И этот Дух посылается от Отца именно Христом, потому что Он есть видимое невидимого Бога и присутствует в душе верующего не только как «объединяющий символ» (по терминологии К.Юнга), но, прежде всего, как реальность, принимающая участие в жизни внутреннего человека. Если для К.Юнга религиозный символ, имманентный душе, имеет огромное значение и является конкретным разрешителем множества внутренних трагизмов человека, то для верующего этого совершенно недостаточно, потому что религиозные переживания имеют только тогда определяющее значение на жизнь личности, когда они принимаются всерьёз. «Внушение, писал известный русский религиозный философ Б.Вышеславцев, полученное от «фантазмы», от имманентного символа, от «меня самого», не есть религиозное внушение. Религия покоится на аксиоме зависимости от Абсолютного Существа, на усмотрении себя как относительного, конечного и тварного существа (феноменологический анализ Декарта). Если нет этой зависимости нет религии». ( Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 80). Явленность Бога во Христе имеет определяющее значение, так как абстрактная идея, вне связи с конкретной личностью имеет на человека сравнительно небольшое влияние. Но идея, исходящая от авторитетного лица, приобретает огромное значение на общественную жизнь. Правда, одно дело образ вождя мировой революции, имеющий агрессивную направленность и относительную, в контексте материалистического мировоззрения, значимость, и образ Христа, присутствующий в душе верующего человека как разрешитель всех его внутренних трагизмов. Если говорить языком З.Фрейда, то задачу духовного совершенствования личности можно было бы определить как сублимацию агрессивности в творческую активность. А, если говорить богословским языком, то целью саморазвивающейся личности будет обожение, т. е. прояснение в человеке того образа (или, если говорить языком философии Платона, идеи), по которому он был изначально создан. А это Образ Божий, явленный во Христе, ибо сказано: «Видевший Меня видел Отца». ( Ин. 14:9 ). Православная Церковь в отличие, скажем, от Л.Толстого считает важным здесь не просто привитие человеку нравственных норм, декларируемых Христом в Нагорной проповеди, и даже не просто Его Евангельский образ, а именно образ Благодатный, дающий право пользоваться некоторой духовной силой для личностного становления. Потому и совершенно невозможно, скажем, сравнивать нормы христианской морали с нормами коммунистической морали.

http://azbyka.ru/duxovnye-problemy-sovre...

Но главная ценность книги заключается в том, что он развивает эту традиционную тему в высшей степени оригинально, используя при этом как открытия современного психоанализа, так и «последнее слово» современной этической философии —  идеи немецких мыслителей Макса Шелера и Николая Гартмана. Вышеславцев  начинает свою книгу «роковым» вопросам этики: почему моральный закон, основанный на запретах и «табу» (не убий. не укради и т.п.), несмотря на освященность его такими авторитетами, как Моисей и Кант, оказывается столь часто бессильным перед лицом эмоций, страстей и злой воли?   Отнюдь не отрицая прагматически-моральной полезности категорических императивов и запретов, без которых человек предавался бы необузданно злым страстям и похотям, Вышеславцев справедливо указывает на то, что эти запреты пробуждают дух иррационального сопротивления подсознания велениям этического разума. «Пришел закон,  и умножился грех», — не устает он цитировать замечательное наблюдение апостола Павла. В противоположность этике закона Вышеславцев выдвигает этику благодати, основанную на любви к Богу и ближним. Благодать, озаряющая осененного ею, не создает напряженности. Она освобождает от нее человека. В этике благодати иррациональные силы подсознания не противодействуют этическим запретам и сами запреты исчезают — они заменяются благодатной динамикой духа. Злые подсознательные силы здесь не подавляются, а «сублимируются» в едином этическом порыве «вдохновения Добра». В высшей степени оригинально Вышеславцев истолковывает в этой связи открытия современного психоанализа. Отдавая дань страшным открытиям Фрейда и его школы, Вышеславцев становится, однако, на позицию  противника Фрейда — Юнга, психолога, освободившего первоначальный фрейдизм от «профанационного комплекса» — стремления свести все «прекрасное и высокое» к полуфиктивным надстройкам над базисом иррациональных влечений, — в котором он не устает обвинять фрейдизм. С точки зрения Юнга и Вышеславцева, высшие ценности человеческого духа, а также одухотворенная индивидуальная любовь являются не «надстройками», а реальным преображением первично иррациональных влечений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Материалом к данному сообщению послужили статьи сборника «Человек и его символы», составленного под руководством и редакцией К. Юнга незадолго перед его смертью Теоретические построения данной школы выросли из многолетней практики психотерапии. Основная категория, которой оперирует это направление, — категория бессознательного (подсознательного). В данном докладе будет проанализированы некоторые свойства, которые приписываются этому объекту исследования. Основным как диагностическим, так и терапевтическим методом в рамках данного направления явятся метод толкования содержания сновидений. В связи с этим важно определить, какое отношение к сновидениям можно найти у св. отцов. Приведем выписки из «Приношения современному монашеству» свт. Игнатия Брянчанинова, заимствовавшего содержание своей книги из творений других св. отцов: «Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих  сновидения;  также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе: по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.  …Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается» с. 346–349]. Далее святитель пишет, что сновидения лиц, просвещенных Божией благодатью, имеют совершенно иной характер, но к нашей теме это уже не относится. Преподобные Варсонофий Великий (отв. 412–415) с. 380–381] и Иоанн Лествичник также предупреждают об опасности доверия снам, и причина указывается та же — подверженность содержания сновидений действию демонов.  «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов», — писал преп. Иоанн Лествичник с. 32].

http://bogoslov.ru/article/6175565

В видах осуществления подобного предложения был образован в 1862 г. особый греко-русский комитет, состоящий из епископов (Деланси, Вильямса, Вайтгауза), духовных лиц (Магана, Пралля, Юнга) и мирян (Рогглеса и Эллиота). Комитет этот в следующем 1863 году начал свои сношения с русскою церковью, отправив в Россию сначала богослова Рогглеса, которому было поручено путем личной беседы со знаменитым русским архипастырем, митр. Филаретом, подготовить почву для решения вопроса о соединении церквей, а затем в следующем 1864-м году пастора Юнга, который по прибытии в Россию делает уже первые шаги к решению указанного вопроса, составив с этой целью, по предложению митр. Исидора, особый меморандум. Указав в нем на давнишнее тяготение американско-епископальной церкви к церкви православно-восточной, Юнг вместе с тем высказывал надежду на установление тесного союза между церквами путем взаимного ознакомления и взаимного общения в таинствах. С целью практического осуществления подобного предложения греко-русский комитет приступил к изданию разного рода трактатов, посвященных изучению истории и вероучения православно-восточной церкви. Так к 1865-му году им изданы на английском языке: Православный Катехизис, Литургия св. Иоанна Златоустог о, Чинопоследования крещения, миропомазания, покаяния, посвящения во епископа, пресвитера и диакона и проч. Результаты этого изучения православно-восточной церкви обнаружились в самом скором времени. Уже на генеральную конвенцию 1868 года поступили многочисленные петиции о пересмотре и восстановлении подлинного текста Никеоцареградского символа, как содержащего в себе основы христианского вероучения. Конвенция однако же не обнаружила должного мужества для удовлетворения указанных петиций. Вместо того она передала разрешение вопроса об исправлении никеоцареградского символа в особую комиссию, которая оказалась еще менее энергичной: она просто признала решение данного вопроса неблаговременным и в силу того бесполезным. Подобное отношение Константинопольского патриарха снова заставило представителей американско-епископальной церкви вместо interkommunion’a подумать об установлении действительного единства между церквами путем соглашения их вероисповедных систем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Современная психиатрическая наука приходит сейчас к тому, что Церковь уже знала давно. Новейшая психиатрия стала способна понимать и расшифровывать целительное значение исповедания грехов, обнаружения человеком в себе всех своих душевных неправильностей и нравственных травм, которые человек сам себе нанес. И одним из таких вскрывателей человеческого подсознания в психиатрической науке является Карл Густав Юнг. Юнг был сотрудником основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (умершего в Лондоне в 1939 году). Всемирное признание Юнг получил как невропатолог, определивший и уточнивший многие концепции современной психиатрии. Юнг отошел от психоаналитической школы Фрейда (взяв все положительное, что в ней есть), считая чрезмерным и научно не оправданным то значение, которое Фрейд, как известно, придавал сексуальному началу в человеке. Юнг называет «архетипами» те образы, идеи, которые выходят за пределы рациональной жизни отдельной личности и передаются из поколения в поколение. Юнг утверждает, что не только сознательно, но и бессознательно человечество жаждет Спасителя, ощущая свою земную жизнь, смертную и дисгармоничную, как нуждающуюся в спасении и в Спасителе. И, например, видения людьми в наши дни летающих в небе дисков, думает Юнг, есть знак этой современной подсознательной жажды. Знаки и символы Спасителя вообще являются наиболее значительными из всех первоначальных символов (архетипов) человечества. Дело не в том, говорит Юнг, существуют ли эти летающие диски в действительности, но самый факт, что так много людей убеждено, что они их видели, доказывает, что человечество подсознательно молится о лучшем, более мирном существовании. Изображения круга, диска и куба всегда в человечестве считались символами совершенства, полноты, божественности. Такие научные теории Юнга, не будучи полным объяснением жизни, не противоречат религиозному взгляду на мир и на человека. Юнг в значительной степени помог современной психологии и психиатрии освободиться от деградирующей, профанирующей человека фрейдистской теории, сводившей все подсознательное в человеке к половому инстинкту. Юнг научно расширил, обогатил область подсознательного и показал всю реальность и необходимость сублимации, преображения подсознательного в человеке. Еще Адлер отверг главную предпосылку учения Фрейда о сексуальной основе подсознательного мира в человеке и расширил внутренние мотивировки человека. Карл Юнг пошел еще дальше. Он пришел к утверждению реальности и психологической законности религиозной правды. Антропология Юнга связана с глубинами духовного человеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Рим всегда был для этой церкви мачехой, тогда как истинная мать ее – православный восток (544–548). Единение англиканской церкви с восточною представляется ему возможным и желанным (574–575, 584–585). Он с особенным удовольствием отмечает существующее в англиканской церкви почтительное отношение к востоку и усиленно развивающееся в ней в последнее время стремление к единению с его церквами. Благоприятное в этом смысле обстоятельство он видит в том, что некоторые из восточных обрядов (напр., троекратное погружение или употребление квасного хлеба при евхаристии) допускаются и предписаниями церкви англиканской (323–324, 370–371). Мысль о церковном единении побуждает автора обратиться к исследованию тех разностей в учении и обрядах, какие существуют между восточною и англиканскою церквами (Стр. 550–554). Сведения о восточной церкви в этом случае он сообщает по пространному катехизису и по рассказам некоторых иностранных писателей, в особенности Ниля, Юнга, Леруа-Больё и еп. Гэля. Эти рассказы, как напр.: подробное и картинное описание Леруа-Больё всей обстановки и процедуры нашей русской исповеди, читаются с большим интересом. Вывод, к которому автор приходит в своем исследовании, весьма отраден с точки зрения его объединительных стремлений, так как разности, существующие между церквами востока и Англии, оказываются, по его мнению, не важными и могут быть устранены без особенных трудностей. К сожалению, примирительное настроение автора побуждает его в настоящем случае не особенно критически относиться к своим источникам и чрезмерно умалять и сглаживать отличительные особенности церквей, тогда как, при правильном к ним отношении, разделение между православием и англиканством несомненно должно было бы представиться исследователю гораздо более серьезным и глубоким. Ссылаясь на Леруа-Больё и на рассказы Юнга о разговорах с Московскими митрополитами Платоном и, вероятно, Филаретом, а также с каким-то русским известным священником, автор напр. заявляет, что восточная церковь понимает пресуществление не в физическом и телесном смысле, а в таинственном и мистическом, а

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 Преосв. митрополит Киевский Филарет знал творения свв. от­цов и учителей церкви совершеннейшим образом, и сам был бо­гословом – священно-проповедником веры и благочестия христианского в духе свв. отцов и учителей церкви православной. Сколько он был царелюбивым иерархом и патриотом, столько был взаимно почита­ем от Благочестивейшего Государя Императора Николая II-ro Незаб­венного. Честные мощи сего митрополита в 1882 г. – при погребении тела высокопреосвященнейшего М.К. Филофея – были обретены нетленными. Над гробом его совершаются литии, и по них моления об исцелении болящих. И сии исцелеваемы бывают. П. Н. Ф. Примечание от Редакции: Различаем чудеса, о которых свидетель­ствуют хотя и компетентные, но частные лица, от чудес в соб­ственном смысле, засвидетельствованных и призванных таковыми высшею церковною властию. 3 Из числа таковых был Виктор Сильвестрович Гогоцкий, сын кафедрального протоиерея К.-Подольска, и родной брат профессора Киевской Дух. Акад. и университета св. Владимира Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого. 4 Одну из таковых наименую здесь. Это «Ночи Эдуарда Юнга». – Отец Михаил говорил нам: «это бесценное творение: читайте его. Но не читайте Гете: ибо Гете – пантеист». Книга Юнга была в биб­лиотеке родителя моего, который собрал и много других книг, не менее драгоценных, наприм., «Иисус на кресте, или жертва прими­рения Бога с человеками». – Познай себя – И. Месона и множество дру­гих, как богословских, так и исторических и философских. 5 Этим вепрем Митрополит Киевский Филарет называл Лютера. К нему же относил и сказанное в Писании об уничтожении празд­ников в церкви. П. Н. Ф. 6 О. Иннокентий (Новгородов) был студ. Киевской Д. Акад. в к. XV-м (1847–1851), Рукописи лекций о. Михаила сохраняются у протоиерея о. Михаила Богданова – студ. XII-ro к. Киевск. Акад. и у протоиерея о. Георгия Панова – студ. XIV-ro к. Киевск. Д. Акад. Часть оных – обличение неверия – передана была сим мне, а мною послана была в редакц. Д. Ч. П. Н. Ф. 9 Она была из купеческого рода. Родной брат ее отец иеромо­нах Киево-Печерской Лавры, Александр, был типографом лаврским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

– Не почувствовали ли вы при чтении святых отцов, насколько Фрейд по сравнению с ними, как метко сказал Андрей Феликсович Копьёв, ученик-подготовишка? – Конечно, почувствовал. Кто-то из писателей сказал, что на фоне того, что знали о бессознательном святые отцы, Фрейд – детский лепет. Но увлечение Фрейдом я пережил еще до начала воцерковления, читая религиозных философов. У психологов больше соблазна вызывал и вызывает Юнг. Фрейд – грубо отесанные камни, а у Юнга всё очень заманчиво, с одной стороны, фундаментально и глубоко, с другой стороны, ясно и понятно. На самом деле он эзотерик, пошедший дальше своего учителя. Фрейд пытался разрушить в себе и других образ Бога-Отца (иудаизм не признает Троицы, а только Бога-Отца). Юнг же имел контакт с богоборческими силами, разрушая сами основы христианской веры. – А ведь многие полагают, что Фрейд – либидо, зато Юнг – духовная психология. – Духовная. Но каковы корни, каков источник этой духовности? Теософия, антропософия, эзотерика, магия, чародейство. На мой взгляд, он опаснее Фрейда, так как уходит от его примитивных идей, а соблазняет людей более тонкими вещами. Особенно падки на это молодые, неопытные люди. Необходимо христианское прочтение всей линии, связанной с бессознательным. Для православного человека бессознательное – сверхсознательное, а для психоаналитика – подсознательное, то есть то, что вне сознания, в подполье. Грамотное прочтение могло бы стать духовной защитой для молодых людей, особенно для тех, кто интересуется антропологией. Хорошо, что сегодня очень много доступных богословских текстов. Чтобы понять святоотеческую литературу, нужна определенная подготовка. Но есть и авторы, обращающиеся к современному человеку. Прежде всего, митрополит Антоний Сурожский. Его глубокие по содержанию проповеди одновременно просты и понятны неподготовленному читателю. – Как психолог вы всю жизнь были связаны с педагогикой? – Нет, я работал в Психологическом институте, где больше занимался теоретической наукой. Но в 1984 году была объявлена очередная реформа советского образования.

http://pravoslavie.ru/4560.html

Сегодня день Ленина и все отдыхают. Наши войска взяли Варшаву, Лодзь и Краков. Появилось Кенигсбергское направление. 3 марта 1945 г. Всю эту неделю не ходил в школу. Написал письмо Лене и Яковенко. Отец приехал из Старого Крыма, где наголодался и просит помощи, а помочь нечем. Сегодня работаю вечером. 3 мая 1945 г. Вчера и позавчера праздновали. Все время был с Колей, учили физику. Анатомию сдал на четыре. Коля учил меня танцевать. Он вскружил мне голову Бакинским училищем и теперь я мечтаю попасть туда. Вчера в 11 ч. 5 мин. вечера сообщили о взятии Берлина. Наши войска соединились с союзниками. 12 апреля умер Рузвельт. Сегодня сообщили, что Гебельс и Гитлер застрелились. В Италии немцы капитулируют. В общем война в Европе идет к концу. Отец все сидит. На фабрику пришел американский дизель и уже стоит на ремонте, поплавились подшипники. В военкомате занятия кончились. С 8 апреля по 28 был на облаве. 29 на фабрике был вечер. 13 мая 1945 г. Наконец мы победили и война окончилась. 9-го пала последняя столица, которая еще была у немцев: Прага. 9-го был парад, мы с утра поехали за цветами, узнал я о конце войны примерно в 7 утра. Сейчас идет разоружение остатков немецких войск. Я опять работаю в гильзовом на подъемной машине и мимоходом учусь регулировке. 6-го был в военкомате, сдавали нормы по ГТО: гранату, прыжки, бег на километр. ЗА ЛИНИЕЙ ОГНЯ. ДНЕВНИК КОЛИ УСТИНОВА Этот короткий дневник - хроника Колиного превращения из мальчика в мужчину. Вот он, 12-летний, ныряет с причала во Владивостоке, купается с мальчишками в море - и вот уже бороздит океан, он - юнга «огненных рейсов». И неважно, по зову ли сердца пошёл он тогда в порт в надежде, что его, салагу, безотцовщину, возьмут в море, или просто от голодухи... Дневник Коля вёл и в плавании, но тогда помполит отобрал записи: по закону военного времени это каралось... Вот что осталось за кадром: Николай Устинов стал участником международных конвойных рейсов и одиночного плавания, в будущем дорос до капитана. Он доставлял стратегические грузы из стран-союзниц - под огнём противника. Побывал в Ванкувере, Олимпии, Сан-Франциско, Сиэтле, Портленде, Майами... После войны ходил в Корею и Китай. Учился в Одесской мореходке, окончил Владивостокское училище. Полвека трудился в Сахалинском морском пароходстве. Окончил исторический факультет. У Николая Васильевича Устинова - две дочери, четверо внуков и 41 награда. Самая дорогая - за те годы, что ходил юнгой палубным, защищая страну.

http://pravmir.ru/creative/malenkie-svid...

1818 и 1812 гг.; 4) священнику Симеону Платонову – «Письма к другу об ордене свободных каменщиков» изд. 1816 г.; 5) священнику Иоакиму Кочетову – «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова» изд. 1820 г. и «Победная повесть» Юнга Штиллинга, изд. 1815 г.; 6) протоиерею Иоанну Данкову – первые четыре книжки «Сионского Вестника»; 7) протоиерею Тимофею Вещезерову – «Толкования на деяния и послания апостольские» г-жи Гион, изд. 1820 и 1821 гг.; 8) протоиерею Иоанну Грацианскому – «Толкования на Апокалипсис», г-жи Гион, изд. 1821 г.; 9) священнику Тимофею Никольскому – «Толкования на Евангелия», г-жи Гион, изд. 1822 г.; 10) священнику Иоанну Добронравину – «Толкования на книги Экклезиаста, песнь песней и премудрости Соломоновой» изд. 1823 г.; 11) священнику Михаилу Малеину – «Краткий способ молиться», г-жи Гион, изд. 1822 г. и «Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской», изд. 1821 г. и 12) священнику Александру Рождественскому – последние четыре книги «Сионского Вестника». 5. Инструкция м-та Серафима комитету для рассмотрения мистических сочинений В руководство комитету преосвященный Серафим сам составил подробную инструкцию, которая наглядно свидетельствует как о том впечатлении, какое производило, на правительство вообще и в частности на церковную иерархию, непомерное распространение в обществе мистической литературы, так и о пастырской ревности первоиерарха русской Церкви. Вот эта замечательная инструкция: 1) Каждый член комитета, получив книгу для рассмотрения, должен сохранять всякую скромность касательно порученного ему дела. 2) Впрочем, не возбраняется членам комитета просить советов или наставлений как взаимно друг у друга по доверенности, так наипаче у тех лиц, которые указаны будут для сего президентом. 3) Каждый член комитета, получив назначенный ему труд, должен заняться без всякого отлагательства. 4) Должен заниматься оным не поверхностно, но с глубоким вниманием, призвав на помощь Подателя смысла, дабы мог узнать во всей полноте и представить себе во всей ясности рассматриваемое им сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010