Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин. Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки. В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия. Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма. Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. " Кто ты и куда идешь? " - тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. " Я здешний инок " , - отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. " И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе " . " Кто ты? " , - спросил Афанасий. " Я Матерь Господа твоего " , - отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

http://isihazm.ru/?id=653

Патриарх побывал в храмах в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в пещерном храме свв. Антония и Феодосия Печерских. В завершение посещения Саровской Успенской пустыни Предстоятель Русской Церкви побывал в часовне на месте захоронения преподобного Серафима, после чего направился в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . У Святых врат Предстоятеля встречали настоятельница монастыря игумения Сергия, иерархи Русской Православной Церкви, духовенство Нижегородской епархии. Проследовав в Преображенский собор, Святейший Патриарх приложился к мощам преподобного Серафима Саровского, после чего преподал собравшимся Первосвятительское благословение. Затем в Патриарших покоях обители состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий , расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Саров. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Поклонение святыням Саровской Успенской пустыни. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Встреча с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа.   10 сентября В праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского и Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. По совершении Божественной литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Кирилл выехал в Арзамас. По дороге Святейший Патриарх сделал небольшую остановку в деревне Ореховец, где побеседовал с местными жителями и благословил их. В Арзамасе у Свято-Воскресенского кафедрального собора Его Святейшество встречали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, мэр города А.Н. Мигунов, благочинный Арзамасского округа священник Димитрий Ивин.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

В начале в Гааге XIX века трудами будущей королевы Нидерландов Анной Павловной создан домовой храм в честь святой Марии Магдалины. В начале XX века церковь была переведена в другое место, где и находится до сих пор. В 1936 году в Гаагу был переведён иеромонах Дионисий (Лукин), с именем которого связано создание православной миссии в Нидерландах. В 1938 году в русский православный приход вошли первые два голландца, а в 1940 году трудами отца Дионисия к Православной Церкви присоединилось двое бенедиктинских монахов — Иаков Аккерсдейк и Адриан Копорал. В 1945 году православная диаспора в Нидерландах стала жертвой юрисдикционных конфликтов. Отец Дионисий, сохраняя верность Матери-Церкви, вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) вернулся в лоно Русской Православной Церкви, но Иаков и Адриан, перешли в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, основав в Гааге голландскоязычный приход в честь святого Иоанна Крестителя. Наконец, небольшая группа верующих осталась в юрисдикции Западноевропейского русского экзархата, подчиняющегося Константинопольскому патриарху. После второй мировой войны многие люди, насильно перевезённые на Запад, остались там жить, в том числе в Голландии. Представители второй волны русской эмиграции осели, главным образом, в Роттердаме, где они вскоре и образовали православную общину. В 1947 году иеромонах Дионисий возглавил ставропигиальную православную миссию, преобразованную позднее в благочиние. В 1952 году небольшой приход монахов Иакова и Адриана послетил архиепископ Иоанн (Максимович), который будучи горячим поборником восстановления национальных православных Церквей в Европе, владыка Иоанн одобрительно отнесся к деятельности православных голландцев-миссионеров. В 1954 году эта община вошла в епархию архиепископа Иоанна, который тогда же рукоположил отца Иакова в иеромонаха и назначил священником в приход Иоанна Предтечи, преобразованный в женский монастырь. Его основу составили монахини-бенедиктинки, перешедшие в Православие. Эта обитель поставила перед собой задачу свидетельствовать среди местного населения о Православии.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Ниде...

Сегодня этот монастырь, уже однажды - в XIX веке - переживший и закрытие, и возрождение, вновь набирает силу. Москвичи ездят и ходят сюда - и на службы, и просто к святыням. Моя знакомая Анастасия Андреевна - «к обручу». Обруч - в часовне, цепочкой прикреплен к списку с древнего образа Иоанна Крестителя, лежит в ларце на подушечке - желающие надевают его на голову. Рядом - несколько заламинированных бумажных листов: тропарь и молитва. Тут же и масло. У масла - бумажная табличка: «Братья и сестры, благославляется помазывать только лоб». Сам древний образ с частицей мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - тот самый, которому уже было 100 лет, когда в середине XVII века его носили по Москве царскими крестными ходами, - находится в соборе, но где именно, отчего-то спросить не решаюсь. В соборе полутьма и тихо. Проходит и неслышно исчезает монахиня. Осматриваюсь. В правом приделе из темноты зовет-мерцает Казанская. Образа с частицами мощей. Вот - преподобный Серафим. Гробница. На мраморной крышке - сухие и бледные лепестки роз, а приложишься - и чувствуешь: пахнут. Это гробница блаженной схимонахини Марфы, подвизавшейся здесь во времена первого из Романовых. Кланяешься, как любимым родственникам: здравствуйте! И вы здесь, и вы - как же здорово! - ой, и вы! Вот икона великомученицы Анастасии Узорешительницы с частицей мощей, а вот - святителя Николая, а вот - наших, недавних, дивеевских: блаженной Пелагии, Параскевы, Марии. И каждая - в полном соответствии с рекомендациями на табличке - словно помазывает тебе лоб, и что-то проступает в воздухе, он густеет и будто сам становится маслом. Но образ-то Крестителя Господня не находится, вот в чем дело! Не хватило, стало быть, мне ламинированного тропаря. Иду к свечнице. «Да как же вы не видели? По лесенке вверх - у Казанской!» Вон он. Проявляется в полусумраке над солеей, светится темной краской. Самый непостижимый для меня из святых - полуангел. Достаю из рюкзака канон и иду читать под лампу. Храм Иоанна Воина на Якиманке

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

27 мая 1914 года в обитель приехала Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В этот день летописец скита писал: «Сегодня в 10-м часу утра прибыла в Оптину пустынь Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Преосвященный Михей, встретив Ее Высочество в Введенском соборе, сказал краткое приветственное слово. Великая княгиня, отслушав литургию и молебен, отбыла в приготовленные для нее покои. Вечером Ее Высочество посетила больницу и милостиво беседовала с больными. 29 мая. Сегодня Великая княгиня причащалась Святых Таин за поздней литургией, которую служил преосвященный Михей. В 5 часов вечера Ее Высочество прибыла в скит в сопровождении своей казначеи и проследовала в храм святого Иоанна Предтечи, где после краткого молебствия о ее здравии отец скитоначальник поднес высокой гостье образ святого Иоанна Крестителя в массивной сребропозлащенной ризе и просфору. Отслушав вечерню, Ее Высочество осматривала новый храм, библиотеку, кладбище, соборную келию (“правило”), кедровую рощу, трапезу и посетила келии отца скитоначальника, старца отца Нектария и монаха Иова. Преосвященный Михей и братия сопровождали Августейшую посетительницу. В келии скитоначальника Великой княгине были поднесены деревянные изделия скитян и “Описание скита Оптиной пустыни” [архимандрита Леонида (Кавелина) ]. В свою очередь Ее Высочество пожаловала скиту: свой портрет с собственноручной надписью, описание основанной ею Марфо-Мариинской общины сестер милосердия и просфору. Во время пребывания Великой княгини в скит был допущен и женский пол. В 8-м часу Ее Высочество отбыла в монастырь. 30 мая. В 5 часов, по возвращении из Шамордина, Великая княгиня посетила старца отца Нектария и долго с ним беседовала. В 8-м часу, после вечерни и молебна, преосвященный Михей сказал прощальное напутственное слово, заключив оное земным поклоном; владыка, а также вся присутствовавшая братия земно поклонились Великой княгине. До парома Ее Императорское Высочество шли пешком в сопровождении братии и множества народа. На пароме во время переправы певчие пели догматик “В Чермнем мори...”. Чудная погода, прекрасный звон колоколов, стройное пение, масса народа и при этом полный порядок делали проводы торжественными» 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава VII. Монастырские здания XVII столетия I Древнейшее сведение о числе монастырских зданий в XVII столетии находим в переписных книгах Московского Уезда переписи Стольника Князя Владимира Волконского да Подьячего Моисея Глухова, 186 (1678) году (а, следовательно, спустя 21 год после построения Воскресенского монастыря). Сведение это состоит в следующем: В Сурожском стану, в монастырских в вотчинах написано: «По Указу блаженные памяти и повелением Великого Государя и Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея, Великие, и Малые и Белые России Самодержца, построен вновь со 166 году, монастырь Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, а около монастыря ограда деревянная рублена в две стены, около же монастыря обошла река Истра. В монастыре церковь Соборная Воскресение Христово, деревянная с трапезою, да церковь каменная, что строена бывшим Никоном Патриархом с Иерусалимского образца, не довершена, а в ней три престола освящены: престол Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, что именуется Голгофа, да престол Святого Пророка Иоанна Предтечи под Голгофою, да престол Успение Пресвятые Богородицы, да на градней стене у хором, где жил бывший Патриарх Никон , церковь трех Святителей, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, древяная; а в монастыре кельи властинские и брацкие древяные 99 , а хлебня, поварня, квасоварня, кузница каменная. Да за монастырем церковь каменная на островку, что именуется пустыня, в которой маливался в Великий Пост бывший Никон Патриарх , а в ней освящено два престола: престол Богоявление Господне, да престол Петра и Павла. А что к Воскресенскому ж монастырю, по Указу блаженные памяти Великого Государя и по изложению Святейших Патриархов (1667 г.). Да подмонастырское ж село Вознесенское, что была деревня Котельникова, на реке на Истре, а в нем церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, да в пределах Покрова Пресвятые Богородицы, да Святого Пророка Илии, да церковных причетников: Поп Елизар Алексеев, у него сын Филька 10 лет, Поп Архип Емельянов Дьячок Иван Андреев , у него детей Ивашко 3 лет, Сенька году, Костя Алексеев, у него детей Васька 15 лет, Купреянко 10 лет, Алешка 7 лет, Гришка 6 лет, Ивашко 3 лет, Андрюшка десяти недель, Просвирня Танька Васильева дочь, у нее сын Степка Панкратьев вдов, Стряпчий крестьянский сын Иван Аристов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. 25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.

http://pravoslavie.ru/523.html

После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания , написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м. В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий , о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского . Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Собор Всех Святых Известно, что Собор построен очень быстро потому, что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: Нектарий и Феофан - иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания - 1542. Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй - завершение отделки - 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища. Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части - фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе - пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном - Престол уготованный, в южном - Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища - Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.

http://sobory.ru/article/?object=06698

“Единый святой — есть явление чрезвычайно драгоценное для всего человечества. Святые фактом своего бытия, хотя бы и неизвестного миру, но известного Богу, низводят на землю, на все человечество, великое благословение Божие”. Это — слова из книги “Преподобный Силуан Афонский”. Перед смертью о. Софроний говорил: “Я хочу, чтобы слово святого Силуана стало известно всему миру”. А за день до своей кончины в июле 1993 г. старец благословил своего сподвижника схиархимандрита Симеона и еще несколько человек на создание Ассоциации преподобного Силуана Афонского. Каждой эпохе Бог дает тех святых, в которых она нуждается. О. Софроний считал, что именно преподобному Силуану есть что сказать человеку конца XX столетия. Сейчас как никогда Церковь и мир нуждаются в опыте познания Бога, основанном не на книжной эрудиции, а на непосредственном проявлении действия Святого Духа. Опыт преподобного Силуана, десятилетиями плакавшего “до великих слез” о том, чтобы мир “познал Бога Духом Святым”, особенно важен[ 1 ]. Цель Ассоциации — осмысление свидетельства преп. Силуана Афонского и схиархим. Софрония. Членом Ассоциации может быть любой христианин, которому дорого это свидетельство. Объединяющая людей из разных стран, Ассоциация имеет единый духовный центр. Это Иоанно-Предтеченский монастырь в Англии, в графстве Эссекс. Секретариат Ассоциации находится в Швейцарии. Пока существуют две формы деятельности: организация ежегодных встреч (одна из них прошла в октябре 1994 г. в Швейцарии) и публикация бюллетеня Ассоциации. В задачи Ассоциации входит также распространение, публикации, переводы работ о. Софрония. Мы приводим заметку об о. Софронии, опубликованную в Бюллетене 1 за 1994 г.[ 2 ]. СМЕХ СТАРЦА[ 3 ] 11 июля 1993 г. от нас ушел человек, который был одной из наиболее значительных фигур в духовной жизни современной Православной Церкви. В возрасте 96 лет отошел в вечность архимандрит Софроний, ученик святого Силуана и духовник монастыря Св. Иоанна Предтечи в Молдоне (Великобритания). Этому событию уделили внимание различные средства массовой информации, включая “Таймс”. “Франс Кюльтюр” за 31 октября  и 1 ноября  поместила  заметки  о. Симеона,  игумена  монастыря  св. Силуана, в которых обрисован духовный путь о. Софрония и воспроизведены в очень живой и трогательной манере некоторые черты его личности. Отрывки из этих заметок мы предлагаем читателю.

http://pravmir.ru/associaciya-prepodobno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010