Из монастыря фильм приводит нас в деревню Чернавино, на Васильевский погост. Расположен он в живописном месте на другом берегу реки Волхов. Здесь когда-то существовал древний Васильевский монастырь, который в XVII веке дал пристанище валаамским монахам, вынужденным покинуть остров Валаам из-за шведского завоевания. До наших дней сохранились храмы святого Василия Кесарийского и Преображения Господня. Храм Василия Кесарийского нуждается в замене крыши, реставрации куполов. Идут переговоры с комитетом по культуре Ленобласти о восстановлении полов. Отец Филарет надеется, что храм возродится. Спасо-Преображенский храм находится в еще более плачевном состоянии, монастырь пока даже не берется его возрождать. Еще один памятник, о котором идет речь в фильме, — храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. В свое время это был главный храм Старой Ладоги. Вокруг храма располагался мужской Иоанновский монастырь, до наших дней не сохранившийся. В храме совершаются богослужения, но только летом — он и был задуман как «холодный», летний храм. В куполе сохранилась часть росписей. Отец Филарет признался, что есть мечта привести в порядок фасады храма, существует проект воссоздания исторического иконостаса. После демонстрации фильма Александр Ивушкин напомнил, что Никольский храм Староладожского монастыря, по преданию, был воздвигнут по повелению святого благоверного князя Александра Невского как памятник воинской доблести и славы: он был посвящен памяти «загиблых ладожан», которые пали в Невской битве. В этом году исполняется 20 лет началу возрождения древней обители, и к этой дате Волховское телевидение готовит новый фильм. На этом телеканале также осуществляется проект «Беседа у камина» , где отец Филарет отвечает на вопросы, поступившие в студию. «Монастырь и его окрестности — это 26 объектов культурного наследия федерального значения, — обратился к присутствующим отец Филарет. — Храм Рождества Иоанна Предтечи последний раз реставрировался десять лет назад, за это время обветшал. Что касается самой обители, в середине XIX века монастырь был очень богатым, было училище для крестьянских детей, многие монахи переписывались с известными писателями. Монастырь в свое время был полностью разграблен. За 20 лет удалось невозможное: восстановить храм Иоанна Златоуста, братские корпуса. Сейчас наша главная задача — не дать погибнуть Никольскому собору: с 1978 года его собираются реставрировать, но в основном это только разговоры. Необходимо что-то делать и с настоятельским корпусом, время безвозвратно уходит... В советское время кладбище Никольского монастыря было разграблено. Мне рассказали, что в лесу есть раздробленные надгробия. Там были похоронены не только монахи. Сейчас я работаю в архивах, чтобы найти как можно больше имен, чтобы восстановить хоть какую-то историческую справедливость».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1786 г. к монастырю по резолюции преосвященного Иннокентия была приписана церковь во имя Святого великомученика и архидьякона Стефана, бывший мужской монастырь с луга. Церковь эта была каменная и построена в 1546 г. Из-за ветхости церковь Стефана в 1803 г. по требованию губернатора Я.И. Ламбздорфа была отдана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 г. по указу Псковской духовной консистории эта церковь из-за ветхости была разобрана. В начале XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь стал опять увеличиваться в количестве насельниц. Этому способствовали щедрые пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской. В 1803 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю были даны следующие вотчины: 1) земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда; 2) пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбные ловли в Псковском озере. В 1826 г. рыбные ловли и мельницы были от монастыря отняты и взамен них дано ежегодное денежное вознаграждение. Во второклассном Иоанно-Предтеченском монастыре были два каменных храма: во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и придельный во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Главный Иоанно-Предтеченский соборный храм одноэтажный, каменный, холодный. Церковь сложена из земляной, крепкой известковой тесаной плиты вперемешку с четырехугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета каких в Пскове нет. На юго-западной стороне Иоанно-Предтеченской церкви возвышалась двухпролетная звонница, четырехгранные столбики которой были скруглены в средних частях. Главный храм имел придел во имя Святого апостола Андрея Первозванного. На месте прежнего придела, пришедшего в ветхость, в 1845 г. была построена с северной стороны собора каменная, одноэтажная, теплая церковь. Андреевский храм был построен на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина. Причт монастыря состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 г. должность дьякона была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=46874

Когда в царский дворец дошли известия о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2). Спустя три столетия, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с востока. Им и доверил святой Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне, и что после обнаружения честной главы в месте, указанном им во сне, они решили возвратиться к себе обратно. Однако воля Божия была иной—по дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенной ему самим Провидением ношей. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня, Кому он обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам. Однако по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Эмессы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах, и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

К тому же мы знаем не только о паломничествах, совершаемых по завещанию Элис Кук из Хорстеда, что к северу от Нориджа, и из Меттинхэма на юге, но и об изображении святого Вандрегизила в часовне Иоанна Предтечи при церкви святителя Николая в Грейт-Ярмуте – на востоке. В сохранившихся до наших дней отчетах о доходах церкви говорится, что изображение святого Вандрегизила было весьма почитаемым. Существовали и другие изображения, которые, скорее всего, были уничтожены; кроме того, есть и еще завещания , из коих явствует, что в период позднего средневековья церковь святого Вандрегизила в Биксли была широко известным центром почитания этого святого. К каким святыням, хранившимся в этой церкви, приходили паломники, остается загадкой – «благодаря» Реформации с ее иконоборчеством, а кроме того, церковь была существенно перестроена в XIX веке. Однако нет никаких сомнений в том, что церковь до Реформации хранила реликвию святого Вандрегизила, обладавшую, по мнению многих, чудодейственной силой. Важно отметить, что почитание святого Вандрегизила было характерно не только для Восточной Англии, но и для других районов страны – еще до норманнского завоевания. Нам известно, что имя святого Вандрегизила было включено в как минимум три англо-саксонских календаря на юге Англии, вероятно, после возвращения святителя Дунстана Кентерберийского из ссылки в монастырь святого Петра в Генте в 956–957 годах, куда реликвии святого Вандрегизила были перенесены еще до разорения монастыря Фонтенель викингами. Между монастырями в Кентербери и Генте на протяжении X–XI веков существовали прочные связи, поэтому можно предположить, что в то время частицы мощей святого Вандрегизила передавались в значимые духовные центры. Так, нам известно, что частица мощей святого находилась в Кентербери и в монастыре Абингдон рядом с Оксфордом. Хотя до сегодняшнего дня из освященных во имя святого Вандрегизила английских храмов сохранился лишь храм в Биксли, исторические документы свидетельствуют, что святому Вандрегизилу была посвящена не только эта церковь. Из перечня храмов, действовавших в Лондоне до Великого пожара 1666 года, явствует, что и в английской столице был храм во имя святого Вандрегизила – на улице Олд-Фиш-Стрит, близ собора святого Павла. Однако к 1181 году эта церковь уже была посвящена не святому Вандрегизилу, а святой Марии Магдалине, чья память, как и память святого Вандрегизила, тоже празднуется 22 июля.

http://pravoslavie.ru/56436.html

В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года, в 1397 году, сыном князя Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора, так как это был главный праздник Москвы, исторический праздник города. Итак, Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на знаменитой улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского – с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. На протяжении всей своей истории Сретенский монастырь продолжал оставаться центром московских крестных ходов. Во времена общественных потрясений монастырь оставался в центре событий. Храмов было три: каменный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1689 год) с приделом во имя Рождества святого Иоанна Предтечи (1706 год); в честь святой Марии Египетской (1385 год, возобновлен в 1784 году) с приделом во имя Сретения Господня (1706 год); в честь святителя Николая Чудотворца с приделом во имя Всех святых. Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Середина XVII века была временем особого благосостояния Сретенского монастыря. Многие царские паломничества начинались и заканчивались в нем. Царская семья делала ценнейшие вклады в монастырь. Наибольшего расцвета он достиг к самому концу XVII века, при царе Федоре Алексеевиче. В это время в монастыре было развернуто большое строительство. В 20е годы XVIII века монастырское хозяйство стало приходить в упадок. Страшный удар по монастырю нанес московский пожар 1737 года. В 1764 году Сретенская обитель, еще не оправившаяся от пожара, была преобразована в заштатную, и в ней было разрешено пребывание лишь 14 человек. Восстановление монастыря произошло при митрополите Платоне (Левшине) . К концу XVIII века жизнь в монастыре мало-помалу наладилась. В 1812 году монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Бородинское сражение произошло как раз в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Как и в 1612 году, монастырь уцелел во время московского пожара, но был ограблен французами. На территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона. На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя. На втором уровне расположен собор святого Николая - кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов. В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно приходили в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы; в 1960-х годах силами министерства археологии Греции монастырь был восстановлен и в настоящее время действует. Собор Святого Николая Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса - на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом. Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: «Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского - Стрелитзаса».

http://sobory.ru/article/?object=10174

Под настоящей церковью церковь во имя святого пророка Илии; царские двери сень и столбцы писаны красками. Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезой об одной главе, глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Царские двери, сень и столбцы писаны красками. Местные образа: Живоначальной Троицы, в середине шестилистный с 12 праздниками, по полям оклад чеканной серебрянный позолочен, праздники писаны красками; образ Иоанна Предтечи - венец и цата резные серебряные позолочены, ожерелье низано жемчугом, над главою образ Спаса Нерукотворного, венец с коруной серебряный вызолочен; в привесе 8 алтын 2 деньги золоченых и 20 алтын 4 деньги белых, 2 креста серебряных, образ Неопалимой купины и Николая Чудотворца. Над царскими дверьми деисус: Спасителев образ с апостолами 11 икон, образ Казанской Божией Матери в киоте и Николая Чудотворца восьмилистные, паникадило о 12 шандалах. На жертвеннике сосуды оловянные. Книги письменные: пролог, служебник, минея - Январь, Василия Нового Цветословие. На престоле Евангелие печатное в дест, крыто бархатом красным, Распятие и Евангелисты серебряные золочены. Кадило и дароносица серебряные. В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов 8 девиц вкладчиц. Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинского снаряду нет. В ограде святые ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Двое ворот деревянных. В монастыре 2 колодца " . Сохранились имена следующих настоятельниц монастыря: Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1663 г., Феодосия в 1681 г., Екатерина 1702-15 гг., Евфимия в 1727 г., Сусанна 1739-1741 гг. и Неонила в 1764 г. Значительным событием в жизни Ярополча было посещение города царем Федором Алексеевичем в 1677 году. В Введенский храм Вязниковской слободы царь Федор Алексеевич приложил книги: «триодь цветная, октоих, пролог (на год); на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь Царь – Феодор Алексеевич…». В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Но когда кончилась эта постройка, сведений о том не сохранилось. Есть основания полагать, что она тянулась до нач. XVIII в. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи. А это могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=10877

В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов). В память о всех жертвах богоборческой власти при вхо­де в монастырь в сентябре 1995 года был установлен поклонный крест, освящённый Патриархом Алексием II. Монастырь начал интенсивно развиваться и строиться после 1994 года. 9—10 мая 1999 года в монастырском соборе состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского († 1929), бывшего настоятелем монастыря в 1923 году. С осени 1999 года начались занятия в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию. В 2010 году Сретенскому монастырю передали здание школы 1216, которое находилось на месте погоста, где были похоронены погибшие во время Отечественной войны. Через два года его отреставрировали и разместили Сретенскую духовную семинарию. В 2008—2012 годах монастырю перешли в пользование помещения на Рождественском бульваре, некоторые из них ранее занимало Всероссийское музыкальное общество. С 2010 года при лазарете монастыря действует домовой храм праведного Иоанна Кронштадтского, а в корпусе наместника — храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Храмы [ править править код ] Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, преподобной Марии Египетской и Воскресения Христова: Возведён в 1679 году на месте древнего храма XVI века по заказу царя Феодора Алексеевича. В 1706 году к южному фасаду пристроили придел Иоанна Предтечи. Северный придел преподобной Марии Египетской устроен в 2000 году и освящён в 2008 году. Собор выполнен в московско-ярославском стиле, с характерными чертами церковного зодчества эпохи патриарха Никона. Храм двухстолпный, трёхнефный с трёхчастной апсидой, имеет квадратную форму. Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 году по заказу стольника Семёна Грибоедова мастерами костромской школы. Сверху каждая стена храма украшена тремя арками и иконой, расположенной в центре. Собор увенчан пятью куполами, барабан центральной главы световой, остальные имеют декоративные окна.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1503 г.) Святые мученики-воины, равноапостольные Константин и Елена. Фрагмент внутренней росписи храма Монастырь Хумор Хумор, женский монастырь, построен казначеем Теодором Бубуиогом в 1530 г. Был расписан Томой Сучавским в 1535 г. Колокольня воздвигнута Василием Лупу в 1641 г. Монастырь является памятником под охраной ЮНЕСКО и возрожден в 1990-м. Престольный праздник вмч. Георгия. Собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 г.) Похвала Богородицы Огненная река. Фрагмент фрески Страшный суд Сестринский корпус «За здравие» и «за упокой». Места для свеч Поклонный крест Тринитас (Троица) Зимний храм. Монастырь Сучава Собор Иоанна Сучавского Рака с мощами святого Иоанна Сучавского Монастырская могила Нямецкий монастырь Нямецкий монастырь находится к северо-западу от г. Тыргу-Нямц. В этом монастыре подвизался в XVIII в. прп. Паисий (Величковский). Основан в XIV в. В 1497 г. молдавский господарь св. Стефан Великий возвел монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы XVI в. В XV в. монастырь стал центром книгописания, где переписывали рукописи такие известнейшие мастера как книжник, автор многих миниатюр, Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. Собор Вознесения Господня (1497 г.) Собор Вознесения Господня Интерьер храма Румынская икона Господа Иисуса Христа Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери У румынских паломников есть обычай пролезать под чтимыми иконами Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Монастырский двор, в центре которого видны остатки фундамента первого построенного храма Паломнический центр Братское кладбище Костница, расположенная под кладбищенской церковью Братские останки Черепа братии Черепа братии Монах с билом созывает братию на богослужение Насельник монастыря Рака с частицей мощей преподобного Паисия Величковского Главная монастырская лавка Монастырская библиотека Книгопечатный станок Одна из книг, переписанных учениками преподобного Паисия

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery35....

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010