Потом по благословению Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, за ветхостью Владимирская церковь вновь перестроена во имя той же Сретения иконы Владимирской деревянная холодная. В 1730 году, Марта 12, по Указу Синодального казённого приказа, а по прошению Строителя Иеросхимонаха Петра, дозволено построить вторую церковь во имя усекновения главы святого Иоанна Предтечи деревянную тёплую. В 1752 году Февраля 24, по указу Суздальской Духовной Консистории определён сюда в Строители Спасо–Евфимиева монастыря Иеромонах Порфирий; но как братии содержания было недостаточно, то просил он Суздальскую Консисторию о возвращении себя на обещание в тот же Спасо–Евфимиев монастырь, по которому прошению указом, в 1753 году, Марта 17, он в этот монастырь и переведён; а Сеноксарская пустынь приписана к Саровской пустыне. Между тем в 1757 году, по Именному Указу Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, по склонности к уединённому житию, переведён из Александро-Невского монастыря в Саровскую пустынь монах Феодор, родом из дворян, фамилии Ушаковых. Он в 1759 году начал прилагать старание своё о поправлении этой обители, и вскоре пособием знаемых ему Санкт-Петербургских благодетелей возобновил оную построением ограды, келий и прочих зданий, потребных для монастыря, которые были устроены все деревянные. Известившись об этом, бывший тогда Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, повелел ему, Фёдору, в оной Сеноксарской пустыни иметь жительство, куда он и переселился; и в 1762 году, Декабря 13, оным Преосвященным Пахомием рукоположен в Иеромонаха; получив этот сан, и имея в полном смотрении пустыню, начал он вящее прилагать старание о приумножении братии, чему особенно содействовала ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II, по Именному Своему повелению в 1763 году уволив к нему в пустынь из Гвардии и от Двора ВЕЛИЧЕСТВА 12 человек, которые и были пострижены в том же году. Потом, тронувшись этим примером благочестия, другие благонамеренные люди начали приходить туда из всяких званий, особенно же из военных отставных в немалом количестве, тем самым и число братства умножили.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Улицы теперь стали несравненно лучше: они были кривые, их выпрямили и явились новые там, где были пустыри, и везде каменная мостовая, которая в прежнее время существовала только местами; каменных зданий прибавилось мало, но очень много деревянных домов и весьма красивых; вообще я нашел, что город очень изменился, но к лучшему. На следующий день я был в церкви Живоначальной Троицы (на Ленивой площадке), где почивают мощи преподобного Герасима, и служил молебен. Зимнюю церковь теперь распространяют. Оттуда я заехал к обедне в Горний Успенский девичий монастырь. Игуменья приняла весьма приветливо, и для меня обедню пели по нотам и очень удачно. Настоятельские кельи теперь каменные, и также корпус, в котором училище, чего прежде не было; кельи монашеские, хотя и деревянные, но построены хорошо и расположены правильно в линию, прежде же они были строены где как пришлось. Побывал я и в Прилуцком монастыре за Архангельской заставой верстах в 4 от города. С левой стороны, неподалеку от дороги, стоит церковь святого Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни, которая была прежде монастырем, но после нашествия Литвы и разграбления монастырь остался упраздненным. Эта Дюдикова пустынь с давнего времени причислена была к Николо-Угрешскому монастырю и состояла за ним до 1627, или 1628 года, когда по просьбе вологжан была от монастыря взята и отдана к посаду, а Угрешскому монастырю был дан в обмен Кременской посад близ Боровска. В Прилуцком монастыре я застал обедню и служил молебен преподобному Димитрию и преподобному Игнатию. Я нашел, что монастырь против прежнего мало изменился. Я посетил отца-казначея, который принимал меня в тех покоях, где помещался преосвященный Варлаам, только что перед тем уехавший. Помещение очень хорошее, просторное и со сводами, по-старинному. Здесь пребывал на покое преосвященный Ириней (Нестерович) 74 . Одна из комнат расписана (но далеко не художественно) картинами, изображающими сотворение мира. С одной стороны пристроена терраса, с которой открывается вид на всю Вологду и окрестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. В основу устава легли правила общежития, составленные преподобным Феодором (Ушаковым). Начальница общины избиралась сестрами и утверждалась архиереем, в обитель принимались только прошедшие «искус» — от месяца до года — послушницы. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий, к 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли. 21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители — около 500 человек — приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия». 5 февраля 1898 года настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения (Страгородская), тетка будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), была возведена в сан игумении. К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было 3 храма: пятиглавый холодный Вознесенский, построенный и освященный в 1787 году игуменом Санаксарского монастыря Венедиктом, с пределами во имя Киево-Печерских святых, святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Рождества Иоанна Предтечи, Казанской иконы Божией Матери, Боголюбской иконы Божией Матери; 3-этажная Успенская церковь с приделом во имя Алексия, человека Божия, построенная на месте Алексеевской церкви в 1798-1805 годах; церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника в двухэтажном больничном корпусе, построенном в 1825-1827 годах.

http://sobory.ru/article/?object=07873

В октябре 1931 года отец Иоанн по собственному прошению был освобожден от должности настоятеля. Весной следующего года он был вновь принят в число валаамской братии и направлен на проживание в столь любезный его сердцу скит святого Иоанна Предтечи. В 1933 году он был пострижен в схиму с именем Иоанн. Все внимание схимника было направлено на внутренне делание, на стояние пред Господом, трезвение. Летом 1937 года пришлось отцу Иоанну перебраться из любимого им Предтеченского скита в монастырь, где он исполнял послушание помощника братского духовника, принимал на откровение паломников, а также нес чреду священнослужения. В марте 1940 года после подписания мирного договора Валаамский архипелаг отошел к Советскому Союзу. Отец Иоанн был вынужден покинуть родную обитель и эвакуироваться вместе с братией в Финляндию. Новое место для монастыря было найдено в местечке Паппиниеми на живописном пологом берегу озера Юоярви. Впоследствии монастырь получил название Нового Валаама. Уединенность места, живописная природа, лес – все напоминало братии оставленный родной Валаам. Старец поселился в угловой комнате на втором этаже двухэтажного деревянного дома. И на Новом Валааме схиигумен Иоанн нес послушание духовника. У двери кельи старца стояла скамья: на исповедь к духовнику приходили братья и паломники и, когда исповедников было несколько, ожидавшие своей очереди садились на эту скамью. Кельей старца служила небольшая скромная комната, из окна которой открывался прекрасный вид на тихое озеро. В свободное время отец Иоанн принимал участие в общих монастырских послушаниях – летом работал в поле, зимой рубил дрова. Главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырских послушаний время стала переписка с его духовными чадами, которым он посылал весточки почти до самой своей кончины. В своих наставлениях, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. В своих посланиях он старался внимательно разобраться в вопросах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка - старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь - «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу - содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя. Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых - цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе 1/14 марта 1638г. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

Место в том же году было очищено и обнесено стенами, на деньги, присланные из Испании, была построена церковь . В благодарность за пожертвования, новосозданный монастырь был предоставлен испанским монахам (орден святого Франциска является, как известно, международным). До сих пор гвардиан (настоятель монастыря) выбирается обязательно из испанцев. Храм не очень большой, но запоминается подчеркнутой красотой и строгостью. Мощные колонны делят его на три нефа – с куполом посредине, из барабана которого яркий свет заполняет внутреннее пространство храма. Главный алтарь посвящен праведному Захарии, и запрестольный образ изображает его в момент явления ему Ангела, возвещающего ему о рождении сына. Правый придел посвящен святой Елизавете (запрестольный образ изображает посещение ее Пресвятой Девой Марией). Главная святыня храма находится в левом приделе – пещера, ставшая местом рождения Предтечи. Мы спускаемся туда по восьми ступеням и под небольшим мраморным престолом видим шесть серебряных неугасимых лампад над резной мраморной звездой с лучами. Латинская надпись гласит: Hic praecursor Domini natus est, т.е. «Здесь родился Предтеча Господень». Вокруг находится пять рельефных изображений из белого мрамора в черной мраморной оправе, посвященных основным событиям жития Иоанна Крестителя: его рождество, встреча Елизаветы и Марии, проповедь в пустыне, крещение Иисуса Христа на Иордане и усекновение главы Иоанна. Эти барельефы – подарок неаполитанского короля. Своды и стены пещеры обложены мрамором, пол украшен разноцветной мозаикой. Картины, украшающие стены храма, – старинной испанской школы. Одна из икон («Иоанн Креститель в пустыне») принадлежит, по преданию, кисти Мурильо. Выйдя из монастыря и направившись вниз по склону в направлении к холму, ограждающему долину с юга, на котором расположен Русский Горненский монастырь, мы встречаем на окраине поселка, у самого подножья Горненского склона, мечеть, построенную над упомянутым Источником Марии. По преданию, Пресвятая Богородица во время трехмесячного пребывания у своей двоюродной сестры Елизаветы ходила сюда за водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Последуем же за этими обрадованными путешественниками и познакомимся подробно с одною из тех великих святынь, ради которой они явились, о которой мечтали и, увидя которую, почувствовали себя вознаграждёнными за все невзгоды далёкого и трудного путешествия. II Посмотрим на богомольцев, когда они перешли реку Днепр, через большой цепной мост. Вот они у часовни святого Николая Чудотворца. Помолились, и медленно, но с душевной бодростью, подымаются дальше. Обогнув монастырь Никольский, богомольцы выходят к валу Печерской крепости. Ещё несколько шагов и перед нами – святые ворота Киево-Печерской Лавры! Все стараются так войти в Киев, чтобы прежде всего прослушать обедню в великой Лаврской церкви. Наибольшая радость охватывает их, если удалось прийти в такой день, когда обедню служит митрополит: тогда счастье их неописуемо, ибо приходится начать поклонение святыням при такой торжественной обстановке, которую многим и многим довелось видеть в первый и, может быть, в последний раз в жизни. Ныне Киево-Печерская Лавра состоит из четырёх частей: 1) Великая лаврская церковь , иначе – собор, 2) Больничный монастырь (внутри Лавры, у св. ворот), 3) Ближние, или Антониевы, пещеры, 4) Дальние, или Феодосиевы, пещеры. В Лавру ведут трое ворот: западные – святые, куда обыкновенно и направляются богомольцы, восточные – пещерные, через которые ведёт дорога к пещерам, и северные – в сторону Спаса на Берестове. Великая лаврская церковь иначе называется собор Успения Пресвятые Богородицы. Это – величественное каменное здание, имеющее в длину 63 аршина, в ширину – 61 аршин и в высоту – 66 аршин. Снаружи со всех сторон храм имеет множество украшений, состоящих из лепных работ и священных изображений. Семь позолоченных куполов завершают это почти квадратное здание. Войдём внутрь её. Здесь церковь имеет крестообразный вид. В ней девять престолов, из коих главный – престол Успения Пресвятой Богородицы. Престолы находятся вверху и внизу. В первом этаже с правой стороны – Архистратига Михаила и Иоанна Богослова, а с левой Архидиакона Стефана и Иоанна Предтечи; во втором – на хорах; с правой стороны – св. Андрея Первозванного и преп. Феодосия Печерского , а с левой – Преображения Господня и преп. Антония Печерского. Трудно описать все достопримечательности великой церкви; пришлось бы очень долго говорить, потому что в церкви этой всё и всюду привлекает взор молящегося, на всём и всюду останавливает он своё благоговейное внимание. Есть книжки, в которых описывается всё в полноте; каждый желающий ищет и находит в Лавре монаха – проводника, который всё объясняет. Нам надо познакомиться со многим ещё, и потому мы остановимся здесь только на главнейших предметах великой святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году. Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима. В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

http://sobory.ru/article/?object=30431

Молебен прп. Александру Свирскому в храме, построенном в его честь, отслужил священник Вячеслав Шестаков, клирик храмов на Варварке. По окончании молебна он поздравил всех с восстановлением еще одного придела Покровского храма. «Эта церковь устроена для того, чтобы память о Казанской победе, о молитвенном предстательстве прп. Александра Свирского сохранялась в русском народе из поколения в поколение», -- сказал о.Вячеслав. Реставрационные работы, проведенные в приделе Александра Свирского, явились основой для создания экспозиции, представляющей образ святого. Экспонирующиеся иконы отражают как исторические причины особого почитания святого Иоанном IV - царственным строителем собора, так и иконографию самого преподобного. Так, образ «Троицы Ветхозаветной», размещенный над южным входом, напоминает о чуде явления Александру Свирскому Пресвятой Троицы в виде трех ангелов, как ветхозаветному Аврааму. Это единственный случай в русской агиологии. Позднее именно на месте этого явления был основан Свирский Свято-Троицкий монастырь. Над вторым входом помещен образ Иоанна Предтечи, ангела Ивана Грозного, что напоминает об особом отношении царя к преподобному. Помимо замечательной житийной иконы святого начала XVIII в. в местном ряду иконостаса, в экспозиции представлены несколько икон Александра Свирского XVI-XVII вв., раскрытые от позднейших записей специально для экспозиции. Как рассказала журналистам художник-реставратор Ирина Чугреева, в храме не сохранился подлинный иконостас, а поздний иконостас был разобран в 1920-е гг. Понадобились «героические усилия» известных реставраторов тех же 20-х гг., чтобы собрать Деисусный чин тяблового иконостаса из новгородских икон второй половины XVI в., т.е. близких Александру Свирскому и по времени, и по происхождению (он родился в приладожском селе). Храм прп. Александра Свирского, как и все церкви-приделы Покровского собора, очень мал по площади. Отвечая на вопрос о возможности проведения богослужений в церкви прп. Александра Свирского, А. Шкурко сказал, что, по согласованию со священноначалием Русской Православной Церкви, богослужения будут совершаться в престольный праздник Свирского святого и, возможно, в некоторые двунадесятые праздники.

http://pravoslavie.ru/27730.html

В годы войны в Черногории оказались важнейшие святыни Русской Православной Церкви – так называемые Мальтийские или Гатчинские святыни: Филермская икона Божией Матери, нетленная десница (правая рука) Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня, привезенные в Россию с Мальты при ставшем гроссмейстером Мальтийского ордена императоре Павле I и хранившиеся поочередно в Зимнем дворце Санкт-Петербурга или Павловском соборе Гатчины. Осенью 1919 г. они были вывезены из Гатчины отступавшими белыми войсками в Эстонию, затем переданы проживавшей в Дании русской императрице Марии Федоровне, а после ее смерти в 1928 г. – Архиерейскому Синоду РПЦЗ в Сремских Карловцах. В конце 1932 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) передал Гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру, который сначала поместил их в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в церковь загородного дворца на острове Дединьи. В докладе Владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить». [vi] К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто. 8 апреля 1941 г. король Югославии Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря. Монастырь был основан в XVII веке, имел два храма (Святого Креста, 1665 г. постройки, и Введения Божией Матери, 1774 г.) и славился мощами чудотворца и целителя святого митрополита Захумско-Герцеговинского Василия (Йовановича, 1610–1671).

http://bogoslov.ru/article/1158253

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010