Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена была в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известнаго Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроющагося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы (святого евангелиста Иоанна Богослова) ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, шиоина - 8 саженей, высота 13 саженей. В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарснаго дерева. Все иконы (20), писанныя в 1781 году, за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никит. Уваров; возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 года.

http://sobory.ru/article/?object=02442

В 1812 году, когда в Москву вошел Наполеон, монахини тайно ушли в Хотьков монастырь. Имущество монастыря было разграблено и сожжено. Решением Священного Синода 1813 года Ивановский монастырь был упразднен, а в 1859 году по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) государь император Александр II утвердил проект восстановления обители. В начале 1860 года началась ломка ветхих зданий монастыря. Однако строительство затянулось почти на 20 лет. С возобновлением в 1879 году монастыря при нем были организованы церковное училище для девочек-сирот и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестер обители, ясли для детей-подкидышей. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были отобраны. Монастырский Собор святого Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Затем в монастыре находилась школа НКВД, позднее МВД. В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был приписан к храму святого князя Владимира. В его восстановлении активно участвует Московское благотворительное братство святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас в монастыре силами Братства открыта часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи, реставрирован больничный корпус, восстановлен и освящен больничный храм преподобной Елисаветы. Первая служба в храме состоялась 28 апреля 1995 года, в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Монастырь был основан около 1746 года. В 1752 году строительные работы были завершены, к этому же времени относятся и росписи храма. Перед революцией 1821 года монастырь процветал. Монахи обители оказывали большую помощь повстанцам, борющимся с турками, поэтому в 1833 году власти монастырь закрыли. Обитель пребывала в запустении до 1981 года, когда начались работы по его восстановлению. Неутомимыми трудами игумена обители и ее братии, а также благодаря многочисленным пожертвованиям христиан, монастырь теперь вновь процветает и славен, как и в былые времена. Монастырский храм с восьмигранным куполом построен в византийском стиле. В его архитектуре заметно влияние афонского зодчества. Храм – характерное сооружение поствизантийского времени. Перед входом в монастырь расположена часовня Иоанна Предтечи, на стенах которой сохранилась красивая роспись. Огромный кипарис, растущий за храмом, считается самым большим на Балканах. Во время фашистской оккупации Греции в его ветвях прятались партизаны. Престольные праздники монастыря святого Власия Стилида – 11 февраля и 6 августа. Ксиньядский монастырь Богородицы Милующей Монастырь Богородицы Милующей находится в деревне Ксиньяда (провинция Домокос). Он был основан в 1962 году. В видении жителям деревни была явлена икона Богородицы, которую они и обнаружили зарытой в земле на глубине полутора метров. По стилю икона относится к эпохе иконоборчества. Она сохранилась в прекрасном состоянии, несмотря на то, что много веков пролежала в земле. На иконе есть надпись «Матерь Бога Милующая». Эта икона является главной святыней Ксиньядского монастыря, названного в ее честь. На том месте, где была найдена икона, возведен небольшой храм. Но так как к обретенному образу стекалось большое количество паломников, в 1965 году был заложен более просторный храм. Он сооружался силами и на средства верующих. Работы шли быстро, и в августе 1966 года храм был освящен. Рядом с храмом выстроили кельи и подсобные помещения. Новый монастырь освятили в 1972 году. Вскоре он приобрел большую популярность и славу. Инок Герасим составил Последование Обретения иконы, которое празднуется 21 июня. В монастыре стараниями игумена и паломников построен дом престарелых, где ухаживают за пожилыми людьми, приходящими сюда со всей округи.

http://pravoslavie.ru/41410.html

С именем царя Ивана Грозного связано первое письменное упоминание монастыря в 1557 г. Царь посетил Белевскую крепость и монастырь при объезде южных рубежей Руси. В 1614 г. монастырь имеет, согласно описи, 5 деревянных храмов: Преображенский собор, церковь святого пророка Иоанна Предтечи, церковь святителя Петра Московского, великомученика Димитрия Солунского и надвратную Никольскую церковь. После сильного пожара в 1681 г. собираются вклады «на церковное строение каменного дела». В 1683-1686 г.г. возводится каменный Преображенский собор, по своей архитектуре принадлежавший к распространенному на Руси типу храмов «двустолпных с кокошниками», строятся церкви в 1693-1697 г.г. – надвратная свт. Алексия Московского, в 1698-1700 г.г. – Введенская, в 1706-1712 г.г. – домовая во имя св. Иоанна Предтечи. Формирование основного монастырского ансамбля завершилось в середине XIX в. после строительства колокольни и пристройки к ней корпусов Духовного училища. 7 сентября 1921 г. постановлением Тульского губисполкома 82 монастырь был закрыт. В безбожной власти в храмах были устроены склады, в келейные корпуса заселены мирские жители и все это было названо «Краснорабочим поселком». 15 апреля 2008 г. постановлением Священного Синода в обители возобновлена монашеская жизнь. Особенность Спасо-Преображенского монастыря состоит в том, что для Тульской земли он является единственным сохранившимся архитектурным ансамблем XVI-XIX в.в. Каменный, пятиглавый Спасо-Преображенский собор освящен в 1686 г. Это уникальный памятник древнерусского храмового зодчества. До настоящего времени собор сохранил практически всю свою первоначальную объемно-пространственную структуру, за исключением следующих изменений: с северной стороны собора в 1734 г. был построен, а в конце XVIII в. упразднен придел во имя св. Архангела Михаила; в начале XIX в. была разобрана, пострадавшая в пожаре верхняя часть колокольни; в 1854 г. пристроен западный притвор, в монастырских документах называемый сенями. Центральный световой барабан храма поддерживают два столба, от которых ко всем четырем стенам перекинуты подпружные арки: на северную и южную по одной арке, на западную и восточную – по две. Между двух подпружных арок, перекинутых на западную и восточную стены, устроены полулотковые своды. По углам четверика храма – сомкнутые своды, на которых стоят глухие угловые барабаны. Основания угловых барабанов расположены не на щелыгах сомкнутых сводов, а смещены к углам четверика. Собор имеет трехчастную абсиду. На западе к храму примыкает притвор, который являлся нижним ярусом первоначальной колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=04684

В соборном Успенском храме находится главная святыня монастыря — Сицилийская или Дивногорская чудотворная икона Божией Матери, Которая изображена на этой иконе сидящею на троне с младенцем на Ее лоне. Явление этой святой иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии, где в то время было не мало православных христиан, отправлявших православное богослужение. Этим и объясняется то, что святая икона написана в грековизантийском, а не романском стиле и изображение на ней православное, вследствие чего и Богомладенец изображен благословляющим обеими руками именословно, чего не делается в Западной церкви. По преданию, эта святая икона из Сицилии уже после взятия Константинополя турками (когда многие греки переселились в Сицилию и Италию) была принесена в Россию, и Дивногорский монастырь получил ее от его основателей. В нем особым почитанием она пользуется с 1831 года, когда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась холера, появившаяся в городе Коротояке. Кроме Успенского храма, в монастыре, на верхнем скате горы, в меловом столбе, находится пещерная церковь святого Иоанна Предтечи. Она высечена на высоте более 40 сажень над уровнем реки Дона. Алтарь возвышен над церковью на несколько ступеней, иссеченных в меловой горе; престол, горнее место и клиросы высечены из камня. Начало этой церкви, думают, положено еще здешними первопустынниками Ксенофонтом и Иоасафом; расширение же ее было делом последующих подвижников. На правой стороне, со входа в церковь, высечена внутри горы к северо-востоку пещера длиною в 23 сажени, а шириною аршина в один с половиною; начало ей положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и погребены у входа в пещеру; впоследствии она была продолжена другими; закончена она в позднейшее время. В противоположную сторону со входа начата пещера еще в прошлом столетии, а 1857 году проведена вниз к строениям монастырским и запирается здесь железною решеткой. В 2 верстах от монастыря на юг, по дороге в город Остроженск, в меловом столбе, над рекой Сосною, высотою на 40 сажень над уровнем воды, находятся остатки другой пещерной церкви. В церкви на стенах старинные изображения преподобного Феодосия Печерского, Ксенофонта и Иоасафа и др. По вместимости эта пещера-церковь была меньше церкви святого Иоанна Предтечи. Теперь вместо нее здесь часовня. Позади храма, вокруг, устроены пещеры в роде узкого коридора. Близ этих пещер совершаются проводы и встреча Сицилийской чудотворной иконы при отправлении ее из монастыря и возвращении. Икона носится с крестным ходом в города Остроженск (с 29 августа по 29 октября), Коротояк (с 1 по 14 августа), город Бобров и слободу Алексеевку (с 20 ноября по 20 февраля).

http://sobory.ru/article/?object=00454

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

С середины XIX века в сохранившиеся монастыри стали приходить новые насельники. Они начинали там свой монашеский подвиг, принимая эстафету и научаясь у тех древних монахов и архиереев Грузинской Церкви, которые служили в это время. Это была новая волна возрождения грузинского монашества. К революции в Грузии уже было несколько больших монастырей, мужских и женских, которые выделялись своей духовностью. Конечно, в первую очередь, это монастырь святой Нины в Бодбе; там подвизались и грузинские, и русские монахини, а настоятельницей была будущая схиигумения Фамарь (Марджанова). Конец своей жизни игумения провела в России: недалеко от Москвы она основала обитель, которая существует и по сей день (Серафимо-Знаменский женский скит. – Прим. ред. ). Монастырь Алаверди. Фото: Михаил и Екатерина/Aerialphoto.Ru/Православие.Ru      Хотелось бы сказать, конечно, и о таком большом и значимом монастыре, в прошлом известном своей духовностью, как монастырь Симона Кананита в Абхазии, в Новом Афоне, основанный монахами русского Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции это был один из главных духовных центров Кавказа. Следует упомянуть и другой монастырь, Драндский – один из древних монастырей и древняя кафедра Грузинской Церкви. Среди других известных обителей назову еще монастырь в Мокви, Илорский монастырь, Гелатский монастырь, Моцамета, Джуматский и Джихетский, Алавердский монастыри, Давидо-Гареджийский, святого Иоанна Предтечи в Гареджийской пустыни и многие другие. Так что к началу XX века духовная традиция в Грузии не только возродилась, но и оказалась настолько сильна, что смогла противостоять гонениям, которым подвергалась Церковь после революции в советские годы. Наши отцы-подвижники сохранили ту духовную преемственность, благодаря которой грузинское монашество смогло возродится сегодня. Архимандритом Рафаилом (Карелиным) была написана об этом книга. – «На пути из времени в вечность»? Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность – Да. В ней много рассказывается о грузинских подвижниках, благодаря которым сохранилось духовное наследие наших древних отцов.

http://pravoslavie.ru/72396.html

Храмовая фреска Распятия Христова Благовещение Пресвятой Богородицы Пятидесятница. Внутренняя роспись храма Суд Пилата и Поругание Христа (внутренняя роспись храма) Фрагмент внутренней росписи храма Место упокоения епископа Ефрема Радауцкого (+1619 г.) Господь благословляет ктитиоров монастыря Колодец. Обязательный атрибут каждого румынского монастыря Монастырь Воронец Монастырь Воронец располагается на окраине г. Гура-Хуморулуй в округе Сучава. В 1488 г. было положено начало монастырю возведением храма св. вмч. Георгия. Во времена св. Даниила Отшельника, чья гробница находится в пронаосе храма, монастырь был славен подвижнической жизнью монахов-исихастов. В 1547 г. наружные стены храма были расписаны под наблюдением митрополита Григория (Рошка), который впоследствии был похоронен в притворе. Уникальные фрески сохранились до наших дней. В 1991 г. монастырь был возобновлен как женский. Собор великомученика Георгия Победоносца (1488 г.) Алтарная часть Георгиевского собора (1488 г.). Страшный суд. Фреска на западной стене храма Страшный суд (фрагмент) Райские обители. Монастырь Сучевица Монастырь Сучевица, женский, основан митрополитом Георгием Мовилой и его братьями в 1586 г. Это была последняя церковь в Буковине, расписанная снаружи, ряд изображений ее росписи – наиболее выдающиеся в Румынии, настоящий «завет древнего молдавского искусства». В монастырском музее находится самая большая и самая богатейшая коллекция средневековых произведений искусства в Молдавии: гробные покровы воевод Иеремии и Симона Мовилы, надгробие с 10000 жемчужин. Собор Преображения Господня (1586 г.) Преображенский собор ночью Внутренняя роспись Преображенского собора Господь Вседержитель Жены-мироносицы. Чудесный улов рыб. Пятый день творения. Души праведных в руке Божией Чудо святого Николая Угодника. Фреска преображенского собора Аллегория дня Церковь Арбор Лука Арбор, генерал из окружения Стефана Великого построил монастырь Арбор между 2 апреля и 29 августа 1503 г. В нем замечательные наружные и внутренние фрески выполненные Драгосом Команом из Ясс. Престолный праздник - Усекновение главы Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery35....

В 1739 г. в пустыни были холодная каменная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя всемилостливого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна. Монастырской братии удалось заиметь " рыбные ловли " на р.Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом I в совместное владение с Чебоксарским Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г. Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 г. 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина. В ведомости Царевококшайского городского магистрата с товарными выписями 1747 г. говорится о торговле хмелем крестьян д.Ежово. В 1747 г. в ноябре " крестьянин Царевококшайской Мироносицкой пустыни деревни Ежовы (Ежово) Василей Андреев отпущен по выписи до Тобольска с товаром домашних ево садов хмелю мятику в 6 торпищах, что на вывес 120 пудов по росценке на 40 рублев " . Крестьянин этой же деревни Тит Алексеев был " отпущен по выписи до Соли Камской " , который отвез хмеля 110 пудов на 44 рубля. Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота. В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу " Займище " Краснококшайского исправительного трудового дома. На берегу реки Малая Кокшага Мироносицкий монастырь (Мироносицкая пустынь) появился в 1652 г. А началось всё 1 мая 1647 г., когда в этом месте был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы со святыми женами Мироносицами.

http://sobory.ru/article/?object=26341

Монахи вели своё хозяйство, занимались рыболовством, имели небольшое свечное производство. Но к середине XIX века численность монастырской братии весьма уменьшилась, монастырь почти запустел, хозяйство пришло в упадок. В связи с этим архиепископ Тобольский Евлампий в 1854 году обратился в Священный Синод с просьбой перевести оставшуюся братию (которой к тому времени и насчитывалось всего два человека) в Абалакский мужской монастырь, а Иоанновскую обитель преобразовать в женскую. В 1864 году было получено на это Высочайшее Утверждение Государя Императора, а обитель, по этому же Указу, стала именоваться Иоанно-Введенскою. Тогда же был освящен второй храм обители – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (празднование 4 декабря по новому стилю). Первая настоятельница монахиня Серафима, прибывшая из Туринского Николаевского монастыря, управляла обителью менее одного года. В 1865 г. пост управления заняла монахиня Дорофея, вызванная из Ново-Тихвинского монастыря. За годы ее управления был введен устав Новгородского Юрьева монастыря, составлен прекрасный монастырский хор, введено неопустительное совершение монашеского правила, чтение Псалтири с поминовением живых и усопших благотворителей обители. Во время трапез были установлены чтения поучений Святых отцов и житий Святых. Сестры выполняли разные виды послушаний: занимались в златошвейной мастерской – вышивали золотом и серебром и шелком. Также налажено было свечное производство, занимались скотоводством и хлебопашеством. В пяти верстах от монастыря на заимке Жуковке были устроены разные хозяйственные службы, мукомольная мельница. Отстроен скотный двор, где содержали немало лошадей, рогатого скота, разной дворовой птицы. Производились строительные работы. В 1866 г. в монастыре было открыто училище на 30 человек для девиц духовного звания, на устройство которого Н.Д. Пущина, вдова декабриста М.В. Фонвизина, пожертвовала 3000 руб. На втором этаже этого здания располагалась иконописная мастерская, в которой ученицы под руководством сестер занимались рукоделием. В достопамятное посещение Тобольска Его Императорским Высочеством, Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея со старшими сестрами обители удостоились поднести Его Величеству икону Иоанна Предтечи, шитую золотом; работы от учениц – туфли, шитые золотом по голубому бархату, и записную книжку, шитую также золотом по малиновому бархату. Также подарили икону святого Иоанна Предтечи Великому князю Алексею Александровичу, побывавшему в Тобольске в 1872 г., написанную сестрами обители.

http://sobory.ru/article/?object=00965

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010