Останки узников были перезахоронены в часовне, теперь монахини регулярно совершают панихиды, молясь об успокоении душ осужденных и замученных здесь людей. Источник: сайт " probelarus.by " Свято-Никольский женский монастырь История возникновения монастыря уходит своими корнями в глубокую древность и связана с сооружением в Могилеве церкви святителя Николая. Первое упоминание о Свято-Никольском храме относится к 1522 г. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец, большой пожар, случившийся в городе, не оставил и следа от деревянного храма. Учреждение Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с деятельностью исторических лиц, имевших непосредственное отношение к церковной жизни. В апреле 1636 г. Киевский митрополит Петр Могила получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 г., когда Могилевской епархией управлял епископ Сильвестр Косов, прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами Святого пророка Иоанна Предтечи и Святого великомученика Димитрия Солунского. Свято-Никольский женский монастырь действовал 82 года. Затем он был преобразован в мужской монастырь, который в 1754 г. был закрыт. С 1754 года до 30-х годов XX века монастырь действовал как приход. Никольский храм стал приходским, однако при нем сохранялись двухклассное церковно-приходское училище и богадельня. С монастырем связана деятельность канонизированного православной церковью архиепископа могилевского и белорусского Георгия Конисского. В 1793 году при архиепископе Георгии было начато строительство зимнего отапливаемого храма рядом с Никольским собором, который был освящен в 1798. Сейчас это Онуфриевский храм. Особую заботу о монастыре проявлял в свое время король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, с помощью которого здесь было открыто духовное училище и основана типография.

http://sobory.ru/article/?object=05612

По прибытии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Землю Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей посетили Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. В состоявшихся затем переговорах Предстоятелей двух Церквей были затронуты вопросы развития паломничества в Святую Землю из Русской Православной Церкви и тематика общеправославного взаимодействия. 10 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил Базилику на месте погребения Божией Матери в Гефсимании и базилику Рождества Христова в Вифлееме, совершил всенощное бдение в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме в день 140-летия со дня освящения этого храма. В ночь на 11 ноября Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию на Гробе Господнем, а 12 ноября Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Продолжая паломничество по святым местам, Его Святейшество посетил монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании и Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон, где совершил заупокойную литию у гробницы архимандрита Антонина (Капустина). Святейший Владыка также посетил монастырь Преображения Господня на горе Фавор, храм Благовещения в Назарете, монастырь Двенадцати апостолов в Тиверии, подворье Русской духовной миссии во имя святой Марии Магдалины в Галилее, русский Странноприимный дом и греческий монастырь святого Иоанна Предтечи на месте Крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан. 14 ноября Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды в реке Иордан. В ходе посещения Израиля и Палестины состоялись беседы Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Израиля Шимоном Пересом, главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, мэром Иерусалима Ниром Баркатом, мэром Назарета Рамизом Джирасси, верховными раввинами Израиля Шломо Моше Амаром и Йоной Мецгером. В Иордании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Королем Иордании Абдаллой II бен аль-Хусейном.

http://religare.ru/2_98848.html

Сильнейший пожар 1658 года уничтожил почти все древние храмовые постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые ярославцы восстановили свой город в еще большей красе. Непрерывно строились десятки храмов: щедрые вклады позволяли использовать лучших строителей и мастеров, лучшие материалы; реализовывать сложные архитектурные конструкции. В год иногда освящали по два-три храма. Купцы спешили оставить о себе память в богоугодных делах зодчества, и в этом порыве возникал даже некоторый дух соперничества: кто лучше, кто щедрее, кто оригинальнее. Именно на этой волне и создавался храм Иоанна Предтечи уже после таких самобытных ярославских жемчужен, как храмы Илии Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста. Храм расположен на берегу реки Которосли. Раньше это было предместье города, заселенное в основном кожевниками, которое называлось Толчковской слободой: для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчково. По местным преданиям, был когда-то на этом месте Вознесенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. До нашего времени никаких документов об этом не осталось, известно лишь, что позже здесь была деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконе Божией Матери. «Ты, поп Конон, в той новой церкви во имя святого славного Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна служил бы шесть недель во все дни, а к приделу велел бы ты иного попа нанять и четыредесятницу велел бы ему служить по тому же», – написал митрополит Ростовский Варлаам (Старорушин; † 1652) в 1644 году в грамоте попу Конону. Но жителям слободы этой маленькой деревянной церкви не хватало, и они просили разрешения на постройку зимней церкви в честь Вознесения Господня, видимо памятуя о разоренном Вознесенском монастыре. Разрешение это они и получили. Но не успели приняться за постройку зимней церкви, как деревянная Предтеченская церковь, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году: «В лето от сотворения мира 7167 (1659) града Ярославля большого Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи деревянная в день Святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутри пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания».

http://pravoslavie.ru/4446.html

На Афоне в настоящее время 20 монастырей из них: 8 штатных и 12 общежительных, 12 скитов, до 800 отшельнических келий и до 10 000 всех иноков, из коих большинство греки и русские, а затем болгары, сербы, молдаване и грузины. Монастыри и скиты св. Афонской горы. 1. Русский Монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона (Киновия т.е. общежитие). Главный собор монастыря посвящен имени святого великомученика и целителя Пантелеимона, котораго честная глава, здесь находящаяся, составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Кроме того, в сем храме находятся и другия святыни следующия: части Древа Креста Господня и св. мощей; частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана Новаго; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины, частицы мощей: св. Иосифа Обрученника, св. Апостола Фомы, преподобнаго Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия победоносца, Димитрия мироточиваго, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мученик дву тму в Никомидии сожженных. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленнаго от Гроба Господня, из котораго сделан седмисвещник. Второй собор — Покрова Пресвятыя Богородицы. Святыни храма сего: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея, Матвея, Луки, Филиппа, Фомы, Варооломея, Варнавы, Иакова Алфеова, Тимофея, Прохора, Фаддея... (стр. с 13 по 20 утеряны). Параклисов четыре: 1) св. царя Константина; 2) св. великомуч. Георгия Победоносца; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому, или сыну его Константию; но вернее, то предание, что ктитор его — вельможа царственнаго двора Комнинов; следоват. он основан не ранее XIII или XIV в. Название производят от окружающих его каштановых рощей. От Костамонита до Зографа один час ходу, до Кареи три часа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715). Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей. Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям. «Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е.). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней. Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора. Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=06566

Со временем Нилова пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Чудотворные нетленные мощи Преподобного были обретены 27 мая 1667 года. Предшествовали этому многие знамения. Так, видели горящую в воздухе свечу над гробницей Преподобного Нила. Ночью наблюдали рыбаки огненный столб над монастырем, затем спустившийся на землю. Нилова пустынь по зданиям своим и в настоящее время, после десятилетий разрухи, может быть причислена к лучшим обителям России. Посреди монастыря находится собор, великолепное четырехугольное здание новейшей архитектуры, во имя Богоявления Господня, с двумя престолами. Внутри собор богато отделан и украшен (начало постройки датируется 1671 г., окончание работ по отделке - 1833 г.). Другой храм - больничный, во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным. Третья церковь - во имя св. Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы - построена на месте пещеры, ископанной преп. Нилом. В соборном храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году. В 1676 г. завершено строительство каменной стены. В XIX в. были построены набережная, Архиерейская пристань (1813), Светлицкая башня (1863), трапезная, братские корпуса. Монастырь имел Гостиный и Конюшенный дворы, доки, кузни, мастерские, больницу, гостиницу, школу, два парохода, подворья в Москве, С.-Петербурге. К монастырю была приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пустынь (осн. В 1701 г., в 30 км от г. Осташкова). К сожалению, старинные постройки монастыря не сохранились, кроме некоторых частей зданий конца XVII века. Великолепный комплекс монастыря, до сих пор поражающий стройностью и красотой архитектуры, возведён был в XVIII-XIX веках. На месте пещеры преподобного позднее была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. Посреди монастыря высится четырехугольный собор новейшей архитектуры во имя Богоявления Господня. Третий, больничный храм во имя Всех Святых, стоящий на месте первой деревянной церкви, до 1833 года был соборным. Слава Ниловой пустыни привлекала такое множество паломников, что старый Богоявленский собор уже не мог вместить всех молящихся. Проект нового собора был заказан выдающемуся петербургскому мастеру Карлу Росси. Но Росси по неясным пока причинам не довёл работу до конца, и новый собор был построен по проекту уже другого петербургского архитектора - И. Шарлеманя. Строительство собора началось в 1821 году и закончилось в 1833 году. Интересно, что этот проект был подготовлен Шарлеманем на конкурс по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Победил, как известно, проект Монферрана, а проект Шарлеманя воплотился в Ниловой пустыни...

http://sobory.ru/article/?object=00012

Христианская любовь, согласно преп. Силуану, распространяется не только на людей, но и на все Божие творение: “Один раз без нужды я убил муху, и она бедная ползла по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай” (Там же, с. 439). Любовь к врагам, по преп. Силуану, выше собственных человеческих сил, это дар Святого Духа. Святой Дух побуждал преп. Силуана жалеть даже бесов за то, что они лишили себя Благодати Божией и Жизни Вечной: “Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу” (Там же, с. 358). Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского началась с общей молитвы. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился протопресвитер Борис Бобринской. Представитель Константинопольского Патриархата огласил приветствие Его Святейшества Патриарха Константинопольского Варфоломея. Патриарх обратил особое внимание на необходимость миротворчества, которое невозможно без любви к врагам. Встрече прислал свое благословение и правящий архиерей — архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов). Президент Ассоциации преп. Силуана Афонского архимандрит Симеон из монастыря св. Иоанна Предтечи в Малдоне (Эссекс, Великобритания) поделился мыслями о значении духовного наследия преп. Силуана для современного Православия. Он говорил также о немалой заслуге архимандрита Софрония (Сахарова), который передал духовный опыт преп. Силуана многим людям в России и на Западе. Для практического продолжения этой духовной традиции о. Софроний основал в Малдоне монастырь св. Иоанна Предтечи, широко известный сегодня благодаря своей миссионерской и благотворительной деятельности и являющийся одним из основных мест православного паломничества в Великобритании. Протопресвитер Борис Бобринской посвятил свой доклад заповеди о любви к врагам в Священном Писании. Наиболее ярко эта заповедь выражена Господом нашим Иисусом Христом в Нагорной проповеди: “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Мф. 5:44–45).

http://pravmir.ru/vtoraya-vstrecha-assot...

Появление храма в «усть Нивы реки» стимулировало приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти дикие края. Со временем это привело к возникновению русской волости – села Кандалакша. 26 мая 1589 года храм Рождества Иоанна Предтечи и волость разделяют участь монастыря, когда «на петрово заговейно» ночью приходили «немецкие люди к морю в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь, и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек». Двадцать лет спустя, зимой 1612-1613 г.г., в тяжёлое Смутное время на Кандалакшу снова напали, теперь украинские казаки и русские изменники. Серьёзно пострадала «Кандалакшская волостишка», «…разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены». Храм не упоминается, возможно, он не был ещё отстроен после нападения 1589 года. В начале XVII столетия правобережье реки Нивы заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они построили на прежнем месте новую Предтеченскую церковь, которая простояла около полутора века. Грамотой «преосвященного Варсонофия» от 23 октября 1751 года изрядно постаревшую к тому времени церковь Иоанна Предтечи разрешено было отремонтировать; поновленная, она к 1770-м годам снова пришла в ветхое состояние. Поэтому рядом со старой решено было построить новую церковь. Строительство храма начали в 1786 году «своим иждивением» местные крестьяне, закончить строительство, из-за недостатка средств, удалось только в 1801 году. К концу XIX в. в Кандалакше существовало две церкви, освященные в честь Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Первая из них «одноглавая, теплая, на каменном фундаменте» была построена в 1865 г. «на Высочайше дарованную сумму» и стояла на месте одноименного храма, сожжённого англичанами в 1855 году (оставшегося от Кандалакшского монастыря). Предтеченская церковь, освящённая в 1801 году, находилась в правобережной части села. Она была теплая, одноглавая, высотой 15 метров, «в виде корабля», с отдельно стоящей колокольней (с пятью колоколами). Церковь отличалась необычной для Поморья конструкцией – пирамидальной ярусностью. Другой особенностью храма были настенные росписи, сделанные поморскими художниками в «простонародном духе». К Кандалакшскому приходу в то время были приписаны церкви и часовни других селений Кольского Севера. По клировым ведомостям начала XX столетия среди них значились церковь в деревне Княжая губа – во имя святого великомученика Георгия Победоносца и две часовни: во имя пророка Божия Илии в Федосьевском выселке и во имя святого преподобного Трифона Печенгского в Бабинском погосте. С 1889 г. в приходе была открыта школа, с декабря 1896 г. действовало церковное попечительство. В церковной библиотеке в 1900 г. имелось 285 книг 83-х названий.

http://sobory.ru/article/?object=45368

В 1598 году монастырь получил от царя Бориса Годунова жалованье, царь велел давать на монастырь ежегодно деньги из казны и продовольствие рожью и овсом из ближайших дворцовых сел. По описанию 1590 года, в монастыре было 30 стариц, в том числе королева Мария Владимировна (в иночестве Марфа), двоюродная племянница царя Иоанна Грозного. Она была дочерью Старицкого князя Владимира Андреевича, вышла замуж в 1573 году за Ливонского герцога, брата датского короля, Магнуса. Король Магнус умер в 1583 году, Мария вернулась из Ливонии и была встречена в Москве с большими почестями. В 1-ой половине 1588 года она была пострижена в монахини с именем Марфа в Богородицком монастыре в Подсосенье. В монастырь попала и ее малолетняя дочь Евдокия (ум. 18.03.1589). В монастыре в конце XVI века находились деревянная Успенская церковь, деревянный храм Воскресения Христова и 30 келий. При монастыре стояли 6 крестьянских домов и 12 «нетяглых» дворов, в которых жили королева, боярские дети и дворовые люди. В Смутное время начала XVII века монастырь запустел и больше не возобновлялся. Согласно описанию 1622-1624 годов, в селе Подсосине стояли деревянная Успенская церковь, построенная в 1616 году Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря, которому принадлежало село. В 1671 году при архимандрите Феодосии построена новая церковь, с употреблением материала от прежней. Феодосии до пострижения в монашество был приходским священником села Подсосенье, а сделавшись настоятелем Троице-Сергиева монастыря, пожелал в своем бывшем приходе устроить более обширный и красивый храм. Также в XVII веке была построена Никольская церковь. В 1827 году в селе, которое находилось во владении помещицы полковницы Е.А. Арсеньевой, на ее средства была построена ныне существующая каменная пятиглавая трехпрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы, в стиле Ампир с трехъярусной колокольней (разрушена в 1950-х годах). Боковые приделы были освящены в честь святителя Николая и святых праведных Захарии и Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00039

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царево-кокшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве. По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года. Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. По некоторым сведениям, деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль. Мироносицкий храм – яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя святых жен мироносиц и придел во имя святого Иоанна Предтечи, а в нижней – теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя святого архистратига Михаила. В начале XVIII b. в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоан на Предтечи. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой (северной) деревянной. К северу от храма в XVIII b. был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной – хозяйственные постройки.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010