О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых. В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы. В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа. В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский. На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины. Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Варл...

Монастырь сыграл значительную роль в размещении русских беженцев из Китая, которые прибыли в Австралию при содействии Епархиального Беженского Комитета. В это время были спешно сооружены три большых барака и несколько вспомогательных зданий. Русская общественность в Австралии живо откликнулась на призыв архиепископа Саввы и десятки машин привозили в монастырь рабочих для выполнения строительных, хозяйственных и полевых работ. После расселения беженцев из монастыря, бараки были переоборудованы в гостиницу для паломников, а позже близ обители были построены небольшие квартиры для пенсионеров, в которых православные пожилые люди могли вблизи храма и монастыря провести свои последние дни. Так возник поселок «Братства Святого Креста», и затем приют для больных и немощных, торжественно открытый 4 августа 1963 года. В 1965 году на расстоянии в несколько сотен метров от монастыря, было начато созидание мужского скита во имя святого Иоанна Предтечи в котором поселились монах Гурий и послушник Михаил Сорокин, который создал Епархиальный свечной завод и мастерские. Именно в них были сделаны паникадило и посвечники для женского монастыря. После протоиерея Антония Галушко духовником и настоятелем храма был назначен протоиерей Тимофей Клопов. За все годы существования обители много священнослужителей участвовали в духовной жизни монастыря — протоиерей Ростислав Ган, протоиерей Михаил Клебанский, протоиерей Никита Чемодаков, протоиерей Михаил Константинов, протоиерей Николай Грант, протоиерей Георгий Скринников (из Канады), протоиерей Сергий Окунев, протоиерей Серафим Ган, протоиерей Борис Игнатьевский, священник Владимир Цуканов, иеромонах Косьма (грек), иеромонах Иоаким Росс (австралиец) и иеромонах Евфимий (Саморуков). Многие новорукоположенные священники и диаконы для приобретения богослужебного опыта проходили в монастыре своё служение. Кроме участия в ежедневных богослужениях, сестры обители занимаются выпечкой просфор для большинства сиднейских храмов. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_женс...

Изменить описание объекта Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь св. Михаила Синадского Церковь Св. Иоанна Предтечи Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Панагия Кукузелисса) Скит Св. Анны Скит Кавсокаливийский Скит Иоанна Предтечи(Продром) Карта и ближайшие объекты Лавра прп. Афанасия Афонского - первенствующий и самый крупный монастырь на Святой Горе, построенный на руинах античного города «Акроафос», находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова недалеко от моря. Обитель была основана в X веке прп. Афанасием, наиболее почитаемым афонским святым. Архитектурный ансамбль обители был сооружён на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки, Василия II и Иоанна Цимисхия. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора, св. мученика Николая II. Лаврские владения обширны – вся южная оконечность Святой Горы, скиты св. Анны и Предтеченский (румынский), Кавсокаливия, Каруля, средоточие этих владений – сама вершина Афонской Горы. Времена подъёма сменялись в жизни Лавры периодами упадка. Число монахов колебалось от шести человек до семи сотен. Множество патриархов (27) и архиереев (145) подвизались в обители. Многие из них по своему великому смирению становились в монастыре простыми послушниками. Константинопольский патриарх Анфим, прибывший в Лавру в 1623 году, нашёл в ней всего шесть монахов и большие долги. Его трудами монастырь не только пережил трудности, но и встал на путь нового расцвета. Велики были заслуги в возрождении обители и другого патриарха Дионисия III. Он жил в Лавре 36 лет и руководил развёрнутым строительством и ремонтом монастырских сооружений. Лавра никогда не страдала от пожаров. Это связано с особым обещанием, данным Божией Матерью преподобному Афанасию Афонскому. В сложные годы Турецкого владычества Великая Лавра стала особножительным монастырём. Восстановление древнего, заповеданного её основателем общежительного устройства произошло в 1980 году и открыло новую страницу в жизни обители. В момент торжественного события из гроба прп. Афанасия Афонского разлилось удивительное благоухание. Сейчас в Лавре относительно немного монахов. Вследствие этого жизнь в большой обители особенно тяжела – отцам необходимо выполнять множество послушаний, а кроме того принимать паломников, которых в Лавре бывает всегда особенно много. Об этом нужно всегда помнить и входить в непростое положение иноков, которые не всегда в состоянии уделить посетителям много времени, тепла и внимания.

http://sobory.ru/article/?object=15907

Судьба православного клира Православное монашество, не признавая созданный католиками на Святых Местах порядок, оказалось в весьма затруднительном положении. Между латинским патриархом и Братством святого Гроба Господня, охранявшим и заботившимся о благосостоянии храма Воскресения, велись непрекращающиеся распри. Чтобы решить эту проблему, латинянами было создано свое братство, подчинявшееся не Иерусалимскому патриарху, а лично папе, которое в скором времени изгнало православных монахов из храма Воскресения и заняло их место. Обосновавшись в главной святыне Палестины, католические монахи очень быстро захватили храмы и монастыри, как внутри, так и вне Святого Града. Особенно много католиков было на Синае, горе Елеон, в Иоасафатской долине, в обителях святого Лазаря в Вифании и святой Анны в Иерусалиме. Католики не только отбирали у православных храмы и монастыри, но и изгоняли последних из жилищ и отбирали их собственность. В погоне за властью католики стали раздавать православные храмы и монастыри монофизитам с единственным условием, что те войдут в их юрисдикцию и под омофор папы. После упразднения главного центра монашеской жизни и оплота палестинского клира, каким было Братство святого Гроба Господня, эту роль на себя приняло подворье обители св. Саввы, находившееся у Давидовой башни. В нем пребывал и игумен святой Лавры, который, в случае отсутствия православного патриарха, признавался католиками представителем Иерусалимской Православной Церкви. Помимо этого подворья, единственной православной обителью в Святом Граде оставался Большой монастырь Пресвятой Богородицы. За чертой Иерусалима православным принадлежали монастыри св. Иоанна Предтечи, св. Иоанна Златоуста, Хозевитский, Архангела Михаила, Каламонский, св. Феодосия, св. Саввы, св. Евфимия, св. Харитона и др. Известно, что до разрыва и прекращения в 1054 году молитвенного общения между Православной и Католической Церквами православные допускались в храм Воскресения и молились вместе в латинянами. После 1054 года православное духовенство имело доступ к Святому Гробу Господню лишь на Пасху.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Живя на Святой Горе, преподобный Киприан не прерывал связей с отечеством. Он вел переписку со своим духовным наставником и воспитателем, блаженным Евфимием, который в то время (после 1360 года) уже занимал патриарший престол в Тырнове. Главными занятиями святого Киприана на Афоне были списывание и перевод книг. К этому делу он был хорошо подготовлен своим воспитанием в Тырнове под руководством блаженного Евфимия, который был хорошо известен своим классическим образованием и трудолюбием. Прилежно изучая произведения церковнославянской письменности, состоявшие из переводов святоотеческих творений, Киприан обогатил свой ум и сердце теми знаниями, которые впоследствии помогли ему сделаться «восстановителем упавшего на Руси (в монгольский период) духовного просвещения». Время, когда святой Киприан жил на Афоне, было периодом развития здесь славяно-сербской письменности. Большая часть привезенных впоследствии святителем на Русь и выписанных им со Святой Горы и из Константинополя славянских рукописей принадлежат трудам сербских иноков XIV столетия. Славянскими переводами на Святой Горе занимались не только монахи славянских обителей: Руссикона, Хиландара, святого Павла, Филофея и Ксенофа. Некоторые иноки из числа славянской братии специально для этого поселялись и в знатных греческих монастырях. Как в Константинополе переписчиков и переводчиков книг привлекал Студийский монастырь святого Иоанна Предтечи, так на Афоне - Лавра святого Афанасия. Из сохранившихся славянских рукописей той эпохи видно, что многие славянские книги были переведены с греческого и написаны в Великой Лавре святого Афанасия. Настоятелем Великой Лавры был в то время игумен Филофей (Коккин), выдающийся подвижник-исихаст, муж просвещенный, известный духовный писатель. В 1353 году он был возведен на патриарший престол Константинопольской Церкви. По оставлении в первый раз патриаршего престола в 1354 году патриарх Филофей до 1364 года пребывал на Афоне. Ученый инок Киприан, занимавшийся переводами с греческого, сделался известным благочестивому Филофею. Отсюда идет их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю любовь и преданность со стороны первого и отеческое расположение и покровительство со стороны последнего. Таким образом, во время второго восшествием святителя Филофея (Коккина) на патриарший престол в 1364 году, Киприан уже состоял при патриархе «ближним его монахом», т.е. помощником.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

Купола храма на круглых световых башнях и высокая, асимметрично поставленная на западной стороне столпообразная колокольня помогают комплексу выполнять роль запоминающегося градостроительного акцента в этой части Аптекарского острова. Два верхних этажа главного здания соединены в один, и в нем устроена высокая просторная церковь во имя Двенадцати Апостолов (освящена 17 декабря 1902 года), рассчитанная на 1000 прихожан. Храм украшали три резных дубовых иконостаса. Беломраморный престол его главного алтаря был украшен рельефными металлическими позолоченными изображениями Рождества Христова, Преображения Господня, Тайной Вечери и Двенадцати Апостолов. Всю полукруглую стену за алтарем занимали два яруса художественных цветных витражей – образов, среди которых выделялись образа Иисуса Христа, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи. В апреле 1903 года был освящен правый придел – во имя образа Богородицы Казанской, а в октябре того же года – левый, во имя Преподобномученика Андрея Критского и Преподобной Марии. На колоннах расположены хоры, где во время богослужения находился монастырский хор. В нижнем этаже расположена небольшая церковь во имя болгарского святого, небесного покровителя храмоздателя – Преподобного Иоанна Рыльского, освящённая 17 декабря 1901 года. Богато и разнообразно в соответствии с эскизами Н. Н. Никонова были декорированы основные интерьеры монастыря. Сложный по рисунку пол храма выложили из цветных керамических плиток, а окна заполнили красочными витражами. Прекрасными украшениями церковного зала двухъярусные дубовые иконостасы, престолы и жертвенники, выполненные из мрамора, паникадило из чеканной меди. Несколько сдержаннее, но достаточно представительно были оформлены расположенные на втором этаже под алтарём храма помещения, предназначавшиеся для отца Иоанна Кронштадтского. Когда в декабре 1908 г. отец Иоанн скончался, для его погребения послужила небольшая церковь-усыпальница с иконостасом из белого мрамора, устроенная незадолго перед этим в подвальном этаже монастыря тоже по проекту Н.

http://sobory.ru/article/?object=00751

Храм строится всегда с молитвой, во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм — это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов, и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов — везде, где в них есть потребность. И мы верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы, дай-то Бог, чтобы столетия, продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу. Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Ювеналий, всех, кто принимал участие в решении вопроса о строительстве на этом месте храма святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, наши государственные городские власти во главе с мэром Собяниным Сергеем Семеновичем и его команду, которая содействовала строительству на этом святом месте. Также хотел бы выразить благодарность строителям, благоукрасителям и всем, кто сегодня здесь присутствует, за труды и молитвы». Это был репортаж с места события. И ещё небольшой комментарий. В 2012 году, когда Россия праздновала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, Президент России Путин В.В. и Патриарх Кирилл приняли решение восстановить взорванную в ходе той войны французами Иоанно-Предтеченскую церковь. В сентябре 2012 года, во исполнение решения митрополит Ювеналий освятил закладной камень на начало строительства, а спустя 3 года - 18 сентября 2015 г. он освятил и кресты на купола церкви. Восстановление храма осуществил по собственным проектам Московский архитектор Уткин Илья Валентинович. Сегодня в Москве восстановлен древний храм Усекновения главы Святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле. Этот храм- современник Новодевичьего монастыря. Как и весь монастырь, его возведение стало исполнением обета великого князя за присоединение Смоленска, древней отчины русских князей. Концепция возрождения Иоанно-Предтеченского храма

http://sobory.ru/article/?object=34914

Колокольня (ныне разобрана), относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг). В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей. К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. В 1927 году Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. В сохранившихся келейных корпусах до сих пор проживают миряне. 20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря. Обители была передана церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, до революции являвшаяся приходской. Благовещенский приход имел один храм, который существовал в Арзамасе фактически с начала основания города. Именовалась она «Благовещенская на посаде», так как находилась поблизости от крепостных стен, рядом со Спасским монастырем. Была она деревянной, холодной, с двумя приделами: один — во имя святого Иоанна Предтечи и второй — во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Рядом стояла каменная церковь, посвященная трем святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , которая имела тоже придел в честь святителя Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. Прихожанами церкви были преимущественно богатые люди. В 1775 году на месте прежних двух храмов начал строиться новый каменный. Окончательно постройка была закончена в 1788 году. Храм был воздвигнут, по тогдашнему выражению, двухрамовый, то есть внизу теплый, в наверху холодный. В церкви было освящено шесть престолов – те же, что были и в прежних храмах. Архитектура новой церкви была отчасти заимствована с незадолго до этого построенного в Саровской пустыни Успенского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Кроме монастырей, существует еще множество очень разных скитов, келлий, калив. Начиная от маленькой келлийки, где могут быть только дом и крохотная церквушка и где может жить два-три человека, — и заканчивая такими, как Андреевский скит, который больше любого афонского монастыря. Самые большие скиты и келлии — это те, которые когда-то были русскими. Со второй половины XIX века и вплоть до революции 1917 года русское присутствие на Афоне усиливалось с каждым годом и достигало нескольких (от пяти до семи) тысяч человек в начале ХХ века. Однако потом известные события привели к тому, что люди из России перестали приезжать на Афон, поступать в монастыри. Многие русские келлии и скиты были заброшены или перешли к греческим насельникам. Когда-то на Афоне были представлены все православные народы. Сегодня лишь один монастырь не возвращен тому народу, которому принадлежал исторически,— Иверский, то есть грузинский, где находится знаменитая почитаемая икона Божией Матери. Сейчас на Святой Горе есть русский Пантелеимонов монастырь, болгарский — Зограф, сербский — Хиландар. Есть большой румынский скит святого Иоанна Предтечи, где столько же насельников, сколько и в больших монастырях. Но нельзя думать, что монастырь на Афоне — это что-то мононациональное. В каждом из них подвизаются монахи многих национальностей, причем и из тех народов, которые традиционно не принадлежат к Православию. Здесь можно встретить французов, англичан, испанцев, португальцев, китайцев, японцев, американцев, выходцев из африканских стран… Но, конечно, самое удивительное, что есть на Святой Горе,— это не прерывающаяся уже более тысячи лет монашеская традиция, которая сохраняется несмотря на все исторические катаклизмы. Афон ведь тоже переживал и нашествия, и разграбления, и пожары, и войны, и многие другие скорби. Но тем не менее подлинное, настоящее монашеское делание никогда там не прерывалось. В этом огромная ценность Святой Горы. Поэтому очень много людей стремилось и стремится там побывать. Сейчас количество паломников достигает миллиона человек в год. Это очень много для Святой Горы, но братия оказывает им гостеприимство и духовную помощь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2948

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010