В конхе диаконника - композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», в нише - св. Иосиф с Младенцем Иисусом на руках. На сев. и зап. стенах наоса в виде фриза разворачиваются сцены Страстей Христовых. Цикл начинается в апсиде с композиции «Омовение ног». В нижних регистрах стен изображены св. воины. В юж. части храма на пилястре представлена сцена «Перенесение мощей св. Иоанна Нового в Сучаву». Это событие состоялось в правление господаря Александра Доброго. Несколько выше находится образ св. Стефана Великого. На юж. стене, рядом с иконостасом, была открыта фреска с изображением боярского семейства Мовилэ. В центре композиции изображена рака с мощами вмч. Иоанна Нового Сочавского, рядом - коленопреклоненный митр. Георгий (Мовилэ); по обеим сторонам раки - группы людей, во главе каждой - господари Иеремия и Симеон Мовилэ, далее изображены их супруги, княжны, дворяне в пышных одеяниях. В правой части наоса находится вотивная композиция. В сопровождающей ее надписи говорится о перенесении мощей св. Иоанна Нового в 1589 г., в день Рождества св. Иоанна Предтечи, из ц. Мирэуци. Фреска пострадала при возведении каменного балдахина над мощами святого. После разрушения в кон. XVIII в. стены, разделявшей наос и нартекс, был утрачен образ Спасителя, принимавшего из рук вмч. Георгия макет церкви. Пострадала также верхняя часть фигуры главного ктитора Богдана III, но сохранилось изображение господаря Штефэницэ, исполненное в монументальном стиле. В нартексе имеется изображение иерарха в камилавке, которого исследователи считают Митрополитом Феоктистом II. Это самое древнее изображение молдав. иерарха в храмовой живописи страны. Фрески, украшающие фасады храма, были исполнены при господаре Петру Рареше (1532-1534). Хорошо сохранились фрески юж. фасада: «Акафист Богоматери», «Осада Константинополя», «Притча о блудном сыне», «Древо Иессеево» - и образы античных философов Платона, Аристотеля и др. Деревянный резной барочный иконостас 1796 г. был обновлен худож. А. Стрэжеску в 1870 г. В мон-ре хранятся позолоченная серебряная рака вмч. Иоанна Нового и резной кипарисовый крест, сделанный в 1550 г. мастером «попом Никифором» для митрополита Григория (Рошки). Лит.: Biserica Sfîntul mare mucenic Gheorghe (Mnstirea Sf. Ioan Cel Nou) din Suceava//Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. P. 155-162; Dr gu V. L " art roumain: Préhistoire, Entiquité, Moyen Âge, Renaissance, Baroque. Bucur., 1984. P. 230-231. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/577904.html

После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть - в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна. Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, " по горячим следам " . С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии. В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма. 11 сентября 2012 г., в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма. 23 марта 2015 г. благочинным Московской епархии был направлен циркуляр о сборе пожертвований на строительство во исполнение решения совещания викариев, благочинных, председателей отделов и комиссий Московской епархии от 10 марта 2015 г. о проведении акции «именные кирпичи».

http://patriarchia.ru/db/text/4555585.ht...

В начале XVII b. в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием русских царей вскоре восстановлена. В 1701 году после указа Петра I в обители построили «каменную крестовую палату с сенями», это были, видимо, настоятельские кельи у Святых врат, а в 1753 году территорию Ивановской обители огородили каменной стеной. В середине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 года и пожаром 1748 года, но в 1761 году монастырь был возобновлен щедротами императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления. Так, в XVI b. в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале XVII b. в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале XIX вв. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 году настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т. к. после смерти Екатерины II в 1796 году к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX b. настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 году и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1867 году обители выделили участок государственного леса и 265 десятин пахотной земли. Согласно штату монастырь получал от казны государства 1.564 рублей в год. Кроме того, ему поступали прибыли от трех мукомельных водянных мельниц. На территории монастыря находились два храма: соборная холодная Рождества Пресвятой Богородицы в форме корабля с двумя большими пятиэтажными башнями на юго-восточной стороне, в одной из них находится колокольня, а в другой - башенные часы; другой - теплый во имя святителя Николая Чудотворца. В холодной церкви находилась с правой стороны особо чтимая икона Божией Матери " Шкаплерная " католиками, которая изображалась без Предвечного Младенца Иисуса с семью мечами в сердце. Во время управления монастырем кармелиты учредили здесь " Шкаплерное братство " , члены которого носили на груди и плечах небольшие кусочки ткани в виде сердца с вышитым на них имена Пресвятой Девы Марии. Первая игумения монастыря Василиса открыла при обители Сиротское училище для девочек всех сословий. Ее преемница Алевтина занималась благоустройством монастыря. Третья игумения Варсанофия построила В 1878 году дом для прихожан и помещение для монастырской школы, в которой девочки учились письму, рукоделию, а также им преподавали элементарные знания по Закону Божию и другие предметы. Следующая игумения Елевферия открыла на территории монастыря в 1902 году больницу с аптекой, при которой была пристроена церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, а также вокруг монастыря была ограждена каменная ограда. 13 июля 1908 года обитель праздновала свое 50-летие. В знак отличия этой знаменательной даты игумения Леонида открыла в обители двухгодичную женскую школу. На то время монастырь достиг своего высшего расцвета. В его стенах проживали 206 монахинь и 18 рясофорных. В 1914 году в Городищенском женском монастыре проживало 67 монахинь и 167 послушниц. В 1920 году советская власть закрыла монастырь. Одна часть монахинь поселились в другие женские обители, другая - у своих ближайших родственников.

http://sobory.ru/article/?object=26208

В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест. Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь. В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня. В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

http://sobory.ru/article/?object=42315

На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779 гг.).Колокольню к началу ХХ в. украшали часы-куранты. Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. Были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад. К началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края. Главной святыней монастыря была Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее, а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II и пожертвовала на нужды фронта жемчуг. Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. Кроме этих двух главных святынь пользовалась почитанием богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.

http://sobory.ru/article/?object=20477

По материалам книги «Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь». - Владимир, 2002, с.300 " ... Получив в монашестве имена Ирина и Александра, новоявленные сестры основали Введенский женский монастырь на уступе Мининой горы. Впервые как новый, он упоминается в 1629 году (Ф.Мстиславский скончался в 1622 году). Тогда в нём было более 40 монахинь. Скорее всего, обитель стала ... " Полный текст статьи Владимира Ушакова " Святые места. Введенский женский монастырь " во владимирской областной газете " Призыв " от 06.03.2008 можно посмотреть в её интернет-версии по ссылке http://www.prizyv.ru/archives/328824 Основана обитель была на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники. В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь. При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя святого пророка Илии. До постройки каменных церквей в кон. XVII в. монастырь имел следующий вид: " В монастыре соборная деревянная церковь об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянной, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов. В церкви царские двери, сень и столбцы резные золочены, над царскими дверьми корона резная золочена. По правую сторону царских врат образа: Воскресение Христово, на нем 2 венца и 2 цаты серебряные резные золочены, Введения Пресвятой Богородицы 6 венцов резных, у Богоматери и иных святых 3 поднизи жемчужные; пред образом лампада медная луженая на железном подсвечнике; образ о Тебе радуется - 3 венца серебряных басемные золочены, и образ Достойно есть. По левую сторону: образ Похвалы Пресвятой Богородицы, писан красками, образ Многоцелебныя Пресвятой Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, образ преподобной Марии Египетской писан золотом и красками. У местных икон 2 лампады медные на цепях, у них 2 кисти, золотая и шелковая. Две свечи поставных деревянных. Над царскими дверями деисус со Спасителевым образом, апостолов 13 икон, праздников 13, пророков 15 и праотцов 15 икон, в потолке Спасов образ; паникадило медное о 2 ярусах 16 шандалов, другое паникадило спускное о 6 шандалах. На престоле Евангелие печатное в десть, антиминс печатный, 2 креста благословящих обложены серебром басемным; над престолом шатер покрыт тесом на столбах; за престолом образ Одигитрия Пресвятой Богородицы. На жертвеннике сосуды серебрянные вызолоченные весу 2 фунта 83 золотника.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Сначала построенный монастырь был причислен к Московской епархии. С 1680 по 1731 годы он был приписан к Заиконоспасскому монастырю. В 1744 году монастырь был причислен ко Крутицкой епархии. И в 1751 году в нем была размещена переместившаяся сюда из Вяземского Предтечевского монастыря семинария, которая дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Затем монастырь был снова приписан к Московской епархии, а семинария в 1776 году была распущена. Согласно описи 1763 года в состав монастыря входили следующие здания и сооружения: соборная каменная пятиглавая церковь во имя Всех Святых с одним престолом; каменная одноглавая церковь Покрова Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Дамаскина (была первоначально построена в 1638 году при патриархе Иоасафе); каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и немецкими часами с боем; деревянные одноэтажные настоятельские кельи; каменные и деревянные одноэтажные братские кельи; двухэтажное каменное здание с кухней и погребом. Вначале в нем размещалась семинария, а затем трапезная и другие службы. В то время монастырю принадлежали и четыре часовни, находившиеся вне его территории: подмонастырская с каменной палаткой; в Китай-городе у Москворецких ворот; на Таганке, на расстоянии немногим более километра от монастыря, деревянная; на Первой Мещанской улице, каменная с кельей для часовника. Она с давних пор принадлежала монастырю и именовалась Покровской. В ней было семь старинных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Божией Матери, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери и Святая Троица. В ней останавливались богомольцы по пути следования в Троице-Сергиеву Лавру, призывая на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим Покровом. С 1763 года в монастыре были учреждены духовные штаты, и им стал управлять игумен Варлаам. Хозяйство монастыря было небольшое, и доходов было недостаточно для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии здания храмов и другие постройки. Поэтому в 1783 году в результате обветшания ограду монастыря, а затем и обе церкви пришлось разобрать.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010