премудрости и шстинном счастии. Перев. с французского Якова Бардовского. М. 1818. – История о животных бессловесных. Перев. с латинского. М. 1803 г. Ручная книжка для любителей благочестия, показующая легчайший способ опровергать лжеумствования деистов. Перев. с английского В. Воскресенским. Спб. 1814 г. (Посвящена князю А. Н. Голицыну). Священная история ветхого и нового завета, содержащая в себе 268 повествований. Перев. И. Виноградовым . – Скрижали завета в виде христианского календаря, изъясняющие существенную силу всего священного писания. Соч. священника Ивана Михайлова. М. 1801 г. – Казанское епархиальное начальство включило в разряд мистических книг – книжку: Россиянин при гробе патриарха Гермогена. Соч. Д. Бантыш-Каменского. М. 1806 г. Посвящена Императору Александру 123 . Епархиальные преосвященные, согласно с указом Святейшего Синода, поручали эти книги на рассмотрение образованнейшим лицам из местного духовенства. Некоторые из этих рецензий присланы были в Святейший Синод. По распоряжению смоленского епархиального начальства, ректор см. семинарии архимандрит Иннокентий рассматривал Блаженство верующего, в сердце которого обитает Иисус Христос и отозвался, что сочинитель сей книжки, по-видимому, вероисповедания римско-католического, как бы для подтверждения догмата своей церкви о происхождении Духа Святого и от Сына, усиливается во многих местах внушить, что Дух Святый есть Дух Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Слова аскетика, аскетизм произошли от греческого глагола аскео, что в переводе означает: искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться. В древней языческой Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование аскет закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Таким образом, труд христианина по спасению своей души можно сравнить с работой спортсмена, укрепляющего свое тело и волю в постоянных занятиях, или воина, упражняющегося в боевом искусстве, чтобы быть всегда готовым к военным действиям. Свой скромный труд я составил на основании Священного Писания, святоотеческой аскетической письменности и собственного небольшого священнического опыта. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву, для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в веке XXI. Также я взял на себя смелость использовать некоторые знания из багажа практической, прикладной психологии, переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями, ибо и святитель Феофан Затворник приводил в своих сочинениях психологические аналогии и даже призывал составить учебник, в котором можно было совместить христианство и психологию. Психология изучает механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, на учиться ладить с самим собой и людьми, и психологические знания могут быть весьма полезными в духовном делании. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга и новомодные течения типа нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зёрна от плевел.

http://pravoslavie.ru/32898.html

Совокупность архетипов составляет в целом интеллигибельный мир в смысле Платона, космос-ноэтос. У ап. Павла это мир невидимый: «Верою познаем, что веки (архетипы времени) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11, 13 ). Дионисий Ареопагит называет ангельский собор «Небесной Иерархией», посвятив ей особую книгу 7 . В древнецерковной науке утвердилось также наименование «Плирома» (полнота, собор). Древняя онтологема Логоса об архетипах стала достоянием науки, и главная заслуга принадлежит Карлу Густаву Юнгу. Предшественником Юнга был Буркгардг (Burkhardt), который вышел, как и Юнг, из школы Зигмунта Фрейда. Буркгардт заимствовал понятие архетипа 8 из герметической литературы и из сочинения Дионисия Ареопагита . Он называл архетипы «первообразами», начальными образами, а позднее назвал их «доминантами коллективного бессознательного», чтобы подчеркнуть их латентное состояние в обычном, дневном сознания. Юнг прочна удержал понятие архетипа в своем научном обиходе, но начинает с глубин неразумной души, видя первые проявления архетипизма в человеческих инстинктах. В этом пункте Юнг и его школа расходятся с точкой зрения Платона, видевшего в воплощенной идее проявление высшего совершенства. Юнг расходится и с древнецерковной концепцией архетипа, он приписывает ему биполярность, видит в нем и светлую и темную сторону. Юнг считает архетип метафизическим и трансцендентным, то есть лежащим на ту сторону обычного сознания. Осознание или восприятие архетипического содержимого Юнг ставит в связь с развитием личности: необходимо более высокое, глубокое или широкое сознание. Чем выше и совершеннее личность, тем; совершеннее осознание архетипа. Язык бессознательного, по Юнгу, есть образный язык, или язык притч, и архетипы представляются личными, персонифицированными, например солнце в виде короля, льва или дракона и т. д. Совокупность архетипов составляет содержание коллективного бессознательного. Их мотивы представлены во всех культурах, мифологиях, сказках, религиозных преданиях и мистериях. Таковы все мифы с героях, змеях, рыбах, сфинксах, покровительствующих животных, о мировом древе, рае, великой Матери, волшебнике, маге и т. д. В каждой индивидуальной душе эти мотивы коллективного бессознательного пробуждаются к новой жизни и оказывают на душу магическое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Нередко суждения автора довольно запутаны. На с. 58 он говорит о синкретизме вероучения БЦ и отмечает, что характерной чертой синкретизма является вотеризм, но тут же заявляет, что любому богородичнику доступна вся литература БЦ. —545— Не очень научны отдельные комментарии. В сноске 1 на с. 58 автор отмечает, что учение о двуедином (добром-злом) боге имеет непосредственное отношение к психоанализу Юнга. Но Юнг, судя по той литературе, на которую ссылается диссертант, сам пребывал в плену герметических идей. Поэтому правильнее было бы отметить, что эта доктрина восходит к герметической литературе. Автор не упоминает в своей работе о социологических исследованиях светских ученых, что было бы уместно, учитывая его стремление показать деструктивный характер деятельности богородичников. К сожалению, подобных неточностей довольно много, что не является достоинством работы. Есть в работе и технические ошибки в сносках к творениям преподобного Макария Египетского (см. сн. 4, с. 142, вместо 6:33 следует указать 6:3). Высказанные замечания не снижают общей положительной оценки диссертации, а ее автор заслуживает присвоения ему степени кандидата богословия. 5.2. Отзыв преподавателя иеромонаха Пантелеимона (Бердникова) на кандидатскую диссертацию студента IV курса Академии диакона Илии Кокина по кафедре Сектоведения на тему: «Богородичный центр: история, вероучение, религиозная жизнь» В настоящее время в России существует более 700 тоталитарных сект, разнородных по своей природе, но ставящих своей основной задачей разрушение истинных ценностей Православия, стирание с исторической памяти таких понятий, как любовь к родине, любовь к матери и т. п. И одним из таких учений, оказывающих разрушительное воздействие на духовное пространство России, является секта Богородичный центр. Представленная на рассмотрение диссертация Илии Кокина является попыткой всестороннего освящения истории и практи- —546— ки этой деструктивной секты. Хотя за последние годы деятельность секты претерпела определенную трансформацию в сторону смягчения ее нетерпимости и скандального характера, однако она представляет еще значительную опасность для духовного здоровья наших соотечественников. Этим определяется актуальность выбранной автором темы. Отец Илья обозначает эту секту как антисистему, характерное явление нью-эйджевского движения, которое подобно многоглавой гидре, постоянно порождает все новые формы псевдорелигиозности и синкретизм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010